Монументальная скульптура Даши Намдакова: феномен этнокультурной идентичности
|
Введение 5
1 Этнокультурная идентичность и возможности ее проявления в
монументальной скульптуре 12
1.1 Особенности этнокультурной идентичности 16
1.2 Возможности исследования этнокультурной идентичности через
произведения изобразительного искусства 26
1.3 Специфика и основные типы монументальной скульптуры, их
репрезентативные возможности 34
2 Особенности этнокультурной идентичности Бурятии 40
2.1 Специфика бурятской национальности 40
2.2 Особенности изобразительного искусства Бурятии 48
3 Анализ образцов монументальной скульптуры Даши Намдакова 56
3.1 Основные этапы творчества и роль монументальной скульптуры в
творчестве Даши Намдакова 56
3.2 Анализ репрезентантов монументальной скульптуры Даши
Намдакова 62
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение А 81
1 Этнокультурная идентичность и возможности ее проявления в
монументальной скульптуре 12
1.1 Особенности этнокультурной идентичности 16
1.2 Возможности исследования этнокультурной идентичности через
произведения изобразительного искусства 26
1.3 Специфика и основные типы монументальной скульптуры, их
репрезентативные возможности 34
2 Особенности этнокультурной идентичности Бурятии 40
2.1 Специфика бурятской национальности 40
2.2 Особенности изобразительного искусства Бурятии 48
3 Анализ образцов монументальной скульптуры Даши Намдакова 56
3.1 Основные этапы творчества и роль монументальной скульптуры в
творчестве Даши Намдакова 56
3.2 Анализ репрезентантов монументальной скульптуры Даши
Намдакова 62
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение А 81
В настоящее время проблема этнокультурной идентичности принимает особое значение в мире, который является динамичным, изменчивым и требует отстраненной оценки происходящего. Проблема этнокультурной идентичности возникла в результате противоречивых взглядов и мифов на миропорядок, на его обустройство, на проблему глобализации - экономической, политической, культурной. Необходимость развенчивания мифов приводит к потребности объяснения и обоснования (а, возможно, и формирования компромиссного мнения) этнокультурной идентичности как основы методологического звена социальной философии, как не сторонний взгляд на проблему, а преломление ее через призму собственного «я», собственного бытия.
Бурятский скульптор Даши Намдаков принадлежит к современным российским художникам, который смог сохранить и воссоздать национальные традиции в авангардистском стиле. Он выработал свой неповторимый почерк в форме, в пластике, в движении, в чувстве пропорции и гармонии, а также наделил свои работы узнаваемым характером и определенным смыслом. Благодаря соединению классического и традиционного Востока с европейской цивилизацией приобрел в своих работах индивидуальность, стиль и своеобразие. Кроме этого, Даши Намдаков на высочайшем уровне владеет техникой бронзового литья. Благодаря ему бурятская скульптура получила широкую международную известность. Монументальная скульптура Даши Намдакова ценна своей неповторимостью и поистине живой органикой: через национальную эстетику и самобытность объектов изображения художник ревностно охраняет традиции и культурную самобытность своего народа, что делает его работы феноменом этнокультурной идентичности. Скульптор признан национальным достоянием Бурятского народа.
В связи с этим изучение особенностей этнокультурной идентичности через произведения всемирно известного бурятского скульптора является весьма актуальным.
Степень изученности проблемы
В современной культурологической и философской литературе проблема этнокультурной идентичности рассматривается с нескольких точек зрения: примордиализма, перенниализма, этносимволизма, модернизма и постмодернизма.
Примордиалистский подход во главу угла своей концепции ставит сущностное понимание этнокультурной идентичности как того, что дано человеку от природы, поэтому национальность конструируется на общих этнических и культурных принципах вне зависимости от государственного строя. Эту точку зрения разделяли В. Дильтей, Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Гердер, К. Гирц, Ф. Г. Шеллинг . В своих трудах они вводят понятия «национальный дух», «национальный характер», «душа нации», опираясь на духовное начало, на внешние признаки различий общностей людей друг от друга, связанных с духовной деятельностью.
