Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Готовая ВКР на тему: Выступает роль игры и ее влияние на формирование творческих способностей младших школьников во внеклассной работе


🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Выступает роль игры и ее влияние на формирование творческих способностей младших школьников во внеклассной работе

Работа №194802

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2025
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические тезисы игровой деятельности младших школьников во внеклассной работе
1.1. Игровая деятельность в младшем школьном возрасте……………………..7
1.2. Игра как метод развития творческих способностей младших школьников
1.3. Особенности внеклассной работы с младшими школьниками…………...19
Выводы по главе 1
Глава 2. Определение влияния игровой деятельности на формирование творческих способностей
2.1. Творческие способности и их характеристика……………………………26
2.2. Игры как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
Выводы по главе 2
Глава 3. Экспериментальное исследование применение игровой деятельности младших школьников во внеклассной работе
3.1. Организация, выборка и методы исследования……………………………37
3.2 Результаты исследования уровня развития творческих способностей младших школьников посредством игровой деятельности…………………...38
3.3. Программа игровой деятельности, направленная на развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной работе………………….39
3.4. Анализ уровня развития творческих способностей младших школьников после реализации программы с использованием игровой деятельности……..46
3.5 Рекомендации по организации игровой деятельности младших школьников во внеклассной работе
Выводы по главе 3
Заключение
Список используемых источников



Актуальность исследования роли игры в формировании творческих способностей младших школьников во внеклассной работе обусловлена несколькими ключевыми факторами, которые отражены в современных педагогических исследованиях и образовательной практике.
Современное общество нуждается в творческих, инициативных людях, способных к нестандартным решениям. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС НОО) подчеркивают важность развития творческих способностей учащихся как одного из ключевых личностных результатов обучения. Игра, как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, признается эффективным средством для достижения этих целей.
Одновременно, несмотря на признание важности игровых методов, во многих школах наблюдается дефицит систематизированных программ и комплексов игр, направленных на развитие творчества во внеклассной работе. Это создает противоречие между социальным запросом и реальной практикой.
Младший школьный возраст (6-11 лет) является сензитивным периодом для развития творческого потенциала. Игры позволяют детям выражать индивидуальность, экспериментировать и решать задачи в нестандартной форме, что способствует развитию воображения, гибкости мышления и самостоятельности.
Внеклассная работа предоставляет больше свободы для творчества по сравнению с традиционными уроками. Игровые методы здесь могут быть направлены на развитие креативности через такие компоненты, как оригинальность, беглость идей и способность видеть проблемы. Например, использование ролевых игр, творческих заданий и проектов стимулирует познавательную активность.
Игры помогают снизить стресс, связанный с переходом от дошкольного к школьному обучению, и способствуют формированию коммуникативных навыков. Творческие игры также развивают эмоциональный интеллект и уверенность в себе.
Таким образом, актуальность темы обусловлена сочетанием социального заказа на творческих личностей, возрастных возможностей младших школьников и необходимостью восполнения методических пробелов. Исследования в этой области способствуют созданию эффективных педагогических инструментов для развития креативности, что соответствует целям современного образования.
Объектом исследования является процесс формирования творческих способностей младших школьников во внеклассной работе.
Предметом исследования выступает роль игры и ее влияние на формирование творческих способностей младших школьников во внеклассной работе.
Гипотеза исследования – систематическое использование игровых методов во внеклассной работе способствует развитию творческих способностей младших школьников, так как игра создает благоприятные условия для проявления креативности, воображения, нестандартного мышления и эмоциональной раскованности.
Цель исследования – выявить и обосновать влияние игровых методов на развитие творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной работы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте.
2. Охарактеризовать игру как метод развития творческих способностей младших школьников.
3. Рассмотреть особенности внеклассной работы с младшими школьниками.
4. Рассмотреть творческие способности и их характеристика.
5. Охарактеризовать игры как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
6. Организовать и провести экспериментальное исследование применения игровой деятельности младших школьников во внеклассной работе
7. Разработать программу игровой деятельности, направленную на развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной работе.
