МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
|
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ 7
1.1 Основные понятия, относящиеся к уравнениям и наиболее важные приёмы преобразования уравнений 7
1.2 Теоретические основы решения иррациональных уравнений 10
1.3 Теоретические основы решения иррациональных неравенств 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ 37
2.1 Иррациональные уравнения и неравенства в школьном курсе математики 37
2.1.1 Учебник «Алгебра, 8 класс», автор Колягин Ю. М 37
2.1.2 Учебник «Алгебра, 8», автор Мордкович А. Г 39
2.1.3 Учебник «Алгебра и начала математического анализа, 10 класс», автор Колягин Ю. М 40
2.1.4 Учебник «Алгебра и начала математического анализа, 11 класс», автор Мордкович А. Г 42
2.2 Разработка элективного курса по теме «Иррациональные уравнения и неравенства» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ 7
1.1 Основные понятия, относящиеся к уравнениям и наиболее важные приёмы преобразования уравнений 7
1.2 Теоретические основы решения иррациональных уравнений 10
1.3 Теоретические основы решения иррациональных неравенств 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ 37
2.1 Иррациональные уравнения и неравенства в школьном курсе математики 37
2.1.1 Учебник «Алгебра, 8 класс», автор Колягин Ю. М 37
2.1.2 Учебник «Алгебра, 8», автор Мордкович А. Г 39
2.1.3 Учебник «Алгебра и начала математического анализа, 10 класс», автор Колягин Ю. М 40
2.1.4 Учебник «Алгебра и начала математического анализа, 11 класс», автор Мордкович А. Г 42
2.2 Разработка элективного курса по теме «Иррациональные уравнения и неравенства» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
В курсе элементарной математики значительная часть посвящена исследованию уравнений и неравенств. Наряду с показательными, тригонометрическими, логарифмическими и рациональными стоит выделить иррациональные уравнения и неравенства.
В отличие от выше перечисленных видов уравнений - иррациональные уравнения и неравенства требуют использование большого количества теорем равносильности и следования, что значительно увеличивает вычислительную сложность решений уравнений с радикалами.
При решении уравнений и неравенств данного вида, необходимо учесть следующие принципы:
• не существует универсального алгоритма решения иррациональных уравнений;
• в следствие того, что при решении уравнений и неравенств приходится использовать не равносильные преобразования, то значительно повышается вероятность появления ошибок, по причине приобретения «лишних» корней или их потере в процессе решения.
Иррациональные уравнения также используются для получения таких важных расчётов как:
• первая космическая скорость, которая рассчитывается по формуле VI = JG™;
• вторая космическая скорость vu= ^2gR ;
• средняя скорость теплового движения молекул;
• в биологии для расчёта плотности среды обитания;
• в авиации для вычисления горизонтальной скорости полёта самолёта.
Научно доказано, что решение иррациональных уравнений и неравенств, способствует повышение концентрации человека, что также приводит к развитию мышления.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что при подготовке к сдаче Единого Государственного Экзамена учащиеся сталкиваются с описанными уравнениями и неравенствами. В базовом уровне в ЕГЭ по математике (задание №7), а также при решении заданий профильного уровня (задания № 5 и №13).
В следствие того, что в школьном курсе математики данной теме уделено довольно мало времени, это может вызвать серьёзные проблемы при подготовке к выпускному экзамену.
Объектом нашего исследования выступает процесс обучения учащихся общеобразовательных школ по теме: «Иррациональные уравнения и неравенства».
Предмет исследования - определение содержания, методов, средств, приёмов обучения, учащихся по теме: «Иррациональные уравнения и неравенства».
Цель исследования заключается в разработке методических рекомендаций для участников учебного процесса по решению иррациональных уравнений и неравенств. Вся имеющаяся информация по данной тематике весьма разрознена и не систематизирована, что вызывает определённые сложности при изучении....
В отличие от выше перечисленных видов уравнений - иррациональные уравнения и неравенства требуют использование большого количества теорем равносильности и следования, что значительно увеличивает вычислительную сложность решений уравнений с радикалами.
