ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРАНАХ
ЕАЭС 7
1.1 Цели создания ЕАЭС и страны-участники ЕАЭС 7
1.2 Понятие дисциплинарной ответственности по трудовому
законодательству стран ЕАЭС 13
ГЛАВА 2 ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРАНАХ ЕАЭС 28
2.1 Понятие дисциплинарного взыскания и правовое регулирование в
трудовом праве России 28
2.2 Понятие дисциплинарного взыскания и правовое регулирование в
трудовом праве Белоруссии 43
2.3 Понятие дисциплинарного взыскания и правовое регулирование в
трудовом праве Армении 51
2.4 Понятие дисциплинарного взыскания и правовое регулирование в
трудовом праве Киргизии 57
2.5 Понятие дисциплинарного взыскания и правовое регулирование в
трудовом праве Казахстана 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС) - достаточно новая интеграция, образованная 01 января 2015 года, пришедшая на смену Евразийскому экономическому сообществу, упраздненному в 2014 году. Являясь молодым объединением, ЕАЭС весьма активно формирует и совершенствует правовую базу. При этом трудовое законодательство стран-участниц ЕАЭС (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) на сегодняшний день содержит некоторые различия. Невзирая на то, что законодательство стран- участниц объединяет единая «советская» доктрина, модернизация законодательной базы в каждом из государств развивалась по своим направлениям. Различия можно заметить как в терминологии, так в структуре нормативно-правовых актов, позициях в развитии того или иного института права. Следовательно, требуется проведение сравнительного исследования для выявления отличий, обнаружения позитивных примеров организации трудового законодательства и разработки единой стратегии гармонизации трудового законодательства стран-участниц ЕАЭС.
Локальная интеграция стран на бывшем советском пространстве, которая сопровождается процессами сближения и гармонизации законодательства, возникновением внегосударственных образований с особой правотворческой компетенцией и появлением новых видов правовых актов, безусловно, оказывает влияние на правовые институты, как России, так и иных суверенных государств, образовавшихся в результате распада СССР. В результате таких интеграций появляется вненациональная правовая база, которая неотвратимо воздействует на национальное законодательство каждой из стран. Поэтому возникает потребность в определении системных связей между вненациональным и национальным правом.
Кроме того, актуальность темы обуславливается возрастающей глобализацией. Глобализация, т.е. общемировой процесс интеграции политики, экономики, культуры и иных сфер человеческой жизни, влияет и на правовые системы современных государств.
Увеличиваются и объемы миграции трудовых сил, возрастает количество транснациональных корпораций, имеющих широкую сеть филиалов по всему миру, благодаря чему они могут позволить своим сотрудникам переводиться внутри организации на вакантные рабочие места в различных странах. Всё это, а также активная позиция профсоюзов и работодателей выявляет необходимость в изучении влияния процессов глобализации на систему трудового законодательства, исследовании правовой природы и места в этой системе новых источников (глобальных трудовых договоров, кодексов транснациональных корпораций).
Правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений стало более системным с принятием Трудовых кодексов (далее ТК) в каждой из стран-участниц ЕАЭС. В то же время, действующие редакции ТК государств-членов ЕАЭС имеют некоторые (порой значительные) расхождения (как в терминологии, так и по содержанию), в связи с чем не позволяют в полной мере выстроить общую систему источников регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, которая бы охватывала национальные, международные и наднациональные акты. Пробелы и противоречия в действующем трудовом законодательстве создают трудности у судей и иных правоприменителей, приводят к судебным ошибкам при разрешении трудовых споров, снижают эффективность действия норм трудового права, ведут к ущемлению трудовых прав работников, а в отдельных случаях к дисциплинарным взысканиям и работодателей (нанимателей).
Создание единого рынка труда со свободным движением рабочей силы, заявленное как одна из целей создания ЕАЭС, предполагает и создание гармонизированного трудового законодательства России, Казахстана, Армении, Кыргызстана и Беларуси. Настоящее сравнительное исследование трудового законодательства и института дисциплинарной ответственности каждой из стран- участниц ЕАЭС может оказать помощь в создании наиболее успешной системы трудового законодательства, которая могла бы применяться как на территории Российской Федерации, так и иных в странах-участницах ЕАЭС.
Теоретические и практические проблемы изучения и применения отдельных правовых институтов стран-участниц ЕАЭС: дисциплинарной ответственности и дисциплинарных взысканий, применение которых зачастую являются предметом судебных споров, составляют сложную научную задачу, которая ранее еще не была предметом монографических исследований в России, Беларуси и других странах.
Сложность данной проблемы объясняется, во-первых, национальной спецификой трудового законодательства России, Армении, Казахстана, Кыргызстана и Беларуси, спецификой их функционирования; во-вторых, влиянием процессов глобализации на системы национального права каждой из стран; в-третьих, наличием противоречий отдельных источников трудового права друг другу, наличием некоторой неопределенностью в иерархии.
