ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В ЕС В ПЕРИОД КАНЦЛЕРСТВА АНГЕЛЫ МЕРКЕЛЬ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКИ ОБОРОНЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ГЕРМАНИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОВПБ/ЕПБО 18
1.1 Роль Германии в институционализации ОВПБ 18
1.2 Позиция Германия относительно новой стратегии безопасности ЕС 27
1.3 Германия и эволюция институтов ЕПБО/ОПБО 33
1.4 Проблема создания европейской армии и позиция Германии 40
ГЛАВА 2. ГЕРМАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОВПБ/ЕПБО 51
2.1 Политика санкций ЕС и позиция Германии 51
2.1.1 Санкции в отношении России 51
2.1.2 Санкции в отношении Сирии 58
2.1.3 Санкции в отношении Ливии 62
2.2 Участие Германии в миссиях и операциях ЕС 65
2.2.1 Вооруженные силы Германии 74
2.3 Позиция Германии относительно взаимодействия ЕС-НАТО в сфере
ЕПБО/ОПБО 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ГЕРМАНИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОВПБ/ЕПБО 18
1.1 Роль Германии в институционализации ОВПБ 18
1.2 Позиция Германия относительно новой стратегии безопасности ЕС 27
1.3 Германия и эволюция институтов ЕПБО/ОПБО 33
1.4 Проблема создания европейской армии и позиция Германии 40
ГЛАВА 2. ГЕРМАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОВПБ/ЕПБО 51
2.1 Политика санкций ЕС и позиция Германии 51
2.1.1 Санкции в отношении России 51
2.1.2 Санкции в отношении Сирии 58
2.1.3 Санкции в отношении Ливии 62
2.2 Участие Германии в миссиях и операциях ЕС 65
2.2.1 Вооруженные силы Германии 74
2.3 Позиция Германии относительно взаимодействия ЕС-НАТО в сфере
ЕПБО/ОПБО 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время Евросоюз является одним из основных элементов баланса сил в современном мире, и его страны-члены сейчас играют более значительную роль, чем в недавнем прошлом. Это связано с продолжающимися экономическими и политическими изменениями, такими как глобализация международных экономических отношений, которые требуют незамедлительной и адекватной реакции на них. Вопрос о «новом мировом порядке» не потерял своей актуальности, одним из центров которого является Европейский Союз. Поэтому, несмотря на то, что с самого начала ЕС относительно интеграционного процесса развивал чисто экономическую составляющую, с изменением современных вызовов и тенденций, политический вес стал приобретать все большее значение на международной арене. Хотя роль ЕС в вопросах международной безопасности невелика в сравнении с его экономическим влиянием, тем не менее, в последние годы Евросоюз начал активно формировать свою оборонную политику.
Сегодня Евросоюз, хотя он и продолжает активно взаимодействовать с Североатлантическим альянсом и Соединенными Штатами, вместе с тем все очевиднее наблюдается стремление Союза к большей независимости и обособленности в вопросах международной безопасности. Поэтому актуальность исследования определяется как стремлением ЕС усилить свой вес в мировой политике, так и той ролью, которую играет в Евросоюзе Германия.
Германия является одной из самых еврооптимистичных стран развития интеграционных процессов в Евросоюзе, вызывая при этом подозрение и раздражение у ряда европейских политиков и экспертов, обвиняющих ее в германизации Европы. Без сомнения, вклад ФРГ в европейский интеграционный процесс неоценим, что и объясняет наличие той прочной позиции, которую сейчас занимает «страна-локомотив» в ЕС. По сравнению с остальными странами-членами ЕС, Германия обладает самым значительным влиянием на европейской политической арене.
Чтобы по-прежнему оставаться локомотивом интеграции в ЕС, недостаточно быть только экономическим лидером, который во всех кризисных ситуациях берет на себя ответственность и инициативу, но и политическим лидером, прежде всего в формировании ОВПБ.
Гипотезу данного диссертационного исследования можно полностью отразить в вопросе - Можно ли утверждать, что именно Германия является той страной, которая оказывает решающее влияние на процесс формирования ОВПБ и ОПБО ЕС на современном этапе?
Исходя из вышеуказанного, цель диссертационного исследования - проанализировать и оценить роль Германии в эволюции институтов ОВПБ/ОПБО и практической реализации европейской политики в сфере внешней политики и политики безопасности и обороны.
Для успешного достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
1) рассмотреть процесс формирования институциональной структуры ОВПБ и ЕПБО/ОПБО при участии Германии;
2) определить сущность германского подхода в отношении основных целей, задач и направлений европейской интеграции в сфере внешней политики и политики безопасности;
3) показать, какую роль играет позиция Германии в проведении ОВПБ Евросоюза на примере политики санкций;
3) рассмотреть участие Германии в миссиях и операциях в рамках ЕС по урегулированию региональных кризисов;
5) проанализировать особенности и формы взаимодействия ЕС - НАТО в области ЕПБО/ОПБО и позицию Германии по этому вопросу.
Объектом исследования в данной работе является участие Германии в европейской интеграции.
Предметом исследования стала политика Германии относительно ОВПБ/ОПБО в период канцлерства А. Меркель с 2005 по 2017 гг.
