НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ АГЕНТЫ В КУРАТОРСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАКТИКАХ ART&SCIENCE
|
Введение 2
Глава 1. К методологии исследования и концептуализации феномена «нечеловеческого» 7
1.1 К теории феномена «нечеловеческое» 8
1.2 Теория Ассамбляжей 10
1.3 Акторно-сетевая теория 12
1.4 Объектно-ориентированная онтология 15
1.5 Теория киборгов 17
1.6 Онтологический театр 19
Выводы из 1 главы 21
Глава 2. Кураторские и художественные практики Art&Science 23
2.1 Кураторские проекты 24
2.2 Художественные проекты 29
Выводы из 2 главы 32
Глава 3. Проекты «@f*ckyourhumanconcepts» и «Техники тела 2.0» 33
3.1 Описание 34
3.2 Техническое описание 34
3.3 Дизайн интерфейса 35
3.4 Архитектура взаимодействия 36
Выставочный проект «Техники тела 2.0» 36
Концепция выставочного проекта 36
Художественные работы 37
Список литературы 41
Глава 1. К методологии исследования и концептуализации феномена «нечеловеческого» 7
1.1 К теории феномена «нечеловеческое» 8
1.2 Теория Ассамбляжей 10
1.3 Акторно-сетевая теория 12
1.4 Объектно-ориентированная онтология 15
1.5 Теория киборгов 17
1.6 Онтологический театр 19
Выводы из 1 главы 21
Глава 2. Кураторские и художественные практики Art&Science 23
2.1 Кураторские проекты 24
2.2 Художественные проекты 29
Выводы из 2 главы 32
Глава 3. Проекты «@f*ckyourhumanconcepts» и «Техники тела 2.0» 33
3.1 Описание 34
3.2 Техническое описание 34
3.3 Дизайн интерфейса 35
3.4 Архитектура взаимодействия 36
Выставочный проект «Техники тела 2.0» 36
Концепция выставочного проекта 36
Художественные работы 37
Список литературы 41
Работа посвящена исследованию феномена «нечеловеческого» в контексте современного технологического искусства (Art&Science). Осмысление феномена «нечеловеческого» последние десятилетия занимает одну из центральных позиций в поле философского и художественного знания, базируясь на дискурсивных полях таких дисциплин как философия, социология, теория и практика современного искусства, спекулятивный дизайн и т.д.
Понятие «нечеловеческого» подразумевает под собой огромный пласт исследований, который проходит красной нитью через исследования XX и XXI веков. Философы, социологи, антропологи предлагают собственные системы координат для описания этого феномена через понятийные аппараты собственных дисциплин.
В рамках нашей работы будет предложено осмысление «нечеловеческого» как действующего агента в системе отношений человеческое-нечеловеческое. Мы предпримем попытку продемонстрировать то, как сегодня мы можем эмансипировать «нечеловеческое» через его способность к действию, которая приводит к конструированию плоской, неиерархичной онтологии.
Для нашего исследования очень важным является понимание «нечеловеческого» в связке с практиками современного технологического искусства - Art&Science, которое будет служить фундаментом для практического описание отношений человеческое- нечеловеческого и концептуализации и исследования феномена «нечеловеческого», как действующего лица этих отношений.
Актуальность исследования также заключается в недостаточной о изученности проблематики, затрагиваемой в данной работе применительно к сфере дизайна и современного искусства, а также неоднозначности понимания феномена «нечеловеческого» в связи с междисциплинарным характером его исследований в рамках различных научных и философский дисциплин и направлений.
Говоря о степени изученности проблемы, отметим ряд исследователей, которые в своих работах так или иначе затрагивают центральную проблему данного исследования, а именно - осмысление феномена «нечеловеческого» и предлагают собственные системы координат для исследования и концептуализации феномена «нечеловеческого» в рамках своей исследовательской базы и опыта.
Во-первых, работы Бруно Латура и его проект акторно-сетевой теории (АСТ), которую он разрабатывал в соавторстве с Джоном Ло и Мишелем Калоном. Исследователи показывают логику отношений человеческое-нечеловеческое, выстраивают собственную плоскую неиерархическую онтологию и провозглашают манифест о том, что вещи в сегодняшнем мире дают отпор.
Во-вторых, исследования Мануэля Деланда и его теоретический проект «Теория Ассамбляжей». Деланда развивает в своем собственном теоретическом проекте историю про эмансипацию всего неживого и нечеловеческого. Центральное понятие философской системы координат Деланда - ассамбляж.
