СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 7
1.1. Характеристика соревновательного периода в лыжных
гонках 7
1.2. Особенности тренировочного процесса в соревновательном периоде у
лыжников-гонщиков 11-13 лет 10
1.3. Методы и средства физической подготовки лыжников-гонщиков 11-
13 лет в соревновательном периоде 16
1.4. Заключение по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Задачи исследования 28
2.2. Методы исследования 28
2.2.1. Анализ научно-методической литературы 29
2.2.2. Педагогическое наблюдение 29
2.2.3. Тестирование психофизиологических способностей с помощью
Аппаратно-программного комплекса (АПК) «Спортивный
психофизиолог 29
2.2.4. Педагогический эксперимент 35
2.2.5. Математико-статические методы 37
2.3. Организация исследования 39
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОМОТОРНЫХ
РЕАКЦИЙ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 11-13 ЛЕТ 40
3.1. Констатирующий эксперимент по определению величины
психомоторных реакций у лыжников-гонщиков 11-13 лет в соревновательном периоде 40
3.2. Методика применения авторского комплекса упражнений
«Психоэмоциональные всплески» в соревновательном периоде лыжников-гонщиков 11-13 46
3.3. Результаты применения комплекса упражнений
«Психоэмоциональные всплески» в соревновательном периоде лыжников-гонщиков 11-13 лет 61
ВЫВОДЫ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ A 89
ПРИЛОЖЕНИЕ B 90
ПРИЛОЖЕНИЕ C 91
ПРИЛОЖЕНИЕ D 92
ПРИЛОЖЕНИЕ E 93
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 7
1.1. Характеристика соревновательного периода в лыжных
гонках 7
1.2. Особенности тренировочного процесса в соревновательном периоде у
лыжников-гонщиков 11-13 лет 10
1.3. Методы и средства физической подготовки лыжников-гонщиков 11-
13 лет в соревновательном периоде 16
1.4. Заключение по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Задачи исследования 28
2.2. Методы исследования 28
2.2.1. Анализ научно-методической литературы 29
2.2.2. Педагогическое наблюдение 29
2.2.3. Тестирование психофизиологических способностей с помощью
Аппаратно-программного комплекса (АПК) «Спортивный
психофизиолог 29
2.2.4. Педагогический эксперимент 35
2.2.5. Математико-статические методы 37
2.3. Организация исследования 39
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОМОТОРНЫХ
РЕАКЦИЙ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 11-13 ЛЕТ 40
3.1. Констатирующий эксперимент по определению величины
психомоторных реакций у лыжников-гонщиков 11-13 лет в соревновательном периоде 40
3.2. Методика применения авторского комплекса упражнений
«Психоэмоциональные всплески» в соревновательном периоде лыжников-гонщиков 11-13 46
3.3. Результаты применения комплекса упражнений
«Психоэмоциональные всплески» в соревновательном периоде лыжников-гонщиков 11-13 лет 61
ВЫВОДЫ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ A 89
ПРИЛОЖЕНИЕ B 90
ПРИЛОЖЕНИЕ C 91
ПРИЛОЖЕНИЕ D 92
ПРИЛОЖЕНИЕ E 93
Лыжные гонки - один из самых массовых и популярных видов спорта, включающий в себя состязания в беге на лыжах по пересеченной местности.
Тренировочный процесс в лыжных гонках - это многолетняя и очень сложная система, связанная, прежде всего с динамикой возрастного развития, и индивидуальными особенностями спортсменов, принципами и закономерностями становления спортивного мастерства в лыжных гонках.
Актуальность. В современном лыжном спорте уровень спортивных результатов постоянно растет. Совершенствуются стили передвижения на лыжах, а также модернизируется спортивный инвентарь. Возрос тренировочный объём и интенсивность физических нагрузок. Все эти факторы непосредственным образом влияют на тренировочный процесс лыжников-гонщиков в соревновательном периоде. Так же в процессе подготовки лыжников-гонщиков массовых разрядов в соревновательном периоде существует ряд противоречий по форме и содержанию, необходим поиск верных методов и средств, способствующих повышению спортивных результатов.