Перенниализм как концептуальное воззрение рассматривает национальную идентичность в тесной связи с языком и мифологическими представлениями о происхождении этноса или нации. Этой точки зрения придерживались Дж. Армстронг, Д. Горовитц, Х. Кон, У. Коннор, Дж. Фишман, А. Хастингс. С точки зрения перенниализмалистов на
национальную идентичность огромное влияние оказывают символы, мифы, язык и психологические процессы, происходящие в обществе. В своих трудах они выделили различия между западной и восточной разновидностью национальных обществ.
Этносимволисты, к которым относятся Э. Смит, Дж. Хатчинсон3, в структуре любой национальной идентичности видели и гражданскую, и этническую составляющие. Так они считали, что культурная идентичность - это результат, определяемый через ощущение преемственности исторической данности и культурологической памяти нации (этноса), которые находят свое воплощение в мифологии, символах. Поэтому, по мнению этносимволистов, в качестве носителей культурной и национальной идентичности выступают представители культуры - художники, писатели и другие.
Модернисты в своей теории рассматривали в качестве основных факторов, формирующих национальную и культурную идентичность, экономику, политику и социокультурную сферу. Данной точки зрения придерживались Б. Андерсен, П. Брасс, Дж. Бройи, Э. Геллнер, Э. Гидденс, Т. Нейрн, М. Хечтер, Э. Хобсбаум, М. Хрох4. Поэтому национальную (культурную) идентичность они определяют как результат рациональной деятельности человека.
В последующие годы идеологи постмодернизма обрушились с критикой на европоцентрические теории национальной идентичности, добавляя в рассмотрение проблемы гендерной и расовой идентичности (включая дискриминацию), меньшинства, процессы глобализации. Яркими представителями данного течения являются П. Альтер, Х. Бхабха, А. Макклинток, У. Г. МакНейл, С. Шульман . Постмодернизм как философское течение рассматривает процессы производства и воспроизводства культурной идентичности через массовую культуру. В своих работах они выделяют кризис культурной идентичности западных стран и определяют культурную идентичность как многоуровневую систему.
Одним из направлений современной науки, социально-философским аналитическим подходом к пониманию феномена «этничность» является конструктивизм. В рамках данного течения этничность рассматривается как некий ментальный конструкт, представляющий собой результат целенаправленно созданных объективированных представлений субъекта о социальном мире. Ярким представителем данного течения является Ф. Барт , который под этничность понимает ситуативный феномен, постоянно конструируемый средствами символического различения. Условный характер символичности подчеркивается в работах О.А. Богатовой, Д.С. Далинга, В.С. Малахова, Дж. Нейджела, Л. Родригеса, В. А. Тишкова.
Возможности изучения культурных и этнических идентичностей на материале анализа произведений изобразительного искусства в качестве культурных текстов и методология таких исследований представлены в трудах Н.П. Копцевой, А.А. Семеновой, К.В. Резниковой, Н.Н. Середкиной, Н.М. Либаковой, А.В. Кистовой, Н.Н. Пименовой, М.А. Колесник и др.
Даши Намдаков - яркий представитель художественных традиций бурятского народа ХХ-XXI веков, ставший всемирно известным сравнительно недавно. Поэтому текстов о художнике немного, в основном это - его интервью о проходящих выставках или об открытии больших значимых скульптур. В последнее время стали появляться статьи в культурологической литературе, где художника рассматривают с точки зрения молодого дарования. Но никто не изучал художника, скульптора Даши Намдакова, а также его произведения, как репрезентанта этнокультурной идентичности.
Проблема
Проблема применения этнокультурного подхода для раскрытия социально-культурных смыслов, содержащихся в скульптурных произведения представителей коренных народов Бурятии в современной литературе недостаточно изучена.
Объект исследования - монументальная скульптура Даши Намдакова.
ПреДмет исследования - монументальная скульптура Даши Намдакова как феномен этнокультурной идентичности.
Цель исследования - раскрыть этнокультурную идентичность на материале анализа монументальных скульптурных произведений Даши Намдакова.
Задачи:
- выявить суть понятия, признаки и особенности проявления этнокультурной идентичности;
- рассмотреть возможности проявления этнокультурной идентичности в произведениях изобразительного искусства, в частности скульптуры;
- выявить специфику и основные типы монументальной скульптуры как вида изобразительного искусства;
- изучить особенности этнокультурной идентичности и художественной традиции Бурятии;
- рассмотреть особенности творчества Даши Намдакова;
- проанализировать репрезентанты монументальной скульптуры Даши Намдакова.
