Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Регулирование закупок товаров для государственных нужд

Работа №19292

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5960
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы правового регулирования обеспечения
государственных нужд 7
1.1 Понятие и правовые основы 7
1.2 История становления системы государственных закупок в
отечественном законодательстве 23
1.3 Зарубежный опыт правового регулирования системы
государственных закупок 35
2 Заключение, исполнение, ответственность сторон за неисполнение и (или)
ненадлежащее исполнение контракта на поставку товаров для государственных нужд 42
2.1 Заключение и исполнение контракта на поставку товаров для
государственных и муниципальных нужд 42
2.2 Особенности прекращения и расторжения контракта на поставку
товаров для государственных нужд 48
2.3 Особенности юридической ответственности в рамках контрактов в части неисполнения и (или) ненадлежащего его исполнения на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд 55
3 Пути совершенствования правового регулирования государственных закупок 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



Государственные закупки занимают существенную роль в затратной доле бюджета многих цивилизованных стран, в таком случае они считаются эффективным инструментом управления экономикой. Постоянно актуальны вопросы компании государственных закупок, и заинтересованность к системе прокъюремента во всем обществе остается значительным.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что в нынешней экономике способ государственных закупок считается неотъемлемым компонентом управления государственными капиталами и прочими ресурсами общественного раздела экономики и призвана осуществлять не только функции обеспечения нужд общества, но и государственного регулирования экономики.
В современном понимании государственные закупки - это приобретение на бюджетные средства товаров, услуг и работ, для удовлетворения государственных нужд. Аппарат государственного управления методом закупок осуществляет распределение государственного заказа. Государственный заказ - это заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Государственный заказ предназначен для удовлетворения определенных государственных потребностей.
Статистика Минэкономразвития зафиксировала рост количества государственных закупок с 1 461 298 тыс. руб. в 2011 г. до 2 108 298 тыс. руб. в 2016 г., т. е. на 44,3 % . Это говорит о повышении конкуренции на торгах и росте их эффективности . В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что степень открытости и доступности информации о государственных и муниципальных закупках достаточно высока, и Россия по данному показателю обеспечила себе одно из лидирующих мест в мире. Например, информировать общественность и бизнес - сообщество о закупках для собственных нужд федеральные органы исполнительной власти обязаны еще на стадии планирования: не позднее 20 января указанные государственные заказчики обязаны размещать в Интернете планы - графики закупок на текущий год и ежеквартально проводить их коррекцию с учетом изменения потребностей.
Увеличение эффективности управления государственными закупками в последние года включает в себя попытку формирования обстоятельств для свободной конкурентной борьбы, для создания наиболее прозрачной и открытой системы закупок, а также для борьбы с коррупцией.
Одним из основных направлений для эффективности роста государственных закупок считается развитие системы эффективного контроля за осуществлением бюджетных закупок и соблюдением законодательства в целях предоставления открытости и гласности любой закупки.
Важная роль в этом принадлежит разработанному, открытому и доступному абсолютно всем реестру государственных договоров, расширению использования средств автоматизации в процессе размещения государственных (муниципальных) заявок, установлению жесткой регламентации процедур бюджетных закупок. Реализация мер никак не будет эффективной без увеличения ответственности должностных лиц за неэффективное использование бюджетных средств, срыв сроков поставки и нарушение процедур закупок.
Актуальность темы государственных закупок также обусловлена тем, что специфика природы взаимоотношений, возникающих из гос. контракта на поставку товаров, их характер, содержащий характеристики гражданско- правовых и административных отношений вызывают, так же и многостороннюю юридическую ответственность (гражданско-правовую, уголовную, дисциплинарную). При этом следует понимать первичность признаков гражданского права над всеми последующими правовыми конструкциями.
Изложенное подтверждает актуальность заявленной темы исследования.
Анализ природы гос. контракта показаны в работах В. Г. Блинова, Н. Н. Заботиной, В. Е. Лукьяненко, С. С. Алексеева.
Объектом исследования выступают финансовые общественные отношения, возникающие в рамках реализации контрактной системы в сфере закупок, а также иные непосредственно связанные с ними отношения.
