🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

РИСК СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У КИТАЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: МЕЖПОЛОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Работа №195311

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2025
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
1 Теоретико-методологические основания исследования риска суицидального
поведения китайской студенческой молодежи 10
1.1 Содержательный контекст суицидального поведения 10
1.2 Исторический и культурный контекст исследования суицидального
поведения в Китае 12
1.3 Развитие и статус-кво китайской психологии в контексте риска
суицидального поведения 15
1.4 Анализ статистических данных по самоубийствам в Китае 18
2 Анализ состояния психического здоровья китайской студенческой
молодежи 21
2.1 Анализ исследования психического здоровья и академического статуса
китайских подростков 21
2.2 Исследование суицидальных мыслей и проблем с психическим
здоровьем у студенческой молодежи 23
2.3 Сравнительный анализ психологических факторов риска суицидального
поведения китайских студентов в Китае и России 24
3 Факторы риска суицидального поведения китайской студенческой
молодежи 27
3.1 Сходство факторов риска 27
3.2 Различия в факторах риска 30
4 Анализ суицидальных мыслей в условиях гендерных и кросс-культурных
различий 34
4.1 Физиологические и психологические особенности женщин 34
4.2 Эмоциональная чувствительность и трудности в регуляции эмоций 37
4.3 Взаимосвязь между гендерной идентичностью и психическим
здоровьем 39
5 Эмпирическое исследование риска суицидального поведения у китайских
студентов, обучающихся в Китае и в России 41
5.1 Организация исследования 41
5.2 Анализ межполовых и социальных различий в отношении риска
суицидального поведения 42
5.3 Анализ межполовых и социальных различий в отношении
психологической боли 49
5.4 Корреляционный анализ 56
6 Профилактика риска суицидального поведения у китайских студентов,
обучающихся в Китае и в России 65
6.1 Выделение психологических мишеней 65
6.2 Методические рекомендации по снижению риска суицидального
поведения у китайских студентов, обучающихся в России 74
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 82
Приложение А 92
Приложение Б 94

Актуальность исследования. Во всем мире самоубийства стали серьезной проблемой общественного здравоохранения, особенно среди молодежи. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, ежегодно около 700000 человек совершают самоубийства. В Китае самоубийства являются одной из ведущих причин смертности среди людей в возрасте от 15 до 34 лет. С ускорением интернационализации высшего образования в Китае все больше и больше представителей китайской молодежи выбирают обучение за рубежом, и число китайских студентов в России также растет год от года. Эти студенты сталкиваются со многими проблемами, такими как социокультурная адаптация, академическое давление и социальное одиночество в зарубежных странах. Эти факторы могут оказать негативное влияние на их психическое и психологическое здоровье и увеличить риск возникновения суицидальных мыслей.
Исследование, проведенное Син Сюин с коллегами, показало, что существует корреляция между жизненными ценностями, уровнем перфекционизма и суицидальными мыслями у студентов университетов. Исследование Тен Шаня с соавторами [27] показывает, что депрессия и тревога являются значимыми факторами распространенности суицидальных мыслей, влияющими на попытки самоубийства среди студенческой молодежи. Кроме того, исследование Лин Лин с коллегами [28]. также показало, что депрессия и тревога играют важную роль во влиянии негативных событий сексуальной жизни на суицидальные мысли студентов университето
Постановка проблемы исследования. M. K. Nock и T. E. Joiner в своем исследовании показали, что суицидальные мысли тесно связаны с депрессией, тревогой и одиночеством [2]. Около 60% людей, совершивших попытку самоубийства, как отмечают исследователи, демонстрировали явные суицидальные мысли до совершения своего первого суицида, и время, в течение которого у них возникали подобные мысли, обычно длилось от нескольких недель до нескольких месяцев [3].
Определенные исторические события и персонажи сформировали сложные и противоречивые представления о самоубийстве в китайской культуре. Это не просто культурное влияние, которое побуждает людей к самоубийству, оно подчеркивает приверженность китайцев коллективным интересам и убеждениям в определенном культурном контексте.
Исследователи отмечают, уровень самоубийств среди подростков в Китае растет. В последние годы академическое давление и психологический стресс, с которыми сталкиваются молодые люди, становятся все более заметными, а проблемы психического здоровья постепенно привлекают внимание общественности [18].
Таким образом, важно ответить на следующие конкретные вопросы:
1. Существуют ли статистически достоверные различия по степени выраженности суицидальных мыслей между китайскими студентами, обучающимися в России и в Китае?
2. Существуют ли статистически достоверные различия по степени выраженности суицидальных мыслей между китайскими студентами мужского и женского пола?
