ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Аннотация
Введение 4
1 Теоретические основы когнитивного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра 11
1.1 Психолого - педагогическая проблема когнитивного развития
обучающихся в начальной школе 11
1.2 Индивидуальные факторы когнитивного развития младших школьников
с расстройством аутистического спектра 21
1.3 Школьная среда как фактор когнитивного развития обучающихся с РАС
32
2 Опытно - экспериментальная работа по когнитивному развитию младших школьников с РАС 41
2.1 Выявление уровня сформированности когнитивного развития
обучающихся с РАС в начальной школе 41
2.2 Программа игровой деятельности, направленная на повышение
когнитивного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра 56
2.3 Методические рекомендации для родителей, воспитывающих младших
школьников с расстройством аутистического спектра 71
Заключение 78
Список использованной литературы 80
Приложение А 87
Приложение Б 93
Приложение В 101
Приложение Г
Введение 4
1 Теоретические основы когнитивного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра 11
1.1 Психолого - педагогическая проблема когнитивного развития
обучающихся в начальной школе 11
1.2 Индивидуальные факторы когнитивного развития младших школьников
с расстройством аутистического спектра 21
1.3 Школьная среда как фактор когнитивного развития обучающихся с РАС
32
2 Опытно - экспериментальная работа по когнитивному развитию младших школьников с РАС 41
2.1 Выявление уровня сформированности когнитивного развития
обучающихся с РАС в начальной школе 41
2.2 Программа игровой деятельности, направленная на повышение
когнитивного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра 56
2.3 Методические рекомендации для родителей, воспитывающих младших
школьников с расстройством аутистического спектра 71
Заключение 78
Список использованной литературы 80
Приложение А 87
Приложение Б 93
Приложение В 101
Приложение Г
Актуальной проблемой отечественной коррекционной педагогики продолжает оставаться создание комплексной системы психологопедагогического сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС). Вариативность аутистических проявлений в детском возрасте от легких до тяжелых форм создает особые трудности в построении системы клинико-психологической и психолого-педагогической помощи. Расстройство аутистического спектра как первазивное расстройство психического развития представляет собой сложную многокомпонентную проблему для специалистов разного профиля: педагогов, логопедов, психологов, социальных работников, врачей, генетиков.
В реформировании системы специального образования важнейшее место отводится развитию коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития с первых месяцев их жизни.
В настоящее время в нашей стране и за рубежом ведется активный поиск различных подходов - медикаментозных и в первую очередь психологопедагогических, направленных на коррекцию аутистического дезонтогенеза, нормализацию психического развития такого ребенка. Коррекционноразвивающая работа с детьми c расстройством аутистического спектра достаточно сложна в силу специфики данного нарушения. Стремление детей с расстройством аутистического спектра избежать контакта с окружающим миром, особое специфическое речевое развитие, при котором затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром, проблемы личностного характера затрудняют работу с ними.
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что проблемой отечественной коррекционной педагогики и психологии продолжает оставаться создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра. Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков РАС. Проявления речевых нарушений при расстройстве аутистического спектра чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. В специальной литературе методы и приемы коррекции коммуникативных нарушений, чаще всего, описываются фрагментарно. Трудно найти полное описание системы психологопедагогической коррекции с детально разработанными практическими рекомендациями. С целью выяснения картины целостного развития ребенка дефектолог может воспользоваться диагностикой, разработанной К.С. Лебединской и О.С. Никольской. Дефектологическое обследование и коррекционная работа, построенная на методических основах прикладного поведенческого анализа, описаны С.С. Морозовой. Также имеется методические разработки по развитию речи у детей с РАС Л.Г. Нуриевой. Однако большинство методик остаются неприспособленными для диагностики уровня речевого развития детей с РАС, поэтому основной замысел исследования - моделирование процедуры обследования речи обучающегося с расстройством аутистического спектра в начальной школе.
Аутизм в детстве представлен группой расстройств, характеризующихся нарушением психического развития, аутистической формой поведения и общения с окружающими, расстройствами речи, моторики, стереотипиями деятельности и поведением, приводящими к социальной дезадаптации. Проявляется с рождения в форме асинхронного дефицитарного дизонтогенеза с неполным и неравномерным созреванием высших психических функций.
