🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ДИНАМИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ WELL-BEING - ТЕХНОЛОГИЙ (на примере Томского политехнического университета)

Работа №193881

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Базовые категории исследования 4
Введение 5
1 Теоретико-методологические аспекты исследования эмоциональноличностного благополучия (ЭЛБ) 13
1.1 Теоретический анализ базовых категорий исследования
эмоционально-личностного благополучия 13
1.2 Сущность и содержание well-being - технологий как
составляющих психологической поддержки, направленной на обеспечение эмоционально-личностного благополучия 20
1.3 Эмоционально-личностное благополучие участников
образовательного процесса в высшей школе 29
2 Эмпирическое изучение эмоционально-личностного благополучия
участников образовательного процесса 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Результаты исследования эмоционально-личностного
благополучия участников образовательного процесса и их обсуждение 41
2.2.1 Результаты исследования эмоционально-личностного
благополучия студентов 41
2.2.2 Результаты исследования эмоционально-личностного
благополучия преподавателей 53
3 Оптимизация эмоционально-личностного благополучия участников
образовательного процесса высшей школы 66
3.1 Разработка концепции и методики well-being - программы для студентов и преподавателей ТПУ 66
3.1.1 Разработка концепции и методики well-being - программы
для студентов ТПУ 66
3.1.2 Разработка концепции и методики well-being
программы для преподавателей ТПУ 70
3.2 Анализ динамики эмоционально-личностного благополучия участников в условиях реализации well- being - программы 74
3.2.1 Анализ динамики эмоционально-личностного
благополучия студентов 75
3.2.2 Анализ динамики эмоционально-личностного
благополучия преподавателей 79
Заключение 84
Список использованных источников 86
Приложение А Математико-статистическая обработка уровня эмоционального интеллекта (ЭИ) студентов
Приложение Б Корреляционные связи между ЭЛБ студентов и ЭИ , дд
Приложение В Корреляционные связи между структурными элементами ЭИ и смысложизненных ориентаций студентов 97
Приложение Г Математико-статистическая обработка уровня ЭИ преподавателей 99
Приложение Д Оценка уровней профессионального выгорания 100
Приложение Е Корреляционные связи между ЭЛБ преподавателей и структурными элементами ЭИ 101
Приложение Ж Корреляционные связи между ЭЛБ преподавателей и уровнями стрессоустойчивости и профессионального выгорания 102
Приложение З Корреляционной связи между ЭИ преподавателей и уровнем стрессоустойчивости 103
Приложение И Краткое содержание well-being-программы «Оптимизация ЭЛБ участников образовательного процесса» мероприятия для студентов 104
Приложение К Краткое содержание well-being-программы «Оптимизация ЭЛБ участников образовательного процесса» мероприятия для преподавателей 108
Приложение Л Сравнительный анализ рангов ЭЛБ и ЭИ студентов Ц0
Приложение М Сравнительный анализ рангов ЭЛБ и ЭИ преподавателей 111

Актуальность исследования
Интерес к проблеме психологического благополучия в последнее время возрастает и получает большое распространение в сфере психологии. В контексте качества жизни психологическое благополучие рассматривается как его связь с удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью. Удовлетворённость межличностной коммуникацией создает позитивный эмоциональный фон, что создает благополучие, а социальная изоляция, напряженность в межличностном общении, снижают его, что в результате проявляется в виде неудовлетворённостью жизнью, стресса, депрессии (П.П. Фесенко 2005, Е.Ю. Григоренко 2009, М.В. Селигман 2010, А.Р. Биктогирова 2019 и др.). По результатам исследования, проведенного в институте мозга человека РАН, более 70 % граждан нашей страны испытывают затяжной психоэмоциональный стресс, приводящий к депрессиям, реактивным психозам, эмоциональному выгоранию (О.А. Идобаева 2013, В.В. Бойко 2016, О.И. Бабич 2020 и др.).
