ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы реализации национальных проектов 6
1.1 Концепция устойчивого развития как основа для разработки национальных
проектов 6
1.2 Особенности реализации и финансирования приоритетных национальных проектов
2019—2024 гг. 20
1.3 Зарубежный опыт реализации национальных проектов как способа достижения
устойчивого экономического развития 30
2 Роль федерального бюджета и бюджета регионов в реализации национальных
проектов 39
2.1 Финансирование национальных проектов из средств федерального бюджета 39
2.2 Особенности финансирования бюджетов регионов РФ как соисполнителей национальных проектов 43
2.2 Оценка рисков реализации национальных проектов на примере Томской области 48
3 Предложения по разработке методики оценки эффективности национальных
проектов 57
3.1 Анализ подходов к разработке методики оценки эффективности реализации
государственных программ отдельных субъектов российской федерации 57
3.2 Разработка методики оценки эффективности национальных проектов 64
3.3 Апробация методики оценки эффективности национального проекта 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В настоящее время в Российской Федерации приоритетной задачей бюджетной политики является повышение эффективности использования бюджетных средств. Известно, что основа эффективного использования бюджетных ресурсов закладывается уже на стадии планирования расходов бюджета и зависит от метода бюджетной политики в бюджетном процессе.
Сложившаяся финансово-экономическая ситуация, модернизация экономики и придание ей инновационного направления, реализация стратегий социально-экономического развития территорий, повышение уровня и качества жизни населения, поиск и внедрение эффективных моделей государственного управления, отвечающих современным вызовам и условиям хозяйствования побудили руководство Российской Федерации сделать приоритетом широкое внедрение проектного подхода как перспективного направления в управлении, который активно используется бизнес- сообществом и все шире применяется в государственной сфере деятельности различных стран.
Роль приоритетных национальных проектов в реализации государственной стратегии развития России состоит в том, что они являются основой формирования нового гражданского общества и будущей модели экономики знаний и новых технологий.
Основная цель реализации национальных проектов - эффективность и результативность государственных вливаний, обеспечивающих качественный рывок не только в сферах образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и жилья, но и структурные сдвиги в экономике регионов в целом, снижение уровня дифференциации социально-экономического развития регионов.
Анализ исполнения национальных проектов является исключительно важным с точки зрения повышения эффективности государственного управления и показывает, что по многим направлениям по-прежнему существует большой потенциал. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы магистерской диссертации.
Основной целью магистерской диссертации является анализ национальных проектов России с целью оценки эффективности и рисков их реализации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить концепцию устойчивого развития как основу для разработки национальных проектов;
проанализировать особенности реализации и финансирования приоритетных национальных проектов 2019—2024 гг.;
- проанализировать зарубежный опыт реализации национальных проектов как способа достижения устойчивого экономического развития;
- проанализировать финансирование национальных проектов на федеральном и рациональном уровнях;
- оценить риски реализации национальных проектов на примере Томской области;
- разработать методику оценки эффективности национальных проектов и провести ее апробацию.
Объектом исследования являются национальные проекты Российской Федерации.
Предметом исследования является оценка эффективности и рисков реализации национальных проектов
Научная новизна данного исследования заключается в разработке методики по оценке эффективности реализации национальных. А также дополнено определение «национальных проектов».
Практическая значимость исследования состоит в разработке методики по проведению оценки эффективности реализации национальных проектов, которую возможно использовать как субъектами РФ, так и Счетной палате для проведения сравнительного анализа.
В работе использовались следующие методы: сравнительный анализ, расчетно-аналитический, нормативный, статистический и иные методы, которые позволили с максимальной полнотой проанализировать теоретические и практические аспекты по теме исследования.
Работа имеет классическую структуру: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, список литературы и приложения.
Информационной базой работы выступили научные обзоры, материалы конференций, нормативные документы, официально опубликованные данные российской и зарубежной статистики.
