Факторы образовательной миграции российской молодежи в страны Европы (Государственный Академический Университет Гуманитарных Наук)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: граждане РФ в возрасте от 18 до 30 лет, обучающиеся в высших учебных заведениях стран Европы на программах бакалавриата или магистратуры.
Выборка: 12 респондентов.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания изучения образовательной миграции…6
1.1 Сущность и значение образовательной миграции……………………………6
1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению феномена образовательной миграции..15
ГЛАВА 2. Современные тенденции образовательной миграции в страны Европы…23
2.1. Анализ особенностей образовательных систем европейских стран……….23
2.2. Причины и мотивы образовательной миграции в страны Европы российской молодежи…32
ГЛАВА 3. Факторы образовательной миграции российской молодежи: опыт проведения качественного исследования…………………………….…36
3.1 Описание исследования…………………………36
3.2 Анализ полученных результатов исследования……………38
Заключение………………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………………49
Приложение 1 Гайд интервью…………56
Приложение 2 Закодированные данные респондентов……………61
Приложение 3 Транскрибация интервью (1 пример транскрибации)…………..62
База исследование: граждане РФ в возрасте от 18 до 30 лет, обучающиеся в высших учебных заведениях стран Европы на программах бакалавриата или магистратуры.
Выборка: 12 респондентов.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания изучения образовательной миграции…6
1.1 Сущность и значение образовательной миграции……………………………6
1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению феномена образовательной миграции..15
ГЛАВА 2. Современные тенденции образовательной миграции в страны Европы…23
2.1. Анализ особенностей образовательных систем европейских стран……….23
2.2. Причины и мотивы образовательной миграции в страны Европы российской молодежи…32
ГЛАВА 3. Факторы образовательной миграции российской молодежи: опыт проведения качественного исследования…………………………….…36
3.1 Описание исследования…………………………36
3.2 Анализ полученных результатов исследования……………38
Заключение………………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………………49
Приложение 1 Гайд интервью…………56
Приложение 2 Закодированные данные респондентов……………61
Приложение 3 Транскрибация интервью (1 пример транскрибации)…………..62
Современное общество сталкивается с актуальной проблемой образовательной миграции молодежи, когда все больше российских студентов стремятся получить высшее образование за рубежом. Это явление является результатом взаимодействия различных факторов, которые оказывают влияние на решение молодых людей выбрать обучение в странах Европы.
Изучение факторов образовательной миграции российской молодежи в страны Европы позволит обрести углубленное понимание важности международной образовательной интеграции, а также найти способы совершенствования российской системы образования для удержания студентов из числа российской молодежи и создания благоприятных условий для их развития.
В данной курсовой работе предпринята попытка рассмотреть и описать многогранные факторы, способствующие тенденции образовательной миграции российской молодежи в страны Европы, а также проанализировать мотивы, проблемы и последствия, связанные с этим процессом.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что образовательная миграция даже в нестабильных геополитических условиях является необходимым процессом для формирования высокопрофессиональных специалистов с высоким уровнем культурного капитала. Для инновационной экономики обучение специалистов за рубежом дает дополнительный импульс к развитию при условиях возвращения их в страну исхода. Однако проблема «утечки умов» в современной России по-прежнему актуальна, особенно в условиях демографического кризиса и сокращения молодежной когорты на рынке труда, при увеличении более возрастных групп. Поэтому изучение факторов образовательной миграции особой группы молодежи, в основном выходцев из высокоресурсных социальных групп, важно с целью прогнозирования возвратной миграции. Возвращение российской молодежи, получившей высшее образование в европейских университетах, на родину могло бы внести позитивный вклад в глобальную конкурентоспособность и инновационное развитие России, а также это позитивный фактор для улучшение демографической ситуации в стране.
Проблема данной курсовой работы заключается в том, что для изучения процесса возвратной миграции молодежи, получившей образование за рубежом, необходимы сведения о социальной стороне образовательного миграционного процесса. Начало СВО, частичная мобилизация, отказ России от Болонской системы образования могут порождать увеличение числа образовательных мигрантов. Важно понять: кто стремится получить образование в Европе, с какой целью, какие факторы влияют на мотивацию, представители какой социальной группы выезжают учиться и каковы их перспективы возврата. В настоящее время большее внимание уделяется макроуровню данной проблематики, в основном изучаются экономико-демографические аспекты, доминируют преимущественно психологические и демографические источники, тогда как анализ образовательной миграции для выявления социальных факторов на уровне субъектов и социальных групп встречается довольно редко. В результате проблемное поле образовательной миграции с точки зрения описания социальных факторов остается пока слабоизученным.
