ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 4
1 Теоретические основы управления инновационным развитием организации 8
1.1 Управление инновационным развитием организации: сущность и принципы 8
1.2 Основные задачи инновационно - технологического менеджмента организации 20
1.3 Управление инновациями в сфере образования 27
2. Инновации в профессиональном образовании 36
2.1 Инновации в образовательной организации - сущность, задачи, принципы 36
2.2 Концепции и подходы инновационного профессионального образования 51
2.3 Зарубежный опыт реализации концепций профильного обучения и возможность
использования их потенциала для системы российского образования 76
3. Концепция инновационного развития ОГБПОУ «Томский лесотехнический
техникум» 81
3.1 Современное состояние и деятельность по модернизации профессионального
образования Томской области 81
3.2 Деятельность ОГБПОУ «Томский лесотехнический техникум на рынке
образовательных услуг. 87
3.3 Комплексная программа развития ОГБПОУ «ТЛТ» до 2020 года 92
Заключение 109
ЛИТЕРАТУРА
1 Теоретические основы управления инновационным развитием организации 8
1.1 Управление инновационным развитием организации: сущность и принципы 8
1.2 Основные задачи инновационно - технологического менеджмента организации 20
1.3 Управление инновациями в сфере образования 27
2. Инновации в профессиональном образовании 36
2.1 Инновации в образовательной организации - сущность, задачи, принципы 36
2.2 Концепции и подходы инновационного профессионального образования 51
2.3 Зарубежный опыт реализации концепций профильного обучения и возможность
использования их потенциала для системы российского образования 76
3. Концепция инновационного развития ОГБПОУ «Томский лесотехнический
техникум» 81
3.1 Современное состояние и деятельность по модернизации профессионального
образования Томской области 81
3.2 Деятельность ОГБПОУ «Томский лесотехнический техникум на рынке
образовательных услуг. 87
3.3 Комплексная программа развития ОГБПОУ «ТЛТ» до 2020 года 92
Заключение 109
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность проблем, связанных с ключевыми направлениями достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире неразрывно связана с развитием инновационной деятельности, с широким распространением инновационных технологий, продуктов и услуг.
В развитых странах прирост валового внутреннего продукта более чем на 80% связан с новыми знаниями, воплощением инноваций в управлении и производстве.
На постиндустриальной стадии развития общества, знания, воплощенные в инновационный продукт становятся основным капиталом, в связи с чем, все чаще говорят о новой цивилизации как о цивилизации инноваций.
Усиление значения инновационной деятельности в развитии общества приводит к возрастанию темпа разработки и реализации инноваций. Все увеличивающийся темп иногда характеризуют, используя понятие продолжительности жизненного цикла одного продукта, который до 19 века измерялся веками, в первой половине XX века - десятилетиями, во второй половине ХХ века - годами, в современном мире - месяцами.
Инновации, в современном бизнесе имеют особую ценность, гораздо большую, чем слияния, изменения стилей лидерства, или поиск новых возможностей сокращения затрат, поскольку именно инновации являются более значимым фактором роста, по сравнению с другими. Инновации увеличивают доходы компаний, являются основой для конкурентного преимущества, привлекают инвесторов и потребителей. При этом положительное влияние оказывают не только реальные инновации, но даже обещания выхода на рынок нового инновационного продукта, технологии или услуги.
Существующие системы и методы управления замедляют развитие инновационной деятельности. Это может происходить даже тогда, когда менеджеры хотят, чтобы компания развивала и внедряла инновации, но методы, которые они при этом используют могут замедлять или блокировать полностью инновации.
Становится очевидным, что при управлении инновациями менеджеры больше не могут использовать устаревшие методы и управленческие теории. Современные реалии вынуждают современных руководителей разрабатывать новые подходы и методы, ориентированные на всестороннее поощрение инновационной деятельности, для сохранения конкурентоспособности.