Хронологические рамки исследования определяются тремя сроками канцлерства А. Меркель, что в достаточной степени позволят проследить и оценить политику Германии по развитию ОВПБ/ОПБО. Нижняя граница периода обусловлена избранием Меркель на пост федерального канцлера ФРГ. Верхняя граница периода ограничена 2017 г., когда подошел к завершению предпоследний срок канцлерства Меркель.
Методологической основой исследования стали принципы историзма и метод периодизации, которые выражены в анализе политики Германии и ЕС через деление исторического процесса на определенные хронологические периоды. Системный метод способствовал изучению взаимосвязи внешней политики ФРГ и ЕС. Метод сравнительного анализа позволил определить стратегию и политику Евросоюза и Германии по различным вопросам. Описательный метод был призван проиллюстрировать положения диссертационного исследования посредством описания анализируемых процессов развития ОВПБ и ЕПБО/ОПБО.
Анализ источников и литературы и обобщение информации позволяют сформировать воедино представление о том, какие события и факторы являются угрозами безопасности и в каком направлении необходимо готовить ответ вызовам в современном мире.
Источниковая база исследования. Для решения поставленных задач и целей данного диссертационного исследования были использованы различные источники на русском, английском и немецком языках. Задачи исследования определили необходимость обращения к широкому кругу разнообразных источников.
Одну из групп источников составляют нормативно-законодательные акты ЕС, такие как Европейская стратегия безопасности (ЕСБ) 2003 г. и Глобальная стратегия безопасности 2016 г., которые отражают эволюцию национальных стратегий
безопасности Европейского Союза и его государств-членов. Стоит отметить, что данные документы четко прописывают и определяют ценности, приоритеты, угрозы и вызовы как на уровне ЕС, так и на уровне Германии. Сравнивая ГСБ 2016 г. с «Белой книгой бундесвера», можно с уверенностью сказать, что позиция Евросоюза и ФРГ существенно совпадает относительно необходимости развития сферы безопасности и обороны. Новая стратегия безопасности позволила проследить эволюцию ОПБО по направлению к большему прагматизму, что непосредственно связано с возникшим пониманием сложности всей ситуации, в которой оказался ЕС в результате кризисов.
Среди основополагающих документов ЕС следует выделить Лиссабонский договор 2007 года 4. Подписание этого документа привнесло существенные изменения в функционирование ЕПБО (теперь ставшей ОПБО) и может считаться основным достижением председательства Ангелы Меркель в Европейском Союзе в 2007 г.
Помимо указанных документов особый интерес представляют Общие позиции и связанные с ними Решения Совета ЕС, принятые по итогам саммитов и неформальных встреч Европейского Союза, проходящих на регулярной основе на уровне глав государств и правительств.
По итогам этих встреч, в рамках выделенной повестки дня, могут приниматься директивы, которые обязывают государства-члены ЕС принять соответствующие меры для достижения поставленных целей. Решения Совета ЕС позволили рассмотреть позиции Европейского Союза по конфликтным ситуациям.
Материалы Министерства обороны Германии, хотя и не содержат широкого спектра документов по исследуемой теме, как например, сайт Ведомства федерального канцлера, все же неоднократно использовались в ходе написания работы. С этого сайта автором работы использовался такой документ, как «Белая Книга бундесвера» 2016 года, являющийся главным нормативным актом, определяющим нормативную базу политики безопасности Германии. В документе определяются и формулируются стратегические приоритеты Германии с учётом происходивших в мире изменений в сфере безопасности.
Еще одним ценным источником послужил сайт командования немецких вооруженных сил , на котором была найдена полезная информация о продолжающихся и завершенных миссиях и операциях при участии бундесвера. Данные сайта обновляются регулярно.
Следующую группу источников составляют разного рода заявления, речи и интервью, которые позволили проанализировать либо официальную позицию правительства, либо личную позицию ведущих германских, европейских и американских политиков (Д. Трампа, Урсулы фон дер Ляйен, Франка-Вальтера Штайнмайера, Э. Макрона и многих других).
Особое место среди источников занимает официальный сайт федерального канцлера, на котором представлены заявления главы правительства ФРГ, материалы межправительственных конференций и переговоров с ее участием. Данный сайт стал ценным источником официальной информации, в том числе, такой, которая не представлена в иных документах, что позволило определить позицию правительства ФРГ и его главы А. Меркель в отношении ОВПБ и ОПБО ЕС.
Отдельно стоит выделить материалы газет, журналов и средств массовой информации, содержащие интервью, выступления ведущих немецких политиков, хронику текущих событий, трактовку политических действий правительств журналистами и экспертами. Они позволяют в полной мере оценивать факторы, оказавшие решающее влияние на развитие политики Германии в Евросоюзе. Данная группа представлена следующими изданиями: Нью-Йорк Таймс, Ди Цайт, ББС Новости, Зюддойче Цайтунг, Дойче Велле, Ди Вельт, ТАСС, Деловая газета «Взгляд», Интерфакс, Коммерсантъ и другими.
Степень изученности темы. Поскольку тема данной работы является актуальной, то многие как зарубежные, так и отечественные исследователи затрагивают ее в своих трудах.