Теоретико-методологические вопросы национальных проектов рассмотрены в трудах российских и зарубежных ученых: Борисов С. Р., Вайнштейн М., Варнавский В.Н., Джрбашян Т., Казанцев В.О., Кнюпфер В., Михеев В.А., Мусина Г.А., Минскова М.М., Николаев А.В., Рапопорт Т., Сильвестров С.Н. , Пахомова Е.И., Полищук Л. И. , Фрейнман Л., и др.
В процессе написания магистерской диссертации по теме «Оценка эффективности и риска реализации национальных проектов» были рассмотрены теоретические основы реализации национальных проектов Российской Федерации. Были рассмотрены национальные проекты в рамках реализации концепции устойчивого развития. При рассмотрении концепции устойчивого развития было отмечено, что идеи устойчивого развития могут сыграть важную роль в процессе консолидации российского общества, в определении государственных приоритетов в сфере политики, экономики, экологии, социальной и духовно-нравственной сферах и обратят социальную энергию во благо национального развития. Одним из векторов реализации концепции устойчивого развития - разработка и реализация национальных проектов в приоритетных областях. С этой точки зрения национальные проекты, объявленные в конце 2018 года, представляют собой систему целей развития, включающую и экономику, и человеческий капитал, и инфраструктуру, и технологии. Было проанализировано содержание приоритетных национальных проектов, их место и роль в обеспечении безопасности России, объемы финансирование и их источники.
Широкое распространение проектных методов управления хорошо заметно и на примере зарубежного опыта государственного и муниципального управления. Страны с развитой рыночной экономикой долго шли к признанию необходимости использования проектных инструментов в решении проблем устойчивого регионального развития. Результаты анализа зарубежного опыта регионального развития позволили сделать вывод о том, что общим правилом для разработки и реализации национальных программ зарубежных государствах является обеспечение единства целей и принципов региональных антикризисных программ социально-экономического развития с общенациональными.
Во второй главе была рассмотрела роль федерального бюджета и бюджета регионов в реализации национальных проектов. Распределение финансовых ресурсов по регионам России, выделяемых из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, характеризуется многофакторностью, поскольку финансовая поддержка имеет различное целевое назначение и рассчитывается по формализованным методикам и правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации. Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что совокупное распределение межбюджетных трансфертов по национальным проектам между регионами в целом учитывает межрегиональные различия в уровне бюджетно-финансовых возможностей. Часть регионов получила существенный дополнительный импульс для развития в 2019 году. При этом целесообразно обратить внимание на ситуацию в ряде среднеразвитых регионов, у которых дополнительные возможности для развития с учетом финансирования по линии национальных проектов относительно невелики и по которым целесообразна разработка программ развития.
В рамках проведения оценки рисков реализации национальных проектов на примере Томской области, были сформулированы финансовые и нефинансовые риска и просчитан общий бюджетный риск национальных программ, реализуемых в Томской области. Применение инструментов оценки рисков национальных проектов позволяет количественно измерить неопределенность, своевременно среагировать на рисковые ситуации в ходе реализации национальных проектов, сократить отклонения фактических показателей эффективности от запланированных и достичь целей финансирования за счет минимизации и сохранения приемлемого уровня риска.
В третьей главе, проанализировав существующие подходы к разработке методики оценки эффективности реализации государственных программ отдельных субъектов Российской Федерации, была разработана оценки эффективности национальных программ. Данная методика была апробирована на двух национальных проектах.
