🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Гражданско-патриотическое воспитание посредством государственной символики

Работа №196099

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы41
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотизма и гражданственности 5
1.1. Патриотизм и гражданственность в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Основные подходы к формированию патриотизма и гражданственности 15
Глава 2. Методические особенности воспитания патриотизма и гражданственности 21
2.1.Специфика государственной символики 21
2.2.Методика воспитания патриотизма и гражданственности посредством государственной символики 29
Заключение 35
Список используемой литературы 39

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - лучшее время для привития священного чувства любви к Родине, гордости за ее прошлое. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Патриотизм и гражданственность - одни из важнейших черт всесторонне развитой личности. У дошкольников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. В современных условиях в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувство уважения к другим народам, так и чувство любви к Родине.
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
В разное время к проблеме гражданско-патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева и другие.
Изучение символов Родины содействует самоопределению личности, созданию условий для её реализации, формированию гражданина, интегрированного в современном обществе и нацеленного на его совершенствование, его ориентации на развитие гражданского общества, воспитание гражданственности и любви к Родине.
Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления личности. Формирование у воспитанников сущности и значения государственных символов Российской Федерации, воспитание уважения к ним складывается в системе дошкольного образования, а также в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России.
Цель работы – изучение теоретических основ гражданско-патриотического воспитания у дошкольников посредством изучения государственной символики.
Объект исследования – процесс гражданско-патриотического воспитания.
Предмет исследования – процесс гражданско-патриотического воспитания посредством государственной символики.
Задачи работы:
1) Провести теоретический анализ понятий патриотизма и гражданственности в психолого-педагогической литературе.
2) Определить основные подходы к формированию патриотизма и гражданственности.
3) Рассмотреть специфику государственной символики.
4) Изучить методику воспитания патриотизма и гражданственности посредством государственной символики.
Для реализации задач использовались теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение литературы по данной теме.
Курсовая работа представляет собой работу теоретического характера и состоит из введения, двух теоретических глав, заключения и списка используемой литературы.
Практическая значимость исследования. Работа может быть полезна для воспитателей, психолога дошкольного образования, родителей дошкольников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив психолого-педагогическую литературу по воспитанию патриотизма и гражданственности посредством государственной символики, мы выяснили, что патриотизм и гражданственность занимает особое место в современном обществе. В современных условиях в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувство уважения к другим народам, так и чувство любви к Родине.
Патриотизм – это чувство любви и преданности Отечеству, своему народу, готовность служить интересам своей Родины. Под гражданственностью следует понимать качество личности, позволяющее человеку осознавать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живёт и трудится. И патриотизм, и гражданственность подразумевают любовь к своей стране и народу. Но патриотизм опирается на историю, духовные и культурные ценности. Можно сказать, что он больше обращён в прошлое. Гражданственность же направлена в будущее, и её основные ценности – это права и свободы людей, равные возможности самореализации для всех членов общества. Таким образом, это разные понятия, но не противоположные, а взаимодополняющие. И для любой современной страны важно, чтобы её гражданам были присущи оба эти качества, ведь только в таком случае можно рассчитывать, что они смогут построить процветающую страну с высокоразвитым обществом.
Формирование гражданственности и патриотизма - это длительный, сложный, непрерывный процесс. Сложность связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно: гуманизм, гражданственность, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном возрасте.
Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой. Воспитать патриота и гражданина своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Работа по направлению гражданско-патриотического воспитания осуществляется по таким направлениям, как сопровождение методическими вспомогательными ресурсами, работа с детьми, работа с родителями. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Формировать у дошкольников патриотизм и гражданственность можно посредством государственной символики. Государственные символы России — это установленные федеральными конституционными законами особые отличительные знаки России, олицетворяющие её национальный суверенитет и самобытность, несущие определённый идеологический смысл. Таковыми символами являются: государственный флаг, герб и гимн. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны и отражают разные этапы отечественной истории. Но тем самым герб осуществляет связь с прошлым, а не с будущим. Символическое значение во многом зависит от национальных традиций и особенностей. Государственная символика является частью истории и культуры страны. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Знания о государственной символике составляют основу формирования уважительного отношения к ней. Изучение государственных символов влияет на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Благодаря знаниям о государственной символики происходит воспитание чувств гордости, сопричастности, воспитание чувства уместности, ответственности, а также единение.
Изучение и использование государственных символов Российской Федерации имеет важное значение в воспитании подрастающего поколения, в формировании у детей чувства патриотизма, гражданственности. Включение тематических разделов или компонентов по изучению государственных символов возможно в различные предметные области, учебные предметы, в курсы внеурочной деятельности при реализации основных образовательных программ, в дополнительные общеобразовательные программы.
Формирование у дошкольников ценностного отношения к государственным символам - важная задача, которая может реализоваться в процессе присвоения ими общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении . Чтобы воспитанники глубоко осознали и поняли лучшие традиции народа, воспитатели творчески применяют различные формы и методы работы.
Таким образом, цель работы достигнута, а задачи – решены.



