ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Инновации и их роль в экономическом развитии России 11
1.1. Институциональные основы инноваций в России 11
1.2. Особые экономические зоны (ОЭЗ) как институт инновационного
развития и точки роста российской экономики 26
Глава 2. Российский опыт создания особых экономических зон 47
2.1 Общая характеристика и анализ развития особых экономических зон в
России 47
2.2. Противоречия процесса формирования особых экономических зон в РФ:
проблемы и перспективы 62
Глава 3. Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск»: история и особенности формирования 72
3.1 Особая экономическая зона ТВТ «Томск»: история и особенности
формирования 72
3.2 Особая экономическая зона ТВТ «Томск» в инновационной стратегии регионального развития: инструмент региональной конкурентоспособности 79
3.3. Влияние особой экономической зоны технико-внедренческого типа
«Томск» на развитие инновационного потенциала региона 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
Список использованных источников и литературы 104
Список источников: 104
Список использованной литературы: 105
Ресурсы Интернет: 108
На современном историческом этапе в эпоху «экономики знаний» экономический рост и процветание любого государства зависит не только от таких факторов, как наличие удачного географического положения, благоприятных климатических условий или же наличия природных ресурсов - хотя эти условия, несомненно, имеют немаловажное значение, но также и от концентрации и степени развития интеллектуального потенциала. Очевидно, что за счет старых экстенсивных методов, которые уже редко работают в современном быстро меняющемся мире, невозможно наращивать производство в реальном секторе экономики.
Сегодня, для большинства экономически развитых стран приоритетом является инновационный путь социально-экономического развития, поскольку долгосрочные тенденции в области производительности и роста во многом определяются тенденциями в области инноваций, которые сейчас являются ключевым фактором экономического роста. Прежде всего, переход на инновационный путь развития, связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал. В современном мире инновации определенно находятся на пике популярности, они меняют повседневность в той же мере, в какой в свое время это делала научно-техническая революция (НТР), которая в центр данного процесса уже тогда в середине XX века ставила человека.
На сегодняшний день инновации становятся серьезным стратегическим фактором в процессах глобальной конкуренции и противостоянии финансовоэкономическому кризису. Передовые страны, являющиеся лидерами в области новой экономики, или так называемой «экономики знаний», движутся по пути развития высокотехнологичных отраслей. Важнейшие направления - это биотехнологии, авиационно-космическая отрасль, робототехника, нанотехнологии, информационные технологии и другие новейшие технологии. Интенсивность инновационной деятельности сегодня по большей части отражается на уровне экономического развития, на росте производительности, а также качестве и уровне жизни. На данный момент, в условиях глобальной конкуренции на мировой арене выигрывают именно те страны, которые обеспечивают условия для инновационной деятельности. Действительно, страны по всему миру создают национальные инновационные агенства и стратегии, реформируют и реструктуризируют налоговые и нормативно-правовые системы, чтобы стать более конкурентоспособными, существенно расширяют поддержку научно-технической сферы, совершенствуют системы образования, стимулируют инвестиции в различные отрасли экономики, в особенности в информационные технологии (ИТ), а также принимают ряд других важных шагов для повышения эффективности своего инновационного потенциала. В целом на данном этапе ключевой задачей инноваций является создание такой среды, которая обеспечит развитие экономики на основе модернизации и смену технологической парадигмы.