Так, процессы развития европейской интеграции в сфере общей политики безопасности и политики обороны достаточно широко изучаются такими авторами, как Н.К. Арбатовой, В.В. Журкиным, Д.А. Даниловым , А.А. Синдеевым, М.С. Федоровым, М.Г. Носовым.
Значительный интерес представляют работы специалиста поевропейской безопасности и автора почти двухсот научных работ В. Журкина. Он приходит к выводу, что несмотря на те трудности и противоречия, с которыми постоянно сталкивается ЕС, военная деятельность Союза развивается независимо и в соответствии со своими планами, поскольку Евросоюз имеет уже достаточно большой опыт преодоления кризисных ситуаций.
Известный германист А.Синдеев проанализировал инструменты эволюции ОПБО ЕС, предлагаемые Германией, и пришел к выводу, что на данный момент отсутствует комплексный подход в отношении участия ФРГ в ОПБО. Он указывает на «непродуманность» многих частей новой Белой книги бундесвера.
Из трудов, посвященных Германии как одному из субъектов Европейского Союза, особый интерес представляют исследования, выполненные Ф.А. Басовым, Н.В. Павловым, Н.К. Аяпергеновым, А.К. Никитиным, В.С. Паньковым, В.И. Васильевым.
В. Васильев, в условиях ухудшающейся международной обстановки, задался целью выявить подходы Берлина к проблемам евроинтеграции, рассмотрев основные стратегические направления внутренней и внешней политики Германии. По мнению В. Васильева, Германия уже не обладает прежней инициативностью и качествами основного разработчика долговременной политической стратегии для ЕС, которые позволяли ей сохранять лидирующие позиции в области внешней политики.
В коллективной работе научных сотрудников ИМЭМО РАН Ф. Басова, В. Васильева, А. Кощеева и М. Хорольской был проведен анализ новой стратегии безопасности Германии 2016 года. Авторы отметили, что представления Германии о новых вызовах и угрозах значительно изменились за последние 10 лет, а сама она готова взять на себя больше ответственности за обеспечение безопасности в мире.
Опыт урегулирования региональных конфликтов стал предметом исследований Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева, Ф.О. Трунова, М.С. Федорова, А.И. Никитина, Д.О. Новиковой.
При анализе эффективности общей внешней политики и политики безопасности в кризисном урегулировании, значительный вклад внесла работа под редакцией Н.К. Арбатовой и А.М. Кокеевым. На примере Германии авторы исследования пришли к выводу, что особенности подходов Берлина к проведению миротворческих операций и кризисному регулированию заключаются в сдержанности применения силовых акций, акценте на политических, экономических и гуманитарных мерах, стремлении сохранить роль посредника, быть услышанной всеми и поиске коллективных решений .
Ф.О. Трунов в своей статье рассмотрел участие ФРГ в противостоянии новым вызовам безопасности посредством использования бундесвера в международном кризисном регулировании (МКР). По его мнению, для ФРГ основным механизмом кризисного регулирования будет оставаться НАТО. Тем не менее, существуют все шансы, что в долгосрочной перспективе Германия расширит свое участие в деятельности Европейского Союза, поскольку немецкое правительство заинтересовано в превращении Евросоюза в новый центр МКР.
Вопросы соотношения европеизма и атлантизма и изменения роли ФРГ в трансатлантических процессах освещены в трудах Н.К. Арбатовой, Б. Зарицкого, А.М. Кокеева, Н. Кондратьевой, В.И. Васильева, М.М. Панюжевой, В.В. Пушкаревой, Ф.О. Трунова.
A. Кокеев попытался соотнести европеизм и атлантизм во внешней политике Германии в настоящее время. Отмечая увеличившиеся разногласия между ФРГ и США, автор выразил свою позицию, что хотя ФРГ и сохранит преемственность атлантизму, как одной из внешнеполитических основ, в дальнейшем, Германия будет все настойчивее заявлять о своих интересах, увязанных с интересами ЕС. B. В. Пушкарева в своем исследовании констатировала, что у Германии появились все шансы изменить соотношение атлантизма и европеизма в сторону европеизма и обрести большую независимость на международной арене. Тем не менее, время покажет, перейдет ли Германия к реальным действиям, или же правительство ФРГ вновь займет более острожную позицию.
Особый интерес вызывают исследования германских и американских авторов, изучающих формирование политики ЕС и посвященных деятельности ФРГ на мировой арене. Особый интерес вызывают работы Е. Гросса, Дж. Греви, В. фон. Бредова, У. Рооса, С.Б. Гарайса, З. Шмидта, Г. Хельмана и Р. Вольфа, У. Краузе, Д. Хейса, Х. Бийля, С. Харниша.
Известный немецкий специалист в области обеспечения безопасности и развития вооруженных сил ФРГ В. фон Бредов, в своей книге уделил особое внимание проблемам становления и функционирования механизмов гражданского контроля над бундесвером. По мнению автора, функции вооруженных сил Германии расширяются и усложняются за счет более активного вовлечения его в процессы посткризисного восстановления и государственного строительства.
