Должностное лицо как субъект должностных преступлений
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА КАК СПЕЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА
ПРЕСТУПЛЕНИЯ 8
1.1 Понятие и виды специального субъекта преступления 8
1.2 Понятие должностного лица в российском уголовном праве 11
1.3 Зарубежный опыт регламентации уголовной ответственности 16
должностных лиц
2 ВИДЫ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА КАК СУБЪЕКТА ДОЛЖНОСТНОГО
ПРЕСТУПЛЕНИЯ 24
2.1 Представитель власти 24
2.2 Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или 34
административно-хозяйственные функции
2.3 Лицо, занимающее государственную должность Российской 43
Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо глава органа местного самоуправления
2.4 Иностранное должностное лицо либо должностное лицо 52
публичной международной организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА КАК СПЕЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА
ПРЕСТУПЛЕНИЯ 8
1.1 Понятие и виды специального субъекта преступления 8
1.2 Понятие должностного лица в российском уголовном праве 11
1.3 Зарубежный опыт регламентации уголовной ответственности 16
должностных лиц
2 ВИДЫ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА КАК СУБЪЕКТА ДОЛЖНОСТНОГО
ПРЕСТУПЛЕНИЯ 24
2.1 Представитель власти 24
2.2 Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или 34
административно-хозяйственные функции
2.3 Лицо, занимающее государственную должность Российской 43
Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо глава органа местного самоуправления
2.4 Иностранное должностное лицо либо должностное лицо 52
публичной международной организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Актуальность темы. По мнению В.А. Волколуповой, «необходимым условием создания в России демократического правового государства выступает предварительное решение важнейшей задачи - научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы - свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества, что возможно только в сильном государстве и лишь при «единственной диктатуре - диктатуре Закона» .
К сожалению, происходящие в современной России позитивные преобразования сопровождаются глубоким кризисом во всех сферах жизнедеятельности нашего общества и государства, в том числе и «кризисом власти».
Криминальная активность в виде коррупции и иных преступлений, совершаемых должностными лицами, характерна для всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), однако за последние пять лет по официальным данным имеет неустойчивую тенденцию к росту. Так, в 2014 году по ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) было зарегистрировано 2286 преступлений, в 2015 году - 2331 преступлений, в 2016 году - 2352 преступлений, в 2017 году - 2237 преступлений (спад), на конец марта 2018 года уже зарегистрировано 694 преступления .
По ст. 290 УК РФ в 2014 году было зарегистрировано 5980 преступлений, в 2015 году - 6495 преступлений, в 2016 году - 5344 преступлений, в 2017 году - 3188 преступлений (спад), на конец марта 2018 года уже зарегистрировано 1159 преступлений .
По мнению М.Н. Хачатурян, «опасность преступной деятельности должностных лиц и заключается не только в причинении вреда или ущерба обществу и его гражданам, но и в том, что такая деятельность подрывает авторитет государства, вызывает у населения чувство недоверия к органам государственной власти, негативную оценку результатов работы их органов, призванных обеспечивать законность и справедливость в обществе, поэтому она приобретает актуальный уголовно-правовой характер» .
Степень разработанности темы. Теоретические вопросы, относящиеся к определению понятия, видов и содержания отдельных признаков должностного лица рассматривались в работах А.А. Аслаханова, С.В. Бакланова, Г.Н. Борзенкова, Б.В. Волженкина, Л.Д. Гаухмана, Н.Д. Дурманова,
A. И. Долговой, Б.В. Здравомыслова, Н.Ф. Кузнецовой, Ю.И. Ляпунова,
B. Е. Мельниковой, С.В. Познышева, А.А. Пионтковского, А.Н. Трайнина, Б.С. Утевского, М.Д. Шаргородского, В.И. Ширяева, А.Я. Эстрина, В.Е. Эминова, П.С Яни и др.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе применения норм уголовного права об ответственности должностных лиц за преступления, совершаемые с использованием своего служебного положения.
Предметом работы выступают соответствующие нормы как отечественного, так и зарубежного уголовного права; научная литература по исследуемой теме, а также современная практика применения рассматриваемых правовых норм.
Цель работы состоит в изучении должностного лица как субъекта должностных преступлений.
Достижение названных целей обусловило следующие задачи:
- определить понятие и виды специального субъекта преступления;
- изучить понятие должностного лица в российском уголовном праве;
- рассмотреть зарубежный опыт регламентации уголовной ответственности должностных лиц;
- проанализировать различные виды должностного лица как субъекта
должностного преступления.
