ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОДОМИНИРУЮЩИХ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И УРОВНЕЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ
|
Только PDF
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы когнитивных стилей и прокрастинации 8
1.1 Подходы к изучению феномена «когнитивный стиль» 8
1.2 Понятие «прокрастинации» и особенности его проявления 25
1.3 Психологические характеристики личности в студенческом возрасте 38
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи доминирующих когнитивных стилей и уровней прокрастинации у студентов 45
2.1 Программа эмпирического исследования 46
2.3 Эмпирическое исследование особенностей когнитивных стилей и прокрастинации студентов 53
Глава 3. Практические рекомендации по снижению уровня прокрастинации у студентов 71
3.1 Описание целей и задач программы по снижению прокрастинации 71
3.2 Проектное предложение 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анализ нормальности распределения изучаемых параметров 83 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Корреляция компонентов когнитивных стилей и мотиваций с прокрастинацией 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланк шкалы прокрастинации П. Стила 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.1 Техники работы по снижению прокрастинации на когнитивном уровне 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.2 Техники работы по снижению прокрастинации на поведенческом уровне 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.3 Техники работы по снижению прокрастинации на эмоциональном уровне 89
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы когнитивных стилей и прокрастинации 8
1.1 Подходы к изучению феномена «когнитивный стиль» 8
1.2 Понятие «прокрастинации» и особенности его проявления 25
1.3 Психологические характеристики личности в студенческом возрасте 38
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи доминирующих когнитивных стилей и уровней прокрастинации у студентов 45
2.1 Программа эмпирического исследования 46
2.3 Эмпирическое исследование особенностей когнитивных стилей и прокрастинации студентов 53
Глава 3. Практические рекомендации по снижению уровня прокрастинации у студентов 71
3.1 Описание целей и задач программы по снижению прокрастинации 71
3.2 Проектное предложение 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анализ нормальности распределения изучаемых параметров 83 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Корреляция компонентов когнитивных стилей и мотиваций с прокрастинацией 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланк шкалы прокрастинации П. Стила 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.1 Техники работы по снижению прокрастинации на когнитивном уровне 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.2 Техники работы по снижению прокрастинации на поведенческом уровне 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.3 Техники работы по снижению прокрастинации на эмоциональном уровне 89
В современном мире, в условиях постоянно изменяющихся внешних обстоятельств,
когда сложно или даже невозможно просчитать возможные пути развития событий,
знания быстро устаревают, но являются более доступными, их всегда можно приобрести,
становятся важнее навыки, которые важны в любой профессиональной области.
Возрастает потребность в специалистах, обладающих разносторонней компетентностью,
для успешности образования становятся важны не только приобретенные
профессиональные навыки, но и гибкие навыки, под которым понимают широкий спектр
умений, включающий в себя, например, умение управлять собой, своим временем, умение
учиться. В качестве одного из путей повышения качества образования рассматривается
его персонализация, в которой учет когнитивных особенностей рассматривается как
фактор повышения продуктивности (С.Н. Сорокумова, С.П. Елшанский, Е.Б. Пучкова,
Ю.В. Суховершина., 2020).
В период студенчества, важным является определение оптимальности личностностилевых особенностей студентов, индивидуальных способов переработки информации о
мире в виде различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации и
оценивании (Э.Ф. Зеер; А.К. Маркова; Е.А. Климов). Данные особенности можно
объединить понятием «когнитивные стили». Когнитивные стили — это индивидуальносвоеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику
склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального
поведения (А.М. Холодная). Существует множество научных работ, в которых описаны
различные виды когнитивных стилей и способы их диагностики, обсуждается взаимосвязь
когнитивных стилей с другими психологическими конструктами (М.А. Холодная;
И..Г. Скотникова, В.М. Русалов; и др). Исследователи отмечают, что люди редко имеют
один доминирующий когнитивный стиль, а имеют комбинацию разных стилей (Cools &
Van den Broeck, 2007), при этом, стили могут проявляться как на уровне восприятия, на
уровне особенностей мышления, так и на метапознавательном - рефлексивном уровне
(Н.В. Жбанкова, Н.В. Лукьянченко)
Именно студенческий возраст является важным периодом в жизни человека, в
течение которого он не только определяется со своим профессиональным выбором, но и
обретает чувство взрослости и идентичности, планирует свое будущее. Значимыми
являются учебные и профессиональные достижения, которые укрепляют веру в себя, свою способность к продуктивной деятельности, и одновременно закладывают базу для успешной самореализации в будущем. На данный момент, исследователи, в качестве
одного из существенных факторов, приводящим к затруднениям в обучении выделяют
неорганизованность в обучении, в частности, прокрастинацию (Ковылин В.С., 2013).
Прокрастинацию понимают как это предполагаемое действие, которое добровольно откладывается, несмотря на понимание, что подобная задержка не даст позитивного исхода (П. Стил, 2002)...
когда сложно или даже невозможно просчитать возможные пути развития событий,
знания быстро устаревают, но являются более доступными, их всегда можно приобрести,
становятся важнее навыки, которые важны в любой профессиональной области.
