Философское конструирование в прозе В.О. Пелевина 1990 -2000-х годов
|
ВВЕДЕНИЕ 10
1 ТВОРЧЕСТВО В.О. ПЕЛЕВИНА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ 12
1.1 Исследования философской системы автора 13
1.1.1 Восточный философский дискурс 14
1.1.2 Западный философский дискурс 16
1.1.3 Оккультизм и мистицизм 17
1.1.4 Экзистенциальный философский дискурс 18
1.1.5 Историософия 20
1.2 Исследования поэтики автора 21
1.2.1 Художественный метод 21
1.2.2 Межтекстовые связи 23
1.2.3 Мифопоэтика 24
1.2.4 Мотив превращения 25
1.2.5 Виртуальная реальность 26
1.3 Обоснование выбора материала 27
2 МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1 Постановка проблемы 31
2.1.1 Философское конструирование 31
2.1.2 Метод сравнительной философии 33
2.2 Инструментарий литературоведческих категорий 36
2.2.1 Художественный текст и произведение 36
2.2.2 Вторичный текст 37
2.2.3 Тема и проблема 39
2.2.4 Пространство и время 40
2.2.5 Фабула, сюжет, повествование 42
2.2.6 Мотив 43
2.2.7 Композиция 45
2.2.8 Образ, архетип, миф, концепт 45
2.2.9 Автор, герой, персонаж 49
2.3 Инструментарий философских категорий 50
2.3.1 Гуссерль: классическая феноменология 50
2.3.2 Традиционная герменевтика 51
2.3.3 Метод герменевтической феноменологии 52
2.3.4 Хайдеггер: онтология понимания 53
2.3.5 Шпет: феноменология слова и сознания 54
2.3.6 Рикёр: антропология понимания и археологическая герменевтика 55
2.3.7 Лишаев: неклассическая эстетика 57
3 ФИЛОСОФСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В ПРОЗЕ В.О. ПЕЛЕВИНА 1990-Х 58
3.1 Роман «Жизнь насекомых» (1993) 58
3.1.1 Идеи сравнительной философии 58
3.1.2 Структура сюжета 59
3.1.3 Онтологический уровень сюжета 60
3.1.3.1 Собственное бытие 62
3.1.3.1.1 Принцип очевидности: скарабеи 62
3.1.3.1.2 Интуитивное бытие: цикада Сережа 65
3.1.3.1.3 Интерпретированное бытие: мотыльки Митя и Дима 68
3.1.3.2 Совместное бытие 75
3.1.3.2.1 Инстинктивное массовое бытие: муравьи и тараканы 76
3.1.3.2.2 Инстинктивное индивидуальное бытие: муха Наташа 78
3.1.4 Исторический уровень сюжета 81
3.1.4.1 Античный дискурс: эсхатологизм истории 81
3.1.4.2 Советская цивилизация: коллективное бытие 86
3.1.4.3 Постсоветская цивилизация: индивидуальное выживание 88
3.1.4.4 Западная цивилизация: симулятивность социальной реальности 90
3.1.5 Метатекстуальный уровень сюжета: конопляные клопы 91
3.1.6 Заключение: «Жизнь насекомых» 93
3.2 Роман «Чапаев и Пустота» (1996) 94
3.2.1 Структура сюжета 94
3.2.2 Онтологический уровень сюжета 94
3.2.2.1 Фабула 94
3.2.2.2 Нарративная организация 96
3.2.2.3 Мотив состояния измененного сознания 97
3.2.2.4 Идеи сравнительной философии 103
3.2.2.4.1 Западный философский дискурс 104
3.2.2.4.2 Восточный философский дискурс 109
3.2.2.4.3 Оккультный дискурс 120
3.2.2.5 Семантика заглавия 123
3.2.3 Метатекстуальный уровень сюжета 123
3.2.4 Исторический уровень сюжета 125
3.2.4.1 Повторяемость истории 125
3.2.4.2 Алхимический брак с Западом 128
3.2.4.3 Алхимический брак с Востоком 129
3.2.4.4 Монгольский дискурс 133