Методологические основы исследования
В процессе изучения и исследования проблематики феномена этнокультурной идентичности были использованы общенаучные методы: описание, анализ, сравнение, аналитический обзор. Теоретической базой данной работы являются труды исследователей и ученых, которые рассматривали проблемы этнокультурной идентичности с точки зрения конструктивистского подхода: Н.П. Копцева, А.В. Кистова, К.В. Резникова, и др.
Структура бакалаврской работы
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень проработанности темы в литературе, определяются цель, задачи исследования, называются объект и предмет исследования, выявляются методологические основы исследования. В первой главе «Этнокультурная идентичность и возможности ее проявления в монументальной структуре» описаны понятия и признаки этнокультурной идентичности как культурологической категории, а также указаны типы монументальной скульптуры и раскрыты их репрезентативные возможности. Во второй главе «Особенности этнокультурной идентичности Бурятии» раскрыты главные особенности бурятской национальности и изобразительного искусства бурятов. В третьей главе описаны основные этапы творчества Д. Намдакова и представлен анализ двух репрезентантов монументальной скульптуры. В заключении приводятся основные выводы. Библиография содержит 94 наименования.
Бурятский скульптор Даши Намдаков принадлежит к современным российским художникам, который смог сохранить и воссоздать национальные традиции в авангардистском стиле. Он выработал свой неповторимый почерк в форме, в пластике, в движении, в чувстве пропорции и гармонии, а также наделил свои работы узнаваемым характером и определенным смыслом. Благодаря соединению классического и традиционного Востока с европейской цивилизацией приобрел в своих работах индивидуальность, стиль и своеобразие. Кроме этого, Даши Намдаков на высочайшем уровне владеет техникой бронзового литья. Благодаря ему бурятская скульптура получила широкую международную известность. Монументальная скульптура Даши Намдакова ценна своей неповторимостью и поистине живой органикой: через национальную эстетику и самобытность объектов изображения художник ревностно охраняет традиции и культурную самобытность своего народа, что делает его работы феноменом этнокультурной идентичности. Скульптор признан национальным достоянием Бурятского народа.
В связи с этим изучение особенностей этнокультурной идентичности через произведения всемирно известного бурятского скульптора является весьма актуальным.
Степень изученности проблемы
В современной культурологической и философской литературе проблема этнокультурной идентичности рассматривается с нескольких точек зрения: примордиализма, перенниализма, этносимволизма, модернизма и постмодернизма.
Примордиалистский подход во главу угла своей концепции ставит сущностное понимание этнокультурной идентичности как того, что дано человеку от природы, поэтому национальность конструируется на общих этнических и культурных принципах вне зависимости от государственного строя. Эту точку зрения разделяли В. Дильтей, Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Гердер, К. Гирц, Ф. Г. Шеллинг . В своих трудах они вводят понятия «национальный дух», «национальный характер», «душа нации», опираясь на духовное начало, на внешние признаки различий общностей людей друг от друга, связанных с духовной деятельностью.
Перенниализм как концептуальное воззрение рассматривает национальную идентичность в тесной связи с языком и мифологическими представлениями о происхождении этноса или нации. Этой точки зрения придерживались Дж. Армстронг, Д. Горовитц, Х. Кон, У. Коннор, Дж. Фишман, А. Хастингс. С точки зрения перенниализмалистов на
национальную идентичность огромное влияние оказывают символы, мифы, язык и психологические процессы, происходящие в обществе. В своих трудах они выделили различия между западной и восточной разновидностью национальных обществ.
Этносимволисты, к которым относятся Э. Смит, Дж. Хатчинсон3, в структуре любой национальной идентичности видели и гражданскую, и этническую составляющие. Так они считали, что культурная идентичность - это результат, определяемый через ощущение преемственности исторической данности и культурологической памяти нации (этноса), которые находят свое воплощение в мифологии, символах. Поэтому, по мнению этносимволистов, в качестве носителей культурной и национальной идентичности выступают представители культуры - художники, писатели и другие.
Модернисты в своей теории рассматривали в качестве основных факторов, формирующих национальную и культурную идентичность, экономику, политику и социокультурную сферу. Данной точки зрения придерживались Б. Андерсен, П. Брасс, Дж. Бройи, Э. Геллнер, Э. Гидденс, Т. Нейрн, М. Хечтер, Э. Хобсбаум, М. Хрох4. Поэтому национальную (культурную) идентичность они определяют как результат рациональной деятельности человека.
