Совершенствование управления маркетинговой деятельностью сети аптек ООО «Рифарм» г. Челябинска
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА
ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1 Концепции управления маркетингом 8
1.2 Сущность управления маркетингом на предприятии 16
1.3 Процесс управления маркетингом 20
1.4 Сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов к
управлению маркетинговой деятельностью 27
1.5 Оценка эффективности маркетинговой деятельности на предприятии 33
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЕТИ
АПТЕК «РИФАРМ» Г. ЧЕЛЯБИНСКА 40
2.1 Общая характеристика сети аптек «Рифарм» г. Челябинска 40
2.2 Анализ потребителей сети аптек «Рифарм» г. Челябинска 47
2.3 Анализ конкурентов сети аптек «Рифарм» г. Челябинска 52
2.4 Особенности маркетинговой деятельности сети аптек «Рифарм»
г. Челябинска 56
2.5 Анализ маркетинговых возможностей 64
2.6 Анализ российского фармацевтического рынка 72
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЕТИ АПТЕК «РИФАРМ» Г. ЧЕЛЯБИНСКА 86
3.1 Характеристика мероприятий по совершенствованию маркетинговой
деятельности сети аптек «Рифарм» г. Челябинска 86
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 98
3.3 Правовое регулирование маркетинговой деятельности 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 116
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Отчет о финансовых результатах ООО «Рифарм ВЭБ» за
2016 год 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Отчет о финансовых результатах ООО «Рифарм ВЭБ» за
2017 год
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА
ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1 Концепции управления маркетингом 8
1.2 Сущность управления маркетингом на предприятии 16
1.3 Процесс управления маркетингом 20
1.4 Сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов к
управлению маркетинговой деятельностью 27
1.5 Оценка эффективности маркетинговой деятельности на предприятии 33
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЕТИ
АПТЕК «РИФАРМ» Г. ЧЕЛЯБИНСКА 40
2.1 Общая характеристика сети аптек «Рифарм» г. Челябинска 40
2.2 Анализ потребителей сети аптек «Рифарм» г. Челябинска 47
2.3 Анализ конкурентов сети аптек «Рифарм» г. Челябинска 52
2.4 Особенности маркетинговой деятельности сети аптек «Рифарм»
г. Челябинска 56
2.5 Анализ маркетинговых возможностей 64
2.6 Анализ российского фармацевтического рынка 72
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЕТИ АПТЕК «РИФАРМ» Г. ЧЕЛЯБИНСКА 86
3.1 Характеристика мероприятий по совершенствованию маркетинговой
деятельности сети аптек «Рифарм» г. Челябинска 86
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 98
3.3 Правовое регулирование маркетинговой деятельности 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 116
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Отчет о финансовых результатах ООО «Рифарм ВЭБ» за
2016 год 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Отчет о финансовых результатах ООО «Рифарм ВЭБ» за
2017 год
Эффективность рыночного механизма заключается в обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научнотехнического прогресса. В условиях рынка предприятие является главным объектом хозяйствования, экономическое пространство для которого практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безошибочно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды, и именно от того, как осуществляется маркетинговая деятельность, зависит эффективность работы предприятия.
Многолетняя практика маркетинговой деятельности убедительно доказывает, что в конкурентной среде только использование концепции маркетинга позволяет субъектам рынка наиболее эффективно решать проблему сбыта товаров и услуг. Особенно такая концепция необходима коммерческой сфере деятельности. Маркетинг может подсказать, куда двигаться предприятию и чего в принципе в общих чертах можно ожидать в перспективе.
Сегодня обеспечение высокого качества управления предприятием, под которым понимается эффективное и действенное управление сложной хозяйственной системой, состоящей из функционально взаимосвязанных специализированных структурных подразделений, исключающее принятие несогласованных и ошибочных управленческих решений, приобретает первостепенное значение и особую актуальность. Эту проблему решить старыми методами в современных экономических условиях невозможно. И если в странах Евросоюза, США, Канаде, ни одно предприятие не может обойтись без профессиональной деятельности маркетологов, то в России, как следствие нет строгого централизованного планирования, долгие годы маркетинг был под запретом, как досадная помеха плановому хозяйству.
