Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современная городская скульптура малых форм как элемент средового дизайна (на примере города Барнаула)

Работа №97931

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Городская скульптура малых форм в контексте
средового дизайна 9
1.1 Дизайн среды как средство формирования гармоничного городского
пространства 9
1.2 Городская скульптура малых форм в создании художественно-эстетического облика города 15
Глава 2. Художественно-эстетический облик города Барнаула 30
2.1. История формирования художественно-эстетического облика города
Барнаула 30
2.2. Городская скульптура малых форм в организации микропространств
Барнаула 37
Заключение 43
Список источников и литературы 46
Иллюстрации 51
Список иллюстраций 52

Городская среда подразумевает все пространство города, с его улицами, домами, площадями, скверами, парками, автобусными остановками, витрины магазинов и многообразием больших и малых архитектурных и скульптурных форм. Городская среда может влиять на человека принося радость, счастье, эмоции или же наоборот вызывать негатив, городская среда зависит от зависит от мелочей: от зонирования малого городского пространства скверов, мини-рынков, дворов, наружной рекламы, от размещения остановочного пункта, малой архитектурной формы, малой скульптурной формы, городской мебели. «Так называемые мелочи» делают взаимоотношение жителей и городской среды приятными и гуманными, приближают человека к городу. Они срастаются с городской средой и воспринимаются как неотъемлемая часть городской среды.
Для города образ-очень многогранное явление. Это результат воздействия целой системы взаимосвязанных сил, благодаря которым сам город складывается в целом.
Образ города, его «лицо» определяется, прежде всего, социальными условиями жизни общества, конкретными историческими судьбами, его ролью в жизни страны и народа, уровнем развития культуры, науки, искусства, техники, бытовыми и национальными особенностями. Определяется образ города также его функциональной характеристикой, профилем его профессионализации как города промышленного, города науки, отдыха, сельскохозяйственного, и пр. В значительной степени он зависит от экономических возможностей страны, от систем транспорта.
Проблема социокультурного моделирования и конструирования посвящены работы И. Покровского [55], в которых выделяется два возможных отношения к миру в эпоху технической цивилизации: бездушно¬техническое оперирование, овладение миром, природой, всем бытием и «обживание» мира. С открытостью бытия И. Покровский связывает суть пространства, которое не есть нечто гомогенное и равнозначное в каждой своей части, не есть безличное и бескачественное вместилище жизни, дизайна и искусства. Не захватывать, а обживать пространство должен дизайн, «собирать» пространство, намечая его смысловой центр. В качестве таких стягивающих центров выступает предметно-вещественные образования их «взаимопринадлежности». И тогда пространство есть «место», где раскрываются формы природного «бытия» и человеческого обитания.
За всю историю существования дизайна является объектом исследования, прежде всего со стороны самих мастеров дизайна, рефлексия которых на процесс и результат собственной деятельности превратила их в теоретиков. К числу таких практиков, но и одновременно теоретиков следует отнести У. Мартина [72].
Теоретическое исследование специфика дизайнерской деятельности проводится в работах В.Р. Аронова , в которых исследуется проектная сторона дизайна, задачи, цели и методы проектирования.
Огромную роль в становлении дизайна и его теоретическим осмыслением сыграли идеи, восходящие к традициям функционализма, в частности, лозунг американского архитектора: «Форма определяется функцией»,- формула американского архитектора Ф.Л. Райта: «Форма и функция едины»,- сам функционализм как художественно-практическое течение ХХ в., охватившее собой практически все области материальной и духовной культуры - искусства и архитектуры.
Исследования по истории дизайна, осуществленные А.А. Беляевой [46], позволяет точнее определить его природу и возможности. На базе этих работ можно обосновать необходимость в продуктах дизайна, а также существования этих продуктов. Для исследования современного дизайна были изучены работы, посвященные архитектуре и деятельности по преобразованию пространства, а также рассматривающие отдельные аспекты дизайна. Здесь необходимо назвать труды В.Г. Глазычева [49].
