Совершенствование форм и методов кадровой работы в исполнительных органах местного самоуправления (на примере Администрации г. Учалы)
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность и направления кадровой работы в исполнительных органах
местного самоуправления 8
1.2 Формы и методы кадровой работы в исполнительных органах местного
самоуправления 30
1.3 Передовые практики совершенствования форм и методов кадровой работы
в исполнительных органах местного самоуправления 40
1.4 Методика анализа форм и методов кадровой работы в исполнительных
органах местного самоуправления 44
2 АНАЛИЗ ФОРМ И МЕТОДОВ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАЦИИ Г. УЧАЛЫ
2.1 Анализ документационного и методического обеспечения кадровой работы
в Администрации г. Учалы 52
2.2 Анализ состава, структуры и движения персонала Администрации г.
Учалы 55
2.3Анализ показателей по направлениям кадровой работы 64
2.4 Проблемы форм и методов кадровой работы в Администрации г. Учалы . 71
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМ И МЕТОДОВ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В АДМИНИСТРАЦИИ Г. УЧАЛЫ
3.1 Рекомендации по совершенствованию форм и методов кадровой работы в
Администрации г. Учалы 79
3.2. Социальная и экономическая эффективность проектных мероприятий.... 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
ПРИЛОЖЕНИЕ А 95
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность и направления кадровой работы в исполнительных органах
местного самоуправления 8
1.2 Формы и методы кадровой работы в исполнительных органах местного
самоуправления 30
1.3 Передовые практики совершенствования форм и методов кадровой работы
в исполнительных органах местного самоуправления 40
1.4 Методика анализа форм и методов кадровой работы в исполнительных
органах местного самоуправления 44
2 АНАЛИЗ ФОРМ И МЕТОДОВ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАЦИИ Г. УЧАЛЫ
2.1 Анализ документационного и методического обеспечения кадровой работы
в Администрации г. Учалы 52
2.2 Анализ состава, структуры и движения персонала Администрации г.
Учалы 55
2.3Анализ показателей по направлениям кадровой работы 64
2.4 Проблемы форм и методов кадровой работы в Администрации г. Учалы . 71
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМ И МЕТОДОВ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В АДМИНИСТРАЦИИ Г. УЧАЛЫ
3.1 Рекомендации по совершенствованию форм и методов кадровой работы в
Администрации г. Учалы 79
3.2. Социальная и экономическая эффективность проектных мероприятий.... 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
ПРИЛОЖЕНИЕ А 95
В современных рыночных условиях демократического развития Российского государства и реформирования экономических институтов, проблема формирования системной кадровой политики в органах власти всех уровней выступает решающим фактором преодоления негативных процессов в экономике и в социальной жизни страны, так как способность власти эффективно управлять, обеспечивая стабильность и возрождение былой мощи государства, создавать благоприятные условия для жизни ее граждан, открывать новые возможности для развития человеческого потенциала России, напрямую зависит от консолидации и повышения профессионального уровня персонала управления.
Сегодня становится совершенно очевидным, что никакие реформы, даже самые четко проработанные законы, жесткие указы, предметные распоряжения, умные концепции и долгосрочные проекты не будут претворены в жизнь и останутся на бумаге, если радикально не изменится отношение к извечной проблеме, так называемому «человеческому фактору» или к управленческим кадрам.
В настоящее время проводимые в России реформы наталкиваются на такие проблемные вопросы, как:
- дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях власти - кадров, которые не могут в полной мере отвечать новым целям, стоящим перед Россией. Постоянная «текучка» в органах власти, отсутствие реального материального стимулирования и системы кадрового роста не позволяют создавать кадровый резерв и готовить компетентных специалистов;
- отсутствие единой культуры управления на всех уровнях власти, что вызывает конфликт интересов между центром и регионами, между субъектами и муниципалитетами.
В связи с вышесказанным управление кадровым потенциалом на различных уровнях организации общества (в том числе и на муниципальном):
- во-первых, приобретает важнейшее значение в повышении
эффективности управления;
- во-вторых, становится главным направлением наметившегося курса возрождения России;
- в-третьих, изменяет характер самой кадровой политики при условии, что формирование ее начнется не только «сверху», но и «снизу», с каждого муниципального образования, с каждого органа местного самоуправления.
В этой связи формирование эффективной кадровой политики муниципального образования и разработка системы управления кадрами муниципальной службы приобретают особую актуальность.
