Введение 2
1 Теневая экономика в структуре национальной экономики 7
1.1 Теневая экономика: понятие и ее влияние на национальную экономику 7
1.2 Причины и факторы существования теневой экономики 14
2 Особенности и методы оценки теневой экономики 21
2.1 Особенности теневой экономики в зарубежных странах 21
2.2 Методы оценки масштабов теневой экономики: российский и
зарубежный опыт 29
3 Разработка рекомендаций по снижению негативного влияния теневой
экономики на экономику региона 42
3.1 Разработка метода измерения масштабов теневой экономики региона 42
3.2 Оценка теневой экономики региона и выявление причин ее наличия 52
3.3 Меры по предотвращению отрицательного влияния теневой экономики
на регион 71
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 79
Теневая экономика образовалась с появлением экономических отношений и присутствует во всех экономиках мира. Как явление, теневая экономика проникает во все сферы экономических отношений и реализуется в многочисленных формах. Она скрыта от государственного контроля, поэтому оценке поддается с трудом.
Актуальность темы обусловлена усилением роста теневой экономики с конца XX века в целом ряде стран, недостаточностью изученности, высоким разбросом оценок её масштабов. В экономической теории отсутствует понимание роли теневой экономики в общей экономической системе. С одной стороны, теневая экономика выступает, как проблема для государства, с другой, как средство сохранения бизнеса (сохранение рабочих мест и социальных благ), который бы обанкротился в случае полной уплаты всех налогов. Это актуализирует необходимость углубленного понимания современных механизмов возникновения, развития, оценки и регулирования теневой экономики. В добавление к этому к основным вызовам и угрозам экономической деятельности в Указе Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» относят сохранение значительной доли теневой экономики в стране.
Актуальность темы исследования обусловила ее цель и задачи.
Цель диссертационного исследования - раскрыть сущность теневой экономики как экономического явления, разработать метод ее измерения и предложить меры по преодолению негативных последствий.
Для реализации цели в исследовании обозначены следующие задачи:
- уточнить теоретическое положение мировых и отечественных подходов к пониманию «теневой» экономики, механизма ее возникновения и развития, а так же выявления закономерности ее возникновения, воздействия на все процессы;
- выстроить систему продуктивных мер и практических рекомендаций по преодолению негативных последствий влияния «теневого» сектора на экономику;
- разработать метод измерения масштабов теневой экономики региона для практического применения;
- определить масштабы теневого сектора экономики в Томской области на основании разработанного метода;
- предложить рекомендации по предотвращению отрицательного влияния теневой экономики на регион.
Объектом исследования является процесс измерения теневой экономики.
Предметом исследования выступает развитие инструментария оценки масштабов теневой экономики для обеспечения управляемости ею.
Научная новизна исследования заключается в разработке методического подхода к выявлению новых свойств теневой экономики и оценки ее масштабов. Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования и содержащие элементы научного вклада, состоят в следующем:
- выявлены особенности теневой экономики региона, а так же границы применимости и недостатки уже существующих методов оценки и моделирования теневой экономики;
- сформулированы критерии отнесения организаций к теневому сектору экономики;
- разработана новая методика измерения теневой экономики, с помощью которой можно строить дальнейший прогноз ее развития.
Таким образом, предложенная методика является полезным инструментом для оценки эффективности политики, направленной на минимизацию масштабов теневой экономики, как региона, так и России в целом.
Положения и выводы магистерской диссертации развивают теоретические основы и методические подходы к анализу свойств, закономерностей, оценке размера и динамики теневой экономики, что говорит о теоретической значимости результатов.
Практическая значимость результатов. Разработанный методический подход и предложенный инструментарий позволяют исследовать свойства теневой экономики отдельных регионов, оценивать ее размер, динамику и прогнозировать ее масштабы. Результаты диссертационного исследования могут служить основой для новых современных исследований.
Для написания диссертации были использованы следующие методы: анализ, классификация, моделирование, метод проб и ошибок, аналогия, конкретизация, обобщение, цитирование, интуитивная аналитика, эксплицитно-структурированный метод, описательно-разъяснительный способ теоретизирования и другие.