Немецкий исследователь С.Б. Гарайс считает, что активное использование бундесвера в миссиях за рубежом связано со стремления правительства Германии усилить позиции страны на мировой арене, позиционируя Германию как ключевого игрока в сфере международной безопасности, способного совместно с партнерами взять на себя ответственность за решение проблем во всем мире.
Подводя итог, стоит отметить, что существует определенная разница в подходах отечественных и зарубежных авторов. Несмотря на то, что на данный момент накоплен достаточно значительный теоретический материал, развитие ЕПБО/ОПБО рассмотрено в общем виде. Отечественные авторы больше концентрируются на анализе общеевропейского развития и его составляющей, а многие вопросы затрагивают лишь поверхностно. Анализ же позиций отдельных стран-членов ЕС, в отечественных
работах начал встречаться не так давно и не так часто. Самыми выделяющимися все же можно отметить аналитические доклады, под редакцией Н.К. Арбатовой и А.М. Кокеевым. Тем не менее, более подробное рассмотрение роли Германии во внешней политике и политике обороны чаще можно встретить в работах зарубежных авторов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в более узком анализе вовлеченности Германии в процесс развития политики безопасности и политики обороны, за счет рассмотрения активного участия ФРГ в формировании механизмов реагирования и принятия решений, предложенных инициатив, общих позиций и совместных действий.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Сегодня Евросоюз, хотя он и продолжает активно взаимодействовать с Североатлантическим альянсом и Соединенными Штатами, вместе с тем все очевиднее наблюдается стремление Союза к большей независимости и обособленности в вопросах международной безопасности. Поэтому актуальность исследования определяется как стремлением ЕС усилить свой вес в мировой политике, так и той ролью, которую играет в Евросоюзе Германия.
Германия является одной из самых еврооптимистичных стран развития интеграционных процессов в Евросоюзе, вызывая при этом подозрение и раздражение у ряда европейских политиков и экспертов, обвиняющих ее в германизации Европы. Без сомнения, вклад ФРГ в европейский интеграционный процесс неоценим, что и объясняет наличие той прочной позиции, которую сейчас занимает «страна-локомотив» в ЕС. По сравнению с остальными странами-членами ЕС, Германия обладает самым значительным влиянием на европейской политической арене.
Чтобы по-прежнему оставаться локомотивом интеграции в ЕС, недостаточно быть только экономическим лидером, который во всех кризисных ситуациях берет на себя ответственность и инициативу, но и политическим лидером, прежде всего в формировании ОВПБ.
Гипотезу данного диссертационного исследования можно полностью отразить в вопросе - Можно ли утверждать, что именно Германия является той страной, которая оказывает решающее влияние на процесс формирования ОВПБ и ОПБО ЕС на современном этапе?
Исходя из вышеуказанного, цель диссертационного исследования - проанализировать и оценить роль Германии в эволюции институтов ОВПБ/ОПБО и практической реализации европейской политики в сфере внешней политики и политики безопасности и обороны.
Для успешного достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
1) рассмотреть процесс формирования институциональной структуры ОВПБ и ЕПБО/ОПБО при участии Германии;
2) определить сущность германского подхода в отношении основных целей, задач и направлений европейской интеграции в сфере внешней политики и политики безопасности;
3) показать, какую роль играет позиция Германии в проведении ОВПБ Евросоюза на примере политики санкций;
3) рассмотреть участие Германии в миссиях и операциях в рамках ЕС по урегулированию региональных кризисов;
5) проанализировать особенности и формы взаимодействия ЕС - НАТО в области ЕПБО/ОПБО и позицию Германии по этому вопросу.
Объектом исследования в данной работе является участие Германии в европейской интеграции.
Предметом исследования стала политика Германии относительно ОВПБ/ОПБО в период канцлерства А. Меркель с 2005 по 2017 гг.
Хронологические рамки исследования определяются тремя сроками канцлерства А. Меркель, что в достаточной степени позволят проследить и оценить политику Германии по развитию ОВПБ/ОПБО. Нижняя граница периода обусловлена избранием Меркель на пост федерального канцлера ФРГ. Верхняя граница периода ограничена 2017 г., когда подошел к завершению предпоследний срок канцлерства Меркель.
Методологической основой исследования стали принципы историзма и метод периодизации, которые выражены в анализе политики Германии и ЕС через деление исторического процесса на определенные хронологические периоды. Системный метод способствовал изучению взаимосвязи внешней политики ФРГ и ЕС. Метод сравнительного анализа позволил определить стратегию и политику Евросоюза и Германии по различным вопросам. Описательный метод был призван проиллюстрировать положения диссертационного исследования посредством описания анализируемых процессов развития ОВПБ и ЕПБО/ОПБО.
Анализ источников и литературы и обобщение информации позволяют сформировать воедино представление о том, какие события и факторы являются угрозами безопасности и в каком направлении необходимо готовить ответ вызовам в современном мире.
Источниковая база исследования. Для решения поставленных задач и целей данного диссертационного исследования были использованы различные источники на русском, английском и немецком языках. Задачи исследования определили необходимость обращения к широкому кругу разнообразных источников.
