ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРОМ (НА ПРИМЕРЕ САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА)
|
ВВЕДЕНИЕ 6
I РОСПОТРЕБНАДЗОР КАК НАДЗОРНЫЙ ОРГАН
1.1 Роспотребнадзор в России: история и современность 9
1.2 Компетенция, структура и задачи деятельности Роспотребнадзора 20
II ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО РОСПОТРЕБНАДЗОРОМ
2.1 Организация проведения контрольно-надзорных мероприятий 29
2.2 Осуществление контрольно-надзорных мероприятий 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
I РОСПОТРЕБНАДЗОР КАК НАДЗОРНЫЙ ОРГАН
1.1 Роспотребнадзор в России: история и современность 9
1.2 Компетенция, структура и задачи деятельности Роспотребнадзора 20
II ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО РОСПОТРЕБНАДЗОРОМ
2.1 Организация проведения контрольно-надзорных мероприятий 29
2.2 Осуществление контрольно-надзорных мероприятий 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
В нашей стране на протяжении последних лет реализуется стратегическая задача по сохранению здоровья нации, снижению уровня смертности. Значительным резервом повышения продолжительности жизни выступает обеспечение санитарно-эпидемиологического (далее - СЭ) благополучия населения, гарантированное ст. 41 Конституции РФ. Среди многих факторов, оказывающих воздействие на здоровье людей, значительную роль играют состояние окружающей среды, эффективность лечебно-профилактической помощи, санитарно-гигиенические условия труда, быта, воспитания, характер питания, образ жизни. Вклад социально¬экономических и СЭ факторов среды обитания в смертность населения РФ образует около 30 %, в заболеваемость - 21 %. Указанная ситуация требует увеличения эффективности федерального государственного СЭ надзора, который занимает особенное место в системе мер обеспечения СЭ благополучия населения и выражает собой деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений СЭ
законодательства.
В настоящее время в России функционирует единая система органов и организаций, реализующих федеральный государственный СЭ надзор, сформированная по административному принципу.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) реализует функции по контролю и надзору в области обеспечения СЭ благополучия населения РФ, защиты прав потребителей на потребительском рынке. На данный орган возложены полномочия по обеспечению реализации свыше чем 40 Федеральных законов, регулирующих вопросы СЭ обеспечения и защиты прав потребителей, в том числе, реализации ведомственных целевых программ (ВЦП). Деятельность органов и организаций Роспотребнадзора ориентирована на разрешение проблем обеспечения СЭ благополучия людей как одного из главных условий реализации конституционных прав физических лиц на охрану здоровья, благоприятную среду обитания и защиту прав потребителей.
Краткий анализ литературы показал, что в различных источниках исследуемая тема отражена не полностью. При написании работы были использованы работы следующих авторов: Д.Г. Алексеева, С.С. Алексеев, В.Ю. Ананьев, В.В. Богдан, Л.Ю. Грудцын, В.Б. Гурвич, А.В. Иваненко, Д.Ф. Кириченко, Е.С. Кирясова, Г.Г. Онищенко, А.Ю. Попова, О.Н. Садиков, М.Ю. Савченков, И.А. Смагина, О.Ю. Софронов, Е.А. Суханов, Т.Л. Токарева, О.А. Чаусская и др.
Объект исследования - общественные отношения в сфере правового регулирования государственного надзора, осуществляемого
Роспотребнадзором. Предмет исследования - нормы российского законодательства, специализированные доктринальные источники,
материалы правоприменительной практики раскрывающие вопросы СЭ надзора, осуществляемого Роспотребнадзором.
Цель исследования - комплексно и детально проанализировать сущность и особенности СЭ надзора, осуществляемого Роспотребнадзором.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю и современность Роспотребнадзора в России;
- проанализировать компетенцию, структуру и задачи деятельности Роспотребнадзора;
- изучить организацию, и порядок проведения контрольно - надзорных мероприятий, осуществляемых Роспотребнадзором;
- рассмотреть риск-ориентированный подход в деятельности Роспотребнадзора;
- раскрыть надзор в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- рассмотреть правовые последствия выявленных Роспотребнадзором правонарушений в области санитарно-эпидемиологического надзора.
В процессе исследования использованы следующие методы: анализа и синтеза, сравнительно-правовой, обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, системный, логический и диалектический методы научного познания.
Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы государственного надзора, осуществляемого Роспотребнадзором.
Эмпирическая основа настоящего исследования представлена материалами правоприменительной практики.
