СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В ТВОРЧЕСТВЕ БАЛЕРИНЫ И ПЕДАГОГА-РЕПЕТИТОРА Г. Т. КОМЛЕВОЙ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Преемственность традиций как основополагающий фактор жизни балетного театра во времени
1.1 Сохранение и передача традиций классического балета в школьном обучении (на примере Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой)
1.2 Балетный театр как хранитель балетных шедевров и традиций их исполнения (на примере Мариинского театра)..….……………...… 29
1.3 Проблемы сохранения и развития традиций классического балета в новых поколениях танцовщиков
1.4 Роль педагогов-репетиторов в сохранении классических традиций
ГЛАВА 2. Габриэла Комлева как наследница академических традиций русского балета в исполнительском искусстве своего времени……………..………..… 55
2.1 Восприятие традиций от педагогов ленинградской школы как основа профессионального становления Габриэлы Комлевой ……...……….….56
2.1.1 Педагоги Комлевой в Ленинградском хореографическом училище
2.1.2 Педагоги Комлевой в Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова
2.2 Искусство Габриэлы Комлевой в центральных партиях классических балетов
ГЛАВА 3. Работа Габриэлы Комлевой в качестве педагога и балетмейстера-репетитора Мариинского театра
3.1 Профессия педагога-репетитора как новая форма творческой деятельности Г. Т. Комлевой
3.2. Сохранение и передача ученицам традиций романтического репертуара
3.2.1 «Сильфида»
3.2.2 «Жизель»
3.3. Сохранение и передача ученицам традиций академического репертуара
3.3.1 «Спящая красавица»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………
ГЛАВА 1. Преемственность традиций как основополагающий фактор жизни балетного театра во времени
1.1 Сохранение и передача традиций классического балета в школьном обучении (на примере Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой)
1.2 Балетный театр как хранитель балетных шедевров и традиций их исполнения (на примере Мариинского театра)..….……………...… 29
1.3 Проблемы сохранения и развития традиций классического балета в новых поколениях танцовщиков
1.4 Роль педагогов-репетиторов в сохранении классических традиций
ГЛАВА 2. Габриэла Комлева как наследница академических традиций русского балета в исполнительском искусстве своего времени……………..………..… 55
2.1 Восприятие традиций от педагогов ленинградской школы как основа профессионального становления Габриэлы Комлевой ……...……….….56
2.1.1 Педагоги Комлевой в Ленинградском хореографическом училище
2.1.2 Педагоги Комлевой в Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова
2.2 Искусство Габриэлы Комлевой в центральных партиях классических балетов
ГЛАВА 3. Работа Габриэлы Комлевой в качестве педагога и балетмейстера-репетитора Мариинского театра
3.1 Профессия педагога-репетитора как новая форма творческой деятельности Г. Т. Комлевой
3.2. Сохранение и передача ученицам традиций романтического репертуара
3.2.1 «Сильфида»
3.2.2 «Жизель»
3.3. Сохранение и передача ученицам традиций академического репертуара
3.3.1 «Спящая красавица»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………
Жизнь классических балетов ХIХ – ХХ веков всецело зависит от исполнителей, подготовленных в балетной школе и приходящих в театр на смену своим предшественникам. Каждая генерация артистов овладевает мастерством, необходимым для сохранения и достойного исполнения спектаклей, в которых заключены художественные достижения прошлого. Основой любой балетной труппы, имеющей в репертуаре шедевры наследия, служит иерархическое объединение профессиональных групп – от кордебалета до балерин и премьеров, где каждое звено является носителем сложившихся в прошлом исполнительских традиций. Передача секретов профессионального опыта по цепи балетных поколений происходит на всех уровнях, однако все восходит к вершине «пирамиды», где сосредоточено высшее хореографическое мастерство танца. Этот пласт балетного искусства нуждается в артистах особого рода, способных по своим возможностям и дарованиям исполнять сложнейшие центральные партии классических балетов, постигая и наследуя их традиции. В эту избранную касту входят самые талантливые выпускники балетных школ, в ней формируются и растут лидеры, являющиеся лицом своего поколения и завоевывающие легендарную значимость как своего творчества, так и воплощаемых ими образов балетного искусства. Такой выдающейся артисткой советского балетного театра второй половины ХХ века была Габриэла Трофимовна Комлева.
Г. Т. Комлеву, выступавшую на ленинградской сцене в 1950-е – 1980-е годы – называли хранительницей классических традиций, наследницей вековых устоев, «балериной Петипа». Ее танец отличался невероятной чистотой и точностью, другими словами, академизмом. Г. Т. Комлева вошла в историю балета как универсальная танцовщица, мастер высшего уровня, сочетавшая блестящую технику с актерской игрой и легкостью исполнения.
По окончании Ленинградского хореографического училища в 1957 году она была принята в Ленинградский академический театр оперы и балета им. Кирова и стала одной из тех, кто в 1960-е – 1980-е годы поддерживал традиции и определял направление поисков в современном исполнительстве. В ее творчестве совершенство формы инструментального танца соединялось с ярким актерским талантом. Она исполняла уникальный по разнообразию репертуар – от лирического до трагедийного. Богатство и выразительность красок делали каждую роль эмоционально насыщенной и многоплановой. Она танцевала Аврору, Китри, Одетту-Одиллию, Никию, Раймонду, Жизель, Сильфиду, заняв в истории исполнения этих партий одно из видных мест. Драматическая выразительность и остросовременное пластическое чутье Комлевой сполна раскрылось в новых постановках – И. Д. Бельского (Потерявшая любимого, «Берег надежды», 1959, и Девушка, «Ленинградская симфония», 1961), К. М. Сергеева (Планета, «Далекая планета», 1964, Офелия, «Гамлет», 1974), О. М. Виноградова (Асият, «Горянка», 1968), Б. Я. Эйфмана («Жар-птица», 1975), Д. А. Брянцева («Романс», 1982). Героини Комлевой потрясали силой чувств, обретавших в танце совершенную хореографическую форму. Отличительной чертой исполнительства балерины считалось воплощение духовной сути балетной роли средствами выразительного танца.