Поэтому сегодняшние руководители предприятий не до конца понимают его, и в производственной деятельности зачастую опираются только на свою интуицию, удивляясь тому, что их предприятие не приносит прибыль. Не смотря на активное развитие маркетинговых концепций за рубежом, о чем свидетельствуют труды таких маркетологов, как И. Ансоффа, Р. Дафта, Ф. Котлера, Е. Дихтля, Д. Кревенса, А. Дайана и других. Одна из основных проблем состоит в том, что изучение маркетинга по зарубежным руководствам часто не приносит высокого результата, поскольку на российском пространстве положения теории кажутся необоснованными и ненужными. Зачастую руководители предприятий превращают имеющийся у предприятия отдел маркетинга на еще один отдел рекламы и сбыта, чтобы добиться лучших показателей продаж, а не просят провести анализ низкой конкурентоспособности продукции и услуг. А применяемое часто снижение стоимости продукции в погоне за большей реализацией, приводит к снижению прибыли предприятия и ухудшению его финансовых показателей, что недопустимо. Исследованию маркетинговой деятельности посвящены работы следующих российских ученых: И.Л. Акулич, Г.Л. Багиев, Л.А. Данченко, В.А. Зайцева, А.В. Каратаев, И.И. Кретов, Т.Н. Парамонова, Ю.Л. Попов, И.И. Скоробогатых, Н.М. Соколов и другие.
Следует отметить, что на сегодняшний день прикладные аспекты и специфические особенности совершенствования управления маркетинговой деятельностью современных отечественных предприятий мало исследованы, что обуславливает актуальность темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является определение путей совершенствования управления маркетинговой деятельностью сети аптек «Рифарм» г. Челябинска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
деятельностью на предприятии;
- провести анализ управления маркетинговой деятельностью сети аптек «Рифарм» г. Челябинска;
- определить пути совершенствования управления маркетинговой деятельностью сети аптек «Рифарм» г. Челябинска.
Объектом исследования является сеть аптек «Рифарм» г. Челябинска.
Предметом исследования выступает совокупность теоретических, методологических и практических аспектов по управлению маркетинговой деятельностью сеть аптек «Рифарм» г. Челябинска.
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили нормативные документы, монографии ученых, исследовательская литература, данные маркетингового и бухгалтерского отдела сети аптек «Рифарм» г. Челябинска.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: метод наблюдения, основанный на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования; метод анализа и синтеза, подразумевающий расчленение изучаемого объекта на элементы, отношения и соединение в единое целое отдельных его элементов.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные мероприятия по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью могут в дальнейшем использоваться российскими предприятиями, в частности сетью аптек «Рифарм» с целью привлечения клиентов, что позволит повысить эффективность деятельности организации в современных экономических условиях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений.
В первом разделе рассмотрены концепции управления маркетингом, раскрыта сущность управления маркетингом на предприятии, изучен процесс управления маркетингом, стратегическое управление, рассмотрены особенности оценки эффективности маркетинговой деятельности на предприятии.
Во втором разделе дана общая характеристика сети аптек «Рифарм» г. Челябинска проведен анализ потребителей, конкурентов и маркетинговых возможностей сети аптек «Рифарм», исследованы особенности маркетинговой деятельности сети аптек «Рифарм».
В третьем разделе характеризированы мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности сети аптек «Рифарм» г. Челябинска дана оценка эффективности предложенных мероприятий и обобщено правовое регулирование маркетинговой деятельности.
Многолетняя практика маркетинговой деятельности убедительно доказывает, что в конкурентной среде только использование концепции маркетинга позволяет субъектам рынка наиболее эффективно решать проблему сбыта товаров и услуг. Особенно такая концепция необходима коммерческой сфере деятельности. Маркетинг может подсказать, куда двигаться предприятию и чего в принципе в общих чертах можно ожидать в перспективе.
Сегодня обеспечение высокого качества управления предприятием, под которым понимается эффективное и действенное управление сложной хозяйственной системой, состоящей из функционально взаимосвязанных специализированных структурных подразделений, исключающее принятие несогласованных и ошибочных управленческих решений, приобретает первостепенное значение и особую актуальность. Эту проблему решить старыми методами в современных экономических условиях невозможно. И если в странах Евросоюза, США, Канаде, ни одно предприятие не может обойтись без профессиональной деятельности маркетологов, то в России, как следствие нет строгого централизованного планирования, долгие годы маркетинг был под запретом, как досадная помеха плановому хозяйству.
