Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Работа №192880

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

финансы и кредит

Объем работы106
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы управления финансами в общественном секторе 6
1.1 Сущность и роль финансового менеджмента в общественном секторе 6
1.2 Понятие и масштабы общественного сектора в национальной экономике 14
1.3 Зарубежный опыт осуществления финансового менеджмента в общественном
секторе 20
2 Анализ методических аспектов управления финансами в общественном секторе 29
2.1 Анализ действующих инструментов управления финансами в бюджетном процессе .. 29
2.2 Анализ системы оценки качества финансового менеджмента на федеральном уровне 35
2.3 Сравнительный анализ методик оценки качества финансового менеджмента на
региональном уровне 45
3 Направления развития инструментов управления финансами в общественном секторе . 57
3.1 Рекомендации по разработке методики оценки эффективности использования
бюджетных средств на федеральном уровне 57
3.2 Разработка единой методики оценки качества финансового менеджмента на
региональном уроне 64
3.3. Апробация разработанной методики оценки качества финансового менеджмента на региональном уровне на примере Томской области 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
Приложение А Расчет факторов риска по методике оценки эффективности использования бюджетных средств 98
Приложение Б Значения показателей оценки качества финансового менеджмента на
региональном уровне согласно представленному набору показателей, их расчету и шкалы для определения оценки, представленных в таблице 18 101

Развитие российской экономики, активное ее участие в процессах финансовой глобализации, необходимость перехода к инновационному типу ее развития требуют модернизации и применения новых концептуальных подходов к управлению финансами в общественном секторе. Эффективная и надежная финансовая система является важнейшим условием развития экономики. В последнее десятилетие большое внимание уделяется вопросам совершенствования бюджетного процесса, упорядочиванию бюджетного устройства, а также необходимости повышения прозрачности и результативности управления финансами в общественном секторе. Важность совершенствования системы управления государственными финансами находит свое отражение в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию. Так в Бюджетном послании 2017-2019 гг. особый акцент сделан на повышении качества управления региональными и местными финансами. В связи с этим особенно актуальными являются вопросы внедрения эффективных инструментов управления финансами в общественном секторе.
Вопросы управления финансами явились предметом исследования многих российских и зарубежных авторов. В трудах таких экономистов, как А.Г.Грязновой, Е.В.Маркиной, В.А.Кашиной, В.В.Романовского рассматриваются проблемы теории и организации управления государственными финансами. Проблема осуществления финансового менеджмента в общественном секторе является новым научным направлением в отечественных исследованиях. Среди отечественных ученых и практиков, занимающихся данной проблематикой, следует отметить В.В.Гамукина, А.Г. Силуанова, И. А. Лисовской, А.З.Бобылевой, В.Г.Золотогорова, М.В.Казаковцевой, С.С.Бычкова, Н.В.Фадейкиной, Г.А.Фадейкина, В.В.Ковалева. Среди зарубежных ученых занимающихся данной проблематикой, следует отметить Г.Аллисона, Ю.Бригхэма, Ф. Тейлора, П. Друкера, Дж.Матзера, П. Эразмуза, С. Виссера, Д. Стиглеца.
Анализ работ указанных авторов показал, что на сегодняшний день в отечественной и зарубежной экономической литературе вопрос внедрения эффективных инструментов финансового менеджмента в общественный сектор недостаточно раскрыт. В публикациях, как правило, рассматриваются либо вопросы управления бюджетами, либо вопросы бюджетирования, ориентированного на результат, мониторинга качества финансового менеджмента и т.д. Нет комплексного подхода к изучению проблемы. Требует совершенствования понятийный аппарат и методология финансового менеджмента в общественном секторе.
Целью исследования является изучение теоретических аспектов и выработка практических рекомендаций по развитию инструментов управления финансами в общественном секторе.
Реализация поставленной цели обусловила решение в ходе исследования следующих основных задач:
- изучить теоретические основы управления финансами в общественном секторе;
- провести анализ действующих инструментов управления финансами в общественном секторе;
- провести анализ методик оценки качества финансового менеджмента не федеральном и региональных уровнях;
- сформулировать рекомендаций по разработке методики оценки эффективности использования бюджетных средств на федеральном уровне;
- разработать единую методику оценки качества финансового менеджмента на региональном уровне и провести ее апробацию на примере Томской области.
Объектом исследования являются инструменты управления финансами в общественном секторе. Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе управления финансами в общественном секторе на федеральном и региональном уровнях.