Длинный исполнительский путь Комлевой привел ее к педагогической деятельности в родном театре. И вот уже почти пятьдесят лет она работает с солистками балета и передает им свое мастерство и профессиональные секреты. На педагогах-репетиторах в театрах лежит огромная ответственность за сохранение и развитие классического балета. Они не только обучают технике, но и формируют у танцовщиков глубокое понимание традиций и истории хореографии, воспитывая будущих артистов. Именно репетиторы обеспечивают преемственность поколений, гарантируя, что классические спектакли будут исполняться с техническим совершенством и глубоким эмоциональным пониманием.
Актуальность заявленной темы обусловлена отсутствием на настоящий момент комплексного труда, анализирующего долговременную творческую деятельность балерины Г. Т. Комлевой. Тогда как в ее случае такая работа позволяет привлечь внимание к проблеме сохранения и совершенствования исполнения традиционного классического репертуара Мариинского театра, а также определить само содержание традиций, которые сохраняют Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Мариинский театр и, в частности, Комлева в своем служении на балетном поприще. За этим стоят вопросы преемственности и передачи профессионального опыта предыдущего поколения новому. Творчество балерины и педагога-репетитора Комлевой позволяет рассмотреть актуальные на сегодня требования к исполнителям классических спектаклей, уровень которых должен неизменно поддерживаться на академической высоте. Текст, образ, стиль, качество танца – эти факторы создают художественную образность, которую нельзя утратить, чтобы не потерять завоеванных в веках достижений русского балетного искусства. Острие проблемы упирается в согласование традиций классической хореографии с новыми требованиями к эстетике женского танца и с современным развитием его виртуозности.
Для рассмотрения педагогической деятельности взяты главные женские партии из балетов классического наследия, в которых Комлева прославилась как исполнительница и которые затем явились «материалом» ее репетиторской работы. Это Сильфида и Жизель в одноименных романтических балетах и Аврора как партия академического репертуара («Спящая красавица»). В данном научном исследовании предпринята попытка описать и проанализировать требования и замечания педагога-репетитора Г. Т. Комлевой к характеру и стилю танца и тем самым зафиксировать для истории содержательное наполнение хореографического текста и его технические каноны с точки зрения известных репетитору традиций и секретов исполнения, которые необходимо передать по цепи преемственности. Таким образом, выявится практическая схема подготовки балерин к классическому репертуару на примере важнейших классических партий, а опыт и знания Г. Т. Комлевой, аккумулирующие в себе также мастерство предшественников, может послужить ориентиром для совершенствования профессиональных навыков новых поколений танцовщиц.
Степень научной разработанности темы исследования.
Преемственность традиций в хореографии является одним из ключевых факторов, который обеспечивает существование и процветание балетного театра. «Сила балета не в ложно понятом “прогрессизме”, а в опоре на вековые традиции и в оживлении этих традиций для современности» .Поэтому данная проблема заслуженно привлекает внимание исследователей и балетоведов с начала XX века по сегодняшний день. Традиции служат связующим звеном между эпохами и стилями, а также обеспечивают эстетические нормы, присущие балетному искусству.
Значительный вклад в изучение традиций балетного театра внесли исследователи и критики такие как Л. Д. Блок, А. Л. Волынский, А. Я. Левинсон, А. А. Плещеев, В. Я. Светлов, К. А. Скальковский, Ю. И. Слонимский, С. Н. Худеков. Их труды направлены на изучение исторических корней русского балета и поиск гармонии между классикой и современностью. Идеи и мысли, высказанные выдающимися умами, составили фундамент современного балетоведения и безусловно остаются актуальными сегодня. Доктор искусствоведения В. В. Ванслов уделял много внимания проблемам соотношения традиций и новаторства в творчестве виднейших советских хореографов. Доктор искусствоведения В. М. Красовская оставила огромное наследие по истории балетного театра, помимо этого ее перу принадлежат обзоры ленинградских балетных сезонов, проблемные статьи по вопросам классического наследия, множество рецензий на балетные спектакли и статьи о творчестве ведущих балетмейстеров и артистов.
В дополнение к русским исследованиям приведем американского историка, писательницу и балетного критика Дженнифер А. Хоманс и ее книгу «Ангелы Аполлона: история балета» . Русскому балету посвящена седьмая глава: Tsars of Dance: Imperial Russian Classicism.Автор пишет о том, что русский балет непрерывно развивался, сохраняя свои классические корни и одновременно охватывая новые художественные направления, обеспечивая себе место в мировых балетных традициях.
Важность передачи знаний, сохранения балетного репертуара и обучения новых поколений артистов – эти задачи, а также проблемы, возникающие в процессе передачи опыта отмечаются в статьях следующих авторов, наших современников: Е. А. Андриенко, О. В. Грызуновой и В. В. Омельницкой, Г. А. Исаевой, М. А. Капиносовой, Г. Т. Комлевой, Ф. В. Лопухова-младшего, А. М. Полубенцева, О. И. Розановой, А. А. Соколова-Каминского, Е. В. Тимошенко.
