Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №97363

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО -
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятия «учебно-познавательная деятельность» в
психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности учебно-познавательной деятельности детей младшего
школьного возраста 11
1.3. Роль игры в активизации учебно-познавательной деятельности
младших школьников 20
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 29
2.1. Диагностика отношения детей младшего школьного возраста к
предмету «Окружающий мир» 29
2.2. Организация и проведение дидактических игр на уроках «Окружающий
мир» в начальной школе 37
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 78


Актуальность исследования. В современном образовании встает проблема выбора методики обучения, но не все методики являются эффективными в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. На данный момент, исходя из современной образовательной практики, у большинства обучающихся низкий уровень познавательного интереса к предмету, всё чаще встречаются дети с активным нежеланием учиться. Поэтому главной задачей учителя выступает поиск наиболее эффективных форм, методов, условий и приемов обучения, целью которых является активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Одна из важнейших проблем дидактики - проблема активизации учебно-познавательной деятельности - остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В зависимости от ее решения находится эффективность осуществления всего образовательного процесса, деятельность преподавателя и учащегося, а, следовательно, и результат обучения в целом. Актуальность данного исследования обуславливает проблема активизации учебной деятельности учащихся.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и на внеклассных занятиях дидактических игр наглядного и занимательного характера, что способствует созданию у учащихся эмоционального настроя на весь урок, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.
Изучение роли игры и ее соотношения с результатами обучения занимает большое место в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Многочисленные исследования доказывают, что для формирования полноценной положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно из важных мест занимает дидактическая игра, цель которой - активное освоение учебной деятельности. При включении детей в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается [57].
В соответствии с актуальностью проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: активизирует ли игра учебную деятельность детей младшего школьного возраста?
Таким образом, педагогическая значимость проблемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников, ее недостаточная дидактическая проработанность определили выбор темы исследования: «Активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения дидактических игр как средства активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-познавательная деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия «учебно-познавательная деятельность»;
2. Выявить особенности учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста;
3. Исследовать и выявить роль игры в активизации учебно-познавательной деятельности;
4. Провести диагностическое исследование отношения младших школьников к предмету «Окружающий мир»;
5. Разработать и провести комплекс дидактических игр в рамках предмета «Окружающий мир», направленный на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся;
6. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы. Теоретической основой исследования являлись:
- структура учебной деятельности детей младшего школьного возраста (Давыдов В.В., Эльконин Д.Б.);
- особенности игры в учебно-познавательном процессе (Селевко Г.К., Коваленко В.Г.);
- типы и виды дидактических игр (Эльконин Д.Б., Минскин В.И., Карпова Е.В.);
- методики Казанцевой Г.Н. «Изучение интереса к предмету», Бернштейна Н.А. «Последовательность событий», Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур».
Методы исследования: в работе использовались теоретические (анализ, обобщение, сравнение, систематизация) и эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, качественный и количественный математический анализ) методы исследования.
База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МАОУ лицея №110 им. Л.К. Гришиной. В опытно-поисковой работе принимали участие 20 детей.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (62 источника), 10 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования все запланированные задачи были решены. Это позволило сделать следующие выводы:
1. Проанализировав различные трактовки понятий «деятельность», «учебная деятельность», «познавательная деятельность» и «учебно-познавательная деятельность», мы определили, что сущностью понятия «учебно-познавательной деятельность» в контексте данного исследования является специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры человечества. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый [50].
2. В младшем школьном возрасте у детей изменяются физические и психологические особенности, а так же изменяется отношение к учебе. Ребенок осознает, что она является обязательной, общественно значимой деятельностью. В период поступления ребёнка в школу происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие, обеспечивающее возможность систематического обучения. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением в учебную деятельность. В этот период закладываются основы умения учиться. Под влиянием учебной деятельности у младших школьников формируются новообразования: рефлексия, внутренний план действия и произвольность.
3. Чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность, нужно заинтересовать ребенка, замотивировать. Для формирования полноценной положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно из важных мест занимает дидактическая игра, цель которой - активное освоение учебной деятельности, учебной задачи. При включении детей в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности заметно возрастает, работоспособность повышается. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает выводы и обобщения.
4. В рамках нашего исследования была проведена опытно-поисковая
работа. Она осуществлялась на базе МАОУ лицея № 110 имени Л. К.
Гришиной. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 «А» класса. Количество детей: 20 человек.
Данная опытно - поисковая работа проводилась в три этапа:
1. Констатирующий (17 октября 2017 года);
2. Формирующий (20 октября 2017 года, 13 и 20 февраля 2018 года);
3. Контрольный (22 февраля).
На констатирующем этапе нам необходимо было определить, как младшие школьники относятся к предмету «Окружающий мир». Для определения результатов была использована комплексная модифицированная методика Казанцевой Г.Н. «Изучение интереса к предмету», методы наблюдения и опрос.
По результатам исследования, на констатирующем этапе, высокий уровень имели 30% обучающихся (6 детей). Это дети, которые проявляют инициативу во время урока и внеурочной деятельности, испытывают положительные эмоции от учебного процесса. Во 2 «А» преобладали
младшие школьники, имеющие средний уровень (45%), характеризующийся частичной включенностью в учебную деятельность, предпочитают обратиться за помощью или выполнять задания по образцу. Ученики с низким уровнем познавательно интереса (25%) демонстрирует безразличие к изучаемому предмету, пассивны во время урока, часто отвлекаются.
5. На следующем формирующем этапе опытно-поисковой деятельности нами были организованы и проведены уроки в рамках предмета «Окружающий мир». Темы уроков: «Свойства воздуха», «Птицы», «Звери».
Данные уроки включали в себя дидактические игры, такие как: игровые технологии Корепановой О.В. «Внимательный детектив» и Кузановой А.В. «Игра на группировку и классификацию предметов», а также был разработан и проведен урок-исследование, в котором учащиеся делали элементарные опыты. В уроках мы также применили игровые методы, такие как: кроссворд, викторина, загадки, ребусы.
6. После проведения системы уроков нами было проведено повторное исследование, направленное на диагностику эффективности работы.
Были получены следующие результаты: благодаря проведенным дидактическим играм на уроках окружающего мира на формирующем этапе опытно-поисковой работы отношение обучающихся к предмету совершенно изменилось. Учащиеся на уроках стали активны, внимательны и были включены в учебный процесс на протяжении всего урока.
В результате проведения повторной, итоговой диагностики у 15 учащихся (75%) был выявлен высокий уровень, а у остальных обучающихся - средний (25%). Низкого уровня познавательного интереса к предмету не было выявлено ни у одного из учащегося.
Исходя из результатов проделанной опытно-поисковой работы, было выявлено, что уровень познавательного интереса у обучающихся 2 «А» класса возрос. У большей части учащихся повысилась активность в рамках урока, учебная мотивация у младших школьников с низким и средним уровнем успеваемости также возросла. Дидактические игры, часто применяемые на уроках «Окружающий мир», помогли активизировать у детей учебно-познавательный интерес, благодаря чему они стали лучше понимать предмет и, соответственно, лучше учиться.
Таким образом, можно заключить, что систематическое использование разнообразных и ярко наглядных дидактических игр на уроках «Окружающий мир» во 2 классе является эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.