При обработке и систематизации информации применялись методы группировок, классификации, сравнительный анализ, метод построения аналитических таблиц и др.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных исследователей, посвященных основам государственного и корпоративного финансового менеджмента, базирующихся на системном и функциональном подходах.
Информационную базу исследования составили материалы Министерства финансов РФ, данные Федеральной службы государственной статистики, данные об оценке качества финансового менеджмента ГРБС Томской области за 2014-2016 гг.
Научная новизна исследования заключается в выработке практических рекомендаций по развитию инструментов управления финансами в общественном секторе. Новыми являются следующие научные результаты:
1. Дополнено понятие «финансовый менеджмент в общественном секторе» с выделением конечной цели осуществления данного процесса, а именно «как системы принципов и методов разработки и принятия управленческих решений органами государственной власти и некоммерческими организациями по поводу формирования, распределения и эффективного использования финансовых ресурсов с целью улучшения благосостояния населения страны, предполагающую осуществление систематического контроля данных решений, а также выявление возникающих рисков и разработке мер по их предотвращению».
2. Выработаны рекомендации по развитию методики оценки эффективности использования бюджетных средств на федеральном уровне в рамках совершенствования федеральной методики оценки качества финансового менеджмента главных администраторов (распорядителей) средств федерального бюджета согласно приказу Минфина РФ от 13.04.2009г №34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета».
3. Разработана единая методика оценка качества финансового менеджмента на региональном уровне, позволяющая проводить сравнительный анализ эффективности использования бюджетных средств ГРБС как в рамках одного региона, так и на межрегиональном уровне. Данная методика нашла свою апробацию на примере Томской области.
Научная значимость исследования состоит в том, что основные выводы и положения диссертации развивают методические основы управления финансами в общественном секторе и могут быть использованы при изучении курсов «Финансовый менеджмент» и «Государственные и муниципальные финансы». Результатом научного исследования является разработка авторского определения понятия «финансовый менеджмент в общественном секторе», которые могут быть использованы при совершенствовании нормативно-правовых актов в данной области на федеральном уровне.
Практическая значимость исследования заключается в разработке единой методики оценки качества финансового менеджмента на региональном уровне и ее апробации на примере Томской области, выработке рекомендаций по развитию методики оценки эффективности использования бюджетных средств на федеральном уровне в рамках совершенствования федеральной методики оценки качества финансового менеджмента главных администраторов (распорядителей) средств федерального бюджета согласно приказу Минфина РФ от 13.04.2009г №34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета».
Полученные исследования могут быть использованы федеральными и региональными органами государственной власти и государственными учреждениями при совершенствовании организационно-правовых основ и процедур управления финансами в общественном секторе.
1 Теоретические основы управления финансами в общественном секторе 1.1 Сущность и роль финансового менеджмента в общественном секторе
В настоящее время особенно актуальными являются вопросы эффективного управления финансами в общественном секторе российской экономики. В последнее десятилетие большое внимание уделяется вопросам совершенствования бюджетного процесса, упорядочиванию бюджетного устройства, а также необходимости повышения прозрачности и результативности управления финансами в общественном секторе.
Однако, несмотря на значительное развитие нормативно-правовой базы, и внедрение различных новшеств, качество оказания государственных услуг населению остается на низком уровне. Сегодня можно наблюдать тенденцию увеличения спроса со стороны населения на оказание государственных (муниципальных) услуг с одновременным сокращением бюджетных средств на данные нужды. В связи с этим особенно актуальными являются вопросы внедрения инструментов финансового менеджмента в бюджетный процесс.
Важность совершенствования системы финансового менеджмента в бюджетном процессе находит свое отражение в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию. Так в Бюджетном послании 2017-2019 гг. особый акцент сделан на повышении качества финансового менеджмента в субъектах РФ, стимулированию органов государственной власти субъектов РФ к повышению качества управления региональными и местными финансами [7].
Понятие «финансовый менеджмент» (от английского financial management), которое дословно означает «управление финансами», пришло в Россию в конце 20-го века из-за рубежа. В настоящее время под термином «менеджмент» подразумевают «менеджмент бизнеса», однако один из первых основоположников данной науки Ф.У.Тейлор считал, что «менеджмент бизнеса» является более узким понятием и выступает лишь подвидом общего менеджмента, что подтвердил в своем выступлении в 1912 году в Конгрессе США, где в качестве примера применения «финансового менеджмента» привел некоммерческую организацию - клинику Мейо [84]. Однако в США в период Великой депрессии в виду негативного отношения к коммерческому сектору, произошла подмена понятий и под «финансовым менеджментом государственного сектора» стали понимать «государственное управление».
