Только PDF
Введение 7
1. Состояние культурных учреждений Томска в предвоенные годы 24
1.1. Учреждения культуры Томска в 1930-е гг.: виды учреждений, место в городской инфраструктуре 24
1.2. Деятельность учреждений культуры накануне Великой Отечественной войны (1930-е гг. – июнь 1941 г.) 30
1.3. Условия труда и материально-бытовое положение работников учреждений культуры 40
2. Учреждения культуры в период Великой Отечественной войны 46
2.1. Изменения в работе учреждений культуры Томска с началом Великой Отечественной войны 46
2.2. Усиление идеологической работы в культурнопросветительской деятельности учреждений культуры города 51
2.3. Деятельность эвакуированных культурных учреждений в Томске 59
2.4. Условия труда и материально-бытовое положение работников учреждений культуры в военное время 64 Заключение 71
Список использованных источников и литературы 74
Актуальность. 1930-е – 1940-е гг. – наиболее сложный,
противоречивый и драматичный период отечественной истории, который
характеризуется созданием советской модели общественно-государственной
системы с её однопартийностью, монополией коммунистической идеологии,
значительным контролем партийно-государственных структур над
различными сферами жизни общества. Одновременно с этим идут
важнейшие процессы в экономике – коллективизация в деревне,
индустриализация в городе, предопределившие ускоренную урбанизацию
Советского Союза. В 1930-е гг. в СССР происходит реформирование
системы образования, основывающееся на новых подходах к воспитанию
молодежи. Именно в эти годы значительно возрастает значение культуры в
государственной политике, а учреждения культуры – кинотеатры и театры,
музеи и библиотеки – начинают играть важнейшую роль в процессах
идеологического воспитания советского человека. Их важной задачей стала
демонстрация обществу не столько того, что происходило в
действительности, сколько того, что должно существовать в идеале.
Культура и культурное развитие всегда были неотъемлемыми частями
человеческой жизни и необходимыми условиями его развития. Приобщение
человека к культуре начинается с самого раннего возраста и чаще всего
осуществляется посредством посещения им разнопрофильных учреждений
культуры, основными функциями которых являются трансляция и передача
ценностей, обучение навыкам и необходимым знаниям в различных сферах
жизни, а также приумножение и сохранение культурного наследия
человечества. От того, как организовано функционирование учреждений
культуры, зависит уровень развития культуры, начиная с граждан отдельного
муниципального образования и заканчивая всем населением нашей большой
страны. Этим обстоятельством подтверждается актуальность выбранной
темы.
Томск, утративший в 1920-е гг. статус губернского центра, был
городом периферийным, хотя и достаточно крупным, насчитывавшим 150
тысяч жителей накануне Великой Отечественной войны. Материал по
истории города позволяет охарактеризовать конкретные формы работы и
раскрыть основные тенденции в развитии томской культуры в 1930-е – 1945
г. в контексте происходивших в стране изменений.
Те трудности, с которыми сталкивались заведения культуры Томска в
1930-е – 1945 г., характерны и для учреждений культуры наших дней. Их
схожесть – в недостаточном финансировании, которое влечет за собой ряд
немаловажных проблем: их плохая или отсталая (имеется в виду
неактуальная для текущего времени) техническая и технологическая
оснащенность; неукомплектованность штата кадров из-за низкой заработной
платы специалистов; низкий уровень качества и доступности услуг
рассматриваемых учреждений.
Отдельно заметим, что культурной инфраструктуре, в контексте
современных урбанистических концепций, придаётся особое значение в
XXI в. Этот факт актуализирует обращение к опыту прошлого – как для
выявления закономерностей, влияющих на текущие процессы в городской
культуре, так и для поиска заслуживающих внимания практик.
Актуальность предпринятого исследования очевидна и в свете
вышедшего Распоряжения Правительства РФ от 29.02.2016 № 326, согласно
которому на период до 2030 года приоритетными направлениями развития
сферы культуры являются: создание условий для реализации каждым
человеком его творческого потенциала; обеспечение гражданам доступа к
знаниям, информации и культурным ценностям; создание условий для
воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и
его использование для воспитания и образования.
После прихода к власти партия большевиков форсировала развитие
культуры в стране, провозгласив осуществление культурной революции,
которая должна была решить две основные задачи: утверждение идеологии
большевизма и ликвидацию неграмотности. Оба этих направления были
неразрывно связаны между собой и имели большое политическое значение.
