🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Факторы образовательной миграции российской молодежи в страны Европы (Государственный Академический Университет Гуманитарных Наук)

Работа №194911

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социология

Объем работы83
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: граждане РФ в возрасте от 18 до 30 лет, обучающиеся в высших учебных заведениях стран Европы на программах бакалавриата или магистратуры.
Выборка: 12 респондентов.
Есть приложения.

Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания изучения образовательной миграции…6
1.1 Сущность и значение образовательной миграции……………………………6
1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению феномена образовательной миграции..15
ГЛАВА 2. Современные тенденции образовательной миграции в страны Европы…23
2.1. Анализ особенностей образовательных систем европейских стран……….23
2.2. Причины и мотивы образовательной миграции в страны Европы российской молодежи…32
ГЛАВА 3. Факторы образовательной миграции российской молодежи: опыт проведения качественного исследования…………………………….…36
3.1 Описание исследования…………………………36
3.2 Анализ полученных результатов исследования……………38
Заключение………………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………………49
Приложение 1 Гайд интервью…………56
Приложение 2 Закодированные данные респондентов……………61
Приложение 3 Транскрибация интервью (1 пример транскрибации)…………..62

Современное общество сталкивается с актуальной проблемой образовательной миграции молодежи, когда все больше российских студентов стремятся получить высшее образование за рубежом. Это явление является результатом взаимодействия различных факторов, которые оказывают влияние на решение молодых людей выбрать обучение в странах Европы.
Изучение факторов образовательной миграции российской молодежи в страны Европы позволит обрести углубленное понимание важности международной образовательной интеграции, а также найти способы совершенствования российской системы образования для удержания студентов из числа российской молодежи и создания благоприятных условий для их развития.
В данной курсовой работе предпринята попытка рассмотреть и описать многогранные факторы, способствующие тенденции образовательной миграции российской молодежи в страны Европы, а также проанализировать мотивы, проблемы и последствия, связанные с этим процессом.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что образовательная миграция даже в нестабильных геополитических условиях является необходимым процессом для формирования высокопрофессиональных специалистов с высоким уровнем культурного капитала. Для инновационной экономики обучение специалистов за рубежом дает дополнительный импульс к развитию при условиях возвращения их в страну исхода. Однако проблема «утечки умов» в современной России по-прежнему актуальна, особенно в условиях демографического кризиса и сокращения молодежной когорты на рынке труда, при увеличении более возрастных групп. Поэтому изучение факторов образовательной миграции особой группы молодежи, в основном выходцев из высокоресурсных социальных групп, важно с целью прогнозирования возвратной миграции. Возвращение российской молодежи, получившей высшее образование в европейских университетах, на родину могло бы внести позитивный вклад в глобальную конкурентоспособность и инновационное развитие России, а также это позитивный фактор для улучшение демографической ситуации в стране.
Проблема данной курсовой работы заключается в том, что для изучения процесса возвратной миграции молодежи, получившей образование за рубежом, необходимы сведения о социальной стороне образовательного миграционного процесса. Начало СВО, частичная мобилизация, отказ России от Болонской системы образования могут порождать увеличение числа образовательных мигрантов. Важно понять: кто стремится получить образование в Европе, с какой целью, какие факторы влияют на мотивацию, представители какой социальной группы выезжают учиться и каковы их перспективы возврата. В настоящее время большее внимание уделяется макроуровню данной проблематики, в основном изучаются экономико-демографические аспекты, доминируют преимущественно психологические и демографические источники, тогда как анализ образовательной миграции для выявления социальных факторов на уровне субъектов и социальных групп встречается довольно редко. В результате проблемное поле образовательной миграции с точки зрения описания социальных факторов остается пока слабоизученным.
Объект теоретический - образовательная миграция молодых людей - граждан РФ в возрасте от 18 до 30 лет, обучающихся в высших учебных заведениях стран Европы на программах бакалавриата или магистратуры.
Объект эмпирический - молодые люди - граждане РФ в возрасте от 18 до 30 лет, обучающиеся в высших учебных заведениях стран Европы на программах бакалавриата или магистратуры.
Предмет исследования - факторы образовательной миграции российской молодежи в страны Европы.
