🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

Работа №195764

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

математика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ 7
1.1 Основные понятия, относящиеся к уравнениям и наиболее важные приёмы преобразования уравнений 7
1.2 Теоретические основы решения иррациональных уравнений 10
1.3 Теоретические основы решения иррациональных неравенств 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ 37
2.1 Иррациональные уравнения и неравенства в школьном курсе математики 37
2.1.1 Учебник «Алгебра, 8 класс», автор Колягин Ю. М 37
2.1.2 Учебник «Алгебра, 8», автор Мордкович А. Г 39
2.1.3 Учебник «Алгебра и начала математического анализа, 10 класс», автор Колягин Ю. М 40
2.1.4 Учебник «Алгебра и начала математического анализа, 11 класс», автор Мордкович А. Г 42
2.2 Разработка элективного курса по теме «Иррациональные уравнения и неравенства» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58

В курсе элементарной математики значительная часть посвящена исследованию уравнений и неравенств. Наряду с показательными, тригонометрическими, логарифмическими и рациональными стоит выделить иррациональные уравнения и неравенства.
В отличие от выше перечисленных видов уравнений - иррациональные уравнения и неравенства требуют использование большого количества теорем равносильности и следования, что значительно увеличивает вычислительную сложность решений уравнений с радикалами.
При решении уравнений и неравенств данного вида, необходимо учесть следующие принципы:
• не существует универсального алгоритма решения иррациональных уравнений;
• в следствие того, что при решении уравнений и неравенств приходится использовать не равносильные преобразования, то значительно повышается вероятность появления ошибок, по причине приобретения «лишних» корней или их потере в процессе решения.
Иррациональные уравнения также используются для получения таких важных расчётов как:
• первая космическая скорость, которая рассчитывается по формуле VI = JG™;
• вторая космическая скорость vu= ^2gR ;
• средняя скорость теплового движения молекул;
• в биологии для расчёта плотности среды обитания;
• в авиации для вычисления горизонтальной скорости полёта самолёта.
Научно доказано, что решение иррациональных уравнений и неравенств, способствует повышение концентрации человека, что также приводит к развитию мышления.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что при подготовке к сдаче Единого Государственного Экзамена учащиеся сталкиваются с описанными уравнениями и неравенствами. В базовом уровне в ЕГЭ по математике (задание №7), а также при решении заданий профильного уровня (задания № 5 и №13).
В следствие того, что в школьном курсе математики данной теме уделено довольно мало времени, это может вызвать серьёзные проблемы при подготовке к выпускному экзамену.
Объектом нашего исследования выступает процесс обучения учащихся общеобразовательных школ по теме: «Иррациональные уравнения и неравенства».
Предмет исследования - определение содержания, методов, средств, приёмов обучения, учащихся по теме: «Иррациональные уравнения и неравенства».
Цель исследования заключается в разработке методических рекомендаций для участников учебного процесса по решению иррациональных уравнений и неравенств. Вся имеющаяся информация по данной тематике весьма разрознена и не систематизирована, что вызывает определённые сложности при изучении....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше работа начиналась с рассуждения о том, что уравнения и неравенства занимают важную часть школьного курса математики. В ходе нашего исследования мы убедились в этом на примере ИУН.
При изучении ИУН нами были выявлены основные особенности, которые необходимо учитывать при решении данных уравнений и неравенств. Как правило, чёткого алгоритма решения ИУН не существует, поэтому сначала необходимо тщательно проанализировать ход решения, определить вид представленного уравнения или неравенства, и только после этого переходить непосредственно к оформлению решения и подсчётам.
Также важно сказать, что в зависимости от произведённых преобразований в ИУН могут появляться посторонние корни или же произойти потеря корней.
Проверка найденных корней путём подставки будет необходима в том случае, если при помощи допустимых преобразований, исходное уравнение было заменено неравносильным следствием. В результате описанных действий возможно появление «лишних» корней.
Для того, чтобы избежать потерю или приобретение посторонних корней - необходимо производить такие преобразования, которые будут равносильны исходному. В таком случае проверка будет не нужна.
После изучения теоретических основ, учебники из федерального перечня по данной тематике и рассмотреть представленные методики решения ИУН. В ходе изучения школьной литературы мы выяснили, что знакомство с ИУН начинается ещё в 8 классе с темы «Иррациональное число» и продолжается вплоть до конца 11 класса. В выбранных нами учебных пособиях авторы фактически одинаково определяют ИУН и рассматривают лишь основные методы их решения, такие как возведение обеих частей уравнения в натуральную степень и введение новой переменной. Возможно, знание лишь этих методов будет достаточно для ученика класса с базовым уровнем изучения математики, но для обучающихся, которые хотят знать больше, участвовать в олимпиадах и решать задания повышенной сложности, в том числе и при сдаче единого государственного экзамена, данного материала будет недостаточно. Недостаточно и времени, выделяемого на уроках в учебно-тематическом планировании, на изучение ИУН.
Важно отметить, что каждая разновидность уравнений такого вида требует большое количество сил и времени для полного усвоения и верного решения. Так как умение решать ИУН важно и нужно, то наиболее выгодным, на наш взгляд, выходом из сложившейся проблемной ситуации будет изучение ИУН в рамках элективного курса. Именно поэтому мы решили закончить выпускную квалификационную работу разработкой элективного курса «Иррациональные уравнения и неравенства». Курс предназначен для учащихся 10-11 классов, но может с успехом быть адаптирован для обучающихся 9 классов. Основные цели курса:
• систематизировать ранее полученные знания по математике;
• научить школьников применять теоретические знания при решении ИУН.
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часа в год. За это время ученики осваивают решение простых и более сложных ИУН.
Элективный курс заканчивается итоговой аттестацией, на которой ученики должны продемонстрировать уровень усвоения представленного материала и получить соответствующую оценку своим знаниям.
После изучения учебно-методической литературы по теме исследования, мы подобрали теоретический материал, связанный с равносильностью уравнений и неравенств, методами решения ИУН, и отразили его в первой главе «Теоретические основы решения иррациональных уравнений и неравенств» выпускной квалификационной работы....