Результаты исследования показали, что принятые к реализации 12 национальных проектов, в своей совокупности охватывают значительное количество актуальных и социально значимых проблем развития страны, что принципиально позволяет вывести ее экономическое развитие на качественно более высокий уровень к концу 2024 г. и создать определенный импульс для дальнейшего развития. Анализ исполнения национальных проектов является исключительно важным с точки зрения повышения эффективности государственного управления и показывает, что по многим направлениям по-прежнему существует большой потенциал.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Документ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027
2. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2ф021 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 312362/
3. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию года [Электронный ресурс]: Указ президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 1996. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=233558#07500726730331438
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации. От 7 Мая 2018 Года № 204 // Президент России. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027
5. О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и приоритетным проектам" [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 30.06.2016 N 306 (ред. от 19.07.2018) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 200363/
6. О ключевых задачах реализации национальных проектов в социальной сфере [Электронный ресурс]: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2018 года № 682-СФ // Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://council .gov.ru/activity/documents/100104/
7. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288 (ред. от 26.03.2020) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М.,
2018. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 310151/
8. Об утверждении Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 17.07.2019 N 903 (ред. от 30.05.2020) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М.,
2019. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 329312/
9. О предельном уровне софинансирования расходного обязательства субъекта РФ из федерального бюджета по субъектам РФ на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N 1450-р // Гарант: справ. правовая система.. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71889008/
10. Об обеспечении реализации Указа Президента России "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Поручение Правительства РФ от 22 мая 2018 г. N ДМ-П13-2858// Гарант. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027
11. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 N 582 (ред. от 15.03.2017)// КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 205801/
12. Методические указания по разработке национальных проектов (программ) [Электронный ресурс]: Указания утв. Правительством РФ 6 июня 2018 г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 339394/
13. Паспорт национального проекта "Жилье и городская среда" [Электронный ресурс]: Паспорт утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16// КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 319211/
14. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации
на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев от "29" сентября 2018 г. // Правительство России. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL:
http://static.government.ru/media/files/ne0vGNJUk9SQjlGNNsXlX2d2CpCho9qS.pdf
15. Алабин Д. В., Концелидзе И. А. Проблемные вопросы реализации приоритетных национальных проектов на федеральном и региональном уровнях [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций. - Электрон. дан. - М., 2008. - URL: http://jurnal.org/articles/2008/polit65.html(дата обращения: 25.03.2020)
16. Амирханова Э. Р., Абакарова П. М. Национальные проекты как основа совершенствования финансового обеспечения социальной сферы [Электронный ресурс] // Вопросы структуризации экономики. - Электрон. дан. - [Б.м.]., 2013. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-proekty-kak-osnova-sovershenstvovaniya- finansovogo-obespecheniya-sotsialnoy-sfery-1(дата обращения: 27.03.2020)
17. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за I полугодие 2019 года [Электронный ресурс] // Счетная Палата Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-2/index.html(дата обращения: 14.04.2020)
18. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за II полугодие 2019 года [Электронный ресурс] // Счетная Палата Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-3/index.html(дата обращения: 16.04.2020)
19. Аркадьева О.Г. Оценка эффективности реализации государственных программ: методические аспекты формирования отчетности [Электронный ресурс] // Экономический анализ: теория и практика. - Электрон. дан. - Чебоксары, 2018. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-realizatsii-gosudarstvennyh-programm- metodicheskie-aspekty-formirovaniya-otchetnosti(дата обращения: 14.05.2020)
20. Бедняков А.С., Миэринь Л.А. Национальные проекты России: проблемы и решения [Электронный ресурс] // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: https://roscongress.org/materials/natsionalnye-proekty-rossii-problemy-i-resheniya/(дата обращения: 04.04.2020)
