Введение 4
Глава 1. Жанр новости в медиадискурсе 9
1.1. К проблеме определения понятия «дискурс» 9
1.2. Медиадискурс: основные характеристики 11
1.2.1. Определение медиадискурса как особого вида дискурса 11
1.2.2. Модель описания медиадискурса 13
1.2.3. Особенности новостных интернет-СМИ 28
1.3. Жанр новости в медиадискурсе: основные характеристики 33
1.3.1. Речевой жанр: к проблеме определения 33
1.3.2. Новость как речевой жанр 34
1.3.3. Особенности новостного текста в интернет-СМИ 54
Выводы по главе 1 63
Глава 2. Особенности образа вуза, реализованного в интернет-медиа в жанре новости о науке 67
2.1. Новость о науке как разновидность речевого жанра «новость» 67
2.2. Структурные и количественные особенности новости о науке в различных
интернет-медиа 77
2.3. Особенности образа вуза, реализованного через тематику новости о науке в различных интернет-медиа 80
2.3.1. Количественные характеристики лексических единиц в новостях о науке в
различных интернет-медиа 80
2.3.2. Тематические особенности новостей о науке в ТГУ в различных интернет-
медиа 81
2.4. Особенности заголовков научных новостей в различных интернет-
медиа 84
2.4.1. Количественные особенности заголовков научных
новостей 84
2.4.2. Образ вуза в заголовках научных новостей: жанровое поле
существительных 86
2.4.3. Образ вуза в заголовках научных новостей: жанровое поле глаголов 97
2.5. Особенности лидов новости о науке в различных интернет-медиа 105
2.6. Особенности основного текста новости о науке в различных интернет-
медиа 116
2.6.1. Особенности структурной организации основного текста
новости 116
2.6.2. Особенности прилагательных в основном тексте новости 126
Выводы по главе 2 137
Заключение 140
Список источников и использованной литературы 144
Приложения 151
В современном информационном обществе большую часть сведений о том, что происходит в мире и как меняется окружающая нас действительность, мы получаем из медиа - телевидения, радио, интернет-СМИ и других источников. Глубокое проникновение медиакоммуникаций в жизнь человека формирует полноценный самостоятельный тип дискурса - медиадискурс, с его законами, жанрами, коммуникативными стратегиями и основными концептами.
Изучению дискурса как феномена посвящены работы таких исследователей, как Н. Д. Арутюнова, Т. ван Дейк, В. И. Карасик, А. А. Кибрик, М. Л. Макаров, Г. Н. Манаенко и др. В лингвистике изучаются разные типы дискурсов, актуализируется полидискурсивное существование человека.
Медиадискурс находится в центре внимания многих исследователей (Добросклонская, 2005; Чернышова, 2005; Нестерова, 2011; Костяшина, 2011; и др.). Были изучены проблемы речевых стратегий и тактик дискурса, его жанровое наполнение. Актуальность данной работы определяется обращением к выявлению специфики преломления дискурса в жанре новости интернет-СМИ. Интернет-медиа как канал коммуникации исследуется, но проблематика требует развития подходов с лингвистических позиций.
Актуальность работы детерминирована обращением к проблематике жанроведения. В настоящее время речь исследуется в любых ее проявлениях в совокупности с экстралингвистическими факторами ее существования (Т. ван Дейк, 1989; Арутюнова, 1990; Степанов, 1995; Водак, 1997; Баранов, 1997; Седов, 1999, 2004; Кубрякова, 2000; Макаров, 2003). Речевые жанры рассматриваются в различных аспектах: дискурсивном (Борисова, 2002; Макаров, 2003), психолингвистическом (Седов, 2002), социопрагматическом (Дементьев, Седов, 1998; Долинин, 1999), коммуникативно-деятельностном (Гольдин, 1999), когнитивном (Баранов, 1997) и др.
В рамках изучения речевых жанров медийного дискурса существуют исследования отдельных жанров, например, жанров «репортаж», «статья», «очерк» и т.д. (Кибрик, 2009; Оломская, 2013; Кожемякин, 2016; и др.), жанр новости также попадал в фокус внимания исследователей (Калмыков, 2009; Кузьмина, 2011; и др.), но еще не рассматривались его особенности как жанра, функционирующего на разных коммуникационных площадках.
