Формирование эстетического компонента двигательной деятельности девушек, занимающихся оздоровительной аэробикой
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ 10
1.1 Роль и значимость эстетического компонента в двигательной
деятельности 10
1.2 Особенности структуры эстетического содержания физических
упражнений 13
1.3 Формы и средства эстетического воспитания занимающихся
оздоровительной аэробикой 15
1.4 Особенности влияния занятий оздоровительной аэробикой на
функциональное состояние занимающихся 24
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы педагогического контроля и эксперимента 29
2.3 Педагогическая технология формирования эстетического
компонента двигательной деятельности занимающихся оздоровительной аэробикой на основе моделирования 34
ГЛАВА 3 ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
КОМПОНЕНТА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ 10
1.1 Роль и значимость эстетического компонента в двигательной
деятельности 10
1.2 Особенности структуры эстетического содержания физических
упражнений 13
1.3 Формы и средства эстетического воспитания занимающихся
оздоровительной аэробикой 15
1.4 Особенности влияния занятий оздоровительной аэробикой на
функциональное состояние занимающихся 24
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы педагогического контроля и эксперимента 29
2.3 Педагогическая технология формирования эстетического
компонента двигательной деятельности занимающихся оздоровительной аэробикой на основе моделирования 34
ГЛАВА 3 ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
КОМПОНЕНТА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
Актуальность. Современная оздоровительная аэробика - один из массовых видов физической культуры, привлекательной стороной которого является не только доступность двигательных действий, но и их высокая оздоровительная и эстетическая направленность. Физические упражнения, составляющие содержание оздоровительной аэробики, обеспечивают высокий уровень развития двигательно-координационных качеств, способствующих формированию индивидуального стиля и музыкально-ритмической подготовленности, а также обеспечивают положительный психо¬
эмоциональный фон [3, 26, 47].
Формирование эстетического компонента в процессе занятий оздоровительной аэробикой связано с целенаправленным развитием комплекса двигательно-координационных качеств, интеллектуальных, морально-волевых качеств занимающихся, что способствует разностороннему гармоничному развитию организма [52, 54].
В исследованиях отмечается, что эмоциональная выразительность двигательных действий, единство музыки и композиций оздоровительной аэробики, грациозность и изящество, применяемые в процессе учебно-тренировочных занятий, оказывают положительное влияние на эстетическое воспитание занимающихся [17, 42].
Специалистами по аэробике достаточно подробно освещены вопросы содержания и структуры учебно -тренировочных занятий [3, 24, 28]. Однако в настоящее время стремительное развитие данного вида физической активности характеризуется появлением новых более сложных программ, требующих проявления большей эмоциональности, артистичности, грациозности, что обусловливает актуальность организации непрерывного процесса эстетического воспитания занимающихся в ходе учебно-тренировочных занятий [47].
В исследованиях по методике проведения занятий оздоровительной аэробикой не накоплен достаточный теоретический и экспериментальный материал, необходимый для решения проблемы формирования разносторонне развитой личности [38, 42, 49]. Это обусловило следующие противоречия:
- с одной стороны, ведущие специалисты подчеркивают большую значимость эстетической подготовки, с другой стороны, в научно-методической литературе недостаточно разработаны вопросы методики формирования эстетического компонента двигательной деятельности в процессе занятий оздоровительной аэробикой;
- еще одно противоречие заключается в понимании высокой эстетичности двигательных действий, единства музыки и композиций оздоровительной аэробики при отсутствии результатов специальных исследований по использованию средств эстетической выразительности на занятиях по данному виду двигательной деятельности.
В связи с этим возникает необходимость поиска путей повышения эффективности учебно-тренировочных занятий, содержащих эстетический компонент; а также разработки педагогической технологии, нацеленной на формирование гармонии физического и духовного.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по оздоровительной аэробике.
Предмет исследования - эстетический компонент двигательной деятельности девушек 17-19 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой.