21. Бертин И.И. Национальные проекты или бег по кругу [Электронный ресурс] // Инвестиции в человека. - Электрон. дан. - [Б. м.]., 2020. - URL: https://begtin.tech/natsional-nye-proekty-ili-beg-po-krugu/(дата обращения: 16.04.2020)
22. Блинова Н.В., Гаганова Е.Г. Оценка рисков при разработке государственных программ и политики: Российская практика [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Электрон. дан. - М., 2015. - URL: https ://cyberl eninka.ru/arti cl e/n/otsenka-ri skov-pri -razrabotke-gosudarstvennyh-programm-i - politiki-rossiyskaya-praktika (дата обращения: 21.04.2020)
23. Бондарева Н. Н. Комков Н. И. Организационно-методические вопросы разработки и реализации национальных проектов) [Электронный ресурс] // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-metodicheskie-voprosy-razrabotki-i-realizatsii- natsionalnyh-proektov(дата обращения: 16.05.2020)
24. Борисова И. С., Валиуллин А. В. Анализ нормативно-методической базы по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс] // Немецко-российское сотрудничество. Инновации в экономике, науке и образовании. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41547020(дата обращения: 20.05.2020)
25. Бутова Т., Пухова М. Реализация целей национальных проектов [Электронный ресурс] // Журнал «Микроfinance+». - Электрон. дан. - [Б.м.], 2009. - URL: https://www.cfin.ru/anticrisis/macroeconomics/government_program/n_projects.shtml(дата обращения: 11.04.2020)
26. Бухвальд Е. М. Национальные проекты в системе стратегического планирования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. - Электрон. дан. - [Б.м.]., 2019. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36905599(дата обращения: 27.04.2020)
27. Бычкова Ю.В. Национальный проект как инструмент стратегического управления [Электронный ресурс] // Национальные интересы: приоритеты и безопасность - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: https:// cyberl eninka .ru/arti cl e/n/natsi onalnyy-proekt-kak- instrument-strategicheskogo-upravleniya(дата обращения: 29.04.2020)
28. В Великобритании будет реализовано более 130 проектов в рамках Национального плана развития инфраструктуры [Электронный ресурс] // Международная практика. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: https://investinfra.ru/mezhdunarodnaya- praktika/v-velikobritanii-budet-realizovano-bolee-130-proektov-v-ramkah-nacionalnogo-plana- razvitiya-infrastruktury.html(дата обращения: 28.03.2020)
29. Гусейнов А.Г. Особенности реализации региональной экономической политики в развитых странах [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - Электрон. дан. - М., 2014. - URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=13475(дата обращения: 01.05.2020)
30. Духани А. Б. Особенности межбюджетного регулирования при реализации национальных проектов [Электронный ресурс] // Экономика и предпринимательство: теория и практика. - Электрон. дан. - Пенза., 2020. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42597699&(дата обращения: 24.04.2020)
31. Ежемесячная информация о реализации национальных проектов
[Электронный ресурс] // Департамент финансов Томской области. - Электрон. дан. - М.,
2020. - URL: https://depfin.tomsk.gov.ru/ezhemesjachnaja-informatsija-o-realizatsii-
natsionalnyh-proektov (дата обращения: 26.04.2020)
32. Зайцев В. Е. Оценка государственных программ Российской Федерации:
новые вызовы Федерации [Электронный ресурс] // Государственное управление.
Электронный вестник.. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-gosudarstvennyh-programm-rossiyskoy-federatsii- novye-vyzovy(дата обращения: 14.05.2020)
33. Зарубежный опыт устойчивого регионального развития на основе реализации национальных проектов [Электронный ресурс] // Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика. - Электрон. дан. - М., 2012. - URL: http://www.nauteh- journal.ru/files/378720a8-656d-40dc-8d39-4007636f4ae0(дата обращения: 28.03.2020)
34. Зенцова Е., Реализация национальных проектов: общие цели, общие задачи [Электронный ресурс] // Эксперт БФТ. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2018. -https://bftcom.com/expert-bft/5629/(дата обращения: 04.04.2020)
35. Зильберова И.Ю., Маилян А.Л. Формирование программ развития с учетом рисков [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». - Электрон. дан. - Ростов-на-Дону., 2015. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN615.pdf(дата обращения: 04.05.2020)
36. Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye- problemy-realizatsii-prioritetnyh-natsionalnyh-proektov(дата обращения: 20.05.2020)
37. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Национальный проект по производительности труда: ключ «экономического рывка» для России [Электронный ресурс] // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - Электрон. дан. - [Б.м.]., 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-proekt-po-proizvoditelnosti-truda-klyuch- ekonomicheskogo-ryvka-dlya-rossii(дата обращения: 24.04.2020)
38. Изгияева М.Д. Государственное управление приоритетными национальными проектами // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2017. - № 1 (17). - С. 23-30
39. Ильин В. А., Морев М. В. Важнейшее условие реализации национальных проектов [Электронный ресурс] // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - Электрон. дан. - М., 2019.
