АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТУРИСТСКАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА
ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 11
1.1 Теоретические основы изучения мотивации путешествий 11
1.2 Понятие комплекса маркетинга территорий 21
1.3 Челябинская область как туристская территория 33
Выводы по главе один 48
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
МОТИВАЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ ТУРИСТОВ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 49
2.1 Обоснование модели организации исследования мотивации путешествий
в контексте комплекса маркетинга территорий Челябинской области 49
2.2 Разработка и внедрение анкеты-опросника по выявлению мотивации
туристов в Челябинской области 56
2.3 Результаты опроса туристов в Челябинской области 63
Выводы по главе два 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета для выявления туристических предпочтений гостей Челябинской области 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Диаграммы с полученными данными 105
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Электронная версия МД
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Презентация по теме МД
Актуальность. При развитии рыночной экономики в Российской Федерации особое внимание уделяется изучению объективных и субъективных причин и мотивов, побуждающих потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей. В наше время большое значение уделяется тенденциям появления и развития новых мест туристского назначения, взаимосвязи этого процесса с туристской мотивацией.
Сегодня Челябинская область обладает всеми востребованными ресурсами для того, чтобы развивать внутренний и въездной туризм на своей территории. Интерес к туристским объектам способен увеличить число посетителей с учетом специфики мотивации выбора Челябинской области как туристской территории.
Туристская мотивация является необходимой базой, на которой должна строиться эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта. Туристские мотивы - важнейшие составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха.
При изучении спроса на турпродукт и при формировании программ обслуживания необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы. Факторы туристской мотивации обладают определенными возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что изучению мотивации путешествий придается важное значение для расширения туристского предложения за счет разработки туристских продуктов, интересных и доступных для гостей Челябинской области.
Теоретической базой выпускной квалификационной работой являются теоретические издания, научно-популярная и учебная литература, энциклопедические издания.
Так в работах Г.Л. Билича, Ф.Е. Василюка, А.Б. Леоновой, В.А. Глотовой рассматриваются вопросы характеристики сущности понятия «мотивация путешествий».
Комплекс маркетинга территорий представлен в работах Ю.В. Безрутченко, Е.А. Джанджугазовой, В.С. Кабанова, Н.И. Кабушкина, Ф. Котлера.
Вопросам изучения Челябинской области как туристского региона посвящены работы Н.Б. Виноградова, М.С. Гитиса.
Основы теории моделирования, подходы к процессу моделирования, использование методов моделирования в туристской деятельности отражены в работах Н.В. Буторовой, М.К. Горшковой, А.Н. Рюмина и многих других. Методологические подходы к исследованию в туристской деятельности, а также описание метода моделирования рассмотрены в работе И.С. Барчукова.
Все вышеперечисленное позволило нам определить проблему магистерского исследования, которая заключается в изучении мотивации туристов для определения туристской привлекательности Челябинской области. Обозначенная проблема и актуализация регионального туризма обусловили выбор темы исследования: «Мотивация путешествий как элемент маркетинга территорий на примере Челябинской области».
Цель исследования - изучение мотивации путешествий гостей Челябинской области в системе маркетинга территории на основе определения мнений туристов, проживающих в гостиницах г. Челябинска.
Объект исследования - мотивационный аспект комплекса маркетинга туристской территории.
Предмет исследования - процесс организации оценки мотивации путешествий по Челябинской области в комплексе маркетинга территорий.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретические основы изучения туристской мотивации в литературе;
- охарактеризовать комплекса маркетинга территорий в теории и практике туризма;
- обосновать модель организации оценки мотивации туристов в контексте комплекса маркетинга территорий;
- разработать анкету-опросник для изучения мотивации путешествий туристов в Челябинской области;
- на основе результатов опроса о мотивации путешествий туристов, проживающих в гостиницах г. Челябинска, выделить стимулирующие и сдерживающие факторы развития регионального туризма в Челябинской области.
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, общеизученные методы анализа и обобщения, абстрагирования и аналогии) и практических методов (изучение передового опыта, моделирование, анкетирование туристов, анализ результатов опроса туристов, методы математической обработки результатов исследования).
Базой исследования являются гостиничный комплекс «Смолино Парк» и отель «Тишина». В исследовании приняло участие 64 человека. Исследование проходило в три этапа с 2016 по 2018 гг.
На первом этапе (октябрь 2016 г. - апрель 2017 г.) осуществлялась деятельность по включенности магистранта в определении проблемы и темы исследования.
