🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Адекватная самооценка у младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Работа №195544

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы31
Год сдачи2025
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования адекватной самооценки обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
1.1. Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки младшего школьника
1.2. Внеурочная деятельность в становлении самооценочных умений младших школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование адекватной самооценки обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности…16
2.1. Контрольный этап исследования
2.2. Формирующий этап исследования
2.3. Контрольный этап исследования
Заключение
Список используемой литературы…


Актуальность данного исследования обусловлена несколькими ключевыми факторами, которые отражают современные тенденции в образовании, психологии развития и социальных требованиях к формированию личности ребенка.
Самооценка является системообразующим компонентом самосознания, влияющим на мотивацию, уровень притязаний, эмоциональное благополучие и успешность учебной деятельности. В младшем школьном возрасте происходит переход от ситуативной оценки своих поступков к обобщенной самооценке, что делает этот период сензитивным для формирования адекватного восприятия себя.
Современные образовательные стандарты (ФГОС НОО) акцентируют внимание на формировании универсальных учебных действий, включая саморегуляцию и самооценку. Развитие этих навыков во внеурочной деятельности позволяет создать условия для личностного роста и самостоятельности учащихся.
Внеурочная деятельность предоставляет широкие возможности для:
– создания ситуаций успеха, которые укрепляют уверенность ребенка в своих силах,
– развития рефлексивных навыков через творческие, проектные и игровые формы работы,
– формирования позитивного отношения к себе через взаимодействие в коллективе.
Таким образом, изучение условий и механизмов формирования адекватной самооценки во внеурочной деятельности отвечает как теоретическим потребностям педагогической психологии, так и практическим запросам современного образования.
Проблема исследования. В психолого-педагогической литературе достаточно изучены общие механизмы формирования самооценки у детей, однако роль внеурочной деятельности в этом процессе исследована недостаточно. Не хватает конкретных методик, направленных именно на развитие адекватной самооценки во внеклассной работе.
В реальной образовательной практике внеурочная деятельность часто используется формально, без учета ее потенциала для личностного развития ребенка. Учителя испытывают трудности в подборе методов, способствующих формированию здоровой самооценки у младших школьников.
Степень научной разработанности темы исследования. Теоретические основы исследования заложены в трудах Л.С. Выготского (социальная природа развития личности), Б.Г. Ананьева (структура самооценки), И.С. Кона (механизмы становления «Я-концепции»). Возрастные особенности самооценки младших школьников раскрыты в работах Л.И. Божович, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной. Потенциал внеурочной работы в развитии эмоционально-волевой сферы отмечен в исследованиях Н.Б. Шумаковой, Е.О. Ярославовой. Однако специфика ее влияния именно на самооценку изучена фрагментарно, а именно, отдельные работы посвящены игровым технологиям(Т.В. Азарова),проектной деятельности(Н.Ю. Пахомова),творческим практикам(Л.А. Венгер), но без системного анализа.
Объект исследования – процесс формирования самооценки у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия, методы и средства развития адекватной самооценки у младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Цель исследования – выявить и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие формированию адекватной самооценки у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки младшего школьника.
2.Проанализировать внеурочную деятельность в становлении самооценочных умений младших школьников.
2. Провести опытно-экспериментальное исследование адекватной самооценки обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Методы исследования. Теоретические методы используются для анализа научной литературы, формулирования гипотез и концептуальных основ исследования: анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов (ФГОС НОО), синтез существующих подходов к формированию самооценки у младших школьников, сравнение различных методик диагностики и коррекции самооценки, обобщение данных о роли внеурочной деятельности в развитии личности ребенка. Эмпирические методы исследования (методики В. Г. Щур «Лесенка», О. С. Богдановой «Какой Я?»).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы.
Цель образования в России, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, заключается в общекультурном, личностном развитии обучающихся, формировании умения учиться, способности саморазвиваться и самосовершенствоваться, развитии сознания школьника, помощь в обретении личностных смыслов.
Среди личностных результатов обучения мы видим сформированную внутреннюю позицию, широкую мотивацию на учебную деятельность, понимание собственных возможностей, формирование нравственных и этических чувств. Адекватная самооценка и есть тот психологический фундамент развития личности, которая способна определить свое место в обществе. Самооценка − это важнейшее личностное образование, обусловленное жизнедеятельностью индивида и формирующееся с раннего возраста.
Самооценка младших школьников представляет собой сложное, динамичное образование, формирующееся под влиянием учебной деятельности, социальных взаимодействий и семейного воспитания (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.И. Липкина).
Адекватная самооценка является ключевым условием успешной социализации, учебной мотивации и эмоционального благополучия ребенка.
Внеурочная деятельность, в отличие от урочной, предоставляет уникальные возможности для:
− создания ситуаций успеха через разнообразные формы активности (театр, спорт, проекты),
− развития коммуникативных навыков и рефлексии в неформальной обстановке,
− гибкой коррекции самооценки за счет отсутствия жестких оценочных рамок.
Нами была организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование адекватной самооценки обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, в результате которого сделаны следующие выводы.
Самооценка ребенка влияет на его результаты обучения и успехи, что подчеркивает значимость педагогической работы по созданию условий для ее развития.
Нами описан проведенный комплекс внеурочных занятий по формированию самооценки у обучающихся, с использованием интерактивного оборудования. Представлен сравнительный анализ первичного и повторного диагностирования по уровню сформированности самооценки и сделан общий вывод.