Актуальность исследования обусловлена и моделированием образа ТГУ в медийном дискурсе. Подобного рода исследования были (Кужелева-Саган, 2008;
Кожанова, 2017), однако образ ТГУ, моделируемый в жанре научной новости, не описан с лингвистических позиций.
Новизна исследования:
Тема формирования и описания образа вуза с позиций когнитивно-дискурсивных исследований встречается в современной лингвистике редко. Образ вуза в основном изучается с позиций рекламного дискурса: описываются имиждевые, социокультурные составляющие такого образа, приводятся результаты экспериментальной работы и социолингвистических исследований, в частности, методом анкетирования. В этих работах чаще всего даются личностные оценки, оценивается уровень образовательных услуг и анализируется содержание имиджевых и рекламных публикаций.
В данной работе впервые сделана попытка реконструировать образ вуза, представленный в жанре научной новости.
Впервые описан и проанализирован комплекс языковых средств, моделирующих образ вуза на трех медиаплощадках: федеральной, региональной, университетской (корпоративной).
Объект исследования:
Объектом исследования являются новостные тексты о науке, содержащие упоминания о научной деятельности ТГУ или достижениях ученых ТГУ, размещенные на сайтах разного уровня интернет-коммуникации: информационного агентства России «ТАСС» - федеральный уровень, информационного агентства (РИА) «Томск» - региональный уровень, официальный сайт Томского государственного университета - корпоративный уровень.
Предметом исследования являются языковые единицы, участвующие в моделировании образа вуза на разных медиаплощадках в интернет-пространстве.
Цель: проанализировать лингвистические средства создания образа вуза - Томского государственного университета - в новостях о науке и выявить особенности формирования этого образа в интернет-медиа разного типа коммуникации: федерального, регионального и вузовского.
Достижение данной цели предполагает решение нескольких задач:
• Сравнить разные подходы к пониманию специфики медиадискурса.
Определить место новости в структуре медиадискурса.
• Определить жанровый статус новости о науке.
• Выявить ключевые слова (наиболее частотные или специфические лексические единицы), участвующие в формировании образа вуза в жанре новости о науке, классифицировать грамматическое окружение этих единиц.
• Описать средства текстовой организации новости о науке, формирующие образ вуза на каждом из трех медиаресурсов в сети Интернет, определить понятийную окраску этих единиц.
• Выявить специфику языковых средств, которые репрезентируют образ вуза и демонстрируют различия этого образа на исследуемых медиаресурсах.
• Реконструировать образ вуза, выявленный на каждом из изучаемых интернет-ресурсов.
Материал:
Материалом исследования являются тексты новостей о науке в ТГУ: с сайта ТАСС (https://tass.ru/)за 2015-2018 год - 206 текстов, с сайта «РИА Томск» (https://www.riatomsk.ru/)за 2017-2018 год - 273 текста, с корпоративного сайта ТГУ (http://www.tsu.ru/)за 2018 год - 282 текста. Анализ проводился отдельно по структурным единицам каждой новости: заголовку, лиду и основной части текста.
Объем проанализированного материала составил 761 текст.
Методология:
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов в области дискурс-анализа и жанроведения.
При характеристике медиадискурса мы опирались на труды Т. Ван Дейка; Н. Д. Арутюновой; Т. Г. Добросклонской; М. Л. Макарова; В. И. Карасика; Е. С. Кубряковой; А. А. Кибрика; Е. А. Кожемякина; Г. Н. Манаенко; З. И. Резановой; Т. В. Чернышовой; Ю. А. Эмер; и др.
При описании речевого жанра мы опирались на работы М. М. Бахтина; В. В. Дементьева; К. Ф. Седова; Е. Я. Шмелевой; и др.
При выявлении жанра новости мы опирались на работы Т. Г. Добросклонской; Л. Р. Дускаевой; И. В. Кирия; А. А. Негрышева; А. А. Новиковой; и др.
При выявлении специфики медиановости и имиджевой новости мы опирались на работы А. В. Аксеновой; Т. В. Анисимовой; Н. А. Кузьминой; А. А. Негрышева; Н. С. Цыбиковой; и др.
Методы
Для сбора материала был использован метод сплошной выборки.