В настоящее время в России не существует единого подхода к понятию «финансовый менеджмент», мнения авторов сильно расходятся, что дает возможность их группировки, относительно сущности данного понятия.
Группа авторов, а именно А.З.Бобылева, Н.А.Старкова, И.Я.Лукасевича, под «финансовым менеджментом» понимают управление денежными потоками и финансовыми операциями, совершаемые хозяйствующим субъектом.
Вторая группа авторов в лице И.А.Лисовская, В.Б. Сироткин считают, что финансовый менеджмент - система принципов, методов и процедур разработки и реализации управленческих решений, направленных на эффективное использование ограниченных ресурсов.
Третья группа авторов в лице В.В. Ковалева рассматривают систему управления финансами как сложную двухуровневую систему, а именно, на макроуровне - финансовый менеджмент в общественном секторе и микроуровне - управление финансами на уровне коммерческого предприятия. При этом особый интерес авторов сегодня связан именно с особенностями управления финансами в общественном секторе.
В экономической литературе существует множество трактовок понятия «финансовый менеджмент» в общественном секторе, предложенных различными авторами, на основании которых можно выделить ключевые подходы к определению данного понятия, представленные в таблице 1....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последнее десятилетие большое внимание со стороны органов государственного управления как на федеральном, так и региональном уровнях уделяется вопросам повышения прозрачности и результативности управления финансами в общественном секторе. В связи с этим необходимо внедрять эффективные инструменты управления финансами в данный сектора национальной экономики. На основании этого, в рамках исследования были достигнуты следующие научные и практические результаты исследования.
В рамках научного исследования было дополнено понятие «финансовый менеджмент в общественном секторе» с выделением конечной цели осуществления данного процесса, а именно «как системы принципов и методов разработки и принятия управленческих решений органами государственной власти и некоммерческими организациями по поводу формирования, распределения и эффективного использования финансовых ресурсов с целью улучшения благосостояния населения страны, предполагающую осуществление систематического контроля данных решений, а также выявление возникающих рисков и разработке мер по их предотвращению». Авторское определение данного понятия может быть использовано при совершенствовании нормативно-правовых актов в данной области на федеральном уровне.
Более того, выводы и положения диссертации развивают методические основы управления финансами в общественном секторе и могут быть использованы при изучении курсов «Финансовый менеджмент» и «Государственные и муниципальные финансы».
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
1) Разработаны рекомендаций по развитию методики оценки эффективности использования бюджетных средств на федеральном уровне в рамках совершенствования федеральной методики оценки качества финансового менеджмента главных администраторов (распорядителей) средств федерального бюджета согласно приказу Минфина РФ от 13.04.2009г №34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета».
Предлагаемый подход расчета уровня бюджетного риска для оценки эффективности использования бюджетных средств ГРБС на федеральном уровне является наиболее удобным, поскольку не требует дополнительного расчета показателей, дополнительных процедур, а, следовательно, позволяет оперативно осуществлять оценку качества эффективности использования бюджетных средств, то есть оценивать возникающие риски.
Более того, в рамках данной методики были разработаны соответствующие шкалы уровня риска, согласно которым ГРБС смогут осуществлять анализ причин, обусловивших данное значение и разрабатывать комплекс мероприятий по снижению данного уровня риска до допустимого значения в следующий отчетный период.
В рамках исследования было проведен расчет уровня бюджетного риска для пяти ГРБС федерального бюджета, на основании которого был сделан вывод о сопоставимости предложенной методики с оценкой качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями (администраторами) средств федерального бюджета. Поскольку можно наглядно видеть прямую зависимость между итоговым рейтингом качества финансового менеджмента и уровнем бюджетного риска. Чем выше рейтинг органа государственной власти, тем ниже уровень бюджетного риска.
2) Разработана единая методика оценки качества финансового менеджмента на региональном уровне по семи ключевым направлениям оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями (администраторами) бюджетных средств.
Предложенный подход по оценке качества финансового менеджмента на региональном уровне позволит проводить качественный анализ эффективности использования бюджетных средств, поскольку включает в себя набор удобных для расчета показателей, являющихся наиболее важными при оценке эффективности управления финансами, содержит шкалу оценки, веса показателей оценки каждого направления, а также веса каждого направления в общей оценке.
Новацией в оценке качества финансового менеджмента на региональном уровне по сравнению с применяемой методикой оценки эффективности использования бюджетных средств ГРБС является не только деление их на группы в зависимости от количества подведомственных учреждений, но также и введение корректирующего коэффициента сложности управления финансами - Ксл, расчета уровня бюджетного риска.