Анализ творчества педагога-балетмейстера Г. Т. Комлевой может способствовать пониманию проблем современного балетного репертуара в академических театрах. Ведь традиции советского балета уходят в прошлое. Среди них одна из самых значительных –традиция исполнительского мастерства. Деятельность балерины, ее творческая жизнь на сцене позволит составить картину балетного репертуара Мариинского театра в исторической ретроспективе. Особо отметим, что заявленное исследование базируется на системе преподавания классического танца А. Я. Вагановой, которое отражает стиль и манеру исполнения, отличающую нашу балетную школу от других.
Об исполнительском искусстве Г. Т. Комлевой писали самые именитые балетные критики и театроведы такие как Ю. А. Головашенко, С. А. Давлекамова, А. Т. Дашичева, А. П. Демидов, Г. Н. Добровольская, Д. И. Золотницкий, С. В. Катонова, В. М. Красовская , В. В. Прохорова, О. И. Розанова ,Л. П. Савицкая, И. В. Ступников, О. А. Федорченко, Н. И. Эльяш. Видные деятели из разных областей наук: Д. М. Прянишников, А. А. Смородинцев , П. В. Филлипов . Коллеги по сцене, хореографы, артисты и музыканты: И. Д. Бельский, О. М. Виноградов, Ю. В. Гамалей, Н. А. Долгушин, К. О. Ниязов, Б. В. Шавров.
Работы последних лет, которые посвящены творчеству балерины Г. Т. Комлевой, принадлежат перу следующих авторов: Г. Н. Емельянова-Зубковская, О. В. Кирпиченкова, С. В. Лалетин, П. Ю. Масленников, О. И. Розанова.
В книге-альбоме «Государственный ордена Ленина Академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова», автором текста о балете является театровед, балетовед, доктор искусствоведения И. В. Ступников. Этот раздел рассказывает о выдающихся мастерах и спектаклях, идущих на сцене театра советского периода. Автор отмечает, что «в сложный период становления Советского государства артисты балета самоотверженно трудились, бережно сохраняя классические традиции отечественной хореографии». Важным для проработки темы являются характеристики образов Комлевой. В списке спектаклей того периода автор описывает лучших исполнителей главных партий, отмечая их образы и нюансы исполнения. О Г. Т. Комлевой Ступников пишет в партиях: Злюки («Золушка»), Хозяйки Медной горы («Каменный цветок»), Китри («Дон Кихот»), Никии («Баядерка»), Девушки («Ленинградская симфония») и Асият («Горянка»).
В данной работе нельзя было обойтись без обращения к двум мемуарным книгам Г. Т. Комлевой: «Танец - счастье и боль... Записки петербургской балерины» и «Танец - счастье и боль... Из дневников петербургской балерины» . В них от первого лица дается канва биографии, начиная с детских лет и заканчивая последним выходом на сцену в качестве балерины.
Объект исследования: традиции классического танца петербургского балета.
Предмет исследования: творческая деятельность балерины и репетитора Г.Т.Комлевой как наследницы и хранительницы классических традиций петербургской балетной школы.
Цель данного исследования: выявить уникальность Г.Т. Комлевой как преемницы классических традиций балетного театраXIX – ХХ века и определить значение ее репетиторского опыта в сбережении классического наследия.
Цель исследования определила следующие задачи:
1. Изучить и структурировать фундаментальные понятия классических традиций и их роль в жизни балетного театра;
2. Проанализировать проблему преемственности классических традиций во времени;
3. Проследить через репертуар выпускных спектаклей Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой процесс приобщения к шедеврам классического наследия новых поколений артистов.
4. Собрать материалы прессы, архивов по исполнительской деятельности Г. Т. Комлевой;
5. Охарактеризовать творческий путь и становление Г. Т. Комлевой от ученицы до балерины и педагога-балетмейстера.
6. Проанализировать особенности исполнительского мастерства Комлевой и его связи с мастерством предшественников.
7. Зафиксировать репетиторский опыт Комлевой в процессе работы с молодыми артистами.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Классифицированы выпускные спектакли Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой (бывшего Хореографического училища) за период 1920–2025 гг.
2. Установлена значимость педагогов-репетиторов в вопросе преемственности традиций хореографического искусства.
3. Впервые систематизирована картина исполнительского искусства Г. Т. Комлевой, основанная на традициях предшествующих мастеров.
4. Впервые зафиксирован репетиционный процесс Г. Т. Комлевой при подготовке балерин к исполнению ведущих женских партий в классических балетах.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что показано значение сохранения традиций классического танца, как важнейшего аспекта жизни балетного театра.
Зафиксированный автором репетиционный процесс может быть использован для подготовки главных женских партий в обозначенных спектаклях. Также результаты исследования позволяют проследить изменения, произошедшие в хореографическом тексте со времен советского балетного театра.
Практическая значимость исследования. Данные результаты носят образовательный характер. Замечания и требования педагога-репетитора Г. Т. Комлевой позволят не потерять связь нашего поколения с поколением танцовщиков советского (ленинградского) периода. Зафиксированный процесс ведения репетиции может быть полезен для качественного исполнения хореографии на сценах академических театров, а также рекомендован для хореографических училищ.
Источниковую базу диссертации составляют материалы, статьи и вырезки из газет, найденные автором в Архиве Мариинского театра, в Санкт–Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства и предоставленные из личного архива Г. Т. Комлевой письма И. А. Венерт .
Исследование базируется на спектаклях классического репертуара Мариинского театра (в редакциях ХХ века), а также документальных фильмах Образы танца» , «Танцует Габриэла Комлева» и видеозаписи спектакля «Баядерка» в ее исполнении.
Педагогические требования и особенности исполнения классических ролей, базирующиеся на работе педагога-репетитора Мариинского театра, изучались по непосредственным репетициям Г. Т. Комлевой и конспективным их записям автором работы. Дополнительными источниками служат интервью и беседы с Комлевой и работающими с ней артистами.