Возрастает потребность в специалистах, обладающих разносторонней компетентностью,
для успешности образования становятся важны не только приобретенные
профессиональные навыки, но и гибкие навыки, под которым понимают широкий спектр
умений, включающий в себя, например, умение управлять собой, своим временем, умение
учиться. В качестве одного из путей повышения качества образования рассматривается
его персонализация, в которой учет когнитивных особенностей рассматривается как
фактор повышения продуктивности (С.Н. Сорокумова, С.П. Елшанский, Е.Б. Пучкова,
Ю.В. Суховершина., 2020).
В период студенчества, важным является определение оптимальности личностностилевых особенностей студентов, индивидуальных способов переработки информации о
мире в виде различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации и
оценивании (Э.Ф. Зеер; А.К. Маркова; Е.А. Климов). Данные особенности можно
объединить понятием «когнитивные стили». Когнитивные стили — это индивидуальносвоеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику
склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального
поведения (А.М. Холодная). Существует множество научных работ, в которых описаны
различные виды когнитивных стилей и способы их диагностики, обсуждается взаимосвязь
когнитивных стилей с другими психологическими конструктами (М.А. Холодная;
И..Г. Скотникова, В.М. Русалов; и др). Исследователи отмечают, что люди редко имеют
один доминирующий когнитивный стиль, а имеют комбинацию разных стилей (Cools &
Van den Broeck, 2007), при этом, стили могут проявляться как на уровне восприятия, на
уровне особенностей мышления, так и на метапознавательном - рефлексивном уровне
(Н.В. Жбанкова, Н.В. Лукьянченко)
Именно студенческий возраст является важным периодом в жизни человека, в
течение которого он не только определяется со своим профессиональным выбором, но и
обретает чувство взрослости и идентичности, планирует свое будущее. Значимыми
являются учебные и профессиональные достижения, которые укрепляют веру в себя, свою способность к продуктивной деятельности, и одновременно закладывают базу для успешной самореализации в будущем. На данный момент, исследователи, в качестве
одного из существенных факторов, приводящим к затруднениям в обучении выделяют
неорганизованность в обучении, в частности, прокрастинацию (Ковылин В.С., 2013).
Прокрастинацию понимают как это предполагаемое действие, которое добровольно откладывается, несмотря на понимание, что подобная задержка не даст позитивного исхода (П. Стил, 2002)...
В ходе теоретического анализа подходов к пониманию феноменов
прокрастинация» и «когнитивный стиль», были проанализированы различные работы
посвященные изучению когнитивных стилей и прокрастинации.
Было установлено, что в настоящее время в психологии нет единого представления
о положения когнитивных стилей в структуре индивидуальности. Наиболее полной
концепцией, рассматривающей структуру когнитивных стилей, представляется
трехуровневая модель структурно-уровневой организации когнитивных стилей, личности,
в рамках которой когнитивные стили рассматриваются как разноуровневые личностные
образования внутри единой личностной системы, на сенсорно-перцептивном уровне,
мыслительном и рефлексивном (метапознавательном).
Когнитивные стили являются устойчивыми структурно-динамическими
особенностями, отражающими типичные для человека способы получения и переработки
информации, которые проявляются во всех сферах жизни, в том числе в принятии
решений относительно учебных задач и стратегий их решения. Когнитивно-стилевая
проблематика присутствует и активно изучается в таких областях психологии как
педагогическая психология.
Было определено, что когнитивные стили влияют на способы решения задач и
принятие решений, на основании чего было выдвинуто предположение о наличии
взаимосвязи когнитивных стилей и принятии решения о откладывании выполнения дел -
прокрастинации.
В результате теоретического анализа было установлено, что несмотря на различия
в подходах к пониманию причин прокрастинации, большинство авторов понимают ее как
сознательное откладывание выполнения необходимых заданий, при понимании
негативных последствий откладывания.
Проблема прокрастинации актуальна в академической среде, где она приводит к
снижению успеваемости, повышению уровня тревожности, часто - к образованию
комплекса неполноценности и как результат - к отказу от дальнейшего обучения.
В студенческий период достигаются многие оптимумы биологического развития, в
данный период человек лучше всего способен к овладению сложными способами
интеллектуальной деятельности. Данный период является важным и оптимальным, для
овладения способами высшей регуляции своего поведения, в частности - снижении
склонности к прокрастинированию.
75
В результате эмпирического исследования гипотеза о наличии взаимосвязи между
особенностями доминирующих когнитивных стилей и различными уровнями
выраженности прокрастинации у студентов, была частично подтверждена.
Были выявлены особенности когнитивных стилей, связанные с уровнями
прокрастинации студентов - студенты с низкой прокрастинацией имеют высокий уровень
такого показателя аналитичного/холистичного когнитивного стиля, как каузальная
атрибуция, данные студенты склонны при анализе причин опираться на явления в
окружающей среде.
Дополнительная гипотеза о доминирующем влиянии академической мотивации,
как регуляторной составляющей когнитивных способностей, на уровни выраженности
прокрастинации у студентов, была подтверждена. Выявлено, что интроецированная и
экстернальная академическая мотивация более выражены у студентов с высокой
прокрастинацией, в меньшей степени у студентов с низкой мотивацией. У студентов с
высокой мотивацией достижения, низкий уровень склонности к прокрастинации.