В-третьих, работы Грэма Хармана и его «Объектно-ориентированная онтология». Харман развивает собственные идеи и выстраивает собственную объектно - ориентированную онтологию. По мнению Хармана действующим лицом отношений человеческое-нечеловеческое могут выступать и заводы, и люди, и рой пчел - все они будут 3 равны в рамках его исследовательского и дискурсивного поля.
В-четвертых, исследования и проекты Дмитрия Булатова. В частности, его работа «Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии». Дмитрий Булатов в сборнике статей «Эволюция от кутюр» наряду со своими коллегами развивает идеи постчеловеческого дискурса с позиций современного технологического искусства (Art&Science) и современной науки и философии. На сегодняшний день существует достаточно противоречий, разбивающих классическую науку, философию, искусство и их концепты. Булатов и его коллеги развивают идеи постчеловеческого. А также антология Булатова «Biomediale», где производится описание биотехнологического искусства и науки, работающей с биомедициной и тканевой и генной инженерией. Исследователи, художники, теоретики, ученые - материал представлен с самых разных точек зрения.
Упомянем проекты Дмитрия Морозова, которые станут важной практической базой для нашего исследования. Во 2 главе мы проанализируем и опишем ряд из них для наглядного подтверждения теоретической базы. Работы арт-группы «Куда бегут собаки» также будут использованы для подтверждения наработанного теоретического материалы.
В-восьмых, мы коснемся работ Дилана Тригга.
Говоря об аналогичных проектах, реализованных в рамках полей современного искусства и дизайна. Рассмотрим их далее вкратце.
Во-первых, это художественный проект российской художницы Елены Никоноле «deus X mchn» (подробнее).
Во-вторых, Creative adversarial network (CAN), которая была разработана командой ученых из Лаборатории искусственного интеллекта и искусства (The Art &AI Laboratory) Ратгерского университета в Нью-Джерси (подробнее).
В-третьих, художественные проекты Дмитрия Морозова «Electropollock», «digioxide» и другие.
В-четвертых, художественные проекты арт-группы «Куда бегут собаки» «1,4,19...» и другие (подробнее).
Проблема данного исследования - как трансформируется онтологическая позиция нечеловеческого в рамках художественной и кураторской практики современного технологического искусства?
Объект исследования - феномен «нечеловеческое».
Предмет исследования - нечеловеческие агенты в практиках современного технологического искусства.
Цель магистерской диссертации - осмысление онтологического статуса нечеловеческого в рамках дискурсивного и практического полей современного технологического искусства на примере собственного Art&Science проекта - алгоритма, генерирующего концепции выставочных проектов.
Исходя из цели, для нашего исследования были поставлены следующие задачи:
1) Произвести описание и анализ основных философских и научных течений и направлений, рефлексирующих феномен нечеловеческого в связке с человеческим и его онтологический статус.
2) Очертить границы собственного понятийного, языкового и дискурсивного аппарата исследования.
3) Дать определение «нечеловеческого».
4) Дать определение современного технологическому искусству - Art&Science.
5) Рассмотреть примеры художественных работ из области современного
технологического искусства.
6) Рассмотреть примеры кураторских проектов из области современного
технологического искусства.
7) Произвести полное и целостное описание собственного художественного и кураторского проекта.
Хронологические рамки исследования - конец XX - первые десятилетия XXI вв.
Подходы, используемые в нашем исследовании - во-первых, акторно-сетевая теория Бруно Латура, во-вторых, теоретический проект Мануэля Деланды «Теория ассамбляжей».
В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования, как анализ литературы по теме исследования, сравнительный анализ, исторический метод, описательный метод.
Теоретической базой исследования выступают работы Мануэля Деланда «Новая философия общества. Теория ассамбляжей и социальная сложность», Грэма Хармана «Четвероякий объект. Метафизика вещей посоле Хайдеггера», Бруно Латура «Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию», Дмитрия Булатова «Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии» и «По ту сторону медиума: искусство, наука и воображаемое технокультуры».
Базой проекта выступают работы Дмитрия Морозова «Electropollock», «digioxide» и другие, работы арт-группы «Куда бегут собаки» «Запахи тела», «1,4,19...», Елены Никоноле «deus X mchn» и другие и ряды других современных российских и мировых художников и кураторов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Исходя из современных теоретико-методологических подходов, нечеловеческое может определяться через агентность как возможность автономного действия в сетях агентов.