3.2.4.5 Инфернальность русской жизни 137
3.2.5 Заключение: «Чапаев и Пустота» 141
3.3 Заключение: философское конструирование в прозе В.О. Пелевина 1990-х 141
4 ФИЛОСОФСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В ПРОЗЕ В.О. ПЕЛЕВИНА 2000-Х 143
4.1 Повесть «Македонская критика французской мысли» (2003) 143
4.1.1 Субъектная организация 143
4.1.2 Онтологический уровень сюжета 143
4.1.3 Метатекстуальный уровень сюжета 148
4.1.4 Исторический уровень сюжета 151
4.1.5 Заключение: «Македонская критика французской мысли» 155
4.2 Роман «Шлем ужаса» (2005) 157
4.2.1 Фабула и сюжет 157
4.2.2 Категория виртуальности 157
4.2.3 Устройство шлема ужаса 159
4.2.4 Нарративная организация 161
4.2.5 Система персонажей 162
4.2.6 Мотив сна: оккультный дискурс 165
4.2.7 Образ лабиринта 167
4.2.7.1 Мифопоэтика: мистериальный лабиринт 167
4.2.7.2 Организация пространства: поисковый и игровой лабиринты 169
4.2.7.3 Гипертекстуальная структура романа: лабиринт-ризома 173
4.2.8 Экзистенциальный философский дискурс: интерпретация финала 174
4.2.9 Рекурсивность текста 180
4.2.10 Заключение: «Шлем ужаса» 182
4.3 Заключение: философское конструирование в прозе В.О. Пелевина 2000-х 183
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 187
1 ТВОРЧЕСТВО В.О. ПЕЛЕВИНА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ 12
1.1 Исследования философской системы автора 13
1.1.1 Восточный философский дискурс 14
1.1.2 Западный философский дискурс 16
1.1.3 Оккультизм и мистицизм 17
1.1.4 Экзистенциальный философский дискурс 18
1.1.5 Историософия 20
1.2 Исследования поэтики автора 21
1.2.1 Художественный метод 21
1.2.2 Межтекстовые связи 23
1.2.3 Мифопоэтика 24
1.2.4 Мотив превращения 25
1.2.5 Виртуальная реальность 26
1.3 Обоснование выбора материала 27
2 МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1 Постановка проблемы 31
2.1.1 Философское конструирование 31
2.1.2 Метод сравнительной философии 33
2.2 Инструментарий литературоведческих категорий 36
2.2.1 Художественный текст и произведение 36
2.2.2 Вторичный текст 37
2.2.3 Тема и проблема 39
2.2.4 Пространство и время 40
2.2.5 Фабула, сюжет, повествование 42
2.2.6 Мотив 43
2.2.7 Композиция 45
2.2.8 Образ, архетип, миф, концепт 45
2.2.9 Автор, герой, персонаж 49
2.3 Инструментарий философских категорий 50
2.3.1 Гуссерль: классическая феноменология 50
2.3.2 Традиционная герменевтика 51
2.3.3 Метод герменевтической феноменологии 52
2.3.4 Хайдеггер: онтология понимания 53
2.3.5 Шпет: феноменология слова и сознания 54
2.3.6 Рикёр: антропология понимания и археологическая герменевтика 55
2.3.7 Лишаев: неклассическая эстетика 57
3 ФИЛОСОФСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В ПРОЗЕ В.О. ПЕЛЕВИНА 1990-Х 58
3.1 Роман «Жизнь насекомых» (1993) 58
3.1.1 Идеи сравнительной философии 58
3.1.2 Структура сюжета 59
3.1.3 Онтологический уровень сюжета 60
3.1.3.1 Собственное бытие 62
3.1.3.1.1 Принцип очевидности: скарабеи 62
3.1.3.1.2 Интуитивное бытие: цикада Сережа 65
3.1.3.1.3 Интерпретированное бытие: мотыльки Митя и Дима 68
3.1.3.2 Совместное бытие 75
