РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
|
Аннотация
Введение 9
1 Теоретические основы разработки стратегического видения компании в условиях
повышенной неопределенности и внешних вызовов 12
1.1 Эволюция стратегического видения 12
1.2 Современные концепции и подходы к стратегическому видению 23
1.3 Внешние вызовы для компаний 33
2 ESG-концепция как стратегическое видение и фактор устойчивого развития компании 42
2.1 Основы управления организацией на основе концепции устойчивого развития 42
2.2 Анализ ESG-факторов как элемента стратегического управления организациями и
ответственного инвестирования 50
2.3 Международная практика внедрения концепции ESG в деятельность современных
компаний 58
3 ESG-драйверы и разработка ESG-стратегии для компании АО «ЭлеСи» 65
3.1 Общая характеристика компании и стратегическое видение на основе ESG-драйверов
развития 65
3.2 Расчет ESG-рейтинга и определение сильных сторон и приоритетов развития компании 71
3.3 Разработка ESG-стратегии компании 75
Заключение 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 90
Оценка ESG-факторов компании АО «ЭлеСи» за 2023 г 90
Введение 9
1 Теоретические основы разработки стратегического видения компании в условиях
повышенной неопределенности и внешних вызовов 12
1.1 Эволюция стратегического видения 12
1.2 Современные концепции и подходы к стратегическому видению 23
1.3 Внешние вызовы для компаний 33
2 ESG-концепция как стратегическое видение и фактор устойчивого развития компании 42
2.1 Основы управления организацией на основе концепции устойчивого развития 42
2.2 Анализ ESG-факторов как элемента стратегического управления организациями и
ответственного инвестирования 50
2.3 Международная практика внедрения концепции ESG в деятельность современных
компаний 58
3 ESG-драйверы и разработка ESG-стратегии для компании АО «ЭлеСи» 65
3.1 Общая характеристика компании и стратегическое видение на основе ESG-драйверов
развития 65
3.2 Расчет ESG-рейтинга и определение сильных сторон и приоритетов развития компании 71
3.3 Разработка ESG-стратегии компании 75
Заключение 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 90
Оценка ESG-факторов компании АО «ЭлеСи» за 2023 г 90
Вызовы окружающей среды требуют переосмысления и обновления системы управления бизнеса, стратегии его поведения. Цели, ценности и принципы компании должны отвечать новым сформулированным требованиям и ожиданиям общества, которым необходимо следовать для того, чтобы в контексте тесного международного взаимодействия оставаться конкурентоспособным субъектом, который сможет обеспечить свое существование и устойчивость в будущем. У компаний появляются не только внутренние стимулы присоединяться к всеобщему курсу на устойчивость, но и внешние в виде различных заинтересованных лиц, ожидающего социально-ориентированного, ответственного подхода к ведению бизнеса.
Современное общество инвесторов понимает, что в контексте международной повестки уже недостаточно опираться на стандартную финансовую отчетность, поэтому формируется спрос на нефинансовую информацию. Глобальное потепление, борьба с бедностью, ухудшение состояния окружающей среды на фоне роста благосостояния развитых стран вынуждает международное сообщество вовлекать ресурсы бизнеса в решения глобальных проблем, параллельно вводя в практику новые критерии оценки деятельности компаний в качестве ответа на современные вызовы выступают ESG-факторы, которые помогают оценивать деятельность компании и учитывать ее вклад в устойчивое развитие. В связи с этим все больше компаний, стараясь соответствовать требованиям инвесторов и других заинтересованных лиц, внедряют управление по ESG-критериям для максимально комплексного регулирования важнейших для общества областей. Именно поэтому формирование эффективной ESG-стратегии, которая поможет более комплексно управлять ESG-трансформацией компании, является актуальной темой для исследования на сегодняшний день. Объект исследования - организация деятельности компаний с опорой на ESG-критерии. Предмет исследования - стратегические установки компании в процессе ESG-трансформации.
Объект исследования - видение и стратегическая деятельность компаний в условиях неопределенности и внешних вызовов. Предмет исследования - разработка ESG-стратегии развития компании как основы стратегического видения для повышения устойчивости в долгосрочном периоде.
Цель исследования - разработать ESG-стратегию развития компании для повышения ее устойчивости в условиях повышенной неопределенности и внешних вызовов.
Задачи работы:
1. Изучить основы разработки стратегического видения компании в условиях повышенной неопределенности и новых внешних вызовов .
