Административный ресурс как форма коррупции в избирательном процессе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Административный ресурс в избирательном процессе как противоправное коррупционное деяние 6
1.1. Понятие, признаки и формы коррупции в избирательном процессе 6
1.2. Криминологическая характеристика административного ресурса в избирательном
процессе 20
1.2.1. Понятие и виды административного ресурса в избирательном процессе 20
1.2.2. Показатели административного ресурса в избирательном процессе 33
1.2.3. Личность субъектов административного ресурса в избирательном процессе ....42
1.2.4. Причинный комплекс административного ресурса в избирательном процессе ..45
Глава 2. Предупреждение административного ресурса в избирательном процессе 48
2.1. Общая характеристика системы предупреждения коррупции в избирательном процессе 48
2.2. Меры социальной профилактики в системе предупреждения административного
ресурса в избирательном процессе 54
2.3. Меры безопасности в системе предупреждения административного ресурса в
избирательном процессе 59
2.4. Меры восстановления в системе предупреждения административного ресурса в
избирательном процессе 62
2.5. Меры наказания в системе предупреждения административного ресурса в
избирательном процессе 64
Заключение 70
Список используемых источников 73
Глава 1. Административный ресурс в избирательном процессе как противоправное коррупционное деяние 6
1.1. Понятие, признаки и формы коррупции в избирательном процессе 6
1.2. Криминологическая характеристика административного ресурса в избирательном
процессе 20
1.2.1. Понятие и виды административного ресурса в избирательном процессе 20
1.2.2. Показатели административного ресурса в избирательном процессе 33
1.2.3. Личность субъектов административного ресурса в избирательном процессе ....42
1.2.4. Причинный комплекс административного ресурса в избирательном процессе ..45
Глава 2. Предупреждение административного ресурса в избирательном процессе 48
2.1. Общая характеристика системы предупреждения коррупции в избирательном процессе 48
2.2. Меры социальной профилактики в системе предупреждения административного
ресурса в избирательном процессе 54
2.3. Меры безопасности в системе предупреждения административного ресурса в
избирательном процессе 59
2.4. Меры восстановления в системе предупреждения административного ресурса в
избирательном процессе 62
2.5. Меры наказания в системе предупреждения административного ресурса в
избирательном процессе 64
Заключение 70
Список используемых источников 73
Актуальность темы исследования. Свободные и равные выборы на протяжении многих веков были и остаются неизменным атрибутом любого демократического государства. Конституция Российской Федерации является актом наивысшей юридической силы, который определяет свой многонациональный народ единственным источником власти. Во время выборов или референдума власть переходит к народу, который, реализуя свое право на участие в управлении государственными делами, формирует органы представительной власти. В подобных условиях выборы как важнейший институт любого демократического государства представляют собой удачную платформу для совершения противоправных действий.
Политический абсентеизм граждан нашего государства обусловлен рядом причин, одна из которых - высокий уровень коррупции в стране. Одной из самых распространенных и опасных форм проявления коррупции является административный ресурс, посредством которого недобросовестные участники избирательного процесса в рамках избирательной кампании используют свои служебные (должностные) полномочия для достижения корыстных целей, тем самым искажают волеизъявление избирателей и обесценивают порядок проведения честных выборов. По результатам проведения таких выборов мы получаем сформированную коррупционным образом политическую элиту, обладающую огромными возможностями. Если смотреть на проблему глубже, то становится очевидным, что коррупция в избирательном процессе есть родоначальник коррупционных проявлений во всех органах власти. В конечном итоге мы получаем коррумпированный государственный аппарат, заинтересованный только в воспроизводстве собственного благополучия.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с использованием административного ресурса в период организации и проведения выборов.
Предмет исследования составляют законодательство Российской Федерации, регламентирующее процедуру и порядок проведения выборов, нормативно-правовые акты в области противодействия коррупции, правоприменительные акты, труды российских ученых, посвященные изучению противоправного использования административного ресурса в избирательном процессе, материалы избирательных комиссий различного уровня, а также информационные материалы об использовании преимуществ должностного (служебного) положения в ходе избирательной кампании, опубликованные организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации.