Теоретическую основу исследования составляют ключевые положения научных трудов и публикаций отечественных и зарубежных ученых в области определения теневой экономики, моделирования и измерения, разработке и созданию инструментов для измерения теневой экономики и другие. В теоретических исследованиях по определению теневой экономики известны такие ученые, как: Ф. Шнайдер, Фарис Аль-Машат, Ю. В. Латов, П. М. Нуреев, А. Кашкаров, Ю. Иванов, В. Дибирдеев, О. Бессонова, С. Ю. Барсукова. Однако еще не заполнены пробелы в сложившемся понимании роли теневой экономики в общей экономической системе. Значительный вклад в моделирование измерения теневой экономики на микро и макро уровне внесли: А. Сандмо, А. Р. Левенсон, В. Ф. Мэлони, Д. Хиббс, В. Пикулеску, Б.Е. Бродский, Н. Бурова, Н. Бокун, И. Кулибаба, И. Елисеева, Т. Корягина, Б. Рябушкин, Е. Капралова, И. Масакова, Н. Маслова, С. Джонсон, Д. Кауфманн, А. Шлейфер. Однако еще существуют проблемы в совокупном измерении теневой экономики, отмечается большой разброс оценок по методам в измерении ее масштабов. Разработке методик и созданию инструментов для измерения теневой экономики посвятили свои работы: Ф. Шнайдер, Д. Энсте, С. Джонсон, Д. Кауфманн, А. Шлейфер, А. Калиберда, Н.И. Суслов, В. Танзи, П. Гутманн, Э. Файге, Д. Джайлс. Эти работы послужили основой дальнейших современных исследований, но так же подвергаются критики и требуют новых инструментов в измерении.
Информационно-эмпирической базой послужили: статистические данные отечественных и зарубежных центров, научные материалы, опубликованные в журналах и периодической печати, сети интернет, информационные программные сервисы и данные предоставленные Центральным Банком.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи магистерской диссертации, наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования и содержащие элементы научного вклада, охарактеризована степень разработанности проблемы, идентифицирована теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе диссертационной работы «Теневая экономика в структуре национальной экономики» определены особенности теневой экономики в России, выявлены факторы, причины и последствия теневой деятельности.
Во второй главе «Особенности и методы оценки теневой экономики» представлена обширная классификация методов измерения масштабов теневой экономики, а также выявлены ключевые особенности теневой экономики. Проведен анализ каждого представленного метода. Выявлены недостатки и проблемы применения методов, а также предложен комплексный подход к их использованию. Сформулированы меры по снижению уровня теневой экономики.
Третья глава «Разработка рекомендаций по снижению негативного влияния теневой экономики на экономику региона» содержит разработку методических аспектов измерения масштабов теневой экономической деятельности региона, выявления проблем в таком сложном и многогранном процессе, а так же в предложении путей их решения. Так же третья глава включает описания процесса применения данной методики оценки региона, особенности и формы реализации метода, а также результаты его апробации.
В заключение содержится краткое изложение основных выводов и рекомендаций по использованию результатов магистерской диссертации.
Основные результаты магистерской диссертации приняты к публикации в научном журнале «Вестник Томского государственного университета. Экономика» в виде статьи на тему «Конечные «бенефициары» и основные кредиторы убыточной «предпринимательской» деятельности» и «Проблемы измерения масштабов теневой экономики и пути их решения» в 2021 году. Помимо этого элементы диссертационной работы представлялись на V Всероссийской научной конференции магистрантов и аспирантов «Современные парадигмы развития учета, анализа и аудита в исследованиях молодых ученых» в 2020 году, что подтверждает практическую значимость магистерской диссертации.
Настоящая магистерская диссертация состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка используемых источников - 100 шт. Общий объем работы - 87 страниц, таблиц - 25 шт., рисунков - 24 шт. и формул - 7 шт.
Последствия теневой деятельности затрагивают абсолютно все сферы жизни, как конкретного человека, так и экономики региона, государства и международного сообщества. Эти последствия довольно трудно охарактеризовать конкретной цифрой из-за относительно низкой степени изученности. Теневые доходы не имеют отражения в официальной статистике, поэтому оценке поддаются с трудом.
С развитием мирового общества и ускорением процесса глобализации появляются новые направления и способы осуществления хозяйственной деятельности за пределами легальной экономики. На данный момент это явление еще не изучено, и не разработаны точные методы подсчета и анализа результатов незаконной экономической деятельности.