В последующие годы идеологи постмодернизма обрушились с критикой на европоцентрические теории национальной идентичности, добавляя в рассмотрение проблемы гендерной и расовой идентичности (включая дискриминацию), меньшинства, процессы глобализации. Яркими представителями данного течения являются П. Альтер, Х. Бхабха, А. Макклинток, У. Г. МакНейл, С. Шульман . Постмодернизм как философское течение рассматривает процессы производства и воспроизводства культурной идентичности через массовую культуру. В своих работах они выделяют кризис культурной идентичности западных стран и определяют культурную идентичность как многоуровневую систему.
Одним из направлений современной науки, социально-философским аналитическим подходом к пониманию феномена «этничность» является конструктивизм. В рамках данного течения этничность рассматривается как некий ментальный конструкт, представляющий собой результат целенаправленно созданных объективированных представлений субъекта о социальном мире. Ярким представителем данного течения является Ф. Барт , который под этничность понимает ситуативный феномен, постоянно конструируемый средствами символического различения. Условный характер символичности подчеркивается в работах О.А. Богатовой, Д.С. Далинга, В.С. Малахова, Дж. Нейджела, Л. Родригеса, В. А. Тишкова.
Возможности изучения культурных и этнических идентичностей на материале анализа произведений изобразительного искусства в качестве культурных текстов и методология таких исследований представлены в трудах Н.П. Копцевой, А.А. Семеновой, К.В. Резниковой, Н.Н. Середкиной, Н.М. Либаковой, А.В. Кистовой, Н.Н. Пименовой, М.А. Колесник и др.
Даши Намдаков - яркий представитель художественных традиций бурятского народа ХХ-XXI веков, ставший всемирно известным сравнительно недавно. Поэтому текстов о художнике немного, в основном это - его интервью о проходящих выставках или об открытии больших значимых скульптур. В последнее время стали появляться статьи в культурологической литературе, где художника рассматривают с точки зрения молодого дарования. Но никто не изучал художника, скульптора Даши Намдакова, а также его произведения, как репрезентанта этнокультурной идентичности.
Проблема
Проблема применения этнокультурного подхода для раскрытия социально-культурных смыслов, содержащихся в скульптурных произведения представителей коренных народов Бурятии в современной литературе недостаточно изучена.
Объект исследования - монументальная скульптура Даши Намдакова.
ПреДмет исследования - монументальная скульптура Даши Намдакова как феномен этнокультурной идентичности.
Цель исследования - раскрыть этнокультурную идентичность на материале анализа монументальных скульптурных произведений Даши Намдакова.
Задачи:
- выявить суть понятия, признаки и особенности проявления этнокультурной идентичности;
- рассмотреть возможности проявления этнокультурной идентичности в произведениях изобразительного искусства, в частности скульптуры;
- выявить специфику и основные типы монументальной скульптуры как вида изобразительного искусства;
- изучить особенности этнокультурной идентичности и художественной традиции Бурятии;
- рассмотреть особенности творчества Даши Намдакова;
- проанализировать репрезентанты монументальной скульптуры Даши Намдакова.
Методологические основы исследования
В процессе изучения и исследования проблематики феномена этнокультурной идентичности были использованы общенаучные методы: описание, анализ, сравнение, аналитический обзор. Теоретической базой данной работы являются труды исследователей и ученых, которые рассматривали проблемы этнокультурной идентичности с точки зрения конструктивистского подхода: Н.П. Копцева, А.В. Кистова, К.В. Резникова, и др.
Структура бакалаврской работы
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень проработанности темы в литературе, определяются цель, задачи исследования, называются объект и предмет исследования, выявляются методологические основы исследования. В первой главе «Этнокультурная идентичность и возможности ее проявления в монументальной структуре» описаны понятия и признаки этнокультурной идентичности как культурологической категории, а также указаны типы монументальной скульптуры и раскрыты их репрезентативные возможности. Во второй главе «Особенности этнокультурной идентичности Бурятии» раскрыты главные особенности бурятской национальности и изобразительного искусства бурятов. В третьей главе описаны основные этапы творчества Д. Намдакова и представлен анализ двух репрезентантов монументальной скульптуры. В заключении приводятся основные выводы. Библиография содержит 94 наименования.