Анализ научной литературы показал, что в зарубежных исследованиях субъективное (Н. Бредбёрн 1996, Е. Динер 1983) и психологическое благополучие (К.Рифф 1995, Р. Райн, Е.Л. Деси 2000) рассматриваются как отдельные конструкты и связаны с разными личностными и индивидуальными особенностями. В отечественных исследованиях четкое разграничение не проводится и присутствует терминологическое разнообразие (П.П. Фесенко 2005, Т.О. Гордеева 2008, Л.В., Н.А. Батурин 2013, С.А. Башкатов 2013, Я.И. Павлоцкая 2016, О.О.Фомина 2016, Р.М. Шамионов 2017 и др.). Для нашего исследования представляет интерес концепция Л.В. Карапетян (2017г.), в которой «субъективное» и «психологическое» благополучие рассмотрены ни как отдельные, а как единый однородный конструкт, имеющий в то же время внутреннюю дифференциацию. Такой интегрирующей дефиницией гедонистического и эвдемонистического подходов выступает «эмоционально- 5
личностное благополучие» (ЭЛБ), где личностная составляющая понятия близка с психологическим, а эмоциональная с субъективным благополучием.
Актуальность изучения проблемы благополучия участников образовательного процесса подчеркивается многочисленными
исследованиями (И.А. Баева 2002, Л.Б. Козьмина 2013, Д.М. Зиновьева 2017, Е.В. Ивлев 2017, В.О. Бородовицына 2020 и др.). Отмечается, что для студента — это вызов новой среды, где расширяются контакты взаимодействия, появляются новые виды деятельности и ответственности, растут информационные нагрузки и зачастую болезни, связанные с социальной дезадаптацией, появляются именно на первом курсе обучения. Для преподавателя образовательная система - это постоянная активная перестройка, рост требований к образованию и профессиональным компетенциям (меняются образовательные программы, педагогические технологии, вводятся новые курсы и т.д.) (Е.Ф. Яценко 2012, Т.Г. Неретина 2018 и др.). По результатам опроса участников образовательного процесса, из-за указанных факторов (а также в условиях возросшего объема дистанционного обучения из-за карантина 2020 г.) многие сотрудники
университета и студенты регулярно испытывают стрессовые переживания, эмоциональное истощение и, как правило снижение уровня психологического благополучия.
В связи с этим становится актуальным формирование ценности эмоционально-личностного благополучия, создания образовательной среды, когда сотрудники и студенты стремятся к профессиональному росту и разделяют ответственность за свое развитие и благополучие. Инструментами формирования такого благополучия сегодня выступают программы, формирующие well-being - компетенции или «управление собой» - умение управлять своей энергией, ресурсами, иметь развитый эмоциональный интеллект (Д.В. Люсин 2004, Т. Рат, Д. Хартер 2011, М.Селигман 2013, А.Н. Кутейников 2015, О.В. Коломиец 2018, М. Чиксентмихайи 2019 и др.). Компетенции, которыми по мнению специалистов (О.Л. Чуланова, С.А. Булгакова 2019, М.М. Абдулаева 2020 и др.) должны обладать все сотрудники, поскольку наличие такой компетенции позволяет увеличивать продуктивность, повышать стрессоустойчивость, развивать свой личностный и профессиональный потенциал, снижать absenteeism (время на раздумья о личных заботах на работе). Таким образом, эффективная well-being - программа может стать инструментом формирования эмоционально - личностного благополучия сотрудников (О.Л. Чуланова).
Цель исследования: выявить динамику эмоционально-личностного благополучия участников образовательного процесса в условиях реализации well-being программы (студенты и преподаватели Томского политехнического университета).