Большой объем теневой экономики в стране сдерживает развитие национальной экономики. Количество банкротств компаний в настоящее время увеличивается вне зависимости от эпидемиологической и экономической ситуации. Такая процедура носит достаточно длительный характер, что похоже на умышленное банкротство с целью выведения денежных активов.
Теневая экономика в большинстве стран признается как негативное явления, а не позитивное. Чтобы справиться с негативной стороной этого явления, необходимо следовать существующим законодательным нормам, которые контролируют теневую деятельность, а так же разрабатывать новые нормы сдерживающие рост теневой экономики. С этой целью государства должны ужесточить методы борьбы с коррупцией сдерживать активность недобросовестных производителей, а также усиливать контроль, за финансовыми потоками, которые в свою очередь предотвращают отмывание «теневых» денег. В добавление к этому можно реформировать налоговую систему, которая в большинстве случаев не устраивает бизнес и других игроков рынка. [12]
Основными мерами по снижению уровня теневой экономики предложенные в диссертации является:
- совершенствование контрольных мероприятий в фискальной сфере;
- использование современных технологий для мониторинга незаконной деятельности и увеличения доходов населения, что вероятно приведет к снижению уровня коррупции;
- устранение нелегального рынка труда, позволяющего значительно сократить долю теневой экономики;
- сокращение наличного денежного обращения в стране и контроль за ним, как причиной и следствием коррупционных действий;
- повышение уровня кибербезопасности в стране, который выступает сдерживающим фактором для масштабного роста цифровой теневой экономики.
В процессе разработки рекомендаций по снижению негативного влияния теневой экономики на экономику региона было сделано предположение, что убыточная деятельность проявляется в части следующих причин: использование компании как мест возникновения затрат в группе компаний; отражения не полной прибыли через трансфертное ценообразование, сокращении затрат (уплата налогов, штрафов), фальсификация данными отчетности и др. Это форма теневой деятельности, которую называют «второй» («беловоротничковой»), то есть запрещенную законом экономическую деятельность работников легальной экономики.
В настоящем исследовании проанализирована динамика развития компаний в Томской области в период с 1991 по 2021 год, с целью выявления признаков теневой деятельности. Также приводятся данные об основных факторах, влияющих на появление убыточной «предпринимательской» деятельности, и даны рекомендации в отношении определения критериев, сдерживающих эти факторы.
Таким образом, был предложен метод оценки масштабов теневой экономики в конкретном регионе, который опирается на проведение анализа более 80 тысяч компаний Томской области. Ключевой индикатор, полученный в результате разработанного метода, получил название «Индекс недобросовестности».
К дополнительным результатам исследования можно отнести следующие результаты. Исследования в рамках магистерской диссертации показывают, что манипуляции с данными отчетности создаются для сокрытия доходов компании. Многочисленные судебные иски и подача заявления в суд на компании контролирующими органами, выступающими в качестве кредиторов, свидетельствуют об уклонении предприятий от уплаты налогов и других обязательств. Также выявлена тенденция, что организации, которые появились относительно недавно, склонны к участию в теневой экономике, как правило, в большей степени, чем те, которые существуют уже давно. Выявленная в работе существенная зависимость между ликвидациями компаний и определенные причины «тени», повторяются в каждой другой отрасли, правовой форме. В результате чего, объем теневой деятельности Томской области составил 39 % от ВРП, или от предпринимательской деятельности всех компаний (что включает не учтенную прибыль компаний и зарплаты «в конвертах»). Результаты проведенного исследования в значительной степени согласуются с другими, менее прямолинейными подходами к оценке размера теневой экономики, такими как методология, разработанная Т. Путниньшем и А. Саукой , Ф. Шнайдером.
Преимущество предлагаемого автором подхода заключается в том, что он позволяет получить более подробную, точную информацию о составляющих теневой экономики и помимо этого является простым и удобным инструментом оценки масштабов «тени» с помощью использования открытых данных в цифровой среде.
В качестве мер по предотвращению отрицательного влияния теневой экономики на экономику регионов и стран автором предлагается повысить прозрачность финансовой информации о деятельности компаний. Эта идея вытекает из плана действий ОЭСР по эрозии базы и смещению прибыли (BEPS). Это повысит прозрачность налогообложения, требуя от корпораций представлять конкретную информацию о налоге, уплачиваемом в различных странах, в разбивке по проектам и регионам. Это позволит любой заинтересованной стороне наблюдать и понимать, как корпорации переводят прибыль из высокой в низкую налоговую юрисдикцию. С такой конкретной информацией компаниям было бы сложнее скрывать свои налоговые сделки.