Целью данного исследования являлось раскрытие этнокультурной идентичности на материале анализа монументальных скульптурных произведений Даши Намдакова.
В качестве материала для анализа были выбраны два образца монументальной скульптуры Даши Намдакова: «Четверо дружных» и «Чингисхан».
В первой главе работы рассмотрены понятия идентичность, этничность, этническая идентичность, этнокультурная идентичность с позиций разных авторов. Рассмотрев все точки зрения, был сделан вывод, что рассматривать этнокультурную идентичность можно только в аспекте самосознания народа в целом с присущими данному этносу социально¬идентичными феномистическими представлениями, находящими свое проявление в исторических и культурологических объектах: произведениях живописи, архитектуры, литературных эпосах и, конечно, скульптурных произведениях.
Были выявлены ключевые признаки этнокультурной идентичности: фиксация и реализация социально-духовной составляющей народа, проявляемые через собственную этнокультурную идентичность автора художественного произведения, язык как средство общения и как символический срез культурного слоя; при рассмотрении самих произведений большое значение имеет знание особенностей жизни и творчества художника в момент создания работы.
В результате был сделан вывод, что этнокультурную идентичность следует рассматривать в контексте конструктивистской позиции. Ключевыми признаками этнокультурной идентичности являются культура (в том числе язык, относящийся к лингвистической составляющей этноса, что не входит в предмет данного исследования), основанная на традициях, с одной стороны, и дух народа, с другой, несущий в себе элемент фиксации во времени (фотографический эффект) через этнокультурную идентичность автора произведения. Поэтому представляется возможным исследование этнокультурной идентичности через произведения изобразительного искусства, их общность и различия в формах и способах изобразительного языка.
Во второй главе были рассмотрены особенности бурятской национальности и изобразительного искусства бурятов. Буряты - древнейший народ, который проживал на территориях Сибири, Монголии и Китая, поэтому буряты сохраняют свою уникальность, в том числе и в современном творчестве.
Основными особенностями бурятской культуры являются следующие черты: боевое искусство в качестве основы кочевого образа жизни, нашедшее свое отражение в национальной одежде бурят, в народном прикладном творчестве; синкретическая религия, сохранившая свою самобытность до наших дней и сочетающая черты шаманизма, буддизма и христианства; архитектура, нашедшая свое отражение в религиозных культовых зданиях (дацанах); народное творчество, в соответствии с традициями, тщательно хранимыми представителями народности, сохраняемыми и передаваемыми из поколения в поколение, находящее свое отражение и в современном искусстве, включая монументальную скульптуру.
Бурятская национальность в изобразительном искусстве, в частности в скульптуре, проявлена наиболее четко, т.к. объемность скульптурных форм позволяет передать намного эффектнее предмет, который изображается, а также связь скульптуры с природным пространством.
Для современного бурятского художника всегда было характерным желание поведать об истории народа и привнести в сегодняшнюю жизнь забытую историю своих предков, для того чтобы помнили, чтили. Наиболее яркий представитель искусства Бурятии - художник, скульптор и ювелир Даши Намдаков, в котором сочетается профессиональная художественная школа и вдохновение, при помощи которого он находил и впитывал в себя всю красоту, силу и изящество образов древних культур Востока.
Третья глава заключалась в выявлении основных творческих этапов и анализе репрезентантов монументальной скульптуры Даши Намдакова. Были выявлены шесть основных этапов, которые способствовали росту и развитию художника как профессионала. Для произведений, которые творит, Даши Намдаков выбирает исключительно пластический материал и в некотором смысле отходит от узких рамок традиций народного творчества.
Анализ двух монументальных репрезентантов «Четверо дружных» и «Чингисхан» показал, что творчество художника уникально и имеет свою неповторимую этнокультурную идентичность. Во-первых, Д. Намдаков каждую скульптурную композицию обогащает неповторимой энергетикой, которая свойственна только ему, - «духом» автора, «духом» народа; - во- вторых, в монументальных скульптурах художник очень тонко внедряет монголо-бурятские культурные традиции, в-третьих, монументальные скульптуры в своей интерпретации имеют под собой текстовую этнокультурную поддержку.
Подводя итог исследованию, можно сказать, что этнокультурная идентичность как феномен присущ монументальной скульптуре Даши Намдакова. Это выражается в скульптурных композициях автора, в том, что автор использует как выражение замысла: при помощи эпоса бурятского народа, при помощи техник и материала.
