ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С ИХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ
|
Введение 3
1 Саморегуляция как фактор профессиональной деятельности 8
1.1 Понятие саморегуляции 8
1.2 Особенности саморегуляции военнослужащих 14
1.3 Саморегуляция военнослужащих в стрессовых ситуациях 21
2 Стрессоустойчивость военнослужащих 27
2.1 Особенности понятия «стресс» и «стресс-факторы» 27
2.2 Стрессоустойчивость как фактор успешного выполнения служебных и
боевых задач 33
2.3 Влияние стрессоустойчивости и нервно-психической устойчивости на
успешную саморегуляцию 42
3 Эмпирическое исследование выявления саморегуляции у военнослужащих . 50
3.1 Материалы исследования 50
3.2 Методы исследования 50
3.3 Результаты исследования и их обсуждение 55
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложения 71
1 Саморегуляция как фактор профессиональной деятельности 8
1.1 Понятие саморегуляции 8
1.2 Особенности саморегуляции военнослужащих 14
1.3 Саморегуляция военнослужащих в стрессовых ситуациях 21
2 Стрессоустойчивость военнослужащих 27
2.1 Особенности понятия «стресс» и «стресс-факторы» 27
2.2 Стрессоустойчивость как фактор успешного выполнения служебных и
боевых задач 33
2.3 Влияние стрессоустойчивости и нервно-психической устойчивости на
успешную саморегуляцию 42
3 Эмпирическое исследование выявления саморегуляции у военнослужащих . 50
3.1 Материалы исследования 50
3.2 Методы исследования 50
3.3 Результаты исследования и их обсуждение 55
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложения 71
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная жизнь личности военнослужащего в обществе протекает так, что по существу любая сфера общественной жизни оказывает в той или иной мере непосредственное воздействие на психическую реальность индивида. Вся жизненная среда несет в явной или превращенной форме следы воздействия субъекта на другого. Отношение к окружающим людям является содержанием, постоянно присутствующим в психической реальности каждого как её составляющая и естественным образом входит во все виды активности. Проблема же, как представляется, заключается в том, насколько такое воздействие может сделать человека несчастным, больным, впадающим депрессию.
Совладание военнослужащих с чрезвычайными ситуациями, их восприятие и оценка как нежелательных факторов обуславливаются не только врожденными, биологически закрепленными способами, сколько всем комплексом личностных проявлений, сформировавшихся в процессе развития и жизнедеятельности в определенной социальной среде. Этой средой в первую очередь является семейная группа. Именно здесь закладывается его мировосприятие, а также формируются основы преодоления трудностей и обеспечиваются ресурсы.
Служба в Вооружённых Силах непосредственно связана со стрессом. Военнослужащие ежедневно попадают в различные стрессовые ситуации и, конечно же, пытаются с ними справиться разными способами, которые принято называть саморегуляцией. В обычных жизненных ситуациях реакции людей рутинны, осуществляются, в основном, автоматически, без особого напряжения, но в стрессовой ситуации нужно принимать неординарные решения, прилагать необычные усилия, чтобы справиться с угрозой или вызовом, потерей или ущербом.
Анализ современной практики по службе в Вооруженных Силах позволяет выявить особые условия осуществления профессиональной деятельности военнослужащих, определяющие значительное возрастание ее интенсивности и напряженности. В свою очередь это оказывает значимое воздействие на личность военнослужащего и его индивидуально- психологические характеристики, способствуя увеличению количества негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, являющихся причинами возникновения и накопления длительных стрессовых состояний.
С точки зрения современной психологической науки стрессовое состояние необходимо подвергать анализу через категорию «психическое состояние». Исследования в данном направлении в различное время проводились целым рядом выдающихся ученных (Л.М. Аболиным, В.А. Бодровым, Б.Х. Варданян, Ф.Е. Василюк, В.А. Ганзен, Б.А. Додоновым, Е.П. Ильиным, Л.А. Китаевым-Смыком, Н.Д. Левитовым, А.Б. Леоновой, В.Н. Мясищевым, Н.И. Наенко, Т.А. Немчиным, А.О. Прохоровым, Ю.Б. Сосновиковой и др.).
Пребывание в состоянии стресса существенно влияет на снижение успешности и качества выполнения военнослужащими профессиональной деятельности и требует использования дополнительных внутренних ресурсов для поддержания оптимального уровня психического и физического состояния. Данный факт способствует возникновению ряда негативных для самой профессиональной деятельности последствий экономического и психологического характера, выражающихся в снижении эмоциональной удовлетворенности самим процессом труда и его результатом, деформации индивидуально-психологических свойств и характерологических качеств сотрудников, увеличении числа сотрудников, увольняющихся в запас.