Еще одной мерой предотвращения влияния теневой экономики на регион является создание реестра бенефициарной собственности.
Третья мера заключается в представлении финансовых инструментов, которые могут на законных основаниях использоваться компаниями для управления валютным риском, например, при заимствовании долга, выраженного в иностранной валюте. Однако эти инструменты могут также использоваться транснациональными корпорациями для избегания налогообложения путем перераспределения прибыли между дочерними компаниями в различных странах. Согласившись обмениваться информацией в отношении налогоплательщиков, страны могут лучше узнать о глобальной деятельности налогоплательщиков и ввести налоги, которые должны подлежать уплате. Также применение разработанного метода является полезным инструментом для оценки эффективности политики направленной на минимизацию масштабов теневой экономики, так как не утрачивает своей актуальности с течением времени и при проведении параллелей между разными секторами и регионами.
Научную и практическую значимость и актуальность проведенного исследования в рамках магистерской диссертации подтверждают две принятые к публикации в 2021 году статьи в научном журнале «Вестник Томского государственного университета. Экономика» на тему «Конечные «бенефициары» и основные кредиторы убыточной «предпринимательской» деятельности» и «Проблемы измерения масштабов теневой экономики и пути их решения». Помимо этого элементы диссертационной работы докладывались на V Всероссийской научной конференции магистрантов и аспирантов «Современные парадигмы развития учета, анализа и аудита в исследованиях молодых ученых» в 2020 году.
1. «Концепция развития национальной системы противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Президентом РФ 30.05.2018) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф.. - Режим доступа: локальная сеть Н- [Б. м.], 2018. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299375/(дата обращения: 05.02.2021).
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N
146-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф.. - Режим доступа: локальная сеть Н- [Б. м.], 1998. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/d4fb2dc44352aeb952a2f49a06515b e6bf10c88f/ (дата обращения: 05.02.2021).
3. Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов :
закон Томской области от 29 дек. 2020 г. № 180-ОЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Б. м.], 2021 - URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7000202012300017 (дата обращения: 10.03.2021).
4. Постановление от 15 июля 2019 г. по делу № А67-4543/2014 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа г. Тюмень // Судебные и нормативные акты РФ. - [Б. м.], 2019. - URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/sSPL3RhsVzUI/(дата обращения: 15.04.2021).
5. Постановление от 28 апреля 2018 г. по делу № А67-4543/2014 Седьмого
арбитражного апелляционного суда г. Томска // Судебные и нормативные акты РФ. - [Б. м.], 2018. - URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/5xHUIkeOG7L1/(дата обращения:
16.03.2021).
6. Указ Президента РФ от 05.06.2015 N 287 «О мерах по дальнейшему развитию
малого и среднего предпринимательства» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф.. - Режим доступа: локальная сеть Н- [Б. м.], 2015. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180670/(дата обращения: 25.02.2021).
7. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф.. - Режим доступа: локальная сеть Н- [Б. м.], 2017. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/(дата обращения: 30.03.2021).
8. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : справ.
правовая система. - Версия Проф.. - Режим доступа: локальная сеть Н- [Б. м.], 2002. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/(дата обращения: 27.03.2021).
9. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О защите
конкуренции» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф.. - Режим доступа: локальная сеть [ м.], 2006. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/871fb1003dab1dd3ef350 f8f7f0f0d10ea20b5c6/ (дата обращения: 01.03.2021).
10. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127- ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф..
- Режим доступа: локальная сеть Н- [Б. м.], 2002 - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/(дата обращения: 05.02.2020).
11. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф..
- Режим доступа: локальная сеть Н- [Б. м.], 2006. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/41021e09a57b2db1834266a1635d5 a7a7a9e7ce9/ (дата обращения: 05.02.2021).
12. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(последняя редакция) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф.. - Режим доступа: локальная сеть Н- [Б. м.], 2008. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/(дата обращения: 05.02.2021).