2. Дать характеристику ESG-концепции как основы стратегического видения и фактора устойчивого развития компании.
3. Рассмотреть зарубежную практику внедрения корпоративной стратегии по ESG- критериям.
4. Дать оценку существующему этапу ESG-трансформации компании АО «ЭлеСи».
5. Разработать ESG-стратегию для компании АО «ЭлеСи» на основе анализа ресурсов и приоритетов стратегического видения.
Элементы научного вклада.
1. Систематизированы подходы к разработке стратегического видения компании и выявлены новые риски для долгосрочного развития (неустойчивость социально-экономических систем, мировые эпидемии, конфликты, ориентация на традиционные показатели и результаты деятельности).
2. Обоснована ESG-концепция как основа стратегического видения компаний для повышения устойчивости развития в долгосрочном периоде.
3. Выявлены ESG-драйверы развития для АО «ЭлеСи» и разработана стратегия на основе учета ESG-факторов.
Методы исследования: анализ специальной, методической и справочной литературы, систематизация и обобщение, статистический анализ данных, опросы, обобщение результатов, моделирование процессов.
Объем и структура работы обусловлены целью и задачами исследования, а также логикой расположения в ней материала. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты разработки стратегического видения компании, его эволюцию, современные подходы и принципы, а также внешние потрясения. В результате определено значение определения компанией своего видения на долгосрочную перспективу и важность адаптивности к различным возможным сценариям.
Во второй главе представлена ESG-трансформация компании как фактор устойчивости в условиях повышенной неопределенности, показаны основы управления организацией на основе концепции устойчивого развития, а также международный опыт.
Третья глава посвящена разработке ESG-стратегии для компании АО «ЭлеСи». Работа начинается с проведения стратегического анализа, выявления драйверов ESG-трансформации компании, анализа и оценки ее ESG-факторов. Результатом работы являются сформулированные стратегические установки компании и план реализации ESG-стратегии.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов в практической деятельности компании АО «ЭлеСи при формулировании стратегических установок и выработке стратегических целей и задач, формировании стратегии развития.
Современное общество инвесторов понимает, что в контексте международной повестки уже недостаточно опираться на стандартную финансовую отчетность, поэтому формируется спрос на нефинансовую информацию. Глобальное потепление, борьба с бедностью, ухудшение состояния окружающей среды на фоне роста благосостояния развитых стран вынуждает международное сообщество вовлекать ресурсы бизнеса в решения глобальных проблем, параллельно вводя в практику новые критерии оценки деятельности компаний в качестве ответа на современные вызовы выступают ESG-факторы, которые помогают оценивать деятельность компании и учитывать ее вклад в устойчивое развитие. В связи с этим все больше компаний, стараясь соответствовать требованиям инвесторов и других заинтересованных лиц, внедряют управление по ESG-критериям для максимально комплексного регулирования важнейших для общества областей. Именно поэтому формирование эффективной ESG-стратегии, которая поможет более комплексно управлять ESG-трансформацией компании, является актуальной темой для исследования на сегодняшний день. Объект исследования - организация деятельности компаний с опорой на ESG-критерии. Предмет исследования - стратегические установки компании в процессе ESG-трансформации.
Объект исследования - видение и стратегическая деятельность компаний в условиях неопределенности и внешних вызовов. Предмет исследования - разработка ESG-стратегии развития компании как основы стратегического видения для повышения устойчивости в долгосрочном периоде.
Цель исследования - разработать ESG-стратегию развития компании для повышения ее устойчивости в условиях повышенной неопределенности и внешних вызовов.
Задачи работы:
1. Изучить основы разработки стратегического видения компании в условиях повышенной неопределенности и новых внешних вызовов .
2. Дать характеристику ESG-концепции как основы стратегического видения и фактора устойчивого развития компании.
3. Рассмотреть зарубежную практику внедрения корпоративной стратегии по ESG- критериям.
4. Дать оценку существующему этапу ESG-трансформации компании АО «ЭлеСи».
5. Разработать ESG-стратегию для компании АО «ЭлеСи» на основе анализа ресурсов и приоритетов стратегического видения.
Элементы научного вклада.
1. Систематизированы подходы к разработке стратегического видения компании и выявлены новые риски для долгосрочного развития (неустойчивость социально-экономических систем, мировые эпидемии, конфликты, ориентация на традиционные показатели и результаты деятельности).