Поэтому сегодняшние руководители предприятий не до конца понимают его, и в производственной деятельности зачастую опираются только на свою интуицию, удивляясь тому, что их предприятие не приносит прибыль. Не смотря на активное развитие маркетинговых концепций за рубежом, о чем свидетельствуют труды таких маркетологов, как И. Ансоффа, Р. Дафта, Ф. Котлера, Е. Дихтля, Д. Кревенса, А. Дайана и других. Одна из основных проблем состоит в том, что изучение маркетинга по зарубежным руководствам часто не приносит высокого результата, поскольку на российском пространстве положения теории кажутся необоснованными и ненужными. Зачастую руководители предприятий превращают имеющийся у предприятия отдел маркетинга на еще один отдел рекламы и сбыта, чтобы добиться лучших показателей продаж, а не просят провести анализ низкой конкурентоспособности продукции и услуг. А применяемое часто снижение стоимости продукции в погоне за большей реализацией, приводит к снижению прибыли предприятия и ухудшению его финансовых показателей, что недопустимо. Исследованию маркетинговой деятельности посвящены работы следующих российских ученых: И.Л. Акулич, Г.Л. Багиев, Л.А. Данченко, В.А. Зайцева, А.В. Каратаев, И.И. Кретов, Т.Н. Парамонова, Ю.Л. Попов, И.И. Скоробогатых, Н.М. Соколов и другие.
Следует отметить, что на сегодняшний день прикладные аспекты и специфические особенности совершенствования управления маркетинговой деятельностью современных отечественных предприятий мало исследованы, что обуславливает актуальность темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является определение путей совершенствования управления маркетинговой деятельностью сети аптек «Рифарм» г. Челябинска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
деятельностью на предприятии;
- провести анализ управления маркетинговой деятельностью сети аптек «Рифарм» г. Челябинска;
- определить пути совершенствования управления маркетинговой деятельностью сети аптек «Рифарм» г. Челябинска.
Объектом исследования является сеть аптек «Рифарм» г. Челябинска.
Предметом исследования выступает совокупность теоретических, методологических и практических аспектов по управлению маркетинговой деятельностью сеть аптек «Рифарм» г. Челябинска.
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили нормативные документы, монографии ученых, исследовательская литература, данные маркетингового и бухгалтерского отдела сети аптек «Рифарм» г. Челябинска.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: метод наблюдения, основанный на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования; метод анализа и синтеза, подразумевающий расчленение изучаемого объекта на элементы, отношения и соединение в единое целое отдельных его элементов.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные мероприятия по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью могут в дальнейшем использоваться российскими предприятиями, в частности сетью аптек «Рифарм» с целью привлечения клиентов, что позволит повысить эффективность деятельности организации в современных экономических условиях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений.
В первом разделе рассмотрены концепции управления маркетингом, раскрыта сущность управления маркетингом на предприятии, изучен процесс управления маркетингом, стратегическое управление, рассмотрены особенности оценки эффективности маркетинговой деятельности на предприятии.
Во втором разделе дана общая характеристика сети аптек «Рифарм» г. Челябинска проведен анализ потребителей, конкурентов и маркетинговых возможностей сети аптек «Рифарм», исследованы особенности маркетинговой деятельности сети аптек «Рифарм».
В третьем разделе характеризированы мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности сети аптек «Рифарм» г. Челябинска дана оценка эффективности предложенных мероприятий и обобщено правовое регулирование маркетинговой деятельности.
В ходе проведенного исследования были рассмотрены теоретические аспекты управления маркетингом на предприятии, проведен анализ управления маркетинговой деятельностью сети аптек «Рифарм» г. Челябинска и определены пути совершенствования управления маркетинговой деятельностью сети аптек «Рифарм» г. Челябинска, что позволяет сделать следующие выводы.
Обобщив взгляды на сущность понятия «маркетинг» его можно рассматривать как комплексный подход к решению проблем изучения, формирования и удовлетворения потребностей личности, которые постоянно меняются, а также к обеспечению взаимовыгодных отношений между субъектами рынка в процессе взаимодействия.
В становлении и развитии маркетинга можно выделить некоторую закономерность и этапы. В научной литературе определяют эти этапы концепциями, указывая, что, несмотря на то, что некоторые их них возникли давно, они обоснованно используются в современной деятельности. Среди них: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, сбытовая концепция, концепция интегрированного маркетинга, концепция социально-ответственного маркетинга, маркетинг партнерских отношений, концепция ориентированного на стоимость маркетинга.
