🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Развитие памяти у детей с ЗПР в возрасте 5-6 лет

Работа №194685

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы33
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6».
Выборка: 8 детей.
Можно подставить любую база исследования.

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития……………………………5
1.1 Проблемы развития памяти у детей 5-6 лет с ЗПР в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе ………………5
1.2 Особенности детей 5-6 лет с задержкой психического развития … 9
1.3 Основные аспекты развития памяти у детей 5-6 лет с ЗПР…… 15
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития……21
2.1 Методы исследования особенностей развития памяти у детей 5-6 лет с ЗПР ………21
2.2 Анализ результатов исследования особенностей развития памяти у детей 5-6 лет с ЗПР …23
2.3 Рекомендации по развитию памяти у детей 5-6 лет с ЗПР… 29
Заключение ………………………………………………………………. 31
Список используемой литературы … 33

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что развитие памяти является важным элементом общего психического и когнитивного развития ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Дети 5-6 лет с ЗПР часто испытывают трудности в усвоении новой информации, её удержании и воспроизведении, что может негативно сказываться на их обучении и социальной адаптации.
В возрасте 5-6 лет происходят важнейшие изменения в развитии памяти, поскольку это время интенсивного формирования когнитивных функций, необходимых для обучения в школе. У детей с ЗПР могут быть выявлены специфические нарушения памяти, которые мешают не только освоению учебных программ, но и нормальной адаптации в группе сверстников, социальной интеграции. Проблемы с памятью у таких детей могут проявляться в слабой концентрации внимания, трудностях с запоминанием и воспроизведением информации, низкой устойчивости памяти, что делает необходимость исследования данной области особенно актуальной.
Объектом исследования являются дети 5-6 лет с задержкой психического развития (ЗПР).
Предметом исследования являются особенности развития памяти у детей с ЗПР в возрасте 5-6 лет.
Цель исследования: изучить особенности развития памяти у детей 5-6 лет с ЗПР, выявить основные факторы, влияющие на этот процесс.
Для достижения цели определены следующие задачи:
- рассмотреть проблемы развития памяти у детей 5-6 лет с ЗПР в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
- определить особенности детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
- проанализировать основные аспекты развития памяти у детей 5-6 лет с ЗПР.
- рассмотреть методы и методики исследования особенностей развития памяти у детей 5-6 лет с ЗПР.
- проанализировать результаты исследования особенностей развития памяти у детей 5-6 лет с ЗПР
- разработать рекомендации родителям, педагогам ДОУ по развитию памяти у детей 5-6 лет с ЗПР.
Гипотеза. Развитие памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития (ЗПР) предполагает, что эти дети могут иметь замедленное или искаженное развитие различных типов памяти (например, краткосрочной, долговременной, оперативной), диагноз ЗПР временный.
Методы исследования: анализ, синтез обобщение. Эмпирические – наблюдение, беседа, тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки специализированных методов диагностики и коррекции нарушений памяти у детей с ЗПР. Эти методы могут быть внедрены в работу дошкольных учреждений, центров психолого-педагогической помощи, а также при подготовке педагогов и психологов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.
Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Задержка психического развития одна из распространённых форм психических нарушений. На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно осуществлять психолого-педагогическое изучение детей «групп риска» с целью своевременного оказания психокоррекционной помощи детям с резко выраженными отклонениями.
Исследование особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития показало, что дети с таким диагнозом имеют различные уровни развития памяти.
В ходе использования методик "Запоминание 10 слов" и "Методика десяти предметов" было установлено, что 50% детей успешно справились с заданиями, однако 25% испытывали значительные трудности, что свидетельствует о наличии нарушений в восприятии и воспроизведении информации.
Зрительная память детей развита лучше, чем слухоречевая и смысловая, что указывает на необходимость дополнительной работы в этих областях. Для коррекции памяти важно уделять внимание концентрации внимания, стимуляции непроизвольного запоминания и поддержке эмоциональной вовлеченности детей в процесс обучения.
Коррекционная работа с детьми с ЗПР должна носить индивидуальный, личностно-ориентированный характер. Коррекционная работа по повышению эффективности процесса запоминания может осуществляться на всех занятиях, проводимых в дошкольном образовательном учреждении.
Опираясь на полученные данные, нами были описаны методические рекомендации по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, также проведению коррекционных работ психолога.
На основе результатов исследования можно предложить следующие рекомендации для коррекции развития памяти у детей с задержкой психического развития. Важно сосредоточиться на развитии концентрации внимания и улучшении произвольного запоминания, используя игровые и методические подходы, которые стимулируют эмоциональную вовлеченность детей. Следует активнее применять зрительные методы обучения, так как зрительная память у детей с ЗПР развивается лучше.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена, а цель достигнута.



1. Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Юрайт, 2023. — 162 с.
2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития/Н.Л. Белопольская. – М.: Издательство «Просвещение», 2005. – 370с.
3. Бенилова С. Ю. Основы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии. — М.: Флинта, 2023. — 376 с.
4. Безукладникова А. В. Использование ИКТ при работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений в коррекционной группе / А. В. Безукладникова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/8981/ (дата обращения: 10.12.2024).
5. Глухов В. П. Специальная педагогика и специальная психология. — М.: Флинта, 2023. — 324 с.
6. Долгова В.И. Диагностико – аналитическая деятельность специального психолога: традиции инновации: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений/ В.И. Долгова, Л.В. Иванова, О.А. Шумакова. – Челябинск: Издательство «АТОКСО», 2008. – 115с.
7. Долгова В.И., Иванова Л.В., Капитанец,Е.Г., Шумакова О.А. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации/ В.И. Долгова, Л.В. Иванова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. – Челябинск: Издательство «АТОКСО», 2008. – 100с.
8. Дружинина Л. А. Развитие предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. — М.: Инфра-М, 2020. — 158 с.
9. Захаров И.А. как предупредить отклонения в развитии ребенка/ И.А. Захаров. – М.: Издательство «Просвещение», 2002. – 270с.
10. Ишина Г. П., Гурина Л. Е., Мурылева И. С. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: моделирование образовательных программ. — М.: Юрайт, 2023. — 363 с.
11. Кузнецова Е. В. Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития / Е. В. Кузнецова, О. П. Заболотских. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 393-395. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81143/ (дата обращения: 10.12.2024).
12. Микляева Н. В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития. — М.: Юрайт, 2023. — 329 с.
13. Морозова С. Ю. Особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Морозова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81028/ (дата обращения: 10.12.2024).
14. Неретина Т. Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. — М.: Инфра-М, 2023. — 308 с.
15. Рахманова Е. В. Характерные особенности детей с задержкой психического развития // Вестник науки. 2023. №6 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakternye-osobennosti-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 10.12.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