Целью работы является, во-первых, рассмотрение административного ресурса, как одной из форм коррупции в избирательном процессе, его видов, субъектов, причин существования. Во-вторых, исследование системы предупреждения административного ресурса в избирательном процессе.
Для достижения названных целей были поставлены и решались следующие основные задачи:
1) определить сущностные признаки коррупции в избирательном процессе на основании существующих в отечественной научной литературе подходов к пониманию коррупции как социально-правового явления;
2) проанализировать круг субъектов, участвующих в коррупционных отношениях, а также выделить основные формы коррупции в избирательном процессе;
3) изучить подходы к пониманию административного ресурса в избирательном процессе;
4) выделить признаки административного ресурса, его виды и структуру;
5) определить перечень субъектов административного ресурса в избирательном процессе;
6) оценить эффективность существующего механизма защиты от злоупотребления административным ресурсом в избирательном процессе.
Теоретической основой исследования стали работы А.Е. Акунченко, B. В. Астанина, Б.Л. Вишневского, А.И. Волкова, О.В. Зайцевой, И.А. Дамм, C. А. Дулова, В.В. Лунеева, А.П. Свигузовой, П.А. Кабанова, Н.В. Щедрина и др.
Структура бакалаврской работы определяется ее целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Политический абсентеизм граждан нашего государства обусловлен рядом причин, одна из которых - высокий уровень коррупции в стране. Одной из самых распространенных и опасных форм проявления коррупции является административный ресурс, посредством которого недобросовестные участники избирательного процесса в рамках избирательной кампании используют свои служебные (должностные) полномочия для достижения корыстных целей, тем самым искажают волеизъявление избирателей и обесценивают порядок проведения честных выборов. По результатам проведения таких выборов мы получаем сформированную коррупционным образом политическую элиту, обладающую огромными возможностями. Если смотреть на проблему глубже, то становится очевидным, что коррупция в избирательном процессе есть родоначальник коррупционных проявлений во всех органах власти. В конечном итоге мы получаем коррумпированный государственный аппарат, заинтересованный только в воспроизводстве собственного благополучия.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с использованием административного ресурса в период организации и проведения выборов.
Предмет исследования составляют законодательство Российской Федерации, регламентирующее процедуру и порядок проведения выборов, нормативно-правовые акты в области противодействия коррупции, правоприменительные акты, труды российских ученых, посвященные изучению противоправного использования административного ресурса в избирательном процессе, материалы избирательных комиссий различного уровня, а также информационные материалы об использовании преимуществ должностного (служебного) положения в ходе избирательной кампании, опубликованные организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации.
Целью работы является, во-первых, рассмотрение административного ресурса, как одной из форм коррупции в избирательном процессе, его видов, субъектов, причин существования. Во-вторых, исследование системы предупреждения административного ресурса в избирательном процессе.
Для достижения названных целей были поставлены и решались следующие основные задачи:
1) определить сущностные признаки коррупции в избирательном процессе на основании существующих в отечественной научной литературе подходов к пониманию коррупции как социально-правового явления;
2) проанализировать круг субъектов, участвующих в коррупционных отношениях, а также выделить основные формы коррупции в избирательном процессе;
3) изучить подходы к пониманию административного ресурса в избирательном процессе;
4) выделить признаки административного ресурса, его виды и структуру;
5) определить перечень субъектов административного ресурса в избирательном процессе;
6) оценить эффективность существующего механизма защиты от злоупотребления административным ресурсом в избирательном процессе.
Теоретической основой исследования стали работы А.Е. Акунченко, B. В. Астанина, Б.Л. Вишневского, А.И. Волкова, О.В. Зайцевой, И.А. Дамм, C. А. Дулова, В.В. Лунеева, А.П. Свигузовой, П.А. Кабанова, Н.В. Щедрина и др.
