🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Особенности формирования навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня (Хакасский государственный университет)

Работа №194695

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы36
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Шушенская СОШ № 1».
Выборка: 20 младших школьников в возрасте 8-9 лет.
Есть приложения.

Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……….7
1.1. Проблема усвоения навыков словообразования в начальной школе и ее анализ в научной литературе………7
1.2. Цели, задачи и этапы работы по формированию навыков словообразования у детей младшего школьного возраста………… 10
1.3. Проблемы в усвоении навыков словообразования детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………15
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению особенностей усвоения формирования навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…20
2.1 Исследование уровня сформированности навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………………20
2.2 Методические рекомендации по организации коррекционной работы, направленной на формирование словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……25
Заключение……………………………………………………………..…. 29
Библиографический список……………………………………………31
Приложение……………………………………………………………….34

Среди детей-логопатов наибольшую группу составляют младшие школьники с общим недоразвитием речи III уровня. Общее недоразвитие речи – это сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, относящиеся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Первое теоретическое доказательство общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жиренкова) в 50-60-х годах ХХ века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушение развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.
Вопросы формирования различных сторон речи детей с общим недоразвитием речи, достаточно полно освещены в логопедической литературе. Разработкой проблемы, занимались такие специалисты как: Н.С. Жукова, Е.М. Ибатова, Г.Б, Филичева, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.Г. Арушанова.
Доказано, что от полноценного овладения словообразованием зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (Т.Н. Ушаков, К.И. Чуковский, А.М. Шахнаревич, С.Н. Цейтлин). Механизм детского словообразования связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.
Многие учёные, изучавшие вербальное и невербальное развитие речи детей с общим недоразвитием речи, указывали на трудности в овладении словообразовательными процессами, однако проблема формирования навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня остается до сих пор актуальной.
Объект исследования: формирование навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: изучить особенности протекания усвоения словообразовательных навыков детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и выявить уровень их сформированности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в формировании словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня есть ряд особенностей:
- затруднения в подборе однокоренных слов;
- недостаточное количество слов-признаков, слов-действий в активном словаре;
- плохо согласовывают слова в роде, падеже;
- пониженная способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть цели, задачи и этапы работы по формированию словообразовательных умений и навыков у учащихся начальной школы.
3. На основе анализа научных исследований выделить особенности в формировании словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Выявить уровень усвоения словообразовательных навыков детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Разработать методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на формирование словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методологической основой исследования являются:
 концептуальные положения о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
- теоретические положения А. И. Смирницкого, Г. О. Винокура о продуктивных и непродуктивных, регулярных и нерегулярных моделях русского словообразования;
- положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие различные аспекты познавательно-речевого развития и представления о структуре речевого дефекта у детей (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Е.Ф. Соботович, Е.А. Стребелева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина);
Методы исследования
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специализированной литературы по изучаемой проблеме; анализ и обобщение экспериментальных данных;
- эмпирические: педагогический эксперимент, диагностические методики: методики исследования для выявления особенностей словообразования О.И. Азовой, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой, Р.И. Лалаевой.
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и систематизации научных данных и методических подходов к исследованию и развитию навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в настоящем исследовании результаты могут выступать основой для практических рекомендаций по руководству процессом формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Шушенская СОШ № 1». Контингент обследуемых – младшие школьники в возрасте 8-9 лет в количестве 20 человек.
Структурные компоненты работы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложение. Общий объем работы составил 33 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время общее недоразвитие речи является серьёзной проблемой логопедии. У детей с данной речевой патологией отмечаются специфические особенности: ограничение словарного запаса вследствие полного незнания значений, неточного понимания и употребления ряда слов; недоразвитие грамматического оформления речи (неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении падежных форм множественного числа и др.); недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия; стойкие нарушения слоговой структуры и т.д.
Достаточно низкий уровень словообразования является одной из причин как количественной обедненности словарного запаса, так и неправильного употребления многих слов. Дети с ОНР затрудняются распознавать семантику слова по его словообразовательной структуре. Встречающиеся замены в той или иной степени близки по смыслу тем словам, взамен которых они употребляются, поэтому они не создают серьезного препятствия для общения, а значит, с трудом преодолеваются в процессе совершенствования речевой практики детей.
Дети с ОНР не знают значений многих слов и, следовательно затрудняются в образовании новых форм от исходных слов с помощью суффиксов, префиксов. Труднее таким детям даются операции словообразования глаголов приставочным способом, однокоренных слов.
Специально организованное обучение детей с ОНР способствует эффективному формированию словообразовательных навыков, поэтому коррекционная работа необходима и проводить ее следует, учитывая принципы системности, комплексности, индивидуального подхода, онтогенетический принцип.
Низкий уровень словообразования у детей приведет в дальнейшем к школьной неуспеваемости. Поэтому перед специалистами стоит задача своевременно и эффективно провести коррекционно – развивающую программу.
Коррекционная работа должна идти в специально – ориентированном направлении. Специальные упражнения должны включаться в индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия.
Системная работа по формированию словообразовательных процессов предполагает использование наглядных, графических, вербальных средств в процессе моделирования.



