Актуальность настоящего исследования. Тема исследования стресса у педагогических работников колледжа актуальна в современном мире. Здоровье и качественные показатели жизни педагогов во многом зависят от условий, организации и содержания их профессиональной деятельности. В последние десятилетия особое распространение получили стрессовые факторы в образовательной среде. Профессия российского педагога считается одной из самых эмоционально и интеллектуально напряженных видов деятельности, что объясняется сложностью современного педагогического труда.
Система образования становится источником непрерывных изменений, которые затрагивают как преподавателей, так и учащихся. Педагоги должны адаптироваться к новым методам, приобретать новые компетенции, поддерживать высокий уровень профессиональной мотивации.
Профессиональный стресс у педагогов часто связан с различными нарушениями психического и физического здоровья. Педагог – одна из самых эмоционально и интеллектуально интенсивных профессий. В образовательной среде широко распространены стрессовые факторы, приводящие к психосоматическим заболеваниям, эмоциональной ригидности и высокому уровню фрустрации. Это негативно влияет на качество жизни и психоэмоциональное состояние педагогов, приводя к профессиональной деформации и выгоранию.
Следует отметить, что к факторам стресса в профессиональной деятельности педагога относятся интенсивность рабочей нагрузки, разнообразие и сложность задач, когнитивное напряжение и контроль выполнения заданий. В то же время неудовлетворенность условиями труда и низкая оплата труда усугубляют эти условия. Кроме того, высокий уровень тревожности и эмоционального напряжения у педагогов связан с развитием хронического стресса и снижением их функционального статуса.
Психологическое здоровье педагогов во многом зависит от их способности справляться с профессиональными задачами и сохранять баланс между работой и личной жизнью. Исследования показывают, что высокий уровень профессионального стресса напрямую влияет на психическое состояние педагогов, вызывая выгорание, тревожность и снижение самооценки. Эти факторы подчеркивают важность исследования стресса и психологического здоровья педагогов, поскольку решение этой проблемы может способствовать повышению качества их профессиональной жизни и тем самым благотворно повлиять на образовательный процесс в целом.
Современные изменения в обществе, в том числе разрушение прежних норм и ценностей, усиливают духовный кризис педагогов что, в свою очередь, увеличивает вероятность эмоционального выгорания. Профессиональная деятельность педагога является одной из самых напряженных, так как предполагает высокое эмоциональное и умственное напряжение, что приводит к постепенному истощению внутренних ресурсов.
Таким образом, изучение стресса у педагогических работников колледжа является актуальным.
Объект исследования – педагогические работники колледжа как профессиональная группа, подверженная стрессовым воздействиям в процессе своей трудовой деятельности. Педагогические работники колледжа как профессиональная группа, подверженная стрессовым воздействиям в процессе своей трудовой деятельности.
Предмет исследования –стресс у педагогических работников колледжа: факторы возникновения, проявления, влияние на психологическое здоровье и профессиональную деятельность, а также возможные пути профилактики и снижения уровня стресса.
Цель исследования – изучить стресс у педагогических работников колледжа, а также разработать рекомендации по улучшению их психологического благополучия.
Гипотеза исследования – стресс у педагогических работников колледжа обусловлен сочетанием профессиональных, организационных и личностных факторов, а его высокий уровень негативно влияет на психологическое здоровье и эффективность профессиональной деятельности. При этом внедрение профилактических мер и программ поддержки может способствовать снижению стресса и улучшению эмоционального состояния педагогов.
Задачи исследования:
– определить понятие стресса;
– рассмотреть понятие, особенности стресса у педагогических работников колледжа;
– провести эмпирическое исследование стресса у педагогических работников колледжа.