У детей с аутизмом в 100% случаев наблюдается нарушение сенсорной модуляции и моторные расстройства, формирующие сенсорную интеграцию, при которой мозг не способен осознать информацию, поступающую через органы чувств и обобщить ее в образы. Как следствие, дети с РАС имеют недостаточно развитые способности связывать различные элементы в единое целое, что приводит к ограниченному восприятию и пониманию окружающего мира, к трудностям в понимании мыслей, намерений и чувств других людей. На когнитивном уровне это проявляется двояко: с одной стороны, аутичный ребенок не понимает то, что он воспринимает, а с другой, - не может адекватно реагировать.
Возможности интеллектуального развития детей с аутизмом зависят от его нозологической принадлежности, от клинических особенностей основного заболевания. Нарушение познавательной деятельности у этих пациентов является вторичным результатом аутистического поведения, которое препятствует формированию и созреванию интеллектуальных функций.
Познавательные функции определяются несколькими составляющими, но речь является основополагающим фактором формирования когнитивных способностей и интеллекта в дальнейшем. Считается, что отсутствие коммуникативной речи к 5-летнему возрасту и IQ (коэффициент умственного развития) ниже 60 баллов являются плохими прогностическими признаками, при этом среди детей, которые к 5 годам все-таки овладевают коммуникативной речью и обладают средним интеллектом, только половина имеют шансы на адекватную адаптацию.
Отсутствие общения, а, следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми, возникающее чаще всего с раннего детства, резко искажает ход всего психического развития ребенка, препятствует его социальной адаптации. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам: логопеду, дефектологу, психологу, врачу-психоневрологу или невропатологу. В речи детей с РАС имеется большой спектр речевых расстройств: алалия, характеризующаяся полным отсутствием речи; мутизм характеризующийся отказом от речи при сохранной способности говорить; дизартрия, характеризующиеся нарушением звукопроизношения; апраксия,
характеризующаяся невозможностью производства общих и (или) речевых движений; системное недоразвитие речи; нарушение семантики (метафорические замещения, расширения или чрезмерное - до буквальности - сужение толкований значений слов), нарушения грамматического строя речи; нарушения просодических компонентов речи, эхолалии, которые говорят об афонии или брадилалии.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программно-методического сопровождения когнитивного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра в начальной школе.
Объект исследования: развитие когнитивных функций младших школьников с расстройством аутистического спектра
Предмет исследования: программно-методическое сопровождение когнитивного развития обучающихся с РАС в начальной школе
Гипотеза исследования: когнитивное развитие обучающихся с РАС в начальной школе будет успешным при использовании специального программно-методического сопровождения, направленного на формирование устной и письменной речи детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Определить основные теоретико-методологические подходы к организации обучения детей с РАС на начальном этапе школьного образования;
2. Проанализировать индивидуальные факторы когнитивного развития детей с расстройством аутистического спектра в начальной школе;
3. Разработать и апробировать программу игровой деятельности и комплекс диагностических методик, направленных на когнитивное развитие детей с расстройством аутистического спектра.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют представления об аутизме как о искаженном типе психического развития, главным проявлением которого являются нарушения когнитивного характера, возникающие вследствие аффективных недостатков (Е.Р. Баенская, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская и др.), психологические теории игровой деятельности (Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин) и деятельностный подход (А.Н. Леонтьев); онтогенетический подход, комплексное нейропсихологическое сопровождение ребенка и метод замещающего онтогенеза (А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Ж.М. Глозман); психолого-педагогические проблемы раннего детского аутизма и его диагностики (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, И.И. Мамайчук и др.); факторы успешности инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения, разработанные С.В. Алехиной, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, С.А. Морозовым, Т.И. Морозовой, А.В. Хаустовым и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников и статистических данных по проблемам обучения детей с РАС, изучение и обобщение опыта обучения детей с РАС в России и его сопоставление с мировым опытом; изучение результатов деятельности учащихся с РАС, мониторинг, биографический метод; эксперимент (констатирующий, контрольный); «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Т.А. Фотековой.