В научно-методической литературе имеются всего несколько работ, показывающие направление совершенствования тренировочного процесса на основе улучшения психомоторных реакций у детей (Т.П. Хризман, В.П. Еремеева, Т.Д. Лоскутова, 2012), поэтому есть необходимость исследования этой проблемы. В связи, с чем существует необходимость в разработке комплекса упражнений, повышающего уровень психофизических способностей. А так же, выявить влияние уровня психофизических способностей на спортивный результат, как критерия способствующего совершенствованию тренировочного процесса в соревновательном периоде лыжников-гонщиков 11-13 лет.
Цель исследования: совершенствование тренировочного процесса лыжников-гонщиков 11-13 лет в соревновательном периоде с применением комплекса упражнений «Психоэмоциональные всплески»
Объект исследования: тренировочный процесс лыжников-гонщиков 11-13 лет в соревновательном периоде
Предмет исследования: совершенствование тренировочного процесса лыжников-гонщиков 11-13 лет в соревновательном периоде на основе оптимизации психомоторных реакций.
Гипотеза: предполагалось, что внедрение авторского комплекса упражнений «Психоэмоциональные всплески», сформированного на основе показателей психофизических способностей, улучшит соревновательный результат лыжников-гонщиков 11-13 лет.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлены основные особенности подготовки лыжников- гонщиков 11-13 лет в соревновательном периоде, такие как морфологические, физиологические, психофизические, психологические;
2. Разработан авторский комплекс упражнений
«Психоэмоциональные всплески» способствующий повышению активности нервной системы к предстоящей двигательной деятельности и повышению уровня психофизических способностей;
3. Установлено прямое влияние уровня психофизических способностей на показатели спортивного результата. Чем выше уровень психофизических способностей лыжников-гонщиков 11-13 лет, тем выше показатели спортивного результата на соревнованиях (P<0,05).
Теоретическая значимость: заключается в получении новых знаний об особенностях применения комплекса упражнений «Психоэмоциональные всплески» у лыжников-гонщиков 11-13 лет в соревновательном периоде.
Практическая значимость: заключается в использования результатов исследования тренерами-преподавателями ДЮСШ, СДЮСШОР не только Томской области, но других регионов Российской Федерации.
Структура и объем магистерской диссертации: состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы (80 источников), приложения. Общий объем составляет 93 страницы печатного текста, включая 14 таблиц, 23 рисунка и 5 приложений.
Тренировочный процесс в лыжных гонках - это многолетняя и очень сложная система, связанная, прежде всего с динамикой возрастного развития, и индивидуальными особенностями спортсменов, принципами и закономерностями становления спортивного мастерства в лыжных гонках.
Актуальность. В современном лыжном спорте уровень спортивных результатов постоянно растет. Совершенствуются стили передвижения на лыжах, а также модернизируется спортивный инвентарь. Возрос тренировочный объём и интенсивность физических нагрузок. Все эти факторы непосредственным образом влияют на тренировочный процесс лыжников-гонщиков в соревновательном периоде. Так же в процессе подготовки лыжников-гонщиков массовых разрядов в соревновательном периоде существует ряд противоречий по форме и содержанию, необходим поиск верных методов и средств, способствующих повышению спортивных результатов.
В научно-методической литературе имеются всего несколько работ, показывающие направление совершенствования тренировочного процесса на основе улучшения психомоторных реакций у детей (Т.П. Хризман, В.П. Еремеева, Т.Д. Лоскутова, 2012), поэтому есть необходимость исследования этой проблемы. В связи, с чем существует необходимость в разработке комплекса упражнений, повышающего уровень психофизических способностей. А так же, выявить влияние уровня психофизических способностей на спортивный результат, как критерия способствующего совершенствованию тренировочного процесса в соревновательном периоде лыжников-гонщиков 11-13 лет.
Цель исследования: совершенствование тренировочного процесса лыжников-гонщиков 11-13 лет в соревновательном периоде с применением комплекса упражнений «Психоэмоциональные всплески»
Объект исследования: тренировочный процесс лыжников-гонщиков 11-13 лет в соревновательном периоде
Предмет исследования: совершенствование тренировочного процесса лыжников-гонщиков 11-13 лет в соревновательном периоде на основе оптимизации психомоторных реакций.