Структура бакалаврской работы определяется ее целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Коррупция имеет многовековую историю, в нее втянуты чиновники, частный сектор и иные слои общества. Предметом настоящего исследования являлась такая форма коррупции как административный ресурс в избирательном процессе. Настоящее научное исследование помогло нам изучите феномен административного ресурса и разработать систему предупреждения этого негативного социального явления. Анонсируя результат проведенного исследования, сформулируем его следующим образом:
1. В настоящей работе было исследовано понятие коррупции, основные теоретические подходы к его понимаю, а также основные законодательные положения, регулирующие вопросы определения коррупции. Были выявлены характерные признаки и формы коррупции, а также перечень субъектов, которые участвуют в коррупционных отношениях.
2. Исследовав теоретические подходы к пониманию административного ресурса в избирательном процессе, мы можем определить его характерные признаки, к коим относим:
- особую сферу существования - действует в сфере организации и проведения выборов;
- специальный субъект - носитель государственной, муниципальной или корпоративной власти, использующий преимущества своего статуса и (или) положения;
- особая коррупционная цель - изменение политической конъюнктуры;
- противоправность - используется вопреки установленным нормам и принципам избирательного законодательства.
законодательства, с целью незаконного вмешательства в избирательный процесс и корректировки политического курса в соответствии со своими интересами или интересами определенного круга лиц.
3. Нами были изучены и определены основные субъекты, использующие административный ресурс (лица или кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности), а также виды административного ресурса в избирательном процессе: легитимный и нелегитимный, прессингующий и поддерживающий, силовой, законодательный, институциональный, финансовый и иные виды административного ресурса.
4. Исследование механизма защиты от применения административного ресурса в избирательном процессе показало свою неэффективность. Вследствие чего, нами была разработана система предупредительных мер, которая включает себя меры социальной профилактики, меры безопасности, меры восстановления (компенсационные меры) и меры наказания.
5. В рамках мер социальной профилактики нами предложено вести профилактические работы по трем направлениям:
- повышение уровня правовой грамотности населения, с помощью проведения массового антикоррупционного просвещения граждан;
- качественное совершенствование избирательного законодательства;
- подготовку и привлечение высококвалифицированных кадров для работы в избирательных комиссиях.
6. Меры безопасности нашли свое отражение в ныне действующем законодательстве. Стоит отметить важность и ценность подобных мер, поскольку они помогут смоделировать систему избирательных взаимоотношений с минимальными возможностями внедрения и противоправного использования административного ресурса в преддверии и в процессе проведения выборов и референдума.
7. Не менее важны меры восстановления в системе предупреждения административного ресурса в избирательном процессе. В настоящем исследовании мы постарались отразить всю пагубность противоправного использования административного ресурса, в результате которого причиняется вред не только государству, но и отдельным личностям. Исходя из чего, считаем целесообразным закрепление в избирательном законодательстве компенсационных мер, направленных на заглаживание вреда, причиненного личности, обществу и государству.
8. Меры наказания в системе предупреждения преступности являются достаточно устойчивым правовым институтом, который нашел отражение и в сфере избирательных отношений. Мы исследовали избирательное законодательство, охранительное законодательство РФ в целях обнаружения и дальнейшего отображения мер наказания за противоправное использование административного ресурса в избирательном процессе в настоящей работе. Так, нами был сделан вывод о недостаточной эффективности существующих мер. Мы предлагаем связывать размер суммы штрафа с размером заработной платы нарушителя и взыскивать его в кратном размере. По нашему мнению, эта мера позволила бы вывести уровень защиты на более высокий уровень.
Все изложенные нами предложения образуют единую систему предупреждения, реализация которой позволит сформировать новый, модернизированный механизм защиты избирательных отношений от такой формы коррупционного проявления как административный ресурс.
Подводя итог, хочется в очередной раз обратиться к Конституции РФ, которая называет свой многонациональный народ единственным источником власти. Однако любое коррупционное вмешательство в процесс проведения выборов или референдума лишает народа этого права. Права - быть единственным источником власти. В результате подобного лишения, власть в стране узурпируется, становится коррумпированной и несменяемой. А это, в свою очередь, прямой курс на самоуничтожение.
1. В настоящей работе было исследовано понятие коррупции, основные теоретические подходы к его понимаю, а также основные законодательные положения, регулирующие вопросы определения коррупции. Были выявлены характерные признаки и формы коррупции, а также перечень субъектов, которые участвуют в коррупционных отношениях.
