Только PDF
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ В СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОСУДАРСТВА 12
1.1 Проблемы дифференциации регионов по уровню развития: теоретикометодологические аспекты 12
1.2 Основные механизмы решения проблемы депрессивности территории –
мировой опыт 22
Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ 33
2.1 Депрессивные регионы в контексте региональной политики РФ 33
2.2 Программы развития депрессивных регионов – планы и реализация 53
2.3. Депрессивные регионы Западной Сибири: состояние и основные
проблемы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
Источники 79
Литература 85
Актуальность темы исследования. Каждая страна обладает территорией
и, как правило, эта территория делится на составные части. Такое разделение
территории на районы или регионы приводит к некоторым противоречиям.
Как показывает практика, чем крупнее территория, тем больше возникает
таких противоречий.
Первым таким противоречием является экономическое неравенство,
которое связано с тем, что рыночная экономика, ориентированная на чисто
экономический оптимум, неизбежно увеличивает контрасты между районами
страны (по уровню их хозяйственного развития, уровню жизни населения и
т.д.). Частный капитал стремится направлять инвестиции, прежде всего, в
самые передовые районы, где отдача на капитал выше. Кроме того, частный
капитал избегает вложений в отсталые районы, с их малоквалифицированной
рабочей силой, скудными ресурсами или плохим экономико-географическим
положением. Именно данные факторы, по мнению исследователей,
обусловливают отсталость региона. В результате богатые районы становятся
всё богаче, бедные всё беднее.
При анализе регионов можно заметить, что часто экономическое
неравенство становится причиной социального неравенства. Социальное
неравенство выражается в неравном доступе к социальным благам
(образование, здравоохранение, экологические условия проживания и т.д.) и
в неравном вознаграждении за одинаковый по напряжению и
квалифицированности труд в разных регионах.
Таким образом, мы можем выделить некоторые обоснования
необходимости региональной политики государства, направленной на
преодоление депрессивности:
Во-первых, важно признать тот факт, что в каждом относительно
крупном государстве есть разнообразные территории (регионы). У такого
разнообразия есть как отрицательные, так и положительная стороны.
Разнородные по своим ресурсам и особенностям районы могут дополнять
4
друг друга в рамках внутристранового территориального разделения труда.
Каждый район может быть специализирован на производстве того вида
продукта, который можно получать здесь с наименьшими в данной стране
издержками для удовлетворения нужд всех регионов. При этом регион
отказывается от производства тех продуктов, которые эффективнее
производить в других регионах и получать их в обмен на свою продукцию.
Таким образом, важнейшая задача государства, реализуемая именно в рамках
региональной политики, заключается в том, чтобы перевести
взаимоотношения регионов от соперничества к взаимодействию,
организовать их сотрудничество, максимизируя выгоду от территориального
разделения труда. Если это удаётся сделать, страна осваивает громадный
дополнительный ресурс своего развития.
Во-вторых, важно осознавать, что резкие различия в уровне социальноэкономического развития отдельных регионов могут привести к негативным
последствиям, следовательно, необходимо государственное регулирование
территориального развития.
В-третьих, единые мероприятия внутренней политики не «работают»
одинаково на всех территориях (районах или регионах) страны. Необходимы
различные (а иногда и крайне противоположные) меры по управлению и
развитию регионов.
Таким образом, в основе региональной политики должно лежать четкое
представление: 1) об особенностях (специализации) своих частей и об их
взаимоотношениях (противостояние/ дополнение); 2) о соответствии
интересов регионов и интересов страны (возможность договариваться, и
снимать конфликтность); 3) о стратегии регионального развития страны
(меры, политики с учетом различий)....
В ходе исследования были рассмотрены причины депрессивности
территорий в России и за рубежом и механизмы выхода из депрессивного
состояния.
Основным механизмом выхода из депрессивного региона становится
программа социально-экономического развития, которая содержит в себе как
текущее состояние региона, так и шаги по выходу из депрессивности,
прогнозирование результатов, которых необходимо достичь в обозримом
будущем. Такие программы не всегда способны адекватно оценить ситуацию
в регионе и решать проблемы локального характера. Изучены подходы к
определению депрессивных регионов России. Рассмотрены федеральные
целевые программы, которые принимались в изучаемый период.