3.1.3.2.1 Инстинктивное массовое бытие: муравьи и тараканы 76
3.1.3.2.2 Инстинктивное индивидуальное бытие: муха Наташа 78
3.1.4 Исторический уровень сюжета 81
3.1.4.1 Античный дискурс: эсхатологизм истории 81
3.1.4.2 Советская цивилизация: коллективное бытие 86
3.1.4.3 Постсоветская цивилизация: индивидуальное выживание 88
3.1.4.4 Западная цивилизация: симулятивность социальной реальности 90
3.1.5 Метатекстуальный уровень сюжета: конопляные клопы 91
3.1.6 Заключение: «Жизнь насекомых» 93
3.2 Роман «Чапаев и Пустота» (1996) 94
3.2.1 Структура сюжета 94
3.2.2 Онтологический уровень сюжета 94
3.2.2.1 Фабула 94
3.2.2.2 Нарративная организация 96
3.2.2.3 Мотив состояния измененного сознания 97
3.2.2.4 Идеи сравнительной философии 103
3.2.2.4.1 Западный философский дискурс 104
3.2.2.4.2 Восточный философский дискурс 109
3.2.2.4.3 Оккультный дискурс 120
3.2.2.5 Семантика заглавия 123
3.2.3 Метатекстуальный уровень сюжета 123
3.2.4 Исторический уровень сюжета 125
3.2.4.1 Повторяемость истории 125
3.2.4.2 Алхимический брак с Западом 128
3.2.4.3 Алхимический брак с Востоком 129
3.2.4.4 Монгольский дискурс 133
3.2.4.5 Инфернальность русской жизни 137
3.2.5 Заключение: «Чапаев и Пустота» 141
3.3 Заключение: философское конструирование в прозе В.О. Пелевина 1990-х 141
4 ФИЛОСОФСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В ПРОЗЕ В.О. ПЕЛЕВИНА 2000-Х 143
4.1 Повесть «Македонская критика французской мысли» (2003) 143
4.1.1 Субъектная организация 143
4.1.2 Онтологический уровень сюжета 143
4.1.3 Метатекстуальный уровень сюжета 148
4.1.4 Исторический уровень сюжета 151
4.1.5 Заключение: «Македонская критика французской мысли» 155
4.2 Роман «Шлем ужаса» (2005) 157
4.2.1 Фабула и сюжет 157
4.2.2 Категория виртуальности 157
4.2.3 Устройство шлема ужаса 159
4.2.4 Нарративная организация 161
4.2.5 Система персонажей 162
4.2.6 Мотив сна: оккультный дискурс 165
4.2.7 Образ лабиринта 167
4.2.7.1 Мифопоэтика: мистериальный лабиринт 167
4.2.7.2 Организация пространства: поисковый и игровой лабиринты 169
4.2.7.3 Гипертекстуальная структура романа: лабиринт-ризома 173
4.2.8 Экзистенциальный философский дискурс: интерпретация финала 174
4.2.9 Рекурсивность текста 180
4.2.10 Заключение: «Шлем ужаса» 182
4.3 Заключение: философское конструирование в прозе В.О. Пелевина 2000-х 183
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 187
В.О. Пелевин (род. 1962) - один из важнейших писателей, определяющих современный литературный процесс. Творчество Пелевина синтезирует принципы художественного и философского познания, на что указывает включение в интертекстуальное поле его произведений многочисленных философских концепций, относящихся к философским системам разных стран и эпох. Моделирование художественного мира в произведениях Пелевина направлено на выражение авторской философской системы, для изучения которой необходимо сочетание литературоведческих и философских методов исследования.
Тема исследования - философское конструирование в прозе В.О. Пелевина 1990 - 2000-х годов.