Данный подход по оценке качества финансового менеджмента на региональном уровне позволяет приблизить его к применяемой методике для оценки ГРБС на федеральном уровне, его можно использовать для расчета оценки качества финансового менеджмента для ГРБС на федеральном уровне, поскольку он является более емким и содержит в себе подход деления ГРБС на группы с учетом определения корректирующего коэффициента сложности управления финансами, аналогичной методики расчета уровня бюджетного риска.
Данная методика была апробирована на примере расчета эффективности использования бюджетных средств главными распорядителями средств областного бюджета Томской области. В ходе ее апробации был сделан вывод о целесообразности ее использования.
Разработанный подход является более емким, при этом простым и удобным при расчете показателей по предложенным направлениям, затрагивает аспекты риск- менеджмента, по сравнению с применяемой методикой в настоящее время при оценке главных распорядителей средств областного бюджета Томской области. На основании ее использования возможно разрабатывать контрольные мероприятия по повышению качества управления региональными финансами, нести ответственной за то или иное полученное значение степени качества управления финансами, более детально анализировать полученные значения и проводить удобный сравнительный анализ ГРБС между собой как на региональном уровне, так и позволит проводить качественный сравнительный анализ эффективности использования бюджетных средств между регионами.
Таким образом, полученные исследования могут быть использованы федеральными и региональными органами государственной власти и государственными учреждениями при совершенствовании организационно-правовых основ и процедур управления финансами в общественном секторе.


1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием от 12 декабря 1993 г.: (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7- ФКЗ, от 05 февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справочно - правовая система. - Версия от 20.03.2018. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31 июля 1998 года Хо145-ФЗ (в ред. от 28.12.2017) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия от 20.03.2018. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Гражданский кодекс российской федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ: (в ред. от 29.12.2017) // Консультант Плюс: справочно - правовая система. - Версия от 20.03.2018. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
4. Гражданский кодекс российской федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ: (в ред. от 29.12.2017) // Консультант Плюс: справочно - правовая система. - Версия от 20.03.2018. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
5. Вопросы Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 185 (в ред. от 07.06.2017) // Консультант Плюс: справочно - правовая система. - Версия от 04.04.2018. - Электрон. дан.
- Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
6. Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на 2006-2008 годы [Электронный ресурс]: письмо Минфина РФ от 27.06. 2005 г. № 02-АЛ/2008// Консультант Плюс: справочно - правовая система. - Версия от 04.04.2018. - Электрон. дан.
- Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.Минфином РФ от 27.06.2005 г №02- АЛ/2008.
7. О бюджетной политике в 2017-2019 годах [Электронный ресурс]: послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 1 декабря 2016 г.:// Консультант Плюс: справочно - правовая система. - Версия от 20.03.2018. - Электрон. дан.
- Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. О внесении изменений в положение об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденное приказом Минфина РФ от 13.04.2009 г.№34н [Электронный ресурс]: письмо Минфина РФ от 16.05.2016 г. №63н // Консультант Плюс: справочно - правовая система. - Версия от 04.04.2018. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
9. О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (в ред. от 10.02.2017) // Консультант Плюс: справочно - правовая система. - Версия от 04.04.2018. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
10. О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ № 137н, Минэкономразвития РФ №527 от 29.10.2010 (в ред. от 07.11.2011) // Консультант Плюс: справочно - правовая система. - Версия от 04.04.2018. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
11. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: федер. закон от 12.01.1996 N 7 - ФЗ: (в ред. от 31.12.2017)// Консультант Плюс: справочно - правовая система. - Версия от 20.03.2018. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
12. О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Росссийской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2014 №621 (в ред. от 09.08.2016) // Консультант Плюс: справочно - правовая система. - Версия от 04.04.2018. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
13. О порядке осуществления в Министерстве финансов Российской Федерации оперативного мониторинга качества финансового менеджмента [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 19.10.2011 №383 (в ред. от 20.01.2014) // Консультант Плюс: справочно - правовая система. - Версия от 04.04.2018. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
14. О порядке мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета Новосибирской области [Электронный ресурс]: приказ Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области от 09.07.2013 №54-НПА (в ред. от 15.02.2017) // Консультант Плюс: справочно - правовая система. - Версия от 04.04.2018. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
15. О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 3.12.2010 г. №552 (в ред. от 14.04.2016) // Консультант Плюс: справочно - правовая система. - Версия от 04.04.2018. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та....109


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