Методологическую основу работы составили следующие методы: диалектический, исторический, метод, определяющий переход от абстрактного к конкретному, логический метод, индукция и дедукция, аналогия, анализ и синтез.
Информационную базу работы составляют: Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ), действующие и ранее действовавшие законы, и иные нормативно-правовые акты, научные труды: С.А. Андреева, А.В. Бриллиантова, Н.В. Бугаевской, Б.В. Волженкина, В. А. Волколупова, А.М. Иванова, С.В. Изосимова, А.А. Ильина, В.В. Ровнейко, Н.В. Султанова, Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан, М.Н. Хачатурян, С.Е. Чаннова, П.С. Яни и др., а также материалы судебно-следственной практики, статистические данные.
Результаты работы имеют практическую значимость, содержат выводы, практические рекомендации и предложения автора по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной практики об ответственности должностных лиц.
К сожалению, происходящие в современной России позитивные преобразования сопровождаются глубоким кризисом во всех сферах жизнедеятельности нашего общества и государства, в том числе и «кризисом власти».
Криминальная активность в виде коррупции и иных преступлений, совершаемых должностными лицами, характерна для всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), однако за последние пять лет по официальным данным имеет неустойчивую тенденцию к росту. Так, в 2014 году по ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) было зарегистрировано 2286 преступлений, в 2015 году - 2331 преступлений, в 2016 году - 2352 преступлений, в 2017 году - 2237 преступлений (спад), на конец марта 2018 года уже зарегистрировано 694 преступления .
По ст. 290 УК РФ в 2014 году было зарегистрировано 5980 преступлений, в 2015 году - 6495 преступлений, в 2016 году - 5344 преступлений, в 2017 году - 3188 преступлений (спад), на конец марта 2018 года уже зарегистрировано 1159 преступлений .
По мнению М.Н. Хачатурян, «опасность преступной деятельности должностных лиц и заключается не только в причинении вреда или ущерба обществу и его гражданам, но и в том, что такая деятельность подрывает авторитет государства, вызывает у населения чувство недоверия к органам государственной власти, негативную оценку результатов работы их органов, призванных обеспечивать законность и справедливость в обществе, поэтому она приобретает актуальный уголовно-правовой характер» .
Степень разработанности темы. Теоретические вопросы, относящиеся к определению понятия, видов и содержания отдельных признаков должностного лица рассматривались в работах А.А. Аслаханова, С.В. Бакланова, Г.Н. Борзенкова, Б.В. Волженкина, Л.Д. Гаухмана, Н.Д. Дурманова,
A. И. Долговой, Б.В. Здравомыслова, Н.Ф. Кузнецовой, Ю.И. Ляпунова,
B. Е. Мельниковой, С.В. Познышева, А.А. Пионтковского, А.Н. Трайнина, Б.С. Утевского, М.Д. Шаргородского, В.И. Ширяева, А.Я. Эстрина, В.Е. Эминова, П.С Яни и др.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе применения норм уголовного права об ответственности должностных лиц за преступления, совершаемые с использованием своего служебного положения.
Предметом работы выступают соответствующие нормы как отечественного, так и зарубежного уголовного права; научная литература по исследуемой теме, а также современная практика применения рассматриваемых правовых норм.
Цель работы состоит в изучении должностного лица как субъекта должностных преступлений.
Достижение названных целей обусловило следующие задачи:
- определить понятие и виды специального субъекта преступления;
- изучить понятие должностного лица в российском уголовном праве;
- рассмотреть зарубежный опыт регламентации уголовной ответственности должностных лиц;
- проанализировать различные виды должностного лица как субъекта
должностного преступления.
Методологическую основу работы составили следующие методы: диалектический, исторический, метод, определяющий переход от абстрактного к конкретному, логический метод, индукция и дедукция, аналогия, анализ и синтез.
Информационную базу работы составляют: Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ), действующие и ранее действовавшие законы, и иные нормативно-правовые акты, научные труды: С.А. Андреева, А.В. Бриллиантова, Н.В. Бугаевской, Б.В. Волженкина, В. А. Волколупова, А.М. Иванова, С.В. Изосимова, А.А. Ильина, В.В. Ровнейко, Н.В. Султанова, Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан, М.Н. Хачатурян, С.Е. Чаннова, П.С. Яни и др., а также материалы судебно-следственной практики, статистические данные.
Результаты работы имеют практическую значимость, содержат выводы, практические рекомендации и предложения автора по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной практики об ответственности должностных лиц.