1. Бойкова, С.В. Занятия с логопедом по развитию речи у детей 5-7 лет [Текст] / С.В. Бойкова /.-СПб., 2017.-135с.
2. Быкова, Н. М. Игры и упражнения для развития речи /Н. М. Быкова. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО, 2019. – 160 с.
3. Винокур О.Г. Заметки по русскому словообразованию // Общее языкознание. Хрестоматия / Под ред. А.Е. Супруна. М.: Академия, 2020. С. 273 – 288.
4. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина // Логопед. - 2022. - №1. - С. 15-17.
5. Волкова, Г.А. .Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференцированной диагностики: учебн..-метод. пособие [Текст] /Г.А. Волкова. СПб., Детство-пресс, 2013.-144с.
6. Глухов, В.П Формирование речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.П. Глухов. 2-е изд., испр. и доп.- М.;АРКТИ,2004.-168С.-(Библиотека практикующего логопеда).
7. Головач, Л.А. Практикум по возрастной психологии: уч. Пособие/ Л.А. Головей. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2022. – 694 с.
8. Горбатенко, Т. М. Стилистический аспект русского словообразования / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб., 1988. – 48 с.
9. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 263с.
10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД. – 1998. – 320 с.
11. Жукова, Н. С. Логопедия: основы теории и практики /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Г. Б. Филичева. – Москва : Просвещение, 2020. – 288
12. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. – Москва :Энергомаш, 1994. – 128 с.
13. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е. А. Земская. – Москва : Флинта, 2021. – 323 с.
14. Ибатова, Г. Б. Состояние словообразовательных навыков у младших школьников с ОНР 3 уровня / Г. Б. Ибатова // Проблемы и перспективы развития образования. – 2019. – № 1. – С. 102-106.
15. Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 8 – 9 лет, имеющими тяжелые нарушения речи / Р. А. Кирьянова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2019. – 368 с.
16. Климонтович, Е. Ю. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи III степени / Е. Ю. Климонтович // Школа здоровья. – 2022. – № 1. – С. 43-46
17. Кубрякова, Е. С. Что такое словообразование / Е. С. Кубрякова; отв. ред. К. Е. Майтинская. – Москва : Наука, 1965. – 78 с.
18. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. – Москва : ВЛАДОС, 2023. – 480 с.
19. Логопедия : учеб.для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – Москва : ВЛАДОС, 2021. – 704 с.
20. Лопухина, И. Логопедия : 550 занимат. упражнений для развития речи / И. С. Лопухина. – Москва : Аквариум, 2019. – 384 с.
21. Ляско, Е. Е. Развитие речи малыша / Е. Е. Ляксо. – Москва : Айрис-пресс, 2019. – 202 с.
22. Медведева, Т. В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с ОНР III уровня / Т. В. Медведева // Дефектология. – 2021. – № 3. – С. 84-88.
23. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2013. – 440с.
24. Мухина, В. С. Психология дошкольника / В. С. Мухина. – Москва : Просвещение, 1975. – 239 с.
25. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство пресс, 2013. – 332с.
26. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новоторцева. –Ярославль: Гринго, 2021. – 235 с.
27. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина и др.; под ред. Р. Е. Левиной. - Репр. изд. - Москва : Альянс, 2022. – 366 с.
28. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Ж. В. Антипова, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова [и др.] ; под общ.ред. Т. В. Волосовец. – Москва : Просвещение, 2022. – 256 с.
29. Прищепова, И. В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи / И. В. Прищепова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2023. – 144 с.
30. Рамзаева, Т.Г. / Взаимосвязь лексики, словообразования и грамматики как методическая основа обучения младших школьников русскому языку: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. / Т.Г. Рамзаева // Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Ленинград : [б. и.], 1974. - 37 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