40. Интервью Первого вице-премьера - Министра финансов Антона Силуанова журналисту Russia Today Софико Шеварднадзе [Электронный ресурс] // Минфин России. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: https://m.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=36685- intervyu_pervogo_vitse-premera_- _ministra_finansov_antona_siluanova_zhurnalistu_russia_today_sofiko_shevardnadze(дата обращения: 30.03.2020)
41. История нацпроектов в России [Электронный ресурс] // ТАСС: информационное агентство. - Электрон. дан. - [Б.м.]., 2019. - URL: https://tass.ru/info/6101471(дата обращения: 04.04.2020)
42. История реализации национальных проектов в разных странах [Электронный ресурс] // ТАСС: информационное агентство. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: https://tass.ru/info/6101801(дата обращения: 14.04.2020)
43. Канаева Л. П. Эффективность реализации приоритетных национальных проектов в регионе [Электронный ресурс] // Регионология. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-realizatsii-prioritetnyh-natsionalnyh- proektov-v-regione(дата обращения: 23.05.2020)
44. Киреева А.В., Тищенко Т.В., Соколов И.А. Анализ качества бюджетных целевых программ и иных программных инструментов (включая проекты по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года) в целях определения степени использования проектных методов управления в деятельности Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] // SSRN: Электронная библиотека статистики. - Электрон. дан. - М., 2013. - URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2264180(дата обращения: 20.04.2020)
45. Кожевников А. В., Пономарева С. А. Об оценке эффективности региональных государственных программ // Финансы. —2017. — No 9. —C. 18-23.
46. Колесов Р. В., Кваша В. А., Туманов Д. В. Методические подходы к оценке регионов и муниципальных образований по совершенствованию качества управления бюджетами // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2019. — Т. 9 (86), No 2. — С. 82-95.
47. Колесов Р.В., Барахоева А. Р., Козлова Д. С. Оценка эффективности государственных программ: методика и практика [Электронный ресурс] // Вестник бист (башкирского института социальных технологий). - Электрон. дан. - Ярославль, 2019. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41746561(дата обращения: 24.05.2020)
48. Лев М.Ю., Колпакова И.А. Бюджетные факторы реализации государственных программ и национальных проектов в системе экономической и социальной безопасности России [Электронный ресурс] // Экономика, предпринимательство и право. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: https://1economic.ru/lib/110264(дата обращения: 06.05.2020)
49. Левицкая А. Ю. Национальные проекты: от идеи к практике ее реализации [Электронный ресурс] // Журнал российского права. - Электрон. дан. - М, 2019. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/natsionalnye-proekty-ot-idei-k-praktike-ee-realizatsii(дата обращения: 03.04.2020)
50. Левицкая Н.В., Савельев И.И. Анализ методик оценки эффективности реализации государственных программ отдельных субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Стратегические решения и риск-менеджмент. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodik-otsenki-effektivnosti- realizatsii-gosudarstvennyh-programm-otdelnyh-subektov-rossiyskoy-federatsii(дата обращения: 14.05.2020)
51. Макар И. К. Система нормативных требований к оценке эффективности национальных проектов: актуальные проблемы [Электронный ресурс] // Финансовый журнал. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cistema- normativnyh-trebovanii-k-otsenke-effektivnosti-natsionalnyh-proektov-aktualnye-problemy(дата обращения: 18.05.2020)
52. Малявина А. Б. Г осударственное управление приоритетными национальными проектами: дис. на соиск. учёной степени канд. полит. наук: 23.00.02/ А. Б. Малявина - Ростов н/Д., 2007. - 213 с.