13. Барсукова С. Неформальная экономика: понятие, структура//Общество и экономика. - 2003. - № 11. - с. 119.
14. Барсукова С. Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ / С. Ю. Барсукова. - М. : ГУВШЭ, 2004. - 448 с.
15. Барсукова С. Ю. Сращивание теневой экономики и теневой политики // Мир
России. - 2006. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sraschivanie-tenevoy-
ekonomiki-i-tenevoy-politiki/viewer (дата обращения: 01.06.2021).
16. Бессонова О. Раздаточная экономика как российская традиция // Общественные
науки и современность. - 1994. - № 3 - С. 37-48. - URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/950/383/1217/004Bessonova.pdf(дата обращения: 30.11.2020).
17. Блокчейн // TADVISER: Государство. Бизнес. ИТ. - [Б. м.], 2020. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1 %82%D0%B0%D 1 %82%D1%8C%D1%8F:
%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%87%D0%B5%D0%B9%D0%BD_(Blockchain) (дата обращения: 28.11.2020)
18. Бокун, Н. Ч. Теневая экономика : проблемы измерения и регулирования / Н. Ч. Бокун // Научные труды Белорусского государственного экономического университета : [сборник / редкол.: В.Н. Шимов (пред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т". - Минск : БГЭУ, 2012. - С. 23-31
19. Боташева Л.Х., Саркисян К.С. Выявление и оценка теневой экономики: методологический аспект. Экономика. Налоги. Право. 2018;11(5):28-37. DOI: 10.26794/1999-849X 2018-11-5-28-37
20. Буров В.Ю. Совершенствование системы государственного регулирования малого предпринимательства в условиях доминирования теневой экономической деятельности // Теневая экономика. - 2019. - № 1. - c. 9-16. - doi: 10.18334/tek.3.1.39948.
21. Буров В.Ю., Худайназаров А.К., Федотов Д.Ю. и др. Противодействие теневой экономике и определение её масштабов: отечественный и зарубежный опыт (теория и практика). / Монография. - Чита: ЗабГУ, 2020. - 27-31(337) c.
22. Волков В.И. Коррупция как угроза экономической безопасности // Евразийское Научное Объединение. - 2015. - № 4. - С. 108-114.
23. Волков В. Монополия на насилие и скрытая фрагментация российского государства: Исследовательская гипотеза//Полис. - 1998.- № 5. - с. 39-47
24. Голованов Н.М., Перекислов В.К, Фадеев В.А. Теневая экономика и
легализация преступных доходов. - Спб.: Питер, 2003. - с. 27.
25. Головко М. В. Теневая экономика в системе угроз национальной экономической безопасности: факторы, эволюция, направления противодействия: дис. ... дра эконом. наук / М. В. Головко. - Санкт-Петербург, 2019. - 426 с.
26. Головко, М.В., Плотников В.А., Черненко, О.Б. К вопросу о косвенных показателях мониторинга динамики масштабов теневого сектора // Финансовые исследования. - 2019. - №3.
27. Госдума приняла закон о ликвидации ГУП и МУП // ПравоРу. - [Б. м.], 2019. - URL: https://pravo.ru/news/216973/(дата обращения: 24.02.2021).
28. Дмитриева Е.О., Дробот Е.В. Теневая экономика: угрозы и последствия // Теневая экономика. - 2018. - № 1. - c. 9-16. - doi: 10.18334/tek.1.1.37636.
29. Доля россиян с доходом ниже 15 тыс. рублей увеличилась до 45% //
Коммерсантъ. - [Б. м.], 2020. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4406754(дата
обращения: 28.11.2020).
30. Жукова Н. Коррупция в системе воспроизводства теневых экономических отношений // РИСК : ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2019. - N 1.
31. Зачестныйбизнес: самый популярный портал о компаниях и бизнесе РФ. - [Б. м.], 2021. - URL: https://zachestnyibiznes.ru/(дата обращения: 01.01.2021).
32. Земскова Е. Это будет пострашнее, чем пенсионная реформа // Росбалт. - М.,
2019. - URL: https://www.rosbalt.ru/russia/2019/12/23/1819960.html(дата обращения:
05.02.2020).
33. Капитонова Н. В. Тенденции развития теневой экономики современной России / Н. В. Капитонова, А. А. Капитонова // Теневая экономика. - 2021. - Т. 5, № 1. - URL: https://1economic.ru/lib/111962 (дата обращения: 10.02.2021).
34. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Теневая экономика в условиях пандемии COVID-19 в России // Теневая экономика. - 2020. - Том 4. - № 4. - С. 193-204. - doi: 10.18334/tek.4.4.111865.
35. Каталог организаций - List-Org. - [Б. м., б. г.]. - URL: https://www.list-org.com/(дата обращения: 07.03.2021).
36. Каурова О. В. Теневые расходы // Российское предпринимательство. - 2018. - 3.
37. Кизон Е. А. Теневая экономика в современных условиях // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 1. - С. 44-48.
38. Коваль А. В. Актуальные вопросы уголовно-правовой характеристики теневой экономики // Закон и право. - 2018. - N 1.
39. Кондратьева Е. А. Теневая экономика: проблемы оценки // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2011. - № 10. - С. 103-113.
40. Косач О. Ф. Современные методы аналитической оценки теневой экономики и их совершенствование // Бухгалтерский учет и анализ. - 2016. - № 11. - С. 37-41.
41. Кудинова Н. Т. Социологический анализ теневой экономической деятельности: к постановке проблемы / Н. Т. Кудинова, К. И. Ярулин // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2008. - № 3. - С. 9-18.
42. Кудрин рассказал Путину о нарушениях чиновников на 50 млрд рублей // РИА Новости. - [Б. м.], 2020. - URL: https://ria.ru/20200819/1576000831.html(дата обращения: 28.11.2020).
43. Лазарева О. Зря повышали пенсионный возраст: Счетная палата нашла
«протраченные» ПФРом миллиарды // Блокнот. - [Б. м.], 2020. - URL:
https://bloknot.ru/obshhestvo/zrya-povy-shali-pensionny-j-vozrast-schetnaya-palata-nashla- protrachenny-e-pfrom-milliardy-699728.html(дата обращения: 28.11.2020).
44. Макаров О. Россия вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой /
О. Макаров, А. Фейнберг // РБК. - [Б. м.], 2017. - URL:
https://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff(дата обращения: 05.05.2021).
45. Маслов Д. Г. Теневая экономика в России как системное институциональное явления / Д. Г. Маслов, Е. А. Кизон // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 4. - С. 167-180.
46. Мигранова Л. А. Проблемы заработной платы и занятости // Народонаселение. - 2018. - Т. 21, № 3. - С. 52-67.
47. Набеева Н. Г. Финансовые схемы и способы реализации преднамеренных банкротств в практике российского бизнеса // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2016. - № 4. - С. 86-94.
48. Наумов Ю. Г. Экономическая безопасность и теневая экономика : учебник / Ю. Г. Наумов, Ю. В. Латов. - М. : Акад. управления МВД России, 2016. -246 с.
49. О поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской
Федерации с территории Томской области за январь-декабрь 2019 года // Федеральная налоговая служба : официальный сайт. - М., 2020. - URL:
https://www.nalog.ru/rn70/related_activities/statistics_and_analytics/9584082/ (дата
обращения: 19.04.2021).
50. Овсянникова И. П. Теневая экономика : учеб. пособие / И. П. Овсянникова. - Ростов н/Д., 2015. - 160 с.
51. Отчет о деятельности Росфинмониторинга за 2018 год [Электронный ресурс] // Федеральная служба по финансовому мониторингу. Электрон. дан. - Москва, 2019. - URL: http://www.fedsfm.ru/activity/annual-reports
52. Оценка теневой экономики в России. Технические детали // Яндекс Дзен. - [Б.
м.], 2019. - URL: https://zen.yandex.ru/media/statruss/ocenka-tenevoi-ekonomiki-v-rossii-
tehnicheskie-detali-5de14cf3df944400b256c4b5 (дата обращения: 28.11.2020).
53. Перспективы развития мировой экономики : бюллетень основных прогнозов ПРМЭ. - 2017 - 16 янв. - 9 с. - URL: https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/weo/2017/ update/01/pdf/0117r.pdf (дата обращения: 28.11.2020).
54. Петров Е. В. Причины и социально-экономическое значение теневой экономики // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. - 2015. - № 1. - С. 50-63.