При описании медиадискурса и жанра новости использовались методы: дискурс- анализа, включающего описание базовых элементов коммуникативной ситуации, условия этой ситуации и ее специфику; социолингвистического анализа - для выявления особенностей читательских аудиторий сайтов.
Для анализа языкового содержания текстов использовались статистические и лингвистические методы: количественного анализа - для уточнения тематических приоритетов и установления частоты использования лексических единиц в текстах новостей; компонентного анализа - для выявления смысловых речевых доминант при формировании образа вуза; контекстуального анализа - для выявления в текстах функциональной специфики языковых единиц.
Теоретическая значимость:
Результаты исследования могут способствовать дальнейшему развитию теории медиадискурса и жанроведения. Описание жанровых составляющих новости позволяет выявить дискурсивную основу вариативности речевого жанра «новость», а также особенности трансформации этого жанра в интернет-среде. Результаты данной работы могут быть полезны для развития теории стратегических коммуникаций в медийной среде.
Практическая значимость:
Результаты исследования могут быть использованы для реконструкции образа организации в различных дискурсах и жанрах. Поскольку образ организации формируется, основываясь на принципах систематичности и повторяемости, использование определенных лингвистических приемов, а также нейтральной, оценочной или эмоциональной лексики позволяет выявить особенности лексических единиц при создании образа организации в медиапространстве. Также результаты работы могут быть полезны пиар-службам организаций и сотрудникам подразделений, отвечающих за информационную поддержку организаций, сотрудникам СМИ.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель и задачи работы, выделяются объект и предмет исследования, описывается методы и методология работы.
В первой главе определяется содержание понятий «дискурс», «медиадискурс», представлена модель описания медиадискурса и особенности интернет-медиа, определен и описан речевой жанр «новость» и структурно-функциональные особенности новостного текста в интернет-СМИ.
Во второй главе рассмотрены особенности новости о науке как разновидности речевого жанра «новость», выявлены структурные, количественные и дискурсивные характеристики новости о науке, представлены результаты анализа формирования образа вуза, реализованного в интернет-медиа посредством жанра новость.
В заключении обобщаются результаты исследования и делаются выводы о дискурсивной и жанровой природе формирования образа вуза в медиапространстве.
В глобальном информационном обществе подавляющую часть сведений о том, что происходит в мире и как он изменяется, мы получаем из медиаисточников - телевидения, радио, интернет-СМИ и других. Медиакоммуникации глубоко проникли в жизнь современного человека и сформировали самостоятельный тип дискурса - медиадискурс, с его собственными законами, жанрами, коммуникативными стратегиями и основными концептами.
Медиадискурс сегодня занимает одну из главных позиций в моделировании картины мира современного человека. В нашей работе он рассматривается с позиций лингвокогнитивного подхода и описан по модели, объединяющей его коммуникативные, социокультурные, языковые и когнитивные характеристики.
При изучении коммуникативных стратегий медиадискурса мы отмечаем два основных типа: оценочную, призванную формировать идеальный образ субъекта или определенное мнение о предмете или событии, и безоценочную, где автор сохраняет нейтральную позицию по отношению к теме сообщения, фокусируясь на простом информировании читателей. Вторую стратегию СМИ часто применяют в публикациях научной, образовательной, учебно-методической тематики.
Медиадискурс как социальная коммуникация использует вербальные и невербальные каналы передачи и восприятия информации. Интеграция единиц вербального и медийного ряда порождает единицу медиадискурса - медиатекст.
Медиадискурс реализуется в разнообразных жанрах - в зависимости от функциональной направленности сообщения и канала передачи информации - устного, письменного или мультимодального. В данной работе в фокусе внимания находится жанр «новость», который является основным, ядерным жанром информационных медиа.
Новость как речевой жанр является гибким, имеет разные способы воплощения в зависимости от задач конкретной коммуникационной площадки. Диктумным (событийным) содержанием новости является информация об актуальном событии. Новости различаются по видам информации - политические, социальной жизни, культуры, научные и другие. Новостной текст содержит информационное ядро, в котором выражается главная мысль и интенция автора.