Структура работы обусловлена целью и задачами и состоит из введения, основной части (двух глав), заключения и библиографического списка.I
законодательства.
В настоящее время в России функционирует единая система органов и организаций, реализующих федеральный государственный СЭ надзор, сформированная по административному принципу.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) реализует функции по контролю и надзору в области обеспечения СЭ благополучия населения РФ, защиты прав потребителей на потребительском рынке. На данный орган возложены полномочия по обеспечению реализации свыше чем 40 Федеральных законов, регулирующих вопросы СЭ обеспечения и защиты прав потребителей, в том числе, реализации ведомственных целевых программ (ВЦП). Деятельность органов и организаций Роспотребнадзора ориентирована на разрешение проблем обеспечения СЭ благополучия людей как одного из главных условий реализации конституционных прав физических лиц на охрану здоровья, благоприятную среду обитания и защиту прав потребителей.
Краткий анализ литературы показал, что в различных источниках исследуемая тема отражена не полностью. При написании работы были использованы работы следующих авторов: Д.Г. Алексеева, С.С. Алексеев, В.Ю. Ананьев, В.В. Богдан, Л.Ю. Грудцын, В.Б. Гурвич, А.В. Иваненко, Д.Ф. Кириченко, Е.С. Кирясова, Г.Г. Онищенко, А.Ю. Попова, О.Н. Садиков, М.Ю. Савченков, И.А. Смагина, О.Ю. Софронов, Е.А. Суханов, Т.Л. Токарева, О.А. Чаусская и др.
Объект исследования - общественные отношения в сфере правового регулирования государственного надзора, осуществляемого
Роспотребнадзором. Предмет исследования - нормы российского законодательства, специализированные доктринальные источники,
материалы правоприменительной практики раскрывающие вопросы СЭ надзора, осуществляемого Роспотребнадзором.
Цель исследования - комплексно и детально проанализировать сущность и особенности СЭ надзора, осуществляемого Роспотребнадзором.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю и современность Роспотребнадзора в России;
- проанализировать компетенцию, структуру и задачи деятельности Роспотребнадзора;
- изучить организацию, и порядок проведения контрольно - надзорных мероприятий, осуществляемых Роспотребнадзором;
- рассмотреть риск-ориентированный подход в деятельности Роспотребнадзора;
- раскрыть надзор в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- рассмотреть правовые последствия выявленных Роспотребнадзором правонарушений в области санитарно-эпидемиологического надзора.
В процессе исследования использованы следующие методы: анализа и синтеза, сравнительно-правовой, обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, системный, логический и диалектический методы научного познания.
Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы государственного надзора, осуществляемого Роспотребнадзором.
Эмпирическая основа настоящего исследования представлена материалами правоприменительной практики.
Структура работы обусловлена целью и задачами и состоит из введения, основной части (двух глав), заключения и библиографического списка.I
По результатам проведенного исследования, подведем обобщающие итоги по теме выпускной квалификационной работы.
Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по организации и осуществлению государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Цель исследования - комплексно и детально проанализировать сущность и особенности СЭ надзора, осуществляемого Роспотребнадзором.
Задачи исследования: рассмотреть историю и современность Роспотребнадзора в России проанализировать компетенцию, структуру и задачи деятельности Роспотребнадзора, изучить организацию, и порядок проведения контрольно, надзорных мероприятий, осуществляемых Роспотребнадзором, рассмотреть риск-ориентированный подход в деятельности Роспотребнадзора, раскрыть надзор в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рассмотреть правовые последствия выявленных Роспотребнадзором правонарушений в области санитарно-эпидемиологического надзора.
В процессе исследования использованы следующие методы: анализа и синтеза, сравнительно-правовой, обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, системный, логический и диалектический методы научного познания.
Роспотребнадзор руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства здравоохранения РФ, а также Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Организация и осуществление контрольно-надзорных мероприятий органами Роспотребнадзора производится в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 764. Данный источник устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий, осуществляемых должностными лицами Роспотребнадзора при осуществлении государственного контроля за выполнением требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. Приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 764 установлена единая процедура организации и проведения проверок в отношении юридических лиц, ИП и граждан, которая основана на положениях ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
СЭ надзор направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства РФ в области обеспечения СЭ благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. В настоящее время действует новое Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Проведенный анализ в данной работе позволяет внести некоторые предложения по совершенствованию законодательства.
