Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка эффективности реализации органами государственной власти субъекта РФ национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (на материалах Свердловской области)

Работа №72880

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические и нормативно-правовые основы реализации национальных проектов в РФ 7
1.1. Теоретическое обоснование сущности и содержания проектного
подхода в государственном управлении в РФ 7
1.2 Характеристика национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 17
Глава 2. Оценка реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы» в Свердловской области 26
2.1 Полномочия органов государственной власти Свердловской
области по реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 26
2.2. Анализ эффективности деятельности органов государственной
власти Свердловской области в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 36
Глава З. Повышение эффективности реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории Свердловской области 45
3.1 Проблематика взаимодействия органов государственной власти
Свердловской области и бизнес-сообщества в рамках достижения целевых показателей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 45
3.2 Практические рекомендации по повышению эффективности
реализации органами государственной власти субъекта РФ национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 51
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложения 68


Одним из инструментов эффективной реализации государственной политики является институт проектного менеджмента, позволяющий в системе ограниченных финансовых и временных ресурсов, а также находясь в достаточно рисковой среде достигать национальных социально-экономических целей. В процессе трансформации проектного похода при его интеграции в систему государственного управления появился формат национальных проектов, совмещающий в себе управленческие особенности портфеля проекта и государственных программ, использующихся ранее.
Современный институт национальных проектов, созданный по Указу Президента охватывает большое количество социально-экономических сфер жизни общества, одной из которых является малое и среднее предпринимательство. Степень развитости института МСП - один из ключевых показателей развитой и стабильной экономической системы государства. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» спроектирован таким образом, чтобы предоставить инструменты поддержки на каждом этапе жизненного цикла бизнеса, обеспечив стремительный рост и развитие данной сферы до 2024.
Именно поэтому, эффективность реализации настоящего национального проекта является ключевым фактором достижения национальных целей, установленных Указом Президента РФ.
Актуальность темы исследования обуславливается несколькими аспектами: за последнее время, несмотря на увеличение количества субъектов МСП, уменьшилось количество рабочих, занятых в данной сферы, а также доля данной категории бизнеса не изменилась в структуре ВВП, что является отрицательной динамики развития данной сферы.
Помимо этого, специфической чертой сферы малого и среднего предпринимательства является отрицательные результаты реализации предшествующей государственной программы, направленной на развитие, что формирует потребность в дополнительном мониторинге реализации эффективности национального проекта и выявлении отрицательных тенденций при организации управления реализации проекта.
Также, настоящие темпы развития малого и среднего предпринимательства в России находятся на крайне низком уровне, что представляет собой крайне высокий риск, не только для экономики государства, но и для благосостояния населения. В связи с этим любые меры поддержки, реализующиеся в данной сфере, должны положительно влиять на темпы ее развития, содействуя достижению национальным целям.
Степень разработанности темы. Если тема эффективности интеграции проектного подхода в систему государственного управления достаточно исследована, то исследованность эффективности реализации конкретного национального проекта по развитию малого и среднего предпринимательства в России в определенном субъекте практически отсутствует, поскольку в большинстве регионов страны индивидуальные темпы и методы реализации национального проекта, а также процесс реализации данного проекта стартовал относительно недавно, что не позволило научному сообществу наработать достаточный исследовательский материал, анализирующий эффективность реализации национального проекта на региональном уровне. Однако, в данный момент исследовательская активность в данной сфере стала расти.
Теоретические аспекты эффективности проектного подхода в системе государственного управления исследовались - В.М. Аньшиным, О.В. Леоновой, С. А. Маковкиной, Н.В. Мироненко, О.М. Трофимовой.
Исследование в области перспектив реализации национальных проектов представлен в работах - С.Р. Абрамкиной, А.С. Беднякова, Т.В. Волковой, Л.А. Миэринь.
Проблематика реализации национальных проектов рассматривалась - А.Е. Креминым, Е.П. Кузнецовой.
Объектом исследования выступает национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Предметом исследования является организация процесса реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории Свердловской области.