3. Каковы различия в уровне душевной боли между разными группами (китайские студенты, обучающиеся в университетах Китая и России, китайские студенты мужского и женского пола)?
4. Благодаря проведенному анализу предполагается возможным разработать целенаправленные предложения и мероприятия по просвещению в области психического и психологического здоровья в российских университетах, направленные на предотвращение дальнейшего развития психологических проблем и снижения риска суицидального поведения у китайских студентов.
Основная цель данного исследования - сравнить степень выраженности суицидальных мыслей и психологической боли у китайских студентов, обучающихся в России и у себя на родине, как факторов риска суицидального поведения, с учетом пола и уровня образования
Объект исследования: суицидальное поведение студенческой молодежи.
Предмет исследования: межполовые и социальные различия в отношении риска суицидального поведения у китайских студентов, обучающихся в России и Китае.
Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Выделить исторический и культурный контекст риска суицидального поведения в Китае.
2. На основе анализа научной литературы выделить психологические факторы риска суицидального поведения у китайской студенческой молодежи.
3. Оценить степень выраженности суицидальных мыслей и психологической боли у китайских студентов, обучающихся в России и у себя на родине с учетом пола и уровня образования.
4. На основе анализа литературы и полученных эмпирических данных выделить психологические мишени в отношении риска суицидального поведения у китайских студентов.
5. Разработать методические рекомендации по оказанию психологической помощи китайским студентам, обучающимся в российских вузах, по профилактике риска суицидального поведения.
Гипотезы исследования:
1. По сравнению с китайскими студентами, обучающимися у себя на родине, те, кто обучается в российских вузах, будут иметь более высокий уровень выраженности психологической боли и суицидальных мыслей.
2. По сравнению с мужчинами, женщины проявляют более высокий уровень выраженности психологической боли и суицидальных мыслей.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя концепции психологической боли, суицидальных мыслей и гендерных различий в контексте риска суицидального поведения:
1) исследования инструментов оценки психологической боли (Ду Юйхуэй, Пэй Чжухун, Янь Хуэй и др.);
2) количественная самооценка суицидальных мыслей у студенческой молодежи (Ся Чаоюнь, Ван Дунбо, Хэ Сюйдун и др.);
3) исследование риска суицидального поведения и факторов, влияющих на него (Сян Юньфэн, Лин Лин, Лю Цзюньци, Ян Яни и др.);
4) факторы, влияющие на депрессию и суицидальные действия у студенческой молодежи, а также способы их устранения (Ян Ян, Хан Цзимин и др.);
5) оценка риска самоубийства среди китайского населения по признаку пола (Ван Чжунхан, Ван Сяотянь и др.).
Для решения поставленных в ходе работы задач использовались следующие методики:
1. Опросник «Шкала самооценки суицидальных мыслей» (SIOSS), Ся Чаоюнь и Ван Дунбо (2002).
2. Опросник «Шкала психологической боли» (PAS), разработан R. R. Holden (2011).
Выборка исследования: В этом исследовании приняли участие 100 китайских студентов в возрасте от 18 до 28 лет, включая студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Среди них 50 студентов, обучающихся в университетах Китая по различным предметным областям и на различных академических уровнях; остальные 50 китайских студентов - те, кто обучаются в российских университетах по различным направлениям подготовки, что делает выборку репрезентативной.
Статистический анализ: применялись описательные статистики для анализа среднего значения и стандартного отклонения исследуемых параметров; t-критерий Стьюдента для независимых выборок для определения статистически значимых различий между выделенными для анализа группами; a-коэффициент Кронбаха для оценки внутренней согласованности опросников. Анализ данных проводился с использованием пакета статистических программ SPSS 27.0
Научная новизна определяется тем, что осуществлен сравнительный анализ выраженности суицидальных мыслей и психологической боли у китайских студентов, обучающихся у себя на родине и в российских вузах, с учетов пола и уровня образования. Исследуемые параметры рассматриваются в контексте риска суицидального поведения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе анализа научной литературы были использованы источники на китайском языке, что позволило систематизировать результаты исследований, проведенных китайскими учеными. Кроме того, предпринята попытка осмысления исторического и культурного контекста в отношении риска суицидального поведения в Китае.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что подтверждено наличие психологических различий между китайскими студентами, обучающимися в России, и студентами местных китайских вузов в отношении риска суицидального поведения. Полученные результаты позволили выделить психологические мишени для разработки программ психологической поддержки китайских студентов, для того чтобы более гармонично развивать сотрудничество между Россией и Китаем в сфере образования. Сформулированы методические рекомендации российским вузам, направленные на профилактику риска суицидального поведения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Китайская культура обладает специфическим историческим и социокультурным контекстом, демонстрирующим терпимое отношение к совершению самоубийства ради справедливости и веры.