С 80-х годов прошлого века дизайн рассматривается в рамках нового средового подхода, согласно которому мир воспринимается уже не как совокупность отдельных вещей. Базовая категория «среда» - определялась семантически как «предметно-пространственная среда». Дизайн среды в русле средового проектирования рассматривали: А.В. Иконников [42], В.Т. Шимко [88], Г.З. Каганов [51] и другие.
Так же рассмотрена литература, посвященная образцам садово-паркового искусства, описанию их устройства и структуры. В книге Д.С. Лихачева парк рассматривался более с эстетической точки зрения. В других исследованиях преобладают черты архитектурности в понимании парка как части дворцово-паркового комплекса. Это работы С.Н. Палентреера [89].
С.Н. Палентреер [89] попытался дать общий очерк садово-паркового искусства Западной Европы ХVШ-XIX вв. на примере самых известных шедевров искусства паркостроения. Автор отмечает влияние садово¬паркового искусства Востока, прежде всего Китая и Японии, с его философией, на европейское искусство.
Исследования генезиса проектной культуры дизайна проводилось Скубиной [45]. Особое внимание обращалось на системные объекты, комплекса предметно-пространственной среды, которые создавались дизайном и архитектурой.
Некоторые исследователи рассматривают дизайн как вид искусства, относя его к сфере эстетической культуры. Поэтому исследования эстетических потребностей человека и в целом - эстетического освоения мира - были чрезвычайно полезны для нашей работы. Отметим в этой связи исследования М. Кагана [96] и других.
Эмоциональная структура, ее виды и особенности формирования рассматривают М.Ф. Уткин, Е.В. Никитина, Г.Е. Пялль [91] . Учебное пособие раскрывают задачи, специфику и средства выполнения средовых (архитектурно-дизайнерских) проектов разного класса и назначения на примере комплексного формирования городской среды.
Среди трудов о скульптуре выделяется работа, в которой автор определяет возможность и необходимость участия пластики в архитектурном ансамбле жилого района, выделяет общие принципы создания пространственной композиции жилого района Е.Л. Беляева [45], указывает конкретные средства и методы создания декоративной скульптуры В.С. Сперанская [84].
Л. Холмянский [69] уделяет внимание проблеме скульптуры в жилом квартале, подчеркивает специфические внутренние связи скульптуры и архитектуры в новых условиях. Наиболее существенные формы взаимовлияния архитектуры и монументально-декоративной скульптуры раскрываются в книге И. Ивановой [75]. Композиционная связь скульптуры и архитектуры прослеживаются на основе анализа современной художественной практики. Особо подчеркивается роль пространственно¬пластического единства скульптуры и архитектуры в создании окружающей городской среды.
История города, его значимые даты, биография скульпторов Барнаула и их основные работы представлены в исследовании под редакцией В.А. Скубневского [45] и А.М. Ковалевой [93].
Городской скульптуре малых форм посвящены публикации в местной периодической печати, носящие, преимущественно информативный характер. Это публикации С. Михайлова [84], М. Лейкина [71] и др.
В целом в литературе по дизайну явно прослеживается его развитие в различных направлениях, разные подходы к изучению дизайна. Выделяется литература о средовом дизайне, в котором раскрывается категории и принципы проектной деятельности, связанные с задачами средового проектирования. Так в публикациях А.В. Сазикова [85] рассматривается формирование окружающей человека предметно-пространственной среды.
Но наибольший интерес представляла литература о городской скульптуре малых форм, однако особого внимания этой теме еще не уделялось, фундаментальных трудов нет, но нашлись статьи из газет и информация на персональных сайтах скульпторов, которые работают в данном направлении. В них рассказывается биография скульпторов и кратко об их работах. Так же в некоторых публикациях содержится интервью, в которых скульпторы рассказывают о своем творчестве и о перспективах городской скульптуры в городе.
Цель: рассмотреть современную городскую скульптуру малых форм как элемент средового дизайна, выявив ее роль в формировании гармоничной городской среды «на примере города Барнаула».
Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
1. Выявить специфику средового дизайна, рассмотрев его в контексте дизайна как проектно-творческой деятельности.
2. Рассмотреть понятие, специфику и типологию скульптуры как вида искусства.