Языковое воплощение новости также диктуется жанром. В текстах используются простые повествовательные предложения с подлежащим-существительным и сказуемым- глаголом в активном залоге, это позволяет максимально быстро и точно донести до читателя основную мысль автора текста. Новость чаще всего реализуется с помощью разговорной или приближенной к разговорной лексики. Специфическая (профессиональная) лексика или терминология присутствует в зависимости от тематики. Языковые средства, с помощью которых реализуется «имиджевая» новость, отличаются большим разнообразием, чем у информативной новости.
Для речевого жанра новости важны оперативность; социальная значимость; актуальность; оперативность; апелляция к мнениям экспертов; достоверность и эмоциональность или лаконичность (в зависимости от специфики новости).
Новость в сети Интернет представляет собой гипертекст, так как включает иллюстрации, гиперссылки, несколько вариантов (стилей) оформления текста и другие приемы, привлекающие внимание адресата. Для интернет-новости характерны оперативность, лаконичность, удобство, простота восприятия («юзабилити») и наличие определенной функциональной структуры: заголовок, в некоторых медиа дополнительно подзаголовок, лид, основная часть. Заголовок и лид рассматриваются как одна единица - ядро новости. При этом каждая часть текста выполняет свою функцию - информирующую, воздействующую, образовательную и др.
Таким образом, новость в сети Интернет мы определяем как письменный институциональный речевой жанр, интегрирующий средства и ценности медиа- и иных дискурсов, соответствующих топику новости; имеющий обобщенного адресата, коллегиальное авторство, дополнительные мультимедийные, интерактивные и гипертекстуальные средства выражения; выполняющий по большей части информационную и в меньшей - воздействующую, образовательную, имиджевую и другие функции.
Новость о науке определяется как тематическая разновидность речевого жанра «новость», поскольку имеет такие же характеристики: информативность как коммуникативную цель, неперсонифицированных автора и адресата, актуальность в основе диктумного содержания, реализацию в виде короткого жанра, одинаковую структуру текста.
Отличия новости о науке от новостей другой тематики наблюдаются только в языковом воплощении: употребляется специфическая научная терминология, лексика преимущественно безоценочная, количественные параметры демонстрируются через числительные.
Новость о науке на разных медиаплощадках - сайтах ТАСС, «РИА Томск» и ТГУ - имеет структурные и количественные особенности: несущественное различие в структуре (наличие или отсутствие подзаголовка); меньший объем текстовой информации на самой посещаемой из медиаплощадок (федеральной - ТАСС); практическая и социальная направленность сообщений; совпадение тематики новостей: медицина и биология, затем новые технологии, физика, экология. Для сайтов ТАСС, «РИА Томск» и ТГУ отмечено общее видение актуальности научных событий и стремление транслировать аудитории понятную информацию.
Количественный анализ лексики в заголовках о науке на сайтах ТГУ, «РИА Томск» и ТАСС научных новостей показал, что самое разнообразное жанровое поле наблюдается на сайте ТГУ, а образ вуза моделируется при помощи разных лексических единиц.
В жанре научной новости на всех трех интернет-ресурсах совпадает образа вуза как деятельного участника, инициатора научных событий или автора продуктов (результатов) научной деятельности, партнера в региональных, российских и мировых научных проектах. Имена собственные (Томск, Сибирь, Россия, Арктика) фиксируют вуз как часть региона, включенного в актуальную научную повестку.
С помощью качественных прилагательных в превосходной и сравнительной степени, прилагательных с семантикой новизны и лидерства и наречий моделируется образ вуза - лидера в общероссийской и мировой научной деятельности, действующего на фронтире исследований. Качественное прилагательное «новый» способствует созданию образа вуза-первооткрывателя, на сайтах ТГУ и ТАСС дополнительно - образа вуза-реформатора.
На сайте ТГУ фиксируется образ ТГУ как вуза-лидера, вуза-эксперта, вуза- исследователя; участника целенаправленной, практической, созидательной научной деятельности, который достигает результата по широкому спектру научных исследований на равных с авторитетными партнерами-экспертами, имеет значительные научные достижения, делающие лучше жизнь людей. С помощью аббревиатуры ТГУ вуз подчеркивает свой образ как многокомпонентной развивающейся организации и активного участника новостных научных событий.