2. Исследовав теоретические подходы к пониманию административного ресурса в избирательном процессе, мы можем определить его характерные признаки, к коим относим:
- особую сферу существования - действует в сфере организации и проведения выборов;
- специальный субъект - носитель государственной, муниципальной или корпоративной власти, использующий преимущества своего статуса и (или) положения;
- особая коррупционная цель - изменение политической конъюнктуры;
- противоправность - используется вопреки установленным нормам и принципам избирательного законодательства.
законодательства, с целью незаконного вмешательства в избирательный процесс и корректировки политического курса в соответствии со своими интересами или интересами определенного круга лиц.
3. Нами были изучены и определены основные субъекты, использующие административный ресурс (лица или кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности), а также виды административного ресурса в избирательном процессе: легитимный и нелегитимный, прессингующий и поддерживающий, силовой, законодательный, институциональный, финансовый и иные виды административного ресурса.
4. Исследование механизма защиты от применения административного ресурса в избирательном процессе показало свою неэффективность. Вследствие чего, нами была разработана система предупредительных мер, которая включает себя меры социальной профилактики, меры безопасности, меры восстановления (компенсационные меры) и меры наказания.
5. В рамках мер социальной профилактики нами предложено вести профилактические работы по трем направлениям:
- повышение уровня правовой грамотности населения, с помощью проведения массового антикоррупционного просвещения граждан;
- качественное совершенствование избирательного законодательства;
- подготовку и привлечение высококвалифицированных кадров для работы в избирательных комиссиях.
6. Меры безопасности нашли свое отражение в ныне действующем законодательстве. Стоит отметить важность и ценность подобных мер, поскольку они помогут смоделировать систему избирательных взаимоотношений с минимальными возможностями внедрения и противоправного использования административного ресурса в преддверии и в процессе проведения выборов и референдума.
7. Не менее важны меры восстановления в системе предупреждения административного ресурса в избирательном процессе. В настоящем исследовании мы постарались отразить всю пагубность противоправного использования административного ресурса, в результате которого причиняется вред не только государству, но и отдельным личностям. Исходя из чего, считаем целесообразным закрепление в избирательном законодательстве компенсационных мер, направленных на заглаживание вреда, причиненного личности, обществу и государству.
8. Меры наказания в системе предупреждения преступности являются достаточно устойчивым правовым институтом, который нашел отражение и в сфере избирательных отношений. Мы исследовали избирательное законодательство, охранительное законодательство РФ в целях обнаружения и дальнейшего отображения мер наказания за противоправное использование административного ресурса в избирательном процессе в настоящей работе. Так, нами был сделан вывод о недостаточной эффективности существующих мер. Мы предлагаем связывать размер суммы штрафа с размером заработной платы нарушителя и взыскивать его в кратном размере. По нашему мнению, эта мера позволила бы вывести уровень защиты на более высокий уровень.
Все изложенные нами предложения образуют единую систему предупреждения, реализация которой позволит сформировать новый, модернизированный механизм защиты избирательных отношений от такой формы коррупционного проявления как административный ресурс.
Подводя итог, хочется в очередной раз обратиться к Конституции РФ, которая называет свой многонациональный народ единственным источником власти. Однако любое коррупционное вмешательство в процесс проведения выборов или референдума лишает народа этого права. Права - быть единственным источником власти. В результате подобного лишения, власть в стране узурпируется, становится коррумпированной и несменяемой. А это, в свою очередь, прямой курс на самоуничтожение.
Подобные работы
- Подкуп («продажность») представителей средств массовой информации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Интерактивные формы антикоррупционного просвещения молодежи
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТЬ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Интернет - активность как форма реализации публичной политики
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА В
ПОЛИТИЧЕССКОМ ПРОЦЕССЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОКРУГА
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Административная ответственность в сфере реализации избирательных прав граждан в Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Административная ответственность за правонарушения, посягающие на институты власти
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - Коррупция и ее предупреждение в сфере здравоохранения.
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Роль прокуратуры в предупреждении коррупции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



