🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Теоретический анализ исследований взаимосвязи самооценки и стрессовых состояний (Воронежский Государственный Педагогический Университет)

Работа №194394

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы33
Год сдачи2025
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМООЦЕНКИ И СТРЕССА
1.1Анализ подходов к исследованию стресса…5
1.2. Анализ подходов к исследованию самооценки……………………..9
2. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И АДАПТАЦИИ К СТРЕССОВЫМ СИТУАЦИЯМ………
2.1 Анализ исследования взаимосвязи самооценки и модели поведения в стрессовых ситуациях………………………………………………………..15
2.2 Анализ исследований самооценки и стресса в образовательной среде …22
2.3 Анализ исследований особенностей стрессоустойчивости студентов университета с различным уровнем самооценки ……24
2.4. Анализ исследования особенностей взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости личности ………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..32

Актуальность исследования обусловлена законом «Об образовании в Российской Федерации», например, статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе подчёркивает важность не только получения знаний, но и личностного развития обучающихся, включая формирование у них гармоничной личности, способной к самореализации. Самооценка является ключевым компонентом гармоничной личности и напрямую влияет на адаптационные возможности человека, в том числе и в стрессовых ситуациях. Также эта статья указывает на необходимость создания условий для успешной социализации обучающихся. Адекватная самооценка является важным фактором успешной социализации, поскольку она влияет на уверенность в себе, способность устанавливать и поддерживать межличностные отношения, а также эффективно взаимодействовать в социуме. Умение адаптироваться к стрессовым ситуациям, в свою очередь, является необходимым условием успешной социализации в современном динамично меняющемся мире.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся закона «Об образовании» обязывает образовательные организации создавать условия для охраны здоровья обучающихся. Стресс оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье. Исследование влияния самооценки на адаптацию к стрессовым ситуациям может способствовать разработке мер по профилактике стресса и сохранению психического здоровья обучающихся, что соответствует требованиям закона. Также эта статья предусматривает формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни. Психологическое здоровье является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Исследование влияния самооценки на адаптацию к стрессовым ситуациям способствует повышению психологической грамотности обучающихся и формированию у них навыков управления стрессом, что соответствует задачам формирования культуры здорового образа жизни.
Таким образом, исследование влияния самооценки на адаптацию к стрессовым ситуациям соответствует целям и задачам образования, обозначенным в законе.
Объект исследования: эмоционально личностная сфера.
Предмет исследования: самооценка и стрессовые состояния.
Цель исследования: проанализировать подходы и исследования взаимосвязи самооценки и стресса.
Задачи исследования:
1. Анализ подходов к исследованию стресса.
2. Анализ подходов к исследованию самооценки.
3. Анализ эмпирического исследования взаимосвязи самооценки и модели поведения в стрессовых ситуациях.
4. Анализ исследования влияния самооценки на процесс адаптации к стрессовым ситуациям.
5.Анализ исследования взаимосвязи уровня самооценки и стрессоустойчивости.
Теоретическая основа исследования: подходы к исследованию взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости ученых-психологов Н. Е. Харламенковой [18,19], И. Н. Красоткиной [6], И. Л. Крутько [7], Н. А. Зиминой [5].
Методы исследования: анализ и обобщение данных из литературных источников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературных данных и эмпирических исследований подтверждает важную и многогранную взаимосвязь между самооценкой и стрессоустойчивостью личности. Стресс по определению Ганса Селье представляет собой неспецифическую реакцию организма на внешние воздействия, а самооценка, будучи базисом самосознания, значительно влияет на адаптацию к стрессовым ситуациям.
Адекватная, высокая самооценка, сочетающая уверенность в себе с объективной оценкой своих возможностей, является ключевым фактором успешного противостояния стрессу и эффективного поведения в трудных условиях. Как низкая, так и завышенная самооценка снижают способность личности справляться со стрессом, что подчёркивает необходимость формирования сбалансированного восприятия себя.
Особое значение имеет понимание восприятия стресса детьми и студентами, что позволяет разрабатывать адаптивные модели поддержки в образовательной среде. Различия в самооценке эмоциональных состояний студентов сказываются на их стрессоустойчивости и выборе стратегий поведения, что подтверждает необходимость учета индивидуальных психологических характеристик в работе с молодёжью.
Таким образом, системное изучение самооценки и её влияния на стрессоустойчивость способствует не только теоретическому развитию психологии личности, но и практическому улучшению методов психологической поддержки в разных возрастных группах.