Важно было ускоренно трансформировать традиционные установки в
сознании населения и сформировать новые мировоззренческие ориентиры.
Отдельного внимания руководящих органов заслуживало население,
проживающее на обширной сибирской территории. Труднодоступность,
отсутствие постоянных коммуникаций, удаленность от центральных районов
делала территорию Западной Сибири объектом пристального внимания
партии.
Задачи культурной революции были поставлены прежде всего перед
учреждениями культуры, которые в этот период рассматривалась властями в
качестве инструментов агитации и пропаганды. В Томске главными
культурными учреждениями были: Центральная Городская библиотека,
Томский краевой музей, Городской театр, Музыкальное училище, кинотеатр
им. М. Горького.
В годы первых пятилеток особое внимание со стороны партийных
органов и лично И. В. Сталина, который просматривал все выпускаемые
фильмы, уделялось кинематографу – «важнейшему из всех искусств».
Открывались новые кинематографические вузы, велось массовое
строительство кинотеатров, организовывался передвижной показ. В
постановлении ЦК ВКП(б) «О руководящих кадрах работников
кинематографии» (январь 1929 г.) кино было охарактеризовано как оружие
культурной революции, коммунистического просвещения и организации
широких масс, поэтому и в Томске заботились о стопроцентном охвате кинообслуживанием города и сельских районов. Кинотеатр стал тем местом, где люди могли провести досуг и приобщиться к новым решениям партии...
1. Докладная записка начальника Томского отдела кинофикации о
состоянии киносети г. Томска на декабрь 1943 г. // Центр документации
нвейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 254.
2. Из протокола № 31 заседания бюро Томского гортеатра ВКП (б) от
15-16 июня 1938 г. О результатах проверки работы Томского городского
театра за сезон 1937-1938 гг. // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 1. – Д. 840.
3. Из протокола № 334 заседания бюро Томского горкома ВКП(б) от 2-
3 июня 1943 г. О состоянии хранения экспонатов, картин и других ценностей
Краеведческого музея города Томска // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 205.
4. Из протокола № 369 заседания бюро Томского горкома ВКП(б) от 3
ноября 1943 г. О награждении грамотами Горсовета работников и студентов
Ленинградского Государственного театрального института // ЦДНИ ТО. – Ф.
80. – Оп. 3. – Д. 208.
5. Из протокола № 422 заседания бюро Томского Горкома ВКП (б) от
23 августа 1944 г. О работе 1-го Белорусского Государственного ордена
трудового Красного Знамени драматического театра за 3 года Отечественной
войны (1941–1944 гг.) // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 323.
6. Из протокола № 434 заседания бюро Томского горкома ВКП(б) от 29
ноября 1944 г. О работе кинотеатров им. М. Горького и И. Черных // ЦДНИ
ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 323.
7. Из протокола №71 заседания бюро Томского Горкома ВКП (б) от 14
мая 1941 г. О работе городского драматического театра // ЦДНИ ТО. – Ф. 80.
– Оп. 3. – Д. 3.
8. О работе детского кинотеатра им. И. Черных. Постановление бюро
Томского горкома ВЛКСМ (ГК ВЛКСМ) от 26 февраля 1943 г. // ЦДНИ ТО. –
Ф. 1020. – Оп. 1. – Д. 15.
75
9. Отчет о работе отдела пропаганды и агитации Томского ГК ВКП(б)
за 1943 г. // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 257.
10. Отчет о работе отдела пропаганды и агитации Томского горкома
ВКП(б) за первое полугодие 1943 г. // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 251.
11. Отчет о работе училища за 1939–1940 учебный годы //
Государственный архив Томской области (ГАТО). – Ф. Р.37. – Оп. 1. – Д. 7.
12. Отчет о работе училища за 1943–1944 учебные годы // ГАТО. –
Ф. Р-37. – Оп. 1. – Д. 13.
13. Письмо секретарю ЦК ВКП(б) Жданову А. А. о состоянии
кинообслуживании жителей города Томска // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. –
Д. 2.
14. Протокол заседания музыкально-патриотической секции от
10 октября до 13 декабря 1941 г. // ГАТО. – Ф. Р.37 – Оп. 1. – Д. 9.
15. Решения исполкома Томского областного совета депутатов
трудящихся о мерах оказания помощи училищу // ГАТО. – Ф. Р.-37. – Оп. 1 –
Д. 1....104