1. Нормативно-правовая основа обеспечения СЭ благополучия включает в себя порядка 1600 различных нормативных и методических документов. Исследование указанной законодательной основы обнаружило: отсутствие или недостаточность нормативного регламентирования по определенным видам экономической деятельности (к примеру, предоставление мест для временного проживания), несогласованность санитарных норм между собой, наличие морально устаревших, неактуальных правил и норм (к примеру, санитарные правила, регулирующие вопросы содержания территорий населенных мест). Также часть норм, закрепленных в нормативно-правовых источниках СЭ законодательства, содержится в нормативно-правовых источниках природоохранного и жилищного законодательства, что выступает предпосылкой для проведения проверок субъектов по одному и тому же факту несколькими контрольно-надзорными органами. На основании вышеизложенного, признаем целесообразным систематизацию и кодификацию СЭ законодательства.
2. В условиях современного законодательства приоритетным в плане обнаружения проблемных вопросов в области обеспечения СЭ безопасности населения выступает внеплановый порядок проведения
контрольно-надзорных мероприятий. Ввиду того, что установленный законодателем порядок организации плановых проверок закрепляет размещение планов проведения проверочных мероприятий на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в сети «Интернет», в связи с чем, у проверяемого субъекта имеется возможность подготовиться к «визиту» контрольно-надзорных органов (вплоть до приостановления деятельности на время проверки). Также законодателем не совсем удачно установлен срок, по истечении которого возникают основания для включения в план проверок вновь организованных субъектов хозяйственной деятельности либо вновь открываемых объектов. Считается 3 года (кроме отдельных видов деятельности) со дня государственной регистрации юридического лица, ИП либо со дня начала реализации ими предпринимательской деятельности в соответствии с предоставленным уведомлением, необоснованно продолжительный срок, в течение которого гарантировать безопасность для здоровья физических лиц выпускаемой ими продукции, выполняемых ими работ, предоставляемых услуг и др. никто не может. В связи с чем, в ст. 9 ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в основаниях для включения плановой проверки в ежегодный план осуществления плановых проверок целесообразным было бы закрепить уменьшение срока до 1 года со дня: государственной регистрации юридического лица, ИП; начала реализации юридическим лицом, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с предоставленным уведомлением о начале осуществления определенных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ либо оказания услуг, требующих предоставления данного уведомления.
3. О проведении внеплановой выездной проверки проверяемые юридические лица и проверяемые индивидуальные предприниматели уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Информация о результатах проверок, проведенных Роспотребнадзором, размещается на официальном сайте службы. По нашему мнению, данная норма наносит удар по эффективности деятельности службы, так как недобросовестные предприниматели за 24 часа успевают полностью устранить любые доказательства совершенного правонарушения. вследствие данной нормы основная масса проверок стала носить плановый характер, что не способствует эффективности. По нашему мнению, в настоящее время необходимо полностью отказаться от практики уведомления предприятий и ИП при проведении внеплановых проверок.
Приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 764 предусмотрено издание распоряжения (приказа) о проведении проверки, а по результатам проверки составление акта проверки. Вместе с тем, вышеуказанным источником не закреплены формы данных документов, что, на наш взгляд, является упущением органа-разработчика. На основании вышеизложенного, признаем целесообразным предусмотрение в качестве Приложения к Приказу Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 764 форм следующих документов «распоряжение (приказ) о проведении проверки» и «акт проверки». Данная мера позволит внести упорядоченность и единообразие в процедуру оформления соответствующих документов всеми органами Роспотребнадзора
Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по организации и осуществлению государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Цель исследования - комплексно и детально проанализировать сущность и особенности СЭ надзора, осуществляемого Роспотребнадзором.
Задачи исследования: рассмотреть историю и современность Роспотребнадзора в России проанализировать компетенцию, структуру и задачи деятельности Роспотребнадзора, изучить организацию, и порядок проведения контрольно, надзорных мероприятий, осуществляемых Роспотребнадзором, рассмотреть риск-ориентированный подход в деятельности Роспотребнадзора, раскрыть надзор в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рассмотреть правовые последствия выявленных Роспотребнадзором правонарушений в области санитарно-эпидемиологического надзора.
В процессе исследования использованы следующие методы: анализа и синтеза, сравнительно-правовой, обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, системный, логический и диалектический методы научного познания.