55. Помулев А.А. Выявление и оценка теневой экономической деятельности
коммерческого банка // Теневая экономика. - 2020. - № 2. - с. 71-84. - doi:
10.18334/tek.4.2.110239
56. Попов Ю. Н.. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: учебник для вузов по специальностям “Финансы и кредит”, “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, “Мировая экономика”, “Налоги и налогообложение” / Ю. Н. Попов, М. Е. Тарасов. — М.: Дело: Экономика, 2005. — 239 с.
57. Преступность в регионах // Портал правовой статистики / Генеральная прокуратура Рос. Федерации. - М., 2021. - URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total(дата обращения: 14.04.2021).
58. Путниньш Т.Я., А. Саука Индекс теневой экономики в России в 2017-2018 годах сравнение с размером теневой экономики в Украине, Кыргызстане, Косово, Молдове, Румынии, Латвии, Литве, Эстонии и Польше. - [Рига], 2020. - 42 с. - URL: https://www.researchgate.net/publication/338915239_INDEKS_TENEVOJ_EKONOMIKI_v_R ossii_v_2017- 2018_godah_sravnenie_s_razmerom_tenevoj_ekonomiki_v_Ukraine_Kyrgyzstane_Kosovo_Mo ldove_Rumynii_Latvii_Litve_Estonii_i_Polse (дата обращения: 14.04.2021).
59. Рогозинский Е. В. Теневая экономика в структуре производственных отношений: сущность, противоречия, формы разрешения / автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / Е. В. Рогозинский ; Сиб. федер. ун-т. — Красноярск : [б. и.], 2019.
60. Сведения об устройствах, расположенных на территории России предназначенных для осуществления операций с использованием и без использования платежных карт [Электронный ресурс] // Центральный Банк Российской Федерации. - Электрон. дан. - Москва, 2019. - URL: https://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=p_sys /sheet016.htm (дата обращения: 26.12.2020).
61. Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов (311-П, 440-П) // Федеральная налоговая служба России. - М., 2020. - URL: https://service.nalog.ru/bi.do?t=1610455899574#result(дата обращения: 25.02.2021).
62. Соколова Е. Демография России: есть ли будущее у будущего // РАПСИ:
Российское агентство правовой и судебной информации. - [Б. м.], 2019. - URL:
http://rapsinews.ru/incident_publication/20190627/301057840.html
63. Спарк-Интерфакс: международная информационная группа. - М., 2020. - URL: https://spark-interfax.ru/(дата обращения: 24.04.2021).
64. Старостина Ю. Число браков в России опустилось до минимума с начала века
// РБК. - [Б. м.], 2021. - URL: https://www.rbc.ru/economics/08/04/2019/5cab45349a7
947d0d969ec7c (дата обращения: 05.04.2021).
65. Счетная палата: 90% компаний с госучастием находятся в «серой зоне» // Радио свобода. - [Б. м.], 2020. - URL: https://www.svoboda.Org/a/30805833.html(дата обращения: 28.11.2020).
66. Сысоева Е. В. Методические основы противодействия теневой экономике как угрозе экономической безопасности России // Экономическая наука сегодня: теория и практика : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2017. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28932777(дата обращения: 14.10.2020).
67. Теневая экономика Европы и России: проблемы и пути их решения: Монография / Д.А. Ендовицкий, Д.Г. Ломсадзе. - Воронеж: Издательство ООО «РИТМ», 2019 - 178 с.
68. Теневая экономика и уклонение от уплаты налогов : монография / А. П. Киреенко [и др.] ; под ред. А. П. Киреенко, Д. Ю. Федотова. — Иркутск : ИрГУПС, 2017. — 202 с.
69. ФАС в СМИ: унитарные предприятия уйдут с конкурентного рынка к 2021 году, а ограничить их деятельность планируют уже в ближайшее время // Федеральная Антимонопольная Служба. - М., 2018. - URL: https://fas.gov.ru/publications/16640/(дата обращения: 05.02.2020).
70. Федеральная служба государственной статистики. - М., 2020. - URL:
https://rosstat.gov.ru(дата обращения: 28.11.2020).
71. Федотов Д.Ю. Уровень коррупции в России на фоне зарубежных стран // Теневая экономика. - 2019. - № 1. - c. 17-32. - doi: 10.18334/tek.3.1.39949
72. Ферулева Н. В. Выявление фактов фальсификации финансовой отчетности в российских компаниях / Н. В. Ферулева, М. А. Штефан // Российский журнал менеджмента. - 2016. - 14. - С. 49-70.