Цель исследования - разработать рекомендации посовершенствованию форм и методов кадровой работы в исполнительных органах местного самоуправления на примере Администрации г. Учалы.
Задачи исследования:
- Рассмотреть сущность и направления кадровой работы в исполнительных органах местного самоуправления.
- Определить формы и методы кадровой работы в исполнительных органах местного самоуправления.
- Оценить передовые практики совершенствования форм и методов кадровой работы в исполнительных органах местного самоуправления.
- Выявить методику анализа форм и методов кадровой работы в исполнительных органах местного самоуправления.
- Провести анализ форм и методов кадровой работы в исполнительных органах местного самоуправления в Администрации г. Учалы.
- Проанализировать документационное и методическое обеспечение кадровой работы в Администрации г. Учалы.
- Провести анализ состава, структуры и движения персонала Администрации г. Учалы.
- Проанализировать показатели по направлениям кадровой работы.
Хронологические рамки исследования определяются периодом 2015-2018 гг.
Объект исследования - кадровая работа в органах местного самоуправления
Предмет исследования - формы и методы кадровой работы в
исполнительных органах местного самоуправления.
Степень научной разработанности темы. Общие методологические проблемы формирования кадровой политики, муниципального управления нашли свое разрешение в трудах Базарова Т.Ю., Генкина Б.М., Гибало Н.П., Гутмана Г.В., Дементьевой А.Г., Дмитриева Ю.А., Егоршина А.П., Еремина Б.Л., Зотова В.Б., Иванова В.В., Кибанова А.Я. и ряда других ученых и специалистов. В тоже время вопросы формирования кадровой политики именно на уровне органов местного самоуправления муниципального образования изучены явно недостаточно. Отсюда следует, что тема кадровой политики в органах местного самоуправления требует своего дальнейшего научного осмысления.
Методологическая основа исследования базируется на общенаучных и специальных методах теоретического и эмпирического исследования: анализ и синтез, системный подход, логический метод, метод статистической обработки информации.
Сегодня становится совершенно очевидным, что никакие реформы, даже самые четко проработанные законы, жесткие указы, предметные распоряжения, умные концепции и долгосрочные проекты не будут претворены в жизнь и останутся на бумаге, если радикально не изменится отношение к извечной проблеме, так называемому «человеческому фактору» или к управленческим кадрам.
В настоящее время проводимые в России реформы наталкиваются на такие проблемные вопросы, как:
- дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях власти - кадров, которые не могут в полной мере отвечать новым целям, стоящим перед Россией. Постоянная «текучка» в органах власти, отсутствие реального материального стимулирования и системы кадрового роста не позволяют создавать кадровый резерв и готовить компетентных специалистов;
- отсутствие единой культуры управления на всех уровнях власти, что вызывает конфликт интересов между центром и регионами, между субъектами и муниципалитетами.
В связи с вышесказанным управление кадровым потенциалом на различных уровнях организации общества (в том числе и на муниципальном):
- во-первых, приобретает важнейшее значение в повышении
эффективности управления;
- во-вторых, становится главным направлением наметившегося курса возрождения России;
- в-третьих, изменяет характер самой кадровой политики при условии, что формирование ее начнется не только «сверху», но и «снизу», с каждого муниципального образования, с каждого органа местного самоуправления.
В этой связи формирование эффективной кадровой политики муниципального образования и разработка системы управления кадрами муниципальной службы приобретают особую актуальность.
Цель исследования - разработать рекомендации посовершенствованию форм и методов кадровой работы в исполнительных органах местного самоуправления на примере Администрации г. Учалы.
Задачи исследования:
- Рассмотреть сущность и направления кадровой работы в исполнительных органах местного самоуправления.
- Определить формы и методы кадровой работы в исполнительных органах местного самоуправления.
- Оценить передовые практики совершенствования форм и методов кадровой работы в исполнительных органах местного самоуправления.
- Выявить методику анализа форм и методов кадровой работы в исполнительных органах местного самоуправления.
- Провести анализ форм и методов кадровой работы в исполнительных органах местного самоуправления в Администрации г. Учалы.
- Проанализировать документационное и методическое обеспечение кадровой работы в Администрации г. Учалы.
- Провести анализ состава, структуры и движения персонала Администрации г. Учалы.
- Проанализировать показатели по направлениям кадровой работы.
Хронологические рамки исследования определяются периодом 2015-2018 гг.
Объект исследования - кадровая работа в органах местного самоуправления
Предмет исследования - формы и методы кадровой работы в
исполнительных органах местного самоуправления.