Проблемы несовершенства системы управления затрагивают и образовательные организации профессионального образования. В рамках этой системы должным образом не согласованы содержание, формы и методы обучения; не выработан порядок, обеспечивающий качественный переход от одной образовательной ступени к другой; что, 4
в конечном итоге, негативно отражается на качестве профессиональной подготовки рабочих и специалистов. В таком, далеко не совершенном виде российская система профессионального образования, согласно данным официальных статистических источников, способна удовлетворить спрос на рабочих и специалистов в области высоких технологий лишь на 3 - 5 процентов.
Степень разработанности проблемы. Теоретико - методологические основы рассмотрены в трудах: Д.Н Турчена, С.А Шанина, И.Ф Исаева, Т.А Арташкиной, О.А Михалиной, С.И. Дудник, Г.И. Жиц, Д.И. Кокурина, О.П. Молчановой, А.Е. Абрамешиной, Т.П. Ворониной, Е.А. Тихоновой, Ю.В Шленовой
Проблемы, развития инновационного образования рассмотрены в трудах: М.О Кучеревской, М.В. Герман, Г.Г Серкова, О. А. Алексеев, Е.Н. Кочнева, Блинов В.И, И.И. Косарев, Т.Б. Уткина, Э.А. Ягубянц, Б.Н. Кузык, Ю.Я. Яковец, Н.Н Сегединой, В.Я Горфинкеля, В.С. Новикова.
Зарубежный опыт рассмотрен: А.Д. Копытова, М.П. Пальянова, А.Р. Демченко, М.В. Морозова, А.Е. Абрамешина, Т.П Ворониной, О.П Молчановой, Е.А Тихоновой, Ю.В Шленова В.А Семиглазова.
Особенности развития профессиональной организации рассмотрены в трудах Э.С Хазанович, В. А Семиглазова, Л.Г. Матвеева, Р.С. Голова, Ю.М. Беляева, И.А Бланка, С. М. Толстых, А. Г. Юрочкина, Г. Л. Тульчинского, К.К. Байсариной, В.В. Глущенко.
Таким образом, значение инновационной деятельности для экономического развития можно признать определяющим, выделяя ее как стратегически приоритетное направление в любой отрасли экономики, что ставит задачи по развитию новых теоретических подходов в области инновационного менеджмента, а так же в области обучения кадров по управлению инновациями.
Эффективное управление предполагает устранение барьеров, встающих на пути разработки и внедрения новых идей, получения конкурентных преимуществ в результате выхода на рынок с инновационными продуктами и услугами.
Цель магистерской диссертации - теоретико-прикладное исследование формирование концепций инновационного развития образовательной организации системы профессионального образования.
Задачи:
- рассмотреть организацию и управление инновационной деятельностью;
- исследовать методы внедрения инноваций в профессиональном образовании;
- проанализировать современное состояние и деятельность по модернизации образовательной организации системы профессионального образования;
- разработать комплексную программу развития ОГБПОУ «Томский лесотехнический техникум».
Объект исследования - инновационное развитие образовательной организации системы среднего профессионального образования.
Предмет - концептуальные основы инновационного развития ОГБПОУ «Томский лесотехнический техникум».
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских экономистов, монографические исследования научно-исследовательских центров, материалы периодической литературы по проблемам системы профессионального образования. В работе использованы законодательные и нормативные акты, регулирующие систему образования в Российской Федерации.
Новизна исследования заключается в раскрытии природы инновационного развития образовательной организации профессионального образования, а так же в разработке комплексной программы инновационного развития ОГБПОУ «Томский лесотехнический техникум».
Анализ существующих знаний управления инновационным развитием организации, позволил:
1. обобщить и структурировать принципы, задачи и виды управления инновационным развитием организаций; проследить эволюцию подходов к рассмотрению педагогической системы;
2. исследовать концепции и подходы инновационного профессионального образования, и систематизировать условия, необходимые для внедрения концептуальных подходов в профессиональном образовании; изучить и проанализировать возможности использования зарубежного опыта в отечественной системе профессионального образования;
3. предложить концепцию инновационного развития в образовательной организации системы среднего профессионального образования.
В процессе исследования для решения поставленных задач использовались общенаучные методы исследования: системный подход, метод анализа, статистические методы обработки и анализа информационных массивов, методы графической интерпретации, логического, сравнительного, структурного анализа.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в разработанной комплексной программе развития в образовательной организации системы среднего профессионального образования.