Цель данного исследования - выявить факторы образовательной миграции российской молодежи в страны Европы.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основания изучения образовательной миграции;
2. Выявить особенности образовательных систем европейских стран и их привлекательность для российской молодежи.
3. Определить методы поиска эмпирических данных для исследования факторов образовательной миграции и подготовки к проведению исследования;
4. Провести глубинные интервью с представителями российской молодежи, обучающейся в странах Европы, с последующим анализом полученных данных;
5. Определить основные факторы образовательной миграции российской молодежи в страны Европы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении проведенной исследовательской работы, посвященной анализу факторов образовательной миграции российской молодежи в страны Европы, можно отметить следующие выводы.
В ходе исследования были рассмотрены основные теоретико-методологические основания изучения образовательной миграции и современные тенденции образовательной миграции в страны Европы, а также выявлены основные факторы, влияющие на процесс образовательной миграции российской молодежи в страны Европы. Основными из них являются стремление получить качественное образование, перспективы трудоустройства, рост научного и профессионального потенциала, а также желание погрузиться в другую культурную и языковую среду. Данный анализ позволяет лучше понять динамику образовательной миграции и ее влияние на развитие образовательной системы в России и странах Европы.
Дополнительные исследования в данной области позволяют более глубоко изучить социальные и иные аспекты образовательной миграции молодежи. Важно также учитывать индивидуальные мотивы студентов, влияющие на выбор конкретной страны для обучения, а также возможные препятствия, с которыми они сталкиваются при осуществлении образовательных планов за рубежом. Помимо этого, важно учитывать и потенциальные выгоды для самой России от образовательной миграции молодежи, такие как передача новых знаний и технологий, а также установление международных связей и партнерств в области образования.
Дальнейшие исследования также могут включать в себя сравнительный анализ образовательных систем и стандартов в различных странах Европы, чтобы лучше понять причины выбора той или иной страны для обучения. Также важно провести анализ степени адаптации молодежи к новой образовательной и культурной среде, а также выявить факторы, способствующие успешному завершению учебы и последующему трудоустройству. Однако, важнее учитывать негативные последствия для России, вызванные процессом образовательной миграции российской молодежи, а именно: потеря квалифицированных кадров, утрата интеллектуального и технологического потенциала, потеря культурного капитала и потенциала для развития сфера образования в стране.
В целом, изучение образовательной миграции российской молодежи в страны Европы является важным направлением исследований, которое позволяет понять и изучить динамику и тенденции в данной области. Результаты подобного исследования могут послужить основой для разработки эффективной образовательной политики и механизмов поддержки молодежи, желающей обучаться за рубежом, а также для привлечения молодежи обратно в Россию после образовательной миграции. К подобным мерам можно отнести: создание стимулов для возвращения, развитие перспективной среды для профессионального роста, улучшение условий труда и жизни, развитие перспективных отраслей, а также поддержка социальных и научных проектов и т.п..



1. Алексеева Екатерина Николаевна Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. №4.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-perspektivy-obrazovatelnoy-migratsii-v-epohu-globalnyh-transformatsiy (дата обращения: 02.04.2024).
2. Байков А. А., Лукьянец А. С., Письменная Е. Е., Ростовская Т. К., Рязанцев С. В. Эмиграция молодежи из России: масштабы, каналы, последствия // Социологические исследования. 2018. № 11. С. 75-84. URL: https://www.socis.isras.ru/article/7423 (дата обращения: 11.03.2024).
3. Белов Филипп Дмитриевич Учебная миграция: факторы, влияющие на привлечение иностранных и возврат российских молодых ученых // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-migratsiya-faktory-vliyayuschie-na-privlechenie-inostrannyh-i-vozvrat-rossiyskih-molodyh-uchenyh (дата обращения: 15.05.2024).
4. Богословский, В.И. Развитие академической мобильности в многоуров- невом университетском образовании: метод.рекомендации для преподавателей [Текст] / В. И. Богословский, С. А. Писарева, А. П. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. – 95 с.
5. Бондырева С.К. Миграция (сущность и явление). М., Воронеж, 2004.
6. Бринёв, Н. С., Чуянов, Р. А. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования. URL: http://www. prof.msu.ru/publ/omsk2/o60/html (дата обращения: 23.05.2024).