Цель исследования - определить философские основы творческого мышления В.О. Пелевина и принципы их художественного воплощения в произведениях автора.
Материал исследования - романы В.О. Пелевина «Жизнь насекомых» (1993), «Чапаев и Пустота» (1996), «Шлем ужаса» (2005), повесть «Македонская критика французской мысли» (2003).
Предмет исследования - принципы художественного миромоделирования в произведениях В.О. Пелевина, выражающие философскую систему автора и определяющие структуру его произведений.
Методы исследования: структурно-семиотический, герменевтический,
феноменологический, интертекстуальный, типологический, компаративистский.
Научная новизна исследования. Существующий корпус исследований частично определяет философские основы творческой системы в целом и отдельных произведений В.О. Пелевина, отсутствуют исследования метода сравнительной философии в художественном мире автора, не определена специфика философского конструирования как способа миромоделирования его произведений.
Задачи:
1. Изучить и систематизировать содержание работ, посвященных исследованию прозы В.О. Пелевина, выделив основные векторы исследования творчества автора в целом и выбранных для анализа произведений: романы «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Шлем ужаса», повесть «Македонская критика французской мысли».
2. Оценить степень изученности философских основ творческой системы В.О. Пелевина.
3. Выработать методологический инструментарий основных литературоведческих и философских категорий, оперирование которыми необходимо для анализа идейного содержания и поэтики произведений В.О. Пелевина.
4. Атрибутировать комплекс философских идей, эксплицитно и имплицитно присутствующих в структуре выбранных для анализа произведений В.О. Пелевина, представив типологическую систематизацию идей.
5. Определить материал, принципы, структурные уровни воплощения, художественные функции и авторские цели философского конструирования в выбранных для анализа произведениях В.О. Пелевина.
6. Реконструировать философскую систему В.О. Пелевина через анализ поэтики его произведений.
7. Установить качественное изменение авторской позиции от прозы 1990-х к прозе 2000-х годов на примере выбранных для анализа произведений.
Тема исследования - философское конструирование в прозе В.О. Пелевина 1990 - 2000-х годов.
Цель исследования - определить философские основы творческого мышления В.О. Пелевина и принципы их художественного воплощения в произведениях автора.
Материал исследования - романы В.О. Пелевина «Жизнь насекомых» (1993), «Чапаев и Пустота» (1996), «Шлем ужаса» (2005), повесть «Македонская критика французской мысли» (2003).
Предмет исследования - принципы художественного миромоделирования в произведениях В.О. Пелевина, выражающие философскую систему автора и определяющие структуру его произведений.
Методы исследования: структурно-семиотический, герменевтический,
феноменологический, интертекстуальный, типологический, компаративистский.
Научная новизна исследования. Существующий корпус исследований частично определяет философские основы творческой системы в целом и отдельных произведений В.О. Пелевина, отсутствуют исследования метода сравнительной философии в художественном мире автора, не определена специфика философского конструирования как способа миромоделирования его произведений.
Задачи:
1. Изучить и систематизировать содержание работ, посвященных исследованию прозы В.О. Пелевина, выделив основные векторы исследования творчества автора в целом и выбранных для анализа произведений: романы «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Шлем ужаса», повесть «Македонская критика французской мысли».
2. Оценить степень изученности философских основ творческой системы В.О. Пелевина.
3. Выработать методологический инструментарий основных литературоведческих и философских категорий, оперирование которыми необходимо для анализа идейного содержания и поэтики произведений В.О. Пелевина.
4. Атрибутировать комплекс философских идей, эксплицитно и имплицитно присутствующих в структуре выбранных для анализа произведений В.О. Пелевина, представив типологическую систематизацию идей.
5. Определить материал, принципы, структурные уровни воплощения, художественные функции и авторские цели философского конструирования в выбранных для анализа произведениях В.О. Пелевина.
6. Реконструировать философскую систему В.О. Пелевина через анализ поэтики его произведений.