Результаты исследования были представлены на международной научно - практической конференции XII Экономические чтения в октябре 2017 года и опубликованы в сборнике статей по итогам данной конференции.
В развитых странах прирост валового внутреннего продукта более чем на 80% связан с новыми знаниями, воплощением инноваций в управлении и производстве.
На постиндустриальной стадии развития общества, знания, воплощенные в инновационный продукт становятся основным капиталом, в связи с чем, все чаще говорят о новой цивилизации как о цивилизации инноваций.
Усиление значения инновационной деятельности в развитии общества приводит к возрастанию темпа разработки и реализации инноваций. Все увеличивающийся темп иногда характеризуют, используя понятие продолжительности жизненного цикла одного продукта, который до 19 века измерялся веками, в первой половине XX века - десятилетиями, во второй половине ХХ века - годами, в современном мире - месяцами.
Инновации, в современном бизнесе имеют особую ценность, гораздо большую, чем слияния, изменения стилей лидерства, или поиск новых возможностей сокращения затрат, поскольку именно инновации являются более значимым фактором роста, по сравнению с другими. Инновации увеличивают доходы компаний, являются основой для конкурентного преимущества, привлекают инвесторов и потребителей. При этом положительное влияние оказывают не только реальные инновации, но даже обещания выхода на рынок нового инновационного продукта, технологии или услуги.
Существующие системы и методы управления замедляют развитие инновационной деятельности. Это может происходить даже тогда, когда менеджеры хотят, чтобы компания развивала и внедряла инновации, но методы, которые они при этом используют могут замедлять или блокировать полностью инновации.
Становится очевидным, что при управлении инновациями менеджеры больше не могут использовать устаревшие методы и управленческие теории. Современные реалии вынуждают современных руководителей разрабатывать новые подходы и методы, ориентированные на всестороннее поощрение инновационной деятельности, для сохранения конкурентоспособности.
Проблемы несовершенства системы управления затрагивают и образовательные организации профессионального образования. В рамках этой системы должным образом не согласованы содержание, формы и методы обучения; не выработан порядок, обеспечивающий качественный переход от одной образовательной ступени к другой; что, 4
в конечном итоге, негативно отражается на качестве профессиональной подготовки рабочих и специалистов. В таком, далеко не совершенном виде российская система профессионального образования, согласно данным официальных статистических источников, способна удовлетворить спрос на рабочих и специалистов в области высоких технологий лишь на 3 - 5 процентов.
Степень разработанности проблемы. Теоретико - методологические основы рассмотрены в трудах: Д.Н Турчена, С.А Шанина, И.Ф Исаева, Т.А Арташкиной, О.А Михалиной, С.И. Дудник, Г.И. Жиц, Д.И. Кокурина, О.П. Молчановой, А.Е. Абрамешиной, Т.П. Ворониной, Е.А. Тихоновой, Ю.В Шленовой
Проблемы, развития инновационного образования рассмотрены в трудах: М.О Кучеревской, М.В. Герман, Г.Г Серкова, О. А. Алексеев, Е.Н. Кочнева, Блинов В.И, И.И. Косарев, Т.Б. Уткина, Э.А. Ягубянц, Б.Н. Кузык, Ю.Я. Яковец, Н.Н Сегединой, В.Я Горфинкеля, В.С. Новикова.
Зарубежный опыт рассмотрен: А.Д. Копытова, М.П. Пальянова, А.Р. Демченко, М.В. Морозова, А.Е. Абрамешина, Т.П Ворониной, О.П Молчановой, Е.А Тихоновой, Ю.В Шленова В.А Семиглазова.
Особенности развития профессиональной организации рассмотрены в трудах Э.С Хазанович, В. А Семиглазова, Л.Г. Матвеева, Р.С. Голова, Ю.М. Беляева, И.А Бланка, С. М. Толстых, А. Г. Юрочкина, Г. Л. Тульчинского, К.К. Байсариной, В.В. Глущенко.