Степень научной разработанности темы. Общие методологические проблемы формирования кадровой политики, муниципального управления нашли свое разрешение в трудах Базарова Т.Ю., Генкина Б.М., Гибало Н.П., Гутмана Г.В., Дементьевой А.Г., Дмитриева Ю.А., Егоршина А.П., Еремина Б.Л., Зотова В.Б., Иванова В.В., Кибанова А.Я. и ряда других ученых и специалистов. В тоже время вопросы формирования кадровой политики именно на уровне органов местного самоуправления муниципального образования изучены явно недостаточно. Отсюда следует, что тема кадровой политики в органах местного самоуправления требует своего дальнейшего научного осмысления.
Методологическая основа исследования базируется на общенаучных и специальных методах теоретического и эмпирического исследования: анализ и синтез, системный подход, логический метод, метод статистической обработки информации.
В условиях проводимого административного реформирования кадровое обеспечение муниципальной службы выступает одним из основополагающих факторов повышения эффективности управления в целом.
Проводимая в России реформа местного самоуправления является процессом сложным и противоречивым. Несмотря на то, что в настоящее время в нашей стране сложились необходимые юридические основы функционирования института муниципальной службы, он продолжает испытывать ряд проблем, обусловленных неэффективностью организации местной власти, где решающим фактором выступает состояние кадрового потенциала. Как показано в работе, следствием этого являются необоснованные в научном плане реорганизации структур местного самоуправления; дефицит профессионально подготовленных кадров муниципальной службы; несоответствие профессионального образования муниципальных служащих квалификационным требованиям;
немотивированное влияние органов муниципальной власти на формирование структуры местных администраций; дефицит финансовых средств на дополнительное профессиональное образование кадров муниципальной службы; неразработанность муниципальной кадровой политики; слабая мотивация персонала муниципальной службы; отсутствие методик оценки персонала при проведении конкурсного отбора, аттестации и текущей деятельности муниципальных служащих. Все это актуализирует проблему управления кадровыми процессами в муниципальной службе в соответствии с требованиями, предъявляемыми задачами муниципальной реформы.
Управление кадровым обеспечением муниципальной политики представляет собой сложную открытую динамическую систему, основными элементами которой являются объект и субъект кадрового обеспечения, цели, задачи, принципы, нормы кадрового обеспечения.
В содержательном плане управление кадровым обеспечением муниципальных органов власти включает в себя реализацию ряда мер (организационных, образовательных, экономических, правовых и др.) по выявлению, отбору, подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров и созданию кадрового резерва работников, занятых в данной сфере. Немаловажным для кадрового обеспечения муниципальной службы является то, что она осуществляется на основе и в законодательных рамках государственной кадровой политики, учитывает ее цели, приоритеты, принципы.
Администрация г. Учалы и Учалинского района была образована согласно Указа Президента № УП-166 от 4.04.94г. «О реорганизации администраций г. Учалы и Учалинского района». Эта объединенная городская районная администрация существует уже 23 года.
Деятельность администрации построена как на основе Конституции РБ и других нормативных актов Президента, Госсобрания и Правительства России, Башкортостана, так же в основном в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О местном государственном самоуправлении», закона РБ «О государственной службе в Республике Башкортостан».
Кадровая работа местного самоуправления основывается на правовых нормах, содержащихся в Конституции и законах Российской Федерации, Республики Башкортостан, уставе муниципального образования, иных нормативных правовых актах.
Проведенный анализ кадровой работы в администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан позволяет сформулировать ряд проблем, требующих своего решения:
- отсутствует четкое распределение ответственности и полномочий в должностных инструкциях муниципальных служащих, как этого требует новое законодательство;
- отсутствуют объективные критерии результативности деятельности муниципальных служащих;
- слабые возможности в карьерном развитии муниципальных служащих;
- снижение уровня профессионализма муниципальных служащих, отсутствуют программы профессионального развития муниципальных служащих;
- не проводится работа по карьерному планированию и развитию муниципальных служащих;
- отсутствие серьезных конкурсов на замещение должности.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что действующая система переподготовки и повышения квалификации кадров муниципальной службы администрации Учалинского района нуждается в совершенствовании. В результате анализа собранной в ходе исследования информации выяснилось, что данная система не отвечает текущим потребностям развития местного самоуправления в полной мере. Меры по её совершенствованию будут представлены в третьей главе дипломной работы.