2. Обоснована ESG-концепция как основа стратегического видения компаний для повышения устойчивости развития в долгосрочном периоде.
3. Выявлены ESG-драйверы развития для АО «ЭлеСи» и разработана стратегия на основе учета ESG-факторов.
Методы исследования: анализ специальной, методической и справочной литературы, систематизация и обобщение, статистический анализ данных, опросы, обобщение результатов, моделирование процессов.
Объем и структура работы обусловлены целью и задачами исследования, а также логикой расположения в ней материала. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты разработки стратегического видения компании, его эволюцию, современные подходы и принципы, а также внешние потрясения. В результате определено значение определения компанией своего видения на долгосрочную перспективу и важность адаптивности к различным возможным сценариям.
Во второй главе представлена ESG-трансформация компании как фактор устойчивости в условиях повышенной неопределенности, показаны основы управления организацией на основе концепции устойчивого развития, а также международный опыт.
Третья глава посвящена разработке ESG-стратегии для компании АО «ЭлеСи». Работа начинается с проведения стратегического анализа, выявления драйверов ESG-трансформации компании, анализа и оценки ее ESG-факторов. Результатом работы являются сформулированные стратегические установки компании и план реализации ESG-стратегии.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов в практической деятельности компании АО «ЭлеСи при формулировании стратегических установок и выработке стратегических целей и задач, формировании стратегии развития.
Вызовы окружающей среды требуют переосмысления и обновления системы управления бизнеса, стратегии его поведения. Цели, ценности и принципы компании должны отвечать новым сформулированным требованиям и ожиданиям общества, которым необходимо следовать для того, чтобы в контексте тесного международного взаимодействия оставаться конкурентоспособным субъектом, который сможет обеспечить свое существование и устойчивость в будущем. У компаний появляются не только внутренние стимулы присоединяться к всеобщему курсу на устойчивость, но и внешние в виде различных заинтересованных лиц, ожидающего социально-ориентированного, ответственного подхода к ведению бизнеса.
Научное обоснование стратегического развития компаний промышленности находится в стадии активного поиска. Прежние апробированные методы стратегического видения перестают приносить успех. Необходимо совершенствование прежних подходов, их адаптация к новым рыночным реалиям, а также исследование новых направлений, обеспечивающих появление принципиально иных, «нетрадиционных» стратегических парадигм, учитывающих изменения во всех сферах социально-экономической жизни и развитие новой информационной экономики. Также, мы можем сделать вывод, что мировая экономика сейчас нестабильна и есть множество рисков, которые могут негативно повлиять не только на транснациональные компании, но и на малый и средний бизнес. Необходимо знать обо всех рисках и продумывать стратегию, при реализации которой данные риски возможно будет уменьшить.
Устойчивое развитие требует от современных компаний перехода к позиции корпоративного гражданства, представляющего собой концептуальный подход, описывающий стратегию бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития. Помимо корпораций, как выразителей специфических коллективных интересов, ключевую роль в системе корпоративного гражданства играют государственные структуры, а также международные организации и другие субъекты мировой политики.
Несмотря на достаточно глубокую концептуальную проработку понимания необходимости внедрения ESG-подхода к управлению деятельностью экономических субъектов, многие теоретические вопросы управления в рамках данной повестки остаются открытыми.
Практическая часть работы заключалась в продумывании ESG-стратегии компании АО «ЭлеСи», которая является ведущим разработчиком и производителем средств для автоматизации технологических процессов. Весь процесс был разделен на несколько частей. Первая часть заключалась в проведении стратегического анализа с помощью SWOT-анализа и 81
матрицы Прайса, которые помогли понять драйверы ESG-трансформации именно для анализируемой компании, а также определить ее общие роли по отношению к заинтересованным сторонам, которые легли в основу формулирования основных направлений действий. Далее была собрана вся актуальная информация о компании в области ответственных практик на ее официальном сайте, новостных порталах и от представителей компании непосредственно. По методологии российского агентства, предоставляющего информацию об ESG-рейтинге совместно с рекомендациями Банка России от 2023 года, был посчитан ESG- рейтинг анализируемой компании, который показал средний уровень развития ответственных практик - ESG-В. Это говорит о большом потенциале компании и достаточных ресурсов для осуществления действий для ESG-развития. Благодаря подробному анализу ESG-факторов компании удалось выявить сильные стороны компании. Они легли в основу приоритетных направлений ее развития.