В заключение данной работы можно сделать ряд выводов.
Несмотря на отсутствие легального определения специального субъекта преступления в уголовном законе разных лет, практически на всех этапах своего развития уголовное законодательство содержало нормы, регламентирующие основание уголовной ответственности лиц, которые наряду с общими признаками субъекта преступления обладали еще и дополнительными, обязательными для конкретных составов преступлений. Данный термин понимался то в более узком, то в более широком смысле.
В целях устранения возможных противоречий в общую часть УК РФ необходимо ввести норму, в которой специальный субъект преступления определяется как физическое лицо, обладающее, помимо признаков общего субъекта преступления, еще и дополнительными признаками, указанными в диспозиции статьи УК РФ либо однозначно вытекающими из его толкования.
В тексте закона также следует указать, что признаки специального субъекта преступления могут содержаться непосредственно в диспозиции самой статьи Особенной части УК РФ, в других нормативных правовых актах, к которым отсылает статья УК РФ, а также определяться путем толкования нормы.
Понятие и признаки должностного лица как специального субъекта преступлений закреплены в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ: «должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно¬
хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».
По мнению Н.В. Бугаевской, «изменения, вносимые в Примечание 1 к ст. 285 УК РФ, содержащие признаки должностного лица, не носят системного характера, отражая только часть организационно-правовых форм юридических лиц с государственной и муниципальной формами собственности».
Исходя из анализа зарубежного законодательства об ответственности за должностные преступления, можно сказать, что нормы об ответственности за преступления, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, в большинстве стран дальнего зарубежья не выделяются в рамках самостоятельной главы, раздела или как то иначе. За злоупотребления по службе они обычно привлекаются к ответственности по общей норме о злоупотреблении доверием (например, во Франции, Польше) или по другим статьям (например, в Голландии), в зависимости от объекта преступления (например, за мошенничество и примыкающие к нему деяния, преступления, посягающие на частную жизнь, профессиональную тайну и т. п.).
«В ряде государств управленческие работники коммерческих и иных организаций несут ответственность за злоупотребления по службе по нормам о должностных преступлениях. При этом в одних странах (например, в Италии) они приравниваются по своему статусу к должностным лицам, в других - дифференциация ответственности данных категорий субъектов достигается путем установления различных видов и размеров наказаний за соответствующие преступления по службе (например, в Австрии)».
Виды должностных лиц включают в себя:
- должностное лицо как представитель власти;
- должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- должностное лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо глава органа местного самоуправления;
- иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.
Должностное лицо как представитель власти делится на две группы лиц: 1) должностные лица правоохранительных или контролирующих органов; 2) иные должностные лица, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.
Федеральным законом № 262-ФЗ термин «правоохранительная служба» из законодательства был исключен, в то же время некоторые правовые акты были дополнены понятием «государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью». Однако, в настоящее время понимание путей формирования законодательства о службе в правоохранительных органах у федерального законодателя, по-видимому, отсутствует, а четкая концепция его развития подменяется лоббированием интересов различных ведомств в этой сфере.
Согласно п. 4 Постановления № 19 под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико--социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Являясь также разновидностью управленческой деятельности, административно-хозяйственные функции имеют принципиальное отличие от организационно-распорядительных функций. Если последние предполагают обязательно наличие взаимосвязи «руководитель - подчиненный», то в данном случае, то есть при выполнении административно-хозяйственных функций, такой взаимосвязи не требуется. Более того, такой взаимосвязи фактически не существует.
Особенность административно-хозяйственных полномочий - это своеобразная связь «лицо - материальная ценность». Сущность данной взаимосвязи - лицо обладает определенными полномочиями в отношении этих материальных ценностей.
В настоящее время Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 19 признает должностными лицами по признаку выполнения административно - хозяйственных функций, функции которых входит управление и распоряжение имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Один и тот же субъект может обладать как одним из перечисленных признаков, так и несколькими. В принципе, допустимы случаи, когда одно и то же лицо обладает всеми тремя признаками должностного лица. Например, начальник горрайоргана внутренних дел обладает властными полномочиями, выполняет организационно-распорядительные функции, а также может выполнять и административно-хозяйственные функции.
Для признания лица субъектом должностного преступления достаточно наличия правомочий, относящихся хотя бы к одной из этих функций.
Должностные лица, занимающие государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, составляют государственный аппарат - двухуровневую систему с классификацией объекта преступления «по вертикали» и «по горизонтали».