Научная новизна исследования: определено и научно обосновано программно-методическое сопровождение обучающихся с РАС в начальной школе: организация развивающей предметно-пространственной среды для формирования коммуникативной деятельности обучающихся с РАС; обязательный расширенный мониторинг динамики развития
коммуникативных навыков, обучающихся с РАС, организация работы с родителями всех учащихся с РАС.
Теоретическая значимость исследования: дополнены и углублены теоретические представления о программно-методическом сопровождении обучающихся с РАС в начальной школе. Обобщены и систематизированы данные зарубежных исследований по организации обучения детей с РАС в начальной школе.
Практическая значимость магистерской диссертации определена тем, что разработанная программа, методические и диагностические материалы по формированию и оценки когнитивного развития детей могут быть
использованы педагогами начальной школы, в процессе организации учебной деятельности, совместной деятельности педагога и обучающихся,
самостоятельной деятельности школьников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Уровень когнитивного развития детей младшего школьного возраста с РАС зависит от степени выраженности аутистических нарушений: уровня развития навыков общения и взаимодействия; уровня развития базовых навыков обучения (чтение, счет, письмо).
2. Программно-методическое сопровождение когнитивного развития обучающихся с РАС учитывает уровень сформированности когнитивного развития младшего школьника и основывается на принципах возрастнопсихологических особенностей ребенка; индивидуального подхода в воспитании и обучении с учетом их актуального и потенциального уровней развития; создания положительного эмоционального фона отношений ребенка и взрослого в процессе совместной деятельности; активного включения всех членов семьи в работу с ребенком с РАС.
3. Программно-методическое сопровождение в образовательном учреждении реализуется через: 1) организацию индивидуальной и подгрупповой работы с обучающимися, направленной на формирование когнитивной сферы, 2) создание специальной развивающей предметнопространственной среды для формирования коммуникативной деятельности обучающихся с РАС; 3) психологическое просвещение и взаимодействие всех специалистов, осуществляющих сопровождение обучающихся с РАС; 4) психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Экспериментальна база исследования: ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи» г. Томск. В исследовании принимало участие 5 детей 1 (дополнительного) класса, в возрасте 7-8 лет.
Апробация работы. Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях статей на всероссийских научно- практических конференциях:
1) XI Всероссийской научно-практической конференции «Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения» (г. Томск, 2021). «Организация познавательноисследовательской деятельности в работе с детьми с ОВЗ».
2) I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции «Профессиональный рост педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации современного образования» (г. Армавир, 2022). «Разработка программно-методического обеспечения для когнитивного развития обучающихся начальной школы с РАС».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, который содержит 72 наименования. В тексте 11 рисунков, 12 таблиц, 4 приложения. Общий объем диссертации 86 страниц, без учета приложений.
В реформировании системы специального образования важнейшее место отводится развитию коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития с первых месяцев их жизни.
В настоящее время в нашей стране и за рубежом ведется активный поиск различных подходов - медикаментозных и в первую очередь психологопедагогических, направленных на коррекцию аутистического дезонтогенеза, нормализацию психического развития такого ребенка. Коррекционноразвивающая работа с детьми c расстройством аутистического спектра достаточно сложна в силу специфики данного нарушения. Стремление детей с расстройством аутистического спектра избежать контакта с окружающим миром, особое специфическое речевое развитие, при котором затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром, проблемы личностного характера затрудняют работу с ними.
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что проблемой отечественной коррекционной педагогики и психологии продолжает оставаться создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра. Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков РАС. Проявления речевых нарушений при расстройстве аутистического спектра чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. В специальной литературе методы и приемы коррекции коммуникативных нарушений, чаще всего, описываются фрагментарно. Трудно найти полное описание системы психологопедагогической коррекции с детально разработанными практическими рекомендациями. С целью выяснения картины целостного развития ребенка дефектолог может воспользоваться диагностикой, разработанной К.С. Лебединской и О.С. Никольской. Дефектологическое обследование и коррекционная работа, построенная на методических основах прикладного поведенческого анализа, описаны С.С. Морозовой. Также имеется методические разработки по развитию речи у детей с РАС Л.Г. Нуриевой. Однако большинство методик остаются неприспособленными для диагностики уровня речевого развития детей с РАС, поэтому основной замысел исследования - моделирование процедуры обследования речи обучающегося с расстройством аутистического спектра в начальной школе.
