🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Игра как средство для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Работа №195556

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2025
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
1.1. Анализ теоретических подходов к проблеме формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста……...5
1.2. Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при формировании экологических представлений……………………………..8
1.3. Игра как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ .


В современном мире, где вопросы экологии становятся все более актуальными, особенно важно формировать у подрастающего поколения осознанное отношение к окружающей среде. Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы мировосприятия, и именно в это время дети начинают осознавать свою связь с природой. Важным инструментом в этом процессе выступает игра, которая не только развлекает, но и обучает, формируя у детей экологические представления и ценности. Игра является естественной формой деятельности для детей, через которую они познают мир, развивают свои навыки и формируют представления о явлениях, которые их окружают. В этом контексте исследование роли игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста становится особенно актуальным.
Игра в жизни ребенка – это не просто способ времяпрепровождения, но и мощный инструмент обучения. Через игру дети могут исследовать мир, взаимодействовать с ним, пробовать различные роли и сценарии, что позволяет им осмысливать сложные понятия, такие как экология, устойчивое развитие и забота о природе. Важно отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте дети начинают активно задавать вопросы о природе, о том, как устроен мир, и как они могут на него влиять. Поэтому создание условий для экологического образования через игру становится приоритетной задачей для педагогов и родителей.
Объект исследования: процесс формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние возрастных особенностей на формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить игру как средство для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Сформулировать возрастные особенности у детей старшего дошкольного возраста для формирования экологических представлений посредством игры.
3. Составить комплекс игр, экспериментальным путем определить эффективность влияния игры как средства развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: включение специально подобранных игр в образовательный процесс дошкольной образовательной организации способствует формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение; эмпирические – педагогический эксперимент методы обработки данных (ранжирование, диаграммы, таблицы).
Опытно –экспериментальная база исследования:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана «Центр развития ребенка– детский сад №57».
Теоретическая значимость исследования: в выпускной квалификационной работе проанализированы теоретические подходы к проблеме формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, сформулированы педагогические условия использования игры как средства для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций, а также студентами педагогических профилей в профессиональной подготовке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Старший дошкольный возраст (5-7 лет) является сензитивным периодом для формирования экологических представлений, так как в этом возрасте:
–развивается наглядно-образное мышление, позволяющее понимать причинно-следственные связи в природе;
–появляется способность к эмпатии, что способствует воспитанию бережного отношения к окружающему миру,
–возрастает познавательная активность, интерес к экспериментированию и наблюдению.
Игра является ведущим средством экологического воспитания, поскольку:
–позволяет усваивать знания в доступной и интересной форме;
–способствует эмоциональному включению ребенка в процесс познания природы;
–создает условия для моделирования экологических ситуаций и принятия решений.
Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников базируются на междисциплинарном синтезе психологических и педагогических концепций. Учет возрастных особенностей, сочетание когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов, а также использование игровых технологий позволяют сформировать у детей не только систему экологических знаний, но и ценностное отношение к природе. Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на разработку инновационных методик, сочетающих традиционные подходы с современными технологиями (цифровые образовательные ресурсы, интерактивные формы обучения).
Нами было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование, в результате которого сделаны следующие выводы.
Экспериментально доказано, что систематическое использование игровых методов значительно повышает уровень экологических представлений у детей 5-7 лет. Количественные данные показали:
увеличение детей с высоким уровнем знаний с 15% до 50%, снижение низкого уровня с 35% до 10%.