7. В движении добровольном и вынужденном: постсоветские миграции в Евразии. / Под ред. А.Р. Вяткина, Н.П. Космарской, С.А. Панарина. – М.: Наталис, 1999. С. 79
8. Гафурова, Н. В. Возможности реализации Болонского процесса [Текст] / Н. В. Гафурова, Т. В. Твердохлебова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – No 8. – С. 25–32.
9. Глазкова Любовь Алексеевна, Реш Олеся Владимировна Социологический анализ миграционных процессов большого города // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskiy-analiz-migratsionnyh-protsessov-bolshogo-goroda (дата обращения: 15.05.2024).
10. Ионцев В.А. Социологические подходы к изучению миграции населения.
11. Ионцев В.А., Рязанцев С.В., Ионцева С.В. Новые тенденции и формы эмиграции из России // Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 2. С. 499–509. (дата обращения: 11.03.2024).
12. Караханова Т.М. Некоторые вопросы миграции населения в Узбекской ССР: автореф. дисс. к.э.н. М., 1971.
13. Клементовичус, Я. Я. Академическая мобильность в рамках Болонского процесса: учебно-методическое пособие [Текст] / Я. Я. Клементовичус. – СПБ:ГУЭФ, 2006. – 78 с.
14. Комлева Наталья Станиславовна, Щербакова Елена Геннадьевна Современная система образования в европейских странах: проблемы и перспективы // Вестник ВУиТ. 2014. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-evropeyskih-stranah-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 15.05.2024).
15. Константиновский, Д. Л. Отношение молодежи к образованию в современной России / Д. Л. Константиновский, Е. С. Попова // Общественные науки и современность. – 2016. – № 1. – С. 5-19. – EDN VVIVKN. (дата обращения: 01.03.2024).
16. Лакомова А.А., Хусяинов Т.М. Образовательная миграция: причины и особенности получения высшего образования за рубежом // Педагогика и просвещение. 2015. № 1. С. 36-50. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=66325 (дата обращения: 05.04.2024).
17. Лукьянец А.С., Максимова А.С. Дифференциация эмиграционных намерений российской молодежи // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. 2016. № 5. С. 17–23. (дата обращения: 11.03.2024).
18. Мартыненко, О. О., Жукова, Н. В. Проблемы развития академической мо- бильности и задачи вузов. URL: http://www.vvsu.ru/UserFiles/File/bp/publication/ upravl_mobil.doc (дата обращения: 23.05.2024).
19. Методология и методика системного изучения деревни. – Новосибирск: Наука, 1969.
20. Миграция населения. Вып.1: Теория и практика исследования. / Под ред. О.Д. Воробьевой. Приложение к журналу «Миграция в России». – М., 2001. С. 12, 16
21. Митин Дмитрий Николаевич Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-uchebnaya-migratsiya-ponyatie-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 04.03.2024).
22. Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Квалифицированная миграция в России: баланс по- терь и приобретений // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2018. No 1(62). С. 15–18.
23. Молодежь в России 2010. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2011. URL: www.gks.ru (дата обращения: 12.03.2024).
24. НиколенкоА.Н.Теоретические подходы к изучению учебной миграции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2009. No1. С. 229-234. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-uchebnoy- migratsii (дата обращения: 01.04.2024).
25. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 20 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2022. – С. 379-399. URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=11214&type=publ (дата обращения: 02.04.2024).
26. Парк Р. Экология человека // Теория общества. / Под ред. А.Ф. Филиппова. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 1999. – С. 384-401.
27. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. М.: Наука. 1975 URL: https://www.demoscope.ru/weekly/knigi/perevedencev/perevedencev.html (дата обращения: 15.05.2024).
28. Рыбаковский Л. Л. К уточнению понятия “миграция населения” // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 78-83. (дата обращения: 03.04.2024).
29. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). М., 2003.
30. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. – М.: Наука, 1987.
31. Рыбаковский Л.Л., Шапиро В.Д. Методика социологического изучения демографического поведения: Миграционное поведение. – М.: ИСИ АН СССР, 1985. Вып.1.
32. Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения : учебное пособие для вузов / Л. Л. Рыбаковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 480 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11727-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540171 (дата обращения: 03.04.2024).
33. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Эмиграция ученых из России: «циркуляция» или «утечка» умов // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 24–34. (дата обращения: 15.03.2024).
