Особенности формирования навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня (Хакасский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Шушенская СОШ № 1».
Выборка: 20 младших школьников в возрасте 8-9 лет.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……….7
1.1. Проблема усвоения навыков словообразования в начальной школе и ее анализ в научной литературе………7
1.2. Цели, задачи и этапы работы по формированию навыков словообразования у детей младшего школьного возраста………… 10
1.3. Проблемы в усвоении навыков словообразования детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………15
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению особенностей усвоения формирования навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…20
2.1 Исследование уровня сформированности навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………………20
2.2 Методические рекомендации по организации коррекционной работы, направленной на формирование словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……25
Заключение……………………………………………………………..…. 29
Библиографический список……………………………………………31
Приложение……………………………………………………………….34
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Шушенская СОШ № 1».
Выборка: 20 младших школьников в возрасте 8-9 лет.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……….7
1.1. Проблема усвоения навыков словообразования в начальной школе и ее анализ в научной литературе………7
1.2. Цели, задачи и этапы работы по формированию навыков словообразования у детей младшего школьного возраста………… 10
1.3. Проблемы в усвоении навыков словообразования детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………15
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению особенностей усвоения формирования навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…20
2.1 Исследование уровня сформированности навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………………20
2.2 Методические рекомендации по организации коррекционной работы, направленной на формирование словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……25
Заключение……………………………………………………………..…. 29
Библиографический список……………………………………………31
Приложение……………………………………………………………….34
Среди детей-логопатов наибольшую группу составляют младшие школьники с общим недоразвитием речи III уровня. Общее недоразвитие речи – это сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, относящиеся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Первое теоретическое доказательство общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жиренкова) в 50-60-х годах ХХ века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушение развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.
Вопросы формирования различных сторон речи детей с общим недоразвитием речи, достаточно полно освещены в логопедической литературе. Разработкой проблемы, занимались такие специалисты как: Н.С. Жукова, Е.М. Ибатова, Г.Б, Филичева, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.Г. Арушанова.
Доказано, что от полноценного овладения словообразованием зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (Т.Н. Ушаков, К.И. Чуковский, А.М. Шахнаревич, С.Н. Цейтлин). Механизм детского словообразования связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.
Многие учёные, изучавшие вербальное и невербальное развитие речи детей с общим недоразвитием речи, указывали на трудности в овладении словообразовательными процессами, однако проблема формирования навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня остается до сих пор актуальной.
Объект исследования: формирование навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: изучить особенности протекания усвоения словообразовательных навыков детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и выявить уровень их сформированности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в формировании словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня есть ряд особенностей:
- затруднения в подборе однокоренных слов;
- недостаточное количество слов-признаков, слов-действий в активном словаре;
- плохо согласовывают слова в роде, падеже;
- пониженная способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть цели, задачи и этапы работы по формированию словообразовательных умений и навыков у учащихся начальной школы.
3. На основе анализа научных исследований выделить особенности в формировании словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Выявить уровень усвоения словообразовательных навыков детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Разработать методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на формирование словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методологической основой исследования являются:
концептуальные положения о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
- теоретические положения А. И. Смирницкого, Г. О. Винокура о продуктивных и непродуктивных, регулярных и нерегулярных моделях русского словообразования;
- положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие различные аспекты познавательно-речевого развития и представления о структуре речевого дефекта у детей (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Е.Ф. Соботович, Е.А. Стребелева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина);
Методы исследования
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специализированной литературы по изучаемой проблеме; анализ и обобщение экспериментальных данных;
- эмпирические: педагогический эксперимент, диагностические методики: методики исследования для выявления особенностей словообразования О.И. Азовой, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой, Р.И. Лалаевой.
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и систематизации научных данных и методических подходов к исследованию и развитию навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в настоящем исследовании результаты могут выступать основой для практических рекомендаций по руководству процессом формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Шушенская СОШ № 1». Контингент обследуемых – младшие школьники в возрасте 8-9 лет в количестве 20 человек.
Структурные компоненты работы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложение. Общий объем работы составил 33 страницы.
Вопросы формирования различных сторон речи детей с общим недоразвитием речи, достаточно полно освещены в логопедической литературе. Разработкой проблемы, занимались такие специалисты как: Н.С. Жукова, Е.М. Ибатова, Г.Б, Филичева, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.Г. Арушанова.
Доказано, что от полноценного овладения словообразованием зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (Т.Н. Ушаков, К.И. Чуковский, А.М. Шахнаревич, С.Н. Цейтлин). Механизм детского словообразования связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.
Многие учёные, изучавшие вербальное и невербальное развитие речи детей с общим недоразвитием речи, указывали на трудности в овладении словообразовательными процессами, однако проблема формирования навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня остается до сих пор актуальной.