73. Фетисов В. Специалисты из Kaspersky Lab обнаружили теневой рынок
цифровых личностей [Электронный ресурс] // 3DNews Dailyt: информационный портал, посвященный цифровым технологиям. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2019. - URL:
https://3dnews.ru/985580(дата обращения: 13.05.2021).
74. Чурикова Г. С. Ненаблюдаемая экономика и проблемы статистического учета // Вопросы // Закон и право. - 2017. - N 6.
75. Шматова Ю. Е. Динамика статистических и социологических показателей состояния психического здоровья населения России // Проблемы развития территории. - 2019. - № 3. - С. 76-96.
76. Эрембетова Л. Х. Косвенные измерители теневого сектора экономики // Грамота. - 2012. - № 4. - С. 234-236.
77. ACCA: the global body for professional accountants. - [S. l.], 2020. - URL: http://www.accaglobal.com/russia/en.html (access data: 06.08.2020).
78. Avdiyskiy V. I., Bezdenezhnykh V. M. The Structure of financial flows in the shadow economy and methods of their assessment // Ekonomika. Nalogi. Pravo - 2018. - 11, № 5. - P. 6-15. - URL: http://www.fa.ru/org/div/edition/enp/journals/2018%20%E2%84%965.pdf(дата обращения: 27.11.2020)
79. Bekampfung der schwarzarbeit und illegalen beschaftigung // Zoll. - [S. l., 2021]. -
URL: http://www.zoll.de/DE/Fachthemen/Arbeit/Bekaempfung-der-Schwarzarbeit-und-illega
len-Beschaeftigung/bekaempfung-der-schwarzarbeit-und-illegalenbeschaeftigung_node.html (datum der antragstellung: 06.04.2021).
80. Beneish M. D. Detection of earnings manipulation // Financial analys journal. - 1999. - Vol. 55, № 5. - Р. 24-36.
81. Braithwaite V. Responsive regulation and taxation: introduction // Law and Policy. - 2007. - Vol. 29, № 1. - P. 3-10.
82. Breusch T. Estimating the underground economy using MIMIC Models // Journal of tax administration. - 2016. - Vol. 2, № 1. - URL: https://econwpa.ub.uni-muenchen.de/econ- wp/em/papers/0507/0507003.pdf (access data: 28.03.2021).
83. Breusch, T. (2005a). The Canadian underground economy: an examination of Giles and Tedds. Canadian Tax Journal, 53, 367-391.
84. 84 Biihn A. Shadow economy and do-it-yourself activities: the German case / A. Biihn, A. Karmann, F. Schneider // Journal of institutional and theoretical economics. - 2009. - Vol. 165, is. 4. - P. 701-722.
85. Dreher A. Corruption and the shadow economy: an empirical analysis / A. Dreher, F. Schneider // Public choice. - 2010. - Vol. 144. - P. 215-238.
86. Emerging from the shadows: the shadow economy to 2025 / ACCA. - London, 2017.
- 35 p. - URL: https://www.accaglobal.com/content/dam/ACCA_Global/Technical/Future
/pi-shadow-economy-report.pdf (access data: 06.05.2021).
87. Financial action task force. - [S. l.], 2020. - URL: http://www.fatf-gafi.org (access data: 06.08.2020).
88. Gaspareniene, L., Remeikiene, R., & Schneider, F. G. (2017). Concept, motives and channels of digital shadow economy: consumers’ attitude. Journal of Business Economics and Management, 18(2), 273-287.
89. Gewerkschaft der Polizei: Bezirksgruppe Zoll - Bezirk Bundespolizei. - [S. l.], 2020. - URL: http://www.bundesfinanzpolizei.de (datum der antragstellung: 06.04.2021).
90. IDC. - Needham, 2021. - URL: https://www.idc.com (access data: 06.03.2021).
91. Jahrbuch schattenwirtschaft 2006/07: zum spannungsfeld von politik und konomie / ed.: F Schneider, D. Enste. - Berlin : LIT Verlag, 2006. - 240 s.
92. OECD: better policies for better lives. - [S. l.], 2020. - URL: http://www.oecd.org (access data: 06.08.2020).