Актуальность темы. Глобальный финансово-экономический кризис в 2008-2009 годах и последующая цепочка событий, в том числе внешнеполитических, еще больше вскрыли основные недостатки, присущие современной российской экономической системе. В первую очередь основной недостаток российской экономической модели, по сравнению с другими развивающимися экономиками, заключается в чрезмерной зависимости от сырьевого экспорта и мировых цен на энергоносители. Поэтому в настоящее время модернизация на основе инноваций становится одним из центральных приоритетов развития России. Переход Российской Федерации к инновационному пути развития является единственным конструктивным вариантом сделать экономику нашей страны современной и конкурентоспособной, что в свою очередь позволит нам войти в мировое сообщество на равных. Очевидно, что сегодня будущее страны зависит от того, насколько национальная инновационная система способна стать новой парадигмой для достижения конкурентных преимуществ в современном мире, который характеризуется процессами глобализации. Глобальные тенденции, такие как изменение климата, старение населения, продовольственная безопасность, здравоохранение будут также сильно влиять на российскую экономику в ближайшем будущем. Следовательно, роль инноваций для России возрастает многократно, по сравнению с другими странами. Но инновации не появляются на пустом месте. Инновационный вектор развития экономики требует создания соответствующей институциональной среды. Заметное место в системе институтов развития инновационной деятельности призван занять такой важный инструмент модернизации, как особые экономические зоны (ОЭЗ). При этом процесс модернизации предполагает развитие как страны в целом, так и отдельных ее регионов в частности. Следует подчеркнуть, что для сибирского региона модернизация на основе инноваций имеет ключевое значение, так как суровые природноклиматические условия и масштабы территории обуславливают высокую капиталоемкость любого развивающегося здесь производства. В данном регионе рентабельными могут быть, помимо сырьевых отраслей, только высокотехнологичные наукоемкие отрасли. Одной из точек роста таких высокотехнологичных отраслей могут стать инновационные предприятия на площадке ОЭЗ. К тому же, благодаря институту ОЭЗ может реализовываться роль субъектов федерации как активных участников политики инновационного развития России.
Выбор темы данной работы обусловлен недостаточной изученностью процесса формирования и функционирования ОЭЗ как механизма инновационного социально-экономического развития и как фактора региональной конкурентоспособности отдельно взятого региона. Сейчас имеется потребность в теоретическом обосновании роли ОЭЗ в инновационном развитии России.
Объект исследования - Особые экономические зоны (ОЭЗ) как институт, способствующий переходу РФ к инновационной экономике.
Предмет исследования - ОЭЗ ТВТ «Томск» как инструмент инновационного развития региона.
Степень изученности Значимое место занимают теоретические труды, которые исследуют проблемы инновационного развития экономики и формирования национальных инновационных систем, т.к. они являются теоретической основной механизмов по стимулированию научноинновационной деятельности. Среди специалистов, занимающихся данным вопросом, можно выделить как зарубежных специалистов (М. Портер 1), так и отечественных. (А.П. Градов, Ю.И. Коробова и др.) Своими работами они внесли вклад в разработку теоретических и методических вопросов внедрения инноваций в производство. Иностранные авторы основывают свои работы в целом на концепции Й. Шумпетера , который впервые разработал понятие экономической инновации в работе «Теория экономического развития», вышедшей в 1934 г.
Принятие Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ обусловило становление нового этапа в инновационной политике России. В течение последующих нескольких лет данный закон неоднократно дополнялся, а особым экономическим зонам уделялось со стороны правительства все большее внимание. Этот этап развития особых экономических зон отражен в научных трудах П.В. Павлова, А.В. Пушкина, И.Г. Богданова и др.
Такой институт как ОЭЗ, породил в зарубежной и отечественной литературе значительное число публикаций. Но несмотря на то, что ОЭЗ имеют в нашей стране определенную историю, сегодня эта организационная форма недостаточно исследована. В настоящее время исследования, которые касаются проблематики связанной с инновациями и ОЭЗ как механизма этой инновационной деятельности, носят несистемный и обособленный характер. Можно даже сказать, что в большей степени носят «очаговый» характер. Практически не изучены ОЭЗ в Сибири и их роль в инновационном развитии данного региона. К тому же в научной среде поднимались вопросы функционирования особых экономических зон в рамках экономической и юридической наук. Но в рамках современной регионоведческой науки данные вопросы почти не исследовались. На сегодняшний день нет скрупулезного обобщающего научного труда, в котором бы инновации и ОЭЗ рассматривались более комплексно. Таким образом, имеет место недостаточная теоретическая и практическая разработанность вопросов, связанных с развитием ОЭЗ как института в целом, так и механизма инновационной деятельностью в частности. Этим определяется актуальность, а также цель и задачи, предмет и объект данного исследования.