3. Дать характеристику городской скульптуры малых форм как средству эстетического наполнения городской среды, рассмотреть ее типологию, проанализировать истоки, охарактеризовать современный этап развития.
4. Проследить историю формирования художественно-эстетического облика города Барнаула.
5. Выявить и типологизировать Барнаульскую городскую скульптуру малых форм, охарактеризовать ее эстетические качества, а также определить ее роль в организации микропространств города и наполнение городской среды художественно-эстетическим содержанием.
Объект исследования: дизайн городской среды.
Предмет исследования: городская скульптура малых форм как элемент средового дизайна.
Прямыми источниками в исследовании явились произведения городской скульптуры малых форм в городе Барнаул.
Методологическую базу исследования составили труды теоретиков, историков искусства, дизайна России и Запада, посвященные проблемам взаимодействия скульптуры и городской среды, в которых основное внимание уделялось исследованию вопросов формирования эстетической целостности городской среды как пространство художественной деятельности. В.Л. Глазычев [59], А.В. Иконников [52], К. Линч [55].
Методика исследования основана на совокупности историко-художественного, сравнительного, формально-стилистического анализа памятников средовой скульптуры, а также на их натурном обследовании с фотофиксацией.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Городская среда подразумевает все пространство города, с его домами, улицами, площадями, парками, витринами магазинов, автобусными остановками и всем разнообразием больших и малых архитектурных и малых скульптурных форм.
Элементы городского дизайна могут выполнять в среде самые разнообразные композиционные роли - дополнять «вторым» масштабом крупные архитектурно-пространственные построения, гармонировать колористический ряд, усилить яркость, активность среды, экранировать неблагоприятные видовые точки или наоборот, обращать на себя внимание зрителя, отвлекая его второстепенных или же слабых мест. Наконец, специальными приемами и формами «вписывать» данную средовую систему в общий контекст места, района. Задачей средового дизайна является создание удобного и эстетически сложенного пространства, созданного, в том числе, по средствам архитектуры и скульптуры.
В связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем современного искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков, усилился интерес к скульптуре. Достижения изобразительного искусства весьма заметны в различных видах искусства, заметны они и в скульптуре. Скульптура имеет многовековую историю, и на протяжении всего этого времени она постоянно менялась. Скульптура как вид искусства имеет большую художественную и историческую ценность в эстетическом воспитании.
Веками скульптура развивалась, менялось ее назначение, смысловая наполненность, размеры. Вносила корректировки и Западная скульптура, ее примеру следовала Россия. Скульптура плавно перемещалась из парков на улицы города. Несмотря на то, что в Европе XIX века преобладало мнение, что скульптура в парках и городах применима лишь в связке с архитектурой, со временем и сюда проникло восточное веяние, отдавшее предпочтение свободному размещению скульптур на природе.
Немаловажную роль играет местоположение городской скульптуры. Так, например, простая статуя может быть расположена по соседству с пышной, густой растительностью; более сложное же творение лучше всего будет смотреться в спокойном месте. Кроме этого, городская скульптура малых форм не должна быть изолирована от людского взгляда, и быть достаточно освещенной. Определенной динамики в общей картине города можно достичь, размещая произведения искусства асимметричным образом.
Перспектива развития пластики малых форм широкая и многообразная. Сектор ее эстетического влияния не ограничен музеем или выставочным залом. Украшая жилой интерьер и городскую среду, создавая теплый эстетический микроклимат, скульптура малых форм ограниченно входит в быт и духовный мир каждого человека. Удачно подобранные городские скульптуры, безусловно, добавляют городу шарма, делают его лицо запоминающимся и уникальным.
Несомненно, современная городская скульптура играет важную роль в формировании гармоничной городской среды Барнаула. Город Барнаул берет свое развитие от 1730 года. Постепенно город расстался и менял свой эстетический облик, от небольшого поселка до крупного города, и все эти годы он претерпевал изменения. Их вносили различные архитектурные стили и направления: модерн, классицизм, эклектика и др. В новом времени архитекторы, специалисты, дизайнер причастные к формированию городской среды Барнаула предпочитают работать в эклектической манере, то есть в стиле смешения нескольких стилевых направлений.