На сайте «РИА Томск» моделируется образ ТГУ как образовательной и научной организации, которая в первую очередь, представляет регион (Томск), где ведется непрерывная и продуктивная научная деятельность, и достигает полезных обществу результатов научной деятельности. Затем уже отмечается нацеленость на перспективные исследования; включенность в международное научное пространство; собственная экспертная позиция; лидерство в области естественных наук и наук о жизни. Посредством аббревиатуры ТГУ и номинативов относительно целого открыто (ученый ТГУ и др.) формируется образ вуза как организации, эффективно участвующей в научных исследованиях, а субъекты действий объединяются по социальному признаку - принадлежности к вузу, отстраиваясь от других вузов Томска.
На сайте ТАСС акцентируется достоверность и объективность информации в целом, а образ ТГУ формируется имплицитно: вуз как активный участник актуальной научной деятельности, с достижениями в определенных областях науки (биологии, медицине, физике) включен в образ регионального представителя российской науки (ученого, вуза и пр.), эксперта мирового уровня; непрерывно и результативно действующего на фронтире мировой научной повестки; достигающего результатов в научной деятельности; применяющего результаты исследований для улучшения жизни общества и целей фундаментальной науки.
Гипотеза о формировании образа вуза посредством стимуляции когнитивных процессов (парные оппозиции относительных прилагательных) исследована интроспективно и требует дальнейшего изучения и экспериментальной проверки.
1 Дейк Т. Ван. К определению дискурса. - 1988 Т. Ван Дейк «К определению
дискурса» [Электронный ресурс] // PSyberLink. Психологическая сеть российского Интернета. - Электрон. дан. - [Б. м.], 1999. URL:
http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm(дата обращения: 12.05.2019).
2 Дейк Т. Ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. В. Дейк. - М. : Прогресс, 1989. - 312 с.
3 Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - М. : 1990. - С. 136-137.
4 Чернявская В. Е. Дискурс как объект лингвистических исследований / Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса : сб. науч. тр. - С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2001. - С. 11-22.
5 Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца XX века. - М. : Российский Гуманитарный ун-т, 1995.- С. 144-238.
6 Картины русского мира: современный медиадискурс / З. И. Резанова [и др.] / под ред. З. И. Резановой. - Томск, 2011. - 288 с.
7. Кибрик А. А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. - 2009. - № 2. - С. 3-21.
8 Манаенко Г. Н. Когнитивные основания информационно-дискурсивного подхода
к анализу языковых выражений и текста [Электронный ресурс] // Язык. Текст. Дискурс: Межвузовский научный альманах / под ред. Г. Н. Манаенко.- Вып. 3.- Ставрополь, 2005.- С. 22-32. URL:http://www.russcomm.ru/rca biblio/issue/sgpi almanakh3.pdf (дата
обращения: 24.05.2019).
9 Манаенко Г. Н. Информационно-дискурсивный подход к анализу осложненного предложения / Г. Н. Манаенко. - Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2006. - 256 с.
10 Желтухина М. Р. Роль информации в медиадискурсе / М. Р. Желтухина // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. - 2010. - № 3. - М. : ЦМО МГУ, 2010. - С. 12-18.
11 Современный дискурс-анализ: повестка дня, проблематика, перспективы:
коллективная монография [Электронный ресурс] // под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. - Белгород: ИД «Белгород», 2016. - С. 53. URL:
https://journ.bsu.edu.ru/publication/cda mono.pdf(дата обращения: 24.05.2019).
12 Красикова Т. Р. Дискурсивное конструирование события в массмедиа: анализ российского телевидения : дис. ... канд. филол. наук : Т. Р. Красикова. - Белгород, 2017. - 187 с.
13 Сычева Е. В. Понятие дискурса масс-медиа и методы его изучения
[Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 3. - С. 28-36. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». - URL: https://vivliophica.eom/articles/linguistics/642126/1(дата
обращения: 14.05.2020).
14 Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса [Электронный ресурс] // Е. И. Шейгал. - Волгоград, 2004. - 431 с. URL:https://studfile.net/preview/4584817/page:4/(дата обращения: 24.05.2019).
15 Уварова Е. А. Медиатекст и медиадискурс: к проблеме соотношения понятий [Электронный ресурс] // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. - 2015. - № 5. - С. 47-50. URL:https://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/8869(дата обращения: 13.03.2020).
