ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМООЦЕНКИ И СТРЕССА
1.1Анализ подходов к исследованию стресса…5
1.2. Анализ подходов к исследованию самооценки……………………..9
2. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И АДАПТАЦИИ К СТРЕССОВЫМ СИТУАЦИЯМ………
2.1 Анализ исследования взаимосвязи самооценки и модели поведения в стрессовых ситуациях………………………………………………………..15
2.2 Анализ исследований самооценки и стресса в образовательной среде …22
2.3 Анализ исследований особенностей стрессоустойчивости студентов университета с различным уровнем самооценки ……24
2.4. Анализ исследования особенностей взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости личности ………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..32
Актуальность исследования обусловлена законом «Об образовании в Российской Федерации», например, статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе подчёркивает важность не только получения знаний, но и личностного развития обучающихся, включая формирование у них гармоничной личности, способной к самореализации. Самооценка является ключевым компонентом гармоничной личности и напрямую влияет на адаптационные возможности человека, в том числе и в стрессовых ситуациях. Также эта статья указывает на необходимость создания условий для успешной социализации обучающихся. Адекватная самооценка является важным фактором успешной социализации, поскольку она влияет на уверенность в себе, способность устанавливать и поддерживать межличностные отношения, а также эффективно взаимодействовать в социуме. Умение адаптироваться к стрессовым ситуациям, в свою очередь, является необходимым условием успешной социализации в современном динамично меняющемся мире.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся закона «Об образовании» обязывает образовательные организации создавать условия для охраны здоровья обучающихся. Стресс оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье. Исследование влияния самооценки на адаптацию к стрессовым ситуациям может способствовать разработке мер по профилактике стресса и сохранению психического здоровья обучающихся, что соответствует требованиям закона. Также эта статья предусматривает формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни. Психологическое здоровье является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Исследование влияния самооценки на адаптацию к стрессовым ситуациям способствует повышению психологической грамотности обучающихся и формированию у них навыков управления стрессом, что соответствует задачам формирования культуры здорового образа жизни.
Таким образом, исследование влияния самооценки на адаптацию к стрессовым ситуациям соответствует целям и задачам образования, обозначенным в законе.
Объект исследования: эмоционально личностная сфера.
Предмет исследования: самооценка и стрессовые состояния.
Цель исследования: проанализировать подходы и исследования взаимосвязи самооценки и стресса.
Задачи исследования:
1. Анализ подходов к исследованию стресса.
2. Анализ подходов к исследованию самооценки.
3. Анализ эмпирического исследования взаимосвязи самооценки и модели поведения в стрессовых ситуациях.
4. Анализ исследования влияния самооценки на процесс адаптации к стрессовым ситуациям.
5.Анализ исследования взаимосвязи уровня самооценки и стрессоустойчивости.
Теоретическая основа исследования: подходы к исследованию взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости ученых-психологов Н. Е. Харламенковой [18,19], И. Н. Красоткиной [6], И. Л. Крутько [7], Н. А. Зиминой [5].
Методы исследования: анализ и обобщение данных из литературных источников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Анализ литературных данных и эмпирических исследований подтверждает важную и многогранную взаимосвязь между самооценкой и стрессоустойчивостью личности. Стресс по определению Ганса Селье представляет собой неспецифическую реакцию организма на внешние воздействия, а самооценка, будучи базисом самосознания, значительно влияет на адаптацию к стрессовым ситуациям.
Адекватная, высокая самооценка, сочетающая уверенность в себе с объективной оценкой своих возможностей, является ключевым фактором успешного противостояния стрессу и эффективного поведения в трудных условиях. Как низкая, так и завышенная самооценка снижают способность личности справляться со стрессом, что подчёркивает необходимость формирования сбалансированного восприятия себя.
Особое значение имеет понимание восприятия стресса детьми и студентами, что позволяет разрабатывать адаптивные модели поддержки в образовательной среде. Различия в самооценке эмоциональных состояний студентов сказываются на их стрессоустойчивости и выборе стратегий поведения, что подтверждает необходимость учета индивидуальных психологических характеристик в работе с молодёжью.
Таким образом, системное изучение самооценки и её влияния на стрессоустойчивость способствует не только теоретическому развитию психологии личности, но и практическому улучшению методов психологической поддержки в разных возрастных группах.