2. Существует статистически значимые различия по уровню выраженности суицидальных мыслей и психологической боли между китайскими студентами, обучающимися в России, и студентами местных китайских вузов.
3. Уровень суицидальных мыслей у китайской студенческой молодежи существенно различается в зависимости от пола и уровня образования.
Апробация результатов работы:
1. Участие в работе VI Молодежного Сибирского психологического форума с докладом «Психологические факторы риска суицидального поведения китайских студентов: дизайн исследования», Томск, 26 октября 2024 г.
2. Тань Ц. Выраженность суицидальных мыслей у китайских студентов, обучающихся в России и в Китае / Ц. Тань, И. В. Атаманова // Психология как основа развития современного общества: взгляд молодых исследователей : материалы V Юбилейной Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Улан-Удэ, 19-20 июня 2025 г. (в печати)
Структура работы представлена следующим образом: введение, шесть глав, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. Список литературы содержит 59 наименований, 50 из них - на китайском языке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование показало, что уровень суицидальных мыслей и психологической боли у китайских студентов, обучающихся в России, был значительно выше, чем у студентов, обучающихся в Китае. Специфика результатов заключается в том, что средний балл студентов российской группы по Шкале самооценки суицидальных мыслей (SIOSS) примерно на 2,48 балла выше, чем у отечественной группы (средний балл этой группы составляет 6,02, а средний балл российской группы - 8,50), и средний балл по Шкале психологической боли (PAS) примерно на 10,12 балла выше (средний балл отечественной группы - 27,66, а средний балл российской группы - 37,78), и эти различия статистически значимы.
Что касается гендерных различий, то уровень суицидальных мыслей и психологических расстройств у китайских студенток, как правило, выше, чем у студентов-мужчин. Результаты SIOSS у женщин в среднем примерно на 1,96 балла выше, чем у мужчин (средний балл у мужчин - 6,28, средний балл у женщин - 8,24), а результаты PAS в среднем примерно на 5,24 балла выше (средний балл у мужчин - 30,10, средний балл у женщин - 35,34), но гендерная разница в баллах PAS не является статистически значимой.
Существуют также очевидные различия в психологической боли и суицидальных мыслях у студентов с разным уровнем образования. С повышением академической квалификации уровень психологической боли и суицидальных мыслей у студентов растет. Баллы аспирантов значительно выше, чем у студентов бакалавриата и магистратуры, а баллы магистрантов значительно выше, чем у студентов бакалавриата.
Дальнейший анализ показал, что проблемы культурной адаптации и идентичности, академическое давление, отсутствие системы социальной поддержки, гендерные ожидания и экономическое давление являются основными психологическими стрессорами, с которыми сталкиваются китайские студенты, обучающиеся в России. Сочетание этих факторов приводит к более высокому уровню суицидальных мыслей и психологической боли. Среди них культурные различия и языковые барьеры заставляют иностранных студентов чувствовать себя некомфортно в академической и социальной среде, а неопределенность идентичности усиливает внутреннюю тревогу; российские университеты делают упор на независимое обучение, а модели обучения, основанные на исследованиях, сильно отличаются от китайских университетов, и китайские студенты склонны к тревожности и разочарованию в процессе обучения.
Из-за того, что иностранные студенты находятся вдали от своей родины, им трудно вовремя получить поддержку семьи, и они также сталкиваются со многими трудностями в процессе восстановления социальных связей. Традиционные гендерные ролевые ожидания и множественное давление общества на женщин делают китайских студенток более склонными к низкой самооценке и тревожности, в то время как китайские студенты не желают проявлять инициативу и обращаться за помощью из-за гендерных ограничений, связанных с ролью. Экономическое бремя и экономическое неравенство приводят к психологическому разрыву, который также оказывает негативное влияние на психическое здоровье студентов из Китая.
Корреляционный анализ показывает, что существует значительная положительная корреляция между психологической болью и суицидальными мыслями. Психологическая боль может не только напрямую предсказывать возникновение суицидальных мыслей, но и влиять на них через посреднические факторы, такие как чувствительность к отвержению и отчаяние. Социальная травма также может оказывать косвенное влияние на суицидальные мысли через психологическую боль. Кроме того, в процессе культурной адаптации психологическая боль будет еще больше влиять на чувство принадлежности индивида, его самооценку и самоэффективность, а также на другие психологические факторы, повышая тем самым риск суицидального поведения.