Объект теоретический - образовательная миграция молодых людей - граждан РФ в возрасте от 18 до 30 лет, обучающихся в высших учебных заведениях стран Европы на программах бакалавриата или магистратуры.
Объект эмпирический - молодые люди - граждане РФ в возрасте от 18 до 30 лет, обучающиеся в высших учебных заведениях стран Европы на программах бакалавриата или магистратуры.
Предмет исследования - факторы образовательной миграции российской молодежи в страны Европы.
Цель данного исследования - выявить факторы образовательной миграции российской молодежи в страны Европы.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основания изучения образовательной миграции;
2. Выявить особенности образовательных систем европейских стран и их привлекательность для российской молодежи.
3. Определить методы поиска эмпирических данных для исследования факторов образовательной миграции и подготовки к проведению исследования;
4. Провести глубинные интервью с представителями российской молодежи, обучающейся в странах Европы, с последующим анализом полученных данных;
5. Определить основные факторы образовательной миграции российской молодежи в страны Европы.
Изучение факторов образовательной миграции российской молодежи в страны Европы позволит обрести углубленное понимание важности международной образовательной интеграции, а также найти способы совершенствования российской системы образования для удержания студентов из числа российской молодежи и создания благоприятных условий для их развития.
В данной курсовой работе предпринята попытка рассмотреть и описать многогранные факторы, способствующие тенденции образовательной миграции российской молодежи в страны Европы, а также проанализировать мотивы, проблемы и последствия, связанные с этим процессом.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что образовательная миграция даже в нестабильных геополитических условиях является необходимым процессом для формирования высокопрофессиональных специалистов с высоким уровнем культурного капитала. Для инновационной экономики обучение специалистов за рубежом дает дополнительный импульс к развитию при условиях возвращения их в страну исхода. Однако проблема «утечки умов» в современной России по-прежнему актуальна, особенно в условиях демографического кризиса и сокращения молодежной когорты на рынке труда, при увеличении более возрастных групп. Поэтому изучение факторов образовательной миграции особой группы молодежи, в основном выходцев из высокоресурсных социальных групп, важно с целью прогнозирования возвратной миграции. Возвращение российской молодежи, получившей высшее образование в европейских университетах, на родину могло бы внести позитивный вклад в глобальную конкурентоспособность и инновационное развитие России, а также это позитивный фактор для улучшение демографической ситуации в стране.
Проблема данной курсовой работы заключается в том, что для изучения процесса возвратной миграции молодежи, получившей образование за рубежом, необходимы сведения о социальной стороне образовательного миграционного процесса. Начало СВО, частичная мобилизация, отказ России от Болонской системы образования могут порождать увеличение числа образовательных мигрантов. Важно понять: кто стремится получить образование в Европе, с какой целью, какие факторы влияют на мотивацию, представители какой социальной группы выезжают учиться и каковы их перспективы возврата. В настоящее время большее внимание уделяется макроуровню данной проблематики, в основном изучаются экономико-демографические аспекты, доминируют преимущественно психологические и демографические источники, тогда как анализ образовательной миграции для выявления социальных факторов на уровне субъектов и социальных групп встречается довольно редко. В результате проблемное поле образовательной миграции с точки зрения описания социальных факторов остается пока слабоизученным.
Объект теоретический - образовательная миграция молодых людей - граждан РФ в возрасте от 18 до 30 лет, обучающихся в высших учебных заведениях стран Европы на программах бакалавриата или магистратуры.
Объект эмпирический - молодые люди - граждане РФ в возрасте от 18 до 30 лет, обучающиеся в высших учебных заведениях стран Европы на программах бакалавриата или магистратуры.
Предмет исследования - факторы образовательной миграции российской молодежи в страны Европы.
Цель данного исследования - выявить факторы образовательной миграции российской молодежи в страны Европы.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основания изучения образовательной миграции;
2. Выявить особенности образовательных систем европейских стран и их привлекательность для российской молодежи.
3. Определить методы поиска эмпирических данных для исследования факторов образовательной миграции и подготовки к проведению исследования;
4. Провести глубинные интервью с представителями российской молодежи, обучающейся в странах Европы, с последующим анализом полученных данных;
5. Определить основные факторы образовательной миграции российской молодежи в страны Европы.
В заключении проведенной исследовательской работы, посвященной анализу факторов образовательной миграции российской молодежи в страны Европы, можно отметить следующие выводы.
В ходе исследования были рассмотрены основные теоретико-методологические основания изучения образовательной миграции и современные тенденции образовательной миграции в страны Европы, а также выявлены основные факторы, влияющие на процесс образовательной миграции российской молодежи в страны Европы. Основными из них являются стремление получить качественное образование, перспективы трудоустройства, рост научного и профессионального потенциала, а также желание погрузиться в другую культурную и языковую среду. Данный анализ позволяет лучше понять динамику образовательной миграции и ее влияние на развитие образовательной системы в России и странах Европы.