Управление маркетингом на предприятии - это система различных видов деятельности, которые представляют широкий комплекс мероприятий стратегического и тактического характера, связанных между собой и направленных на эффективное осуществление рыночной деятельности предприятия и достижения его главной цели - удовлетворение потребностей потребителей товаров и услуг и получение на этой основе наибольшей прибыли.
Управление маркетингом обычно предусматривает следующие процедуры: разработку планов маркетинга, проектирование и развитие структур маркетинговых подразделений, в том числе разработку, подготовку и планирование маркетинговых исследований, координацию действий не маркетинговых отделов в процессе принятия маркетинговых задач.
Эффективность маркетинга - это важный показатель деятельности предприятия, который отражает степень достижения поставленных перед маркетинговой службой целей. Для объективной оценки эффективности маркетинга необходимо оценить все направления маркетинговой деятельности: от реализации управленческих функций к применению маркетинговых инструментов, включая использования маркетинговых ресурсов. Данную оценку можно осуществить посредством использования системного подхода к оценке эффективности маркетинга и на основе полученных результатов определить имеющиеся недостатки и скрытый потенциал каждого параметра оценки, что позволит принять правильные управленческие решения.
Сеть аптек «Рифарм» является одной из лидеров аптечного рынка города Челябинска и Челябинской области. На сегодняшний день сеть аптек «Рифарм» представлена 50 современными и удобно расположенными аптеками. Создавая новые стандарты, внедряя передовые технологии и совершенствуя ассортимент сети аптек «Рифарм» стремится стать лучшей на фармацевтическом рынке.
За анализируемый период наблюдается снижение всех показателей прибыли аптечной сети «Рифарм», что свидетельствует о неэффективной финансовой политике организации. Также наблюдается снижение практически всех показателей рентабельности аптечной сети «Рифарм», что свидетельствует о снижении эффективности использования средств и капитала, финансовой результативности организации.
Основными покупателями сети аптек «Рифарм» являются организации (медицинские учреждения). Среди покупателей-физлиц большинство женщины, в возрасте 31-45 лет, со средним доходом, приобретающие лекарственные средства.
Маркетинговой деятельностью в аптечной сети «Рифарм» занимается отдел маркетинга. Маркетологи организации основывают свою деятельность на маркетинговой информации, которая включает в себя внутреннюю и внешнюю
информацию. Маркетинговая деятельность в аптечной сети «Рифарм» осуществляется в соответствии с тактикой и стратегией организации, которые разрабатываются специалистами организации под руководством
исполнительного директора. В аптечной сети «Рифарм» маркетинговые исследования проводятся для анализа конкурентов и клиентов организации.
Проведенный анализ эффективности маркетинговой деятельности показал, что при росте вложений в маркетинг и сбыт, выручка от продаж аптечной сети «Рифарм» снижалась. Все это позволяет сделать выводы относительно недостаточной эффективности маркетинговой деятельности организации.
Согласно полученным результатам SWOТ-анализ аптечной сети «Рифарм» можно отметить, что у аптечной сети достаточно сильных сторон, использование и развитие которых даст возможности повысить производительность труда, внедрить инновации, модернизировать и автоматизировать деятельность аптечной сети, повысить объемы реализации продукции, что в свою очередь повысит прибыльность.
При этом в аптечной сети «Рифарм» есть ряд слабых сторон, которые следует развивать и совершенствовать, иначе организации грозит потеря конкурентоспособности, дальнейшее снижение эффективности деятельности и вытеснение с рынка. В частности, развитие такой слабой стороны, как слабая маркетинговая деятельности, является значительным резервом развития аптечной сети, повышения объемов реализации продукции, что в конечном результате сможет повысить эффективность деятельности в целом.
Согласно проведенному PEST-анализу было определено, что наиболее важными для аптечной сети «Рифарм» являются экономические факторы, которые могут иметь весомое значение для деятельности организации. Также велико влияние политических и технологических факторов. Наибольшее влияние имели следующие факторы: изменение законодательной базы в сфере регулирования цен на лекарственные средства, нестабильность курсов иностранных валют (дол. США, евро), низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке, применяются новые технологии в производстве лекарственных средств.
В результате проведенного исследования управления маркетинговой деятельностью сети аптек «Рифарм» были определены следующие недостатки маркетинговой деятельности:
- маркетинговые исследования большой мерой направлены на изучение покупателей и клиентов организации, тогда как исследованию конкурентов уделяется не так много внимания;
- отсутствие персонификации отношений с клиентами. Учитывая то, что большинство клиентов сети аптек являются медицинскими организациями, то это является существенным недостатком;
- слабо развито стимулирование продаж;
- узкий спектр рекламных мероприятий.