1. Beck A. T. Cognitive therapy of depression / A. T.Beck , L. Kehoe, J. Warren // Handbook of Psychotherapy and Behavior ; eds.: S. Garfield, A. Berginchange, 1974. -P. 411-441.
2. Nock M. K. Communal and agentic traits as predictors of suicide ideation, suicide plans, and suicide attempts / M. K. Nock, T. E. Joiner // . Journal of Abnormal Psychology. -2008. - Vol. 117, is. 2. -P. 400-405.
3. Reducing suicide: A national imperative / S. K. Goldsmith, T. C. Pellmar, A. M. Kleinman, B. E. Bunney // National Academies Press, 2002.
4. Cognitive therapy for the prevention of suicide attempts: A randomized controlled trial / G. K. Brown, T. R. Ten Have, G. R. Henriques [et al.] // Journal of the American Medical Association. - 2000. - Vol. 284, is. 5. - P. 817-827.
5. Ж^^Я^ЖЙЖ [Методология социологического исследования] / там- ^Ж: ^#эдэдш, 1996.-6 ж
6. ЙЖ^Ж^ЖЖ^, ЖЖЖ^^М^ЖТЙЖ? [Есть много способов покончить с собой. Почему Цюй Юань решил прыгнуть в реку?] // ^^. -['?5ЖЖА],2022. - URL https://zhuanlan.zhihu.com/p/544808601 (ШЖ №0ЭД: 16.05.2025).
7. ^ Ж # Ж ^ Ж [Мученик Фан Сяору] // Ж ^ Ж Ж . - [ ^ Ж Ж
А ],2023. - URL:
https://mp.weixin. qq. com/s? biz=MjM5Mj cxNDg1NA==&mid =2650684751&idx=1&sn=9ab6b6d078a549f4d97c030ce2ca922f ( ШЖ№0 /ЭД: 16.05.2025) .
8. ЖВЖ [У Вэйцин] // ИЖИЯ - ['ЖЖЖА], 2015. - URL: https://bai ke.baidu.com/item/%E5%90%B4%E4%BC%9F%E9%9D%92/3298033 (ШЖ№ 0ЭД: 16.05.2025) .
9. ЭД ^ [Лю Сюэчжоу] // ИЖИ4. - [ Ж<йЛ ],2023. - URL: https://baike.baidu.com/item/%E5%88%98%E5%AD%A6%E5%B7%9E/5951909 3 ($№0ffi: 16.05.2025) .
10. ^ЙЙ^^Ф ЙЛЖ^: 0#П^^ЛЖ [Китайская психология выходит на международный уровень: Взгляд назад на столетие развития психологии] // Ф 44 ^ ^ ^ . - [ ^ W М Л ], 2021. - URL: https://www.sohu.eom/a/485870930 166433 <^Ж|^0Ж: 16.05.2025) .
11. 1970 [1970] // Ф Й 4^^ . - [ Ж W й Л ],2021. - URL: https://www.cas.cn/jzzky/ysss/bns/200909/t20090928 2529179.shtml ( ^^^0 Ж: 16.05.2025) .
12. £B&f £ Л Ж ^ Ж W М ^ Ф Й Л Ж ^ М Ш [В память о знаменитом психологе Пань Шу, заложившем основы китайской психологии] // ft Ж ^ ^ /14 ® И . - [ Ж W й Л ], 2007. - URL: https://news.pku.edu.cn/bdrw/137-115820.htm <^Ж|^0Ж: 16.05.2025) .
13. ^ЖЖ^1 ФЙ4^^ЛЖ^%Ж [История развития - Институт психологии Китайской академии наук] // ФЙ4^^ЛЖ^%Ж. - [Ж^й Л], 2017. - URL: https://psych.cas.cn/about/fzlc/ <^Ж|^0Ж: 16.05.2025) .
14. Ж ^ . ЙФЙ^Ж^ЙН [Реконструкция новой китайской психологии] / Ж^> ^Ж // 4^Ж^ЙЙ. - 2013. - № 10 (3)
15. ВЖФЛЖЖ: 2024 ЖЙ^ЛЛМЖШЯ> МЛШЖЛЖ#ШЯ [Общий отчет "Синей книги": Состояние психического здоровья в стране, влияющие факторы и статус услуг в 2024 году] // Л Ж Ф Й . - [ Ж W й Л ],2025.-URL: http://psy.china.com.cn/2025-04/29/content 43093074.htm <^J Ж^0Ж: 16.05.2025) ....59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