1. Александрова, Н. П. Эмоциональная саморегуляция и личностные факторы стрессоустойчивости / Н. П. Александрова, Е.Н. Богданов // Прикладная юридическая психология. – 2014. – №1. – C. 22–30.
2. Бодров, В. А. Психологический стресс. Развитие и преодоление / В. А. Бодров. – Москва : ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
3. Будасси, С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе / С.А. Будасси // Вопросы психологии. – 1971. – №3. – С. 138–143.
4. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 420 с.
5. Зимина, Н. А. Взаимосвязь самооценки и стратегий поведения в стрессе / Н. А. Зимина // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». – 2024. – №2. – С. 4–17.
6. Красоткина, И. Н. Особенности стрессоустойчивости студентов университета с различным уровнем самооценки эмоциональных состояний / И. Н. Красоткина, И. А. Мезенцева, О. В. Карбанович, И. Г. Степченко, О. Н. Опалева, Ю. А. Украинцева // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2022. – №8(210). – С. 467 – 472.
7. Крутько, И. Л. Психологические особенности взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости личности в разные периоды взрослости / И. Л. Крутько // Психология личностного взаимодействия в современном обществе: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / редактор И. В. Ткаченко; Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда» – Чебоксары, 2023. – С. 79–88.
8. Кузовкова, К. С. Влияние экзаменационного стресса на учащихся старших классов с разным уровнем самооценки / К. С. Кузовкова // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых учёных и их наставников / Тверской государственный университет. – Тверь, 2022. – С. 209–214.
9. Липкина, А. И. Психология самооценки школьника: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : диссертация доктора психологических наук / Липкина Анна Израилевна – Москва : НИИ общественной и педагогической психологии АПН СССР, 1974. – 383 с.
10. Маракшина, Ю. А. Стресс и стратегии совладания у студенческой молодежи: обзор исследований / Ю. А. Маракшина, В. И. Исматуллина, М. М. Лобаскова // Клиническая и специальная психология. – 2024. – Т. 13, №2. – С. 5–33.
11. Молчанова, О. Н. Личность - Время - Самооценка. / О. Н. Молчанова // Психология здоровья и личностного роста. – 2008. – №4. – C. 21.
12. Молчанова, О. Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? / О.Н. Молчанова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2006. – Т. 3. №2. – С. 23–51.
13. Монина, Г. Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» / Г.Б. Монина, Н.В. Раннала. – Санкт-Петербург : Речь, 2009. – 250 с.
14. Мухина, Ю. И. Самооценка как форма проявления самосознания / Ю. И. Мухина // Вопросы науки и образования. – 2018. – №3(15). – С. 203 – 206. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-kak-forma-proyavleniya-samosoznaniya (дата обращения: 01.06.2025).
15. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Москва : Прогресс, 1982. – 14 с.
16. Соломахо, Э. П. Стресс и стрессоустойчивое поведение / Э. П. Соломахо, Е. В. Климачева // Вестник МГУЛ – Лесной вестник. – 2003. – №4. – С. 172–175. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stress-i-stressoustoychivoe-povedenie (дата обращения: 01.06.2025).
17. Ульябаева, Г. Ш. Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г. Ш. Ульябаева, Д. М. Шакирова // Скиф. – 2019. – №5–1(33). – С. 389–392. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-chto-eto-takoe-ponyatie-struktura-vidy-i-urovni-korrektsiya-samootsenki (дата обращения: 01.06.2025).
18. Харламенкова, Н. Е. Психологические последствия переживания стресса в детском возрасте – феномены «оставленности» и «вовлеченности» / Н. Е. Харламенкова, Д. А. Никитина, Н. Е. Шаталова, Е. Н. Дымова // Клиническая и специальная психология. – 2022. – Т. 11, №3. – С. 71–96.
19. Харламенкова, Н. Е. Самооценка и косвенная оценка стресса и стрессовой ситуации детьми 8–12 лет / Н. Е. Харламенкова, Д. А. Никитина, Е. Н. Дымова, Н. Е. Шаталова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2023. – Т. 20, № 1. – С. 151–167.
20. Шогенов, Б. Ю. Влияние стресса на человека / Б. Ю. Шогенов, Д. Б. Кумахова // Экономика и социум. – 2020. – № 1 (68). – С. 917–929. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stressa-na-cheloveka (дата обращения: 10.05.2025).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