ВВЕДЕНИЕ 6
1 ГЛАВА ИНСТИТУТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 10
1.1 История становления и развития института рабочего времени и времени
отдыха 10
1.2 Рабочее время в трудовом праве и трудовом законодательстве Российской
Федерации 18
1.3 Время отдыха в трудовом праве и трудовом законодательстве Российской
Федерации 27
1.4 Институт рабочего времени и времени отдыха: опыт зарубежных стран .... 32
2 ГЛАВА ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 40
2.1 Особенности режима рабочего времени отдельных категорий работников железнодорожного транспорта 40
2.2 Особенности времени отдыха работников железнодорожного транспорта . 50
2.3 Актуальные проблемы правового регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта, пути их решения
59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
По своему экономическому значению, и, в первую очередь, по объему выполняемых перевозок, железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди иных видов транспорта.
После распада СССР и формирования на его территории государств СНГ и Балтии железным дорогам пришлось работать в сложнейших условиях социальных и рыночных реформ и сопутствующих им кризисных явлений. Кроме того, выявился ряд значительных проблем, таких как, к примеру, недостаточная результативность системы государственного регулирования деятельности ЖД транспорта, высокая степень износа основных фондов.
Чтобы остановить спад перевозок и рентабельности железных дорог, потребовалось произвести существенные преобразования. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. 10 января 2003 г. Президент РФ подписал три федеральных закона - «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Устав железнодорожного транспорта, «О внесении изменения и дополнений в ФЗ «О естественных монополиях». Все указанные источники были ориентированы на экономически оправданный переход естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок в состояние конкурентного рынка.
Среднегодовая численность служащих и рабочих ЖД транспорта всей сети дорог образует 2042 тыс. человек, из которых фактически на перевозках, а именно в эксплуатационной деятельности занято 1870 тыс. человек. От результативности законодательного регламентирования условий труда работников ЖД транспорта, главным образом, работников, занятых в эксплуатационной деятельности, во многом зависит безаварийная и устойчивая работа железных дорог.
Работа на ЖД транспорте сопровождается повышенной концентрацией внимания, повышенной психоэмоциональной нагрузкой, повышенной ответственностью. В связи с этим, рабочее время и время отдыха является одним из основных правовых институтов в регулировании труда работников железнодорожного транспорта.
Вместе с тем, в науке трудового права почти отсутствуют современные исследования, посвященные нормативному регулированию рабочего времени и времени отдыха работников ЖД транспорта. Это негативно сказывается на уровне и содержании норм о труде и практике их применения в отношении данной категории работников.
Таким образом, выше изложенное предопределяет актуальность данной проблемы и необходимость ее комплексного исследования.
Краткий анализ литературы показал, что в различных источниках исследуемая тема отражена не полностью. Наиболее полно, на наш взгляд, данная тема разработана в монографических исследованиях, вузовских учебниках и учебных пособиях по трудовому праву следующих авторов:
A. Л. Анисимов, М.О. Буянова, И.Г. Выговская, К.Н. Гусов, И.К. Дмитриева,
Ю.Л. Клепалова, А.М. Куренной, А.М. Лушников, В.И. Миронов,
B. А. Никольский, Ю.П. Орловский, О.В. Смирнов, М.Б. Смоленский,
Л.А. Сыроватская, Н.М. Титаренко и др.
Объект исследования - общественные отношения в сфере правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников предприятий железнодорожного транспорта.
Предмет исследования - нормы трудового законодательства, соответствующие разделы и главы специализированной литературы, материалы правоприменительной практики и периодической печати, раскрывающие особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников предприятий железнодорожного транспорта.
Цель исследования - комплексно и детально проанализировать особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников предприятий железнодорожного транспорта, выявить актуальные проблемы в представленной сфере, сформулировать рекомендации по их разрешению.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю становления и развития института рабочего времени и времени отдыха;
- раскрыть рабочее время в трудовом праве и трудовом законодательстве Российской Федерации;
- проанализировать время отдыха в трудовом праве и трудовом законодательстве Российской Федерации;
- изучить опыт зарубежных стран в части правового регулирования института рабочего времени и времени отдыха;
- рассмотреть особенности режима рабочего времени отдельных категорий работников железнодорожного транспорта;
- раскрыть особенности времени отдыха работников железнодорожного транспорта;
- выявить актуальные проблемы правового регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта, определить пути их решения.