Одну из групп источников составляют нормативно-законодательные акты ЕС, такие как Европейская стратегия безопасности (ЕСБ) 2003 г. и Глобальная стратегия безопасности 2016 г., которые отражают эволюцию национальных стратегий
безопасности Европейского Союза и его государств-членов. Стоит отметить, что данные документы четко прописывают и определяют ценности, приоритеты, угрозы и вызовы как на уровне ЕС, так и на уровне Германии. Сравнивая ГСБ 2016 г. с «Белой книгой бундесвера», можно с уверенностью сказать, что позиция Евросоюза и ФРГ существенно совпадает относительно необходимости развития сферы безопасности и обороны. Новая стратегия безопасности позволила проследить эволюцию ОПБО по направлению к большему прагматизму, что непосредственно связано с возникшим пониманием сложности всей ситуации, в которой оказался ЕС в результате кризисов.
Среди основополагающих документов ЕС следует выделить Лиссабонский договор 2007 года 4. Подписание этого документа привнесло существенные изменения в функционирование ЕПБО (теперь ставшей ОПБО) и может считаться основным достижением председательства Ангелы Меркель в Европейском Союзе в 2007 г.
Помимо указанных документов особый интерес представляют Общие позиции и связанные с ними Решения Совета ЕС, принятые по итогам саммитов и неформальных встреч Европейского Союза, проходящих на регулярной основе на уровне глав государств и правительств.
По итогам этих встреч, в рамках выделенной повестки дня, могут приниматься директивы, которые обязывают государства-члены ЕС принять соответствующие меры для достижения поставленных целей. Решения Совета ЕС позволили рассмотреть позиции Европейского Союза по конфликтным ситуациям.
Материалы Министерства обороны Германии, хотя и не содержат широкого спектра документов по исследуемой теме, как например, сайт Ведомства федерального канцлера, все же неоднократно использовались в ходе написания работы. С этого сайта автором работы использовался такой документ, как «Белая Книга бундесвера» 2016 года, являющийся главным нормативным актом, определяющим нормативную базу политики безопасности Германии. В документе определяются и формулируются стратегические приоритеты Германии с учётом происходивших в мире изменений в сфере безопасности.
Еще одним ценным источником послужил сайт командования немецких вооруженных сил , на котором была найдена полезная информация о продолжающихся и завершенных миссиях и операциях при участии бундесвера. Данные сайта обновляются регулярно.
Следующую группу источников составляют разного рода заявления, речи и интервью, которые позволили проанализировать либо официальную позицию правительства, либо личную позицию ведущих германских, европейских и американских политиков (Д. Трампа, Урсулы фон дер Ляйен, Франка-Вальтера Штайнмайера, Э. Макрона и многих других).
Особое место среди источников занимает официальный сайт федерального канцлера, на котором представлены заявления главы правительства ФРГ, материалы межправительственных конференций и переговоров с ее участием. Данный сайт стал ценным источником официальной информации, в том числе, такой, которая не представлена в иных документах, что позволило определить позицию правительства ФРГ и его главы А. Меркель в отношении ОВПБ и ОПБО ЕС.
Отдельно стоит выделить материалы газет, журналов и средств массовой информации, содержащие интервью, выступления ведущих немецких политиков, хронику текущих событий, трактовку политических действий правительств журналистами и экспертами. Они позволяют в полной мере оценивать факторы, оказавшие решающее влияние на развитие политики Германии в Евросоюзе. Данная группа представлена следующими изданиями: Нью-Йорк Таймс, Ди Цайт, ББС Новости, Зюддойче Цайтунг, Дойче Велле, Ди Вельт, ТАСС, Деловая газета «Взгляд», Интерфакс, Коммерсантъ и другими.
Степень изученности темы. Поскольку тема данной работы является актуальной, то многие как зарубежные, так и отечественные исследователи затрагивают ее в своих трудах.
Так, процессы развития европейской интеграции в сфере общей политики безопасности и политики обороны достаточно широко изучаются такими авторами, как Н.К. Арбатовой, В.В. Журкиным, Д.А. Даниловым , А.А. Синдеевым, М.С. Федоровым, М.Г. Носовым.
Значительный интерес представляют работы специалиста поевропейской безопасности и автора почти двухсот научных работ В. Журкина. Он приходит к выводу, что несмотря на те трудности и противоречия, с которыми постоянно сталкивается ЕС, военная деятельность Союза развивается независимо и в соответствии со своими планами, поскольку Евросоюз имеет уже достаточно большой опыт преодоления кризисных ситуаций.
Известный германист А.Синдеев проанализировал инструменты эволюции ОПБО ЕС, предлагаемые Германией, и пришел к выводу, что на данный момент отсутствует комплексный подход в отношении участия ФРГ в ОПБО. Он указывает на «непродуманность» многих частей новой Белой книги бундесвера.
Из трудов, посвященных Германии как одному из субъектов Европейского Союза, особый интерес представляют исследования, выполненные Ф.А. Басовым, Н.В. Павловым, Н.К. Аяпергеновым, А.К. Никитиным, В.С. Паньковым, В.И. Васильевым.
В. Васильев, в условиях ухудшающейся международной обстановки, задался целью выявить подходы Берлина к проблемам евроинтеграции, рассмотрев основные стратегические направления внутренней и внешней политики Германии. По мнению В. Васильева, Германия уже не обладает прежней инициативностью и качествами основного разработчика долговременной политической стратегии для ЕС, которые позволяли ей сохранять лидирующие позиции в области внешней политики.