При решении уравнений и неравенств данного вида, необходимо учесть следующие принципы:
• не существует универсального алгоритма решения иррациональных уравнений;
• в следствие того, что при решении уравнений и неравенств приходится использовать не равносильные преобразования, то значительно повышается вероятность появления ошибок, по причине приобретения «лишних» корней или их потере в процессе решения.
Иррациональные уравнения также используются для получения таких важных расчётов как:
• первая космическая скорость, которая рассчитывается по формуле VI = JG™;
• вторая космическая скорость vu= ^2gR ;
• средняя скорость теплового движения молекул;
• в биологии для расчёта плотности среды обитания;
• в авиации для вычисления горизонтальной скорости полёта самолёта.
Научно доказано, что решение иррациональных уравнений и неравенств, способствует повышение концентрации человека, что также приводит к развитию мышления.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что при подготовке к сдаче Единого Государственного Экзамена учащиеся сталкиваются с описанными уравнениями и неравенствами. В базовом уровне в ЕГЭ по математике (задание №7), а также при решении заданий профильного уровня (задания № 5 и №13).
В следствие того, что в школьном курсе математики данной теме уделено довольно мало времени, это может вызвать серьёзные проблемы при подготовке к выпускному экзамену.
Объектом нашего исследования выступает процесс обучения учащихся общеобразовательных школ по теме: «Иррациональные уравнения и неравенства».
Предмет исследования - определение содержания, методов, средств, приёмов обучения, учащихся по теме: «Иррациональные уравнения и неравенства».
Цель исследования заключается в разработке методических рекомендаций для участников учебного процесса по решению иррациональных уравнений и неравенств. Вся имеющаяся информация по данной тематике весьма разрознена и не систематизирована, что вызывает определённые сложности при изучении....
Наше работа начиналась с рассуждения о том, что уравнения и неравенства занимают важную часть школьного курса математики. В ходе нашего исследования мы убедились в этом на примере ИУН.
При изучении ИУН нами были выявлены основные особенности, которые необходимо учитывать при решении данных уравнений и неравенств. Как правило, чёткого алгоритма решения ИУН не существует, поэтому сначала необходимо тщательно проанализировать ход решения, определить вид представленного уравнения или неравенства, и только после этого переходить непосредственно к оформлению решения и подсчётам.
Также важно сказать, что в зависимости от произведённых преобразований в ИУН могут появляться посторонние корни или же произойти потеря корней.
Проверка найденных корней путём подставки будет необходима в том случае, если при помощи допустимых преобразований, исходное уравнение было заменено неравносильным следствием. В результате описанных действий возможно появление «лишних» корней.
Для того, чтобы избежать потерю или приобретение посторонних корней - необходимо производить такие преобразования, которые будут равносильны исходному. В таком случае проверка будет не нужна.
После изучения теоретических основ, учебники из федерального перечня по данной тематике и рассмотреть представленные методики решения ИУН. В ходе изучения школьной литературы мы выяснили, что знакомство с ИУН начинается ещё в 8 классе с темы «Иррациональное число» и продолжается вплоть до конца 11 класса. В выбранных нами учебных пособиях авторы фактически одинаково определяют ИУН и рассматривают лишь основные методы их решения, такие как возведение обеих частей уравнения в натуральную степень и введение новой переменной. Возможно, знание лишь этих методов будет достаточно для ученика класса с базовым уровнем изучения математики, но для обучающихся, которые хотят знать больше, участвовать в олимпиадах и решать задания повышенной сложности, в том числе и при сдаче единого государственного экзамена, данного материала будет недостаточно. Недостаточно и времени, выделяемого на уроках в учебно-тематическом планировании, на изучение ИУН.
Важно отметить, что каждая разновидность уравнений такого вида требует большое количество сил и времени для полного усвоения и верного решения. Так как умение решать ИУН важно и нужно, то наиболее выгодным, на наш взгляд, выходом из сложившейся проблемной ситуации будет изучение ИУН в рамках элективного курса. Именно поэтому мы решили закончить выпускную квалификационную работу разработкой элективного курса «Иррациональные уравнения и неравенства». Курс предназначен для учащихся 10-11 классов, но может с успехом быть адаптирован для обучающихся 9 классов. Основные цели курса:
• систематизировать ранее полученные знания по математике;
• научить школьников применять теоретические знания при решении ИУН.