На основании выявленных проблем в кадровой работе в Администрации г. Учалы предложено:
1. Разработать и внедрить Положение о работе с кадровым резервом;
2. Совершенствовать систему повышения квалификации кадров.
Реализация предложенных мероприятий по совершенствованию работы с кадровым резервом работников в Администрации г. Учалы за счет повышения производительности труда в организации на 1 % позволит получить годовой экономический эффект в размере 585,5 тыс.руб. Это также повлечет за собой благоприятные социальные результаты, выражающиеся в снижении уровня конфликтности, повышении удовлетворенности трудом и т.д.
Проводимая в России реформа местного самоуправления является процессом сложным и противоречивым. Несмотря на то, что в настоящее время в нашей стране сложились необходимые юридические основы функционирования института муниципальной службы, он продолжает испытывать ряд проблем, обусловленных неэффективностью организации местной власти, где решающим фактором выступает состояние кадрового потенциала. Как показано в работе, следствием этого являются необоснованные в научном плане реорганизации структур местного самоуправления; дефицит профессионально подготовленных кадров муниципальной службы; несоответствие профессионального образования муниципальных служащих квалификационным требованиям;
немотивированное влияние органов муниципальной власти на формирование структуры местных администраций; дефицит финансовых средств на дополнительное профессиональное образование кадров муниципальной службы; неразработанность муниципальной кадровой политики; слабая мотивация персонала муниципальной службы; отсутствие методик оценки персонала при проведении конкурсного отбора, аттестации и текущей деятельности муниципальных служащих. Все это актуализирует проблему управления кадровыми процессами в муниципальной службе в соответствии с требованиями, предъявляемыми задачами муниципальной реформы.
Управление кадровым обеспечением муниципальной политики представляет собой сложную открытую динамическую систему, основными элементами которой являются объект и субъект кадрового обеспечения, цели, задачи, принципы, нормы кадрового обеспечения.
В содержательном плане управление кадровым обеспечением муниципальных органов власти включает в себя реализацию ряда мер (организационных, образовательных, экономических, правовых и др.) по выявлению, отбору, подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров и созданию кадрового резерва работников, занятых в данной сфере. Немаловажным для кадрового обеспечения муниципальной службы является то, что она осуществляется на основе и в законодательных рамках государственной кадровой политики, учитывает ее цели, приоритеты, принципы.
Администрация г. Учалы и Учалинского района была образована согласно Указа Президента № УП-166 от 4.04.94г. «О реорганизации администраций г. Учалы и Учалинского района». Эта объединенная городская районная администрация существует уже 23 года.
Деятельность администрации построена как на основе Конституции РБ и других нормативных актов Президента, Госсобрания и Правительства России, Башкортостана, так же в основном в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О местном государственном самоуправлении», закона РБ «О государственной службе в Республике Башкортостан».
Кадровая работа местного самоуправления основывается на правовых нормах, содержащихся в Конституции и законах Российской Федерации, Республики Башкортостан, уставе муниципального образования, иных нормативных правовых актах.
Проведенный анализ кадровой работы в администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан позволяет сформулировать ряд проблем, требующих своего решения:
- отсутствует четкое распределение ответственности и полномочий в должностных инструкциях муниципальных служащих, как этого требует новое законодательство;
- отсутствуют объективные критерии результативности деятельности муниципальных служащих;
- слабые возможности в карьерном развитии муниципальных служащих;
- снижение уровня профессионализма муниципальных служащих, отсутствуют программы профессионального развития муниципальных служащих;
- не проводится работа по карьерному планированию и развитию муниципальных служащих;
- отсутствие серьезных конкурсов на замещение должности.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что действующая система переподготовки и повышения квалификации кадров муниципальной службы администрации Учалинского района нуждается в совершенствовании. В результате анализа собранной в ходе исследования информации выяснилось, что данная система не отвечает текущим потребностям развития местного самоуправления в полной мере. Меры по её совершенствованию будут представлены в третьей главе дипломной работы.
На основании выявленных проблем в кадровой работе в Администрации г. Учалы предложено:
1. Разработать и внедрить Положение о работе с кадровым резервом;
2. Совершенствовать систему повышения квалификации кадров.
Реализация предложенных мероприятий по совершенствованию работы с кадровым резервом работников в Администрации г. Учалы за счет повышения производительности труда в организации на 1 % позволит получить годовой экономический эффект в размере 585,5 тыс.руб. Это также повлечет за собой благоприятные социальные результаты, выражающиеся в снижении уровня конфликтности, повышении удовлетворенности трудом и т.д.