Нельзя забывать, что служба в Вооруженных Силах протекает в различных условиях, как в обычных, так и в экстремальных, сопряженных с риском для жизни. Наличие данного фактора предъявляет существенные требования к уровню сформированности индивидуально-психологических качеств военнослужащих, оказывающих влияние на взаимоотношения, возникающие между ними в подразделении как малой группе, и на профессиональную деятельность в целом. Одним из таких качеств является стрессоустойчивость, своевременное определение уровней которой и ее развитие будет способствовать повышению эффективности совместной деятельности сотрудников.
...
Совладание военнослужащих с чрезвычайными ситуациями, их восприятие и оценка как нежелательных факторов обуславливаются не только врожденными, биологически закрепленными способами, сколько всем комплексом личностных проявлений, сформировавшихся в процессе развития и жизнедеятельности в определенной социальной среде. Этой средой в первую очередь является семейная группа. Именно здесь закладывается его мировосприятие, а также формируются основы преодоления трудностей и обеспечиваются ресурсы.
Служба в Вооружённых Силах непосредственно связана со стрессом. Военнослужащие ежедневно попадают в различные стрессовые ситуации и, конечно же, пытаются с ними справиться разными способами, которые принято называть саморегуляцией. В обычных жизненных ситуациях реакции людей рутинны, осуществляются, в основном, автоматически, без особого напряжения, но в стрессовой ситуации нужно принимать неординарные решения, прилагать необычные усилия, чтобы справиться с угрозой или вызовом, потерей или ущербом.
Анализ современной практики по службе в Вооруженных Силах позволяет выявить особые условия осуществления профессиональной деятельности военнослужащих, определяющие значительное возрастание ее интенсивности и напряженности. В свою очередь это оказывает значимое воздействие на личность военнослужащего и его индивидуально- психологические характеристики, способствуя увеличению количества негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, являющихся причинами возникновения и накопления длительных стрессовых состояний.
С точки зрения современной психологической науки стрессовое состояние необходимо подвергать анализу через категорию «психическое состояние». Исследования в данном направлении в различное время проводились целым рядом выдающихся ученных (Л.М. Аболиным, В.А. Бодровым, Б.Х. Варданян, Ф.Е. Василюк, В.А. Ганзен, Б.А. Додоновым, Е.П. Ильиным, Л.А. Китаевым-Смыком, Н.Д. Левитовым, А.Б. Леоновой, В.Н. Мясищевым, Н.И. Наенко, Т.А. Немчиным, А.О. Прохоровым, Ю.Б. Сосновиковой и др.).
Пребывание в состоянии стресса существенно влияет на снижение успешности и качества выполнения военнослужащими профессиональной деятельности и требует использования дополнительных внутренних ресурсов для поддержания оптимального уровня психического и физического состояния. Данный факт способствует возникновению ряда негативных для самой профессиональной деятельности последствий экономического и психологического характера, выражающихся в снижении эмоциональной удовлетворенности самим процессом труда и его результатом, деформации индивидуально-психологических свойств и характерологических качеств сотрудников, увеличении числа сотрудников, увольняющихся в запас.
Нельзя забывать, что служба в Вооруженных Силах протекает в различных условиях, как в обычных, так и в экстремальных, сопряженных с риском для жизни. Наличие данного фактора предъявляет существенные требования к уровню сформированности индивидуально-психологических качеств военнослужащих, оказывающих влияние на взаимоотношения, возникающие между ними в подразделении как малой группе, и на профессиональную деятельность в целом. Одним из таких качеств является стрессоустойчивость, своевременное определение уровней которой и ее развитие будет способствовать повышению эффективности совместной деятельности сотрудников.
...
Приведенный выше анализ позволяет сделать следующие выводы:
1) Психическая саморегуляция в жизни человека играет огромную роль, в связи с тем, что почти вся жизнь состоит из различных конфигураций деятельности и других видов целенаправленной активности. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность и конечный исход любого акта произвольной активности. В этом плане разделяют три уровня саморегуляции: это непроизвольное приспособление к среде, установление обуславливающей готовности индивида к действию и произвольной регуляции своих индивидуальных и личностных характеристик. Различают два основных вида саморегуляции - неосознанная и осознанная саморегуляция.