7. Установить качественное изменение авторской позиции от прозы 1990-х к прозе 2000-х годов на примере выбранных для анализа произведений.
Предметом изображения в прозе В.О. Пелевина 1990 - 2000-х годов является универсальный принцип существования человека, рассматриваемый автором с позиции герменевтической феноменологии - это бытие в симулятивной реальности феномена-знака, который не тождественен ни реакциям сознания, ни фактической реальности, хотя их отражает. Общий результат философского конструирования в прозе Пелевина - художественное изображение априорно заданного бессознательного механизма взаимодействия сознания и реальности, в процессе которого формируются феномены, и изображение способов воплощения этого механизма на разных уровнях бытия. Архетипическое ядро идейной системы автора сохраняется в творчестве 1990-х и 2000-х, но в разных произведениях автором-демиургом акцентированы разные аспекты концепции бытия, истории и культуры. В романе «Жизнь насекомых» (1993) изображаются различные способы собственного и совместного бытия в ситуации индивидуальной и национальной дискретности после перехода от симулятивной советской реальности к релятивной постсоветской. В романе «Чапаев и Пустота» (1996) изображается переход рефлексирующего сознания к осознанному бытию, утверждается необходимость космополитического вектора индивидуального и национального развития в условия инфернальности русской жизни. В повести «Македонская критика французской мысли» (2003) изображается невозможность для индивидуального сознания отличить модус осознанного бытия от падения в мир из-за невозможности преодолеть обусловленность сознания социокультурной данностью. В романе «Шлем ужаса» (2005) изображается механизм понимания бытия феномена бытия, приводящий к осознанию гносеологического тождества осознанного бытия и Небытия.
Динамика авторской позиции от прозы 1990-х к прозе 2000-х основана на детализации концепции бытия. Дискретность сознания в романе «Жизнь насекомых» включает 3 состояния сознания (Митя, Дима и третий), в романе «Чапаев и Пустота» - 4 состояния (судья, прокурор, обвиняемый и четвертый), в романе «Шлем ужаса» - 10 состояний (8 персонажей, Тесей и Минотавр), в повести «Македонская критика французской мысли» сознание персонажа синкретично, потому что изображает представителя массового сознания. Уточняется рекурсивная структура сознания, выраженная на разных структурных уровнях произведений: образ Колодца («Жизнь насекомых»), мотив и категория Пустоты («Чапаев и Пустота»), субъектная организация - соотношение позиций персонажа, повествователя и автора-демиурга («Македонская
критика французской мысли»), система персонажей и модель шлема ужаса («Шлем ужаса»).
В прозе 1990-х и 2000-х годов материалом философского конструирования и авторского мифотворчества являются знаки, выражающие идеи различных философских систем, вводимые в структуру произведений в форме эксплицитных или имплицитных вторичных текстов, образов, концептов, культурных архетипов, мотивов. Метод сравнительной философии используется для указания на общую экзистенциальную проблематику различных философских систем, осмысляющих разные проявлений опосредованности восприятия феноменами. В прозе 1990-х акцентирован широкий философский контекст, включаемый в поле сравнительной философии и в сферу рефлексии центральных персонажей. В прозе 2000-х в произведениях преобладает один философский дискурс, единичные знаки других философских систем включаются для указания на их общую экзистенциальную проблематику. Философское конструирование воплощено на всех структурных уровнях произведений: паратекст, фабула и сюжет, система персонажей, нарративная организация, композиция, система вторичных текстов, пространственновременная организация, система мотивов, система стратегий восприятия текста реципиентом. В прозе 1990-х годов основным смыслообразующим уровнем является система сюжетных линий разных персонажей. В прозе 2000-х годов основным смыслообразующим уровнем становится нарративная организация и система стратегий восприятия текста реципиентом.
