Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №114962

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня посредством цифровых технологий 10
1.1 Особенности формирования навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня 10
1.2 Характеристика цифровых технологий как средства формирования навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня 16
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня средствами цифровых технологий 23
2.1 Выявление уровня сформированности навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня 23
2.2 Содержание и организация работы по формированию навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня средствами цифровых технологий 30
2.3 Выявление динамики уровня сформированности навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня 37
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 51
Приложение Б Протоколы результатов проведения диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента 52
Приложение В Комплекс интерактивных игр 54

Бакалаврская работа посвящена одной из значимых проблем логопедии - формированию навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня. Несмотря на имеющиеся исследования и апробированные методики проблема формирования навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи остается актуальной и продолжает исследоваться.
Словообразование выполняет много функций, оказывая значимое воздействие на формирование языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка. Большой интерес к проблеме словообразования детей возник в середине XVIII века и не угасает в наше время. В течение двухсот лет такие ученые, как лингвисты, педагоги, психолингвисты, психологи продолжали исследовать закономерности, этапы развития словообразовательных способностей при онтогенетическом развитии речи (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин, Н.М. Юрьева и другие).
В середине прошлого столетия Р.Е. Левина выделила отдельную категорию детей, которые имеют системное недоразвитие всех компонентов речи, то есть «общее недоразвитие речи». Она указывала на разные возможности словообразования этих детей. Было выявлено, что обучение словообразовательными навыками доступно только детям с третьим уровнем развития речи, которые обладают развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического недоразвития. В последующем почти все исследователи, которые изучали проблему общего недоразвития речи, замечали ограниченные возможности данных детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и другие.). Были выявлены направления и разные способы формирования словообразовательных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Н.С. Жукова, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие). В исследованиях Т.В. Тумановой (1997 г., 2005 г.) особенностей словообразования у детей с общим недоразвитием речи установлено, что несформированность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения лексических и грамматических значений приводит к особенностям формирования процессов словообразования. Неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, к неточности понимания и дифференциации родственных слов.
Однако Т.В. Туманова отмечает, что исследования проблемы словообразования у детей с общим недоразвитие речи не носят системный характер, констатируются отдельные трудности, которые испытывают дети при самостоятельном словообразовании. Не проводились конкретные исследования процессов словообразования у детей с общим недоразвитием речи II уровня, что определяет актуальность нашего исследования.
Современный этап развития общества всемирной коммуникации характеризуется функциональным использованием средств цифровых технологий в многочисленных сферах деятельности человека, в том числе и коррекционной педагогике. С помощью средств цифровых технологий можно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную речевую деятельность ребенка и развитие познавательных процессов. При использовании на индивидуальных и групповых занятиях средства цифровых технологий делают работу учителя-логопеда более эффективной и интересной.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили нам выявить противоречие между признанной необходимостью формирования навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня и недостаточным использованием средств цифровых технологий в данном процессе.
Проблема: каковы возможности цифровых технологий как средства формирования навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы сформирована тема исследования: «Формирование навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня средствами цифровых технологий».
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить возможность формирования навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня средствами цифровых технологий.
Объект исследования: процесс формирования навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Предмет исследования: цифровые технологии как средство формирования навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что использование средств цифровых технологий повысит качество логопедической работы по формированию навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня при следующих условиях:
• тематическом принципе предъявления лексического материала и отработке словообразовательных моделей существительных на тематическом лексическом материале;
• отборе средств цифровых технологий для решения коррекционных задач и стимулирования интереса детей к словообразовательной деятельности на основе реализации перцептивного подкрепления усвоения и применения словообразовательных моделей в речевых игровых ситуациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить проблему формирования навыков словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
2. Выявить уровень сформированности словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
3. Определить средства цифровых технологий и апробировать в логопедической работе по формированию навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• положения исследований закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития грамматического строя речи в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, Т.Н. Ушакова, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин);
• положения исследований становления словообразовательных процессов у детей с общим недоразвитием речи (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.В. Туманова);
• положения теории и методики цифровизации образования (Я.А. Ваграменко, И.Е. Вострокнутов, O.A. Козлов, A.A. Кузнецов, Т.А. Лавина, З.Ф. Мазур).
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение педагогического опыта);
• эмпирические (беседа, психолого-педагогический эксперимент);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 80 «Песенка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 13 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Новизна исследования: выявлена возможность использования средств цифровых технологий в формировании навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня на основе перцептивного подкрепления усвоения и применения словообразовательных моделей в речевых игровых ситуациях.
Теоретическая значимость исследования: уточнены и конкретизированы представления об особенностях формирования навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования учителями-логопедами, воспитателями в коррекционно-развивающей работе с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 наименований), 3 приложений. В работе представлены 12 таблиц и 6 рисунков. Основной текст работы изложен на 50 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических основ проблемы и экспериментальное исследование позволили сделать следующие выводы.
Несмотря на имеющиеся исследования и апробированные методики проблема формирования навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи остается актуальной и продолжает исследоваться.
В исследованиях Т.В. Тумановой установлено, что несформированность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения лексических и грамматических значений приводит к особенностям формирования процессов словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, к неточности понимания и дифференциации родственных слов. Однако Т.В. Туманова отмечает, что исследования проблемы словообразования у детей с общим недоразвитие речи не носят системный характер, констатируются отдельные трудности, которые испытывают дети при самостоятельном словообразовании. Не проводились конкретные исследования процессов словообразования у детей с общим недоразвитием речи II уровня.
Целью данной работы являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности формирования навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с ОНР II уровня средствами цифровых технологий. Достижение данной цели осуществлялось в ходе теоретического исследования и экспериментальной работы.
На этапе констатирующего эксперимента для выявления уровня сформированности навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с ОНР II уровня нами были выделены следующие показатели:
• умение называть детенышей животных в единственном и множественном числе;
• умение образовывать существительные в уменьшительно- ласкательной форме с помощью суффиксов;
• умение образовывать слова с суффиксом «ниц»;
• понимание словообразовательных форм;
• умение критически оценивать речь, находить ошибки в употреблении способов словообразования.
В соответствии с данными показателями мы подобрали диагностическую методику М.М. Алексеевой, В.И. Ляминой «Исследование способности словообразования», которая включает в себя 5 заданий, направленных на выявление указанных показателей.
С помощью данных заданий нами были получены следующие результаты: низкий уровень сформированности навыка словообразования существительного выявлен у 6 детей (47%); средний уровень - у 4 детей (31%); высокий уровень выявлен у 3 детей (22%).
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы относительно того, что использование средств цифровых технологий повысит качество логопедической работы по формированию навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня при следующих условиях:
• тематическом принципе предъявления лексического материала и отработке словообразовательных моделей существительных на тематическом лексическом материале;
• отборе средств цифровых технологий для решения коррекционных задач и стимулирования интереса детей к словообразовательной деятельности на основе реализации перцептивного подкрепления усвоения и применения словообразовательных моделей в речевых игровых ситуациях.
Программа формирующего эксперимента была составлена на основе логопедической программы Н.В. Нищевой и состояла из 2 этапов. На первом этапе мы осуществляли отбор и разработку интерактивных игр по словообразованию с использованием средств цифровых технологий. На основе лексических тем нами были подобраны и апробированы в логопедической работе с детьми 5-6 лет с ОНР II уровня авторские интерактивные игры (составитель Т.Н. Сенаторова), а также самостоятельно разработанные игры с использованием цифровых технологий.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику уровня сформированности навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с ОНР II уровня. Количество детей с очень высоким уровнем возросло больше чем в два раза, показатели высокого уровня увеличились с 20% до 24%. Процент детей со средним уровнем уменьшился с 44% до 38%, с низким уровнем - сократился с 32% до 28%.
Зафиксированная положительная динамика является индикатором результативности проведенной нами работы по формированию навыка словообразования существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня с использованием средств цифровых технологий.
Задачи исследования решены, положения гипотезы доказаны. Цель исследования достигнута.