На втором этапе (апрель 2017 г. - февраль 2018 г.) осуществлен выбор темы исследования, определена цель, предмет и задачи исследования. Разработана анкета-опросник для изучения мотиваций путешествий туристов Челябинской области.
На третьем этапе (февраль - июнь 2018 г.) проведен опрос туристов,
проживающих в г. Челябинска, проанализированы результаты, подведены итоги, подготовлен графический материал о результатах анкетирования туристов.
Новизна исследования заключается в том, что разработана модель организации исследования мотивации путешествий в контексте комплекса маркетинга территорий Челябинской области, приведены результаты исследования мотивации туристов, проживающих в гостиницах г. Челябинска.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении базовой терминологии исследования (туристская мотивация, мотивация путешествий, комплекс маркетинга территории); в рассмотрении сущности метода моделирования в туризме, представлена характеристика потребителя туристских услуг Челябинской области.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании результатов исследования при разработке туров и экскурсий в контексте регионального туризма и как инструмента комплекса маркетинга территории в процессе формирования благоприятного имиджа Челябинской области как туристской территории.
Структура магистерской диссертации отражает общую логику исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список из 90 источников, 4 приложения.
Сегодня Челябинская область обладает всеми востребованными ресурсами для того, чтобы развивать внутренний и въездной туризм на своей территории. Интерес к туристским объектам способен увеличить число посетителей с учетом специфики мотивации выбора Челябинской области как туристской территории.
Туристская мотивация является необходимой базой, на которой должна строиться эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта. Туристские мотивы - важнейшие составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха.
При изучении спроса на турпродукт и при формировании программ обслуживания необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы. Факторы туристской мотивации обладают определенными возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта.
Изучению мотивации путешествий придается важное значение для расширения туристского предложения за счет разработки туристских продуктов, интересных и доступных для гостей Челябинской области.
Теоретической базой выпускной квалификационной работой являлись теоретические издания, научно-популярная и учебная литература, энциклопедические издания.
В ходе проделанной работы была изучена мотивация путешествий гостей Челябинской области в системе маркетинга территории на основе определения мнений туристов, проживающих в гостиницах г. Челябинска.
В ходе работы были решены следующие задачи: проанализированы теоретические основы изучения туристской мотивации в литературе; охарактеризован комплекс маркетинга территорий в теории и практике туризма; была обоснована модель организации оценки мотивации туристов в контексте комплекса маркетинга территорий; разработана анкету-опросник для изучения мотивации путешествий туристов в Челябинской области; на основе результатов опроса о мотивации путешествий туристов, проживающих в гостиницах г. Челябинска, были выделены стимулирующие и сдерживающие факторы развития регионального туризма в Челябинской области.
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, общеизученные методы анализа и обобщения, абстрагирования и аналогии) и практических методов (изучение передового опыта, моделирование, анкетирование туристов, анализ результатов опроса туристов, методы математической обработки результатов исследования).
Базой исследования являлись гостиничный комплекс «Смолино Парк» и отель «Тишина». В исследовании приняло участие 64 человека. Исследование проходило в три этапа с 2016 по 2018 гг.
В ходе исследования было опрошено 64 респондента - представители разного социального статуса, пола и возраста. Все они приехали в Челябинскую область либо в командировки, либо по каким-то своим делам. Впечатления, полученные этими потребителями от пребывания в Челябинской области, скорее положительные, чем отрицательные, несмотря на то, что все они отмечают общую неразвитость туристской инфраструктуры и недостаточное предоставление информации о возможностях туризма в Челябинской области. Вместе с тем возможности развития туризма определены как значительные, благодаря богатому историко-культурному и природному наследию региона.
Больше половины респондентов хотели бы посетить Челябинскую область в туристических целях, ради посещения основных достопримечательностей региона, которыми, по мнению большинства респондентов стали - Музей- заповедник Аркаим, национальные парки Таганай и Зюраткуль, озера Тургояк и Увильды, пешеходная Кировка в г. Челябинск и Челябинский метеорит.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что уровень мотивации анктируемых посещать Челябинскую область довольно высок.
Благодаря данной работе удалось выяснить, что факторами, мотивирующими совершать путешествия по Челябинской области стали: богатое историкокультурное и природное наследие, большое количество памятников архитектуры и проведение различных мероприятий, как мирового, так и общероссийского масштабов.
Факторами фрустрации (негативного восприятия туризма в Челябинской области) стали: освещение области в средствах массовой информации в неблагоприятном свете, незнание потенциальных посетителей о возможностях туризма в Челябинской области, плохая инфраструктура и сервис.