Методология и методы исследования:
1. теоретический метод, позволил провести анализ научно-методической, искусствоведческой и другой литературы;
2. культурно-исторический метод позволил выявить факторы, повлиявшие на решение проблем в процессе сохранения наследия классического балета;
3. эмпирический метод для проведения педагогического эксперимента: наблюдение, экспертные оценки, собеседования, методика системного анализа;
4. биографический метод позволил изучить творческую биографию Г. Т. Комлевой;
5. дескриптивный метод для оценочно-описательного исследования различных хореографических текстов;
6. метод сравнительного анализа применялся при сопоставлении исполнительского мастерства Комлевой и артистов Мариинского театра настоящего периода;
7. методы статистической обработки результатов педагогического исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Приобщение новых поколений к классическим традициям балетного наследия начинается с учебы в Школе , придерживающейся определенной репертуарной политики.
2. Творческая деятельность Комлевой как балерины и педагога-репетитора является примером преемственности и сохранения традиций в балетном театре в их передаче по цепочке новых поколений.
3. Г. Т. Комлева – балерина «театра Петипа» и лицо вагановской (ленинградской) классической школы.
4. Комлева-репетитор выполняет роль хранителя романтических и академических традиций ведущих хореографических партий.
Степень достоверности и апробация исследования.
Основные положения научной работы были представлены в докладах на международных и всероссийских конференциях: «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования» (МГАХ, Москва, 2021, 2022); «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования» (Москва, 2022); «Наследие советской культуры в контексте современного музыкального балетного искусства и науки» (Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт–Петербург, 2022); Девятая международная ежегодная конференция HommageaPetipa (Посвящение Петипа) (Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, 2023); «Балетная школа и балетный театр» (МГАХ, Москва, 2023); «IV Источниковедческие чтения “Драма. Опера. Балет”» (Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург, 2023); «Художественное образование в мире: вчера, сегодня, завтра» (НГХУ, Новосибирск, 2024); «Театромания: актуальные вопросы истории, теории, практики театра» (Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, 2024).
Выводы и решения проблем, содержащиеся в работе, отражены в пяти публикациях, включенных в Перечень рецензируемых научных изданий, утвержденный Минобрнауки России , и трех публикациях в иных изданиях .
Структура работы следует поставленным целям и задачам исследования. Научная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников, приложения.
Г. Т. Комлеву, выступавшую на ленинградской сцене в 1950-е – 1980-е годы – называли хранительницей классических традиций, наследницей вековых устоев, «балериной Петипа». Ее танец отличался невероятной чистотой и точностью, другими словами, академизмом. Г. Т. Комлева вошла в историю балета как универсальная танцовщица, мастер высшего уровня, сочетавшая блестящую технику с актерской игрой и легкостью исполнения.
По окончании Ленинградского хореографического училища в 1957 году она была принята в Ленинградский академический театр оперы и балета им. Кирова и стала одной из тех, кто в 1960-е – 1980-е годы поддерживал традиции и определял направление поисков в современном исполнительстве. В ее творчестве совершенство формы инструментального танца соединялось с ярким актерским талантом. Она исполняла уникальный по разнообразию репертуар – от лирического до трагедийного. Богатство и выразительность красок делали каждую роль эмоционально насыщенной и многоплановой. Она танцевала Аврору, Китри, Одетту-Одиллию, Никию, Раймонду, Жизель, Сильфиду, заняв в истории исполнения этих партий одно из видных мест. Драматическая выразительность и остросовременное пластическое чутье Комлевой сполна раскрылось в новых постановках – И. Д. Бельского (Потерявшая любимого, «Берег надежды», 1959, и Девушка, «Ленинградская симфония», 1961), К. М. Сергеева (Планета, «Далекая планета», 1964, Офелия, «Гамлет», 1974), О. М. Виноградова (Асият, «Горянка», 1968), Б. Я. Эйфмана («Жар-птица», 1975), Д. А. Брянцева («Романс», 1982). Героини Комлевой потрясали силой чувств, обретавших в танце совершенную хореографическую форму. Отличительной чертой исполнительства балерины считалось воплощение духовной сути балетной роли средствами выразительного танца.
Длинный исполнительский путь Комлевой привел ее к педагогической деятельности в родном театре. И вот уже почти пятьдесят лет она работает с солистками балета и передает им свое мастерство и профессиональные секреты. На педагогах-репетиторах в театрах лежит огромная ответственность за сохранение и развитие классического балета. Они не только обучают технике, но и формируют у танцовщиков глубокое понимание традиций и истории хореографии, воспитывая будущих артистов. Именно репетиторы обеспечивают преемственность поколений, гарантируя, что классические спектакли будут исполняться с техническим совершенством и глубоким эмоциональным пониманием.
Актуальность заявленной темы обусловлена отсутствием на настоящий момент комплексного труда, анализирующего долговременную творческую деятельность балерины Г. Т. Комлевой. Тогда как в ее случае такая работа позволяет привлечь внимание к проблеме сохранения и совершенствования исполнения традиционного классического репертуара Мариинского театра, а также определить само содержание традиций, которые сохраняют Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Мариинский театр и, в частности, Комлева в своем служении на балетном поприще. За этим стоят вопросы преемственности и передачи профессионального опыта предыдущего поколения новому. Творчество балерины и педагога-репетитора Комлевой позволяет рассмотреть актуальные на сегодня требования к исполнителям классических спектаклей, уровень которых должен неизменно поддерживаться на академической высоте. Текст, образ, стиль, качество танца – эти факторы создают художественную образность, которую нельзя утратить, чтобы не потерять завоеванных в веках достижений русского балетного искусства. Острие проблемы упирается в согласование традиций классической хореографии с новыми требованиями к эстетике женского танца и с современным развитием его виртуозности.