Несмотря на то, что в российской науке трудового права и правовой доктрине некоторых стран СНГ за последние два десятка лет был опубликован ряд научных работ, подробно комплексных сравнительных исследований темы дисциплинарных взысканий не было. Это ещё раз обозначает актуальность теоретико-прикладного исследования проблем дисциплинарной ответственности в странах-участницах Евразийского экономического союза.
Так, целью выпускной квалификационной работы стали выработка и сравнение понятия дисциплинарной ответственности на основе трудовых законодательных актов стран-участниц ЕАЭС.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить состав, структуру и цели создания ЕАЭС;
- разработать понятие дисциплинарной ответственности на основании трудовых кодексов каждой из стран-участниц ЕАЭС;
- выявить общие черты законодательных баз, регулирующих трудовые правоотношения, а также различия в отражении дисциплинарной ответственности в ТК этих стран;
- рассмотреть определения понятию дисциплинарных взысканий в Российской Федерации, Республике Казахстан, Республики Беларусь, Республики Армения, Киргизской Республике.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы стали правовые отношения, складывающиеся в связи с применением дисциплинарной ответственности. Предметом исследования выступают нормы, регулирующие применение дисциплинарной ответственности, содержащиеся в законодательстве России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии.
Выбор объекта и предмета исследования обусловлен новизной выбранной темы, ее универсальной значимостью в евразийском регионе, предполагающей анализ отечественных и зарубежных научных и нормативных источников.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составил комплекс общенаучных (системно-структурного, системно-функционального, аналитического) и научных методов исследования (сравнительно-правовой, формально-юридический, законы логики и других методов познания действительности).
Нормативную основу выпускной квалификационной работы оставили международно-правовые акты ЕАЭС, национальное законодательство стран- участниц (трудовые кодексы, федеральные законы, законы, уставы и т.д.).
Структура работы определена целями и задачами выпускной
квалификационной работы и состоит из двух глав и семи параграфов.
В рамках выпускной квалификационной работы был рассмотрен отдельный институт трудового права - дисциплинарная ответственность.
При анализе трудовых кодексов стран-участниц ЕАЭС было выведено понятие дисциплинарной ответственности, которое отражает содержание данного института права для каждой страны. Данное определение едино почти во всех странах ЕАЭС в связи со схожестью трудового законодательства и единой «советской» доктриной, лежащей в основе формирования трудового законодательства этих стран. Итак, дисциплинарная ответственность - это обязанность работника ответить за совершенный им дисциплинарный проступок и понести меры взыскания, предусмотренные трудовым законодательством.
Дисциплинарная ответственность наступает за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником именно трудовых обязанностей, т.е. обязанностей, возложенных на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка. В связи с этим не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности работник, например, за отказ от выполнения общественного поручения, за нарушение правил поведения в общественных местах и т.п.
Так же, как не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности работник, хотя и нарушивший дисциплину труда, но при этом исполнивший свои трудовые обязанности в полном объеме и надлежащим образом.
Существенным образом отличается определение дисциплинарного проступка, приведенное в Трудовом Кодексе Республики Казахстан, согласно которому дисциплинарным проступком считается не только неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых функций, но и нарушение работником трудовой дисциплины (без привязки к тому, были ли в результате нарушения трудовой дисциплины работником не исполнены или ненадлежащим образом исполнены его трудовые обязанности).
Посредством применения меры взыскания работник, нарушивший трудовую дисциплину, подвергается наказанию. Однако роль дисциплинарной ответственности как средства обеспечения трудовой дисциплины состоит в показательных превентивных мерах, то есть не только в наказании работника, совершившего дисциплинарное нарушение, но и в предупреждении правонарушений в дальнейшем, в том числе, и другими работниками. Иначе говоря, наряду с карательной функцией, дисциплинарная ответственность выполняет и превентивную (предупредительную) функцию.
Дисциплинарную ответственность по законодательству всех стран ЕАЭС можно подразделить на два вида - общую и специальную.
Отличаются они по субъектам, по правовым актам, по мерам дисциплинарного взыскания.
При общей дисциплинарной ответственности работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
В ТК Республики Армении отсутствует такая мера дисциплинарного взыскания, как замечание, но имеется строгий выговор.
В Трудовом Кодексе Республики Казахстан указаны все перечисленные выше меры дисциплинарного взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) увольнение.