В коллективной работе научных сотрудников ИМЭМО РАН Ф. Басова, В. Васильева, А. Кощеева и М. Хорольской был проведен анализ новой стратегии безопасности Германии 2016 года. Авторы отметили, что представления Германии о новых вызовах и угрозах значительно изменились за последние 10 лет, а сама она готова взять на себя больше ответственности за обеспечение безопасности в мире.
Опыт урегулирования региональных конфликтов стал предметом исследований Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева, Ф.О. Трунова, М.С. Федорова, А.И. Никитина, Д.О. Новиковой.
При анализе эффективности общей внешней политики и политики безопасности в кризисном урегулировании, значительный вклад внесла работа под редакцией Н.К. Арбатовой и А.М. Кокеевым. На примере Германии авторы исследования пришли к выводу, что особенности подходов Берлина к проведению миротворческих операций и кризисному регулированию заключаются в сдержанности применения силовых акций, акценте на политических, экономических и гуманитарных мерах, стремлении сохранить роль посредника, быть услышанной всеми и поиске коллективных решений .
Ф.О. Трунов в своей статье рассмотрел участие ФРГ в противостоянии новым вызовам безопасности посредством использования бундесвера в международном кризисном регулировании (МКР). По его мнению, для ФРГ основным механизмом кризисного регулирования будет оставаться НАТО. Тем не менее, существуют все шансы, что в долгосрочной перспективе Германия расширит свое участие в деятельности Европейского Союза, поскольку немецкое правительство заинтересовано в превращении Евросоюза в новый центр МКР.
Вопросы соотношения европеизма и атлантизма и изменения роли ФРГ в трансатлантических процессах освещены в трудах Н.К. Арбатовой, Б. Зарицкого, А.М. Кокеева, Н. Кондратьевой, В.И. Васильева, М.М. Панюжевой, В.В. Пушкаревой, Ф.О. Трунова.
A. Кокеев попытался соотнести европеизм и атлантизм во внешней политике Германии в настоящее время. Отмечая увеличившиеся разногласия между ФРГ и США, автор выразил свою позицию, что хотя ФРГ и сохранит преемственность атлантизму, как одной из внешнеполитических основ, в дальнейшем, Германия будет все настойчивее заявлять о своих интересах, увязанных с интересами ЕС. B. В. Пушкарева в своем исследовании констатировала, что у Германии появились все шансы изменить соотношение атлантизма и европеизма в сторону европеизма и обрести большую независимость на международной арене. Тем не менее, время покажет, перейдет ли Германия к реальным действиям, или же правительство ФРГ вновь займет более острожную позицию.
Особый интерес вызывают исследования германских и американских авторов, изучающих формирование политики ЕС и посвященных деятельности ФРГ на мировой арене. Особый интерес вызывают работы Е. Гросса, Дж. Греви, В. фон. Бредова, У. Рооса, С.Б. Гарайса, З. Шмидта, Г. Хельмана и Р. Вольфа, У. Краузе, Д. Хейса, Х. Бийля, С. Харниша.
Известный немецкий специалист в области обеспечения безопасности и развития вооруженных сил ФРГ В. фон Бредов, в своей книге уделил особое внимание проблемам становления и функционирования механизмов гражданского контроля над бундесвером. По мнению автора, функции вооруженных сил Германии расширяются и усложняются за счет более активного вовлечения его в процессы посткризисного восстановления и государственного строительства.
Немецкий исследователь С.Б. Гарайс считает, что активное использование бундесвера в миссиях за рубежом связано со стремления правительства Германии усилить позиции страны на мировой арене, позиционируя Германию как ключевого игрока в сфере международной безопасности, способного совместно с партнерами взять на себя ответственность за решение проблем во всем мире.
Подводя итог, стоит отметить, что существует определенная разница в подходах отечественных и зарубежных авторов. Несмотря на то, что на данный момент накоплен достаточно значительный теоретический материал, развитие ЕПБО/ОПБО рассмотрено в общем виде. Отечественные авторы больше концентрируются на анализе общеевропейского развития и его составляющей, а многие вопросы затрагивают лишь поверхностно. Анализ же позиций отдельных стран-членов ЕС, в отечественных
работах начал встречаться не так давно и не так часто. Самыми выделяющимися все же можно отметить аналитические доклады, под редакцией Н.К. Арбатовой и А.М. Кокеевым. Тем не менее, более подробное рассмотрение роли Германии во внешней политике и политике обороны чаще можно встретить в работах зарубежных авторов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в более узком анализе вовлеченности Германии в процесс развития политики безопасности и политики обороны, за счет рассмотрения активного участия ФРГ в формировании механизмов реагирования и принятия решений, предложенных инициатив, общих позиций и совместных действий.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Перераспределение расстановки сил в мировой политике в сложившейся на сегодняшний день кризисной ситуации как внутри границ ЕС, так и за его пределами, представляется фактически неизбежным. Мир стал нестабилен и все менее защищен в результате большого количества региональных конфликтов, новых вызовов и угроз. И, как представляется, именно Германия, являющаяся одной из движущих сил Евросоюза, становится одним из центров влияния в формирующемся новом мировом порядке. Ее прочная международная репутация, последовательно развивавшаяся из экономического локомотива в политического лидера не вызывает удивления, поскольку ФРГ, как одна из шести «стран основательниц» с самих истоков развития европейской интеграции принимала активное участие в построении «Единой Европы».
