🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В РОМАНЕ МАРИАМ ПЕТРОСЯН «ДОМ, В КОТОРОМ...»

Работа №194314

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ГЛАВА ПЕРВАЯ: 6
1.1. Биография Мариам Петросян и её творчество в современных исследованиях 6
1.2. Система персонажей 17
1.3. Взрослое сознание в современной психологии 18
1.4. Взаимоотношения взрослых и детей в современной социокультурной ситуации и
литературе 20
1.5. Авторские темы и мотивы 24
II. ГЛАВА ВТОРАЯ: ТИПОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ 26
2.1. Организация системы персонажей в романе 26
2.2. «Официальная иерархия» 27
2.2.1. Директор 28
2.2.2. Воспитатели: Ральф и Лось 32
Ральф Чёрный 32
Лось 38
2.2.3. Учителя 40
2.2.4. Родители 41
III. ГЛАВА ТРЕТЬЯ: СЕМАНТИКА И ФУНКЦИИ ДЕТСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ 43
Курильщик 44
Сфинкс 51
Слепой 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

Исследовательская работа посвящена изучению системы персонажей в романе М. Петросян «Дом, в котором...». В настоящий момент возрастает интерес к исследованию текстов современной литературы и исследованию литературы для подростков. Возрастает интерес к роману М. Петросян и его месту в современном литературном процессе. Актуальность нашей работы заключается во внимании к неизученным областям романа.
Объект исследования: роман М. Петросян «Дом, в котором.».
Предмет исследования: система персонажей и её художественные функции в романе М. Петросян «Дом, в котором.».
Цель: Определить функции и семантику системы взрослых и детских персонажей в романе М. Петросян «Дом, в котором.».
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) определить место романа М. Петросян в современном литературном процессе;
2) изучить литературу по теме и обозначить теоретическую часть работы;
3) выделить в тексте романа образы взрослых и образы детей;
4) определить главные авторские темы и мотивы;
5) проанализировать образы героев с разных точек зрения: точки зрения ребёнка, точки зрения взрослого, точки зрения героя на самого себя, точки зрения автора;
6) выйти к функциям и семантике системы образов взрослых и детей в романе.
Новизна: На данный момент роман М. Петросян всё больше привлекает внимание критиков и исследователей, но многие аспекты романа ещё не рассматривались. Вопрос о системе персонажей романа мало изучен, а система персонажей в виде разделения героев на детей и взрослых ещё не была представлена в исследовательских и критических работах. В работе впервые предпринято изучение системы персонажей романа и её художественных функций.
Апробация работы: Основные положения выпускной работы были доложены на V (XIX) Международной научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (г. Томск, ТГУ, 2018 год) и 56-й Международной научной студенческой конференции (г. Новосибирск, НГУ, 2018 год).
Методы исследования: структурно-типологический и семиотический.
Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование вносит вклад в изучение творчества Мариам Петросян и её романа «Дом, в котором.» с точки зрения системы персонажей. Материалы работы могут быть использованы при подготовке семинаров и спецкурсов по современной русской литературе, современному роману и подростковой литературе.
Структура работы определяется целью, задачами и спецификой материала. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Роман Мариам Петросян только начинает привлекать внимание исследователей и на сегодняшний момент не имеет целостной интерпретации, многие аспекты романа остаются неизученными. Данное исследование обращено к изучению организации, функций и семантики системы персонажей в романе. Определенно выстроенное соотношение персонажей помогает раскрыть главную идею произведения. В предлагаемой работе была представлена типология персонажей в соответствии с главной авторской темой противопоставления живого и мёртвого как детского и взрослого. Были проанализированы несколько ключевых образов взрослых и детей с разных точек зрения: самосознания и самооценки детского и взрослого сознаний, точки зрения автора-творца.
В романе представлены три основных пространства, каждое из которых относится к определенной стороне оппозиций живое-мёртвое и детское (онтология) - взрослое (социальное): Дом, Изнанка, Наружность. Принадлежность героя к тому или иному пространству определяет его место на социальном и мифологическом уровнях романа. Каждый герой из представленной в работе типологии входит в пограничное пространство Дома; вхождение героя в пространство Изнанки означает его принадлежность к детскому и живому, вхождение героя в пространство Наружности - принадлежность к взрослому и мёртвому.
На социальном уровне для взрослых персонажей возникает проблема несоответствия внутреннего состояния и внешнего статуса: от полного разочарования в своей профессиональной деятельности, как это происходит с директором Дома, до разрушения границ между собственной личностью и свои социальным статусом, как это воплощено в образе воспитателя Лося. Установлено, что на мифологическом уровне взрослые персонажи организованы по степени близости/отдаленности от детского мировосприятия: директор оказывается максимально отдалён от понимания детского мира, воспитатель Ральф стремится рационально его осмыслить и в финале романа преодолевает границу между детским и взрослым, физически попадая в магическое пространство детей - на Изнанку, воспитатель Лось воплощает взрослого, входящего в мир детства. Каждый взрослый персонаж вводится в роман с точки зрения детского сознания, тем самым получая оценку со стороны детей и место в их мире.
На социальном уровне романа для детских персонажей возникает проблема соответствия личности кодексу группы-стаи, а также проблема нарушения межгрупповых границ в пространстве интерната: Курильщик является единственным в Доме, кто совершает переход символической границы из одной группы в другую, тем самым выбирая для себя образ существования в Доме, однако ему не удается полностью вписаться ни в одну из групп; Сфинкс в младшем возрасте не может вписаться в группу сверстников и организовывает вокруг себя отдельную группу со своим кодексом; Слепой не ощущает принадлежности к той или иной группе.
На мифологическом уровне детские персонажи организованы по степени принадлежности к профанной и сакральной сферам мира как разным формам воплощения взрослости и детскости: Курильщик во многом относится к пространству Наружности и близок к позиции взрослого сознания, поэтому сакральная сфера для него оказывается закрытой; Сфинкс находится на границе между этими двумя сферами, однако в финале полностью переходит в профанную, что связано с его взрослением; Слепой существует только в сакральной сфере и воплощает в себе всех детей Дома, желающих уйти от взросления.
Окончание детства воспринимается детьми как утрата Рая. Разрушение Дома в финале романа символизирует смерть детства в современном мире как смерть особого универсума, в котором существуют дети с особым мировосприятием, близким к мифологическому.
Отсутствие образов родителей в тексте романа отражает разрушение семейных отношений в современном обществе. Нулевое значение образования (этот процесс не изображается в тексте романа) говорит о нежелании детей меняться в соответствии с критериями внешнего мира. Само представление о взрослом (социальном) мире как о мёртвом говорит о невозможности диалога и взаимопонимания между ребёнком и взрослым в условиях современного мира, а также о разрушении представления о взрослости как наивысшем расцвете личности, взрослый изображается в романе только как носитель определенных социальных функций, во внешнем мире его человеческая личность оказывается разрушена.