Специальная дисциплинарная ответственность во всех странах ЕАЭС устанавливается для отдельных категорий работников специальными законами, уставами. К специальным мерам дисциплинарного взыскания относятся, например: предупреждение о неполном служебном соответствии, лишение специального звания, лишение наград, понижение в должности, понижение в специальном звании и другие.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
По законодательству каждой из стран-участниц ЕАЭС дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Во всех странах ЕАЭС определение дисциплинарного проступка выглядит аналогичным образом и ничем не отличается по существу: дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Исключение, как указано выше, составляет только Казахстан.
Важным признаком понятия дисциплинарного проступка является виновность работника. Наличие такой правовой конструкции не позволяет работодателю необоснованно привлекать работника к дисциплинарной ответственности, если неисполнение последним своих трудовых обязанностей произошло по вине работодателя (технические проблемы, приостановка производства и т.д.).
Интересно то, что специальные законы, уставы и иные нормативные акты зачастую расширяют понятие дисциплинарного проступка, либо позволяют применять дисциплинарные взыскания не только за нарушение трудовой дисциплины, но и за иные действия (или бездействие).
Так, основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудника Следственного комитета Российской Федерации является не только неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником Следственного комитета своих служебных обязанностей, но и совершение проступков, порочащих его честь. Кроме того, законом предусмотрено, что сотрудники Следственного комитета Российской Федерации привлекаются к дисциплинарной ответственности и за совершение административных правонарушений, в случаях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Думается, что такие положения закона противоречат Трудовому кодексу РФ, являющемуся основным источником трудового права Российской Федерации. Ведь, несмотря на то, что в Трудовом кодексе РФ напрямую указано, что иными федеральными законами, уставами и т.д. могут быть предусмотрены иные виды дисциплинарных взысканий, в нём отсутствуют положения о том, что иные нормативно-правовые акты могут расширять понятие дисциплинарного поступка и понятие дисциплинарной ответственности. Кроме того ТК РФ является приоритетным источником права, и в случае наличия противоречий между нормами иных федеральных законов и нормами кодекса, применению подлежат нормы Трудового кодекса.
В трудовом праве Республики Казахстан, напротив, приоритетом обладают специальные нормы права, регулирующие трудовые отношения, по сравнению с трудовым кодексом. И в случае наличия противоречий, применению подлежат специальные законы, а не нормы Трудового кодекса.
В то же время, некоторые нормативные акты ограничивают понятие дисциплинарного проступка. Например, по территориальному признаку: так, согласно Уставу о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота дисциплинарным проступком считается лишь проступок, совершённый на борту судна, а также в служебных помещениях и на территории воинской части (организации).
Таким образом, в выпускной квалификационной работе проведен сравнительный анализ института дисциплинарной ответственности стран ЕАЭС, выявлены общие черты, а также различия; исследованы сильные и слабые стороны нормативно-правового регулирования института дисциплинарной ответственности в каждой из стран ЕАЭС, что может позволить реципировать наиболее удачные правовые конструкции в систему национального трудового права и модернизировать законодательство согласно требованиям духа времени, сделав его наиболее актуальным и приемлемым в рамках современных правоотношений.
1. Декларация о евразийской экономической интеграции от 18.11.2011. // [электронный ресурс] http://www.eurasiancommission.org; (дата обращения 02.03.2018).
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) //[электронный ресурс] http://www.eurasiancommission.org;
3. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Подписан в г. Минске 10.10.2014) //[электронный ресурс] http://www.eurasiancommission.org;
4. Договор о присоединении Республики Кыргызстан к Договору о Евразийском экономическом союзе от 12 августа 2015 года (Подписан в г. Минске 21.12.2014) // [электронный ресурс]http://www.eurasiancommission.org;
5. Решение № 96 от 23 декабря 2014 г. «О порядке организации проведения заседаний Высшего Евразийского совета») //[электронный ресурс] http://www.eurasiancommission.org;
6. Конституция республики Армения от 06.12.2015 // Официальные
ведомости Республики Армения. - 2015 - 5 декабря;
7. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-Ф3. // Российская газета. - 2001. - 31 декабря;
8. Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 80. - 2/70;
9. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V
ЗРК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.05.2018 г.); //
Казахстанская правда. - 2015 - № 226 (28102);
10. Трудовой кодекс Кыргызской Республики (Введен в действие Законом КР от 4 августа 2004 года № 107) // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. - 2004. - 4 августа;
11. Трудовой кодекс республики Армения от 09.11.2004 № ЗР-124 (ред. от 12.11.2012) // Официальные ведомости Республики Армения. - 2012. - 11 ноября;
12. Федеральный закон от 8 марта 2011 г. N 35-ФЗ «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии» // Российская газета. - 2011. - 11 марта;
13. Федеральный закон от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об
использовании атомной энергии» // Российская газета. - 1995. - 22 ноября;
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // Российская газета. - 2010. - 29 декабря;
14. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Российская газета. - 2007. - 3 марта;
15. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. - 2004. - 31 июля;
..54