2) Нечеловеческое в экспериментальных практиках art&science может быть реализовано в формате алгоритма (программного кода).
3) Нечеловеческое может существовать в рамках единой онтологической сети с человеческим.
Научная новизна нашего исследования заключается в осмыслении феномена «нечеловеческого» через, во-первых, его взаимоотношения с бинарным феноменом человеческого, во-вторых, через художественные и кураторские практики современного технологического искусства (Art&Science).
Теоретическая значимость исследования заключается в использовании опыта данной работы в дальнейших исследованиях, направленных на изучение феномена «нечеловеческого» в контексте современного технологического искусства (Art&Science).
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение. В первой главе мы будем рассматривать и анализировать основные течения и направления, исследующие феномен «нечеловеческого». Это проекты Бруно Латура (Акторно-сетевая теория), Мануэля Деланда («Теория ассамбляжей»), Грэма Хармана («Объектно-ориентированная онтология»), Донна Харауэй «Теория киборгов»). Также, в первой главе, дадим определения основным понятиям и феноменам нашего магистерского исследования для построения собственной дискурсивной и языковой системы координат.
Во второй главе мы сосредоточимся на анализе и описании кураторских и художественных проектов из области современного технологического искусства (Art&Science). Рассмотрим наиболее значимые и эпохальные проекты известных кураторов, развивавших и развивающих дискурсивное поле технологического искусства и проекты художников.
В третьей главе произведем описание нашего собственного художественного проекта «@F*ckyourhumanconcepts» и кураторского проекта «Техники тела 2.0» который представляет собой алгоритм, генерирующий кураторские и художественные высказывания. Основой данного проекта будет алгоритм, который будет представлен (экспонирован) в виде планшета, подключенного к сети Интернет.
Также в рамках третьей главы дадим полное описание проекту, произведем полное описание технической части, приведем примеры похожих проектов, которые были реализованы при помощи искусственных нейронных сетей и алгоритмом, написанных на программных кодах.
Понятие «нечеловеческого» подразумевает под собой огромный пласт исследований, который проходит красной нитью через исследования XX и XXI веков. Философы, социологи, антропологи предлагают собственные системы координат для описания этого феномена через понятийные аппараты собственных дисциплин.
В рамках нашей работы будет предложено осмысление «нечеловеческого» как действующего агента в системе отношений человеческое-нечеловеческое. Мы предпримем попытку продемонстрировать то, как сегодня мы можем эмансипировать «нечеловеческое» через его способность к действию, которая приводит к конструированию плоской, неиерархичной онтологии.
Для нашего исследования очень важным является понимание «нечеловеческого» в связке с практиками современного технологического искусства - Art&Science, которое будет служить фундаментом для практического описание отношений человеческое- нечеловеческого и концептуализации и исследования феномена «нечеловеческого», как действующего лица этих отношений.
Актуальность исследования также заключается в недостаточной о изученности проблематики, затрагиваемой в данной работе применительно к сфере дизайна и современного искусства, а также неоднозначности понимания феномена «нечеловеческого» в связи с междисциплинарным характером его исследований в рамках различных научных и философский дисциплин и направлений.
Говоря о степени изученности проблемы, отметим ряд исследователей, которые в своих работах так или иначе затрагивают центральную проблему данного исследования, а именно - осмысление феномена «нечеловеческого» и предлагают собственные системы координат для исследования и концептуализации феномена «нечеловеческого» в рамках своей исследовательской базы и опыта.
Во-первых, работы Бруно Латура и его проект акторно-сетевой теории (АСТ), которую он разрабатывал в соавторстве с Джоном Ло и Мишелем Калоном. Исследователи показывают логику отношений человеческое-нечеловеческое, выстраивают собственную плоскую неиерархическую онтологию и провозглашают манифест о том, что вещи в сегодняшнем мире дают отпор.
Во-вторых, исследования Мануэля Деланда и его теоретический проект «Теория Ассамбляжей». Деланда развивает в своем собственном теоретическом проекте историю про эмансипацию всего неживого и нечеловеческого. Центральное понятие философской системы координат Деланда - ассамбляж.
В-третьих, работы Грэма Хармана и его «Объектно-ориентированная онтология». Харман развивает собственные идеи и выстраивает собственную объектно - ориентированную онтологию. По мнению Хармана действующим лицом отношений человеческое-нечеловеческое могут выступать и заводы, и люди, и рой пчел - все они будут 3 равны в рамках его исследовательского и дискурсивного поля.