Предметом исследования служат нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Целью исследования является определение путей совершенствования правового регулирования контрактной системы в сфере закупок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть понятие и правовые основы системы государственных закупок;
- изучить историю становления системы государственных закупок в отечественном законодательстве;
- обобщить зарубежный опыт правового регулирования системы государственных закупок;
- рассмотреть заключение и исполнение контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд;
- выявить особенности прекращения и расторжения контракта на поставку товаров для государственных нужд;
- изучить особенности юридической ответственности в рамках контрактов в части неисполнения и (или) ненадлежащего его исполнения на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд;
- предложить пути совершенствования правового регулирования государственных закупок.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы познания. Исследование проводится на основе метода сравнительного правоведения. В целях уяснения современных подходов к теме проведен исторический анализ государственной политики в сфере осуществления закупок на различных этапах развития нашего государства.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ исторического опыта развития отечественного института государственного заказа является не только одним из важнейших методов научного исследования, но и весьма значимым фактором, позволяющим учитывать национальные особенности при выработке рекомендаций по изменению российского законодательства в области государственного заказа.
Организационно - правовые предпосылки создания российской федеральной контрактной системы содержатся: - в Федеральном законе от 21 июля 2005 года № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; - в Федеральном законе от 13 июля 2011 года №223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Не менее важным представляется значение ФКС как существенной составной части государственного управления экономикой и социальной сферой, способствующей взаимосвязи и взаимодействию, функционированию бюджетирования и программно - целевого управления в органичном единстве. В итоге необходима государственная система рыночного регулирования, соединяющая распорядителей бюджетных средств и органы, ответственные за реализацию государственных программ, с производителями и продавцами, поставляющими на рынок товары и услуги, требуемые для реализации программ, на основе контрактов, договоров.
Федеральная контрактная система призвана обеспечивать рациональность и взаимную выгодность таких контрактов, их правовую поддержку, способствовать облегчению процедур заключения и выполнения договоров и контрактов.
Закон № 44- ФЗ имеет собственной целью упрочнение контроля за расходованием средств бюджета и всеобщее раскрытие информации о расходах государственного заказчика. К каким результатам в конечном итоге приведет использование норм новейшего законодательства, покажет время, а сегодня остается только надеяться, что он обеспечит наиболее эффективное расходование бюджетных средств.
Можно сделать вывод о том, что в современный период принятие Закона №44- ФЗ является, безусловно, позитивным явлением. Вместе с тем ведение новых норм в области закупок для государственных (муниципальных) нужд пока не позволило достичь в полном объеме запланированной оптимизации и увеличения экономии расходов бюджета на государственные (муниципальные) закупки. Не смотря на общие положительные результаты, остаются определенные сложности системного характера, сдерживающие развитие системы государственных (муниципальных) закупок.
Прежде всего, к ним относится отсутствие единообразной правоприменительной практики и возможность неоднозначного понимания отдельных положений Закона №44-ФЗ.
Так на сегодняшний день исполнение контракта включает в себя не только выполнение контрагентом обязательства по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), но и приемку, экспертизу полученных по контракту результатов. Законом №44-ФЗ введена обязанность заказчика по составлению отчетности по результатам исполнения контракта и отдельного этапа исполнения контракта. При этом Закон №44-ФЗ не содержит понятие «этап исполнения контракта», сроки размещения в ЕИС отчета об исполнении этапа контракта, порядок и принципы проведения экспертизы результатов, полученных по контракту, отсутствует ответственность экспертов за результаты проведенной экспертизы.
По нашему мнению для повышения объективности в оценке результатов исполнения контракта необходимо: во-первых, закрепить понятие «этап исполнения контракта»; во-вторых, целесообразно установить требование о подготовке и размещении в ЕИС исключительно окончательного отчета об исполнении контракта по результатам его полного исполнения (изменения, расторжения); в-третьих, ввести административную ответственность эксперта с целью исключения дополнительных трат на фиктивные заключения, и повышения эффективности работы заказчиков.