Наличие взаимосвязи между интроецированной мотивацией, напрямую влияющей
на уровень прокрастинации, с когнитивным стилем толерантность/нетолерантность к
нереалистичному опыту, позволяет предположить, что данный когнитивный стиль влияет
на уровень прокрастинации, опосредованно, через интроецированную мотивацию.
Несмотря на то, что в результате данной работы не было выявлено ожидаемой
взаимосвязи уровней прокрастинации с выделенными когнитивными стилями,
полученные результаты дают основания для продолжения исследования влияния
когнитивных стилей на других уровнях - сенсорно-перцептивном и мыслительном, а
также исследования других когнитивных стилей, не измеряемых в ходе данного
исследования.
На основании полученных данных была разработана программа
психопрофилактики прокрастинации у студентов, направленная на снижение склонности к прокрастинации, путем формирования представлений о особенностях данного феномена и индивидуальной стратегии по ее снижению. Программа включает в себя
диагностический, просветительский, психо-коррекционный и рефлексивный этап работы.
прокрастинация» и «когнитивный стиль», были проанализированы различные работы
посвященные изучению когнитивных стилей и прокрастинации.
Было установлено, что в настоящее время в психологии нет единого представления
о положения когнитивных стилей в структуре индивидуальности. Наиболее полной
концепцией, рассматривающей структуру когнитивных стилей, представляется
трехуровневая модель структурно-уровневой организации когнитивных стилей, личности,
в рамках которой когнитивные стили рассматриваются как разноуровневые личностные
образования внутри единой личностной системы, на сенсорно-перцептивном уровне,
мыслительном и рефлексивном (метапознавательном).
Когнитивные стили являются устойчивыми структурно-динамическими
особенностями, отражающими типичные для человека способы получения и переработки
информации, которые проявляются во всех сферах жизни, в том числе в принятии
решений относительно учебных задач и стратегий их решения. Когнитивно-стилевая
проблематика присутствует и активно изучается в таких областях психологии как
педагогическая психология.
Было определено, что когнитивные стили влияют на способы решения задач и
принятие решений, на основании чего было выдвинуто предположение о наличии
взаимосвязи когнитивных стилей и принятии решения о откладывании выполнения дел -
прокрастинации.
В результате теоретического анализа было установлено, что несмотря на различия
в подходах к пониманию причин прокрастинации, большинство авторов понимают ее как
сознательное откладывание выполнения необходимых заданий, при понимании
негативных последствий откладывания.
Проблема прокрастинации актуальна в академической среде, где она приводит к
снижению успеваемости, повышению уровня тревожности, часто - к образованию
комплекса неполноценности и как результат - к отказу от дальнейшего обучения.
В студенческий период достигаются многие оптимумы биологического развития, в
данный период человек лучше всего способен к овладению сложными способами
интеллектуальной деятельности. Данный период является важным и оптимальным, для
овладения способами высшей регуляции своего поведения, в частности - снижении
склонности к прокрастинированию.
75
В результате эмпирического исследования гипотеза о наличии взаимосвязи между
особенностями доминирующих когнитивных стилей и различными уровнями
выраженности прокрастинации у студентов, была частично подтверждена.
Были выявлены особенности когнитивных стилей, связанные с уровнями
прокрастинации студентов - студенты с низкой прокрастинацией имеют высокий уровень
такого показателя аналитичного/холистичного когнитивного стиля, как каузальная
атрибуция, данные студенты склонны при анализе причин опираться на явления в
окружающей среде.
Дополнительная гипотеза о доминирующем влиянии академической мотивации,
как регуляторной составляющей когнитивных способностей, на уровни выраженности
прокрастинации у студентов, была подтверждена. Выявлено, что интроецированная и
экстернальная академическая мотивация более выражены у студентов с высокой
прокрастинацией, в меньшей степени у студентов с низкой мотивацией. У студентов с
высокой мотивацией достижения, низкий уровень склонности к прокрастинации.
Наличие взаимосвязи между интроецированной мотивацией, напрямую влияющей
на уровень прокрастинации, с когнитивным стилем толерантность/нетолерантность к
нереалистичному опыту, позволяет предположить, что данный когнитивный стиль влияет
на уровень прокрастинации, опосредованно, через интроецированную мотивацию.
Несмотря на то, что в результате данной работы не было выявлено ожидаемой
взаимосвязи уровней прокрастинации с выделенными когнитивными стилями,
полученные результаты дают основания для продолжения исследования влияния
когнитивных стилей на других уровнях - сенсорно-перцептивном и мыслительном, а
также исследования других когнитивных стилей, не измеряемых в ходе данного
исследования.
На основании полученных данных была разработана программа
психопрофилактики прокрастинации у студентов, направленная на снижение склонности к прокрастинации, путем формирования представлений о особенностях данного феномена и индивидуальной стратегии по ее снижению. Программа включает в себя
диагностический, просветительский, психо-коррекционный и рефлексивный этап работы.