Общими принципами философского конструирования в прозе Пелевина 1990 - 2000х годов являются: во-первых, метод сравнительной философии, целью которого является определение трансцендентального ядра различных философских систем; во-вторых, моделирование, цель которого - не изображение фактической реальности и не выражение субъективных реакций сознания нарратора или персонажа, а имманентное воплощение отдельных элементов философской системы автора в элементах структуры его произведений; в-третьих, деструкция вторичных текстов, вводимых в интертекстуальное поле произведений, с целью выявления их смыслового ядра. При этом в прозе 1990-х годов преобладают методы сравнительной философии и деконструкции, в прозе 2000-х - методы деконструкции и моделирования. В романах «Чапаев и Пустота» и «Шлем ужаса» акцентирована идейная важность авторского мифотворчества как метода философского конструирования....
Динамика авторской позиции от прозы 1990-х к прозе 2000-х основана на детализации концепции бытия. Дискретность сознания в романе «Жизнь насекомых» включает 3 состояния сознания (Митя, Дима и третий), в романе «Чапаев и Пустота» - 4 состояния (судья, прокурор, обвиняемый и четвертый), в романе «Шлем ужаса» - 10 состояний (8 персонажей, Тесей и Минотавр), в повести «Македонская критика французской мысли» сознание персонажа синкретично, потому что изображает представителя массового сознания. Уточняется рекурсивная структура сознания, выраженная на разных структурных уровнях произведений: образ Колодца («Жизнь насекомых»), мотив и категория Пустоты («Чапаев и Пустота»), субъектная организация - соотношение позиций персонажа, повествователя и автора-демиурга («Македонская
критика французской мысли»), система персонажей и модель шлема ужаса («Шлем ужаса»).
В прозе 1990-х и 2000-х годов материалом философского конструирования и авторского мифотворчества являются знаки, выражающие идеи различных философских систем, вводимые в структуру произведений в форме эксплицитных или имплицитных вторичных текстов, образов, концептов, культурных архетипов, мотивов. Метод сравнительной философии используется для указания на общую экзистенциальную проблематику различных философских систем, осмысляющих разные проявлений опосредованности восприятия феноменами. В прозе 1990-х акцентирован широкий философский контекст, включаемый в поле сравнительной философии и в сферу рефлексии центральных персонажей. В прозе 2000-х в произведениях преобладает один философский дискурс, единичные знаки других философских систем включаются для указания на их общую экзистенциальную проблематику. Философское конструирование воплощено на всех структурных уровнях произведений: паратекст, фабула и сюжет, система персонажей, нарративная организация, композиция, система вторичных текстов, пространственновременная организация, система мотивов, система стратегий восприятия текста реципиентом. В прозе 1990-х годов основным смыслообразующим уровнем является система сюжетных линий разных персонажей. В прозе 2000-х годов основным смыслообразующим уровнем становится нарративная организация и система стратегий восприятия текста реципиентом.
Общими принципами философского конструирования в прозе Пелевина 1990 - 2000х годов являются: во-первых, метод сравнительной философии, целью которого является определение трансцендентального ядра различных философских систем; во-вторых, моделирование, цель которого - не изображение фактической реальности и не выражение субъективных реакций сознания нарратора или персонажа, а имманентное воплощение отдельных элементов философской системы автора в элементах структуры его произведений; в-третьих, деструкция вторичных текстов, вводимых в интертекстуальное поле произведений, с целью выявления их смыслового ядра. При этом в прозе 1990-х годов преобладают методы сравнительной философии и деконструкции, в прозе 2000-х - методы деконструкции и моделирования. В романах «Чапаев и Пустота» и «Шлем ужаса» акцентирована идейная важность авторского мифотворчества как метода философского конструирования....
Подобные работы
- Постмодернизм в русской и китайской литературе: сопоставительный аспект
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Виртуальная реальность в творчестве Виктора Пелевина
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Россия в творчестве И. Бояшова: миф, анекдот, притча
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Современная антиутопия: проблематика, черты жанра, возможности школьного изучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017