В-четвертых, исследования и проекты Дмитрия Булатова. В частности, его работа «Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии». Дмитрий Булатов в сборнике статей «Эволюция от кутюр» наряду со своими коллегами развивает идеи постчеловеческого дискурса с позиций современного технологического искусства (Art&Science) и современной науки и философии. На сегодняшний день существует достаточно противоречий, разбивающих классическую науку, философию, искусство и их концепты. Булатов и его коллеги развивают идеи постчеловеческого. А также антология Булатова «Biomediale», где производится описание биотехнологического искусства и науки, работающей с биомедициной и тканевой и генной инженерией. Исследователи, художники, теоретики, ученые - материал представлен с самых разных точек зрения.
Упомянем проекты Дмитрия Морозова, которые станут важной практической базой для нашего исследования. Во 2 главе мы проанализируем и опишем ряд из них для наглядного подтверждения теоретической базы. Работы арт-группы «Куда бегут собаки» также будут использованы для подтверждения наработанного теоретического материалы.
В-восьмых, мы коснемся работ Дилана Тригга.
Говоря об аналогичных проектах, реализованных в рамках полей современного искусства и дизайна. Рассмотрим их далее вкратце.
Во-первых, это художественный проект российской художницы Елены Никоноле «deus X mchn» (подробнее).
Во-вторых, Creative adversarial network (CAN), которая была разработана командой ученых из Лаборатории искусственного интеллекта и искусства (The Art &AI Laboratory) Ратгерского университета в Нью-Джерси (подробнее).
В-третьих, художественные проекты Дмитрия Морозова «Electropollock», «digioxide» и другие.
В-четвертых, художественные проекты арт-группы «Куда бегут собаки» «1,4,19...» и другие (подробнее).
Проблема данного исследования - как трансформируется онтологическая позиция нечеловеческого в рамках художественной и кураторской практики современного технологического искусства?
Объект исследования - феномен «нечеловеческое».
Предмет исследования - нечеловеческие агенты в практиках современного технологического искусства.
Цель магистерской диссертации - осмысление онтологического статуса нечеловеческого в рамках дискурсивного и практического полей современного технологического искусства на примере собственного Art&Science проекта - алгоритма, генерирующего концепции выставочных проектов.
Исходя из цели, для нашего исследования были поставлены следующие задачи:
1) Произвести описание и анализ основных философских и научных течений и направлений, рефлексирующих феномен нечеловеческого в связке с человеческим и его онтологический статус.
2) Очертить границы собственного понятийного, языкового и дискурсивного аппарата исследования.
3) Дать определение «нечеловеческого».
4) Дать определение современного технологическому искусству - Art&Science.
5) Рассмотреть примеры художественных работ из области современного
технологического искусства.
6) Рассмотреть примеры кураторских проектов из области современного
технологического искусства.
7) Произвести полное и целостное описание собственного художественного и кураторского проекта.
Хронологические рамки исследования - конец XX - первые десятилетия XXI вв.
Подходы, используемые в нашем исследовании - во-первых, акторно-сетевая теория Бруно Латура, во-вторых, теоретический проект Мануэля Деланды «Теория ассамбляжей».
В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования, как анализ литературы по теме исследования, сравнительный анализ, исторический метод, описательный метод.
Теоретической базой исследования выступают работы Мануэля Деланда «Новая философия общества. Теория ассамбляжей и социальная сложность», Грэма Хармана «Четвероякий объект. Метафизика вещей посоле Хайдеггера», Бруно Латура «Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию», Дмитрия Булатова «Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии» и «По ту сторону медиума: искусство, наука и воображаемое технокультуры».
Базой проекта выступают работы Дмитрия Морозова «Electropollock», «digioxide» и другие, работы арт-группы «Куда бегут собаки» «Запахи тела», «1,4,19...», Елены Никоноле «deus X mchn» и другие и ряды других современных российских и мировых художников и кураторов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Исходя из современных теоретико-методологических подходов, нечеловеческое может определяться через агентность как возможность автономного действия в сетях агентов.
2) Нечеловеческое в экспериментальных практиках art&science может быть реализовано в формате алгоритма (программного кода).
3) Нечеловеческое может существовать в рамках единой онтологической сети с человеческим.