Для рассмотрения педагогической деятельности взяты главные женские партии из балетов классического наследия, в которых Комлева прославилась как исполнительница и которые затем явились «материалом» ее репетиторской работы. Это Сильфида и Жизель в одноименных романтических балетах и Аврора как партия академического репертуара («Спящая красавица»). В данном научном исследовании предпринята попытка описать и проанализировать требования и замечания педагога-репетитора Г. Т. Комлевой к характеру и стилю танца и тем самым зафиксировать для истории содержательное наполнение хореографического текста и его технические каноны с точки зрения известных репетитору традиций и секретов исполнения, которые необходимо передать по цепи преемственности. Таким образом, выявится практическая схема подготовки балерин к классическому репертуару на примере важнейших классических партий, а опыт и знания Г. Т. Комлевой, аккумулирующие в себе также мастерство предшественников, может послужить ориентиром для совершенствования профессиональных навыков новых поколений танцовщиц.
Степень научной разработанности темы исследования.
Преемственность традиций в хореографии является одним из ключевых факторов, который обеспечивает существование и процветание балетного театра. «Сила балета не в ложно понятом “прогрессизме”, а в опоре на вековые традиции и в оживлении этих традиций для современности» .Поэтому данная проблема заслуженно привлекает внимание исследователей и балетоведов с начала XX века по сегодняшний день. Традиции служат связующим звеном между эпохами и стилями, а также обеспечивают эстетические нормы, присущие балетному искусству.
Значительный вклад в изучение традиций балетного театра внесли исследователи и критики такие как Л. Д. Блок, А. Л. Волынский, А. Я. Левинсон, А. А. Плещеев, В. Я. Светлов, К. А. Скальковский, Ю. И. Слонимский, С. Н. Худеков. Их труды направлены на изучение исторических корней русского балета и поиск гармонии между классикой и современностью. Идеи и мысли, высказанные выдающимися умами, составили фундамент современного балетоведения и безусловно остаются актуальными сегодня. Доктор искусствоведения В. В. Ванслов уделял много внимания проблемам соотношения традиций и новаторства в творчестве виднейших советских хореографов. Доктор искусствоведения В. М. Красовская оставила огромное наследие по истории балетного театра, помимо этого ее перу принадлежат обзоры ленинградских балетных сезонов, проблемные статьи по вопросам классического наследия, множество рецензий на балетные спектакли и статьи о творчестве ведущих балетмейстеров и артистов.
В дополнение к русским исследованиям приведем американского историка, писательницу и балетного критика Дженнифер А. Хоманс и ее книгу «Ангелы Аполлона: история балета» . Русскому балету посвящена седьмая глава: Tsars of Dance: Imperial Russian Classicism.Автор пишет о том, что русский балет непрерывно развивался, сохраняя свои классические корни и одновременно охватывая новые художественные направления, обеспечивая себе место в мировых балетных традициях.
Важность передачи знаний, сохранения балетного репертуара и обучения новых поколений артистов – эти задачи, а также проблемы, возникающие в процессе передачи опыта отмечаются в статьях следующих авторов, наших современников: Е. А. Андриенко, О. В. Грызуновой и В. В. Омельницкой, Г. А. Исаевой, М. А. Капиносовой, Г. Т. Комлевой, Ф. В. Лопухова-младшего, А. М. Полубенцева, О. И. Розановой, А. А. Соколова-Каминского, Е. В. Тимошенко.
Анализ творчества педагога-балетмейстера Г. Т. Комлевой может способствовать пониманию проблем современного балетного репертуара в академических театрах. Ведь традиции советского балета уходят в прошлое. Среди них одна из самых значительных –традиция исполнительского мастерства. Деятельность балерины, ее творческая жизнь на сцене позволит составить картину балетного репертуара Мариинского театра в исторической ретроспективе. Особо отметим, что заявленное исследование базируется на системе преподавания классического танца А. Я. Вагановой, которое отражает стиль и манеру исполнения, отличающую нашу балетную школу от других.
Об исполнительском искусстве Г. Т. Комлевой писали самые именитые балетные критики и театроведы такие как Ю. А. Головашенко, С. А. Давлекамова, А. Т. Дашичева, А. П. Демидов, Г. Н. Добровольская, Д. И. Золотницкий, С. В. Катонова, В. М. Красовская , В. В. Прохорова, О. И. Розанова ,Л. П. Савицкая, И. В. Ступников, О. А. Федорченко, Н. И. Эльяш. Видные деятели из разных областей наук: Д. М. Прянишников, А. А. Смородинцев , П. В. Филлипов . Коллеги по сцене, хореографы, артисты и музыканты: И. Д. Бельский, О. М. Виноградов, Ю. В. Гамалей, Н. А. Долгушин, К. О. Ниязов, Б. В. Шавров.
Работы последних лет, которые посвящены творчеству балерины Г. Т. Комлевой, принадлежат перу следующих авторов: Г. Н. Емельянова-Зубковская, О. В. Кирпиченкова, С. В. Лалетин, П. Ю. Масленников, О. И. Розанова.