1. Абраухова В. В. Педагогика дошкольного образования в условиях реализации ФГОС. Учебно-методическое пособие. М.: Директмедиа Паблишинг, 2021. 44 с.
2. Абросимова М. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие / М. А. Абросимова. – Москва :КноРус, 2013. – 248 c
3. Авдеева Н.А. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольни ков: учебно-методическое пособие / Н.А. Авдеева, Г.Б. Степанова. – М.: Сфера, 2016. – 290 с.
4. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте / А.В. Антюхина. – М.: АСТ: Астрель, 2017. – 350 с. 3
5. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
6. Блинов В. И. Введение в педагогическую деятельность. М.: Юрайт, 2023. 130 с.
7. Блинов В. И. Профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2024. 692 с.
8. Бобрикова Е.В., Рядинская Е.В.Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников// Образовательный альманах. – 2024. – № 1. – С. 5-7.
9. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
10. Веракса Н.Е., Галимов О.Р.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 117 с.
11. Возможности интерактивной дидактической игры в развитии познавательного интереса/ Волобуева П.Д., Волобуева Т.А. // Образование и проблемы развития общества. –2023. – № 3 (24). – С.13-20.
12. Волковская Е.А.Экологическая экскурсия как форма экологического воспитания детей дошкольного возраста// Проблемы педагогики. – 2020. – № 5. – С. 35-38.
13. Гагарина В.В.Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста// Современная образовательная среда. – Чебоксары, 2023. –С. 91-95.
14. Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
15. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / М. А. Гулина. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 395 с.
16. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
17. Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н. Основы педагогики. Учебник. М.: Инфра-М, 2020. 272 с.
18. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
19. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 183 с.
20. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 183 с.
21. Жмакина Ю.А.Экскурсии с детьми старшего дошкольного возраста как средство экологического образования// Проблемы теории и практики современной науки. –Нефтекамск, 2020. – С. 569-572.
22. Каримова Э.Р.Экскурсия как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста// Экономика и социум. – 2022. – № 10-2. – С. 1-5.
23. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
24. Костина М.О.Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста// Инфоурок, 2021. – 177 с.
25. Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2023. 488 с.
26. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
27. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2016. – 320 с.
28. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н. В. Микляевой. 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 411 с.
29. Николаева С.Н.Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2020. – 336 с.
30. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 130 с.
31. Рефлексивные методики этнокультурного воспитания будущих педагогов/ Любек Д.А. // Образование и проблемы развития общества. –2023. –№ 3 (24). – С. 37-44.
32. Руденко А. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: КноРус, 2023. 234 с.
33. Рындак В.Г., Щуркова Н.Е., АллагуевА.М.Педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 428 с.
34. Салата А.Ю.Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе организации экскурсий// Вестник ДОННУ. – 2023. – Вып. 15. – С. 188-191.
35. Сборник интерактивных игркак средства формирования экологических представлений у старших дошкольников // Инфоурок. – 2024. – С. 24-27.
36. Сивкова М.А.Формирование экологических представлений у дошкольников посредством дидактических игр// Вопросы педагогики. – 2017. – № 12. – С. 64-67.
37. Смолова Л. В. Экологическая психология: учебник для вузов / Л. В. Смолова. 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 882 с.
38. Смолова Л. В. Экологическая психология: учебник для вузов / Л. В. Смолова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 882 с.
39. Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. В. Тихомирова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 155 с.
40. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. В. Тихомирова. 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. –155 с.
41. Туболец С.Г., Ярощенко А.А.Теоретический подход к организации экологического воспитания детей дошкольного возраста// Актуальные вопросы педагогического образования. – Витебск: ВГУ, 2024. – С. 117-129.
42. Тугулева Г. В. Использование интерактивного оборудования и интерактивных игр в образовательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения / Г. В. Тугу лева, Ф. А. Ульфанова // Магнитогорск: 2022. – С. 265-268.
43. Туралина О.В. Экскурсия как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста// StudNet. – 2020. – Т. 3, № 4. – С. 442-446.
44. Туртугешева О.М. Особенности проведения экскурсий в природу как средство эстетического воспитания детей// Аллея науки. – 2021. – Т. 1, № 6. – С. 1083-1087.
45. Харина Т.А. Игра как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. – Учебно-методическое пособие, 2024. – 203 с.
46. Хромова А.С. Природоведческие экскурсии как средство формирования основ безопасного поведения в природе у детей 5-6 лет// Проблемы и достижения современной науки. – Нефтекамск, 2021. – С. 456-459.
47. Шелковникова Т.В.Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников// Альманах педагога. – 2023.– С. 21-23.
48. Шлюндина Н.Игра как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой// МААМ, 2024. – 209 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