В результате были сформулированы стратегическое видение, миссия, приоритет развития, ценности, которые отражают принципы действия компании, направления действий и цели к ним до 2026 года. Некоторые цели были сформулированы приблизительно, так как компания не смогла предоставить подробную информацию по некоторым ESG-факторам ввиду ее конфиденциальности. В целом, содержание указанных установок может послужить ориентиром при формулировании стратегии устойчивого развития, полноценной ESG- стратегии при добавлении необходимой информации или более эффективного и сбалансированного управления собственным развитием.
Научное обоснование стратегического развития компаний промышленности находится в стадии активного поиска. Прежние апробированные методы стратегического видения перестают приносить успех. Необходимо совершенствование прежних подходов, их адаптация к новым рыночным реалиям, а также исследование новых направлений, обеспечивающих появление принципиально иных, «нетрадиционных» стратегических парадигм, учитывающих изменения во всех сферах социально-экономической жизни и развитие новой информационной экономики. Также, мы можем сделать вывод, что мировая экономика сейчас нестабильна и есть множество рисков, которые могут негативно повлиять не только на транснациональные компании, но и на малый и средний бизнес. Необходимо знать обо всех рисках и продумывать стратегию, при реализации которой данные риски возможно будет уменьшить.
Устойчивое развитие требует от современных компаний перехода к позиции корпоративного гражданства, представляющего собой концептуальный подход, описывающий стратегию бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития. Помимо корпораций, как выразителей специфических коллективных интересов, ключевую роль в системе корпоративного гражданства играют государственные структуры, а также международные организации и другие субъекты мировой политики.
Несмотря на достаточно глубокую концептуальную проработку понимания необходимости внедрения ESG-подхода к управлению деятельностью экономических субъектов, многие теоретические вопросы управления в рамках данной повестки остаются открытыми.
Практическая часть работы заключалась в продумывании ESG-стратегии компании АО «ЭлеСи», которая является ведущим разработчиком и производителем средств для автоматизации технологических процессов. Весь процесс был разделен на несколько частей. Первая часть заключалась в проведении стратегического анализа с помощью SWOT-анализа и 81
матрицы Прайса, которые помогли понять драйверы ESG-трансформации именно для анализируемой компании, а также определить ее общие роли по отношению к заинтересованным сторонам, которые легли в основу формулирования основных направлений действий. Далее была собрана вся актуальная информация о компании в области ответственных практик на ее официальном сайте, новостных порталах и от представителей компании непосредственно. По методологии российского агентства, предоставляющего информацию об ESG-рейтинге совместно с рекомендациями Банка России от 2023 года, был посчитан ESG- рейтинг анализируемой компании, который показал средний уровень развития ответственных практик - ESG-В. Это говорит о большом потенциале компании и достаточных ресурсов для осуществления действий для ESG-развития. Благодаря подробному анализу ESG-факторов компании удалось выявить сильные стороны компании. Они легли в основу приоритетных направлений ее развития.
В результате были сформулированы стратегическое видение, миссия, приоритет развития, ценности, которые отражают принципы действия компании, направления действий и цели к ним до 2026 года. Некоторые цели были сформулированы приблизительно, так как компания не смогла предоставить подробную информацию по некоторым ESG-факторам ввиду ее конфиденциальности. В целом, содержание указанных установок может послужить ориентиром при формулировании стратегии устойчивого развития, полноценной ESG- стратегии при добавлении необходимой информации или более эффективного и сбалансированного управления собственным развитием.
Подобные работы
- Разработка стратегии организации на основе развития ее конкурентных преимуществ (на примере компании «N1Sport», г. Пенза)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Разработка общей стратегии компании на примере открытия новой компании ООО «Новые Цифровые Технологии»
Дипломные работы, ВКР, бизнес планирование. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2022 - ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2023 - Стратегический анализ деятельности предприятия в
условиях неопределенности внешней среды
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Стратегическое лидерство как новое направление менеджмента (Омский Государственный Университет)
Курсовые работы, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021 - Разработка проекта развития агентства наружной рекламы ЗАО «Элис» для повышения финансовой устойчивости
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛУЧ»)
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Разработка стратегии управления предприятием по производству строительных материалов
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Разработка стратегии развития организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017