Для того чтоб нейтрализовать выявленные недостатки и повысить привлечение клиентов сети аптек «Рифарм» были предложены следующие мероприятия:
- внедрение бенчмаркетинга в практику маркетинговой деятельности организации;
- повышение охвата целевой аудитории за счет рекламы;
- применение в деятельности аптечной сети маркетинговой концепции one- to-one;
- внедрение системы интегрированных маркетинговых коммуникаций.
За счет реализации предложенных мероприятий по совершенствованию управления маркетинговой деятельности аптечной сети «Рифарм» выручка от реализации увеличится на 12 267,2 тыс. руб. или на 5%, коммерческие расходы могут увеличится на 1 305 тыс. руб. или на 2,99%. При этом валовая прибыль может увеличится на 15,5%, прибыль от продаж - на 30,94%, прибыль до налогообложения - на 33,25%, а чистая прибыль - на 36,93%.
Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью аптечной сети «Рифарм» позволят значительно улучшить финансовые результаты деятельности аптечной сети.
Предложенные мероприятия по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью сети аптек «Рифарм» будут положительно влиять на результаты деятельности аптечной сети. В частности, от реализации предложенных мероприятий ожидается получение экономического эффекта в виде прироста дополнительной величины прибыли, которые будут формировать общий экономический эффект в размере 6 251,2 тыс. руб. При этом экономическая эффективность мероприятий составит 8,42 руб.
Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию управления маркетинговой деятельности аптечной сети «Рифарм» можно считать экономически обоснованными, и рекомендовать руководству аптечной сети для внедрения с целью повышения эффективности ее деятельности в современных экономических условиях.
Обобщив взгляды на сущность понятия «маркетинг» его можно рассматривать как комплексный подход к решению проблем изучения, формирования и удовлетворения потребностей личности, которые постоянно меняются, а также к обеспечению взаимовыгодных отношений между субъектами рынка в процессе взаимодействия.
В становлении и развитии маркетинга можно выделить некоторую закономерность и этапы. В научной литературе определяют эти этапы концепциями, указывая, что, несмотря на то, что некоторые их них возникли давно, они обоснованно используются в современной деятельности. Среди них: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, сбытовая концепция, концепция интегрированного маркетинга, концепция социально-ответственного маркетинга, маркетинг партнерских отношений, концепция ориентированного на стоимость маркетинга.
Управление маркетингом на предприятии - это система различных видов деятельности, которые представляют широкий комплекс мероприятий стратегического и тактического характера, связанных между собой и направленных на эффективное осуществление рыночной деятельности предприятия и достижения его главной цели - удовлетворение потребностей потребителей товаров и услуг и получение на этой основе наибольшей прибыли.
Управление маркетингом обычно предусматривает следующие процедуры: разработку планов маркетинга, проектирование и развитие структур маркетинговых подразделений, в том числе разработку, подготовку и планирование маркетинговых исследований, координацию действий не маркетинговых отделов в процессе принятия маркетинговых задач.
Эффективность маркетинга - это важный показатель деятельности предприятия, который отражает степень достижения поставленных перед маркетинговой службой целей. Для объективной оценки эффективности маркетинга необходимо оценить все направления маркетинговой деятельности: от реализации управленческих функций к применению маркетинговых инструментов, включая использования маркетинговых ресурсов. Данную оценку можно осуществить посредством использования системного подхода к оценке эффективности маркетинга и на основе полученных результатов определить имеющиеся недостатки и скрытый потенциал каждого параметра оценки, что позволит принять правильные управленческие решения.
Сеть аптек «Рифарм» является одной из лидеров аптечного рынка города Челябинска и Челябинской области. На сегодняшний день сеть аптек «Рифарм» представлена 50 современными и удобно расположенными аптеками. Создавая новые стандарты, внедряя передовые технологии и совершенствуя ассортимент сети аптек «Рифарм» стремится стать лучшей на фармацевтическом рынке.
За анализируемый период наблюдается снижение всех показателей прибыли аптечной сети «Рифарм», что свидетельствует о неэффективной финансовой политике организации. Также наблюдается снижение практически всех показателей рентабельности аптечной сети «Рифарм», что свидетельствует о снижении эффективности использования средств и капитала, финансовой результативности организации.