Немало проблемных вопросов на этапе заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов возникает в связи с наличием элемента недобросовестности, как на стороне заказчика, так и поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчики продолжают закупать аналогичные товары, работы, услуги, значительно отличающиеся по характеристикам и ценам. Отсутствует обоснование планируемых и осуществляемых закупок, что приводит к закупке товаров, которые обладают «избыточными» или недостаточными потребительскими свойствами.
В этих условиях сохраняется неравномерность выполнения государственных (муниципальных) контрактов в течение года, а также практика увеличения стоимости законтрактованных работ в процессе исполнения контракта, изменения объема и качества поставок.
В настоящее время существуют риски, связанные с неисполнением контрагентами (поставщиками, исполнителями, подрядчиками) обязательств по контрактам, в особенности в случае наличия в них условий об авансировании. В отдельных случаях размеры авансов достигают 80-100% от цены контракта. При этом выданные авансы не закрываются выполненными работами (поставками продукции).
Между тем государство не может и не должно выступать инвестором в закупочных правоотношениях, предоставляющим беспроцентные кредиты поставщикам в виде авансовых платежей. Требуется пересмотр подходов к авансированию контрактов и сохранению его только в случаях, когда аванс действительно снижает издержки заказчика и поставщика по исполнению контракта.
При сохранении практики авансирования потребуется введение инструмента, позволяющего установить контроль за предоставляемыми поставщикам денежными ресурсами. Таким инструментом является апробированное в 2015 году, получившее положительные отзывы участников закупочного процесса, казначейское сопровождение контрактов. При казначейском сопровождении исполнители по контрактам осуществляют операции со средствами в рамках исполнения контрактов, предоставленными в качестве аванса, на счетах неучастников бюджетного процесса, открываемых в органах Федерального казначейства (финансовых органах).
Совершенствование казначейского обслуживания должно быть проведено и в части решения проблемы неисполнения или несвоевременного исполнения государственным (муниципальным) заказчиком обязательств по оплате государственного (муниципального) контракта, поскольку отсутствие оплаты за уже выполненные работы (услуги) ухудшает положение поставщиков (исполнителей, подрядчика) не позволяет рассматривать контракт в качестве безрискового актива инвесторам.
Также предлагаем расширить практику банковского сопровождения контрактов, что позволит кредитным организациям занимать более активную позицию в вопросе признания государственного (муниципального) контракта привлекательным инвестиционным проектом.
Необходимо прекратить практику принятия получателем бюджетных средств обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год (за исключением случаев, установленных бюджетным законодательством). В этой связи предлагаем ввести блокирование доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с планами-графиками с учетом принятых к учету бюджетных обязательств по заключенным государственным (муниципальным) контрактам.
Предварительная блокировка лимитов не позволит принять решение об их перераспределении без изменения планов-графиков, сформирует сведения о «свободных лимитах» и соответственно объеме прав на принятие договорных обязательств.
Еще одной из причин, сдерживающих развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является противоречивая позиция судов в вопросах толкования норм права. Судебные споры по вопросам заключения, исполнения и расторжения государственных (муниципальных) контрактов составляют значительный объем от общего количества дел, рассматриваемых в арбитражных судах Российской Федерации. Однако не смотря на указанный факт данная категория споров в настоящий момент остается не урегулированной. Учитывая, что законодательство в сфере закупок довольно часто претерпевает значительные изменения, а также тот факт, что вынесение решения конечной судебной инстанцией требует соблюдения определенного процессуального порядка, вопросы судебной практики по государственным (муниципальным) контрактам в ближайшее время не будут до конца урегулированы.
В конце настоящей работы хотелось бы отметить следующее. При разработке нормативной основы федеральной контрактной системы, конечно, важно учитывать потенциал права, выражающийся в возможности «инициировать зарождение и (или) развитие отношений... которые пока отсутствуют, только нарождаются или находятся в стадии становления». В то же время не следует преувеличивать возможности права, не стоит создавать сверхсложные конструкции, институты, пусть и оправданные теоретически, но трудно представляемые для реализации на практике.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 31. - ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 32. - ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 5. - ст. 410.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 1.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - N 14. - ст. 1652.
6. Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 ноября 2015 г. N Д28и-3352 "О каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СПС «Гарант».
Судебная практика:
1. Определение ВАС РФ от 15.03.2010 № ВАС-2743/10 по делу № А76- 6446/2009-17-344 // СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5467/14 по делу N А53-10062/2013 // Вестник ВАС РФ. 2014. N 11.
3. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 N 11535/13 по делу N А40-148581/12, А40-160147/12 // Вестник ВАС РФ. 2014. N 6.
4. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2015 N Ф06-22925/2015 по делу N А55-14084/2014 // СПС "КонсультантПлюс".
5. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2015 N Ф05-14944/2014 по делу N А40-170328/12-7-1657 // СПС "КонсультантПлюс".
6. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.08.2014 по делу №А17-5614/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.08.2014 по делу № А67-948/2014 «О расторжении государственного контракта на поставку продукции и взыскании неустойки» // СПС «Консультант Плюс».
8. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 № 09АП- 11847/2015-ГК по делу № А40-178922/14 // СПС «КонсультантПлюс».
Научная литература:
1. Айдаева С.А., Сатийаджиева К.М. Система государственных закупок в Российской Федерации: история развития и современное состояние // В сборнике: Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем Сборник научных трудов XIII Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Шабановой М.М. - 2016. - С. 21-25.
2. Андреева Л.В. Государственный контракт как эффективный способ обеспечения государственных нужд // Гражданское право. - № 5 (сентябрь - октябрь). - 2016. - С. 3 - 8.
3. Антонов В. И., Киселева О. В. Зарубежный опыт регулирования размещения государственного заказа и возможность его использования в российской практике // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - С.77.
4. Антропова Т.Ю. «Подводные камни» госконтракта //Руководитель бюджетной организации.-2014.-№9.-С.6.
5. Ахметова Л. Я. Система государственных закупок [Электронный ресурс] // Информационный портал бухгалтерского учета, налогообложения и аудита. Режим доступа: http://www.audit-it.ru/news/finance/207237.html. Загл. с экрана.
6. Бабунова С.А. Порядок заключения контракта на поставку товара для государственных (муниципальных) нужд // В сборнике: Теория и практика приоритетных научных исследований сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. - 2016. - С. 139-142.
7. Беляева О.А. Договорная работа на предприятии. Практические рекомендации в вопросах и ответах. - М.: КОНТРАКТ; ИНФРА- М, 2011.-С. 23
8. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая о передаче имущества. Изд. 3-е, стериотипное. - М.: Статут, 2001. С.113.
9. Гончаров Е. История торгов в России // Конкурсные торги. - 1998. - № 8. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-плюс».
10. Горбунова Л. В. Поставка продовольствия для государственных нужд по российскому гражданскому праву :дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2014. - С.81.
11. Дойников И. В. Государственное предпринимательство : учебник. - М., 2013. - С. 173.
12. Загоруйко И.Ю., Бахматова А.Н. Экономико-правовые нормы в проведении конкурсных закупок // В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономических исследований сборник материалов XIV-й международной научно-практической конференции. НИЦ «АПРОБАЦИЯ». - 2017. - С. 50-52.
13. Заикина И.В., Козлитин Г.А., Альбов А.П. Проблемы правового регулирования исполнения государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд, заключенного по результатам электронного аукциона по итогам 2016 года // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2017. - № 14. - С. 79-85.
14. Здоровцова И.Ю., Лучкина В.С. Модернизация механизма государственных и муниципальных закупок // В сборнике: Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. - 2017. - С. 59-63.
15. Калемина В.В. Договорное право. - М.: Омега-Л, 2014. - С.153.
16. Кикавец В.В. Философия качества, или как оцепить качество в сфере закупок // Госзакупки.ру.-2014.-№12.-С.16.
17. Князьнеделин Р.А., Смуров A.M. История становления и развития системы закупок для государственных нужд в России // Экономическое возрождение России. - 2016. - № 1 (47). - С. 113-123.
