Введение 3
1 Понятие, история становления и развития мер пресечения в отечественном
законодательстве 6
1.1 История становления и развития мер пресечения в отечественном
законодательстве 6
1.2 Понятие и классификация мер пресечения 21
2 Понятие и сущность запрета определенных действий и его место в отечественной
системе мер пресечения 28
2.1 Понятие, сущность и содержание запрета определенных действий 28
2.2 Место запрета определенных действий в отечественной системе мер пресечения 52
3 Основания, условия и порядок избрания меры пресечения - запрет определенных
действий 57
3.1 Основания и условия избрания меры пресечения в виде запрета определенных
действий 57
3.2 Процессуальный порядок применения меры пресечения - запрет определенных
действий 69
Заключение 87
Список использованных источников и литературы 91
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в 2018 г. в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) Федеральным законом от 18.04.2018 № 72-ФЗ система мер пресечения, закрепленная в гл. 13 УПК РФ, была дополнена новой мерой пресечения - запрет определенных действий.
Данное изменение уголовно-процессуального законодательства отражает попытки законодателя усовершенствовать систему мер пресечения, с целью обеспечения надлежащего баланса интересов сторон уголовного судопроизводства, нормального порядка уголовного процесса, а также - в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в контексте действия принципа презумпции невиновности.
Расширение системы мер пресечения путем ее дополнения запретом определенных действий предоставит как правоприменителю, так и суду возможность выбрать наиболее адекватный способ реагирования на поведение обвиняемого (подозреваемого).
В Российской Федерации за период с 2018 по 2022 год отмечается рост популярности применения запрета определенных действий. Так, в 2018 году судами было окончено производством 347 ходатайств об избрании вышеуказанной меры пресечения, из которых было удовлетворено 301 ходатайство. В 2022 году таких ходатайств было рассмотрено уже 3464, из которых было удовлетворено 3085 ходатайств.
Актуальность темы исследования подтверждается тем, что на сегодняшний день ввиду новизны запрета определенных действий для отечественного уголовно¬процессуального законодательства, данная мера в недостаточной степени регламентирована правовыми нормами. Новизна вышеуказанной меры пресечения также обусловливает дефицит научно-методических рекомендаций, касающихся применения запрета определенных действий. Учет этих обстоятельств, позволяет прийти к выводу, что на сегодняшний день эффективно применять запрет определенных действий для решения задач уголовного процесса представляется затруднительным.
Однако запрет определенных действий обладает потенциалом, позволяющим частично снять существующую напряженность в рамках досудебных стадий уголовного процесса, которая возникает ввиду активного применения в отношении обвиняемых (подозреваемых) другой меры пресечения, предусмотренной в гл. 13 УПК РФ - заключение под стражу.
Таким образом, вышеуказанные доводы свидетельствуют об актуальности темы диссертационного исследования.
Предметом диссертационного исследования являются общепризнанные
принципы и нормы международного права, нормы Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно¬процессуального законодательства, регламентирующие избрание и применение меры пресечения в виде запрета определенных действий.
Также в предмет исследования входит судебная практика: правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) и иных судов общей юрисдикции, теоретические положения, которые касаются генезиса, современного состояния, особенностей избрания и применения меры пресечения - запрета определенных действий, а также - нормативно-правовые акты зарубежных государств, касающиеся мер, аналогичных или схожих с запретом определенных действий.
Объектом диссертационного исследования являются правоотношения, которые возникают между предусмотренными УПК РФ участниками уголовного судопроизводства, в связи с применением органами предварительного расследования и судом норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих основания, порядок избрания и исполнения меры пресечения - запрета определенных действий.
Целью диссертационного исследования является всестороннее рассмотрение и изучение недавно введенной в уголовно-процессуальное законодательство РФ меры пресечения - запрет определенных действий, изучение статистических данных применения данной меры пресечения, выявление пробелов в правовом регулировании данной меры пресечения с последующей выработкой предложений по совершенствованию законодательных и иных НПА, нормы которых регулируют разные аспекты применения запрета определенных действий.