Объект исследования - эмоционально-личностное благополучие (ЭЛБ) Предмет исследования - динамика эмоционально-личностного благополучия участников образовательного процесса в условиях реализации well-being - программы
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ базовых категорий исследования эмоциональноличностного благополучия;
- изучить сущность и содержание well-being - технологий, как формы психологической поддержки;
- выявить особенности эмоционально-личностного благополучия студентов и преподавателей;
- разработать well-being - программу для студентов и преподавателей Томского политехнического университета с учетом выявленных различий эмоционально-личностного благополучия;
- исследовать динамику эмоционально-личностного благополучия участников образовательного процесса в условиях реализации well-being - программы.
Гипотеза исследования: существуют различия в эмоциональноличностном благополучии студентов и преподавателей. Положительная динамика эмоционально-личностного благополучия достигается
включенностью участников образовательного процесса в well-being - программы, разработанные на основе выявленных различий.
Теоретико-методологическими основаниями исследования
послужили теории психологического благополучия К. Рифф, Н. Бредбёрна, П.П. Фесенко. Основу понимания структуры психологического благополучия составили исследования К. Рифф, А.В. Ворониной, Т.Д. Шевеленковой, О.С. Ширяевой. В представлении конструкта эмоционально-личностного благополучия мы опирались на концепцию Л.В. Карапетян. При изучении адаптации/дезадаптации студента использованы труды Е.Ю. Григоренко, развитие личности и профессионализма студента рассмотрено по работам Э.Ф. Зеера, Ю.П. Поваренкова. Основу понимания well-being- технологий рассматривали в рамках теории благополучия М. Селигмана, в понимании well-being - как успешности и продуктивности сотрудников опирались на современные исследования О.Л. Чулановой, М.М. Абдулаевой.
Методы исследования:
Для исследования эмоционально-личностного благополучия
использовались следующие методы:
1. Психодиагностические:
• Авторская анкета «Представление студентов (преподавателей) об эмоционально-личностном благополучии».
• Самообследование эмоционально-личностного благополучия (методика СЭЛБ Карапетян, Л. В., Глотова, Г. А.). Компактная методика для большого числа респондентов, предназначена для определения уровня ЭЛБ, то есть изучения психологической и субъективной составляющих благополучия.
• Диагностика уровня «эмоционального интеллекта» (Н. Холл). Методика по оценке навыков управления эмоциональной сферой личности для эффективного межличностного взаимодействия и принятия решений в процессе жизнедеятельности.
• Тест смысложизненных ориентаций (Purpose-in-Life Test, PIL) Д. Крамбо и Л. Махолика (СЖО адаптация Леонтьева Д.А.). В результате факторного анализа определяются 5 субшкал и интегральный показатель целеустремленности индивида в жизни.
• Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой). Диагностируются три главных субшкалы (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений) и возможность рассчитать общий индекс уровня профессионального выгорания.
• Методика измерения уровня тревожности Тейлора. Методика была адаптирована Т.А. Немчиным, предназначен для диагностики и прогнозирования стресса у взрослых, степени противостояния ему.
2. Методы статистической обработки.
Для обработки результатов исследования были использованы методы математико-статистического анализа с применением программы SPSS 26.0. Проведена оценка соответствия распределения данных с помощью критерия нормальности Колмогорова-Смирнова; использована описательная статистика с расчетом среднего значения и стандартного отклонения.
Для сравнения показателей эмоционально-личностного благополучия, а также уровня эмоционального интеллекта студентов и преподавателей был использован U-критерий Манна-Уитни. Для исследования динамики Т- критерий Уилкоксона.
Для выявления особенностей структуры эмоционального интеллекта студентов и преподавателей использовался многомерный статистический метод - кластерный анализ.
Корреляционный анализ изучения связи эмоционально-личностного благополучия студентов со структурными параметрами эмоционального интеллекта и смысложизненных ориентаций был проведен с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Также данный критерий был использован для изучения связи эмоционально-личностного благополучия преподавателей со структурными элементами эмоционального интеллекта, с параметрами эмоционального выгорания и с уровнем стрессоустойчивости.