Цель работы заключается в оценке эффективности реализации органами государственной власти субъекта РФ национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории Свердловской области и выработка рекомендаций по повышению эффективности реализации национального проекта.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты внедрения и развития проектного управления в системе государственного управления,
2. Проанализировать нормативно-правовых акты, регулирующие организацию проектной деятельности в России,
3. Описать сущностные особенности национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»,
4. Охарактеризовать региональную организационную структуру реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и особенности распределения полномочий,
5. Выявить проблемы реализации национального проекта, влияющие на эффективность его реализации,
6. Разработать рекомендации по налаживанию более эффективного процесса реализации настоящего национального проекта.
В рамках исследования применялись такие следующие методы:
- теоретические (анализ документов, контент- анализ);
- эмпирические (экспертное интервью - в исследовании приняло участие 3 эксперта, наблюдение - в период с января по март посетили 3 мероприятия, организованные в рамках реализации национального проекта).
Практическая значимость результатов исследования заключается в представлении рекомендаций направленных на повышение эффективности реализации органами государственной власти субъекта РФ национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Структура работы. Работа содержит введение, 3 главы, по 2 параграфа в каждой, заключение, библиографический список, включающий 47 источников и 5 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе проделанной работы можно сделать вывод, что эффективность деятельности органов государственной власти Свердловской области по реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является неудовлетворительной, как в части исполнения целевых показателей национального проекта, так и в части общего развития сектора МСП в регионе. По итогу исследования были определены ключевые проблемы, влияющие на эффективность деятельности органов государственной власти и предложение пути решения данных и повышения эффективности.
Считаем, что цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены полностью.
Изучив теоретические и нормативно-правовые основы реализации национальных проектов в России, мы установили, что проектный менеджмент в системе реализации государственной политики - это наиболее эффективный инструмент государственного управления, имеющий эволюционную природу развития: от плана ГОЭРЛО до национальных проектов, аккумулирующих ключевой объем ресурсов.
Проанализировав полномочия органов государственной власти Свердловской области по реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» выявили общее соответствие региональной организационной структуры и системы распределения полномочий и федеральным методическим указаниям и рекомендациям. Однако в части исполнения региональных нормативно-правовых актов, регулирующих создание и функционирование органов управления проектами в регионе было определено несоответствие заданым параметрам.
Проведя оценку эффективности деятельности органов государственной власти Свердловской области в рамках реализации национального проекта, были проанализированы данные экспертных интервью, применен метод экспертных оценок, исследованы открытые данные о состоянии сектора МСП в России и в Свердловской области. По итогу, была поставлена неудовлетворительная оценка эффективности деятельности органов государственной власти Свердловской области в части реализации национального проекта.
Определен отрицательный тренд в общем развитии предпринимательского сектора: уменьшение количества занятых в сфере МСП, сокращение количества субъектов МСП в регионе. Помимо этого один из ключевых показателей эффективности реализации национального проекта в регионе - количество выведенных компаний на экспорт не был достигнут по итогам 2019 года. В то же время наблюдается соответствие в части исполнение бюджета и функционированию организационной структуры реализации национального проекта в регионе.
Итогом исследования стало выявление трех основных проблем реализации национального проекта в Свердловской области и предложены рекомендации по повышению эффективности деятельности органов государственной власти в части реализации национального проекта в регионе:
1. Чрезмерная бюрократизация системы регулирования и поддержки сферы малого и среднего предпринимательства в России и Свердловской области: создание универсальной электронной платформы для предпринимателей, предоставляющая доступ ко всем услугам и функциям доступных для бизнеса, уменьшение количество предоставляемых документов через организацию внутренней системы обмена данных.
2. Финансовые проблемы малого и среднего предпринимательства: было предложено несколько вариантов уменьшения остроты данной проблемы без прямых денежных вливаний. Было предложено изменить процедуру взимания государственных пошлин для снижения финансовой нагрузки на только открывающейся бизнес; создать запас контрольно-кассовых аппаратов, которые на безвозмездной основе могут выдаваться предпринимателям с дальнейшим выкупом или арендой; публикация данных о количестве и объеме финансовой поддержке, которая доступна на данный момент и в будущем.