По тематической направленности научные труды можно условно объединить по следующим направлениям:
• Анализ истории развития, сущности и типологизации особых экономических зон в России и в мире был проведен в трудах следующих авторов: Г.М. Костюнина, Н.Н. Шмонов и др.
Стоит выделить монографию «Свободные экономические зоны в мире и России» доктора экономических наук, профессора МГИМО Г.М. Костюниной, которая вышла в 2008 г. Монография посвящена свободным экономическим зонам, которые получили широкое распространение в мировой практике и не так давно такие зоны стали развиваться в России. Данная работа носит обобщенный характер. Она позволяет нам представить самое основное, т.е. сущность и содержание ОЭЗ. В монографии уделено внимание истории создания, сущности, типологии и особенностям ОЭЗ в мире и в России. В работе дана классификация и приведены основные принципы функционирования ОЭЗ, проанализированы основные причины неудач их внедрения. Даны основные характеристики создаваемых в России особых экономических зон. Это позволяет дать комплексную оценку влиянию особых экономических зон на инвестиционную привлекательность региона. Рассмотрен зарубежный опыт создания ОЭЗ. В достаточно большом количестве стран ОЭЗ стали инструментом стимулирования привлечения инвестиций, в первую очередь зарубежных, а также механизмом расширения экспорта, создания импортозамещающих производств, создания новых рабочих мест и т.д. Но зарубежная практика знает и неудачные примеры функционирования таких экономических зон. России, безусловно, нужно учитывать богатый мировой опыт, при создании и дальнейшем развитии особых экономических зон.
• Особенности финансово-экономического деятельности и анализ особенностей нормативно-правового регулирования в ОЭЗ отражены в трудах П.В. Павлова, Д.Р. Артюнова, Е. В. Безикова и др.
Необходимо выделить монографию д.э.н., д.ю.н., профессора П.В. Павлова, которая вышла в 2010 г. В монографии рассматривается такой современный институт, как ОЭЗ в системе финансовой и внешнеэкономической деятельностью России. В данном контексте проанализирован мировой и отечественный опыт функционирования свободных экономических зон и организационно-правовые пути их трансформации в институт особых экономических зон (ОЭЗ) в России. В данной работе рассмотрены основные тенденции и особенности развития современного российского законодательства об особых зонах, существующие виды ОЭЗ, специфика реализации экономических и финансово-правовых отношений на территории ОЭЗ. Также в книге особое внимание уделено проблемам и перспективам дальнейшего развития правового регулирования института ОЭЗ в Российской Федерации, созданию единой концепции развития ОЭЗ в России, изложены ее основные параметры. Данная монография вносит важный вклад в научное понимание организационно-экономических и правовых аспектов управления финансовой и внешнеэкономической деятельностью Российской Федерации посредством развития института ОЭЗ.
• Ряд работ выполнен по исследованию экономики российских регионов и муниципальных образований исследованию новых систем управления территориальными хозяйственными комплексами, органичной частью которых все более и более становятся ОЭЗ как федерального, так субфедерального уровня. Здесь следует указать на исследования таких авторов, как О.В. Козловская. В данных работах рассматриваются вопросы оценки влияния особых экономических зон (ОЭЗ) на развитие экономики регионов.
Целью дипломной работы является изучение роли ОЭЗ ТВТ «Томск» в формировании конкурентоспособности Томской области и в инновационном социально-экономическом развитии региона.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие исследовательские задачи:
- изучить сущность инноваций в развитии экономики;
- определить понятие, типологию и значение ОЭЗ в России;
- раскрыть Особые экономические зоны технико-внедренческого типа как точки инновационного роста российской экономики;
- исследовать особенности механизмов формирования, управления и функционирования ОЭЗ ТВТ в Томске;
- выявить особенности использования института ОЭЗ ТВТ «Томск» как инструмента инновационной модернизации экономики региона;
- рассмотреть ОЭЗ ТВТ «Томск» как инструмент привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в регион;
- проанализировать эффективность и оценить результаты развития ОЭЗ ТВТ «Томск».