Задачи диссертационного исследования:
- определение правовой природы запрета определенных действии как меры пресечения;
- выявление предпосылок введения меры пресечения - запрета определенных действий в уголовно-процессуальное законодательство РФ;
- определение места запрета определенных действий в системе мер пресечения;
- изучение оснований, условий применения, а также видов запретов, составляющих содержание вышеуказанной меры пресечения;
- изучение процессуального порядка избрания и сроков применения запрета определенных действий, а также порядка изменения или отмены данной меры пресечения;
- определение фактического состояния практики применения запрета определенных действий за период с 2018 по 2022 гг.;
- формулирование рекомендаций, направленных на устранение выявленных пробелов в области применения запрета определенных действий.
Теоретическую базу диссертационного исследования составляют научные работы О. И. Андреевой, А. О. Бекетова, Л. В. Бертовского, В. П. Божьева, С. И. Викторского, Ю. Р. Гершевского, И. В. Головинской, Ю. Л. Дябловой, О. В. Желевой, С. В. Зуева, Е. Г. Ларина, Е. В. Ларкиной, В. А. Михайлова, Ю. Г. Овчинникова, И. Л. Петрухина, Т. К. Рябининой, И. Г. Савицкой, М.С. Строговича, М. А. Чельцова, С. С. Черновой, В. Б. Шабанова, С. А. Яковлевой и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что его результаты позволили подробно охарактеризовать запреты, которые составляют содержание меры пресечения - запрета определенных действий, выявить проблемы процессуального порядка избрания и применения вышеуказанной меры пресечения и предложить пути их решения.
Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют постановления Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Постановления Конституционного Суда РФ), постановления Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ), постановления (включая постановления судов апелляционной инстанции) об избрании меры пресечения - запрет определенных действий, вынесенных судами общей юрисдикции и размещенные на официальных электронных ресурсах в информационной сети «Интернет», полученные путем случайной выборки; статистические данные, опубликованные на сайте Судебного департамента при ВС РФ.
Выводы и положения, сформулированные в ходе проведенного исследования, могут быть использованы законодателем в целях устранения имеющихся пробелов в правовом регулировании запрета определенных действий, для повышения уровня подготовки специалистов-практиков, осуществляющих деятельность, связанную с применением правовых норм, регулирующих запрет определенных действий. Результаты исследования могут быть в дальнейшем использованы для написания научных статей, курсовых работ и проведения иных диссертационных исследований, а также могут быть использованы студентами и преподавателями юридических факультетов в ходе изучения и преподавания дисциплины «Уголовный процесс». В этом проявляется практическая значимость данного исследования.
На сегодняшний день институт мер пресечения направлен на обеспечение нормального хода уголовного процесса, правомерного поведения обвиняемого (подозреваемого), а также предназначен для обеспечения публичных интересов правосудия, что может привести к ограничению ряда прав и свобод человека и гражданина.
Это обусловливает необходимость искать разумный баланс частных и публичных интересов при выборе меры пресечения из числа тех, которые закреплены в гл. 13 УПК РФ.
Запрет определенных действий как самостоятельная мера пресечения является новеллой для отечественного уголовно-процессуального законодательства, ранее не имевшей аналогов на предыдущих этапах его развития.
Изучение генезиса запрета определенных действий позволяет прийти к выводу, что часть запретов, составляющих содержание вышеуказанной меры пресечения в формулировках аналогичных или отличных от положений ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ, на предшествующих этапах развития отечественного уголовно-процессуального законодательства были закреплены и применялись уполномоченными органами и должностными лицами в рамках иных мер пресечения.
В исторической ретроспективе мерой пресечения, в которой содержалось большинство запретов аналогичных закрепленным в ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ запретам, был домашний арест.
Запрет определенных действий можно рассматривать не только в качестве альтернативы наиболее строгой по степени ограничения прав и свобод обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения - заключению под стражу, запрет определенных действий имеет более гибкий характер в сравнении еще с одной мерой пресечения - домашним арестом, но и как проявление движения законодателя в сторону гуманизации и индивидуализации отечественного уголовного процесса.