В книге-альбоме «Государственный ордена Ленина Академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова», автором текста о балете является театровед, балетовед, доктор искусствоведения И. В. Ступников. Этот раздел рассказывает о выдающихся мастерах и спектаклях, идущих на сцене театра советского периода. Автор отмечает, что «в сложный период становления Советского государства артисты балета самоотверженно трудились, бережно сохраняя классические традиции отечественной хореографии». Важным для проработки темы являются характеристики образов Комлевой. В списке спектаклей того периода автор описывает лучших исполнителей главных партий, отмечая их образы и нюансы исполнения. О Г. Т. Комлевой Ступников пишет в партиях: Злюки («Золушка»), Хозяйки Медной горы («Каменный цветок»), Китри («Дон Кихот»), Никии («Баядерка»), Девушки («Ленинградская симфония») и Асият («Горянка»).
В данной работе нельзя было обойтись без обращения к двум мемуарным книгам Г. Т. Комлевой: «Танец - счастье и боль... Записки петербургской балерины» и «Танец - счастье и боль... Из дневников петербургской балерины» . В них от первого лица дается канва биографии, начиная с детских лет и заканчивая последним выходом на сцену в качестве балерины.
Объект исследования: традиции классического танца петербургского балета.
Предмет исследования: творческая деятельность балерины и репетитора Г.Т.Комлевой как наследницы и хранительницы классических традиций петербургской балетной школы.
Цель данного исследования: выявить уникальность Г.Т. Комлевой как преемницы классических традиций балетного театраXIX – ХХ века и определить значение ее репетиторского опыта в сбережении классического наследия.
Цель исследования определила следующие задачи:
1. Изучить и структурировать фундаментальные понятия классических традиций и их роль в жизни балетного театра;
2. Проанализировать проблему преемственности классических традиций во времени;
3. Проследить через репертуар выпускных спектаклей Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой процесс приобщения к шедеврам классического наследия новых поколений артистов.
4. Собрать материалы прессы, архивов по исполнительской деятельности Г. Т. Комлевой;
5. Охарактеризовать творческий путь и становление Г. Т. Комлевой от ученицы до балерины и педагога-балетмейстера.
6. Проанализировать особенности исполнительского мастерства Комлевой и его связи с мастерством предшественников.
7. Зафиксировать репетиторский опыт Комлевой в процессе работы с молодыми артистами.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Классифицированы выпускные спектакли Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой (бывшего Хореографического училища) за период 1920–2025 гг.
2. Установлена значимость педагогов-репетиторов в вопросе преемственности традиций хореографического искусства.
3. Впервые систематизирована картина исполнительского искусства Г. Т. Комлевой, основанная на традициях предшествующих мастеров.
4. Впервые зафиксирован репетиционный процесс Г. Т. Комлевой при подготовке балерин к исполнению ведущих женских партий в классических балетах.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что показано значение сохранения традиций классического танца, как важнейшего аспекта жизни балетного театра.
Зафиксированный автором репетиционный процесс может быть использован для подготовки главных женских партий в обозначенных спектаклях. Также результаты исследования позволяют проследить изменения, произошедшие в хореографическом тексте со времен советского балетного театра.
Практическая значимость исследования. Данные результаты носят образовательный характер. Замечания и требования педагога-репетитора Г. Т. Комлевой позволят не потерять связь нашего поколения с поколением танцовщиков советского (ленинградского) периода. Зафиксированный процесс ведения репетиции может быть полезен для качественного исполнения хореографии на сценах академических театров, а также рекомендован для хореографических училищ.
Источниковую базу диссертации составляют материалы, статьи и вырезки из газет, найденные автором в Архиве Мариинского театра, в Санкт–Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства и предоставленные из личного архива Г. Т. Комлевой письма И. А. Венерт .
Исследование базируется на спектаклях классического репертуара Мариинского театра (в редакциях ХХ века), а также документальных фильмах Образы танца» , «Танцует Габриэла Комлева» и видеозаписи спектакля «Баядерка» в ее исполнении.
Педагогические требования и особенности исполнения классических ролей, базирующиеся на работе педагога-репетитора Мариинского театра, изучались по непосредственным репетициям Г. Т. Комлевой и конспективным их записям автором работы. Дополнительными источниками служат интервью и беседы с Комлевой и работающими с ней артистами.
Методология и методы исследования:
1. теоретический метод, позволил провести анализ научно-методической, искусствоведческой и другой литературы;
2. культурно-исторический метод позволил выявить факторы, повлиявшие на решение проблем в процессе сохранения наследия классического балета;
3. эмпирический метод для проведения педагогического эксперимента: наблюдение, экспертные оценки, собеседования, методика системного анализа;
4. биографический метод позволил изучить творческую биографию Г. Т. Комлевой;
5. дескриптивный метод для оценочно-описательного исследования различных хореографических текстов;
6. метод сравнительного анализа применялся при сопоставлении исполнительского мастерства Комлевой и артистов Мариинского театра настоящего периода;
7. методы статистической обработки результатов педагогического исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Приобщение новых поколений к классическим традициям балетного наследия начинается с учебы в Школе , придерживающейся определенной репертуарной политики.
2. Творческая деятельность Комлевой как балерины и педагога-репетитора является примером преемственности и сохранения традиций в балетном театре в их передаче по цепочке новых поколений.
3. Г. Т. Комлева – балерина «театра Петипа» и лицо вагановской (ленинградской) классической школы.
4. Комлева-репетитор выполняет роль хранителя романтических и академических традиций ведущих хореографических партий.
Степень достоверности и апробация исследования.
Основные положения научной работы были представлены в докладах на международных и всероссийских конференциях: «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования» (МГАХ, Москва, 2021, 2022); «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования» (Москва, 2022); «Наследие советской культуры в контексте современного музыкального балетного искусства и науки» (Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт–Петербург, 2022); Девятая международная ежегодная конференция HommageaPetipa (Посвящение Петипа) (Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, 2023); «Балетная школа и балетный театр» (МГАХ, Москва, 2023); «IV Источниковедческие чтения “Драма. Опера. Балет”» (Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург, 2023); «Художественное образование в мире: вчера, сегодня, завтра» (НГХУ, Новосибирск, 2024); «Театромания: актуальные вопросы истории, теории, практики театра» (Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, 2024).