1. Алиева, Г. М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал - 2007. - № 10. - С. 299-303.
2. Аникеева, Н. Б. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст] / Н. Б. Аникеева. - М. : Просвещение, 2005. - 144 с.
3. Ахвердова, О. А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу: психология развития и возрастная психология [Текст] : учебное пособие / О. А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, О. Н. Козлитина. - Ставрополь : СГУ, 2003. - 373 с.
4. Баев, И. М. Играем на уроках русского языка [Текст] / И. М. Баев. - М. : «Русский язык», 1989. - 90 с.
5. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры [Текст] : энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : Грамота, 2000. - 937 с.
6. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т. Г. Богдагова, Т. В. Корнилова. — М. : Роспедагенство, 1994. - 68 с.
7. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Издательская корпорация «Логос», 1998. - 246 с.
8. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе [Текст] : лекции 5-8 / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. - М. : «Первое сентября», 2008. - 68 с.
9. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование [Текст] : ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
10. Воровщиков, С. Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст] / С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова. - М. : Прометей, 2012. - 216 с.
11. Восторгова, Е. В. Краткий методический комментарий к Букварю и учебнику русского языка для 1 класса [Текст] : пособие для учителя начальной школы / Е. В. Восторгова. - М. : ВИТА ПРЕСС, 2012. - 80 с.
12. Выготский, Л. С. Поведение животных и человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 454 с.
13. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т. В. Габай. - М. : МГУ, 1988. - 76 с.
14. Гамезо, М. В. Общая психология [Текст] : учебно-методическое пособие / М. В. Гамезо. - М. : Ось-89, 2008. - 352 с.
15. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
16. Глинка, Г. А. Развиваю мышление и речь [Текст] : пособие для подготовки детей к школе / Г. А. Глинка. - СПб. : Питер Пресс, 2000. - 120с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