1. Фе¬де¬раль¬ный го¬судар¬ствен¬ный об¬ра¬зо¬ва¬тель¬ный стан¬дарт до¬школь¬но-го об¬ра¬зо¬ва¬ния: при¬ка¬зы и пись¬ма Ми¬но¬бр¬на¬у¬ки РФ / [ред.-сост. Т. В. Цвет¬ко¬ва]. – Москва: Сфе¬ра, 2014, 2015, 2016, 2017. – 96 с.
2. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]
3. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО: учебное пособие: / В. В. Абраухова. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 116 с.
4. Бирлайн Дж. Параллельная мифология. -1997. 30 с.
5. Васильева, И. А. История государственных символов России: учебное пособие / И. А. Васильева, Л. В. Крюкова, Т. В. Мухортова; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2016. – 123 с.
6. Долгина, Е. С. Патриотизм: функционал, уровни / Е. С. Долгина, И. В. Демин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102).
7. Дормидонтов, Р. А. Психолого-педагогические условия формирования гражданственности: учебное пособие: / Р. А. Дормидонтов; Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. – 81 с.
8. Жайлаубаева, А. С. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А. С. Жайлаубаева, Сымбат Сайранкызы. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 67-69.
9. Катюхина, И. В. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся: / И. В. Катюхина; Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевскогo, и. (Балашовский, Кафедра истории. – Балашов: б.и., 2022. – 67 с.
10. Коротаева, Е. В. Вопросы патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста / Е. В. Коротаева, А. С. Андрюнина. – Изд. 2-е. – Москва: Директ-Медиа, 2022. – 120 с.
11. Курбанова Е. Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков // Молодой ученый. 2015. №6.4. С. 91-95.
12. Матюхин, А. В. Обществознание: учебное пособие: [12+] / А. В. Матюхин, Ю. А. Давыдова, Ф. И. Долгих. – Москва: Университет Синергия, 2022. – 225 с.
13. Межуев В.М. Национальная идея и жизнеспособность государства. Постановка задачи. Материалы научного семинара. - 2 изд. - 2009. - 150 с.
14. Методические рекомендации к образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: младшая группа: методическое пособие / авт.-сост. В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева. – 2-е изд., перераб. – Москва: Русское слово, 2018. – 129 с.
15. Мисюров Д.А. Политическая символика: структура и функции // Вестник Моск.- 12 изд. Политические науки. -1999. 43-57 с.
16. Нархова, Е. Н. Социология культуры: учебное пособие / Е. Н. Нархова, Д. Ю. Нархов; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. – 307 с.
17. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
18. Основы межкультурной коммуникации: государственные и национально-культурные символы: учебное пособие / Л. А. Борботько, Л. Г. Викулова, Л. А. Воробьева [и др.]. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 277 с.
19. Патриотизм / М. М. Скибицкий // Отоми — Пластырь. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969—1978, т. 19).
20. Патриотизм / Н. К. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
21. Патриотизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
22. Петрова Л.А. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика. - №3 изд., 2012. - 431 с.
23. Ривина Е.К. Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами / Е.К. Ривина – М.: АРКТИ, 2002. - 64 с.
24. Романовский В.К., Степанцева И.В. Государственные символы России: методические рекомендации и творческие задания для классной и внеклассной 28 Об использовании государственных символов Российской Федерации – 06 работы / под общ. ред. В.К. Романовского. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008. – 51 с.
25. Россия: символика, традиции, культура: учебное пособие / Е. А. Ядрихинская, И. В. Адигезалова, И. А. Будник, Т. В. Артеменко; Воронежский государственный университет инженерных технологий. – Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2014. – 84 с.
26. Соболева, Н. А. Идентичность Российского государства языком знаков и символов: эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии / Н. А. Соболева; Российская Академия Наук, Институт российской истории. – 2-е изд. – Москва : Языки славянской культуры (ЯСК), 2018. – 670 с.
27. Тол¬ко¬вый сло¬варь жи¬во¬го ве¬ли¬ко¬рус¬ско¬го язы¬ка Вла¬ди¬ми¬ра Да¬ля: в 4 т. Т. 1. А – З / В. И. Даль; под ред. И. А. Бо¬ду¬эна-Де-Кур¬те¬нэ. – 3-е изд., испр. и зна¬чит. доп.. – Санкт-Пе¬тер¬бург ; Москва: Т-во М. О. Воль¬фъ, 1903. – XI c.
28. Шмырёва, Н. А. Патриотическое воспитание: теоретические аспекты: учебное пособие / Н. А. Шмырёва, О. С. Кононенко, З. В. Крецан. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. – 124 с.–



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