16 Борисова С. С. Персуазивные стратегии в аналитических жанрах медиатекста (на материале немецкого языка) : дис. ... канд. филол. наук : C. C. Борисова. -Орёл, 2016.
- 250 с.
17 Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов / Т. Г. Добросклонская. - М., 2005. - С. 19
18 Дускаева Л. Р. Речевая структура новостных текстов сетевых изданий [Электронный ресурс] // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. - 2014.
- Вып. 1 (25). - С. 179-183. URL:http://rfp.psu.ru/archive/L2014/duskaeva.pdf(дата
обращения: 14.05.2020).
19 Анненкова И. В. Медиариторика: новый вектор исследований медиадискурса /
Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сборник Международной научно-практической конференции - М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В.
Ломоносова; Изд-во Моск. ун-та, 2011. - С. 417-418.
20 Олянич А. В. Презентационная теория дискурса [Электронный ресурс] //
автореф. дис. ... докт. филол. наук. / А. В. Олянич. - Волгоград, 2004. - URL:
http://cheloveknauka.com/prezentatsionnava-teoriya-diskursa(дата обращения: 14.05.2020).
21 Чернышова Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве
современной России / Т. В. Чернышова. - 3-е изд., переработанное. - М., 2009. - 296 с.
22 Дзялошинский И. М. Проективная деятельность в структуре журналистского творчества // Деловая пресса России: настоящее и будущее. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.dzyalosh.ru/01- comm/books/delov-pressa/ 3-dzylochinskii.html
23 Карасик В. И. О типах дискурса / Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. - Волгоград, 2000. - С. 5-20.
24 Эмер Ю. А. Миромоделирование в современном песенном фольклоре:
когнитивно-дискурсивный анализ [Электронный ресурс] // Ю. А. Эмер : автореф. дисс. ... докт. филол. Наук. - Томск, 2011. - 42 с. - URL:
http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000415042 (дата обращения:
14.05.2020).
25 Интернет-портал «Я - родитель» [Электронный ресурс] // Москва: официальный сайт интернет-портала. - Электрон. дан. - URL:https://www.ya-roditel.ru/ (дата обращения: 24.04.2019).
26 Интернет-журнал «Папмамбук» [Электронный ресурс] // Москва: официальный сайт интернет-журнала. - Электрон. дан. - URL:http://www.papmambook.ru/articles/4149/(дата обращения: 14.05.2020).
27 Сайт журнала «Теленеделя» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет-сайт журнала. - Электрон. дан. - URL:http://www .tele.ru/stars/interview/ani-lorak-delat-podarki-samoj -sebe-otlichnaja-tradicij a/(дата обращения: 14.05.2020).
28 Сайт журнала «Стархит» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет-сайт журнала. - Электрон. дан. - URL:https://www.starhit.ru/eksklusiv/svetlana-masterkova-byilo-obidno-kogda-martirosyan-skazal-chto-tucha-emu-ne-interesna-207941/(дата обращения: 14.05.2020).
29 Сайт российского информационного агентства ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - Москва, [2019]. - URL:https://tass.ru/(дата обращения: 24.04.2019).
30 Сайт регионального информационного агентства «РИА Томск» [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - Томск, [2019]. - URL:https://www.riatomsk.ru/(дата обращения: 24.04.2019).
31 Костина К. В. Аксиологический аспект языковой репрезентации образа России в современном немецком медиадискурсе : дис. . канд. филол. наук / К. В. Костина. - Иркутск, 2011. - 171 с.
32 Сайт журнала «Стархит» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет-сайт журнала. - Электрон. дан. - URL:https://www.starhit.ru/novosti/andreya-arshavina-zasnyali-v-bane-s-novoy-devushkoy-208153/(дата обращения: 14.05.2020).
33 Сайт журнала «Стархит» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет-сайт журнала. - Электрон. дан. - URL:https://www.starhit.ru/ eksklusiv/fabrikantyi-kotoryie-propali-iz-vidu-kak-slojilas-ih-sudba-116089/(дата обращения: 14.05.2020).
34 Сайт телеканала «360» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет- сайт телеканала. - Электрон. дан. - URL:https://360tv.ru/news/obschestvo/esche-v-treh-okrugah-podmoskovja-nashli-koronavirus/ (дата обращения: 14.05.2020).
35 Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие.
