Выявление особенностей психологической подготовленности спортсменов-пауэрлифтеров
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СПОРТЕ 9
1.1 Психологическая подготовка в спортивной тренировке 9
1.2 Подходы в современной психологии к оценке саморегуляции особенностей поведения 12
1.3 Саморегуляция спортсмена и управление своим состоянием 17
1.4 Индивидуально-психологические особенности спортсменов 19
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПАУЭРЛИФТЕРОВ 30
3.1 Исследование уровня саморегуляции спортсменов силовых видов спорта 30
3.2 Оценка индивидуально-психологических особенностей спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта 35
Выводы по 3 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СПОРТЕ 9
1.1 Психологическая подготовка в спортивной тренировке 9
1.2 Подходы в современной психологии к оценке саморегуляции особенностей поведения 12
1.3 Саморегуляция спортсмена и управление своим состоянием 17
1.4 Индивидуально-психологические особенности спортсменов 19
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПАУЭРЛИФТЕРОВ 30
3.1 Исследование уровня саморегуляции спортсменов силовых видов спорта 30
3.2 Оценка индивидуально-психологических особенностей спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта 35
Выводы по 3 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность. Спортивная деятельность включает в себя несколько видов подготовки: физической, технической, психологической, тактической, теоретической. Как показывает практика, только тот, кто в равной степени овладел всеми видами подготовки, способен достичь в спорте высоких результатов.
Анализ закономерностей повышения успешности спортивной деятельности и конкретных действий через оптимизацию компонентов саморегуляции, оптимизация психологической структуры спортивной техники и тактики, формирование значимых для спортивной деятельности черт личности - достаточно значимые вопросы современной спортивной психологии [8].
Планирование достижений в спортивной деятельности предполагает учет как собственных индивидуальных психологических особенностей личности в целях мобилизации резервов психофизической активности, так и требований самой спортивной деятельности. Изучение личности спортсмена - одна из важнейших проблем, поскольку существует теснейшая связь между отдельными свойствами, всей структурой личности и спортивными достижениями.
Спортивная саморегуляция проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения. Конкретные проявления саморегуляции всегда специфичны, так как связаны с особенностями деятельности и непосредственного окружения. Поэтому при постоянном использовании специфических приемов развивается самостоятельное специальное свойство. В спортивной деятельности это проявляется особенно отчетливо.
В то же время аспекты психологической подготовки спортсменов- пауэрлифтеров описываются зачастую фрагментарно и противоречиво, что определяет актуальность нашего исследования.
Объект исследования - психологическая подготовка пауэрлифтеров.
Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности саморегуляции поведения спортсменов, занимающихся силовым троеборьем.
Цель исследования - выявление индивидуально-психологических особенностей саморегуляции поведения спортсменов, занимающихся силовым троеборьем.
Задачи исследования:
1 Выявить теоретические аспекты психологической подготовки спортсменов в силовых видах спорта.
2 Провести исследование саморегуляции поведения спортсменов, занимающихся силовым троеборьем, и их индивидуально-психологических особенностей.
3 Выявить гендерные индивидуально-психологические особенности саморегуляции поведения пауэрлифтеров.
Анализ закономерностей повышения успешности спортивной деятельности и конкретных действий через оптимизацию компонентов саморегуляции, оптимизация психологической структуры спортивной техники и тактики, формирование значимых для спортивной деятельности черт личности - достаточно значимые вопросы современной спортивной психологии [8].
Планирование достижений в спортивной деятельности предполагает учет как собственных индивидуальных психологических особенностей личности в целях мобилизации резервов психофизической активности, так и требований самой спортивной деятельности. Изучение личности спортсмена - одна из важнейших проблем, поскольку существует теснейшая связь между отдельными свойствами, всей структурой личности и спортивными достижениями.
Спортивная саморегуляция проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения. Конкретные проявления саморегуляции всегда специфичны, так как связаны с особенностями деятельности и непосредственного окружения. Поэтому при постоянном использовании специфических приемов развивается самостоятельное специальное свойство. В спортивной деятельности это проявляется особенно отчетливо.
В то же время аспекты психологической подготовки спортсменов- пауэрлифтеров описываются зачастую фрагментарно и противоречиво, что определяет актуальность нашего исследования.
Объект исследования - психологическая подготовка пауэрлифтеров.
Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности саморегуляции поведения спортсменов, занимающихся силовым троеборьем.
Цель исследования - выявление индивидуально-психологических особенностей саморегуляции поведения спортсменов, занимающихся силовым троеборьем.
Задачи исследования:
1 Выявить теоретические аспекты психологической подготовки спортсменов в силовых видах спорта.
2 Провести исследование саморегуляции поведения спортсменов, занимающихся силовым троеборьем, и их индивидуально-психологических особенностей.