34. Самофалова Е.И. Образовательная миграция: проблемное поле и основные характеристики. URL: http://cdn.scipeople.ru/materials/19085 (дата обращения: 25.04.2024).
35. СафоноваМ.А.Институционально-исторические основания системы международной студенческой мобильности // Социология науки и технологий. 2012. No1. Т. 3. С. 98-121. (URL: http://cyberleninka. ru/article/n/institutsionalno-istoricheskie-osnovaniya-sistemy-mezhdunarodnoy-studencheskoy-mobil- nosti (дата обращения: 25.04.2024).
36. Филашов Е.В. Понятие миграции, незаконной миграции и борьбы с незаконной миграцией // Образование и право. - 2020. - Nº3. - С. 160.
37. Черных С.И., Изгарская А.А. Тенденции и особенности образовательной миграции в современной России. Дискурс. 2020; 6(2):15-28. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-2-15-28 (дата обращения: 07.04.2024).
38. Чернышев К.А. Образование как фактор миграционной подвижности: опыт оценки и принятия управленческих решений на региональном уровне [Электронный ресурс] // Журнал «Вопросы управления». 2014. Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru. (дата обращения: 03.04.2024).
39. Чистохвалов, В. Н. История развития академической мобильности в странах «Болонской зоны» [Текст] / В. Н. Чистохвалов // Педагогическое образование и наука. – 2009. – No 9 . – C. 33–43.
40. Шамилева Л.Л. Моделирование миграций населения в районе: автореф.дисс. к э.н. М., 1975.
41. Юдина Т.Н. Социология миграции. М., 2006.
42. Ямзин И.Л., Вощинин В.П. Учение о колонизации и переселениях. – М.; Л., 1926.
43. Azarnert L.V. Migration, congestion, and growth // Macroeconomic dynamics. 2019. Vol. 23. Issue 8. Pp. 3035–3064.
44. Gordon M.M. Assimilation in America: the theory and reality// The ethnic factor in American politics.- Columbus, 1970
45. Handbook of theory and research for the sociology of education. // The forms of capital. / Eds. P. Bourdieu, J.Richardson. – New York: Greenwood Press, – 1986. – P. 241-258.
46. Handlin O. Race and nationality in American life. - Englewood Gliffs, 1957.
47. Loury G. A dynamic theory of racial income differences // Women, minorities, and employment discrimination. / Eds. P. Wallace, A. LaMond. - Lexington, Mass: D.C. Health & Company. – 1977. – P. 153-186.
48. Massey D. et al. Theories of international migration: A review and appraisal/ / Population and Development Review. – 1993. – Vol. 19. – No 2. – P. 431-466.; Massey D. Social structure, household strategies and the cumulative causation of migration // Population Index. – 1990. – No 56. – P.3-26.; Massey D., Arango J, Hugo G, Kouaouchi A., Pellegrino A, Taylor J. Worlds in motion: international migration at the end of the millennium. – Oxford: Clarendon, 1998.; Palloni A., Massey D. et al. Social capital and international migration: a test using information on family networks // The American Journal of Sociology. – Chicago. – Mart 2001 – No 106. – P.1262-1298.
49. McKenzie R. The Ecological approach to the study of the human community // American Journal of Sociology. – 1924. – No 30. – P.287-301.
50. Palloni A., Massey D. et al. Social capital and international migration: a test using information on family networks // The American Journal of Sociology. – Chicago. – Mart 2001. – No 106. – P.1262-1298.
51. Schnore L. The myth of human ecology sociological inquiry // The Urban Scene. New York: Free Press. – 1965. – No 31. – P. 128-139.
52. Smith D. The new urban sociology meets the old: re-reading some classical Human Ecology // Urban Affairs Review. – 1995. – No 30. – P.432-457.
53. Tarasyev, A.A., & Jabbar, J.B. (2018). Dynamic Modeling of Labor Migration Between Scientific Organizations. 17th IFAC Technical Committee on Optimal Control (TC 2.4) Work- shop on Control Applications of Optimization (CAO 2018), 51(32), 490–495.
54. Todaro M. Internal migration in developing countries: a survey // Population and economic change in developing countries. / Ed. R. Easterlin. – Chicago: University of Chicago Press. – 1980. – P.361-402.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