1. Андреева М. Н. Организационно-педагогические задачи формирования самооценки младших школьников // Вестник Тамбовского университета. – 2007. – № 12-1. – С. 214-217.
2. Бардышевская М. К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие для вузов. – Москва: Юрайт, 2021. – 153 с.
3. Батюта М. Б., Сидорина Е. В. Особенности влияния стиля семейного воспитания на уровень самооценки младших школьников // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 4. – С. 797-800.
4. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
5. Блинов В. И. Введение в педагогическую деятельность. М.: Юрайт, 2023. 130 с.
6. Блинов В. И. Профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2024. 692 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
8. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь / Л. С. Выготский – М.: ВЛАДОС, 2014. – 356 с.
9. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
10. Горецкий В. Г. Литературное чтение в начальной школе / В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, Т. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2010. – 183 с.
11. Горский В. А. Внеурочная деятельность в условиях ФГОС. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
12. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
13. Дембо Р. Г., Рубинштейн С. Я. Методика исследования самооценки. // Психологическая диагностика. – 2006. – №4. – С. 12-18.
14. Джемс У. Психология. – М., 1991. – 319 с.
15. Джиоева Г. Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – № 2. – С. 89-91.
16. Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н. Основы педагогики. Учебник. М.: Инфра-М, 2020. 272 с.
17. Захарова А. В. Генезис самооценки. – Тула: ТГПУ, 1989. – 210 с.
18. Измайлова Р. Г. Особенности реализации ФГОС НОО на уроках литературного чтения // Педагогическая лаборатория. – 2012. – № 1. – С. 7-11.
19. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
20. Колесникова А. Я. Игра как способ обучения детей школьного возраста / А. Я. Колесникова, Е. Ю. Колесников. // Молодой ученый. – 2020. – № 29 (319). – С. 146-147.
21. Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2023. 488 с.
22. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
23. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
24. Кузнецова Л. Н. Формирование адекватной самооценки у младших школьников. – М.: АРКТИ, 2015. – 98 с.
25. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
26. Липкина А. И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 96 с.
27. Пирлик Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.
28. Плешакова М. Ю. Самооценка младшего школьника: методический практикум. – М.: УЦ «Перспектива», 2019. – 112 с.
29. Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов: статья. – URL: https://www.b17.ru/blog/43905 (Дата обращения 24.05.2025)
30. Руденко А. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: КноРус, 2023. 234 с.
31. Рындак В. Г., Щуркова Н. Е., Аллагуев А. М. Педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 428 с.
32. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 232 с.
33. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход. М.: Юрайт, 2024. 401 с.
34. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход. Учебник и практикум для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. М.: Юрайт, 2019. 188 с.
35. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 224 с.
36. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Латышева А. Т. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: КноРус, 2023. 490 с.
37. Суртаева Н. Н. Педагогика. педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 250 с.
38. Шумакова Н. Б. Развитие самооценки через проектные технологии. // Начальная школа. – 2018. – №5. – С. 45-50.
39. Щур В. Г. Методика «Лесенка» // Вопросы психологии. – 1986. – №4. – С. 29-33.
40. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2004. – 384 с.
41. Ярославова Е. О. Игровые технологии во внеурочной деятельности. – СПб.: Питер, 2020. – 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