В процессе исследования использованы следующие методы: методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой, обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, системный, логический и диалектический методы научного познания.
Нормативно-правовую основу настоящего исследования составили законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие особенности рабочего времени и времени отдыха работников предприятий железнодорожного транспорта.
Эмпирическая основа настоящего исследования представлена материалами правоприменительной практики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные автором теоретические выводы, практические рекомендации и предложения вносят определенный вклад в правовую науку, систематизируют научные знания по вопросам правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников предприятий железнодорожного транспорта, а также могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях.
Практическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы в ходе дальнейшего развития и совершенствования трудового законодательства Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, основная часть из двух глав, заключение и библиографический список.
По результатам проведенного исследования, подведем обобщающие итоги по теме выпускной квалификационной работы.
Рабочему времени и времени отдыха присуща особенная значимость, которая характеризуется их положением в системе трудового права страны. Прежде всего, анализируемые институты выступают в качестве принципов трудового права, которые предусмотрены в ст. 37 Конституции РФ. Кроме того, представляют собой институты, расположенные в особенной части трудового права. Также выступают существенными условиями правил внутреннего трудового распорядка и трудового договора. Рабочее время - время, в течение которого работник на основании правил внутреннего трудового распорядка и условий трудового договора должен осуществлять трудовые обязанности, а также другие временные периоды, которые согласно ТК РФ, иным федеральным законам и другим правовым источникам РФ определены к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может быть более 40 часов в неделю. Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от осуществления трудовых обязанностей и которое он может применять по своему усмотрению.
Режим рабочего времени некоторых категорий работников ЖД транспорта общего пользования, работа которых фактически связана с движением поездов устанавливается нормами ст. 329 ТК РФ, ст. 25 ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», Приказа Министерства транспорта РФ от 09 марта 2016 г. № 44. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда некоторых категорий работников ЖД транспорта общего пользования, работа которых фактически связана с движением поездов, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере ЖД транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза. Приказом Министерства транспорта РФ от 09 марта 2016 г. № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» устанавливается: время начала и окончания работы; специфика режима рабочего времени работников с рабочим днем, разделенным на части, и сменных работников; специфика режима рабочего времени кондукторских и локомотивных бригад; специфика режима рабочего времени работников путевого хозяйства; специфика режима рабочего времени работников поездных бригад пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности всего пассажирского поезда; специфика режима рабочего времени работников, обслуживающих служебные, служебно-технические и специальные вагоны и работников с ненормированным рабочим днем; специфика режима рабочего времени работников, сопровождающих (обслуживающих) специальный жд подвижной состав, пассажирские вагоны, локомотивы; специфика режима рабочего времени работников восстановительных поездов; время отдыха.
Проведенный анализ в данной работе позволяет внести некоторые предложения по совершенствованию законодательства.
1. При применении ненормированного режима рабочего времени и неполного рабочего времени, законодательство не предоставляет точных и определенных норм, необходимых для реализации данных положений. На основании чего, можно обозначить несколько проблем: 1) Проблема в ограничении объема трудовых прав в зависимости от меры трудового вклада. 2) Неоднозначность ряда положений трудового законодательства порождает различные проблемы и противоречия в правоприменении. К примеру, при неполном рабочем дне, в законодательстве не установлены максимальные и минимальные временные пределы труда. 3) Имеются также проблемы на локальном уровне, когда работодателем надлежаще не осуществляются
обязанности при соблюдении перерывов, предоставлении отпусков, имеется нарушение временных пределов рабочего времени и невыплата компенсаций. 4) Ненормированный рабочий день не ограничивается нормальной продолжительностью рабочего времени, в связи с чем, работник может привлекаться к осуществлению обязанностей сверх нормы. 5) Законодательство России игнорирует зарубежный опыт в области защиты трудовых прав лиц пожилого возраста. В стране сложилось мнение о том, что люди пенсионного возраста менее трудоспособны и выступают нежелательными работниками неспособными выдержать нормальную продолжительность рабочего времени.