Таким образом, значение инновационной деятельности для экономического развития можно признать определяющим, выделяя ее как стратегически приоритетное направление в любой отрасли экономики, что ставит задачи по развитию новых теоретических подходов в области инновационного менеджмента, а так же в области обучения кадров по управлению инновациями.
Эффективное управление предполагает устранение барьеров, встающих на пути разработки и внедрения новых идей, получения конкурентных преимуществ в результате выхода на рынок с инновационными продуктами и услугами.
Цель магистерской диссертации - теоретико-прикладное исследование формирование концепций инновационного развития образовательной организации системы профессионального образования.
Задачи:
- рассмотреть организацию и управление инновационной деятельностью;
- исследовать методы внедрения инноваций в профессиональном образовании;
- проанализировать современное состояние и деятельность по модернизации образовательной организации системы профессионального образования;
- разработать комплексную программу развития ОГБПОУ «Томский лесотехнический техникум».
Объект исследования - инновационное развитие образовательной организации системы среднего профессионального образования.
Предмет - концептуальные основы инновационного развития ОГБПОУ «Томский лесотехнический техникум».
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских экономистов, монографические исследования научно-исследовательских центров, материалы периодической литературы по проблемам системы профессионального образования. В работе использованы законодательные и нормативные акты, регулирующие систему образования в Российской Федерации.
Новизна исследования заключается в раскрытии природы инновационного развития образовательной организации профессионального образования, а так же в разработке комплексной программы инновационного развития ОГБПОУ «Томский лесотехнический техникум».
Анализ существующих знаний управления инновационным развитием организации, позволил:
1. обобщить и структурировать принципы, задачи и виды управления инновационным развитием организаций; проследить эволюцию подходов к рассмотрению педагогической системы;
2. исследовать концепции и подходы инновационного профессионального образования, и систематизировать условия, необходимые для внедрения концептуальных подходов в профессиональном образовании; изучить и проанализировать возможности использования зарубежного опыта в отечественной системе профессионального образования;
3. предложить концепцию инновационного развития в образовательной организации системы среднего профессионального образования.
В процессе исследования для решения поставленных задач использовались общенаучные методы исследования: системный подход, метод анализа, статистические методы обработки и анализа информационных массивов, методы графической интерпретации, логического, сравнительного, структурного анализа.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в разработанной комплексной программе развития в образовательной организации системы среднего профессионального образования.
Результаты исследования были представлены на международной научно - практической конференции XII Экономические чтения в октябре 2017 года и опубликованы в сборнике статей по итогам данной конференции.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Уточнено определение инновационной деятельности.
По своему содержанию инновационная деятельность - это совокупность видов работ, взаимоувязанных процессов, направленных на создание и распространение инноваций. Основными видами инновационной детальности являются:
- научно - исследовательские и конструкторские работы (НИОКР);
- проведение технологических работ;
-проведение испытаний;
- патентование, лицензирование ноу-хау,
- работы, связанные с инвестиционной деятельностью, необходимые для реализации инновационных проектов;
- разработка стандартов и сертификация;
- маркетинг и сбыт;
- подготовка кадров;
Основными элементы инновационной деятельности это инновационные проекты и программы, а так же исполнители в лице организаций и физических лиц.
2. Рассмотрены основные условия разработки, реализации и управления инновационной деятельности организации.
Управление процессами разработки и распространения инноваций предполагает системный подход к регулированию инновационной деятельности. В качестве важных стратегических партнеров предприятий в осуществлении инновационной деятельности выступают высшие учебные заведения, а так же другие предприятия.
Для разработки и реализации инновационных проектов принципиально важным является то, что государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности. Инновационно-технологический менеджмент организаций содержит задачи управления инновациями, относящиеся к решению как производственных, так и административных проблем. Это связано с тем, что осуществление производственных инноваций часто приводит к необходимости глубоких организационно-управленческих изменений.
3. Рассмотрены особенности управления инновационным образованием и условия внедрения инновационного профессионального образования.
В условиях развития рынка и под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, в сфере образования формируется новая модель университета, в которой объединяются традиционное образование и несколько основных 109
типов институциональных форм (организационных структур) дистанционного образования. Их можно рассматривать как компоненты новой модели профессионального образования.