Основными покупателями сети аптек «Рифарм» являются организации (медицинские учреждения). Среди покупателей-физлиц большинство женщины, в возрасте 31-45 лет, со средним доходом, приобретающие лекарственные средства.
Маркетинговой деятельностью в аптечной сети «Рифарм» занимается отдел маркетинга. Маркетологи организации основывают свою деятельность на маркетинговой информации, которая включает в себя внутреннюю и внешнюю
информацию. Маркетинговая деятельность в аптечной сети «Рифарм» осуществляется в соответствии с тактикой и стратегией организации, которые разрабатываются специалистами организации под руководством
исполнительного директора. В аптечной сети «Рифарм» маркетинговые исследования проводятся для анализа конкурентов и клиентов организации.
Проведенный анализ эффективности маркетинговой деятельности показал, что при росте вложений в маркетинг и сбыт, выручка от продаж аптечной сети «Рифарм» снижалась. Все это позволяет сделать выводы относительно недостаточной эффективности маркетинговой деятельности организации.
Согласно полученным результатам SWOТ-анализ аптечной сети «Рифарм» можно отметить, что у аптечной сети достаточно сильных сторон, использование и развитие которых даст возможности повысить производительность труда, внедрить инновации, модернизировать и автоматизировать деятельность аптечной сети, повысить объемы реализации продукции, что в свою очередь повысит прибыльность.
При этом в аптечной сети «Рифарм» есть ряд слабых сторон, которые следует развивать и совершенствовать, иначе организации грозит потеря конкурентоспособности, дальнейшее снижение эффективности деятельности и вытеснение с рынка. В частности, развитие такой слабой стороны, как слабая маркетинговая деятельности, является значительным резервом развития аптечной сети, повышения объемов реализации продукции, что в конечном результате сможет повысить эффективность деятельности в целом.
Согласно проведенному PEST-анализу было определено, что наиболее важными для аптечной сети «Рифарм» являются экономические факторы, которые могут иметь весомое значение для деятельности организации. Также велико влияние политических и технологических факторов. Наибольшее влияние имели следующие факторы: изменение законодательной базы в сфере регулирования цен на лекарственные средства, нестабильность курсов иностранных валют (дол. США, евро), низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке, применяются новые технологии в производстве лекарственных средств.
В результате проведенного исследования управления маркетинговой деятельностью сети аптек «Рифарм» были определены следующие недостатки маркетинговой деятельности:
- маркетинговые исследования большой мерой направлены на изучение покупателей и клиентов организации, тогда как исследованию конкурентов уделяется не так много внимания;
- отсутствие персонификации отношений с клиентами. Учитывая то, что большинство клиентов сети аптек являются медицинскими организациями, то это является существенным недостатком;
- слабо развито стимулирование продаж;
- узкий спектр рекламных мероприятий.
Для того чтоб нейтрализовать выявленные недостатки и повысить привлечение клиентов сети аптек «Рифарм» были предложены следующие мероприятия:
- внедрение бенчмаркетинга в практику маркетинговой деятельности организации;
- повышение охвата целевой аудитории за счет рекламы;
- применение в деятельности аптечной сети маркетинговой концепции one- to-one;
- внедрение системы интегрированных маркетинговых коммуникаций.
За счет реализации предложенных мероприятий по совершенствованию управления маркетинговой деятельности аптечной сети «Рифарм» выручка от реализации увеличится на 12 267,2 тыс. руб. или на 5%, коммерческие расходы могут увеличится на 1 305 тыс. руб. или на 2,99%. При этом валовая прибыль может увеличится на 15,5%, прибыль от продаж - на 30,94%, прибыль до налогообложения - на 33,25%, а чистая прибыль - на 36,93%.
Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью аптечной сети «Рифарм» позволят значительно улучшить финансовые результаты деятельности аптечной сети.
Предложенные мероприятия по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью сети аптек «Рифарм» будут положительно влиять на результаты деятельности аптечной сети. В частности, от реализации предложенных мероприятий ожидается получение экономического эффекта в виде прироста дополнительной величины прибыли, которые будут формировать общий экономический эффект в размере 6 251,2 тыс. руб. При этом экономическая эффективность мероприятий составит 8,42 руб.
Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию управления маркетинговой деятельности аптечной сети «Рифарм» можно считать экономически обоснованными, и рекомендовать руководству аптечной сети для внедрения с целью повышения эффективности ее деятельности в современных экономических условиях.