3 Выявить гендерные индивидуально-психологические особенности саморегуляции поведения пауэрлифтеров.
В системе современной подготовки спортсменов большое внимание уделяется физической стороне деятельности, но, вместе с тем, недостаточно учитываются психологические факторы и закономерности развития спортсмена, что зачастую приводит к формированию личностной дезадаптации в стрессогенных условиях спортивной деятельности. Недостаточный учет индивидуально-психологических особенностей, механизмов и стратегий развития личности и ее способностей к адаптации и саморегуляции в социальном пространстве высших спортивных достижений уменьшает возможности для полноценной реализации спортивного потенциала и не способствует сохранению и укреплению психического здоровья спортсмена.
В целом полученные результаты можно представить в виде следующих выводов:
1. Теоретический анализ показал, что современная психологическая наука имеет достаточный объем данных относительно психологических особенностей спортсменов легкоатлетических и игровых видов спорта, но испытывает недостаток эмпирических данных о психологии спортсменов занимающихся силовыми видами спорта, которые могли бы способствовать развитию этой сферы в психологии спортивной деятельности.
2. Данные исследования саморегуляции спортсменов
свидетельствуют о том, что параметров саморегуляции с низким уровнем проявления у спортсменов нет. Средний уровень развития имеют такие показатели как программирование, гибкость и самостоятельность. Средний уровень проявления с тенденцией к высокому уровню имеют показатели оценивания результатов. Высокий уровень отмечен по показателям планирования и моделирования. Общий уровень саморегуляции у спортсменов исследуемой группы выше среднего. Достоверных различий в выраженности параметров саморегуляции у мужчин и женщин не выявлено.
3. В целом для респондентов характерен высокий уровень общительности (А), эмоциональной устойчивости (С), нормативности поведения (G), смелости (Н), радикализма (Q1); средний уровень с тенденцией к высокому по показателям чувствительности (I), воображение (М), общей групповой тревожности (О) (у мужчин преобладает средний уровень, у женщин преобладает высокий уровень); средний уровень доминантности (Е), дипломатичности (N), нонконформизма (Q2), самоконтроля (Q3), напряженности (Q4), самооценки (MD); средний уровень с тенденцией к низкому по показателям экспрессивности (F), подозрительности (L); низкий уровень интеллектуальных способностей (В).
Для мужчин по сравнению с женщинами характерны более низкие значения фактора О «уверенности в себе - тревожности», т.е. более низкие значения тревожности, депрессивности, ранимости на фоне большей уверенности в себе.
Полученные результаты можно использовать при организации психологического сопровождения спортсменов со сниженными показателями саморегуляции поведения.
В целом полученные результаты можно представить в виде следующих выводов:
1. Теоретический анализ показал, что современная психологическая наука имеет достаточный объем данных относительно психологических особенностей спортсменов легкоатлетических и игровых видов спорта, но испытывает недостаток эмпирических данных о психологии спортсменов занимающихся силовыми видами спорта, которые могли бы способствовать развитию этой сферы в психологии спортивной деятельности.
2. Данные исследования саморегуляции спортсменов
свидетельствуют о том, что параметров саморегуляции с низким уровнем проявления у спортсменов нет. Средний уровень развития имеют такие показатели как программирование, гибкость и самостоятельность. Средний уровень проявления с тенденцией к высокому уровню имеют показатели оценивания результатов. Высокий уровень отмечен по показателям планирования и моделирования. Общий уровень саморегуляции у спортсменов исследуемой группы выше среднего. Достоверных различий в выраженности параметров саморегуляции у мужчин и женщин не выявлено.
3. В целом для респондентов характерен высокий уровень общительности (А), эмоциональной устойчивости (С), нормативности поведения (G), смелости (Н), радикализма (Q1); средний уровень с тенденцией к высокому по показателям чувствительности (I), воображение (М), общей групповой тревожности (О) (у мужчин преобладает средний уровень, у женщин преобладает высокий уровень); средний уровень доминантности (Е), дипломатичности (N), нонконформизма (Q2), самоконтроля (Q3), напряженности (Q4), самооценки (MD); средний уровень с тенденцией к низкому по показателям экспрессивности (F), подозрительности (L); низкий уровень интеллектуальных способностей (В).
Для мужчин по сравнению с женщинами характерны более низкие значения фактора О «уверенности в себе - тревожности», т.е. более низкие значения тревожности, депрессивности, ранимости на фоне большей уверенности в себе.
Полученные результаты можно использовать при организации психологического сопровождения спортсменов со сниженными показателями саморегуляции поведения.
Подобные работы
- Проектирование тренировочного процесса пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АРМРЕСТЛЕРОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ МЕЗОЦИКЛАХ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020