Объект исследования: формирование навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: изучить особенности протекания усвоения словообразовательных навыков детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и выявить уровень их сформированности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в формировании словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня есть ряд особенностей:
- затруднения в подборе однокоренных слов;
- недостаточное количество слов-признаков, слов-действий в активном словаре;
- плохо согласовывают слова в роде, падеже;
- пониженная способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть цели, задачи и этапы работы по формированию словообразовательных умений и навыков у учащихся начальной школы.
3. На основе анализа научных исследований выделить особенности в формировании словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Выявить уровень усвоения словообразовательных навыков детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Разработать методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на формирование словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методологической основой исследования являются:
концептуальные положения о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
- теоретические положения А. И. Смирницкого, Г. О. Винокура о продуктивных и непродуктивных, регулярных и нерегулярных моделях русского словообразования;
- положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие различные аспекты познавательно-речевого развития и представления о структуре речевого дефекта у детей (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Е.Ф. Соботович, Е.А. Стребелева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина);
Методы исследования
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специализированной литературы по изучаемой проблеме; анализ и обобщение экспериментальных данных;
- эмпирические: педагогический эксперимент, диагностические методики: методики исследования для выявления особенностей словообразования О.И. Азовой, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой, Р.И. Лалаевой.
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и систематизации научных данных и методических подходов к исследованию и развитию навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в настоящем исследовании результаты могут выступать основой для практических рекомендаций по руководству процессом формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Шушенская СОШ № 1». Контингент обследуемых – младшие школьники в возрасте 8-9 лет в количестве 20 человек.
Структурные компоненты работы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложение. Общий объем работы составил 33 страницы.
В настоящее время общее недоразвитие речи является серьёзной проблемой логопедии. У детей с данной речевой патологией отмечаются специфические особенности: ограничение словарного запаса вследствие полного незнания значений, неточного понимания и употребления ряда слов; недоразвитие грамматического оформления речи (неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении падежных форм множественного числа и др.); недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия; стойкие нарушения слоговой структуры и т.д.
Достаточно низкий уровень словообразования является одной из причин как количественной обедненности словарного запаса, так и неправильного употребления многих слов. Дети с ОНР затрудняются распознавать семантику слова по его словообразовательной структуре. Встречающиеся замены в той или иной степени близки по смыслу тем словам, взамен которых они употребляются, поэтому они не создают серьезного препятствия для общения, а значит, с трудом преодолеваются в процессе совершенствования речевой практики детей.
Дети с ОНР не знают значений многих слов и, следовательно затрудняются в образовании новых форм от исходных слов с помощью суффиксов, префиксов. Труднее таким детям даются операции словообразования глаголов приставочным способом, однокоренных слов.
Специально организованное обучение детей с ОНР способствует эффективному формированию словообразовательных навыков, поэтому коррекционная работа необходима и проводить ее следует, учитывая принципы системности, комплексности, индивидуального подхода, онтогенетический принцип.
Низкий уровень словообразования у детей приведет в дальнейшем к школьной неуспеваемости. Поэтому перед специалистами стоит задача своевременно и эффективно провести коррекционно – развивающую программу.
Коррекционная работа должна идти в специально – ориентированном направлении. Специальные упражнения должны включаться в индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия.
Системная работа по формированию словообразовательных процессов предполагает использование наглядных, графических, вербальных средств в процессе моделирования.
Достаточно низкий уровень словообразования является одной из причин как количественной обедненности словарного запаса, так и неправильного употребления многих слов. Дети с ОНР затрудняются распознавать семантику слова по его словообразовательной структуре. Встречающиеся замены в той или иной степени близки по смыслу тем словам, взамен которых они употребляются, поэтому они не создают серьезного препятствия для общения, а значит, с трудом преодолеваются в процессе совершенствования речевой практики детей.
Дети с ОНР не знают значений многих слов и, следовательно затрудняются в образовании новых форм от исходных слов с помощью суффиксов, префиксов. Труднее таким детям даются операции словообразования глаголов приставочным способом, однокоренных слов.
Специально организованное обучение детей с ОНР способствует эффективному формированию словообразовательных навыков, поэтому коррекционная работа необходима и проводить ее следует, учитывая принципы системности, комплексности, индивидуального подхода, онтогенетический принцип.
Низкий уровень словообразования у детей приведет в дальнейшем к школьной неуспеваемости. Поэтому перед специалистами стоит задача своевременно и эффективно провести коррекционно – развивающую программу.
Коррекционная работа должна идти в специально – ориентированном направлении. Специальные упражнения должны включаться в индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия.
Системная работа по формированию словообразовательных процессов предполагает использование наглядных, графических, вербальных средств в процессе моделирования.