Хронологические рамки исследование охватывает период с 2005 г. и по наше время. Нижняя хронологическая граница определяется принятием федерального закона от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Источниковая база дипломной работы представляет собой круг различных материалов, с помощью которых можно раскрыть вопросы, которые касаются инновационной деятельности в России, проанализировать особые экономические зоны (ОЭЗ) как точки инновационного роста российской экономики. Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативно-правовые материалы, научные статьи, методические рекомендации, инструкции, а также монографические и другие издания. Изучение документов и материалов, обладающих нормативным характером позволяет четко понимать понятийный аппарат, который касается рассматриваемой темы. Также изучение этих материалов помогает понять нормативный механизм реализации инновационной политики, а также позволяет выявить особенности создания и функционирования ОЭЗ в России Монографии, статьи и другие материалы позволяют в должной мере отразить сущность и характеристику ОЭЗ, а также позволят проанализировать и обобщить российский опыт функционирования ОЭЗ.
Таким образом, обобщая все вышеперечисленное, можно сделать выводы, что ОЭЗ должны были стать инструментом, который быстро и эффективно поможет провести России модернизацию своей экономики и более успешно интегрироваться в глобальное мировое хозяйство. С момента принятия ФЗ от 22.07.2005 № 116-ФЗ прошло 10 лет, а данный механизм не оправдал тех ожиданий, которые были на него возложены изначально. На данный момент в России механизм особых экономических зон недостаточно отрегулирован, имеются положительные перспективы, и при возможной оптимизации могут появиться значительные возможности как для развития предприятий, так и для развития отраслей и национального хозяйства в целом.
Результаты исследования показали, что эффективное
функционирование особой экономической зоны может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:
• формирования на федеральном уровне четкой концепции в области ОЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
• разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования ОЭЗ; организации ОЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
• взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании и свободных зон; возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры ОЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
• создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания ОЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета; предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в ОЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.
Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется, что проблемы особых экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.
В настоящее время в РФ функционирует шесть ОЭЗ - четыре техниковнедренческого типа в Санкт-Петербурге, Зеленограде, подмосковной Дубне и Томске. В 2005 г. Томская область стала одним из 4 регионов - победителей федерального конкурса на создание Особой экономической зоны техниковнедренческого типа. За этот период резидентами ОАО «ОЭЗ ТВТ "Томск"» стали 67 компаний, 13 из них созданы при участии инвесторов из США, Норвегии, Тайваня, Южной Кореи, Австралии, Германии.
Кроме налоговых льгот, предоставляемых резидентам ОЭЗ на федеральном уровне, в целях установления дополнительных налоговых льгот для резидентов ОЭЗ законами Томской области снижена ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Томской области, увеличен срок освобождения от уплаты налога на имущество, резиденты ОЭЗ освобождены от уплаты транспортного налога сроком на десять лет.
В настоящее время ОЭЗ «Томск» занимает первое место среди техниковнедренческих зон России по объему заработанных денег и степени освоенности. Из вышеизложенного видно, что создание ОЭЗ ТВТ «Томск» способствует развитию области, на территории которой она расположена. Многие считают, что ОЭЗ помогут справиться с проблемами неразвитости инфраструктуры, падения производства и сложной социальной ситуации. Однако для инвесторов все это звучит как плохо инвестиционный климат, и это приводит к тому, что ОЭЗ остаются практически «пустыми». Зарубежный опыт показывает, что требуются вложения около 45 млн. долл. (а для таможенно-торговой зоны - до 15 млн. долл. США), чтобы обустроить 1 км2 производственно-промышленной зоны.