Цель исследования - теоретико-методическое формирование эстетического компонента в процессе занятий оздоровительной аэробикой девушек 17-19 лет.
Задачи исследования:
1 Обосновать значимость формирования эстетического компонента двигательной деятельности для разностороннего гармоничного развития занимающихся средствами оздоровительной аэробики.
2 Разработать модель формирования эстетического компонента двигательной деятельности в процессе занятий оздоровительной аэробикой.
3 Экспериментально обосновать эффективность педагогической технологии формирования эстетического компонента двигательной деятельности занимающихся оздоровительной аэробикой.
Практическая значимость проведенного исследования заключается разработке и внедрении в практику системы средств и методов, составляющих основное содержание педагогической технологии формирования эстетического компонента двигательной деятельности занимающихся оздоровительной аэробикой; также предложены тесты для определения уровня согласованности телодвижений, музыкально-ритмической подготовленности и индивидуального стиля; критерии оценки эстетического компонента двигательных действий, которые могут быть использованы при составлении программ оздоровительной аэробике для фитнес-клубов, секций по оздоровительной аэробике в различных учебных заведениях, а также при разработке учебного и методического материала для тренеров по оздоровительной аэробике.
эмоциональный фон [3, 26, 47].
Формирование эстетического компонента в процессе занятий оздоровительной аэробикой связано с целенаправленным развитием комплекса двигательно-координационных качеств, интеллектуальных, морально-волевых качеств занимающихся, что способствует разностороннему гармоничному развитию организма [52, 54].
В исследованиях отмечается, что эмоциональная выразительность двигательных действий, единство музыки и композиций оздоровительной аэробики, грациозность и изящество, применяемые в процессе учебно-тренировочных занятий, оказывают положительное влияние на эстетическое воспитание занимающихся [17, 42].
Специалистами по аэробике достаточно подробно освещены вопросы содержания и структуры учебно -тренировочных занятий [3, 24, 28]. Однако в настоящее время стремительное развитие данного вида физической активности характеризуется появлением новых более сложных программ, требующих проявления большей эмоциональности, артистичности, грациозности, что обусловливает актуальность организации непрерывного процесса эстетического воспитания занимающихся в ходе учебно-тренировочных занятий [47].
В исследованиях по методике проведения занятий оздоровительной аэробикой не накоплен достаточный теоретический и экспериментальный материал, необходимый для решения проблемы формирования разносторонне развитой личности [38, 42, 49]. Это обусловило следующие противоречия:
- с одной стороны, ведущие специалисты подчеркивают большую значимость эстетической подготовки, с другой стороны, в научно-методической литературе недостаточно разработаны вопросы методики формирования эстетического компонента двигательной деятельности в процессе занятий оздоровительной аэробикой;
- еще одно противоречие заключается в понимании высокой эстетичности двигательных действий, единства музыки и композиций оздоровительной аэробики при отсутствии результатов специальных исследований по использованию средств эстетической выразительности на занятиях по данному виду двигательной деятельности.
В связи с этим возникает необходимость поиска путей повышения эффективности учебно-тренировочных занятий, содержащих эстетический компонент; а также разработки педагогической технологии, нацеленной на формирование гармонии физического и духовного.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по оздоровительной аэробике.
Предмет исследования - эстетический компонент двигательной деятельности девушек 17-19 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой.
Цель исследования - теоретико-методическое формирование эстетического компонента в процессе занятий оздоровительной аэробикой девушек 17-19 лет.
Задачи исследования:
1 Обосновать значимость формирования эстетического компонента двигательной деятельности для разностороннего гармоничного развития занимающихся средствами оздоровительной аэробики.
2 Разработать модель формирования эстетического компонента двигательной деятельности в процессе занятий оздоровительной аэробикой.
3 Экспериментально обосновать эффективность педагогической технологии формирования эстетического компонента двигательной деятельности занимающихся оздоровительной аэробикой.