Гипотеза: предполагалось, что внедрение авторского комплекса упражнений «Психоэмоциональные всплески», сформированного на основе показателей психофизических способностей, улучшит соревновательный результат лыжников-гонщиков 11-13 лет.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлены основные особенности подготовки лыжников- гонщиков 11-13 лет в соревновательном периоде, такие как морфологические, физиологические, психофизические, психологические;
2. Разработан авторский комплекс упражнений
«Психоэмоциональные всплески» способствующий повышению активности нервной системы к предстоящей двигательной деятельности и повышению уровня психофизических способностей;
3. Установлено прямое влияние уровня психофизических способностей на показатели спортивного результата. Чем выше уровень психофизических способностей лыжников-гонщиков 11-13 лет, тем выше показатели спортивного результата на соревнованиях (P<0,05).
Теоретическая значимость: заключается в получении новых знаний об особенностях применения комплекса упражнений «Психоэмоциональные всплески» у лыжников-гонщиков 11-13 лет в соревновательном периоде.
Практическая значимость: заключается в использования результатов исследования тренерами-преподавателями ДЮСШ, СДЮСШОР не только Томской области, но других регионов Российской Федерации.
Структура и объем магистерской диссертации: состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы (80 источников), приложения. Общий объем составляет 93 страницы печатного текста, включая 14 таблиц, 23 рисунка и 5 приложений.
1. Анализ литературы показал, что имеется небольшое количество работ, показывающих направление совершенствования тренировочного процесса на основе улучшения психомоторных реакций у детей (Т.П. Хризман, В.П. Еремеева, Т.Д. Лоскутова, 2014), поэтому есть необходимость исследования этой проблемы. В связи, с этим существует необходимость в разработке комплекса упражнений, повышающего уровень психофизических способностей лыжников-гонщиков. А так же, выявить влияние повышения уровня психофизических способностей на спортивный результат, как критерия способствующего совершенствованию тренировочного процесса в соревновательном периоде лыжников-гонщиков 11-13 лет.
2. Нами разработан авторский комплекс упражнений «Психоэмоциональные всплески», направленный на повышение уровня психомоторных способностей.
Комплекс упражнений «Психоэмоциональные всплески» имеет две разновидности: тренировочный, включающий в себя четыре упражнения и предсоревновательный, включающий в себя два упражнения.
3. На основании результатов педагогического эксперимента установлено, что применение комплекса упражнений «Психоэмоциональные всплески» в соревновательном периоде у лыжников-гонщиков 11-13 лет в экспериментальной группе дало положительный результат, уровень развития психофизических способностей, по сравнению с исходным уровнем достоверно (P<0,05) вырос в среднем на 22 %.
В экспериментальной группе возросло количество лыжников-гонщиков 11-13лет с высоким уровнем психофизических способностей с 20% до 60%. Так же в экспериментальной группе выросло количество победителей и призеров, районных и областных соревнований, повысился соревновательный результат, а в контрольной группе остался на прежнем уровне.
2. Нами разработан авторский комплекс упражнений «Психоэмоциональные всплески», направленный на повышение уровня психомоторных способностей.
Комплекс упражнений «Психоэмоциональные всплески» имеет две разновидности: тренировочный, включающий в себя четыре упражнения и предсоревновательный, включающий в себя два упражнения.
3. На основании результатов педагогического эксперимента установлено, что применение комплекса упражнений «Психоэмоциональные всплески» в соревновательном периоде у лыжников-гонщиков 11-13 лет в экспериментальной группе дало положительный результат, уровень развития психофизических способностей, по сравнению с исходным уровнем достоверно (P<0,05) вырос в среднем на 22 %.
В экспериментальной группе возросло количество лыжников-гонщиков 11-13лет с высоким уровнем психофизических способностей с 20% до 60%. Так же в экспериментальной группе выросло количество победителей и призеров, районных и областных соревнований, повысился соревновательный результат, а в контрольной группе остался на прежнем уровне.