Проблематика, с которой сталкиваются участники трудовых отношений - понятия «при необходимости» и «эпизодически» выступают законодательнонеопределенными и в связи с этим работодатель под данные категории может примерять любую рабочую ситуацию, и как основание - привлечь работника к сверх нормы рабочего времени. При ненормированном рабочем дне недобросовестный работодатель может злоупотребить своим правом на привлечение работника к работе за рамками, предусмотренной для него продолжительности рабочего времени. Для решения установленных проблем следует реализовать следующие меры: 1) Предусмотрение сниженной вдвое нормы продолжительности неполного рабочего времени. 2) Введение пропорциональной зависимости между фактически осуществленной мерой труда и объемом отдельных трудовых прав. 3) Ограничение общего рабочего времени привлечения к труду работника с ненормированным рабочим днем. 4) Осуществление мероприятий ориентированных на устранение трудовой дискриминации в отношении лиц пожилого возраста.
2. Во время отдыха работник имеет право по своей инициативе заниматься иной оплачиваемой деятельностью. На наш взгляд, необходимо в трудовом законодательстве предусмотреть и закрепить назначение целевого времени досуга. Г арантией для использования данного вида отдыха работников будет наложение запрета на осуществление во время тарифного отпуска установленной договором работы. Восстановление трудоспособности работника во время отпуска может существенно снижаться, если он будет в это время осуществлять работу по трудовому либо гражданско-правовому договору. А это, безусловно, будет отрицательно отражаться на производительности труда работника, что, соответственно, влечет за собой нарушение прав и законных интересов работодателя.
3. Согласно ст. 120 ТК РФ продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Вместе с тем, ст. 291 ТК РФ указывает на то, что работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы, а ст. 295 ТК РФ - работникам, занятым на сезонных работах, предоставляются оплачиваемые отпуска из расчета два рабочих дня за каждый месяц работы. Полагаем, трудовое законодательство РФ требует приведения к единообразию законодательных норм по вопросу предоставления отпусков. Следует устранить несоответствие между ст. 120 ТК РФ и отдельными статьями ТК РФ, предусмотрев единые нормы исчисления отпусков в календарных днях, а не в рабочих, как это установлено в ст. 291 и 295 ТК РФ.
4. Согласно ст. 103 ТК РФ график сменности должен быть доведен до сведения работников не позднее чем за 1 месяц до введения его в действие. В научной среде высказывается мнение о том, что эта норма влечет нарушение такой цели трудового законодательства как защита прав и интересов работодателя, не позволяя работодателю реализовывать оперативное регулирование процессом перевозки. Мы разделяем мнение ученых и признаем необходимым предусмотреть право работодателя в случаях необходимости изменять начало и окончание рабочего дня, не меняя графика сменности как в Правилах внутреннего трудового распорядка, так и в в разделе 2 «Время начала и окончания работы» Приказа Минтранса РФ от 09 марта 2016 г. № 44.
5. Ст. 25 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» в части правового регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников ЖД транспорта отсылает к нормам Приказа Министерства транспорта РФ от 09 марта 2016 г. № 44. Вместе с тем, по нашему мнению, на уровне федерального закона следует закрепить запрет на установление ненормированного рабочего времени всем работникам ЖД транспорта общего пользования, которые осуществляют трудовую деятельность непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, так как их трудовая функция связана с повышенной концентрацией внимания, повышенной ответственностью, в связи с чем этой категории работников требуется больше времени на восстановление сил. К тому же эта норма обеспечивает защиту не только интересов работников, но и работодателя, и, главное, потребителя услуг, ведь от качества исполнения трудовой функции этой категорией работников зависят не только сохранность имущества - грузов, багажа, но и жизнь и здоровье людей. Данную норму следует предусмотреть в п. 2.1 ст. 25 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ».