[Электронный ресурс] // А. А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2000. - URL:
http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm(дата обращения 16.03.2019).
36 Оломская Н. Н. К вопросу о жанровой классификации медиадискурса [Электронный ресурс] // Н. Н. Оломская. - Научный диалог. Филология. - № 5 (17) - Екатеринбург, 2013. - С. 250-259. - URL:https://nauka-dialog.ru/arxiv/2013/nauchnyij-dialog-2013-5-17/tekst-lingvistika-diskursa/k-voprosu-o-zhanrovoj-klassifikaczii-mediadiskursa.html(дата обращения 16.03.2019).
37 Единые требования (классификатор) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции. - М., 2003. - С. 30.
38 Сайт «Радио России» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет- сайт телеканала. - Электрон. дан. - URL:https://www.radiorus.ru/(дата обращения: 14.05.2020).
39 Сайт радио «Свобода» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет- сайт телеканала. - Электрон. дан. - URL:https://www.svoboda.org/(дата обращения: 14.05.2020).
40 Сайт радио «Звезда» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет- сайт телеканала. - Электрон. дан. - URL:https://radiozvezda.ru/(дата обращения: 14.05.2020).
41 Сайт радио «Comedy Club» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет-сайт телеканала. - Электрон. дан. - URL:https://comedy-radio.ru/(дата обращения: 14.05.2020).
42 Сайт радио «Юмор FM» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет-сайт телеканала. - Электрон. дан. - URL:https://www.veseloeradio.ru/(дата обращения: 14.05.2020).
43 Сайт телеканала «Первый канал» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет-сайт телеканала. - Электрон. дан. - URL:https://www.1tv.ru/(дата обращения: 14.05.2020).
44 Сайт телеканала «Россия 1» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет-сайт телеканала. - Электрон. дан. - URL:https://russia.tv/(дата обращения: 14.05.2020).
45 Сайт телеканала «Культура» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет-сайт телеканала. - Электрон. дан. - URL:https://tvkultura.ru/(дата обращения: 14.05.2020).
46 Сайт телеканала НТВ [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет- сайт телеканала. - Электрон. дан. - URL:https://www.ntv.ru/(дата обращения: 14.05.2020).
47 Сайт телеканала «ТВ Центр» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет-сайт телеканала. - Электрон. дан. - URL:https://www.tvc.ru/(дата обращения: 14.05.2020).
48 Сайт телеканала «Пятый канал» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет-сайт телеканала. - Электрон. дан. - URL:https://www.5-tv.ru/(дата обращения: 14.05.2020).
49 Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.
50 Официальный сайт компании «Медиалогия» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет-сайт компании. - Электрон. дан. - URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/7258/ (дата обращения: 14.05.2020).
51 О средствах массовой информации: федер. закон Рос. Федерации № 2124-1 от 27 дек. 1991 г. // Рос. газ. - 2007. - 28 нояб. - Ст. 23.
52 Городской интернет-портал «Томск.ру» [Электронный ресурс] // Томск: официальный сайт интернет-портала. - Электрон. дан. - URL:https://www.tomsk.ru/(дата обращения: 14.05.2020).
53 Цыбикова Н. С. Строй текста новостей в интернет-СМИ и его оценочный аспект
[Электронный ресурс] // автореф. дис. ... докт. филол. наук. / Н. С. Цыбикова. - Москва, 2011. - URL: http://cheloveknauka.com/stroy-teksta-novostey-v-internet-smi-i-ego-
otsenochnyy-aspekt(дата обращения: 14.05.2020).
54 Сайт компании «Медиаскоп» [Электронный ресурс] // Москва: официальный
интернет-сайт компании. - Электрон. дан. - URL:
https://mediascope.net/data/?FILTER TYPE=tv (дата обращения: 14.05.2020).
55 Сайт интернет-компании PR-CY [Электронный ресурс] // Москва: официальный
интернет-сайт компании. - Электрон. дан. - URL: https://a.pr-
cy.ru/tools/traffic/?domain=tass.ru(дата обращения: 14.05.2020).
56 Интернет-сервис Google Analytics [Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс. - Электрон. дан. - URL:https://analytics.google.com/(дата обращения: 14.05.2020).
