Игра как средство для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
1.1. Анализ теоретических подходов к проблеме формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста……...5
1.2. Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при формировании экологических представлений……………………………..8
1.3. Игра как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ .
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
1.1. Анализ теоретических подходов к проблеме формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста……...5
1.2. Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при формировании экологических представлений……………………………..8
1.3. Игра как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ .
В современном мире, где вопросы экологии становятся все более актуальными, особенно важно формировать у подрастающего поколения осознанное отношение к окружающей среде. Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы мировосприятия, и именно в это время дети начинают осознавать свою связь с природой. Важным инструментом в этом процессе выступает игра, которая не только развлекает, но и обучает, формируя у детей экологические представления и ценности. Игра является естественной формой деятельности для детей, через которую они познают мир, развивают свои навыки и формируют представления о явлениях, которые их окружают. В этом контексте исследование роли игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста становится особенно актуальным.
Игра в жизни ребенка – это не просто способ времяпрепровождения, но и мощный инструмент обучения. Через игру дети могут исследовать мир, взаимодействовать с ним, пробовать различные роли и сценарии, что позволяет им осмысливать сложные понятия, такие как экология, устойчивое развитие и забота о природе. Важно отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте дети начинают активно задавать вопросы о природе, о том, как устроен мир, и как они могут на него влиять. Поэтому создание условий для экологического образования через игру становится приоритетной задачей для педагогов и родителей.
Объект исследования: процесс формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние возрастных особенностей на формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить игру как средство для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Сформулировать возрастные особенности у детей старшего дошкольного возраста для формирования экологических представлений посредством игры.
3. Составить комплекс игр, экспериментальным путем определить эффективность влияния игры как средства развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: включение специально подобранных игр в образовательный процесс дошкольной образовательной организации способствует формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение; эмпирические – педагогический эксперимент методы обработки данных (ранжирование, диаграммы, таблицы).
Опытно –экспериментальная база исследования:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана «Центр развития ребенка– детский сад №57».
Теоретическая значимость исследования: в выпускной квалификационной работе проанализированы теоретические подходы к проблеме формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, сформулированы педагогические условия использования игры как средства для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций, а также студентами педагогических профилей в профессиональной подготовке.
Игра в жизни ребенка – это не просто способ времяпрепровождения, но и мощный инструмент обучения. Через игру дети могут исследовать мир, взаимодействовать с ним, пробовать различные роли и сценарии, что позволяет им осмысливать сложные понятия, такие как экология, устойчивое развитие и забота о природе. Важно отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте дети начинают активно задавать вопросы о природе, о том, как устроен мир, и как они могут на него влиять. Поэтому создание условий для экологического образования через игру становится приоритетной задачей для педагогов и родителей.
Объект исследования: процесс формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние возрастных особенностей на формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить игру как средство для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Сформулировать возрастные особенности у детей старшего дошкольного возраста для формирования экологических представлений посредством игры.
3. Составить комплекс игр, экспериментальным путем определить эффективность влияния игры как средства развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: включение специально подобранных игр в образовательный процесс дошкольной образовательной организации способствует формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение; эмпирические – педагогический эксперимент методы обработки данных (ранжирование, диаграммы, таблицы).
Опытно –экспериментальная база исследования:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана «Центр развития ребенка– детский сад №57».
Теоретическая значимость исследования: в выпускной квалификационной работе проанализированы теоретические подходы к проблеме формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, сформулированы педагогические условия использования игры как средства для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций, а также студентами педагогических профилей в профессиональной подготовке.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) является сензитивным периодом для формирования экологических представлений, так как в этом возрасте:
–развивается наглядно-образное мышление, позволяющее понимать причинно-следственные связи в природе;
–появляется способность к эмпатии, что способствует воспитанию бережного отношения к окружающему миру,
–возрастает познавательная активность, интерес к экспериментированию и наблюдению.
Игра является ведущим средством экологического воспитания, поскольку:
–позволяет усваивать знания в доступной и интересной форме;
–способствует эмоциональному включению ребенка в процесс познания природы;
–создает условия для моделирования экологических ситуаций и принятия решений.
Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников базируются на междисциплинарном синтезе психологических и педагогических концепций. Учет возрастных особенностей, сочетание когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов, а также использование игровых технологий позволяют сформировать у детей не только систему экологических знаний, но и ценностное отношение к природе. Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на разработку инновационных методик, сочетающих традиционные подходы с современными технологиями (цифровые образовательные ресурсы, интерактивные формы обучения).
Нами было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование, в результате которого сделаны следующие выводы.
Экспериментально доказано, что систематическое использование игровых методов значительно повышает уровень экологических представлений у детей 5-7 лет. Количественные данные показали:
увеличение детей с высоким уровнем знаний с 15% до 50%, снижение низкого уровня с 35% до 10%.
–развивается наглядно-образное мышление, позволяющее понимать причинно-следственные связи в природе;
–появляется способность к эмпатии, что способствует воспитанию бережного отношения к окружающему миру,
–возрастает познавательная активность, интерес к экспериментированию и наблюдению.
Игра является ведущим средством экологического воспитания, поскольку:
–позволяет усваивать знания в доступной и интересной форме;
–способствует эмоциональному включению ребенка в процесс познания природы;
–создает условия для моделирования экологических ситуаций и принятия решений.
Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников базируются на междисциплинарном синтезе психологических и педагогических концепций. Учет возрастных особенностей, сочетание когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов, а также использование игровых технологий позволяют сформировать у детей не только систему экологических знаний, но и ценностное отношение к природе. Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на разработку инновационных методик, сочетающих традиционные подходы с современными технологиями (цифровые образовательные ресурсы, интерактивные формы обучения).
Нами было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование, в результате которого сделаны следующие выводы.
Экспериментально доказано, что систематическое использование игровых методов значительно повышает уровень экологических представлений у детей 5-7 лет. Количественные данные показали:
увеличение детей с высоким уровнем знаний с 15% до 50%, снижение низкого уровня с 35% до 10%.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ
РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Интерактивные игры как средство формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста (Сибирский государственный индустриальный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2015 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