Выводы и решения проблем, содержащиеся в работе, отражены в пяти публикациях, включенных в Перечень рецензируемых научных изданий, утвержденный Минобрнауки России , и трех публикациях в иных изданиях .
Структура работы следует поставленным целям и задачам исследования. Научная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников, приложения.
Сохранение и передача традиций в балетном театре – это диалог между прошлым и настоящим, который является основой для непрерывного развития балетного искусства. Поэтому проблема сохранения традиций крайне важна для понимания динамики взаимодействия между классическим наследием и его интерпретацией современными артистами. В связи с этим, имя Габриэлы Трофимовны Комлевой мы можем назвать символом связи поколений в хореографическом искусстве. Именно поэтому изучение ее исполнительской и педагогической деятельности, ее работы в качестве репетитора, приобретает особое значение.
Тема творческой деятельности Комлевой рассмотрена в работе сквозь призму важнейшей проблематики балетного искусства, связанной с сохранением и развитием традиций классического танца и передачей профессиональных знаний по цепи преемственности поколений.
В работе изучены и структурированы фундаментальные понятия классических традиций и их роль в жизни балетного театра. Проанализированы ключевые элементы балетного искусства, такие как техника исполнения, хореографический текст и сценическое взаимодействие. Особое внимание уделено влиянию исторических контекстов на развитие балета, а также школьной системе, которая стремилась сформировать единые каноны классического танца.
На основании анализа репертуара выпускных спектаклей Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой за столетний период (1920-е – 2025), в главе 1, параграфе 1.1, можно сделать вывод о ключевой роли этой Школы в сохранении и передаче традиций классического балетного наследия. Академия не только знакомит новые поколения танцовщиков с шедеврами классики, но и предоставляет им практический опыт их исполнения, что способствует глубокому пониманию и сохранению этих традиций. Таким образом, Школа выступает важным звеном в цепочке передачи знаний и мастерства от поколения к поколению в мире классического балета.
Подводя итог первой главы исследования, можно заключить, что сохранение сценической жизни балетных спектаклей на должном художественном уровне напрямую зависит от активного участия театра, его руководства, выдающихся мастеров и балетных деятелей. Неоценима роль педагогов-репетиторов, чья кропотливая работа по подготовке артистов к исполнению классических партий, как мы увидели на примере творчества Г. Т. Комлевой (глава 3, параграфы 3.1, 3.2 и 3.3), является основой для поддержания высокого исполнительского мастерства.
В главах 2 и 3 был рассмотрен весь творческий путь балерины, народной артистки СССР Г. Т. Комлевой, показавший, что в ее лице балетный театр имеет яркий пример преданности искусству, неустанного труда и постоянного стремления к совершенству. В стенах училища, под руководством выдающихся педагогов, закладывался фундамент ее мастерства, постигались традиции русской балетной школы, оттачивалась техника, развивались музыкальность и артистизм. На сцене Кировского театра Комлева раскрылась во всем великолепии своего таланта, отмеченном сочетанием безупречной академической формы с глубоким эмоциональным наполнением. В рамках исследования исполнительской деятельности Г. Т. Комлевой, были собраны и представлены в тексте материалы прессы и архивов, включающие рецензии на ее спектакли, афиши и программки выступлений, письма и воспоминания из личного архива балерины. Важное место в освещении ключевых партий артистки – Авроры, Раймонды, Никии, Жизели, Сильфиды – приобрела тема ее творческого сотрудничества с выдающейся балериной Н. М. Дудинской, из рук которой она получила данные роли, тем самым оказавшись встроенной в цепь преемственности классических традиций, идущую из времени М. Петипа, непосредственно от А. Я. Вагановой, чьей ученицей являлась Дудинская, сделавшаяся наставницей Комлевой. Таким образом, в работе сделан вывод, что безупречное искусство балерины явилось синтезом опыта нескольких поколений, вагановской школы, виртуозного академизма середины ХХ века и нового развития современного исполнительского мастерства второй половины ХХ века.
Завершив карьеру балерины, Комлева посвятила себя педагогической деятельности. Она передает свой богатый опыт и знания молодым поколениям танцовщиков, воспитывая в них любовь к искусству, трудолюбие и стремление к совершенству. Ставя перед собой задачу зафиксировать репетиторский опыт Комлевой в процессе ее работы с молодыми артистами и тем самым сохранить ее знание классических традиций, автор работы регулярно посещала и конспектировала репетиции, а также вела беседы с народной артисткой и брала интервью у ее учениц. Полученные данные были систематизированы и проанализированы в главе 3, параграфах 3.2 и 3.3, с целью выявления ключевых методов и приемов, используемых Комлевой для развития исполнительского мастерства и актерской выразительности у молодых исполнителей. Среди которых: индивидуальный подход к каждому артисту, развитие актерского мастерства, работа над музыкальностью, конструктивная критика, визуализация и аналогии в репетиционном процессе, а также понимание того, что техника в балете – фундамент выразительности.
Таким образом, заявленная цель исследования на тему «Сохранение и развитие традиций классического танца в творчестве балерины и педагога-репетитора Г. Т. Комлевой» достигнута, выявив огромные заслуги балерины автор определил значение ее творческого пути в сбережении классического наследия на ленинградской – петербургской сцене. Передавая свой опыт и знания молодым поколениям танцовщиков, Комлева своим примером показала, что истинное мастерство заключается не в разрушении старого, а в его бережном сохранении и творческом переосмыслении. Она стала связующим звеном между великим прошлым и перспективным будущим русского балета. Ее вклад в сохранение классического наследия является бесценным и навсегда останется в истории хореографического искусства.
