🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Проблемы правого регулирования ученического договора

Работа №193910

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УЧЕНИЧЕСКОГО ДОГОВОРА
§ 1.1 История становления и развития института ученического
договора 10
§ 1.2 Современное состояние института ученического договора
в России 23
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА
УЧЕНИЧЕСКОГО ДОГОВОРА
§ 2.1 Соотношение ученического договора с иными договорами 34
§ 2.2 Правовые проблемы применения ученического договора
на практике 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена особой значимостью современного состояния проблемы правового регулирования ученического договора. В современных экономических условиях заинтересованность в эффективном развитии отношений связанных с ученическим договором проявляют как в целом общество, в лице российских работодателей и работников, так и государство в лице своих органов, что является отражением существующей тенденции в мире по повышению значимости просвещения как важного фактора социально-экономического развития. В нашей стране данная тенденция получила нормативное закрепление в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р1 . В данном нормативном акте сформулирована задача развития в нашей стране непрерывного, в том числе внутрипроизводственного, обучения работников. Постановка в указанной Концепции задачи такого масштаба, наряду с другими задачами, вызвана необходимостью достижения не только цели модернизации образования, но и цели построения гибкого и эффективного рынка труда, а также соответствующего ему законодательной базы. Необходимо указать, что мировой финансовый экономический кризис замедлил выполнение поставленных Правительством РФ задач .
При этом, следует отметить, что на сегодняшний день процесс построения новой и обновления существующей нормативно-правовой базы, связанный с изменившимися после мирового экономического кризиса условиями еще не завершился, более того многие существующие нормативноправовые акты, как и практика их применения требуют пересмотра, в основе которого, должен лежать научный анализ существующих правовых проблем правового регулирования института ученического договора и выработки конкретных обоснованных предложений.
Например, сегодня существует, активно обсуждаемая в научных кругах, проблема возможности заключения ученического договора между работником (претендентом на работу) и индивидуальными предпринимателями, для решения которой предлагается внести в трудовое законодательство изменения, касающиеся расширения перечня лиц, которые вправе заключать такой договор.
Объектом исследования являются совокупность общественных отношений, возникающих на основании ученического договора,
складывающиеся в связи с профессиональной подготовкой и переподготовкой работников.
Предметом исследования являются нормы трудового законодательства, регулирующие общественные отношения в сфере ученического договора.
Цель исследования заключается в комплексном изучении действующего законодательства и судебной практики, изучении особенностей правового регулирования отношений в сфере ученического договора, выявлении наиболее важных проблем и выработка на этой основе предложений по возможному совершенствованию законодательства.
Для достижения заявленной цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
1) проанализировать историю становления и развития института ученического договора;
2) рассмотреть современное состояние института ученического договора в России;
3) исследовать соотношение ученического договора с иными договорами;
4) выявить правовые проблемы применения ученического договора на практике.
Методологическая основа данного исследования состоит в применении как общенаучных приемов и методов, так и специальных научных методов, выработанных в правоведении. В частности, при решении поставленных задач были использованы следующие методы: всеобщий диалектический метод изучения и анализа научной литературы, действующего законодательства, изучения и обобщения судебной практики, историко-правовой метод, формально-юридический, сравнительно-правовой методы и др.
Говоря о степени разработанности темы, можно отметить, что выбранная тема разработана учеными-юристами недостаточно.
Законодательная (нормативно-правовая) база, регулирующая вопросы, связанные с институтом ученического договора недостаточно развита, существующие правовые конструкции и механизмы института ученического договора, как показывает практика и теория, часто не срабатывают в действующих экономических реалиях. Несмотря на то, что в последнее время и судебная практика и ученные дают разъяснения, уточнения многих проблемных вопросов связанных с институтом ученического договора, имеется целый ряд острых нерешенных актуальных проблем.