Появление в отечественной системе мер пресечения запрета определенных действий привело к возникновению дискуссий о его месте в системе мер пресечения в отечественном законодательстве и сущности данной меры пресечения.
Вопрос классификации мер пресечения является предметом активного изучения среди отечественных авторов, что проявляется через существование различных подходов к классификации данных мер. Например, они могут быть классифицированы по субъекту, который имеет право применять данные меры, либо по характеру оказываемого воздействия, а также - по другим критериям.
Чаще всего в научных работах выделяется классификация мер пресечения по виду принуждения, которая предполагает разделение всех мер пресечения на две группы: психолого-принудительные и физически-принудительные.
В научной литературе активно обсуждается вопрос о сущности запрета определенных действий.
Об активности обсуждения свидетельствует как количество, так и полярность суждений, выдвигаемых авторами.
Все начинается от отрицания самостоятельного характера запрета определенных, или отнесения его к иным мерам уголовно процессуального характера, а заканчивается через понимание запрета определенных действий, как производной от домашнего ареста.
Здесь интересны точки зрения О.Д. Вастьяновой и Е.В. Ларкиной.
В настоящее время в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве отсутствуют легальные определения понятий «основания» и «условия» избрания мер пресечения.
Разными авторами предлагались и предлагаются как собственные определения понятия «основания избрания мер пресечения», так и их перечень, отличный от того, который закреплен в ст. 97 УПК РФ.
Что касается перечня оснований избрания мер пресечения, в том числе - запрета определенных действий, то на сегодняшний день он исчерпывающим образом закреплен в ст. 97 УПК РФ, чего нельзя сказать об «условиях избрания мер пресечения», что порождает в научной среде дискуссию.
Свои подходы к пониманию «условий избрания мер пресечения» предлагали и предлагают такие авторы, как Н. А. Андроник, В. П. Божьев, Н. И. Капинус и др.
Наибольший интерес представляет выделение общих и специальных условий избрания мер пресечения.
К общим условиям можно отнести:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- принимаемое решение оформлено в надлежащую процессуальную форму;
- решение об избрании меры пресечения принято уполномоченным органом или должностным лицом;
- лицо, в отношении которого принимается решение об избрании меры пресечения должно находится в предусмотренном уголовно-процессуальным законом процессуальном статусе.
К специальным условиям избрания запрета определенных действий, можно отнести:
- невозможность избрания иной, более мягкой меры пресечения;
- применение запрета определенных действий исключительно на основании решения суда, что обусловлено ограничением данной мерой пресечения конституционных прав и свобод обвиняемого (подозреваемого).
Содержание меры пресечения - запрет определенных действий составляют запреты, предусмотренные в ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ.
На сегодняшний день перечень запретов является закрытым, однако, в науке существуют предложения сделать вышеуказанный перечень открытым, наделив суд правом запретить обвиняемому (подозреваемому) иные действия.
Данные предложения можно признать интересными, однако, открытие перечня запретов, предусмотренных ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ может создать предпосылки для злоупотребления со стороны как правоприменителя и суда и последующего нарушения прав и свобод обвиняемого (подозреваемого).
Запреты, предусмотренные п. 1, 2 и п. 6 ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ являются новеллой отечественного уголовно-процессуального законодательства.
Что касается запретов, предусмотренных п. 3-5 ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ, то они были закреплены в отечественном законодательстве еще до появления запрета определенных действий в качестве самостоятельной меры пресечения и устанавливались в отношении обвиняемого (подозреваемого) при избрании меры пресечения - домашний арест.
Поскольку мера пресечения - запрет определенных действий является новой для отечественного уголовно-процессуального законодательства, то на сегодняшний день избрание и применение вышеуказанных запретов не лишено проблем, обусловленных как пробелами и несовершенством законодательства, так и недостаточным уровнем технологического развития средств контроля за исполнением запретов.
Мера пресечения - запрет определенных действий относится к тем, мерам пресечения, которые избираются судом на основании ходатайства следователя или дознавателя.