3. Низкая информированность граждан и предпринимательского сообщества о существующих мерах поддержки начинающих и действующих предпринимателей в рамках реализации национального проекта: проблема, актуальная не только для органов власти в части реализации национальных проектов, но представляет собой фактор, снижающий эффективность, в целом, всей системы государственного и муниципального управления. Для ее решение было предложено отдать на аутсорсинг информационную политику в рамках национальных проектов, а также наладить взаимодействие с ФНС РФ в части предоставление данных о предпринимателях об оповещении их о возможностях получения мер поддержки от государства в рамках национального проекта.
Таким образом, можно подвести итог, что национальные проекты представляют собой качественно новый уровень проектного менеджмента в системе государственного управления, требующий более эффективной работы органов государственной власти всех уровней, чем требовалось ранее. Поэтому, эффективность органов государственной власти Свердловской области зависит в первую очередь от возможности системы оперативно подстраиваться под новые управленческие и организационные модели, использовать гибкие системы управления проектными продуктами и применять все возможные ресурсы, имеющиеся у государства. В случае, если органы государственной власти Свердловской области справятся с возникающими угрозами эффективности их деятельности, к 2024 году они смогут достичь плановых целевых показателей по развитию сектора МСП.



1. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс]// СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 02.06.2020).
2. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 07.06.2020).
3. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан): Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 07.06.2020).
4. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 07.06.2020).
5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года No 204 // Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2020).
6. О Совете При Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов: Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2005 года №1226 (ред. от 20.09.2010) [Электронный ресурс]// СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 02.06.2020).
7. Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25 апреля 2019 г. № 193 [Электронный ресурс]// СПС Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72130744/(Дата обращения 07.06.2020).
8. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. N 1528// СПС Гарант. URL https://base.garant.ru/72136060/(Дата обращения 06.06.2020).
9. О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 (в ред. от 02.04.2020 г.)// СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/104578/(Дата обращения: 22.05.2020).
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный" ресурс] : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года No 316 (ред. от 14.10.2019) // СПС «КонсультантПлюс». URL:
http://www.consultant.ru/(дата обращения: 22.05.2020)
11. Об утверждении федеральной целевой научно-технической программы на 1996-2000 годы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1414// СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/1549052/(Дата обращения 22.05.2020).
12. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке: Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 N 1764 (ред. от 31.03.2020) [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 07.06.2020).
13. Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р (ред. от 12.03.2020) [Электронный ресурс]// СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 02.06.2020).
14. Методические указания по разработке национальных проектов (программ): утверждено Правительством РФ от 4 июня 2018 г. N 4072п-П6 [Электронный ресурс]// СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/71970048/(Дата об-ращения 07.06.2020).
15. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти: Распоряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 N 26Р-АУ// СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162120/ (Дата обращения 04.06.2020).
16. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 10006-2005. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании: дата введения: 2006-06-01// СПС Гарант. URL:
https://base.garant.ru/6179277/(Дата обращения 22.05.2020).
17. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Дата введения: 2009-09¬10// СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/12168234/(Дата обращения 02.06.2020).
18. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. Дата введения: 2012-09-01// СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/70245820/(Дата обращения 02.06.2020).
19. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54870-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов. Дата введения: 2012-09¬01// СПС Гарант. URL https://base.garant.ru/70227560/(Дата обращения 02.06.2020).
20. Об организации проектной деятельности в Правительстве Свердловской области и исполнительных органах государственной власти Свердловской области: Указ Губернатора Свердловской области от 14 февраля 2017 г. N 84-УГ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]// СПС Гарант. URL https://base.garant.ru/46725600/(Дата обращения 07.06.2020).
21. О Совете при Губернаторе Свердловской области по приоритетным стратегическим проектам Свердловской области: Указ Губернатора Свердловской области от 06.03.2017 N 129-УГ (с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]// СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/46727350/(Дата обращения 07.06.2020).
22. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года No 16) // Правительство России: [Электронный ресурс]. URL:
http://government.ru/rugovclassifier/864/events/(дата обращения: 06.06.2020).