8. Предложить рекомендации по организации игровой деятельности младших школьников во внеклассной работе.
Научная новизна исследования. Исследование предлагает новый подход к организации внеклассной работы, где игра выступает не только как развлекательный элемент, но и как педагогический инструмент, системно развивающий творческие способности.
Теоретическая значимость исследования:
Развитие педагогической теории– исследование углубляет понимание роли игры как средства развития творческих способностей в контексте психолого-педагогических концепций (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже).
Систематизация знаний– обобщаются современные подходы к использованию игровых технологий во внеклассной работе с младшими школьниками.
Уточнение понятийного аппарата– уточняются такие категории, как «творческие способности», «игровая деятельность», «внеклассная работа» применительно к младшему школьному возрасту.
Вклад в возрастную и педагогическую психологию– раскрываются механизмы влияния игры на креативность, воображение и познавательную активность детей.
Практическая значимость исследования:
Методические рекомендации– разработка конкретных игровых методик и сценариев внеклассных мероприятий для развития творчества у детей.
Повышение эффективности воспитательной работы– предложенные игровые технологии могут быть внедрены в работу педагогов и вожатых в школах, центрах дополнительного образования.
Оптимизация взаимодействия учителей и родителей– исследование может помочь в создании программ совместной игровой деятельности детей и родителей.
Диагностика творческого развития– разработка критериев и методов оценки уровня креативности младших школьников в игровой деятельности.
Поддержка инклюзивного образования– игровые методы могут быть адаптированы для детей с разными образовательными потребностями.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы.
1. Игра – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, который сохраняет свою актуальность и во внеклассной работе. Она способствует развитию познавательной активности, творческого мышления и социальных навыков в неформальной обстановке.
Психолого-педагогическая основа игровой деятельности(Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев) подтверждает, что игра:
–стимулирует воображение и креативность;
–помогает усваивать социальные нормы через ролевые модели;
–способствует эмоциональной разрядке и снижению школьного стресса.
Во внеклассной работе игра выполняет ключевые функции:
Образовательная– закрепление знаний в нестандартной форме (викторины, квесты).
Воспитательная– формирование нравственных качеств (коллективные игры, проекты).
Развивающая– тренировка памяти, внимания, логики (головоломки, интеллектуальные игры).
Социализирующая– развитие коммуникации и командного взаимодействия (ролевые игры, театральные постановки).
Эффективность игровых методов зависит от добровольности участия(ребёнок должен быть заинтересован), соответствия возрасту(сложность правил, продолжительность), сочетания разных видов игр(дидактических, творческих, подвижных).
К перспективам использования игр во внеклассной работе относятся:
Внедрение современных игровых технологий(геймификация, цифровые квесты).
Интеграция с проектной и исследовательской деятельностью;
Учёт индивидуальных особенностей детей (одарённость, ограниченные возможности здоровья).
Итак, теоретический анализ подтверждает, что игровая деятельность во внеклассной работе – это мощный инструмент развития личности младшего школьника. Она сочетает обучение, воспитание и психологическую разгрузку, делая процесс развития естественным и увлекательным. Для максимальной эффективности важно грамотно подбирать игры, учитывая цели педагога и интересы детей.
2. Игровая деятельность является мощным стимулом для развития творческих способностей, так как создает условия для свободного экспериментирования, фантазирования и нестандартного мышления.
Ролевые и сюжетные игры способствуют развитию воображения, поскольку требуют от ребенка (или взрослого) моделирования ситуаций, придумывания образов и импровизации.
Игры с правилами и конструктивные игры (например, LEGO, головоломки) развивают креативное мышление, так как побуждают искать неочевидные решения и комбинировать элементы новыми способами.
Совместные игры усиливают творческий потенциал за счет обмена идеями, коллективного создания сценариев и взаимного вдохновения участников.
Игровая деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу, снижая страх ошибки и повышая уверенность в своих творческих возможностях.
Для максимального эффекта важно создавать насыщенную игровую среду, включающую разнообразные материалы, сюжеты и стимулы для творчества.