57 Сайт Томского государственного университета [Электронный ресурс] // Томск: официальный сайт интернет-портала. - Электрон. дан. - URL:http://www.tsu.ru/ (дата обращения: 24.04.2019).
58 Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук/ М.М. Бахтин. - СПб. : Азбука, 2000. - Гл. проблема речевых жанров - С. 249-299.
59 Гольдин В. Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - Вып.1. - 212 с.
60 Дементьев В. В. Социопрагматический аспект теории речевых жанров / В. В. Дементьев, К. Ф. Седов. - Саратов, 1998. - 123 с.
61 Седов К. Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности [Электронный ресурс] // Жанры речи. - Саратов, 1999. - Вып. 2. - С. 13-26.- URL: http://zhanry-rechi.sgu.ru/ru/authors/list.(дата обращения: 16.03.2019)
62 Кирия И. В. История и теория медиа: учебник для вузов / И. В. Кирия, А. А. Новикова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 423 с.
63 Дускаева Л. Р. Типология речевых жанров журналистского дискурса // Медиалингвистика. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа - СПб, 2014. - 228 с.
64 Негрышев А. А. К вопросу о жанровом статусе новостей // Медиалингвистика. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа. - СПб, 2014. С. 89.
65 Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - Вып.1. - 212 с.
66 Степин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения
[Электронный ресурс] // Постнеклассика: философия, наука, культура. - СПб.: Издательский дом «М1ръ», 2009. - С.249-295. URL:
https://iphras.ru/uplfile/root/stepin/klassika,neklassika,iostneklassika.pdf(дата обращения: 18.05.2020).
67 Кузьмина Н. А. Современный медиатекст: учебное пособие / отв. ред. Н.А. Кузьмина. - Омск, 2011. - 414 с.
68 Nielsen Jakob How Little Do Users Read? [Электронный ресурс] // J. Nielsen. -
Официальный сайт Nielsen Norman Group. - Электрон. дан. - 2008. - URL:
https://www.nngroup.com/articles/how-little-do-users-read/(дата обращения: 18.05.2020).
69 Сайт газеты «Ведомости» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет-сайт печатного издания. - Электрон. дан. - URL:https://www.vedomosti.ru(дата обращения: 18.05.2020).
70 Колесниченко А. В. Практическая журналистика: учебное пособие / А. В. Колесниченко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. - 192 с.
71 Сайт интернет-портала «Лента.ру» [Электронный ресурс] // Москва: официальный интернет-ресурс. - Электрон. дан. - URL:https://lenta.ru/rubrics/forces/(дата обращения: 18.05.2020).
72 Сайт газеты «Коммерсант» [Электронный ресурс] // Москва: официальный
интернет-сай газеты. - Электрон. дан. - URL:
https://www.kommersant.ru/daily?from=header gazeta(дата обращения: 18.05.2020).
73 Мамардашвили М. К. Введение в философию / В кн.: М. К. Мамардашвили. Необходимость себя. - М.: «Лабиринт», 1996. - с.7-154.
74 Miller George A. The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on
our Capacity for Processing Information [Электронный ресурс] // George A. Miller. - Harvard University, Psychological Review, 1956. - с. 63, 81-97. URL:
http://psychclassics.yorku.ca/Miller/(дата обращения: 15.05.2020).
75 Современный толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный
ресурс] // Т. Ф. Ефремова. - 2000. - - Электрон. дан. - URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/(дата обращения: 18.05.2020).
76 Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. / А. В. Бондарко (и др.) ; под ред. А. В. Бондарко. - Ленинград: Наука, 1990. - 264 с.
77 Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - 2000.- URL:https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/(дата обращения: 18.05.2020).
78 Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] // С. И. Ожегов, Н. Ю.
Шведова. - Электрон дан. - 1949-1992. - URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/104122(дата обращения: 18.05.2020).
79 Татевосов С. Г. Отглагольное имя и структура русского глагола // Исследования по глагольной деривации / Под ред. В. А. Плунгян, С. Г. Татевосов. - М.: Языки славянских культур, 2008. - С. 348-380.
80 Шелякин М. А. Функциональная грамматика русского языка. / М. А. Шелякин - М.: Рус. яз., 2001. - 288 с.
81 Энциклопедический словарь. 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/113065/(дата обращения: 15.05.2020).