23. Методические указания по порядку и типовой форме заключения соглашения между руководителем федерального проекта и руководителем регионального проекта о реализации на территории субъекта РФ регионального проекта утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 17 декабря 2018 года No 15) // Правительство России: [Электронный ресурс]. URL:
http://static.government.ru/media/files/qAjnutcLUahb8ro3o6UWm1CwgDf4BD FA.pdf (дата обращения: 06.06.2020).
2. Другие источники
24. Господдержка оказалась нужна только 3% малого бизнеса. РБК, 4 июля
2017 г. [Электронный ресурс] URL:
https://www.rbc.ru/economics/04/07/2017/595bba0e9a7947c55b2396d5(Дата обращения: 07.06.2020).
25. Исследование НАФИ и платформы для предпринимателей «Деловая среда»: проблемы бизнеса в России сегодня. Аналитический центром НАФИ, 5 марта 2018 г. [Электронный ресурс] URL:
https://nafi.ru/analytics/issledovanie-problemy-biznesa-v-rossii-segodnya/(Дата обращения: 07.06.2020).
26. Опрос бизнеса показал итоги первого года реализации нацпроекта по МСП. Торгово-промышленная палата РФ, 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://tpprf.ru/ru/interaction/experts/comments/340501/(Дата обращения 05.06.2020).
27. Проблемы малого бизнеса в России в 2020 году. Проблемы малого бизнеса
согласно исследованиям Альфабанка [Электронный ресурс] URL: https://rkoff.ru/problemy-malogo-biznesa-rossii-2020/ (Дата обращения:
07.06.2020).
28. Министр экономики Максим Орешкин о новой системе оценки работы глав регионов // Коммерсантъ. 2019. 29 апреля. С. 1.
29. Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс] URL: http://сп.рф/audit-national/9508 (Дата обращения: 07.06.2020).
30. Сайт «Мой Бизнес». [Электронный ресурс] URL:
https://мойбизнес.рф/project (дата обращения: 07.06.2020).
31. Сайт «Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства». [Электронный ресурс] URL: https://sofp.ru/meropriyatiya/(дата обращения: 07.06.2020).
32. Сайт «Project management institute». [Электронный ресурс] URL: http://pmi.org/(дата обращения: 02.06.2020).
3. Литература
33. Алешин А. В., Аньшин В. М., Багратиони К. А. и др. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. 620 с.
34. Андреев А. А., Бурков В.Н., Воропаева В.И. Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов. М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010. 256 с.
35. Баринова В.А. Проблемы статистического учета динамики сектора малых и средних предприятий в России // Экономическое развитие России. 2018. Т. 25. №1. С. 40-48.
36. Гегедюш Н. С. Проектное управление в органах власти: учебник и практикум для вузов / Н. С. Гегедюш. 2-е изд. М.: Юрайт, 2020. 186 с.
37. Гилева И.С. Современные проблемы малого и среднего предпринимательства в России: по материалам социологических исследований. №4(9). 2019. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41527391(дата обращения: 11.06.2020).
38. Дынник Д.И. Национальные проекты: основные положения и проблемы в управлении // Правовестник. №6(8). 2018. С. 11-13.
39. Котляров И.Д. Применение аутсорсинга в государственной деятельности в РФ// Вопросы государственного и муниципального управления. №2. 2012. С. 112-120.
40. Кремин А.Е., Кузнецова Е.П. Проблемы реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в России // Вектор экономики. №11(41). 2019. С. 40-42.
41. Мироненко Н.В. Эволюция развития проектного управления в России и за рубежом // Управленческое консультирование. 2017. №6. С. 65-72.
42. Мищенко В.В., Лапшин Е.А. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства: современное состояние и перспективы развития // Экономика, профессия, бизнес. 2017. №4. С. 56-64.
43. Павлов А.Н. Опыт управления проектами на основе стандарта PMI PMBOK. Изложение методологии и опыт применения. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 208 с.
44. Репин В.Г., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 544 с.
45. Сороко. Г. Я. Развитие теории и практики проектного управления: роль научной школы государственного университета управления (часть 1) // Вестник университета. 2019. №8. С. 111-117.
46. Трофимова О. М., Маковкина С. А. Внедрение стандартов управления проектами в государственное и муниципальное управления // Вопросы управления. 2016. № 4(41). С. 52-58.
47. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide). PMI, 2013. 589 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