Исчерпывающий перечень органов государственной власти на федеральном уровне позволяет четко определить лиц, которые могут совершить квалифицированное злоупотребление должностными полномочиями и при установлении субъекта преступления затруднений не возникнет.
В связи с этим представляется целесообразным при установлении субъекта злоупотребления должностным положением в рамках субъекта Российской Федерации определить, относится ли тот орган, в котором работает лицо к органам государственной власти субъектов РФ. При этом, указанный орган должен обладать тремя признаками:
- юридический статус органа субъекта РФ. В данном случае необходимо выяснить основания возникновения органа и соответственно его компетенцию;
- обладание органом государственной власти субъекта статусом самостоятельного элемента государственного аппарата, то есть наличие функций и задач, отличных от других органов государственной власти;
- взаимодействие органа субъекта РФ с иными элементами государственного аппарата с целью выполнения задач по защите интересов личности, общества и государства.
Существуют некоторые трудности законодательной регламентации в отечественной следственной и судебной практике признаков иностранного должностного лица и должностного лица публичной международной организации в виду несоответствия российскому пониманию должностного лица.
По нашему мнению, описанная проблема может иметь два решения.
Изменение названий гл. 30 УК РФ и разд. 10 таким образом, чтобы формулировки включали в себя не только интересы государственной службы Российской Федерации, но и интересы государственной службы других стран.
Выделение должностных преступлений, совершаемых иностранными должностными лицами и должностными лицами публичных международных организаций, в отдельные составы, объединение их в отдельную главу в рамках другого раздела, название которого будет включать в себя круг объектов, к которому относятся эти преступления.
У каждого из предложенных решений имеются свои плюсы и минусы, однако нам представляется более обоснованным второе решение по причине того, что выделение этих преступлений в отдельные составы позволит учесть некоторые другие вопросы, связанные с имплементацией положений конвенций ООН и ОЭСР в российское законодательство. В целом отрицать необходимость существования составов преступлений, предусматривающих ответственность за коррупционные преступления для изучаемой категории субъектов, невозможно.
Несмотря на отсутствие легального определения специального субъекта преступления в уголовном законе разных лет, практически на всех этапах своего развития уголовное законодательство содержало нормы, регламентирующие основание уголовной ответственности лиц, которые наряду с общими признаками субъекта преступления обладали еще и дополнительными, обязательными для конкретных составов преступлений. Данный термин понимался то в более узком, то в более широком смысле.
В целях устранения возможных противоречий в общую часть УК РФ необходимо ввести норму, в которой специальный субъект преступления определяется как физическое лицо, обладающее, помимо признаков общего субъекта преступления, еще и дополнительными признаками, указанными в диспозиции статьи УК РФ либо однозначно вытекающими из его толкования.
В тексте закона также следует указать, что признаки специального субъекта преступления могут содержаться непосредственно в диспозиции самой статьи Особенной части УК РФ, в других нормативных правовых актах, к которым отсылает статья УК РФ, а также определяться путем толкования нормы.
Понятие и признаки должностного лица как специального субъекта преступлений закреплены в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ: «должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно¬
хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».
По мнению Н.В. Бугаевской, «изменения, вносимые в Примечание 1 к ст. 285 УК РФ, содержащие признаки должностного лица, не носят системного характера, отражая только часть организационно-правовых форм юридических лиц с государственной и муниципальной формами собственности».
Исходя из анализа зарубежного законодательства об ответственности за должностные преступления, можно сказать, что нормы об ответственности за преступления, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, в большинстве стран дальнего зарубежья не выделяются в рамках самостоятельной главы, раздела или как то иначе. За злоупотребления по службе они обычно привлекаются к ответственности по общей норме о злоупотреблении доверием (например, во Франции, Польше) или по другим статьям (например, в Голландии), в зависимости от объекта преступления (например, за мошенничество и примыкающие к нему деяния, преступления, посягающие на частную жизнь, профессиональную тайну и т. п.).
«В ряде государств управленческие работники коммерческих и иных организаций несут ответственность за злоупотребления по службе по нормам о должностных преступлениях. При этом в одних странах (например, в Италии) они приравниваются по своему статусу к должностным лицам, в других - дифференциация ответственности данных категорий субъектов достигается путем установления различных видов и размеров наказаний за соответствующие преступления по службе (например, в Австрии)».
Виды должностных лиц включают в себя:
- должностное лицо как представитель власти;
- должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- должностное лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо глава органа местного самоуправления;
- иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.
Должностное лицо как представитель власти делится на две группы лиц: 1) должностные лица правоохранительных или контролирующих органов; 2) иные должностные лица, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.