Занимаясь размещением силуэтных градообразующих ансамблей, нельзя забывать о городской среде, как форме эстетического воздействия на человека. Размещение отдельных элементов и комплексов малых архитектурных форм, скульптуры, рекламы, грамотного подбора сортов зеленых насаждений по их эстетическим свойствам, воспринимаемым, как правило, на уровне человеческого глаза, позволит воздействовать на подсознание жителей, воспитывая их вкус и культуру. В настоящие время городская скульптура малой формы несет в себе идеологию или какую- нибудь политическую окраску. Но эти небольшие фигурки, пусть звучит это фамильярно, «кричат»: «Люди оглянитесь вокруг, присмотритесь, оглянитесь на долю секунды». Малая скульптурная форма сегодня приносит в город свою прелесть и индивидуальность. Дает понять тем, кто хочет видеть, что в мире есть не только бешенный ритм жизни, работы, но и другие не менее важные аспекты, без которых, сам человек лишь грубый материал-как камень или же дерево.
В этих скульптурах есть душа, они трепетны, чувственны. У каждой из них своя история, нужно только остановится и посмотреть, проникнуть и скульптура сама заговорит с вами.



1. «Аисты». Автор Э.В. Добровольский. Фото автора.
2. «Павлин». Фото автора.
3. «Женщина». Фото автора.
4. «Женщина с младенцем». Фото автора.
5. «Избушка на курьих ножках»
https://2gis.ru/barnaul/geo/563645758026512
6. «Деревья». Автор Э.В. Добровольский. Фото автора.
7. «Снимают кино». Автор Э.В. Добровольский. Фото автора.
8. «Покупатели». Автор Э.В. Добровольский https://2gis.ru/barnaul/geo/
563645764008129/gallery/geo/563645764008129
9. «Памятник несчастному влюбленному». Автор Э.В. Добровольский.
Фото автора.
10. «Фонтан Рыба». Фото автора.
11. «Фонтан Глобус». Фото автора.
12. «Гном». Фото автора.
13. «Женщина с детьми». Фото автора.
14. «Мотоцикл». Фото автора.
15. «Памятник влюбленным». Фото автора.
16. «Дровосек». Фото автора.
17. «Скамья желаний». Фото автора.
18. «Медведь» .Фото автора.
19. «Колыванская ваза в честь 250-ления г. Барнаула». Фото автора.
20. «Колыванская вазав честь 50-летия края». Фото автора.
21. «Обручальные кольца». Фото автора.
22. «Еноты». Фото автора.
23. «Лось». Фото автора.
24. «Лиса». Фото автора.
25. «Утки». Фото автора.
26. «Водопад». Фото автора.
27. «Столб с надписями о любви на разных языках». Фото автора.
28. «Двухметровая ваза». Фото автора.
29. «Ваза». Фото автора.
30. «Школьницы». Фото автора.
31. «Белка». Фото автора.
32. «Шары». Фото автора.
33. «Лев». Фото автора.
34. «Утки». Фото автора.
35. «Мишки». Фото автора.
36. «Лебедь Андрюша». В. Метелица
37. «Пионеры»
Литература:
38. «Аполлон. Терминологический словарь. Изобразительное и декоративно¬прикладное искусство. Архитектура. М.: «Эллис Лак», 1997 г.»
39. Архитектура и градостроительство, Энциклопедия/ Гл.ред. А.В.
Иконников, М.: Строиздат, 2011г. 688с.
40. С.Базазьянц «Скульптура и среда». // Советская скульптура 74.М.:75. Советский художник, 76.С. 124-140.
41. С.Базазьянц «Монументальное строительство в координатах среды.// Художник город. / Сост. М.Л. Терехович. М.:Советский художник 1988г. 18¬40с.
42. Барнаул: Энциклопедия/ [ред.:В.А. Скубневский (гл.ред.) и др.] Барнаул: Изд. АГУ 2000 г.
43. Барнаул: Архитектурные образы начала ХХ века/ [авт.сост. Т.М. Степанская и др.: фото С.Семенова ]. Барнаул:Алтай, 1994г.