Научная новизна заключается в том, что данная выпускная квалификационная работа является исследованием, включающим в себя рассмотрение актуальных теоретико-практических проблем института ученического договора. В результате проведенного исследования предложены изменения действующего законодательства Российской Федерации, направленные на устранение существующих проблем.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы связана с тем, что выводы и предложения, касаемые изменений и дополнений законодательства, могут быть использованы для совершенствования правовых норм. Теоретические вопросы, исследованные в работе, могут использоваться для совершенствования учебного процесса в учебных заведениях юридического профиля.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка. Первая глава посвящается историко-теоретическим аспектам становления и развития института ученического договора. Вторая глава касается правовых проблем ученического договора. В заключении подводится итог по проведенному исследованию, вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства. В библиографическом списке приводится перечень использованных нормативных актов, правоприменительной практики, научной и учебной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении отметим наиболее важные историко-теоретические и практические выводы:
1. В целом, ученический договор, как институт права имеет глубокую
историю. Первые упоминания относятся еще к существованию Древнего Рима. Впоследствии, сначала перекочевав в европейскую культуру, этот институт в зачаточном состоянии начал появляться и в России. В досоветский период правовая регламентация ученичества, как и трудового договора прошла длительный путь формирования от гражданско-правовых к трудоправовым началам. В советский период правовое регулирование профессионального обучения работников осуществлялось в основном на уровне подзаконных нормативных актов. Советская система подготовки и повышения квалификации кадров была относительно эффективной и включала в себя следующие направления: 1) подготовку, переподготовку и повышение квалификации
непосредственно на производстве; 2) подготовку, переподготовку и повышение квалификации за пределами производства. Профессиональная подготовка кадров носила централизованный плановый характер. В советской науке трудового права, не отрицая значения планового обеспечения народного хозяйства квалифицированными кадрами, получили обоснование также и договорные начала профессионального обучения работников, подчеркивалась трудоправовая природа ученических договоров, договоров о повышении квалификации работников. Эти исследования во многом стали основой для новаций ТК РФ в части легализации института профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
2. С теоретической и нормативной точки зрения, как было показано в работе ученический договор представляет особый вид договора в сфере труда и подготовки к труду. Он оформляет непосредственно связанные с трудовыми отношения по получению образования (профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации) работников у данного работодателя. Ученический договор - договор на получение образования - профессиональное обучение в организации с будущим работником или на профессиональное переобучение с работником данной организации, заключаемый этой организацией. Институт ученического договора на сегодняшний день, представляет собой сложное правовое явление, которое регулируется массивом нормативно-правовых актов, рекомендаций и другие, в который входят и международные нормативно-правовые акты (конвенции, рекомендации), и нормативно-правовые акты, входящие в нашу национальную правовую систему (федеральные законы и другие).
3. На сегодняшний день имеются некоторые теоретические и практические проблемы, связанные с соотношением ученического договора с иными договорами. К примеру, после принятия Федерального закона об образовании и введения термина - «договор об образовании», «образование» и других, стало ученому сообществу и практикам сложно соотносить эти договоры между собой, т.к. существуют схожие признаки у обоих договоров. Другой проблемой является отсутствие синхронности норм различной отраслевой принадлежности в регулировании одних и тех же правоотношений. Еще одной проблемой может служить отсутствие материальной ответственности для работодателя за невыплату стипендии работнику в период ученичества. Отдельно выделили в работе проблему, связанную с противоречием между статьями 187 и 204 ТК РФ. Опытные кадровики, бухгалтеры и специалисты по труду и заработной плате порой сталкиваются с неразрешимым вопросом: что платить работнику, с которым заключен ученический договор, - стипендию или зарплату? А может быть, и то и другое? Также мы указали на проблему, связанную с исключением индивидуальных предпринимателей из числа субъектов ученических правоотношений. Теоретики и практики по этому поводу «бьют тревогу». Все это позволяет сделать вывод, что механизм правового регулирования ученические отношения необходимо модернизировать путем решения обозначенных в работе проблем.
Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
1. Предложение об установлении материальной ответственности для работодателя за невыплату стипендии работнику в период ученичества Законодательно не установлено
В настоящее время законом не установлена материальная ответственность для работодателя за невыплату стипендии работнику
Недостатки
В законодательстве отсутствует на сегодняшний день материальная ответственность работодателя перед работником за невыплату стипендии в период ученичества. Это порождает различные споры как в теории, так и на практике, вносит неясность в правовое регулирование отношений возникающих из ученического договора.
Предложение
Статью 236 Трудового кодекса РФ изложить в следующей редакции: «При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении, стипендии и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом, ученическим договором или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя».
Обоснование
Закрепление на законодательном уровне материальной ответственности работодателя перед работником за невыплату стипендии в период ученичества устранит существующие споры как в теории, так и на практике, внесет ясность в правовое регулирование отношений возникающих из ученического договора.
2 Предложение о нормативном закреплении понятия
ученического договора
Законодательно не установлено
На сегодняшний день законом не предусмотрено понятие ученического договора.
Недостатки
Отсутствие нормативно закрепленного понятия ученического договора создает ряд вопросов и противоречий в теории и на практике, противоречит принципам законодательной техники (принцип конкретности, определенности формулировок закона (законопроекта); принцип ясности (понятности) и полноты формулировок закона).
Предложение
Статью 198 Трудового кодекса РФ «Ученический договор» дополнить частью 1.1 следующего содержания: «Ученический договор - договор на получение образования - профессиональное обучение в организации с будущим работником или на профессиональное переобучение с работником данной организации, заключаемый этой организацией».
Обоснование
Вносимое изменение позволит устранить существующие вопросы и противоречия в теории и на практике, а также противоречие принципам законодательной техники (принцип конкретности, определенности формулировок закона (законопроекта); принцип ясности (понятности) и полноты формулировок закона).
