Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологической подготовки в волейболе

Работа №121549

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы38
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ6
1.1 Понятие, сущность и содержание психологической подготовки 6
1.2 Общая и специальная психологическая подготовка волейболистов 11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП 18
2.1 Психологические особенности деятельности волейболистов 18
2.2 Возрастные особенности психологической подготовки в волейболе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Выбранная тема является важной и актуальной, так как проблема повышения уровня результатов в соревновательной деятельности все чаще привлекает к себе пристальное внимание со стороны исследователей из разных областей наук. В связи с тем, что ежегодно растет и обостряется борьба между спортсменами и командами, возрастают и требования к уровню подготовки, в том числе и роль психологического фактора.
Именно поэтому в наши дни проблема повышения эффективности психологической подготовки спортсменов занимает лидирующие позиции в развитии спорта в целом. Данная проблема напрямую взаимосвязана с управлением тренировочным и соревновательными процессами.
К числу важнейших психологических факторов, который обеспечивает надежность соревновательной деятельности, принято относить эмоциональную устойчивость, которая, в свою очередь, дает возможность спортсмену выполнять все поставленные перед ним целевые задачи путем сбалансированного применения своих нервно-психических резервов.
Проблема эмоциональной устойчивости – это наиболее актуальная в наши дни проблема, что обосновывается нестабильностью и важностью определенных ситуаций, которые вызывают у спортсмена состояния длительного психического напряжения. Исходя из этого, проработка методики, учитывающей эмоциональную устойчивость спортсмена, попросту необходима для ее последующего использования при своевременной профилактике возникающих стрессовых состояний и напряжений у спортсмена. Именно такие методики и способствуют росту эффективности соревновательной деятельности.
Вплоть до последнего времени большая часть исследований, направленных на рассмотрение психических состояний спортсменов, относилась к анализу предстартовых состояний, однако сейчас применение разнообразных методик дает возможность более глубоко рассматривать информацию о разного рода психических функциях в ходе соревнований.
Волейбол представляет из себя один из самых увлекательных видов спорта, весьма популярных среди подростков. Из-за своей эмоциональной природы игра в волейбол требует от спортсменов высокого уровня переживаний эмоциональных и психических состояний.
Исходя из того, что современная система подготовки спортсменов-волейболистов была разработана в 60-70-х годах прошлого столетия, многие методики до сих пор придерживаются стандартов 50-летней давности. По ним, подготовка волейболистов выстраивается из следующих составляющих: теоретическая, физическая, техническая, тактическая и морально-волевая, то есть психологическая. Однако, уже более 20-и лет считается, что уровень физической и технико-тактической подготовки волейболистов вышел на пик своего развития. По большей части, науку интересуют лишь вопросы психологической готовности волейболистов, что связано с постоянно растущим уровнем напряжения спортсменов, с развитием технологий, когда малейшие нарушения правил фиксируются не глазами арбитров, а техникой и так далее.
Степень научной разработанности данной темы характеризуется наличием большого числа разнообразных источников и основывается на работах многих известных авторов-исследователей, среди которых: С. Ф. Багрецов, К. В. Глушакова, А. В. Вечеринина, Г. А. Гилев, В. Н. Гладков, Л. А. Дударева, В. В. Дунаева, А. Г. Князева, Д. В. Кобер, Н. Г. Комиссарова, Е. И. Коробейникова, Г. А. Крикунова, В. Ф. Липаев, М. М. Махмудов, А. Х. Мекебаев, Р. Д. Муфтаков, А. Н. Пугачев, З. П. Расулов, А. А. Ржанов, А. В. Родин, М. В. Погорелый, А. В. Родионов, Л. Н. Роледер, Н. Ф. Сингина, О. Г. Сыропятов, О. Д. Теплинский, Ю. М. Тихомирова, В. И. Тютюнников, М. А. Хитряков и так далее.
Безусловно, невозможно изучение данной темы и без обращения к разного рода интернет-источникам, словарям и энциклопедиям.
Цель исследования: изучить ключевые особенности психологической подготовки волейболистов разных возрастов.
Задачи исследования:
1. Определить понятие, сущность и содержание психологической подготовки.
2. Рассмотреть общую и специальную психологическую подготовку волейболистов.
3. Проанализировать своеобразие психологической подготовки волейболистов разных возрастных групп.
4. Рассмотреть возрастные особенности психологической подготовки в волейболе.