Аутизм в детстве представлен группой расстройств, характеризующихся нарушением психического развития, аутистической формой поведения и общения с окружающими, расстройствами речи, моторики, стереотипиями деятельности и поведением, приводящими к социальной дезадаптации. Проявляется с рождения в форме асинхронного дефицитарного дизонтогенеза с неполным и неравномерным созреванием высших психических функций.
У детей с аутизмом в 100% случаев наблюдается нарушение сенсорной модуляции и моторные расстройства, формирующие сенсорную интеграцию, при которой мозг не способен осознать информацию, поступающую через органы чувств и обобщить ее в образы. Как следствие, дети с РАС имеют недостаточно развитые способности связывать различные элементы в единое целое, что приводит к ограниченному восприятию и пониманию окружающего мира, к трудностям в понимании мыслей, намерений и чувств других людей. На когнитивном уровне это проявляется двояко: с одной стороны, аутичный ребенок не понимает то, что он воспринимает, а с другой, - не может адекватно реагировать.
Возможности интеллектуального развития детей с аутизмом зависят от его нозологической принадлежности, от клинических особенностей основного заболевания. Нарушение познавательной деятельности у этих пациентов является вторичным результатом аутистического поведения, которое препятствует формированию и созреванию интеллектуальных функций.
Познавательные функции определяются несколькими составляющими, но речь является основополагающим фактором формирования когнитивных способностей и интеллекта в дальнейшем. Считается, что отсутствие коммуникативной речи к 5-летнему возрасту и IQ (коэффициент умственного развития) ниже 60 баллов являются плохими прогностическими признаками, при этом среди детей, которые к 5 годам все-таки овладевают коммуникативной речью и обладают средним интеллектом, только половина имеют шансы на адекватную адаптацию.
Отсутствие общения, а, следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми, возникающее чаще всего с раннего детства, резко искажает ход всего психического развития ребенка, препятствует его социальной адаптации. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам: логопеду, дефектологу, психологу, врачу-психоневрологу или невропатологу. В речи детей с РАС имеется большой спектр речевых расстройств: алалия, характеризующаяся полным отсутствием речи; мутизм характеризующийся отказом от речи при сохранной способности говорить; дизартрия, характеризующиеся нарушением звукопроизношения; апраксия,
характеризующаяся невозможностью производства общих и (или) речевых движений; системное недоразвитие речи; нарушение семантики (метафорические замещения, расширения или чрезмерное - до буквальности - сужение толкований значений слов), нарушения грамматического строя речи; нарушения просодических компонентов речи, эхолалии, которые говорят об афонии или брадилалии.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программно-методического сопровождения когнитивного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра в начальной школе.
Объект исследования: развитие когнитивных функций младших школьников с расстройством аутистического спектра
Предмет исследования: программно-методическое сопровождение когнитивного развития обучающихся с РАС в начальной школе
Гипотеза исследования: когнитивное развитие обучающихся с РАС в начальной школе будет успешным при использовании специального программно-методического сопровождения, направленного на формирование устной и письменной речи детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Определить основные теоретико-методологические подходы к организации обучения детей с РАС на начальном этапе школьного образования;
2. Проанализировать индивидуальные факторы когнитивного развития детей с расстройством аутистического спектра в начальной школе;
3. Разработать и апробировать программу игровой деятельности и комплекс диагностических методик, направленных на когнитивное развитие детей с расстройством аутистического спектра.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют представления об аутизме как о искаженном типе психического развития, главным проявлением которого являются нарушения когнитивного характера, возникающие вследствие аффективных недостатков (Е.Р. Баенская, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская и др.), психологические теории игровой деятельности (Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин) и деятельностный подход (А.Н. Леонтьев); онтогенетический подход, комплексное нейропсихологическое сопровождение ребенка и метод замещающего онтогенеза (А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Ж.М. Глозман); психолого-педагогические проблемы раннего детского аутизма и его диагностики (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, И.И. Мамайчук и др.); факторы успешности инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения, разработанные С.В. Алехиной, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, С.А. Морозовым, Т.И. Морозовой, А.В. Хаустовым и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников и статистических данных по проблемам обучения детей с РАС, изучение и обобщение опыта обучения детей с РАС в России и его сопоставление с мировым опытом; изучение результатов деятельности учащихся с РАС, мониторинг, биографический метод; эксперимент (констатирующий, контрольный); «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Т.А. Фотековой.