Федеральным законом № 262-ФЗ термин «правоохранительная служба» из законодательства был исключен, в то же время некоторые правовые акты были дополнены понятием «государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью». Однако, в настоящее время понимание путей формирования законодательства о службе в правоохранительных органах у федерального законодателя, по-видимому, отсутствует, а четкая концепция его развития подменяется лоббированием интересов различных ведомств в этой сфере.
Согласно п. 4 Постановления № 19 под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико--социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Являясь также разновидностью управленческой деятельности, административно-хозяйственные функции имеют принципиальное отличие от организационно-распорядительных функций. Если последние предполагают обязательно наличие взаимосвязи «руководитель - подчиненный», то в данном случае, то есть при выполнении административно-хозяйственных функций, такой взаимосвязи не требуется. Более того, такой взаимосвязи фактически не существует.
Особенность административно-хозяйственных полномочий - это своеобразная связь «лицо - материальная ценность». Сущность данной взаимосвязи - лицо обладает определенными полномочиями в отношении этих материальных ценностей.
В настоящее время Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 19 признает должностными лицами по признаку выполнения административно - хозяйственных функций, функции которых входит управление и распоряжение имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Один и тот же субъект может обладать как одним из перечисленных признаков, так и несколькими. В принципе, допустимы случаи, когда одно и то же лицо обладает всеми тремя признаками должностного лица. Например, начальник горрайоргана внутренних дел обладает властными полномочиями, выполняет организационно-распорядительные функции, а также может выполнять и административно-хозяйственные функции.
Для признания лица субъектом должностного преступления достаточно наличия правомочий, относящихся хотя бы к одной из этих функций.
Должностные лица, занимающие государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, составляют государственный аппарат - двухуровневую систему с классификацией объекта преступления «по вертикали» и «по горизонтали».
Исчерпывающий перечень органов государственной власти на федеральном уровне позволяет четко определить лиц, которые могут совершить квалифицированное злоупотребление должностными полномочиями и при установлении субъекта преступления затруднений не возникнет.
В связи с этим представляется целесообразным при установлении субъекта злоупотребления должностным положением в рамках субъекта Российской Федерации определить, относится ли тот орган, в котором работает лицо к органам государственной власти субъектов РФ. При этом, указанный орган должен обладать тремя признаками:
- юридический статус органа субъекта РФ. В данном случае необходимо выяснить основания возникновения органа и соответственно его компетенцию;
- обладание органом государственной власти субъекта статусом самостоятельного элемента государственного аппарата, то есть наличие функций и задач, отличных от других органов государственной власти;
- взаимодействие органа субъекта РФ с иными элементами государственного аппарата с целью выполнения задач по защите интересов личности, общества и государства.
Существуют некоторые трудности законодательной регламентации в отечественной следственной и судебной практике признаков иностранного должностного лица и должностного лица публичной международной организации в виду несоответствия российскому пониманию должностного лица.
По нашему мнению, описанная проблема может иметь два решения.
Изменение названий гл. 30 УК РФ и разд. 10 таким образом, чтобы формулировки включали в себя не только интересы государственной службы Российской Федерации, но и интересы государственной службы других стран.
Выделение должностных преступлений, совершаемых иностранными должностными лицами и должностными лицами публичных международных организаций, в отдельные составы, объединение их в отдельную главу в рамках другого раздела, название которого будет включать в себя круг объектов, к которому относятся эти преступления.
У каждого из предложенных решений имеются свои плюсы и минусы, однако нам представляется более обоснованным второе решение по причине того, что выделение этих преступлений в отдельные составы позволит учесть некоторые другие вопросы, связанные с имплементацией положений конвенций ООН и ОЭСР в российское законодательство. В целом отрицать необходимость существования составов преступлений, предусматривающих ответственность за коррупционные преступления для изучаемой категории субъектов, невозможно.
Подобные работы
- УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ И В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Криминологические аспекты деятельности участковых уполномоченных
полиции по предупреждению преступлений
Магистерская диссертация, . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАКТИКИ)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренная
статьей 290 УК РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4630 р. Год сдачи: 2018 - Должностное лицо как субъект преступлений по уголовному праву. Анализ правоприменительной практики за преступления совершенное должностным лицом (Новокузнецкий торгово-экономический техникум)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Расследование преступлений, совершаемых должностными лицами таможенных органов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПРИЗНАК ОСНОВНОГО И КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КВАЛИФИКАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2022