Принимая во внимание тот голос, который Германия имеет на мировой арене и ту позицию, которую она занимает в ЕС, становится совершенно очевидным, насколько значительный вклад она привнесла в развитие Евросоюза.
Поэтому, в заключение диссертационного исследования хотелось бы подвести итоги и сделать ряд выводов на основе анализа реализации поставленных цели и задач работы.
Во-первых, заняв пост федерального канцлера, Меркель более чем удалось изменить общую внешнюю политику ЕС согласно не только своим представлениям и внешнеполитическим взглядам, но и благодаря твердой позиции, что лишь упрочило лидерство Германии в Европейском Союзе. Несмотря на первые неудачи, связанные с принятием Конституционного договора, именно упорство и готовность Меркель взять на себя лидирующую роль, позволили Евросоюзу не только выжить в период политических потрясений, но и выйти из «летаргического сна».
Германия привнесла значительный вклад и в формирование институциональной структуры ЕПБО, за счет предложенных ею инициатив, которые в дальнейшем получили должное развитие. Ведь именно во время председательства Германии в ЕС в 1999 г. и с предложения Г. Шредера начала создаваться сложная структура военно-политических органов и оперативных подразделений.
Вовлеченность Германии в дальнейшую гармонизацию развития сферы обороны нашла свое отражение и в поддержке соответствующих проектов, которые предполагали укрепление военного потенциала, и повышение эффективности политики Евросоюза путем расширения сотрудничества в военной и оборонной сфере. На эти проекты возлагаются большие надежды, поскольку они позволяют более «продвинутым» участникам ЕС объединить свои усилия в развитии и усилении военного потенциала Союза, и тем самым, увеличить не только влияние Евросоюза, но и укрепить позиции Германии. Тем самым, были созданы определенные связывающие обязательства между государствами-членами ЕС, которые в дальнейшем могут заложить основу для европейской армии.
Германия является давней и традиционной сторонницей углубления общеевропейского сотрудничества в военной сфере. Главной целью ФРГ в военно¬политическом измерении всегда было и остается формирование европейской армии. Поэтому совершенно не удивительно, что призывы Э.Макрона о создании «общеевропейской армии» получили незамедлительное одобрение от федерального канцлера. Вопрос в том, удастся ли франко-германскому тандему призвать членов Союза к решительным действиям или все так и останется на своих местах со всем багажом проблем. Более ясно станет только со временем, а точнее, после ухода с поста Меркель, в лице которой Макрон заручился очень сильной поддержкой.
Что же касается роли Германии в проведении ОВПБ ЕС, то вполне очевидно, насколько существенен вес страны на политической арене. Закрепив за собой статус одного из лидеров ЕС, правительство Германии способно не только продвигать свои решения в Евросоюзе и иметь последнее слово при обсуждении наиболее важных для этой организации вопросов, но и влиять на всю его политику. На примере политики санкций можно заметить, что позиция ФРГ часто имеет решающий голос в принятии ЕС общих позиций и совместных заявлений.
Вместе с тем следует отметить, что влияние Германии хоть и существенное, но не безграничное. Проблемы, связанные с участием Германии в проведении совместных действий, накладывают определенное ограничение на степень влияния Германии в ЕС. Безусловно, финансовые возможности позволяют Германии занимать лидирующие позиции в Европейском Союзе и продвигать те или иных решения. Однако, отказ ФРГ от полноценного использования бундесвера, включающего военные методы, осложняет положение страны в Евросоюзе. Поэтому, несмотря на активное содействие Германии в разрешении региональных конфликтов и кризисном урегулировании, возможности страны в военном направлении остаются достаточно скромными.
В ходе длительного интеграционного процесса возникло и сохраняется два видения Европы, что нашло свое отражение в европеизме и атлантизме. Сложно сказать, что Германия привержена исключительно одному из них. Скорее, она пытается выработать определенный баланс между этими двумя видениями Европы, и в этой связи для реализации ОПБО очень важна традиционная для ФРГ функция моста между Вашингтоном и Парижем. Хотя Германия и направляет все свои усилия на укрепление оборонного потенциала ЕС, при этом правительство ФРГ не забывает то и дело напоминать, что Германия сохранила приверженность принципам атлантизма как одной из внешнеполитических основ.
В целом, комплексно изучив степень вовлеченности Германии в процесс развития политики безопасности и политики обороны Европейского Союза, можно утверждать, что, несмотря на неопределенности в мировой политике и сложность предугадать возможные изменения в политике Германии в ближайшем будущем, связанные с уходом Меркель с поста канцлера, позиции ФРГ в ЕС останутся достаточно прочными и будут дальше укрепляться, пусть и не без препятствий.
Подтверждая гипотезу данного диссертационного исследования, можно заявить, что именно Германия является той страной, которая действительно во многом оказывает решающее влияние на процесс формирования ОВПБ и ОПБО ЕС в настоящее время.