53. Марголин А. М. Критерии эффективности при реализации государственных программ // Государственная служба. — 2013. — No 2(82). — C. 22-27.
54. Марголин А.М. Пути совершенствования методов оценки эффективности государственных программ [Электронный ресурс] // Экономическая политика. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: ftp://ftp.repec.org/opt/ReDIF/RePEc/rnp/ecopol/ep1848.pdf(дата обращения: 23.05.2020)
55. Матненко А.С. Приоритетные национальные проекты: предпосылки,
сущность и проблемы правового регулирования [Электронный ресурс] // Вестник Омского университета. - Электрон. дан. - Омск, 2008. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnye-natsionalnye-proekty-predposylki-suschnost-i- problemy-pravovogo-regulirovaniya(дата обращения: 13.04.2020)
56. Методика оценки эффективности государственных программ Российской
Федерации [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. - Электрон. дан. - [Б. м.]., 2015. - URL: http://static.government.ru/media/files/jZawHOnVYfsFjKXmc3xFAkOnlAQD2ZKH.pdf(дата обращения: 14.05.2020)
57. Мильчаков М. В. Особенности финансовой поддержки регионов при реализации национальных проектов [Электронный ресурс] // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: https://www.finjournal-nifi.rU/images/FILES/Journal/Archive/2019/3/statii/fm_2019_3_02.pdf(дата обращения: 17.05.2020)
58. Национальные проекты в Томской области: целевые показатели и основные результаты [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Администрации Томской области. - Электрон. дан. - М., 2020. - URL: https://tomsk.gov.ru/natsionalnye- proekty(дата обращения: 24.05.2020)
59. Национальные проекты помогут экономике наполовину [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь. - Электрон. дан. - [Б. м.]., 2019. - URL: https://www.eg- online.ru/article/398773/(дата обращения: 08.04.2020)
60. Национальные проекты России: проблемы и решения [Электронный ресурс] // Фонд Росконгресс. - Электрон. дан. - [Б.м.]., 2019. - URL: https://roscongress.org/materials/natsionalnye-proekty-rossii-problemy-i-resheniya/(дата обращения: 06.04.2020)
61. Национальные проекты России: региональное измерение [Электронный ресурс] // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - Электрон. дан. - [Б.м.]., 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-proekty-rossii-regionalnoe-izmerenie(дата обращения: 27.04.2020)
62. Национальные проекты: будущее России [Электронный ресурс] // Будущее России. - Электрон. дан. - [Б.м.]., 2019. - URL: https://futurerussia.gov.ru(дата обращения: 03.04.2020)
63. Национальные проекты: ключевые цели и ожидаемые результаты [Электронный ресурс] // Правительство России. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://government.ru/projects/selection/743/35675/(дата обращения: 17.04.2020)
64. Национальные проекты: от идеи к практике ее реализации [Электронный ресурс] // Журнал российского права. - Электрон. дан. - [Б.м.]., 2006. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-proekty-rossii-regionalnoe-izmerenie(дата обращения: 13.04.2020)
65. Национальные проекты: от стабилизации — к развитию [Электронный ресурс] // Газета "Коммерсантъ" №9 от 25.01.2007. - Электрон. дан. - [Б.м.]., 2007. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/736696(дата обращения: 16.04.2020)
66. Национальные проекты: открытость власти и информированность общества. [Электронный ресурс] // Аналитический доклад Центра политических технологий. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2017 - URL: https://politcom.ru/23582.html(дата обращения: 27.04.2020)
67. Национальные проекты: сущность, содержание и их значение в обеспечении безопасности России [Электронный ресурс] // Военсервис. - Электрон. дан. - [Б.м.]., 2019. - URL: http://voenservice.ru/boevaya_podgotovka/ogp/natsionalnyie-proektyi-suschnost- soderjanie-i-ih-znachenie-v-obespechenii-bezopasnosti-rossii/(дата обращения: 24.04.2020)
68. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты [Электронный ресурс]: Бюджет национальных проектов до 2024 г. по стостоянию на 7 февраля 2019 // Правительство России. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf(дата обращения: 02.05.2020)
69. Обеспечение реализации национальных проектов на региональном уровне [Электронный ресурс] // Аналитический вестник No 14 (728). - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://council.gov.ru/media/files/eoqAP6En2AenIjBWVRsAny4HaBL7nqDT.pdf(дата обращения: 14.04.2020)
70. Организационно-методические вопросы разработки и реализации
национальных проектов [Электронный ресурс] // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - Электрон. дан. - М., 2019. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-metodicheskie-voprosy-razrabotki-i-realizatsii- natsionalnyh-proektov(дата обращения: 08.04.2020)
71. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года Федерации [Электронный ресурс]: Документ утв. Правительством РФ 29.09.2018 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 307872/дата обращения: 08.04.2020)
72. Памятушева В. В. Научно-практическое обеспечение реализации концепции устойчивого развития России [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития . - Электрон. дан. - М., 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno- prakticheskoe-obespechenie-realizatsii-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya-rossii(дата обращения: 26.03.2020)
73. Петров А.Г., Сагитова Ю. В., Шашкова Т. Н. Оценка бюджетных рисков на примере реализации государственных программ в Республике Башкортостан [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-byudzhetnyh-riskov-na-primere-realizatsii- gosudarstvennyh-programm-v-respublike-bashkortostan(дата обращения: 04.05.2020)
74. Правительство опубликовало параметры национальных проектов [Электронный ресурс] // РБК. - Электрон. дан. - [Б.м.]., 2019. - URL: https://www.rbc.ru/economics/11/02/2019/5c6058199a79472f27e0f38e(дата обращения: 24.04.2020)
75. Правительством России опубликованы параметры национальных проектов [Электронный ресурс] // Министерство финансов Чувашской Республики. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://minfin.cap.ru/press-centr/2019/02/11/praviteljstvom-rossii- opublikovani-parametri-nacio(дата обращения: 27.04.2020)
76. Проблемные вопросы выполнения национальных проектов [Электронный ресурс] // Журнал «Бюджет». - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://bujet.ru/article/374787.php(дата обращения: 29.03.2020)
77. Путин подписал указ о создании совета по стратегическому развитию [Электронный ресурс] // Ведомости. - Электрон. дан. - [Б.м.]., 2016. - URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/06/30/647428-putin-podpisal-ukaz-o-sozdanii- soveta-po-strategicheskomu-razvitiyu(дата обращения: 27.03.2020)
78. Роль национальных проектов в повышении качества жизни населения Краснодарского края [Электронный ресурс] // Экономика и бизнес: теория и практика. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-natsionalnyh-proektov-v- povyshenii-kachestva-zhizni-naseleniya-krasnodarskogo-kraya(дата обращения: 04.04.2020)
79. Ряховская А.Н., Крюкова О.Г., Ерхов М.В. Зарубежный опыт устойчивого регионального развития на основе реализации национальных проектов [Электронный ресурс] // Изд-во «научные технологии». - Электрон. дан. - М., 2012. - URL: http://www.nauteh.ru/index.php/conference—2-2012-/84-a(дата обращения: 14.04.2020)
80. Совершенствование программно-целевого метода управления расходами регионального бюджета [Электронный ресурс] // экономика и управление: научно-практический журнал. - Электрон. дан. - Уфа., 2019. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41432785(дата обращения: 24.04.2020)
81. Старостина Ю. Расходы на нацпроекты в 2019 году отстали от плана на 150 млрд руб [Электронный ресурс] // РБК. - Электрон. дан. - [Б. м.]., 2020. - URL: https://www.rbc.ru/economics/17/01/2020/5e21994a9a794745151f4b8b(дата обращения: 06.04.2020)
82. Теоретико-правовые основы социальной политики государства [Электронный ресурс] // Проблемы экономики и юридической практики. - Электрон. дан.