Рассмотрены регионы Западной Сибири, которые демонстрировали
признаки депрессивности в 1990-2000 годы, выявлены причины такого
положения, показаны меры, принимающиеся для улучшения социальноэкономической обстановки.
Делается вывод о том, что регион становится депрессивным, когда не
может трансформировать имеющиеся у него экономические ресурсы под
требования нового времени, как происходило в США в 1930-е годы, и в
России в 1990-е годы. К тому же местные власти зачастую не обладают
необходимыми ресурсами для того, чтобы в кратчайшие сроки остановить
падение экономики, депрессивное состояние распространяется на все сферы,
и уже требуется вмешательство федеральных властей, поскольку без
дополнительной помощи регион не в состоянии переконвертировать производство.
Nunavut Fisheries Strategy. Government of Nunavut &Nunavut Tunngavik
Incorporated [Электронный ресурс] // Nunavut Tunngavik Inc. Доступ
свободный. – URL: http://www.tunngavik.com/documents/publications/2005-03-
00-Nunavut-Fisheries-Strategy-English.pdf (дата обращения: 10.11.2018).
2. Административное деление [Электронный ресурс] // Официальный
интернет-портал Администрации Томской области. Доступ свободный. –
URL: https://tomsk.gov.ru/adm (дата обращения: 15.11.2018).
3. Административное деление [Электронный ресурс] // Официальный
интернет-портал Администрации Томской области. Доступ свободный. –
URL: https://tomsk.gov.ru/adm (дата обращения: 15.11.2018).
4. Андреев А.В. Региональная экономика / А. В. Андреев, Л. М. Борисова,
Э. В. Плучевская. – СПб. и др. : Питер, 2012. – 460 с.
5. География [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации
Кемеровской области. Доступ свободный. – URL:
https://ako.ru/oblast/obshchaya-informatsiya/geography.php (дата обращения:
11.11.2018).
6. История [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании
«Эвалар». Доступ свободный. – URL: https://www.evalar.ru/about/history/ (дата
обращения: 10.11.2018).
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс. Доступ свободный. – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d72
44d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 10.11.2018).
8. Концепция развития и размещения производственных сил Российской
Федерации в 1993-2000 гг.М.: СОПС и ЭС Минэкономики и
госсотрудничества РФ, 1993.
80
9. Краткая информация об Алтайском крае [Электронный ресурс] //
Официальный сайт Алтайского края. Доступ свободный. – URL:
https://www.altairegion22.ru/territory/info/ (дата обращения: 10.11.2018).
10. Кузнецова О.В. Федеральная региональная политика в России:
современное состояние и перспективы / О.В. Кузнецова // Региональные
исследования. – 2009. – № 1(22). – С. 52–59.
11. О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов
[Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 19.09.1998
№1112. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации. – СПб., 2015-2018. Доступ свободный. – URL:
http://docs.cntd.ru/document/901717616 (дата обращения: 08.12.2018).
12. О Плане действий Совета Министров - Правительства Российской
Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году
[Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой
информации. Доступ свободный. – URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102021811&rdk=&backlink=1
(дата обращения: 10.11.2018).
13. О проекте стратегии социально-экономического развития Республики
Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до
2050 года [Электронный ресурс] / Постановление Правительства республики
Саха(Якутия) от 26 декабря 2016 года № 455 // Электронный фонд правовой
и нормативно-технической документации. Доступ свободный. – URL:
http://docs.cntd.ru/document/444958940 (дата обращения: 10.11.2018).
14. О проекте федеральной целевой программы экономического и
социального развития Тверской области на 1998-2005 годы [Электронный
ресурс] / Распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 1997 года № 599-р //
Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.
Доступ свободный. – URL: http://docs.cntd.ru/document/9050217 (дата
обращения: 10.11.2018)...90