В качестве материала для анализа были выбраны два образца монументальной скульптуры Даши Намдакова: «Четверо дружных» и «Чингисхан».
В первой главе работы рассмотрены понятия идентичность, этничность, этническая идентичность, этнокультурная идентичность с позиций разных авторов. Рассмотрев все точки зрения, был сделан вывод, что рассматривать этнокультурную идентичность можно только в аспекте самосознания народа в целом с присущими данному этносу социально¬идентичными феномистическими представлениями, находящими свое проявление в исторических и культурологических объектах: произведениях живописи, архитектуры, литературных эпосах и, конечно, скульптурных произведениях.
Были выявлены ключевые признаки этнокультурной идентичности: фиксация и реализация социально-духовной составляющей народа, проявляемые через собственную этнокультурную идентичность автора художественного произведения, язык как средство общения и как символический срез культурного слоя; при рассмотрении самих произведений большое значение имеет знание особенностей жизни и творчества художника в момент создания работы.
В результате был сделан вывод, что этнокультурную идентичность следует рассматривать в контексте конструктивистской позиции. Ключевыми признаками этнокультурной идентичности являются культура (в том числе язык, относящийся к лингвистической составляющей этноса, что не входит в предмет данного исследования), основанная на традициях, с одной стороны, и дух народа, с другой, несущий в себе элемент фиксации во времени (фотографический эффект) через этнокультурную идентичность автора произведения. Поэтому представляется возможным исследование этнокультурной идентичности через произведения изобразительного искусства, их общность и различия в формах и способах изобразительного языка.
Во второй главе были рассмотрены особенности бурятской национальности и изобразительного искусства бурятов. Буряты - древнейший народ, который проживал на территориях Сибири, Монголии и Китая, поэтому буряты сохраняют свою уникальность, в том числе и в современном творчестве.
Основными особенностями бурятской культуры являются следующие черты: боевое искусство в качестве основы кочевого образа жизни, нашедшее свое отражение в национальной одежде бурят, в народном прикладном творчестве; синкретическая религия, сохранившая свою самобытность до наших дней и сочетающая черты шаманизма, буддизма и христианства; архитектура, нашедшая свое отражение в религиозных культовых зданиях (дацанах); народное творчество, в соответствии с традициями, тщательно хранимыми представителями народности, сохраняемыми и передаваемыми из поколения в поколение, находящее свое отражение и в современном искусстве, включая монументальную скульптуру.
Бурятская национальность в изобразительном искусстве, в частности в скульптуре, проявлена наиболее четко, т.к. объемность скульптурных форм позволяет передать намного эффектнее предмет, который изображается, а также связь скульптуры с природным пространством.
Для современного бурятского художника всегда было характерным желание поведать об истории народа и привнести в сегодняшнюю жизнь забытую историю своих предков, для того чтобы помнили, чтили. Наиболее яркий представитель искусства Бурятии - художник, скульптор и ювелир Даши Намдаков, в котором сочетается профессиональная художественная школа и вдохновение, при помощи которого он находил и впитывал в себя всю красоту, силу и изящество образов древних культур Востока.
Третья глава заключалась в выявлении основных творческих этапов и анализе репрезентантов монументальной скульптуры Даши Намдакова. Были выявлены шесть основных этапов, которые способствовали росту и развитию художника как профессионала. Для произведений, которые творит, Даши Намдаков выбирает исключительно пластический материал и в некотором смысле отходит от узких рамок традиций народного творчества.
Анализ двух монументальных репрезентантов «Четверо дружных» и «Чингисхан» показал, что творчество художника уникально и имеет свою неповторимую этнокультурную идентичность. Во-первых, Д. Намдаков каждую скульптурную композицию обогащает неповторимой энергетикой, которая свойственна только ему, - «духом» автора, «духом» народа; - во- вторых, в монументальных скульптурах художник очень тонко внедряет монголо-бурятские культурные традиции, в-третьих, монументальные скульптуры в своей интерпретации имеют под собой текстовую этнокультурную поддержку.
Подводя итог исследованию, можно сказать, что этнокультурная идентичность как феномен присущ монументальной скульптуре Даши Намдакова. Это выражается в скульптурных композициях автора, в том, что автор использует как выражение замысла: при помощи эпоса бурятского народа, при помощи техник и материала.