Принимая во внимание тот голос, который Германия имеет на мировой арене и ту позицию, которую она занимает в ЕС, становится совершенно очевидным, насколько значительный вклад она привнесла в развитие Евросоюза.
Поэтому, в заключение диссертационного исследования хотелось бы подвести итоги и сделать ряд выводов на основе анализа реализации поставленных цели и задач работы.
Во-первых, заняв пост федерального канцлера, Меркель более чем удалось изменить общую внешнюю политику ЕС согласно не только своим представлениям и внешнеполитическим взглядам, но и благодаря твердой позиции, что лишь упрочило лидерство Германии в Европейском Союзе. Несмотря на первые неудачи, связанные с принятием Конституционного договора, именно упорство и готовность Меркель взять на себя лидирующую роль, позволили Евросоюзу не только выжить в период политических потрясений, но и выйти из «летаргического сна».
Германия привнесла значительный вклад и в формирование институциональной структуры ЕПБО, за счет предложенных ею инициатив, которые в дальнейшем получили должное развитие. Ведь именно во время председательства Германии в ЕС в 1999 г. и с предложения Г. Шредера начала создаваться сложная структура военно-политических органов и оперативных подразделений.
Вовлеченность Германии в дальнейшую гармонизацию развития сферы обороны нашла свое отражение и в поддержке соответствующих проектов, которые предполагали укрепление военного потенциала, и повышение эффективности политики Евросоюза путем расширения сотрудничества в военной и оборонной сфере. На эти проекты возлагаются большие надежды, поскольку они позволяют более «продвинутым» участникам ЕС объединить свои усилия в развитии и усилении военного потенциала Союза, и тем самым, увеличить не только влияние Евросоюза, но и укрепить позиции Германии. Тем самым, были созданы определенные связывающие обязательства между государствами-членами ЕС, которые в дальнейшем могут заложить основу для европейской армии.
Германия является давней и традиционной сторонницей углубления общеевропейского сотрудничества в военной сфере. Главной целью ФРГ в военно¬политическом измерении всегда было и остается формирование европейской армии. Поэтому совершенно не удивительно, что призывы Э.Макрона о создании «общеевропейской армии» получили незамедлительное одобрение от федерального канцлера. Вопрос в том, удастся ли франко-германскому тандему призвать членов Союза к решительным действиям или все так и останется на своих местах со всем багажом проблем. Более ясно станет только со временем, а точнее, после ухода с поста Меркель, в лице которой Макрон заручился очень сильной поддержкой.
Что же касается роли Германии в проведении ОВПБ ЕС, то вполне очевидно, насколько существенен вес страны на политической арене. Закрепив за собой статус одного из лидеров ЕС, правительство Германии способно не только продвигать свои решения в Евросоюзе и иметь последнее слово при обсуждении наиболее важных для этой организации вопросов, но и влиять на всю его политику. На примере политики санкций можно заметить, что позиция ФРГ часто имеет решающий голос в принятии ЕС общих позиций и совместных заявлений.
Вместе с тем следует отметить, что влияние Германии хоть и существенное, но не безграничное. Проблемы, связанные с участием Германии в проведении совместных действий, накладывают определенное ограничение на степень влияния Германии в ЕС. Безусловно, финансовые возможности позволяют Германии занимать лидирующие позиции в Европейском Союзе и продвигать те или иных решения. Однако, отказ ФРГ от полноценного использования бундесвера, включающего военные методы, осложняет положение страны в Евросоюзе. Поэтому, несмотря на активное содействие Германии в разрешении региональных конфликтов и кризисном урегулировании, возможности страны в военном направлении остаются достаточно скромными.
В ходе длительного интеграционного процесса возникло и сохраняется два видения Европы, что нашло свое отражение в европеизме и атлантизме. Сложно сказать, что Германия привержена исключительно одному из них. Скорее, она пытается выработать определенный баланс между этими двумя видениями Европы, и в этой связи для реализации ОПБО очень важна традиционная для ФРГ функция моста между Вашингтоном и Парижем. Хотя Германия и направляет все свои усилия на укрепление оборонного потенциала ЕС, при этом правительство ФРГ не забывает то и дело напоминать, что Германия сохранила приверженность принципам атлантизма как одной из внешнеполитических основ.
В целом, комплексно изучив степень вовлеченности Германии в процесс развития политики безопасности и политики обороны Европейского Союза, можно утверждать, что, несмотря на неопределенности в мировой политике и сложность предугадать возможные изменения в политике Германии в ближайшем будущем, связанные с уходом Меркель с поста канцлера, позиции ФРГ в ЕС останутся достаточно прочными и будут дальше укрепляться, пусть и не без препятствий.
Подтверждая гипотезу данного диссертационного исследования, можно заявить, что именно Германия является той страной, которая действительно во многом оказывает решающее влияние на процесс формирования ОВПБ и ОПБО ЕС в настоящее время.
Подобные работы
- РЕВОЛЮЦИЯ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ В ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД КАНЦЛЕРСТВА АНГЕЛЫ МЕРКЕЛЬ (2005-2014)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2016 - ПОЛИТИКА ФРГ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(2005-2017 ГГ.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