Выборка: Исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО Национального исследовательского Томского политехнического
университета в течении 2019-2021 гг. Общее количество испытуемых составило 138 человек, из них - 82 студента, 56-преподавателей. В итоге, в состав экспериментальных групп вошли (испытуемые, кто прошел все этапы исследования: входное и выходное тестирование, участие в
мероприятиях well-being - программы) 46 человек, из них: 24 - студента (8- девушек, 16 - юношей) и 22 преподавателя (16 -женщин, 6- мужчин). Контрольные группы составили 18 студентов (6-девушек, 12 - юношей), 16 преподавателей (12 - женщин, 4 - мужчины). Отбор осуществлялся по принципу добровольного участия.
Основные этапы исследования:
• апрель - август 2019 г. - теоретическое обоснование исследовательской проблемы, анализ и синтез научной литературы, формулирование гипотезы;
• сентябрь - декабрь 2019 г. - разработка анкеты и изучение представлений студентов и преподавателей об эмоционально-личностном благополучии;
• январь - март 2020 г. - составление программы экспериментального исследования, входное тестирование уровня эмоционального интеллекта и самооценка эмоционально-личностного благополучия студентов и сотрудников ТПУ;
• апрель - август 2020 г. - разработка концепции и методики wellbeing - программы для студентов и сотрудников ТПУ;
• сентябрь 2020 г. - январь 2021 г. - проведение well-being -
программы (осуществление экспериментальной работы по оптимизации эмоционально-личностного благополучия), изучение динамики
эмоционально-личностного благополучия участников образовательного процесса;
• февраль - май 2021 г. - систематизация и обобщение данных, осуществление математико-статистического анализа, формулирование выводов и подведение итогов.
Практическая значимость работы определяется тем, что разработанная программа оптимизации ЭЛБ участников образовательного процесса реализована на базе Томского политехнического университета. Полученные результаты могут быть использованы для изучения и формирования эмоционально-личностного благополучия, разработки wellbeing - программ педагогами, психологами и менеджментом высшей школы, а также при разработке методических материалов для чтения курсов повышения квалификации для преподавателей и факультативных дисциплин для студентов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Существуют различия в эмоционально-личностном благополучии студентов и преподавателей, которые обусловлены отличающимся представлением о категории и оценкой причин, влияющих на его уровень.
2) Существует взаимосвязь между эмоционально-личностным
благополучием и структурными параметрами эмоционального интеллекта участников образовательного процесса.
3) Положительная динамика эмоционально-личностного благополучия достигается включенностью участников образовательного процесса в wellbeing - программы, разработанные на основе выявленных различий.
Научная новизна исследования:
1) Выявлены различия в представлении об эмоциональноличностном благополучии и оценке причин, влияющих на его уровень у студентов и преподавателей
2) Впервые проведено исследование динамики эмоциональноличностного благополучия участников образовательного процесса в ходе реализации well-being - программы и эмпирическим путем доказана её положительная направленность

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании был рассмотрен конструкт эмоциональноличностное благополучие (ЭЛБ), проанализированы теоретические взгляды на данную проблематику и подтверждена актуальность заявленной темы.
Теоретический анализ позволил раскрыть понятие и содержание феномена ЭЛБ, в особенности необходимость его изучения в образовательном процессе.
Цель данной работы заключалась в выявлении динамики ЭЛБ участников образовательного процесса в условиях реализации well-being программы (студентов и преподавателей Томского политехнического университета). Задачи, поставленные для достижения цели исследования, были выполнены, тем самым цель достигнута.