3 Предложение об установлении правила применения положений
федерального законодательства Российской Федерации об образовании к
отношениям, возникающим из ученического договора
Законодательно не установлено
Законодательно не установлена связь между положениями федерального законодательства Российской Федерации об образовании к отношениям, возникающим из ученического договора
Недостатки
На сегодняшний день отсутствие связи между федеральным законодательством об образовании и Трудовым кодексом РФ, в рамках отношения возникающих из ученического договора, приводит к возникновению в теории споров, а также создает противоречие принципам законодательной техники (принцип логической последовательности изложения норм закона; принцип согласованности норм закона как между собой, так и с другими законодательными актами).
Предложение
Статью 198 Трудового кодекса РФ дополнить частью 3 следующего содержания: «Положения федерального законодательства Российской
Федерации об образовании, применяются к отношениям, возникающим из ученического договора с особенностями, установленными настоящей главой».
Обоснование
Данное изменение позволит установить связь между федеральным законодательством об образовании и Трудовым кодексом РФ, в рамках отношений, возникающих из ученического договора, привести к исчезновению в теории и практике споров, и противоречий принципам законодательной техники (принцип логической последовательности изложения норм закона; принцип согласованности норм закона как между собой, так и с другими законодательными актами).
4 Предложение об установлении соотношения ученического договора
с правом работника на подготовку и дополнительное профессиональное
образование
Законодательно не установлено
Часть 2 статьи 196 Трудового кодекса РФ: «Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором».
Части 1-2 Статьи 197 Трудового кодекса РФ: «Работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации.
Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем».
Недостатки
На сегодняшний день существующая редакция указанных выше норм создает спорные вопросы в теории, а также противоречие принципам законодательной техники (принцип лаконичности формулировок закона: положения закона излагаются столь лаконично, насколько это возможно без ущерба для их полноты и ясности (понятности); принцип ясности (понятности) и полноты формулировок закона)
Предложение
Часть 2 статьи 196 Трудового кодекса РФ изложить в следующей редакции: «Подготовка работников и дополнительное профессиональное
образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, ученическим договором, трудовым договором».
Обоснование
Данное нововведение позволит устранить спорные вопросы, а также противоречие принципам законодательной техники (принцип лаконичности формулировок закона: положения закона излагаются столь лаконично, насколько это возможно без ущерба для их полноты и ясности (понятности); принцип ясности (понятности) и полноты формулировок закона)
5 Предложение о включении индивидуальных предпринимателей в число субъектов, имеющих право заключать ученический договор
Законодательно не установлено
На сегодняшний день индивидуальные предприниматели не являются субъектами ученических правоотношений.
Недостатки
На сегодняшний день существующая редакция части 1 статьи 198 ТК РФ приводит к дискриминации индивидуальных предпринимателей, т.к. они не равны в правах с юридическими лицами в части права на заключение ученического договора и это несправедливо.
Предложение
Часть 1 статьи 198 ТК РФ изложить в следующей редакции: «Работодатель - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы».
Обоснование
Данное предложение позволит нивелировать дискриминации индивидуальных предпринимателей, т.к. они будут равны в правах с юридическими лицами в части права на заключение ученического договора, что позволит достичь справедливости.



1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16 декабря 1966 года Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций) // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. - 1976. - № 17. - Ст. 291.
3. Декларация Международной организации труда «О целях и задачах Международной организации труда» (Принята в городе Филадельфии 10 мая 1944 года на 26-ой сессии Генеральной конференции Международной организации труда) [Электронный ресурс] // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных Союза Советских Социалистических Республик с иностранными государствами. - Вып. XVI. - 1957. - С. 351-372. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=7904#0 (дата обращения: 05.11.2017).
4. Рекомендация № 88 Международной организации труда
«О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» (Принята в городе Женева 30 июня 1950 года на 33-ей сессии Генеральной конференции Международной организации труда). - URL: www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=INT&n=4665#037582478550722986 (дата обращения: 22.02.2018).
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 256.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26 января 1996 года № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Российская газета. - 1994. - № 238-239.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2005 года
№ 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 14. - Ст. 1651.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
11. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (разработан Минэкономразвития России). Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс.
12. Гражданский кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 11 июня 1964 года (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. - 1964. - № 24. - Ст. 407.
13. Кодекс законов о труде Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 1971 года (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. - 1971. - № 50. - Ст. 1007.
14. Конституция Союза Советских Социалистических Республик,
утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза СССР
05 декабря 1936 года (утратила силу) [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm (дата обращения: 24.10.2017).
15. Гражданский кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 11 ноября 1922 года (утратил силу) // Собрание узаконений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. - 1922. - № 71. - Ст. 904.
.75


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