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часа в год. За это время ученики осваивают решение простых и более сложных ИУН.
Элективный курс заканчивается итоговой аттестацией, на которой ученики должны продемонстрировать уровень усвоения представленного материала и получить соответствующую оценку своим знаниям.
После изучения учебно-методической литературы по теме исследования, мы подобрали теоретический материал, связанный с равносильностью уравнений и неравенств, методами решения ИУН, и отразили его в первой главе «Теоретические основы решения иррациональных уравнений и неравенств» выпускной квалификационной работы....
При изучении ИУН нами были выявлены основные особенности, которые необходимо учитывать при решении данных уравнений и неравенств. Как правило, чёткого алгоритма решения ИУН не существует, поэтому сначала необходимо тщательно проанализировать ход решения, определить вид представленного уравнения или неравенства, и только после этого переходить непосредственно к оформлению решения и подсчётам.
Также важно сказать, что в зависимости от произведённых преобразований в ИУН могут появляться посторонние корни или же произойти потеря корней.
Проверка найденных корней путём подставки будет необходима в том случае, если при помощи допустимых преобразований, исходное уравнение было заменено неравносильным следствием. В результате описанных действий возможно появление «лишних» корней.
Для того, чтобы избежать потерю или приобретение посторонних корней - необходимо производить такие преобразования, которые будут равносильны исходному. В таком случае проверка будет не нужна.
После изучения теоретических основ, учебники из федерального перечня по данной тематике и рассмотреть представленные методики решения ИУН. В ходе изучения школьной литературы мы выяснили, что знакомство с ИУН начинается ещё в 8 классе с темы «Иррациональное число» и продолжается вплоть до конца 11 класса. В выбранных нами учебных пособиях авторы фактически одинаково определяют ИУН и рассматривают лишь основные методы их решения, такие как возведение обеих частей уравнения в натуральную степень и введение новой переменной. Возможно, знание лишь этих методов будет достаточно для ученика класса с базовым уровнем изучения математики, но для обучающихся, которые хотят знать больше, участвовать в олимпиадах и решать задания повышенной сложности, в том числе и при сдаче единого государственного экзамена, данного материала будет недостаточно. Недостаточно и времени, выделяемого на уроках в учебно-тематическом планировании, на изучение ИУН.
Важно отметить, что каждая разновидность уравнений такого вида требует большое количество сил и времени для полного усвоения и верного решения. Так как умение решать ИУН важно и нужно, то наиболее выгодным, на наш взгляд, выходом из сложившейся проблемной ситуации будет изучение ИУН в рамках элективного курса. Именно поэтому мы решили закончить выпускную квалификационную работу разработкой элективного курса «Иррациональные уравнения и неравенства». Курс предназначен для учащихся 10-11 классов, но может с успехом быть адаптирован для обучающихся 9 классов. Основные цели курса:
• систематизировать ранее полученные знания по математике;
• научить школьников применять теоретические знания при решении ИУН.
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часа в год. За это время ученики осваивают решение простых и более сложных ИУН.
Элективный курс заканчивается итоговой аттестацией, на которой ученики должны продемонстрировать уровень усвоения представленного материала и получить соответствующую оценку своим знаниям.
После изучения учебно-методической литературы по теме исследования, мы подобрали теоретический материал, связанный с равносильностью уравнений и неравенств, методами решения ИУН, и отразили его в первой главе «Теоретические основы решения иррациональных уравнений и неравенств» выпускной квалификационной работы....
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Функционально-графические методы решения неравенств на элективном
курсе по математике
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ НЕРАВЕНСТВ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ФУНКЦИИ В УГЛУБЛЕННОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЧИСЛОВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИНИИ В УГЛУБЛЁННОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «НЕРАВЕНСТВА» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2017 - Методические особенности обучения нестандартным методам решения неравенств
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022