1. Абдрахманова, Т. Р. Элективный курс «Иррациональные уравнения и неравенства 10 класс» [Электронный ресурс]/ Т. Р. Абдурахманова. - Режим доступа: https: //infourok.ru/elektivniy-kurs-
irracionalnie-uravneniya-i-neravenstva-klass-531352.html. - Дата обращения 14.04.2019г.
2. Атанасян, С. Л. Элективные курсы по математике и организация самостоятельной деятельности учащихся [Текст]/ Л.С. Атанасян, Н.Н. Кузуб// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - №4. - с. 150-156.
3. Васькова, И.Д. Организация элективных курсов [Электронный ресурс]/ И.Д. Васькова. - Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10247. - Дата доступа: 16.03.2019г.
4. Виленкин, Н. Я. Алгебра и математический анализ для 11 класса [Текст] / учебное пособие для учащихся школ и классов с углублённым изучением математики / Н. Я. Виленкин. - М.: Просвещение, 1998. - 288 с.
5. Воронина, Г.А. Элективные курсы: общие подходы к конструированию [Текст]/ Г.А. Воронина. - Биология: Прил. к газ. «ПС», 2006. - №16. - С.2-5.
6. Горнштейн, П. И. Экзамен по математике и его подводные рифы [Текст] / П. И. Горнштейн. - М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998, - 236 с.
7. Григорьев, А. М. Иррациональные уравнения [Текст] / А. М. Григорьев. // Квант. - 1972. - №1. - С. 46-49.
8. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2019г.: [Электронный ресурс]/ Федеральный институт педагогических измерений: М., 2004-2019. - Режим доступа:http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory. - Дата обращения: 1.05.2019г.
9. Денищева, Л. О. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. [Текст] / Л. О. Денищева. - М.: Дрофа, 2004. - 120 с.
10. Егоров, А. Иррациональные уравнения [Текст] / А. Егоров. // Математика. Первое сентября - 2002. - №5. - С. 9-13.
11. Егоров, А. Иррациональные неравенства [Текст] / А. Егоров. // Математика. Первое сентября. - 2002. - №15. - С. 13-14.
12. Егоров, А. Иррациональные неравенства [Текст] / А Егоров. // Математика. Первое сентября. - 2002. - №17. - С. 13-14.
13. Зубова, М. Н. Программа элективного курса по математике «Иррациональные уравнения и неравенства» [Электронный ресурс]/ М. Н. Зубова - Библиотека материалов для работников школы «ПЕДПОРТАЛ», 2015. - Режим доступа:https: //pedportal .net/starshie-klassy/al gebra/elektivnyy-kurs-quot-irracionalnye-uravneniya-i-neravenstva-quot-395525. - Дата обращения: 16.04.2019г.
14. Красновская, И. В. Рабочая программа элективного курса «Иррациональные уравнения и неравенства» [Электронный ресурс]/ И. В. Красновская. - Режим доступа:https://doc4web.ru/matematika/programma-elektivnogo-kursa-po-matematike-irracionalnie-uravneni.html.- Дата обращения: 16.04.2019г.
15. Колягин, Ю. М. Алгебра. 8 класс [Текст] / учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. М. Колягин, М. В. Ткачёва, Н. Е. Фёдорова, М. И. Шабунин. - М.: Просвещение, 2013. - 336 с....(35)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