Теоретический анализ и соответственно проведенное исследование позволяют сделать следующие выводы:
- изучение эмоционально-личностного благополучия, рассматриваемое как интеграция гедонистического и эвдемонистического подходов позволяет нивелировать проблемы как «субъективного», так и «психологического» благополучия;
- формой психологической поддержки для участников образовательного процесса могут выступать программы, разработанные на основе well-being - технологий;
- существуют различия в эмоционально-личностном благополучии студентов и преподавателей. Эти различия обусловлены отличающимся представлением о категории ЭЛБ и факторах, влияющих на его уровень. У студентов более выражен личностный аспект, соотносящейся с психологическим благополучием, касающийся реализации личностного потенциала в социуме. В то время как у преподавателей более выражен эмоциональный аспект, соотносящийся с субъективным благополучием, подразумевающий связь внутреннего благополучия с эмоциональной сферой.
- существует взаимосвязь между эмоционально-личностным благополучием и структурными параметрами эмоционального интеллекта участников образовательного процесса. У студентов с параметрами «самомотивация» (р<0,01); «управление своими эмоциями», «управление чужими эмоциями» (р<0,05). У преподавателей с уровнем эмоционального интеллекта в целом (р<0,01) и его параметрами «эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями», «эмпатия» (р<0,01); «управление чужими эмоциями», «самомотивация» (р<0,05);
- выявлены «группы риска» среди студентов и преподавателей, характеризующиеся пониженным уровнем эмоционально-личностного благополучия и его коррелятов параметров эмоционального интеллекта;
- включенность «групп риска» студентов и преподавателей в well-being - программы, разработанные с учетом выявленных различий, дают положительную динамику уровня ЭЛБ участников образовательного процесса, в отличии от контрольных групп.
Таким образом, полностью подтвердилась общая гипотеза о том, что существуют различия в эмоционально-личностном благополучии участников образовательного процесса, а именно студентов и преподавателей. Положительная динамика эмоционально-личностного благополучия достигается их включенностью в well-being - программы, разработанные на основе выявленных различий.


1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011. - № 323-ФЗ (последняя редакция)
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. - N 273-Ф (редакция от 30.04.2021)
3. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального
выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Из-во: «учитель», 2020. - 122 С.
4. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. / И.А. Баева. - СПб.: Союз, 2002. - 271 с.
5. Батурин, Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия [Текст] / Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова // Вестник ЮжноУральского государственного университета, 2013. - Т. 6. - № 4. - С. 4-14
6. Биктагирова А. Р., Мешкова И. В. Проблема субъективного благополучия в зарубежной и отечественной психологии// Психологическое благополучие современного человека [Электронный ресурс] : материалы Международной заочной научно-практической конференции (20 марта 2019 г.) / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. С. А. Водяха. - Электрон. дан. - Екатеринбург: [б. и.], 2019. - С. 22-26
7. Биктагирова А. Р., Носова Л. М. Основные теоретические модели субъективного благополучия Психологическое благополучие современного человека [Электронный ресурс] : материалы Международной заочной научнопрактической конференции (20 марта 2019 г.) / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. С. А. Водяха. - Электрон. дан. - Екатеринбург: [б. и.], 2019. - С.129-136
8. Бладыко А.В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф., г. Уфа, октябрь 2012. - С. 34-39
9. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. - СПб: Сударыня, 2016. - 32 с.
10. Бородовицына В.О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки// Педагогика и психология, 2020.
- №4 - Том 8 : https: //mir-nauki .com/PDF/45PSMN420. pdf
11. Бочарова, Е.Е. Современные подходы в методологии исследования субъективного благополучия [Текст] / Е.Е. Бочарова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 2013.
- Т. 13. - № 2-1. - С. 73-78.
12. Бызова В.М., Перикова Е.И. Представления молодежи о психологическом благополучии и стратегиях его достижения// Сибирский психологический журнал, 2018. - № 70. - С. 118-130
13. Василенко М. Основы социально-психологического тренинга, Феникс, 2014. - 125 с.
14. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И. В. Вачков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Ось-89», 2007. - 255 с.
15. Весна Е.Б., Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности
в экстремальных условиях жизнедеятельности: монография -
ПетропавловскКамчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. - 246 с....77


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