44. Е.Л. Беляева Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М.:Стройиздат.-127, 187с.
45. Е.Л. Беляева Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного воспитания. М.: Стойиздат, 1997г. 127с.
46. О. Воронова Искусство скульптуры. М.: Знание, 1981г.
47. В.В. Владимиров Город и ландшафт. Проблемы, конструктивные задачи, решения. М.: Мысль, 1986г. 238с.
48. В.Л.Глазычев Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.:1984г.180с.
49. В.Л.Глазычев Эволюция городской среды. Российский феномен.//Человек и город.Т1.М.: изд-во МГВП КОКС, 2000г. 53-54с.
50. В. Ермонская «Что такое скульптура». М.:1977г.
51. И.Иванова «Скульптура и город». М.:Стройиздат. 1975г.
52. А.В. Иконникова «Искусство среда времени (Эстетическая организация городской среды)» М.: Советский художник.1985г. 336с.
53. М.Лейкин «Вокруг света»//Проект России: архитектура, дизайн, строительство, технология. -2002/3. №25. 56-61с.
54. К. Линч «Образ города. / Перевод с англ. В.Л. Глазычева. Под ред. А.В. Иконникова. М.:Стройиздат, 1982.
55. Г.З. Каганов «Проблемы восприятия городской среды населением.//Урбоэкология./ред. Т.И. Алексеева, Л.С. Белоконь, Е.З. Година. М.:Наука, 1990г. 38-45с.
56. М.С. Каган «Эстетика»
57. А. Мартин «История прекрасного будущего»// Проект Россия: архитектура, дизайн, строительство, технология.2002г. №25, 6-11с.
58. Г.Б.Минервин «Основные задачи и принципы художественного проектирования». Дизайн архитектурной среды :учеб.пособие для вузов. М.: Архитектура-С.2004г. 94с.
59. С.Михайлов «Дизайн-архитектура III-го тысячелетия».//Дизайн-ревю. «Дизайн на рубеже тысячелетий» 1995г.
60. «Основы формирования архитектурно-художественного облика города». под. ред. В.Б. Белоусова и Л.Н. Кулаги. М.: Стройиздат, 1994г. 320с.
61. С.Н. Палентреер «Садово-парковое и ландшафтное искусство» избранные труды, 4-е издание, М.:ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2012г. 308с.
62. И.Покровский «Комплексное архитектурно-художественное формирование среды городов и районов массовой жилой застройки»//Художник и город./ сост. М.Л. Терехович. М.:Советский художник, 1988г. 7-17с.
63. В.Г. Рыженко, В.Ш. Назимова «Историко-культурологические подходы к изучению российского города ХХ века». //Городская культура Сибири: традиции и новации. Сб.науч.тр./О,тв.ред.
64. И. Светлов «Некоторые проблемы монументально-декоративной скульптуры».// Советская скульптура, М.: Советский художник, 1980г. 171¬183с.
65. Г.Я. Скляренко «Художник и город. Проблемы формирования архитектурно-художественного ансамбля» Киев: Наукова Думка, 1990 Советское искусствознание №19. М.: Советский художник, 1985. 282-294с.
66. Г.П. Степанов «Взаимодействие искусств» М.: Художник РСФСР, 1973. 184с.
67. В.П.Толстой «Специфика монументального искусства, его виды и жанры». 2012г.
68. В.С. Турчин «Монументы и города» М.: Советский художник.1982г.
69. М.Ф. Уткин, Г.Е.Пялль, Е.В. Никитина. « Архитектурно-дизайнерское проектирование жилой среды. Городская застройка». Издательство: Архитектура-С, 2010г.
70.О.А. Швидсковский «Многообразие и постоянство красоты».// Эстетическая выразительность города./Отв. Ред. О.А Швидковский. М.: Наука, 1986г.
71.В.Т.Шимко «Основы дизайна и средовое проектирование». Учебное пособие. М.: ИМТД, 2007г. 58с.
72.О.А. Швидковский «Гармония взаимодействия. Архитектура и монументальное искусство». М.: Стройиздат, 1984г.280с.
73.З.Н. Яргина «Эстетика города». М.:Стройиздат, 1991г. 366с.

Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