Стоит отметить, что в науке существуют предложения использовать внесудебный порядок при избрании запрета определенных действий, однако, данные предложения в настоящее время не являются убедительными.
Порядок избрания запрета определенных действий в соответствии с ч. 2 ст. 105.1 УПК РФ определяется нормами ст. 108 УПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.1 УПК РФ.
В части порядка избрания и исполнения запрета определенных действий, несмотря на нормативную регламентацию, на практике существуют пробелы и дискуссионные вопросы.
К их числу можно отнести: избрание меры пресечения в отсутствие обвиняемого (подозреваемого), обеспечение личного участия в судебном заседании подозреваемого, задержанного в порядке ст.ст. 91 и 92 УПК РФ, роль потерпевшего при принятии судом решения об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) запрета определенных действий, вопросы зачета срока применения запрета определенных действий в срок наказания в виде лишения свободы или применения иных мер пресечения - заключение под стражу, домашний арест, а также - замены запрета определенных действий на более строгую меру пресечения и др.
Наличие данных пробелов или дискуссионных вопросов обусловлено новизной для отечественного уголовно-процессуального законодательства меры пресечения - запрет определенных действий.
Все вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что в настоящее время необходимо продолжать как теоретическое обоснование данной меры пресечения, так и активное изучение правоприменительной практики в целях поиска наиболее оптимальных способов устранения уже выявленных недостатков, а также тех пробелов и недостатков, которые потенциально могут возникнуть в будущем в связи с расширения применения данной меры пресечения, на которое указывают статистические данные.
В условиях расширения правового взаимодействия правовых систем различных государств и с учетом общей динамики развития общества не менее важно как научному сообществу, так и законодателю держать на повестке дня вопросы, связанные как с возможным расширением содержания запретов, которые уже закреплены в ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ, так и - с введением новых при наличии предпосылок для этого.
Важным инструментом в этой связи может стать анализ, заимствование и оптимизация наиболее эффективных подходов к ограничениям, запретам, налагаемых на обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений в других государствах.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (с изм. от 1 июля 2021 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка.
- М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/7ysclidHsqjc apcbe996805133 (дата обращения: 08.01.2024).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : (ред. от 06 апр. 2024 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ : (ред. от 22 апр. 2024 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 07 апр. 2011 г. № 420-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста : федер. закон от 18 апр. 2018 г. № 72-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2022 г. № 610-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. Кодекс профессиональной этики адвоката : принят I Всерос. съездом адвокатов 31 янв. 2003 г. : (ред. от 15 апр. 2024 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2024. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М. Ю. Карелина, В. К. Рогожкина и М. В. Филандрова : постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 16 июня 2009 г. № 9-П // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2024. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 25 дек. 2009 г. № 1 : (ред. от 28 июня 2022 г.) // КонсультантПлюс
: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции : постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 27 нояб. 2012 г. № 26 :
(ред. от 27 июня 2023 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога : постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 19 дек. 2013 г. № 41 : (ред. от 11 июня 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции : постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 25 июня 2019 г. № 19 : (ред. от 29 июня 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. Апелляционное постановление Приморского краевого суда от 26 апр. 2019 г. № 22К-2000/2019. // Судебные и нормативные акты РФ. - [Б. м.], 2019. - URL: https://sudact.ru/regular/doc/CcP50KzMhrD/7ysclidHssx6b8vjg486303 491 (дата обращения 27.01.2024).
14. Апелляционное постановление Краснодарского краевого суда от 16 сент.
2019 г № 22-6477/2019 22К-6477/2019. // Судебные и нормативные акты РФ. - [Б. м.], 2019. - URL: https://sudact.ru/regular/doc/LlGG6tZ25LVl/ (дата обращения 13.04.2024).
15. Апелляционное постановление Воронежского областного суда от 15 апр.
2020 г. № 3/2- 155/2020. // Судебные и нормативные акты РФ. - [Б. м.], 2020. - URL: https:/ /sudact.ru/regular/doc/PbrQI8KcTQUO/?page=3#snippet (дата обращения 23.01.2024)... 125