Игровые методы могут быть эффективно интегрированы в образовательный процесс для развития креативности у детей и подростков.
Таким образом, игровая деятельность – это естественный и эффективный механизм формирования творческих способностей, который следует активно использовать в педагогике, психологии и повседневной практике.
3. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: систематическое использование игровой деятельности во внеклассной работе способствует развитию творческих способностей младших школьников.
У учащихся экспериментальной группы отмечен качественный рост по ключевым критериям креативности:
o Беглость (увеличение количества идей на 40%);
o Гибкость(расширение категорий ответов на 37%);
o Оригинальность(рост уникальных решений в 1,6 раза);
o Разработанность(улучшение детализации на 55%).
Наибольший прогресс наблюдался при применении:
o Творческих игр(«Сочини сказку», «Театр-экспромт») – развитие воображения и вербальной креативности;
o Дидактических игр(«Ассоциации», «Необычное использование») – стимулирование гибкости мышления;
o Подвижных игр с импровизацией(«Живые скульптуры») – раскрепощение и оригинальность.
Итак, игровая деятельность повышает мотивацию учащихся к участию во внеклассной работе, способствует социализации и снижению тревожности за счет непринужденной атмосферы, позволяет индивидуализировать подход, учитывая интересы и способности детей.
Экспериментальное исследование доказало, что игровая деятельность является эффективным инструментом развития творческого потенциала младших школьников. Ее системное применение во внеклассной работе не только обогащает образовательный процесс, но и способствует формированию ключевых компетенций XXI века: креативности, коммуникации и критического мышления.



1. Алисов, Е. А. История развития образовательных моделей и технологий : учебник: [12+] / Е. А. Алисов, Л. С. Подымова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – 353 с.
2. Бермус, А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. –М.: Юрайт, 2020. –128 с.
3. Блинов, В. И. Введение в педагогическую деятельность. –М.: Юрайт, 2023. –130 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская: монография. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2009. – 416 с.
5. Бороздина, Г. В. Основы педагогики и психологии. –М.: Юрайт, 2023. –478 с.
6. Брагуца А.В. Организация воспитательного процесса младших школьников во внеучебной деятельности // Начальная школа До и после. – 2017. – № 10. – С.76-80.
7. Букатов, М.Б. Секреты дидактических игр: Психология. Методика. Дисциплина / М.Б. Букатов. -Москва: Сфера, 2009. - 203 с.
8. Вместе с радугой: развитие стратегического мышления дошкольников в условиях совместного конструирования: в 2 частях : [16+] / Ю. А. Гулько, Н. В. Микляева, А. А. Осетрова и др.; под ред. Н. В. Микляевой. – Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – Ч. 1. Младший и средний дошкольный возраст. – 193 с.
9. Григорян, Л. Т. Язык мой – друг мой / Л. Т. Григорян – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
10. Гуревич, П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. –М.: Юрайт, 2019. –430 с.
11. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2012. – 175 с.
12. Дорохова, Т. С., Галагузова Ю. Н. Основы педагогики. Учебник. –М.: Инфра-М, 2020. –272 с.
13. Дрозд, К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. –М.: Юрайт, 2019. –266 с.
14. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина. – М. Академия, 2017. – 65 с.
15. Золотова, О.М. К вопросу о преподавании в общеобразовательной школе / О.М. Золотова // Наука и Образование. – 2022. – № 2. – С. 25-32;
16. Калуцкая, Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т. Н. Калуцкая – М.: Просвещение, 2011. – 298 с.
17. Каширина, Н.В. Внедрение инновационных педагогических технологий в практику образовательной деятельности / Н.В. Каширина // Наука и Образование. – 2022. – № 4. – С. 200-215.
18. Коджаспирова, Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. –М.: Юрайт, 2019. –720 с.
19. Крившенко, Л. П. Педагогика / Л. П. Крившенко – М.: Проспект, 2024. – 432 с.
20. Крившенко, Л. П. Педагогика. Учебник для бакалавров. –М.: Проспект, 2023. –488 с.
21. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1965. – 695 с.