1. Балдуева А. Н. Информационные технологии в дошкольном воспитании // Современная педагогика. 2016. № 2. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5316 (дата обращения: 07.04.2021).
2. Белинова Н. В. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей педагога дошкольного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-1. С. 18-24.. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21436555_43432443.pdf (дата обращения: 27.02.2021)
3. Боровик М. И. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком // Молодой ученый. 2016. № 18. С. 431-433. URL: https://moluch.ru/archive/122/33732/ (дата обращения: 29.01.2021)
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Астрель, 2011. 637 с.
5. Выготский Л. С. Развитие устной речи. М. : Детская речь, 1996. 51 с.
6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Детство-Пресс, 2007. 472 с.
7. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. М. : Секачев, 2012. 262 с.
8. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. М. : Айрис-пресс, 2005. 96 с.
9. Дубровина Т. И. Развитие памяти в системе коррекционно-развивающего обучения у детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. 2007. № 2. С. 64-69.
10. Ефименкова Л. Н. Формирование речи дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи. М. : Просвещение, 1985. 112 с.
11. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики. М. : Эксмо, 2011. 288 с.
12. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екб. : АРД ЛТД, 1999. 320 с.
13. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М. : Академия, 2007. 589 с.
14. Искандарова Г. Р. К вопросу о словообразовании в детской речи. М. : Сфера, 2012. 517 с.
15. Киракосян А. А. Система логопедической работы по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитие речи // Проблемы и перспективы образования XXI века. 2015. № 6. С. 3-6. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24234447_83318307.рс11(дага обращения: 18.02.2021)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