Исследование по проблеме саморегуляции военнослужащих в стрессовых ситуациях определяет саморегуляцию как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия с целью физической и психической саморегуляции, управления внешними и внутренними факторами, которые человек оценивает угрозу превышения его ресурсов.
Психологическое обеспечение боеготовности войск предполагает и квалифицированное противодействие боевым стрессам, развивающимся вследствие ощущения угрозы нормальному течению жизни, физическому и психическому здоровью. Военнослужащий должен владеть не только специальными знаниями и навыками, но и обладать определенными ключевыми компетенциями для того, чтобы быть эффективным в военной деятельности, в частности обладать высокой степенью стрессоустойчивости.
2) В целом стресс является естественной реакцией живого организма на влияние того или иного действия, происходящего в окружающем пространстве. В работах Г. Селье изначально уделялось внимание исследованию биологических особенностей стресса с точки зрения реакции гомеостатических механизмов организма на внешние раздражители путем их перестройки и
«запуска» внутренней адаптационной энергии. В этом смысле автором выделены различные стадии развития стресса: стадия тревоги,
характеризующаяся мобилизацией адаптационных возможностей организма к условиям воздействия различных стессогенных факторов; стадия стабилизации (сопротивления, резистентности), проявляющаяся в приспособлении организма к новым условиям и сбалансированном включении адаптационных ресурсов в соответствии с силой воздействия внешних раздражителей; стадия истощения, в рамках которой происходит рассогласование или расбалансировка стрессогенных требований и реакции на них защитных механизмов организма, что может привести к нарушению жизненных функций.
Имеющиеся на данный момент разнообразие подходов к проблеме стрессоустойчивости в науке обусловлено выделением какой-либо одной стороны этой проблемы и обозначение ее как доминирующей.
Стрессоустойчивость как фактор эффективного выполнения служебных и боевых задач необходимо рассматривать как комплексное свойство личности, характеризующееся степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных внешних и внутренних факторов, возникающих в процессе жизнедеятельности и проявляется в доминирующих функциональных состояниях, уровне работоспособности и демонстрируемых моделях поведения как характеристик, влияющих на эффективность и надежность совместной деятельности.
3) Нами было проведено психологическое исследование на выявление саморегуляции у военнослужащих, в котором приняли участие 60 военнослужащих в возрасте от 25 до 35 лет, срок их службы в Вооруженных Силах Российской Федерации составляет от 7 до 12 лет, имеют звания от младшего сержанта до капитана.
Подводя итоги, следует отметить:
1) У большинства военнослужащих (55%) высокий уровень саморегуляции деятельности. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Эти люди чувствуют себя уверенно в незнакомых ситуациях и показывают хорошие результаты служебной деятельности. Так же уровень самоорганизации деятельности в данной выборке достаточно высокий, что говорит об умении четко организовывать свое рабочее время, четко ставить перед собой цели и идти к ним.
2) У многих военнослужащих (65%) выявлен хороший уровень нервнопсихической, у 11,3% высокий уровень НПУ, у 18,3% удовлетворительный и у 5% неудовлетворительный уровень, что говорит о том, что показатели нервнопсихической устойчивости у данной выборки достаточно хорошие.
3) Было выявлено, что существует тесная взаимосвязь между саморегуляцией поведения, самоорганизацией деятельности военнослужащих и их нервно-психической устойчивостью. Чем выше показатели саморегуляцией и самоорганизации деятельности, тем выше уровень нервно-психической устойчивости, т.е. существует прямо пропорциональная зависимость этих показателей.
4) По итогу полученных данных был разработан комплекс тренинговых упражнений для военнослужащих, который нацелен на формирование и закрепление навыков саморегуляции, а, следовательно, улучшения успехов в выполнении служебных и боевых задач.
1) Психическая саморегуляция в жизни человека играет огромную роль, в связи с тем, что почти вся жизнь состоит из различных конфигураций деятельности и других видов целенаправленной активности. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность и конечный исход любого акта произвольной активности. В этом плане разделяют три уровня саморегуляции: это непроизвольное приспособление к среде, установление обуславливающей готовности индивида к действию и произвольной регуляции своих индивидуальных и личностных характеристик. Различают два основных вида саморегуляции - неосознанная и осознанная саморегуляция.