Основополагающим принципом в предложенных сегодня к рассмотрению ОЭЗ являются фискальные льготы и государственное финансирование развития «коммунальной» инфраструктуры. Создается впечатление, что, изучая мировой опыт, идеологи российских ОЭЗ увидели лишь парадный фасад, но не разобрались, как же на практике работают эти механизмы. Ведь льготы и государственное финансирование «коммунальной» - это хоть и необходимые, но вовсе не достаточные условия. Безусловно, льготы здесь играют важную роль, но не менее важно обеспечить для высокотехнологичного бизнеса свободный доступ к государственной научной инфраструктуре - начиная с использования научного оборудования, библиотек и умственного потенциала ученых, которых содержит государство, и заканчивая участием в государственных научных программах. И это проблема скорее организационная, а не финансовая. У Томска есть все возможности, чтобы воплотить в жизнь концепцию «тройной спирали».
Для достижения эффекта от ОЭЗ должны работать не только социальноэкономические аспекты, но и политические. Политическая стабильность, предоставление инвестиционных гарантий и правовое поле, развитие качественной инфраструктуры, реальная квалификация рабочей силы, улучшение административных процедур. Процесс создания и функционирования особых экономических зон должен регламентироваться на федеральном уровне, а не подзаконными актами местного самоуправления. Причем принятие нормативно-правовых актов должно быть вписано в долгосрочную программу развития России, а не являться краткосрочным решением отдельных проблем.
Регулирование деятельности ОЭЗ поручено специальному органу федеральной власти и его территориальным подразделениям, однако нужно четко разграничить компетенцию между ними. Особое направление их деятельности должно сконцентрироваться в полномочиях контроля выполнения законодательства, в первую очередь финансового. При сочетании предварительного, текущего и последующего финансового контроля возможно своевременное выполнение задач успешной ОЭЗ. Это приведет к оптимизации процессов управления ОЭЗ, более четкой постановке целей и задач и достижению результатов.
Принятие данных мер по устранению существующих проблем приведет к выходу на качественно новый уровень развития ОЭЗ и позволит достигнуть среднесрочных целей.
На этом фоне произойдет улучшение качества жизни населения, увеличение среднего уровня заработной платы и некоторое увеличение продолжительности жизни, возможно, не такими высокими темпами, как прогнозируется, но все же это - движение вперед.
1. Industrial Development Report 2009 - Breaking In and Moving Up: New Industrial Challenges for the Bottom Billion and the Middle-Income Countries, by United Nations Industrial Development Organisation, Vienna: UNIDO, 2009, 146 pp.
2. Закон Томской области от 12 марта 2015 г. № 25-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 26 февраля 2015 г. № 2494) // СП Консультант Плюс
3. Инновационная стратегия Томской области [Электронный ресурс] // Администрация Томской области. Официальный сайт. - URL: https://tomsk.gov.ru/files/front/download/id/28554
4. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. - 488с..
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662р МОО «Информация для всех», 2002-2013. [Электронный ресурс]: URL: http://www.ifap.ru/
6. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/index
7. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016) // СПС КонсультантПлюс
8. Рейтинг инновационной активности регионов России [Электронный ресурс] // Агентство Росбизнесконсалтинг. - URL: http://top.rbc.ru/society/04/04/2011/569899.shtml
9. Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» (ред. от 27.03.2013) // СПС КонсультантПлюс
10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №2227-р) // Гарант. Информационно-правовой портал.
11. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года [Электронный ресурс]: Сибирский Федеральный округ - Электрон. дан. - URL: http://www. sibfo.ru/strategia/strdoc .php#strategia.
12. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 23.06.2014) // СПС КонсультантПлюс
13. Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013) // СПС КонсультантПлюс
14. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2009 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 23.06.2014) // СПС КонсультантПлюс
15. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“» № 254-ФЗ от 21 июля 2011 года....70