Научная новизна исследования: определено и научно обосновано программно-методическое сопровождение обучающихся с РАС в начальной школе: организация развивающей предметно-пространственной среды для формирования коммуникативной деятельности обучающихся с РАС; обязательный расширенный мониторинг динамики развития
коммуникативных навыков, обучающихся с РАС, организация работы с родителями всех учащихся с РАС.
Теоретическая значимость исследования: дополнены и углублены теоретические представления о программно-методическом сопровождении обучающихся с РАС в начальной школе. Обобщены и систематизированы данные зарубежных исследований по организации обучения детей с РАС в начальной школе.
Практическая значимость магистерской диссертации определена тем, что разработанная программа, методические и диагностические материалы по формированию и оценки когнитивного развития детей могут быть
использованы педагогами начальной школы, в процессе организации учебной деятельности, совместной деятельности педагога и обучающихся,
самостоятельной деятельности школьников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Уровень когнитивного развития детей младшего школьного возраста с РАС зависит от степени выраженности аутистических нарушений: уровня развития навыков общения и взаимодействия; уровня развития базовых навыков обучения (чтение, счет, письмо).
2. Программно-методическое сопровождение когнитивного развития обучающихся с РАС учитывает уровень сформированности когнитивного развития младшего школьника и основывается на принципах возрастнопсихологических особенностей ребенка; индивидуального подхода в воспитании и обучении с учетом их актуального и потенциального уровней развития; создания положительного эмоционального фона отношений ребенка и взрослого в процессе совместной деятельности; активного включения всех членов семьи в работу с ребенком с РАС.
3. Программно-методическое сопровождение в образовательном учреждении реализуется через: 1) организацию индивидуальной и подгрупповой работы с обучающимися, направленной на формирование когнитивной сферы, 2) создание специальной развивающей предметнопространственной среды для формирования коммуникативной деятельности обучающихся с РАС; 3) психологическое просвещение и взаимодействие всех специалистов, осуществляющих сопровождение обучающихся с РАС; 4) психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Экспериментальна база исследования: ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи» г. Томск. В исследовании принимало участие 5 детей 1 (дополнительного) класса, в возрасте 7-8 лет.
Апробация работы. Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях статей на всероссийских научно- практических конференциях:
1) XI Всероссийской научно-практической конференции «Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения» (г. Томск, 2021). «Организация познавательноисследовательской деятельности в работе с детьми с ОВЗ».
2) I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции «Профессиональный рост педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации современного образования» (г. Армавир, 2022). «Разработка программно-методического обеспечения для когнитивного развития обучающихся начальной школы с РАС».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, который содержит 72 наименования. В тексте 11 рисунков, 12 таблиц, 4 приложения. Общий объем диссертации 86 страниц, без учета приложений.
Анализ статистических данных разных стран за последние десять лек указывает на стабильное увеличение в популяции детей с расстройствами аутистического спектра. Российские и зарубежные исследования в области изучения аутизма подтверждают, что у большинства детей с РАС существуют нарушения в когнитивной сфере.
Изменения в обществе, развитие системы инклюзивного образования актуализируют необходимость организации целенаправленной работы по формированию когнитивной сферы у обучающихся с расстройствами аутистического спектра в начальной школе.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развития когнитивной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра показал, что недостаточно разработаны диагностические методики и психологопедагогические условия ее формирования. Крайне слабо проработаны вопросы программного и методического обеспечения учебного процесса в начальной школе для обучающихся с РАС.