Дополнительные исследования в данной области позволяют более глубоко изучить социальные и иные аспекты образовательной миграции молодежи. Важно также учитывать индивидуальные мотивы студентов, влияющие на выбор конкретной страны для обучения, а также возможные препятствия, с которыми они сталкиваются при осуществлении образовательных планов за рубежом. Помимо этого, важно учитывать и потенциальные выгоды для самой России от образовательной миграции молодежи, такие как передача новых знаний и технологий, а также установление международных связей и партнерств в области образования.
Дальнейшие исследования также могут включать в себя сравнительный анализ образовательных систем и стандартов в различных странах Европы, чтобы лучше понять причины выбора той или иной страны для обучения. Также важно провести анализ степени адаптации молодежи к новой образовательной и культурной среде, а также выявить факторы, способствующие успешному завершению учебы и последующему трудоустройству. Однако, важнее учитывать негативные последствия для России, вызванные процессом образовательной миграции российской молодежи, а именно: потеря квалифицированных кадров, утрата интеллектуального и технологического потенциала, потеря культурного капитала и потенциала для развития сфера образования в стране.
В целом, изучение образовательной миграции российской молодежи в страны Европы является важным направлением исследований, которое позволяет понять и изучить динамику и тенденции в данной области. Результаты подобного исследования могут послужить основой для разработки эффективной образовательной политики и механизмов поддержки молодежи, желающей обучаться за рубежом, а также для привлечения молодежи обратно в Россию после образовательной миграции. К подобным мерам можно отнести: создание стимулов для возвращения, развитие перспективной среды для профессионального роста, улучшение условий труда и жизни, развитие перспективных отраслей, а также поддержка социальных и научных проектов и т.п..
В ходе исследования были рассмотрены основные теоретико-методологические основания изучения образовательной миграции и современные тенденции образовательной миграции в страны Европы, а также выявлены основные факторы, влияющие на процесс образовательной миграции российской молодежи в страны Европы. Основными из них являются стремление получить качественное образование, перспективы трудоустройства, рост научного и профессионального потенциала, а также желание погрузиться в другую культурную и языковую среду. Данный анализ позволяет лучше понять динамику образовательной миграции и ее влияние на развитие образовательной системы в России и странах Европы.
Дополнительные исследования в данной области позволяют более глубоко изучить социальные и иные аспекты образовательной миграции молодежи. Важно также учитывать индивидуальные мотивы студентов, влияющие на выбор конкретной страны для обучения, а также возможные препятствия, с которыми они сталкиваются при осуществлении образовательных планов за рубежом. Помимо этого, важно учитывать и потенциальные выгоды для самой России от образовательной миграции молодежи, такие как передача новых знаний и технологий, а также установление международных связей и партнерств в области образования.
Дальнейшие исследования также могут включать в себя сравнительный анализ образовательных систем и стандартов в различных странах Европы, чтобы лучше понять причины выбора той или иной страны для обучения. Также важно провести анализ степени адаптации молодежи к новой образовательной и культурной среде, а также выявить факторы, способствующие успешному завершению учебы и последующему трудоустройству. Однако, важнее учитывать негативные последствия для России, вызванные процессом образовательной миграции российской молодежи, а именно: потеря квалифицированных кадров, утрата интеллектуального и технологического потенциала, потеря культурного капитала и потенциала для развития сфера образования в стране.
В целом, изучение образовательной миграции российской молодежи в страны Европы является важным направлением исследований, которое позволяет понять и изучить динамику и тенденции в данной области. Результаты подобного исследования могут послужить основой для разработки эффективной образовательной политики и механизмов поддержки молодежи, желающей обучаться за рубежом, а также для привлечения молодежи обратно в Россию после образовательной миграции. К подобным мерам можно отнести: создание стимулов для возвращения, развитие перспективной среды для профессионального роста, улучшение условий труда и жизни, развитие перспективных отраслей, а также поддержка социальных и научных проектов и т.п..
Подобные работы
- Проблемы адаптации российских студентов в период обучения зарубежом
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2023 - Наука и образование как механизм культурной дипломатии между Россией и Китаем
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Интеллектуальная миграция: специфика России в контексте мировых трендов
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2021 - СТРАТЕГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИГРАНТОВ ИЗ КЫРГЫЗСТАНА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА)
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2025 - Региональные социально-экономические программы как элемент управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ОХРАНА БИОЛОГИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЕСКО
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Студенты за рубежом: практики использования информационно-коммуникационных технологий для поддержания отношений с родственниками
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023 - Студенческие обмены как часть образовательной и молодежной политики ЕС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018