Процесс современных инноваций в образовании сложен и многогранен, но, несмотря на это отличия классической и новой концепции сводятся к одному фундаментальному представлению о человеке и его развитии через образовательный процесс. Основано современной системы обучения можно считать концепцию взаимозависимого и взаимодействующего мира - мира человека. В рамках новой образовательной концепции человек должен научиться учиться, конечно, используя опыт и знания поколений, в тоже время необходимо научить его различным способам мышления, творческому подходу, умению самостоятельно находить решения и работать в нестандартных условиях.
Инновационные подходы в образовании не могут существовать изолировано друг от друга. Это процессы между собой тесно переплетающиеся. Для реализации инновационных подходов в образовании необходимы определенные условия, которые позволят эффективно проводить образовательный процессе.
4 Предложена комплексная программа развития образовательной организации системы среднего профессионального образования, которая позволит решить задачу по создание системы сетевого многоуровневого непрерывного профессионального образования, обеспечивающего подготовку специалистов лесного комплекса в соответствии с международными стандартами WorldSkills.
1. Уточнено определение инновационной деятельности.
По своему содержанию инновационная деятельность - это совокупность видов работ, взаимоувязанных процессов, направленных на создание и распространение инноваций. Основными видами инновационной детальности являются:
- научно - исследовательские и конструкторские работы (НИОКР);
- проведение технологических работ;
-проведение испытаний;
- патентование, лицензирование ноу-хау,
- работы, связанные с инвестиционной деятельностью, необходимые для реализации инновационных проектов;
- разработка стандартов и сертификация;
- маркетинг и сбыт;
- подготовка кадров;
Основными элементы инновационной деятельности это инновационные проекты и программы, а так же исполнители в лице организаций и физических лиц.
2. Рассмотрены основные условия разработки, реализации и управления инновационной деятельности организации.
Управление процессами разработки и распространения инноваций предполагает системный подход к регулированию инновационной деятельности. В качестве важных стратегических партнеров предприятий в осуществлении инновационной деятельности выступают высшие учебные заведения, а так же другие предприятия.
Для разработки и реализации инновационных проектов принципиально важным является то, что государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности. Инновационно-технологический менеджмент организаций содержит задачи управления инновациями, относящиеся к решению как производственных, так и административных проблем. Это связано с тем, что осуществление производственных инноваций часто приводит к необходимости глубоких организационно-управленческих изменений.
3. Рассмотрены особенности управления инновационным образованием и условия внедрения инновационного профессионального образования.
В условиях развития рынка и под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, в сфере образования формируется новая модель университета, в которой объединяются традиционное образование и несколько основных 109
типов институциональных форм (организационных структур) дистанционного образования. Их можно рассматривать как компоненты новой модели профессионального образования.
Процесс современных инноваций в образовании сложен и многогранен, но, несмотря на это отличия классической и новой концепции сводятся к одному фундаментальному представлению о человеке и его развитии через образовательный процесс. Основано современной системы обучения можно считать концепцию взаимозависимого и взаимодействующего мира - мира человека. В рамках новой образовательной концепции человек должен научиться учиться, конечно, используя опыт и знания поколений, в тоже время необходимо научить его различным способам мышления, творческому подходу, умению самостоятельно находить решения и работать в нестандартных условиях.
Инновационные подходы в образовании не могут существовать изолировано друг от друга. Это процессы между собой тесно переплетающиеся. Для реализации инновационных подходов в образовании необходимы определенные условия, которые позволят эффективно проводить образовательный процессе.
4 Предложена комплексная программа развития образовательной организации системы среднего профессионального образования, которая позволит решить задачу по создание системы сетевого многоуровневого непрерывного профессионального образования, обеспечивающего подготовку специалистов лесного комплекса в соответствии с международными стандартами WorldSkills.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Управление инновационным развитием вуза (на примере ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет")
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2018 - Повышение эффективности деятельности организации на рынке услуг дополнительного профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Формирование готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019



