Аннотация 3
Введение 9
Глава 1 Теоретический анализ проблемы дискриминации на рабочем месте
1.1 Дискриминация на рабочем месте как предмет гуманитарных
исследований 11
1.2 Виды и характеристики дискриминации на рабочем месте 17
1.3 Дискриминация и ее связь с удовлетворенностью
жизнью 34
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи наличия дискриминации на рабочем месте и уровня удовлетворенности жизнью
2.1 Методология и методы исследования понятия дискриминации 38
2.2 Характеристика выборки 39
2.3 Результаты эмпирического исследования 41
2.3.1 Анализ результатов анкетирования 43
2.3.2 Дисперсионный анализ гендерной дискриминации на рабочем месте.
2.3.3. Результаты корреляционного анализа 52
2.3.4. Анализ и интерпретация результатов сравнительного анализа
Глава 3 Тренинг обучения конструктивному совладающему поведению как способ психологической реабилитации в ситуации дискриминации на рабочем месте
3.1 Определение стресса на рабочем месте 58
3.2 Предложения по устранению проблемы дискриминации на рабочем месте
(копинг-стратегии) 59
Заключение 60
Источники 62
Приложение 1 71
Приложение 2 72
Приложение 3 74
Актуальность. В данный момент, в современном обществе наблюдается довольно высокий уровень стресса во всех сферах, особенно, на рабочем месте, где люди проводят большую часть своего времени. Рабочее пространство - это место, в котором люди имеют возможность совершенствовать профессиональные и социальные навыки, всесторонне развиваться. Одной из острых проблем современного общества, с которой сталкиваются работники, является дискриминация. Помимо прочих сложностей на работе, вызывающих стресс, дискриминация также является частой причиной увольнения сотрудников и невозможности устроиться на новое место работы, что, в свою очередь, может негативно влиять не только на продуктивность деятельности человека, но также на ментальное и физическое здоровье.
Цель исследования: рассмотреть психологические аспекты дискриминации на рабочем месте и возможности психологической реабилитации работников в этой ситуации
Объект исследования: дискриминация на рабочем месте
Предмет исследования: психологические индикаторы дискриминации на рабочем месте и психологические «мишени» реабилитации Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ феномена дискриминации на рабочем месте
2. Определить психологические индикаторы и последствия дискриминации на рабочем месте
3. Рассмотреть возможности психологической реабилитации сотрудников, подвергшихся дискриминации на рабочем месте
Общие эмпирические гипотезы исследования:
1. Удовлетворенность жизнью и уровень стресса являются основными психологическими индикаторами в ситуации дискриминации на
рабочем месте. Их выраженность определяется социологе-
психологическими характеристиками работника.
2. Психологическая реабилитация способствует гармонизации в
выраженности психологических индикаторов дискриминации на
рабочем месте.
В соответствии с целями и задачами был использован целый комплекс методов исследования, включающий в себя:
1. Теоретические методы: анализ, обобщение и систематизация научной литературы по проблеме исследования
2. Эмпирические методы: Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана); Шкала удовлетворённости жизнью профессора Динера (SWLS); Опросник для выявления дискриминации по гендерному признаку на рабочем месте, разработанный китайским студентом ФП ТГУ Го Лигэ, адаптированный и доработанный магистрантом ФП ТГУ Сорокиной Е.В.; Опросник Х. Цахера и М. Фрезе "Профессиональная временная перспектива" в обработке исследователей Т.Ю. Базарова и А.В. Парамузова.
3. Математические методы обработки данных: описательные статистики, критерий Колмогорова-Смирнова на нормальность распределения, коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена, критерий Манна-Уитни на достоверность различий между двумя группами.
Эмпирическая база исследования: в данном исследовании в качестве респондентов были выбраны российские работники разных областей деятельности. Общее количество респондентов - 189 человек, из которых женщин - 149, мужчин - 40.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в углублении знаний об аспектах дискриминации на рабочем месте в России. Практическая значимость исследования заключается в использование полученных результатов в организационной психологии или в психологии управления, в оценке и прогнозе поведения личности в стрессовых ситуациях, при подборе и отборе управленческих кадров, создании программ профилактики стресса и стресс-менеджмента у российских работников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Дополнительно работа содержит аннотацию и задание.
Данная работа посвящена анализу психологических индикаторов дискриминации на рабочем месте и рассмотрению возможностей психологической реабилитации работников в этой ситуации.
Для решения поставленных задач в работе был проведён анализ научной литературы по проблеме исследования, тестирование, методы качественной и количественной обработки полученных данных, их обобщение и анализ, содержательная интерпретация полученных результатов.
Результаты теоретического анализа позволили дать следующее определение дискриминации на рабочем месте: избегание со стороны работников или работодателей вступать в трудовые отношения с представителями иной расы, национальности или пола.
Мы выделяли следующие виды дискриминации: по гендерному признаку, возрастная дискриминация, расовая дискриминация, дискриминация по признаку инвалидности, генетики, дискриминация по образу жизни. Большая часть работы была посвящена дискриминации по гендерному признаку, как наиболее часто встречающемуся типу дискриминации на рабочем месте.