Творческий путь Комлевой – это вдохновляющий пример для всех, кто стремится к вершинам мастерства. Ее имя навсегда вписано в историю русского балета. Она оставила после себя не только яркие сценические образы, но и целую плеяду талантливых учеников, продолжающих ее дело.
Тема творческой деятельности Комлевой рассмотрена в работе сквозь призму важнейшей проблематики балетного искусства, связанной с сохранением и развитием традиций классического танца и передачей профессиональных знаний по цепи преемственности поколений.
В работе изучены и структурированы фундаментальные понятия классических традиций и их роль в жизни балетного театра. Проанализированы ключевые элементы балетного искусства, такие как техника исполнения, хореографический текст и сценическое взаимодействие. Особое внимание уделено влиянию исторических контекстов на развитие балета, а также школьной системе, которая стремилась сформировать единые каноны классического танца.
На основании анализа репертуара выпускных спектаклей Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой за столетний период (1920-е – 2025), в главе 1, параграфе 1.1, можно сделать вывод о ключевой роли этой Школы в сохранении и передаче традиций классического балетного наследия. Академия не только знакомит новые поколения танцовщиков с шедеврами классики, но и предоставляет им практический опыт их исполнения, что способствует глубокому пониманию и сохранению этих традиций. Таким образом, Школа выступает важным звеном в цепочке передачи знаний и мастерства от поколения к поколению в мире классического балета.
Подводя итог первой главы исследования, можно заключить, что сохранение сценической жизни балетных спектаклей на должном художественном уровне напрямую зависит от активного участия театра, его руководства, выдающихся мастеров и балетных деятелей. Неоценима роль педагогов-репетиторов, чья кропотливая работа по подготовке артистов к исполнению классических партий, как мы увидели на примере творчества Г. Т. Комлевой (глава 3, параграфы 3.1, 3.2 и 3.3), является основой для поддержания высокого исполнительского мастерства.
В главах 2 и 3 был рассмотрен весь творческий путь балерины, народной артистки СССР Г. Т. Комлевой, показавший, что в ее лице балетный театр имеет яркий пример преданности искусству, неустанного труда и постоянного стремления к совершенству. В стенах училища, под руководством выдающихся педагогов, закладывался фундамент ее мастерства, постигались традиции русской балетной школы, оттачивалась техника, развивались музыкальность и артистизм. На сцене Кировского театра Комлева раскрылась во всем великолепии своего таланта, отмеченном сочетанием безупречной академической формы с глубоким эмоциональным наполнением. В рамках исследования исполнительской деятельности Г. Т. Комлевой, были собраны и представлены в тексте материалы прессы и архивов, включающие рецензии на ее спектакли, афиши и программки выступлений, письма и воспоминания из личного архива балерины. Важное место в освещении ключевых партий артистки – Авроры, Раймонды, Никии, Жизели, Сильфиды – приобрела тема ее творческого сотрудничества с выдающейся балериной Н. М. Дудинской, из рук которой она получила данные роли, тем самым оказавшись встроенной в цепь преемственности классических традиций, идущую из времени М. Петипа, непосредственно от А. Я. Вагановой, чьей ученицей являлась Дудинская, сделавшаяся наставницей Комлевой. Таким образом, в работе сделан вывод, что безупречное искусство балерины явилось синтезом опыта нескольких поколений, вагановской школы, виртуозного академизма середины ХХ века и нового развития современного исполнительского мастерства второй половины ХХ века.
Завершив карьеру балерины, Комлева посвятила себя педагогической деятельности. Она передает свой богатый опыт и знания молодым поколениям танцовщиков, воспитывая в них любовь к искусству, трудолюбие и стремление к совершенству. Ставя перед собой задачу зафиксировать репетиторский опыт Комлевой в процессе ее работы с молодыми артистами и тем самым сохранить ее знание классических традиций, автор работы регулярно посещала и конспектировала репетиции, а также вела беседы с народной артисткой и брала интервью у ее учениц. Полученные данные были систематизированы и проанализированы в главе 3, параграфах 3.2 и 3.3, с целью выявления ключевых методов и приемов, используемых Комлевой для развития исполнительского мастерства и актерской выразительности у молодых исполнителей. Среди которых: индивидуальный подход к каждому артисту, развитие актерского мастерства, работа над музыкальностью, конструктивная критика, визуализация и аналогии в репетиционном процессе, а также понимание того, что техника в балете – фундамент выразительности.
Таким образом, заявленная цель исследования на тему «Сохранение и развитие традиций классического танца в творчестве балерины и педагога-репетитора Г. Т. Комлевой» достигнута, выявив огромные заслуги балерины автор определил значение ее творческого пути в сбережении классического наследия на ленинградской – петербургской сцене. Передавая свой опыт и знания молодым поколениям танцовщиков, Комлева своим примером показала, что истинное мастерство заключается не в разрушении старого, а в его бережном сохранении и творческом переосмыслении. Она стала связующим звеном между великим прошлым и перспективным будущим русского балета. Ее вклад в сохранение классического наследия является бесценным и навсегда останется в истории хореографического искусства.
Творческий путь Комлевой – это вдохновляющий пример для всех, кто стремится к вершинам мастерства. Ее имя навсегда вписано в историю русского балета. Она оставила после себя не только яркие сценические образы, но и целую плеяду талантливых учеников, продолжающих ее дело.