Для выявления уровня сформированности когнитивной сферы у детей 78 лет с расстройствами аутистического спектра были выделены критерии и показатели развития речи (развития невербального компонента в коммуникативной деятельности, развития активной речи, проявления моторной сферы в коммуникативной деятельности, понимания речи, адекватного использования способа коммуникации), модифицированы методики М. Сандберга, С.С. Морозовой, Э. Бонди, Л. Фроста, Н.В. Нищевой.
Организация специального программно-методического сопровождения, способствующего формированию когнитивной сферы у детей 7-8 лет с расстройствами аутистического спектра состоит из организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, направленной на формирование когнитивной сферы, с учетом индивидуальных особенностей проявления аутистического расстройства; создания особенной развивающей предметно-пространственной среды для формирования коммуникативной
деятельности детей с расстройствами аутистического спектра; психологическое просвещение и взаимодействие всех специалистов, осуществляющих сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра; психолого-педагогическое сопровождение родителей,
воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Разработанная и апробированная программа включает комплекс игр и упражнений для детей 7-8 лет с расстройствами аутистического спектра, направленных на формирование когнитивной сферы, предполагает расширение активного и пассивного словаря детей, приобретение навыка целенаправленного адекватного использования вербальных и невербальных средств общения, улучшения состояния крупной, мелкой моторики как части навыков необходимой для формирования вербального и невербального компонента коммуникативной деятельности.
Полученные в исследовании результаты позволили сделать вывод, что младшие школьники ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», в г. Томск, представляют собой разнородную группу, поскольку в ходе обследования они показали разный уровень успешности выполнения диагностических заданий. Выявленные речевые нарушения младших школьников носят системный характер - у них наблюдается недоразвитее всех компонентов устной речи.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель достигнута, гипотеза доказана.
Изменения в обществе, развитие системы инклюзивного образования актуализируют необходимость организации целенаправленной работы по формированию когнитивной сферы у обучающихся с расстройствами аутистического спектра в начальной школе.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развития когнитивной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра показал, что недостаточно разработаны диагностические методики и психологопедагогические условия ее формирования. Крайне слабо проработаны вопросы программного и методического обеспечения учебного процесса в начальной школе для обучающихся с РАС.
Для выявления уровня сформированности когнитивной сферы у детей 78 лет с расстройствами аутистического спектра были выделены критерии и показатели развития речи (развития невербального компонента в коммуникативной деятельности, развития активной речи, проявления моторной сферы в коммуникативной деятельности, понимания речи, адекватного использования способа коммуникации), модифицированы методики М. Сандберга, С.С. Морозовой, Э. Бонди, Л. Фроста, Н.В. Нищевой.
Организация специального программно-методического сопровождения, способствующего формированию когнитивной сферы у детей 7-8 лет с расстройствами аутистического спектра состоит из организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, направленной на формирование когнитивной сферы, с учетом индивидуальных особенностей проявления аутистического расстройства; создания особенной развивающей предметно-пространственной среды для формирования коммуникативной
деятельности детей с расстройствами аутистического спектра; психологическое просвещение и взаимодействие всех специалистов, осуществляющих сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра; психолого-педагогическое сопровождение родителей,
воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Разработанная и апробированная программа включает комплекс игр и упражнений для детей 7-8 лет с расстройствами аутистического спектра, направленных на формирование когнитивной сферы, предполагает расширение активного и пассивного словаря детей, приобретение навыка целенаправленного адекватного использования вербальных и невербальных средств общения, улучшения состояния крупной, мелкой моторики как части навыков необходимой для формирования вербального и невербального компонента коммуникативной деятельности.
Полученные в исследовании результаты позволили сделать вывод, что младшие школьники ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», в г. Томск, представляют собой разнородную группу, поскольку в ходе обследования они показали разный уровень успешности выполнения диагностических заданий. Выявленные речевые нарушения младших школьников носят системный характер - у них наблюдается недоразвитее всех компонентов устной речи.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель достигнута, гипотеза доказана.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017