Методологическая основа и методы исследования: в основе работы заложено несколько исследовательских подходов, включая: диалектический, историко-правовой, системный, сравнительно-правовой, формально-логический подходы, а также анализ и синтез.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в заключении подведем основные итоги. На основании изученного при выполнении курсовой работы материала можно сделать следующие выводы.
Проблема повышения уровня результатов в соревновательной деятельности все чаще привлекает к себе пристальное внимание со стороны исследователей из разных областей наук, в том числе и со стороны психологов, потому как психологический фактор спортсменов в наши дни выходит на лидирующие позиции в процессе подготовки.
Под психологической готовностью принято понимать один из основных элементов общей готовности к какой-либо деятельности, определяемый разнообразными психологическими факторами и занимающий центральное положение во всей структуре готовности.
Психологическая подготовленность – это совокупность внутреннего настроя на будущую деятельность, а также личностных, интеллектуальных и иных качеств, которые необходимы для ее успешного осуществления.
В структуре готовности исследователи чаще всего выделяют различные структурные компоненты, включая: мотивационный; познавательный; эмоциональный; волевой; операциональный компоненты.
Волейбол – это спортивная игра, которая характеризуется большой эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью, и, соответственно, требует хорошей психологической подготовки от спортсменов, предъявляя высокие требования к: ощущениям, восприятиям, вниманию, представлению, воображению, памяти, мышлению, эмоциям и волевым качествам.
Подготовка волейболистов выстраивается из следующих составляющих: теоретическая, физическая, техническая, тактическая и морально-волевая, то есть психологическая. Однако, в последние годы считается, что уровень физической и технико-тактической подготовки волейболистов вышел на пик своего развития, а в настоящее время науку интересуют лишь вопросы психологической готовности волейболистов.
Психологическую подготовку волейболистов принято делить на общую (направлена на развитие психических функций и качеств, которые нужны для успешной спортивной деятельности) и специальную (направлена на развитие готовности к определенному соревнованию, а также на достижение оптимальной работоспособности спортсмена на нем) подготовку.
К числу важнейших психологических факторов, который обеспечивает надежность соревновательной деятельности в волейболе, принято относить эмоциональную устойчивость, которая, в свою очередь, дает возможность спортсмену выполнять все поставленные перед ним целевые задачи путем сбалансированного применения своих нервно-психических резервов.
Проблема эмоциональной устойчивости – это наиболее актуальная в наши дни проблема, которая вытекает из нестабильности и важности определенных ситуаций, вызывающих у волейболистов состояния длительного психического напряжения.
Специфика волейбола оставляет свой характерный отпечаток на развитии сторон психики человека, им занимающегося, включая его восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоций и различные морально-волевые качества.
Психологические особенности деятельности волейболистов всегда определяются характером их игровых действий, характеризующихся изменчивостью хода игры, а также разнообразными объективными особенностями соревновательной борьбы в волейболе.
Волейбол фактически требует существенных психических затрат со стороны спортсмена, а психологическая готовность игроков определяется их спокойствием в сложных ситуациях во время игр, уверенностью в себе, боевым духом.
Важнейшим элементом психологической подготовки волейболистов разных возрастов является создание психологического климата в команде, через изучение уровня взаимоотношений между игроками.
Для достижения наилучшего успеха спортсмены-волейболисты должны уметь управлять своими эмоциями и своим психическим состоянием независимо от уровня давления и изменений, возникающих во время матча.
Ключевым в психологической подготовке в волейболе является развитие волевых качеств игроков.
Психологическая подготовка в волейболе напрямую зависит от возраста спортсменов. Так, детям младшего школьного возраста часто характерна слабость произвольного внимания, недостатки воли, отсутствие сплоченности и лидеров в команде. У детей 16-17 лет на межличностные отношения и психологический статус в команде достаточно сильно валяет отношение всех игроков к самой цели игры, представляющей из себя их совместную деятельность. Подросткам 18-20 лет чаще всего необходимо обеспечение специальных условий, формирующих их помехоустойчивость и положительный микроклимат в команде.
Можно сказать, что в данной курсовой работе были разобраны и изучены все цели и задачи, поставленные во введении.



1. Алексеев, А. В. Психологическая подготовка в волейболистов // Портал образования. – 2016. [Электронный ресурс]: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=7037 (Дата обращения: 24.01.2023).
2. Багрецов, С. Ф., Глушакова, К. В. Особенности психологической подготовки волейболистов к соревнованиям // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2019. [Электронный ресурс]: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015190 (Дата обращения: 21.01.2023).