Исследование по проблеме саморегуляции военнослужащих в стрессовых ситуациях определяет саморегуляцию как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия с целью физической и психической саморегуляции, управления внешними и внутренними факторами, которые человек оценивает угрозу превышения его ресурсов.
Психологическое обеспечение боеготовности войск предполагает и квалифицированное противодействие боевым стрессам, развивающимся вследствие ощущения угрозы нормальному течению жизни, физическому и психическому здоровью. Военнослужащий должен владеть не только специальными знаниями и навыками, но и обладать определенными ключевыми компетенциями для того, чтобы быть эффективным в военной деятельности, в частности обладать высокой степенью стрессоустойчивости.
2) В целом стресс является естественной реакцией живого организма на влияние того или иного действия, происходящего в окружающем пространстве. В работах Г. Селье изначально уделялось внимание исследованию биологических особенностей стресса с точки зрения реакции гомеостатических механизмов организма на внешние раздражители путем их перестройки и
«запуска» внутренней адаптационной энергии. В этом смысле автором выделены различные стадии развития стресса: стадия тревоги,
характеризующаяся мобилизацией адаптационных возможностей организма к условиям воздействия различных стессогенных факторов; стадия стабилизации (сопротивления, резистентности), проявляющаяся в приспособлении организма к новым условиям и сбалансированном включении адаптационных ресурсов в соответствии с силой воздействия внешних раздражителей; стадия истощения, в рамках которой происходит рассогласование или расбалансировка стрессогенных требований и реакции на них защитных механизмов организма, что может привести к нарушению жизненных функций.
Имеющиеся на данный момент разнообразие подходов к проблеме стрессоустойчивости в науке обусловлено выделением какой-либо одной стороны этой проблемы и обозначение ее как доминирующей.
Стрессоустойчивость как фактор эффективного выполнения служебных и боевых задач необходимо рассматривать как комплексное свойство личности, характеризующееся степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных внешних и внутренних факторов, возникающих в процессе жизнедеятельности и проявляется в доминирующих функциональных состояниях, уровне работоспособности и демонстрируемых моделях поведения как характеристик, влияющих на эффективность и надежность совместной деятельности.
3) Нами было проведено психологическое исследование на выявление саморегуляции у военнослужащих, в котором приняли участие 60 военнослужащих в возрасте от 25 до 35 лет, срок их службы в Вооруженных Силах Российской Федерации составляет от 7 до 12 лет, имеют звания от младшего сержанта до капитана.
Подводя итоги, следует отметить:
1) У большинства военнослужащих (55%) высокий уровень саморегуляции деятельности. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Эти люди чувствуют себя уверенно в незнакомых ситуациях и показывают хорошие результаты служебной деятельности. Так же уровень самоорганизации деятельности в данной выборке достаточно высокий, что говорит об умении четко организовывать свое рабочее время, четко ставить перед собой цели и идти к ним.
2) У многих военнослужащих (65%) выявлен хороший уровень нервнопсихической, у 11,3% высокий уровень НПУ, у 18,3% удовлетворительный и у 5% неудовлетворительный уровень, что говорит о том, что показатели нервнопсихической устойчивости у данной выборки достаточно хорошие.
3) Было выявлено, что существует тесная взаимосвязь между саморегуляцией поведения, самоорганизацией деятельности военнослужащих и их нервно-психической устойчивостью. Чем выше показатели саморегуляцией и самоорганизации деятельности, тем выше уровень нервно-психической устойчивости, т.е. существует прямо пропорциональная зависимость этих показателей.
4) По итогу полученных данных был разработан комплекс тренинговых упражнений для военнослужащих, который нацелен на формирование и закрепление навыков саморегуляции, а, следовательно, улучшения успехов в выполнении служебных и боевых задач.
Подобные работы
- Особенности нервно-психической устойчивости сотрудников
государственной противопожарной службы МЧС России
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Нервно-психическая устойчивость сотрудников противопожарной
службы в контексте личностных качеств
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Кардио-респираторный синхронизм у студенток с различным уровнем нервно-психической устойчивости
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Нервно-психическая устойчивость сотрудников МВД на разных этапах профессионального становления
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая устойчивость сотрудников УИС в процессе выполнения служебных задач: диагностика и коррекция (Академия Федеральной Службы Исполнения Наказаний (ФСИН) России)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - Психологическое время военнослужащих участников боевых действий в Сирии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция нервно-психического напряжения сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Психологическое время военнослужащих-участников боевых действий в САР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ
СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018