6. Приказ Министерства транспорта РФ от 09 марта 2016 г. № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» был принят чуть более двух лет назад. Однако, не все его положения понятны работникам ЖД транспорта, что подтверждается материалами правоприменительной практики. Работники неправильно истолковав нормы данного приказа, в отдельных случаях допускают нарушения, что отрицательно сказывается на дисциплине труда и влечет судебные споры. На основании вышеизложенного, признаем целесообразным в ОАО «РЖД» ввести практику проведения обучающих курсов для всех категорий работников ЖД транспорта, на которых разъяснить содержание нормативных источников, регламентирующих трудовые отношения данной категории работников, большое внимание уделив особенностям режима рабочего времени и времени отдыха. Проведение подобных курсов, на наш взгляд, принесет положительный эффект и позволит снизить число судебных споров с участием тех категорий работников, которые по незнанию допускают соответствующие нарушения.
7. Труд работников ЖД транспорта наряду с ТК РФ регулируется и специальными правовыми актами, что обусловлено спецификой труда этих работников, повышенными квалификационными требованиями, сложностью и особым характером трудовой деятельности. Так, в частности, трудовые отношения и дисциплина работников ЖД транспорта также регламентируются нормами главы 5 ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», Уставом о дисциплине работников ЖД транспорта. Вопросы режима рабочего времени и времени отдыха находят свое нормативное предусмотрение в соответствующих положениях Приказа Министерства транспорта РФ от 09 марта 2016 г. № 44. Таким образом, нормы, раскрывающие основы правового регулирования труда работников ЖД транспорта носят разрозненный характер, в связи с этим, признаем целесообразным принятие ФЗ «О правовом регулировании труда работников железнодорожного транспорта», в котором были бы закреплены особенности заключения, изменения и прекращения трудовых договоров, рабочего времени и времени отдыха, оплаты, охраны труда, материальной и дисциплинарной ответственности работников ЖД транспорта.
8. За последнее время в нашей стране при трудоустройстве, где установлена сменная работа, повысилась нехватка трудовых ресурсов, соответственно, как меру стимулирования при трудоустройстве можно предложить опыт зарубежных стран в части предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков за работу в вечернюю и ночную смену не меньше 5 календарных дней при условии, что работник был занят в течение года не меньше 50 % рабочего времени в вечерних и ночных сменах.
Таковы, в целом, итоги проведенного в настоящей работе исследования
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета - 1993. - 25 декабря.
2. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2003/88/ЕС от 04 ноября 2003 г. «О некоторых аспектах организации рабочего времени» // http://base.garant.ru/
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.
4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - 22 января.
5. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 09 марта 2016 г. № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» // http://base.garant.ru/
2 Постановления высших судебных инстанций и материалы юридической практики
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного суда РФ. - 2004. - № 7.
7. Решение Верховного Суда РФ от 30 ноября 2005 г. № ГКПИ05-1341 // Бюллетень Верховного суда РФ. - 2005. - № 22.
8. Решение Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. № ГКПИ10-182 // Бюллетень Верховного суда РФ. - 2010. - № 11.
9. Решение Верховного Суда Республики Бурятия от 19 сентября 2017 г. по делу № 21-175/2017 // http://sudact.ru/
10. Решение Котласского городского суда Архангельской области от 10 октября 2017 г. по делу № 2-2305/2017 // http://sudact.ru/
11. Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 09 июня 2017 г. по делу № 2-1272/2017 // http://sudact.ru/
12. Решение Центрального районного суда г. Воронежа от 29 марта 2017 г. по делу № 12-56/2016 // http://sudact.ru/
13. Апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 20 сентября 2016 г. по делу № 33-3455/2016 // http://sudact.ru/
14. Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда Белгородской области от 03 декабря 2013 г. по делу № 33-4242 // http://sudact.ru/
15. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02 ноября 2012 г. по делу № А32-34373/2011 // http://sudact.ru/
...51