Практическая значимость проведенного исследования заключается разработке и внедрении в практику системы средств и методов, составляющих основное содержание педагогической технологии формирования эстетического компонента двигательной деятельности занимающихся оздоровительной аэробикой; также предложены тесты для определения уровня согласованности телодвижений, музыкально-ритмической подготовленности и индивидуального стиля; критерии оценки эстетического компонента двигательных действий, которые могут быть использованы при составлении программ оздоровительной аэробике для фитнес-клубов, секций по оздоровительной аэробике в различных учебных заведениях, а также при разработке учебного и методического материала для тренеров по оздоровительной аэробике.
Результаты исследования позволяют сформулировать выводы:
1 Формирование эстетического компонента двигательной деятельности в процессе занятий оздоровительной аэробикой является значимым для разностороннего гармоничного развития занимающихся.
2 Применение экспериментальной модели обеспечивает комплексный подход к решению проблемы формирования эстетического компонента двигательной деятельности в процессе занятий оздоровительной аэробикой со студентками вуза.
3 Предложенная система количественных и качественных критериев оценки уровня сформированности эстетического компонента двигательной деятельности дает возможность объективно оценить динамику музыкально¬ритмической подготовленности, индивидуального стиля, двигательной и музыкальной культуры. Так, применение теста «Импровизация» позволяет выявить степень подготовленности занимающихся к самостоятельной разработке индивидуальной композиции, что создает предпосылки для формирования творческого отношения к учебно-тренировочному процессу, совместной деятельности с тренером как основы для разнообразной двигательной деятельности на качественно новом уровне. В КГ проявление индивидуального стиля улучшилось с 1,67±0,20 балла до 2,01±0,16 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, с 1,70±0,22 балла до 3,35±0,12 балла (р<0,05). В КГ уровень музыкально-ритмической подготовленности увеличился с 2,24±0,17 балла до 2,43±0,11 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, с 2,23±0,15 балла до 4,07±0,20 балла (р<0,05). Отмечена динамика показателей согласованности телодвижений у занимающихся в КГ - с 2,36±0,11 балла до 2,52±0,20 балла (р>0,05); в ЭГ - с 2,41±0,13 балла до 3,51±0,12 балла (р<0,05).
1 Формирование эстетического компонента двигательной деятельности в процессе занятий оздоровительной аэробикой является значимым для разностороннего гармоничного развития занимающихся.
2 Применение экспериментальной модели обеспечивает комплексный подход к решению проблемы формирования эстетического компонента двигательной деятельности в процессе занятий оздоровительной аэробикой со студентками вуза.
3 Предложенная система количественных и качественных критериев оценки уровня сформированности эстетического компонента двигательной деятельности дает возможность объективно оценить динамику музыкально¬ритмической подготовленности, индивидуального стиля, двигательной и музыкальной культуры. Так, применение теста «Импровизация» позволяет выявить степень подготовленности занимающихся к самостоятельной разработке индивидуальной композиции, что создает предпосылки для формирования творческого отношения к учебно-тренировочному процессу, совместной деятельности с тренером как основы для разнообразной двигательной деятельности на качественно новом уровне. В КГ проявление индивидуального стиля улучшилось с 1,67±0,20 балла до 2,01±0,16 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, с 1,70±0,22 балла до 3,35±0,12 балла (р<0,05). В КГ уровень музыкально-ритмической подготовленности увеличился с 2,24±0,17 балла до 2,43±0,11 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, с 2,23±0,15 балла до 4,07±0,20 балла (р<0,05). Отмечена динамика показателей согласованности телодвижений у занимающихся в КГ - с 2,36±0,11 балла до 2,52±0,20 балла (р>0,05); в ЭГ - с 2,41±0,13 балла до 3,51±0,12 балла (р<0,05).
Подобные работы
- СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У СПОРТСМЕНОК НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023