3. Вечеринина, А. В. Психологическая подготовка волейболисток 18–20 лет // 47-я студенческая научно-практическая конференция от 1-16 марта 2018 года. – Вологда. – 3 с.
4. Гилев, Г. А., Гладков, В. Н., Владыкина, В. В. Психологическая подготовка спортсмена // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 1 (155). – С. 291-294.
5. Дударева, Л.А. Изучение факторов, влияющих на эффективность технических приемов в волейболе // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2012. [Электронный ресурс]: https://files.scienceforum.ru/pdf/2012/3174.pdf (Дата обращения: 21.01.2023).
6. Дунаева, В. В. Психологическая подготовка спортсменов / В. В. Дунаева, О. В. Илюшин // Молодой ученый. – 2021. – № 11 (353). – С. 192-194.
7. Князева, А. Г. Психологическая подготовка спортсменов // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2017. [Электронный ресурс]: https://scienceforum.ru/2017/article/2017039245 (Дата обращения: 21.01.2023).
8. Кобер, Д.В. Психолого-педагогические особенности волейболистов 10-12 лет, 2018. [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/psihologopedagogicheskie-osobennosti-voleybolistov-let-2889874.html (Дата обращения: 21.01.2023).
9. Комиссарова, Н. Г. Своеобразие психологической подготовки волейболистов, 2020. [Электронный ресурс]: https://multiurok.ru/files/psikhologicheskaia-podgotovka-voleibolistov.html (Дата обращения: 22.01.2023).
10. Коробейникова, Е. И., Даянова, М. А. Характеристика психологической подготовки спортсменов // Наука-2020. – № 11 (36). – С. 51-60.
11. Крикунов, Г. А. Психологическая подготовка спортсмена // E-Scio. – 2022. – № 4 (67). – С. 616-620.
12. Липаев, В. Ф. Психологическая подготовка спортсмена // E-Scio. – 2021. – № 8 (59). – С. 106-110.
13. Махмудов, М. М. Психологическая подготовка спортсменов высшей квалификации перед решающими поединками // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 171-172.
14. Мекебаев, А. Х., Муфтаков, Р. Д. Сущность и содержание морально-психологической подготовки военнослужащих // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2018. [Электронный ресурс]: https://scienceforum.ru/2018/article/2018008531 (Дата обращения: 19.01.2023).
15. Пугачев, А. Н. Психологическая подготовка волейболиста, 2021. [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/08/23/psihologicheskaya-podgotovka-voleybolista (Дата обращения: 22.01.2023)
16. Расулов, З. П. Методы и средства психологической подготовки спортсменов // Проблемы педагогики. – 2019. – № 4 (43). – С. 69-71.
17. Ржанов, А. А., Медведева, Л. В. Психологическое сопровождение и подготовка команды юных волейболистов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 7 (185). – С. 484-489.
18. Родин, А. В., Погорелый, М. В., Яшин, А. А. Педагогическая оценка психологической готовности юных волейболистов 16-17 лет к соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2015. – № 1. – С. 86-93.
19. Родионов, А. В., Непопалов, В. Н., Сопов, В. Ф. Психологические модели в управлении комплексной подготовкой // Спортивный психолог. – 2007. – № 1. – С. 6-13.
20. Роледер, Л. Н. Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков волейбольной команды к соревнованиям / Л. Н. Роледер, О. С. Коршунова // Молодой ученый. – 2016. – № 8 (112). – С. 1213-1215.
21. Сингина, Н. Ф., Фомин, Е. В. Психологическая подготовка в волейболе (Стресс и стрессовые ситуации, контроль эмоций) – № 14. – М.: ВФВ, 2013. – 24 с.
22. Сыропятов, О. Г. Медико-психологическое сопровождение специальных операций. – Киев: Видавець О. Т. Ростунов, 2015.
23. Теплинский, О. Д. Психологическая подготовка волейболистов, 2016. [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/11/06/psihologicheskaya-podgotovka-voleybolistov (Дата обращения: 20.01.2023).
24. Тихомирова, Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). – Т. 0. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 6-9.
25. Тютюнников, В. И. Психологическое состояние студентов-спортсменов в соревновательный период // Молодой ученый. – 2019. – № 2 (240). – С. 388-390.
26. Хитряков, М. А. Психологическая подготовка и формирование командного духа юных волейболистов // Образовательный портал «Золотой век». – 2018. – 5 с.
27. Юркина, З. В. Психологическая подготовка спортсменов во время проведения соревнований по волейболу // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2019. – Т. 14. – № 2. – С. 912-917.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