18. Макушова О.М., Конев П.А. Возможности и условия перехода к маркетинговой ориентации в управлении хозяйствующими субъектами аграрной сферы экономики // Изв. С.-Петерб. гос. аграрного ун-та. - 2013. - № 33. - С. 118-123.
19. Официальный сайт «Единая информационная система в сфере закупок». Режим доступа: http: // zakupki.gov.ru/ epz / main / public / home.html (Дата обращения 07.04.2017 г.)
20. Прокофьевич С.Е., Горбунцов М.А. Процесс организации федеральных закупок в США // Финансы. - 2012. - № 1. - С.101.
21. Разиньков П.И. Проблемы совершенствования управления государственным сектором экономики в РФ // Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах. - Тверь: ТвГТУ, 2015. - С.55.
22. Разиньков П.И., Евсеева Е.М. Государственные закупки: понятие и сущность // В сборнике: Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах материалы всероссийской (заочной) научно-практической конференции: в 2-х частях. - 2016. - С. 130-136.
23. Редакционная группа проекта «ЗА честные закупки». Серая книга Остапа Бендера. - М., 2015. - С. 5.
24. Рыманов А. Ю. Анализ системы государственных закупок // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 16 ( 367). - С. 40-44.
25. Савченко В.В. Анализ зарубежного опыта управления государственными и корпоративными закупками // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. Т. 7. - № 2 (26). - С. 166-172.
26. Солина О.А. Коллизии в системе государственных закупок // Юридическая техника. - 2017. - № 11. - С. 707-709.
27. Сычев А.Л. Правовое регулирование закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков // Actualscience. - 2017. Т. 3. - № 1. - С. 104-107.
28. Титова Г.Г. К вопросу об ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) контракта на поставку для государственных и муниципальных нужд // Конкурентное право. - 2016. - № 3. - С. 18-21.
29. Ткаченко В.А., Конев П.А. Аспекты информационного обеспечения современного управления (на примере сельского хозяйства) // Изв. С.-Петерб. гос. аграрного ун-та. - 2011. - № 22. - С. 215-221.
30. Федина Л.М. Изменение и расторжение договора поставки для государственных нужд.правовая характеристика, перспективы развития // Наука и бизнес: пути развития. - 2015. - № 8. - С. 120-125.
31. Феклистова Д.П. История зарождения и становления института государственных закупок в России // Молодой ученый. - 2017. - № 7 (141). - С. 371-373.
32. Феклистова Д.П. Сравнительный анализ европейской, американской и российской моделей становления института государственных закупок // Молодой ученый. - 2017. - № 7 (141). - С. 373-375
33. Халилов Р.М. История формирования российской системы государственных закупок // В книге: Реформы в России и проблемы управления - 2016 Материалы 31-й Всероссийской научной конференции молодых ученых. - 2016. - С. 227-229.
34. Халяпин А.А., Скрипник А.Д., Алексеев В.М. Роль государственных закупок в экономике России // В сборнике: Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем сборник статей международной научно¬практической конференции: в 2 частях. - 2017. - С. 183-186.
35. Чваненко Д.А. К вопросу об ответственности за нарушение условий государственного (муниципального) контракта // Госзакупки.ру.- 2015.-Ks4.-C.12.
36. Чуряев А.В. Сложные вопросы применения законодательства о КС// Госзаказ в вопросах и ответах-2015.-11.-С.33.
37. Шарипов Ж.З. Правовые проблемы осуществления государственных закупок в России // В сборнике: Современные условия взаимодействия науки и техники Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор СукиасянАсатур Альбертович. - 2017. - С. 199-201.
38. Яровой А. В. Поставка для государственных нужд :дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2012 - С.43.
Электронные ресурсы:
1. URL: https://www.fai.gov.
2. Federal Acquisition Institute. - 1999. - Р. 3-15.
3. URL: https://www.acquisition.gov
4. http: // economy.gov.ru/ minec / about / structure / depfks / index - ОфициальныйсайтМинистерстваэкономическогоразвитияРФ


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