1) Петросян М. Дом, в котором. В 3 т. - М.: Livebook/Гаятри, 2012.
2) Голдинг У. Повелитель мух. - М.: АСТ, 2017. - 320 с.
3) Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/15/
4) Крылов И. А. Полное собрание сочинений. Т. 3. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1945­1946.
5) Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи. [Электронный ресурс] URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=55486
Обзоры и критические статьи
6) Биргер Е. Эпос младшего возраста // Газета «Коммерсантъ». - № 209
7) Быков Д. Порог, за которым [Электронный ресурс] - URL: http://www.livebooks.ru/goods/dom v kotorom/dmitriy bikov o dome/
8) Галина М. Дом, наружность и лес. [Электронный ресурс] // Новый Мир. - 2010. - №4.- URL: http://www.zh-zal.ru/novyi_mi/2010/4/ga13.html
9) Геворкян Т. Неискушенный писатель. Мариам Петросян. // Вопросы литературы
2011. №3. - С. 113-132.
10) Дейниченко П. Конец детства [Электронный ресурс] -
URL: http://www.slovosfera.ru/bookreview/petrosian.html
11) Караев Н. Дом, который будет всегда // "День за Днем" - обзор и интервью. [Электронный ресурс] - URL: http://livebooks.ru/goods/dom_v_kotorom/DzD.Mariam/
12) Лебедушкина О. Петросян, которую “не ждали” // Дружба народов. - 2010. - № 8.
13) Молданов Е. Парадоксы "Дома, в котором" Мариам Петросян [Электронный ресурс] - URL: http://www.livebooks.ru/goods/dom v kotorom/ . - 2009.
14) Рождественская К. «Большая книга»: Мариам Петросян. Дом, в котором. URL: http://os.colta.ru/literature/events/details/13435/?expand=yes#expand
15) Соловьева Т. Дом vs. Наружность // Вопросы литературы. - 2011. - №3.
... всего 83 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