- Курск., 2009. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-osnovy-sotsialnoy- politiki-gosudarstva(дата обращения: 28.04.2020)
83. Типовой порядок разработки, реализации и оценки эффективности
государственных программ субъекта Российской Федерации и методические рекомендации к нему (проект) [Электронный ресурс] // Минфин России. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: https://m.minfin.ru/ru/document/?id_38=120201-
tipovoi_poryadok_razrabotki_ryealizatsii_i_otsenki_effektivnosti_gosudarstvennykh_programm _subekta_rossiiskoi_federatsii_i_metodicheskie_rekomendatsii_k_nemu_proekt (дата обращения: 14.05.2020)
84. Устойчивое развитие: концепция, принципы, цели [Электронный ресурс] // Журнал «Устойчивый бизнес». - Электрон. дан. - М., 2015. - URL: http://csrjournal.com/ustojchivoe-razvitie-koncepciya-principy-celi(дата обращения: 28.03.2020)
85. Фахрутдинова Е.В. Реализация национальных проектов в социальной сфере как путь повышения эффективности социально-экономической жизни России [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета МВД России. - Электрон. дан.
- М., 2009. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-natsionalnyh-proektov-v- sotsialnoy-sfere-kak-put-povysheniya-effektivnosti-sotsialno-ekonomicheskoy-zhizni-rossii(дата обращения: 13.05.2020)
86. Финансирование национальных проектов [Электронный ресурс] //
Экономическая политика. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2019. - URL:
https://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/strategicheskoe-planirovanie/kopiya-vneshnyaya- torgovlya-v-2018-godu-i-natsionalnye-proekty(дата обращения: 11.04.2020)
87. Финансовое обеспечение реализации национальных проектов [Электронный ресурс] // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - Электрон. дан. - [Б. м.]., 2018. - URL: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/100340/(дата обращения: 17.04.2020)
88. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. - Электрон. дан. - [Б. м.]., 2015. - URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/(дата обращения: 30.03.2020)
89. Чекалин В. С., Карасев О. И., Раков Д. А. Национальные цели развития и пути их достижения [Электронный ресурс] // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/natsionalnye-tseli-razvitiya-i-puti-ih-dostizheniya(дата обращения: 13.04.2020)
90. Шелехов А.М. Основные положения стратегии устойчивого развития России // Комиссия по проблемам устойчивого развития. - М., 2002. - 161 с.
91. Щукина Т. В. Процедура разработки и реализации национальных проектов и национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс] // Теория и история права и государства. - Электрон. дан. - Липецк, 2018. - URL: http://law- journal.ru/files/pdf/201811/201811 15.pdf(дата обращения: 03.04.2020)
92. 17 целей устойчивого развития [Электронный ресурс] // РБК. - Электрон. дан. - М., 2015. - URL: http://makingsense.rbc.ru/sdgs(дата обращения: 29.03.2020)
93. Bishop, K., Mason, G., Robinson, C. Firm growth and its effects on economic and
social outcomes [Электронный ресурс] / NESTA. - 2009. - URL:
http://www.nesta.org.uk/assets/Uploads/pdf/Interim-report/firm_growth_ interim_report_NESTA. pdf (дата обращения: 13.05.2020)
94. Peshkov A. V. Digitalization of the economy, implementation of national projects
and development of the construction industry [Электронный ресурс] / IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. - 2019. - URL:
https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/667/1/012074(дата обращения: 17.05.2020)
95. Factbox: Russia's new PM pledges to accelerate work on national projects [Электронный ресурс] / Reuters. - 2020. - URL: https://www.reuters.com/article/us-russia- politics-goals-factbox/factbox-russias-new-pm-pledges-to-accelerate-work-on-national-projects- idUSKBN1ZF20L(дата обращения: 23.04.2020)