22. Крупская Н.К. Об игрушках для детей. – М.: Учпедгиз, 1937. – 24 с.
23. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. / Под ред. И.А. Каирова и др. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957-1963.
24. Крупская Н.К. Роль игры в жизни ребенка // Народное просвещение. – 1926. – № 12. – С. 58-64.
25. Крысько, В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. –М.: Юрайт, 2019. –472 с.
26. Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. –М.: Юрайт, 2019. –156 с.
27. Кухтерина, Г. В. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников: учебное пособие: [16+] / Г. В. Кухтерина, Е. А. Кукуев ; Тюменский государственный университет. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2014. – 180 с.
28. Куцебо, Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. –М.: Юрайт, 2019. –128 с.
29. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 407 с.
30. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. – М.: Политиздат, 1980. – 133 с.
31. Лукашевич, В. В, Пронина Е.Н. Психология и педагогика. Учебник. –М.: Юрайт, 2019. –296 с.
32. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса: избр. пед. соч. / А.С. Макаренко: в 2 т. – М., 1977. – 97с.
33. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 1991. – 219 с.
34. Немов, Р. С. Психология : учебник : в 3 книгах / Р. С. Немов. – 4-е изд. – Москва: Владос, 2016. – Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 641 с.
35. Новолодская, Е. Г. Организация проектной деятельности учащихся / Е. Г. Новолодская – М.: ВЛАДОС, 1999. – 184 с.
36. Околелов, О. П. Педагогика высшей школы. Учебник. –М.: Инфра-М, 2023. –187 с.
37. Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. –М.: Юрайт, 2019. –130 с.
38. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бакалавриата / ред. Байбородова Л. В. –М.: Юрайт, 2019. –364 с.
39. Петрищева, Л.П. Современные формы организации внеурочной деятельности / Л.П. Петрищева // Наука и Образование. – 2022. – № 2. – С. 48-57.
40. Подласый, И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. –М.: Юрайт, 2019. –404 с.
41. Подласый, И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 2. Практическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. –М.: Юрайт, 2019. –492 с.
42. Подымовой, Л. С., Сластенина В. А. Педагогика.– М.: Юрайт, 2024. –228 с.
43. Попова, Е.Е. Активизация познавательной деятельности школьников средствами игрового обучения / Е.Е. Попова // Инновации в образовании. – 2021. – № 9. – С. 150-155.
6. Попова, Е.Е. Современные технологии организации внеаудиторной работы / Е.Е. Попова // Наука и Образование. – 2020. – № 1. – С. 45-58;
44. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Правовая база Консультант-Плюс. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru;
45. Профессиональная педагогика. Учебное пособие для СПО. В 2-х частях. Часть 2 / ред. Блинов В. И. –М.: Юрайт, 2019. –354 с.
46. Руденко, А. М. Педагогика. Учебник для СПО. –М.: КноРус, 2023.– 234 с.
47. Рыжов, В. Н. Дидактика / В. Н. Рыжов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318 с.
48. Рындак, В.Г., Щуркова Н.Е., Аллагуев А.М.Педагогика. Учебник. –М.: Юрайт, 2017. –428 с.
49. Сахарова, Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение., 1991. – 287 с.
50. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2007. – 307 с.
51. Смирнова, Е. О. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий / Е. О. Смирнова, И. В. Филиппова // Психологическая наука и образование. –2008. – № 3. – С. 62-71.
52. Смирнова, Е. О., Рябкова И. А. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. –М.: Юрайт, 2019. –224 с.
53. Столяренко, Л. Д., Самыгин С. И., Латышева А. Т. Основы педагогики и психологии. Учебник. –М.: КноРус, 2023. –490 с.
54. Суртаева, Н. Н. Педагогика. педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. –М.: Юрайт, 2019. –250 с.
7. Трусова, А.С. Использование современных образовательных технологий в условиях ФГОС / А.С. Трусова // Наука и Образование. – 2022. – № 2. – С. 17-30
55. Юркина, Л. В., Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник и практикум. –М.: Проспект, 2023. –240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