Научная новизна нашего исследования заключается в осмыслении феномена «нечеловеческого» через, во-первых, его взаимоотношения с бинарным феноменом человеческого, во-вторых, через художественные и кураторские практики современного технологического искусства (Art&Science).
Теоретическая значимость исследования заключается в использовании опыта данной работы в дальнейших исследованиях, направленных на изучение феномена «нечеловеческого» в контексте современного технологического искусства (Art&Science).
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение. В первой главе мы будем рассматривать и анализировать основные течения и направления, исследующие феномен «нечеловеческого». Это проекты Бруно Латура (Акторно-сетевая теория), Мануэля Деланда («Теория ассамбляжей»), Грэма Хармана («Объектно-ориентированная онтология»), Донна Харауэй «Теория киборгов»). Также, в первой главе, дадим определения основным понятиям и феноменам нашего магистерского исследования для построения собственной дискурсивной и языковой системы координат.
Во второй главе мы сосредоточимся на анализе и описании кураторских и художественных проектов из области современного технологического искусства (Art&Science). Рассмотрим наиболее значимые и эпохальные проекты известных кураторов, развивавших и развивающих дискурсивное поле технологического искусства и проекты художников.
В третьей главе произведем описание нашего собственного художественного проекта «@F*ckyourhumanconcepts» и кураторского проекта «Техники тела 2.0» который представляет собой алгоритм, генерирующий кураторские и художественные высказывания. Основой данного проекта будет алгоритм, который будет представлен (экспонирован) в виде планшета, подключенного к сети Интернет.
Также в рамках третьей главы дадим полное описание проекту, произведем полное описание технической части, приведем примеры похожих проектов, которые были реализованы при помощи искусственных нейронных сетей и алгоритмом, написанных на программных кодах.
В первой главе мы произвели анализ и описание теории и истории феномена «нечеловеческого». Рассмотрели вехи развития и этапы формирования дискурса, в рамках которого рефлексируется феномен «нечеловеческого» и, в частности, нечеловеческие агенты.
Рассмотрели основные теоретические проекты, которые производят концептуализацию «нечеловеческого» в рамках своих собственных онтологических систем внутри теоретических проектов:
Бруно Латур «Акторно-сетевая теория»
Мануэль Деланда «Теория ассамбляжей»
Грэм Харман «Объектно-ориентированная онтология»
Донна Харауэй «Теория киборгов»
Эндрю Пикеринг «Онтологический театр».
Во второй главе произвели анализ кураторских и художественных проектов в сфере современного технологического искусства (Art&Science). Кураторский проект российского куратора и теоретика искусства Дмитрия Булатова «Новое состояние живого». Художественные проекты Дмитрия Морозова, Гая Бен-Ари, Луи Филипп-Демерса, Эдуардо рек Миранды, арт-группы «Куда бегут собаки».
В третьей главе описали собственные практические проекты - алгоритм «f*ckyourhumanconcepts» - произвели описание концепции проекта, расписали техническое описание проекта, архитектуру алгоритма и интерфейс взаимодействия. и работы кураторского проекта «Техники тела 2.0» - «Human, get out» и «Тысячеликий герой».
Положения на защиту, на наш взгляд, были доказаны на примере проектов из сферы современного технологического искусства и наших собственных проектов.
Рассмотрели основные теоретические проекты, которые производят концептуализацию «нечеловеческого» в рамках своих собственных онтологических систем внутри теоретических проектов:
Бруно Латур «Акторно-сетевая теория»
Мануэль Деланда «Теория ассамбляжей»
Грэм Харман «Объектно-ориентированная онтология»
Донна Харауэй «Теория киборгов»
Эндрю Пикеринг «Онтологический театр».
Во второй главе произвели анализ кураторских и художественных проектов в сфере современного технологического искусства (Art&Science). Кураторский проект российского куратора и теоретика искусства Дмитрия Булатова «Новое состояние живого». Художественные проекты Дмитрия Морозова, Гая Бен-Ари, Луи Филипп-Демерса, Эдуардо рек Миранды, арт-группы «Куда бегут собаки».
В третьей главе описали собственные практические проекты - алгоритм «f*ckyourhumanconcepts» - произвели описание концепции проекта, расписали техническое описание проекта, архитектуру алгоритма и интерфейс взаимодействия. и работы кураторского проекта «Техники тела 2.0» - «Human, get out» и «Тысячеликий герой».
Положения на защиту, на наш взгляд, были доказаны на примере проектов из сферы современного технологического искусства и наших собственных проектов.