В результате проведенных исследований, были определены такие психологические индикаторы и последствия дискриминации на рабочем месте, как значительное снижение удовлетворенности жизнью и работой работников, которые были подвержены дискриминации в сравнении с выборкой работников, которые с феноменом дискриминации не сталкивались.
Также в результате опросов было выявлено, что подавляющее большинство работников, более 90 процентов от общего количества, предпочитают справляться с рабочим стрессом самостоятельно, вследствие чего, автором работы было принято решение рассмотрения в качестве средств предотвращения негативных психологических последствий влияния дискриминации, а также в качестве реабилитации курсы упражнений из арсенала трансперсональной и телесно-ориентированной психотерапии, а также аутотренинги.
Тема, представленная в данной работе, имеет научный интерес и перспективы исследования в дальнейшем, исходя из таких параметров, как возраст респондентов, уровень образования, область деятельности, семейное положение, наличие или отсутствие детей. В данной работе представлены такие переменные, как опыт работы, график работы, пол респондентов, что явилось недостаточным и требует доработки и дополнительных исследований в дальнейшем.
1. Shamionov R. M. Formation of Discriminatory Personal Attitudes in the Process of Socialization. Jzv. .Saratov t/flTV. (ET. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2018. vol. 7, iss. 2, pp. 129-135 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304- 9790-2018-7-2-129135
2. Usova N. V. Analysis of personality characteristics as a determinant of discrimination. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokine tics, 2019, vol. 25, no. 4. pp. 68-72
3. Klenova M. A. Characteristics of objects of discriminatory attitudes among youth, hi: Materials Meshdunarodnoy nauchno-prakticheskoykonferentsii «21 vek: JundamentaVnaya папка i tekhnologii» [Proceedings of the International Scientifi c and Practical Conference “21st Century: Fundamental Science and Technology"']. North Charleston. USA. 2018. pp. 111-114 (in Russian).
Mackie D.. Smith E.. eds. Front prejudice to intergroup emotions: Differentiated reactions to social groups. New York, Psychology Press, 2002. 316 p.
4. Bhugra D. Social discrimination and social justice. International Review of Psychiatry, 2016, vol. 28. no. 4.
pp. 336-341. DOI: 10.108 0/09540261.2016.1210359
5. Ryaguzova E. V. When You Turn Out to Be the Outsider!
Isv. Saratov Univ. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 3, pp. 221—228
(in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790- 2017-6-3-221-228
6. Bocharova E. E. Structural Peculiarity of Discriminatory'
Attitudes of the Personality. Jzv. Saratov Univ. (N. S.)r Ser. Educational Aomeology. Developmental Psychology: 2019, vol. 3. iss. 2, pp. 146-156 (in Russian) DOI: httpsУ/doi.
oig/10.18500/2304-9790-2D19-8-2-146-156
7. Shamionov R. M. Individual Values and Ideological Attitudes as Predictors of Prejudice against Others.
8. «Shamionov R. M., Garber I. E.. Bocharova E. E., Golovanova
A. A., Vagapova A. R, Fadeeva T. Yu., Arendachuk I. V... Akimenko A. K_, KlenovaM. A. Posittvnaya pstkhologtya lichnosti [Positive personality psychology']. Saratov. Izd-vo Sarat. un-ta, 2018. 200 p. (in Russian).»
9. «Bocharova E. E. Etnopsikhologtya sub”yekttvnogo blagopoluchiya molodezhi [Etlmopsychology of the subjective
well-being of the youth], Saratov, Izd-vo Sarat. un-ta, 2015.
176 p. (in Russian).»
10. «Fergus on M. A., Brans combe N. R.. Reynolds K. J. Social, psychological research on prejudice as collective action supporting emergent ingroup members. British Journal of Social Psychology, 2018. no. 58, pp. 1-32. DOI: 10.1111/ bj so. 12294»
11. «Tala ska C. A., Fiske S. T, Chaiken S. Legitimating racial discrimination: A meta-analysis of the racial attitudebeliavior literature shows that emotions, not beliefs, best
predicts discrimination. Social Justice Research, 2003;
no. 21, pp. 263-296.
12. Krasnopolskaya LI., SolodovaG S. The perception of a stranger by a group in the sociology of G. S imine 1. Sociological Journal, 2012. no. 4. pp. 24—35 (in Russian).
13. «Leontiev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroyeniye
i dinamika smyslovoy real'nosti [Psychology' of meaning:
nature, structure and dynamics of semantic reality]. Moscow.
Smysl Publ., 2007. 511 p. (in Russian).
14. Dzhidaryan I. A. Psikhologiya schastya i optimizma [Psychology ofhappiness and optimism]. Moscow, Psychology
Institut RAS. 2013. 268 p. (in Russian).
15. Kun H., Won S Experiences of Discrimination and Its Effect on Life Satisfaction: Understanding Differences within Subgroups of Foreign Spouses from Multicultural Families in Korea. Asian Social Science, 2015, vol. 11, no. 26, pp. 84-74. DOI: 10.5539/ass.vl In26p64
..80