Роспотребнадзор руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства здравоохранения РФ, а также Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Организация и осуществление контрольно-надзорных мероприятий органами Роспотребнадзора производится в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 764. Данный источник устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий, осуществляемых должностными лицами Роспотребнадзора при осуществлении государственного контроля за выполнением требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. Приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 764 установлена единая процедура организации и проведения проверок в отношении юридических лиц, ИП и граждан, которая основана на положениях ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
СЭ надзор направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства РФ в области обеспечения СЭ благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. В настоящее время действует новое Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Проведенный анализ в данной работе позволяет внести некоторые предложения по совершенствованию законодательства.
1. Нормативно-правовая основа обеспечения СЭ благополучия включает в себя порядка 1600 различных нормативных и методических документов. Исследование указанной законодательной основы обнаружило: отсутствие или недостаточность нормативного регламентирования по определенным видам экономической деятельности (к примеру, предоставление мест для временного проживания), несогласованность санитарных норм между собой, наличие морально устаревших, неактуальных правил и норм (к примеру, санитарные правила, регулирующие вопросы содержания территорий населенных мест). Также часть норм, закрепленных в нормативно-правовых источниках СЭ законодательства, содержится в нормативно-правовых источниках природоохранного и жилищного законодательства, что выступает предпосылкой для проведения проверок субъектов по одному и тому же факту несколькими контрольно-надзорными органами. На основании вышеизложенного, признаем целесообразным систематизацию и кодификацию СЭ законодательства.
2. В условиях современного законодательства приоритетным в плане обнаружения проблемных вопросов в области обеспечения СЭ безопасности населения выступает внеплановый порядок проведения
контрольно-надзорных мероприятий. Ввиду того, что установленный законодателем порядок организации плановых проверок закрепляет размещение планов проведения проверочных мероприятий на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в сети «Интернет», в связи с чем, у проверяемого субъекта имеется возможность подготовиться к «визиту» контрольно-надзорных органов (вплоть до приостановления деятельности на время проверки). Также законодателем не совсем удачно установлен срок, по истечении которого возникают основания для включения в план проверок вновь организованных субъектов хозяйственной деятельности либо вновь открываемых объектов. Считается 3 года (кроме отдельных видов деятельности) со дня государственной регистрации юридического лица, ИП либо со дня начала реализации ими предпринимательской деятельности в соответствии с предоставленным уведомлением, необоснованно продолжительный срок, в течение которого гарантировать безопасность для здоровья физических лиц выпускаемой ими продукции, выполняемых ими работ, предоставляемых услуг и др. никто не может. В связи с чем, в ст. 9 ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в основаниях для включения плановой проверки в ежегодный план осуществления плановых проверок целесообразным было бы закрепить уменьшение срока до 1 года со дня: государственной регистрации юридического лица, ИП; начала реализации юридическим лицом, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с предоставленным уведомлением о начале осуществления определенных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ либо оказания услуг, требующих предоставления данного уведомления.
3. О проведении внеплановой выездной проверки проверяемые юридические лица и проверяемые индивидуальные предприниматели уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Информация о результатах проверок, проведенных Роспотребнадзором, размещается на официальном сайте службы. По нашему мнению, данная норма наносит удар по эффективности деятельности службы, так как недобросовестные предприниматели за 24 часа успевают полностью устранить любые доказательства совершенного правонарушения. вследствие данной нормы основная масса проверок стала носить плановый характер, что не способствует эффективности. По нашему мнению, в настоящее время необходимо полностью отказаться от практики уведомления предприятий и ИП при проведении внеплановых проверок.
Приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 764 предусмотрено издание распоряжения (приказа) о проведении проверки, а по результатам проверки составление акта проверки. Вместе с тем, вышеуказанным источником не закреплены формы данных документов, что, на наш взгляд, является упущением органа-разработчика. На основании вышеизложенного, признаем целесообразным предусмотрение в качестве Приложения к Приказу Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 764 форм следующих документов «распоряжение (приказ) о проведении проверки» и «акт проверки». Данная мера позволит внести упорядоченность и единообразие в процедуру оформления соответствующих документов всеми органами Роспотребнадзора
Подобные работы
- Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора и пути повышения его эффективности
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА
Бакалаврская работа, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Дипломные работы, ВКР, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Проектирование системы эффективного управления обращения с биологическими медицинскими отходами (на примере ГБУЗ СО ТГКБ № 1)
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование работы службы приёма и размещения гостиницы в условиях сложной эпидемиологической обстановки
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Финансово-правовые формы регулирования производства и оборота алкогольной продукции (38.02.06)
Диссертации (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003





